зачем крышку гроба ставят в подъезде
Сегодня утром вышла из подъезда, увидела у соседнего подъезда крышку гроба. Стыдно признаться, но обычно всегда всматриваюсь в фотографию, чтобы опознать умершего. На сей раз фото не было.
Пару лет назад в гости приезжала подруга из Москвы, она была крайне удивлена, когда увидела такую крышку гроба, сказала, что у них так не делают, что она никогда ничего подобного не видела. Искренне не понимала, зачем так делают.
В других городах я гуляла только по центральным улицам, во внутренние дворики не заходила, следовательно, крышки, если они и стояли, не видела. Все же интересно: в других городах выставляют крышки гроба у подъезда? А как это делают в деревнях?
Сообщений: 23 959
Из: норки
крышка гроба у ворот
Да, это обычай, пришедший из деревни.
Не знаю, как в русских деревнях, в чувашских такой обычай.
Сообщений: 7 036
Из: НЮР
Спросила подругу из Астрахани. Говорит, тоже ставят,чтоб видели что человек умер и пришли проводить.
Сообщений: 20 835
Из: да!
Шестая, просто Ваша московская подруга ненаблюдательна.
Сообщений: 2 461
Из: Малого Мазамбика
Православные христиане в нашей стране везде так делают.
Не случайный прохожий
Сообщений: 4 604
Из: волшебной страны Оз
И в Москве такое видела, и даже в Прибалтике (правда еще в начале 90-х).
Сообщений: 40 366
Из: снов дочери
в такую погоду тело держат дома три дня?
Все когда-то умирают.
вроде за сутки сейчас хоронят (у знакомых за сутки после смерти хоронили)
Я бы сказал, просто Москва не Россия.
к примеру. В Ярославле существуют прощальные залы,куда все и приходят к покойному. По домам не ходят.
Подписаться на тему
Уведомление на e-mail об ответах в тему, во время Вашего отсутствия на форуме.
Подписка на этот форум
Уведомление на e-mail о новых темах в этом форуме, во время Вашего отсутствия на форуме.
Скачать / Распечатать тему
Скачивание темы в различных форматах или просмотр версии для печати этой темы.
На грустную тему о русских похоронных традициях, и что в них удивило иностранца. Часть первая
Во-первых, умерший был мне не только не дорог, но и просто не знаком, поэтому никаких отрицательных эмоций по поводу его кончины я не испытывала, кроме, может быть, некоторого сочувствия его ближайшим родственникам. Во-вторых, рядом со мной находился иностранец, который своими вопросами и рассуждениями заставил меня о многом задуматься.
Иностранец жил в нашей российской, обычной трёхкомнатной квартире в течение двух недель. А его вопросы на похоронную тему начались с того, что однажды мы, выходя из лифта, неожиданно наткнулись на красную крышку гроба, преградившую нам путь к квартире. Как оказалось, умер сосед по лестничной площадке. Правда, он здесь и не жил, это была квартира его матери, но в силу разных обстоятельств хоронить его стала мать из своей квартиры.
Иностранец был очень недоволен, что крышка гроба оказалась у нашей входной двери. Он спросил: «А почему крышку гроба надо непременно оставлять у двери соседей?» Я объяснила ему, как смогла, что лестничные пролёты наших многоэтажек настолько тесные и узкие, что больше её просто поставить некуда. Следующий его вопрос был о том, зачем вообще надо крышку гроба заносить в дом и почему её нельзя оставить в ритуальном зале до дня погребения. Далее моего гостя интересовало, почему дверь в квартиру соседей открыта и туда постоянно заходят и выходят какие-то люди. Я осторожно спросила его: «А чем это нам мешает?» Дело в том, что наша дверь и дверь соседей были отгорожены ещё одной общей дверью — той, что мы в России называем «карманом». Иностранец заметил, что многочисленные гости к соседям ходят по нашей совместной территории, но на это никто из нас им разрешения не давал. Да и разрешения этого, собственно говоря, никто ни у кого не спрашивал.
Я ему объяснила, как могла, что мне очень жаль соседку бабу Клаву, у неё умер единственный сын. Все эти люди приходят к ней из самых лучших побуждений, искренне её поддерживая и помогая ей организовать похороны.
«Что значит «помогают организовать похороны»? Разве этим занимается не специальная ритуальная служба или похоронное агентство?» — удивился иностранец.
Я не стала вдаваться в подробности, а просто сказала, что все эти люди приходят ещё и для того, чтобы проститься с умершим. Вот тут-то с моим гостем случился настоящий шок.
«То есть как это — проститься с умершим?! А зачем для этого надо идти в квартиру его матери?»
«Так гроб с телом находится именно там».
«Что вы имеете в виду?»
«Гроб с телом умершего мужчины в настоящий момент находится в квартире его матери, нашей соседки».
«Нет, я не понял. Объясните, где сейчас находится тело умершего мужчины?»
Я снова и снова стала объяснять иностранцу. Он меня переспрашивал ещё трижды про тело, так как не был уверен в том, что верно меня понял. Наконец, после паузы, он уточнил уже в четвёртый раз: «Вы точно уверены в том, что если я сейчас, предположим, войду в квартиру к вашей соседке, то там прямо в квартире будет стоять гроб с мёртвым телом её сына? Я правильно вас понял?» Я уже в пятый раз подтвердила ему, что всё именно так и есть.
«Но откуда вы это знаете про гроб с телом? Вы же сами не заходили к соседке и не видели всего этого своими собственными глазами».
«Я знаю это наверняка — таковы российские похоронные традиции? У нас так делают все. Тут и знать нечего».
Мой гость изумлённо спросил: «А зачем мёртвое тело приносить в дом к живым людям? Разве так делают?»
«У нас в России — делают».
Следующая новость, которая повергла моего гостя в полное изумление, было то, что гроб с телом покойного будет находиться в соседней квартире в течение трёх дней. Сначала иностранец спросил, все ли жильцы подъезда дали на это согласие. Потом он уточнил размеры квартиры моей соседки. Когда он узнал, что квартира однокомнатная, то недоумённо спросил: «А куда же пойдёт ночевать сама соседка?» Я ответила: «Никуда. Она останется в своей квартире все эти три дня». Иностранец снова уточнил: «А где она будет спать эти три ночи? Или гроб с мёртвым телом на ночь будут всё время увозить в ритуальный зал?» Я ответила, что спать соседка вообще не будет, у нас принято сидеть у гроба покойного все ночи, пока, тело три дня находится в квартире и не спать.
«Но это очень жестоко по отношению к родственникам умершего. Такое испытание это — как будто наказание им за что-то. Так поступать просто бесчеловечно. Люди и так скорбят по поводу кончины родного человека, а им почему-то устраивают наказание в виде сурового испытания». Подумав немного, иностранец вдруг сказал: «Но ведь ваша соседка может замёрзнуть».
«Почему замёрзнуть, ведь сейчас июнь?»
«Конечно, я понимаю, что на улице стоит жара, но для сохранения мёртвого тела вашей соседке придётся включить свой домашний кондиционер на полную мощность. Тело при таких условиях сохранить в течение трёх дней сложно, но можно. Но ведь сама-то она при этом может либо сильно простудиться, либо замёрзнуть совсем».
«У моей соседки нет в квартире кондиционера».
Иностранец опять застыл в изумлении. Он опять ничего не понял и трижды меня переспрашивал, уточняя те или иные детали. А мне вдруг вспомнились скорбные дни похорон одного из моих родственников. Дело было в 16-этажном доме. Был февраль месяц. Батареи в квартирах жарили изо всех сил, плюнь — зашипит. И когда родные поняли, что под жаром батарей тело сохранить вряд ли удастся, был вызван слесарь, который отключил отопление во всём стояке 16-этажного дома на три дня. Надо отдать должное соседям: никто из них не пожаловался на холод, стоически вынося в своих квартирах февральские морозы. Ведь все знали, почему отключены в доме батареи. Жители 16-этажного дома молча скорбели вместе с нами, страдая и мучаясь в память об умершем. В подобной ситуации мой иностранный гость, наверное, возмутился бы и не стал терпеть трёхдневный холод. Он либо съехал бы в гостиницу на три дня, либо побежал бы в ближайший магазин за обогревательными приборами. Нетерпеливые они, эти иностранцы!
После некоторого молчания мой гость снова возобновил свои расспросы: «А что у вас в России нет ритуальных залов и специальных похоронных домов, где устанавливают гроб с телом покойного и происходит прощание перед погребением?» Я пожала плечами. Наверное, где-то есть, я, правда, не знаю, где именно.
На следующий день в нашем общем с соседями коридоре к красной крышке гроба добавилась пара траурных венков. Мой гость никак данное событие не прокомментировал, но спросил, сколько будет ему стоить снять на две ночи гостиницу. Я решительно отвергла его планы насчёт отеля и убедила его оставаться в нашей квартире, мотивируя это тем, что ему представилась отличная возможность изучить российские традиции. Он нехотя согласился, но сказал, что всё это на него очень сильно давит морально. Позже иностранец всё же высказался по поводу траурных венков: «Вид этих искусственных цветов действует на психику человека подавляюще и удручающе. Я всегда полагал, что на похороны приносят только живые цветы. Искусственные цветы кладут только на могилу. Но у вас всё почему-то не так».
В день похорон, когда тело выносили из подъезда, во дворе нашего дома заиграл скорбную музыку небольшой оркестр. Звуки похоронного марша очень не понравились моему иностранному гостю и надолго испортили ему настроение. Он почти возмущённо сказал: «Как можно в центре миллионного города, возле таких высотных домов с огромным количеством жителей без всякого предупреждения и получения на то разрешения так громко играть траурную музыку?! Ведь это слышит огромное количество живых людей вокруг, не имеющих никакого отношения к покойному. Таким образом, организаторы похорон доставляют всем людям вокруг беспокойство, создают им неожиданные неприятные проблемы. Да и вообще, эта музыка действует подавляюще, она травмирует психику тех, кто её слышит. Организаторы похорон как будто заставляют всех окружающих скорбеть вместе с ними. Но имеют ли они на это право? И почему мы должны скорбеть вместе с ними? А, может быть, у людей праздник, день рождения, годовщина, приём гостей, свадьба в конце концов. А тут рядом — гробы, венки, мёртвое тело в доме, скорбные лица и траурная музыка».
«У нас встретить на своём пути покойника — это к счастью», — грустно заметила я.
«Ха-ха! Смешно! Я вас понял. Это — шутка из серии «чёрный юмор», — сказал мой собеседник, ни на секунду не допуская мысли о том, что я говорила серьёзно.
Когда гроб с телом покойного наконец вынесли из подъезда на улицу, его установили на табуретках на некоторое время перед нашим домом, для прощания. Мой иностранный гость стал поглядывать из нашего кухонного окна вниз. Смотрел он туда одновременно с любопытством и опаской. Поймав на себе мой взгляд, он объяснил: «Хочу до конца разобраться в ваших традициях. Изучать традиции других стран всегда интересно!» Я пошла к окну и составила гостю компанию. Теперь уже и я решила изучать реакции иностранцев на наши традиции.
Иностранец, пытаясь постичь умом наши российские традиции, а вместе с ними, видимо, и таинственную русскую душу, продолжал свои расспросы. «А что у вдовы никого после смерти мужа не осталось — ни детей, ни внуков?» «Осталось. У неё есть дочь и сын, а ещё, кажется, трое или четверо внуков». «Ничего себе! Как же она может просить о собственной смерти?! Ведь она сделает этим своих детей и внуков несчастными?!» — воскликнул мой иностранный гость. Я не нашлась, что ответить.
Между тем внизу под нашими окнами вдова продолжала свои стенания: «Ох, убейте меня, люди добрые! Да и закопайте прямо здесь во дворе, вон в той песочнице!» Её рыдания усилились. Я перевела слова безутешной вдовы иностранцу. Интересно, как он это прокомментирует. Да, не зря я вспомнила о традициях Индии!
Мой заморский гость попросил меня повторить перевод, так как не был уверен, что всё правильно понял. Потом он надолго замолчал. Мне пришлось самой вызывать его на продолжение разговора. Наконец он сказал: «Но ведь эта леди призывает окружающих её людей к совершению тяжкого уголовного преступления. Во-первых, если люди совершат то, о чём она просит, то будет заведено уголовное дело, и они попадут в тюрьму. Её горе понятно, но разве ей этого действительно хочется? А во-вторых, дети, которые будут играть в песочнице, вдруг обнаружат в песке мёртвое тело. Они получат сильнейшее нервное потрясение, что придётся лечить долгое время. Разве этой леди не жалко детей?»
«Вы воспринимаете всё слишком буквально. Эта леди говорит всё это просто, чтобы показать всем людям вокруг, как сильно она переживает потерю мужа». «Так она на самом деле всего этого не хочет?!» — опять удивился иностранец. «Скорее всего, нет». «Но, зачем говорить пустые слова и что-то демонстрировать окружающим?! Ведь это всё внешнее, наносное. А главное, не внешние ритуалы и традиции, а память сердца. Главное, вспоминать хорошо и с любовью об ушедшем от нас человеке. Хотя я знаю, что восточный человек говорит не всегда то, что думает. Он нагружает свои речевые сообщения неким подтекстом. В Западной же культуре принято говорить прямо, без контекста».
Да уж, вот она логика иностранца! Хотя, надо признать, что в его железной логике присутствуют и «души прекрасные порывы». Одно лишь рассуждение о памяти сердца чего стоит! Не ожидала я от «западного» человека такого!
Прощание перед домом закончилось, и траурная процессия удалилась, видимо, на кладбище.
Однако наш заморский гость снова очень удивился, когда из моей квартиры незнакомые угрюмые люди вынесли наш кухонный стол, все стулья и табуретки. Я долго не могла объяснить иностранцу, зачем всё это, потому что не знала, как сказать слово «поминки» на английском языке. Когда я, наконец, сообразила дать описательный перевод нашей российской традиции — что-то типа «Вечер хороших воспоминаний о покойном». Мой гость опять начал задавать любопытные вопросы. Во-первых, зачем этот вечер проводить у себя дома, тем более при таком ограниченном пространстве и нехватки мебели. Во-вторых, почему на таких вечерах надо непременно есть и пить. Я спросила иностранца, как это происходит у них. Он объяснил мне, что у них тоже бывают траурные собрания в память об умершем. Но главное на таких собраниях не кушать и выпивать, а говорить о покойном хорошие слова, вспоминая самые лучшие эпизоды из его жизни.
В заключении иностранец сказал: «Ваши похоронные традиции не совсем разумны и очень тяжелы для живых людей, для родственников и близких умершего. Вместо того, чтобы им как-то помочь справиться с горем, у вас как будто всё направлено на то, чтобы утяжелить, усложнить, усугубить ситуацию». «Так уж у нас в России сложилось. Таковы наши традиции», — ответила я. Мой гость спросил: «А что будет, если не соблюдать всех этих традиций при погребении умершего?»
«Да, собственно говоря, ничего. Но у нас все делают именно так и никак иначе».
Он продолжил: «Ну а всё же, если поступить иначе и организовать похороны более разумно, менее тяжело и психологически травматично для родственников и близких покойного?»
«Что конкретно изменить вы бы предложили?»
«Ну, уж как минимум отменить трёхдневное пребывание мёртвого тела в доме с таким огромным количеством живых жильцов и, конечно же, ночное бдение у гроба».
«Но, почему нельзя? Что случится, если организацией похорон займётся специальная служба? У нас это называется – «Похоронный Дом». Почему же нельзя? Что в этом плохого?».
«Люди осудят. Скажут, похоронили не по-человечески».
«Разве этот тяжелейший для человеческой психики обряд вы организовываете только для окружающих вас людей?»
«Во многом, пожалуй, да».
«Но, ведь, как я уже говорил, главное — не соблюдение внешних ритуалов, не формальное следование обрядам и традициям, а память сердца. Главное не в том, чтобы гроб с мёртвым телом простоял в квартире три дня, что, кстати говоря, совершенно не допустимо и с гигиенических соображений, а не только моральных или эстетических. Так вот, куда более важным представляется мне то, чтобы хорошая, добрая память о покойном осталась в вашем сердце. И совсем не обязательно о своих чувствах и эмоциях сообщать окружающим. Память об умершем — это ваше глубоко личное дело. Кстати сказать, во время похорон вокруг родственников покойного всё время была просто толпа народа. А это — очень плохо. Возможно, им вообще хотелось уединиться, никого не видеть. Скорее всего, им такое уединение было просто необходимо, чтобы пережить случившееся, привыкнуть к потере близкого человека, насколько это возможно, поплакать, в конце концов. Но нет, вокруг бедных родственников постоянно находилась куча народа, что ещё более усиливало и без того высочайшее напряжение их духовных сил. Нельзя в такие тяжёлые минуты заставлять людей работать на зрителя, окружая их десятками пар глаз любопытных наблюдателей».
«А что вы думаете о поминальном вечере?»
«Во-первых, совершенно ни к чему проводить его дома, если условия не позволяют сделать этого».
Но про память сердца мне почему-то было трудно не согласиться, и эта мысль прочно засела в моей голове.
Почему крышку гроба не заносят в дом? Зачем её оставляют стоять в подъезде?
Насколько мне известно, то это для того, что бы знали соседи и пришли попрощаться с умершим. Еще на ворота вяжут красные ленты, что так же оповещает о горе в доме. Если изучать что и как делается на похоронах, и что именно означает каждое действие, то на это уйдет куча времени.
Есть много народных традиций связанных с похоронами, например, о том что нужно занавешивать зеркала и т.д. Вот, кстати, страничка с описанием разнообразных примет и суеверий. Там нет приметы оставлять крышку гроба в подъезде. Лишь запрещено забивать эту крышку в доме.
Я думаю, что люди просто оставляют крышку на виду, чтобы соседи узнали о смерти их близкого и могли придти проститься.
У женщины умер гражданский муж.Она обратилась с просьбой захоронить его тело. МУП «Спецкомбинат» выдал направление на кладбище «Радужное».
В день похорон на месте захоронения собралось 20-30 человек, которые не дали сотрудникам ИП выкопать могилу, а женщину не пустили на кладбище,предложив провести похороны завтра.После этого женщина привезла гроб с телом мужа к зданию правительства.
Женщина не смогла похоронить мужа из-за разборок между группировками кладбищенской мафии.
Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров поручил департаменту по борьбе с коррупцией и градоначальнику жестко разобраться с проблемой.
Недавно у нас умер родственник, так его сестра и племянники с Москвы ехали со справкой о его тяжелом состоянии (справку отправили еще когда он живой был, они просто не успели приехать), как раз к похоронам и прибыли.
Я не так много помню примет о хлебе,конечно же их существуют великое множество.
Но, я напишу те, которые помню еще от своей прабабушки.
«Забыли крышку гроба дома»: самая плохая русская примета
Похороны – это особая церемония, с которой связано множество самых разных примет и суеверий. С древних времен жители Руси считали, что семье покойного грозят новые потери, если в день погребения что-то пошло не так, как было запланировано. И гроб, оброненный по пути на кладбище, не мог быть простым недоразумением. Правда, существовал способ, как нивелировать влияние дурной приметы. Суеверные люди следуют ему и в наше время.
Не обидеть покойника
Жители Руси считали, что мертвому человеку не все равно, как пройдут его похороны. Люди не сомневались, что душа покойника слышит и видит все, что происходит после смерти. Поэтому во время погребальной церемонии ни в коем случае нельзя было обидеть родственника, отправляющегося в мир иной. А если уронить его гроб, то рассердившийся мертвец может забрать с собой на тот свет кого-то из домочадцев.
Автор книги «Энциклопедия русских суеверий» (Санкт-Петербург, 2008 год издания), Марина Власова, написала, что в день похорон члены скорбящей семьи стремились сделать все, чтобы нейтрализовать тлетворное влияние смерти, обезопасить себя от «возвращающегося покойника», который мог причинить много вреда живым людям.
«Достаточно часто настойчивое возвращение покойника объясняется его «обидой» на живых (он может мстить за нанесенную ему при жизни или после смерти обиду). Всемерно почитая покойных, предков, родственников, крестьяне старались избежать их посещений, не приуроченных к поминальным дням. Для этого в домах, где являлись умершие, служили молебны, кропили все святой водой; на окнах и в дверях помещали рябину, крапиву», – отметила Марина Власова.
Суеверные жители Руси полагали, что некоторые мертвецы, не нашедшие покоя на том свете, могут выбираться из своих могил и навещать своих живых родственников.
Самая плохая примета
Самое неприятное, что народная молва неумолима: трагического события следует ожидать скоро – в течение 90 дней после похорон.
Кроме того, согласно поверьям, беды практически не избежать, если:
Впрочем, отчаиваться тоже не стоит. Суеверные люди придумали, как можно избежать негативных последствий.
Что нужно сделать
Потомственная русская ведунья Наталья Степанова поделилась секретами своего мастерства с читателями серии книг «Заговоры сибирской целительницы». В выпуске No 7 (Москва, 2008 год издания) ведунья дала практический совет на интересующую нас тему.
«Отводят от себя беду так: пекут блины, относят их на кладбище, находят три могилы, в которых похоронены люди с таким же, как и у вас, именем, читают «Отче наш», а затем заговор. Эти блины отдайте в тот же день вместе с денежной милостыней у церкви. Во время проведения этого обряда по дороге на кладбище и обратно хранят молчание», – так сибирская целительница посоветовала поступить людям, если гроб с телом их родственника уронили по пути на кладбище.
Текст молитвы «Отче наш» многим известен, его нетрудно найти. А вот заговор, которым поделилась Наталья Степанова, стоит привести:
«Из-за тридевятьсот земель,
Из-за мертвого царства,
Там стоит мертвый град,
Тому царству никто не рад.
Шел туда человек, споткнулся,
В гробу своем перевернулся.
Ангелы его не слыхали,
Глаза его мои не видали,
Руки его мои не поднимали.
Я бы его не слыхивал (а), я бы его не видывал (а),
С ним бы не обряжался (-лась),
К нему бы на житье не собирался (-лась).
А с мертвым вечный покой.
Разумеется, когда все члены семьи суеверны и хотят совместно избавиться от негативных последствий дурной приметы, в обряде принимают участие сразу несколько человек. А если кто-то и откажется читать заговор, то помогать в приготовлении блинов должны все. Считается, что так люди могут отвести от себя беду.
Почему именно блины?
На Руси блины всегда являлись особой, ритуальной пищей. На Масленицу они приближали приход весеннего тепла, символизируя солнце. Не обходились без этих мучных изделий и поминки.
Известный специалист по истории кулинарии, Вильям Похлебкин, в своей книге «Кухня века» (Москва, 2000 год издания) рассказал, что блины испокон веков являлись обязательным атрибутом русского похоронного обряда.
«Классическое меню поминок, независимо от того, устраиваются ли они сразу же после похорон или же на девятый или сороковой день, состоит из одного и того же стабильного состава блюд, подаваемых в строго определенном порядке. Именно этим поминальный стол резко отличается от всех других форм и категорий еды. И в этом его глубокое значение, выделяющее его из обычного ряда застолий», – написал Вильям Похлебкин.
Причем, блины могли подаваться с любыми начинками, сметаной или маслом. А еще, в число обязательных блюд поминальной трапезы входили щи, пироги, жаркое и кисель.
Не верьте в эти приметы
Православные священники и представители других религиозных конфессий не одобряют слепое следование суеверных людей различным приметам, в том числе и в отношении погребального обряда. Об этом напрямую говорится в книге Вячеслава Пономарева «Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви», которая была опубликована издательством Данилова монастыря (Москва) в 2008 году.
Автор утверждает, что приметы и суеверия порождены невежеством некоторых россиян, их иррациональным страхом смерти.
«Интересен тот факт, что подобные суеверия охотно исполняются теми, кто отказывает в существовании всему, что находится за границами видимого, осязаемого мира. В них верят, не задумываясь о логике и смысле, даже люди, считающие себя атеистами и, что очень печально, номинальные христиане», – констатирует Вячеслав Пономарев.
На похоронах многие суеверные люди настолько боятся, как бы ни случилось чего-то «страшного», что это мешает им спокойно проститься с усопшим.
Правда, некоторые священники все же идут навстречу пожеланиям скорбящих родственников из уважения к их горю. Они полагают, что лучше людям утешиться, соблюдая все известные приметы, чем выслушивать нотации представителя духовенства о вреде суеверий в такой момент.
- зачем крышка на пивной кружке
- зачем крюкохват меч гриффиндора