какие задания по математике будут на вступительных экзаменах в суворовское училище
Вступительные испытания
Организация проведения вступительных испытаний кандидатов из числа несовершеннолетних граждан, поступающих в суворовское военное училище, включает:
Вступительные испытания по определению уровня общеобразовательной подготовки (по русскому языку, математике, английскому языку), по определению психологической готовности к обучению пройдут в дистанционном режиме (в режиме видеосвязи) в период с 1 июля по 15 июля 2021 г.
Уровень физической подготовленности кандидатов определяется по результатам годовой промежуточной аттестации по учебному предмету (Физическая культура), соответствующей классу обучения за 2020-2021 учебный год, на основании заверенной установленным порядком ведомости (табеля и др.) успеваемости по окончании учебного года.
Повышающие показатели учитывают: средний балл документа об образовании за соответствующий класс или уровень образования, участие кандидата в олимпиадах (конкурсах, смотрах) школьников, проводимых Министерством просвещения Российской Федерации, а также успешное освоение общеобразовательной программы.
Комплексная оценка состояния здоровья кандидата и допуск по медицинским показаниям к вступительным испытаниям будет проводиться на основании представленных в приёмную комиссию медицинских документов.
Кандидат допускается к вступительным испытаниям по состоянию здоровья, если по результатам комплексной оценки состояния его здоровья подкомиссией по определению годности кандидатов к поступлению по состоянию здоровья он будет отнесён к I или II группам состояния здоровья.
ВНИМАНИЕ!
Кандидат допускается к вступительным испытаниям при условии получения училищем подписанного Уведомления (общие документы п.13).
Кандидаты, не годные к обучению по состоянию здоровья, к вступительным испытаниям не допускаются!
Кандидаты, не представившие документы, в обязательном порядке входящие в личное дело, к вступительным испытаниям не допускаются!
По результатам рассмотрения личных дел формируется именной список кандидатов, допущенных к вступительным испытаниям. Родителям (законным представителям) кандидатов, которым отказано в допуске к вступительным испытаниям, направляется извещение с указанием причин. Остальные кандидаты получают извещение с указанием даты пробного подключения и даты проведения вступительных испытаний.
Программа вступительного испытания по матиматике за 8 класс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГРОЗНЕНСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Программа
вступительного испытания по математике
для кандидатов на обучение в федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Грозненское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации»
в объеме образовательной программы основного общего образования
за 8 класс на 2017 год.
к программе вступительного испытания по математике
для кандидатов на обучение в федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Грозненское суворовское военное училище Министерства внутренних дел Российской Федерации»
в объеме образовательной программы
среднего общего образования за 8 класс на 2017 год.
2. Структура контрольной работы
Работа состоит из 20 заданий, распределенных по различным видам учебной деятельности. Работа ориентировочно занимает 235 минут (3 ч. 55 мин.). К заданиям № 1-4, 7, 10, 12, 13 и 17, приводятся 4 варианта, из которых только один верный. При выполнении этих заданий необходимо указать номер верного ответа. К каждому заданию № 5, 6, 8, 9, 14, 15, 16, и 18, требуется дать краткий ответ, представленный в виде целого числа, промежутка и рациональной дроби. Задания 19, 20 выполняются на отдельном бланке и записываются подробно, с обоснованным решением.
3. Перечень тем, составляющих содержание вступительного испытания по математике
Как поступить в Суворовское военное училище. Опыт 2016 года
Тонкости и нюансы поступления в Екатеринбургское суворовское училище, которые вы не найдёте на официальном сайте училища.
Где и как получить информацию о подаче документов
Не надейтесь на информативность официального сайта Екатеринбургского Суворовского училища! Просматривая сайт, вы не найдете там никаких подробностей и рекомендаций связанных с поступлением.
Рекомендация – непрерывно дозванивайтесь до приёмной комиссии, если есть желание, то сходите лично. Некоторые их рекомендации пытайтесь перепроверить, поскольку на один и тот же вопрос у приемной комиссии могут быть разные ответы. Надоедайте вопросами… это вам поможет при формировании комплекта документов и подготовке к поступлению.
Медицинские документы
Перечень медицинских справок и документов, которые необходимо представить при поступлении, есть на сайте Суворовского училища. Не удивляйтесь, но документы действительно нужно сдать именно в бумажно-картонном скоросшивателе без пластиковых файлов, по описи. Медицинские документы отдельно в файле.
Первое впечатление о высоких требованиях к здоровью на практике не находит своего подтверждения! Пролеченный эрозивный гастродуоденит, небольшая форма плоскостопия, заикание, ношение очков, повышенная полнота, весенняя дыхательная аллергия и многое другое, что пугает родителей, нисколько не впечатляет врачей училища.
Вывод – медицинские требования не столь суровы, а дотошность и скрупулёзность врачей из приёмной комиссии носит условный характер, а посему, если у ребёнка нет инвалидности, вероятнее всего он годен для поступления. Фраза «строгий медицинский отбор» не очень-то похожа на правду.
Даты подачи документов и экзаменов
* Подготовка «личного дела» до 31 мая.
* Можно готовить мед.документы (кроме анализов) уже с января.
Есть нюанс по пункту «справки из психоневрологического, наркологического и противотуберкулезного диспансеров»:
После 20 июня училище начинает обзвон кандидатов: сообщают дату экзаменов. (Нам позвонили за 6 дней). Экзамены проводятся с 01 по 12 июля включительно (с понедельника по субботу).
* На экзамене обязательное присутствие законного представителя ребенка: родители (хоть всей семьей), либо другой взрослый по доверенности.
* Экзаменационный день (описан ниже) начинается с 8.00 и заканчивается в 17-18 часов итоговым собранием.
Как проходит экзаменационный день в Суворовском училище
О чём умалчивают на сайте суворовского училища?
В первую очередь, о сути экзаменационного тестирования, технологии его проведения и методике подсчета баллов, распорядке экзаменационного дня.
На сайте полностью отсутствует описание особенностей тестирования и требования к уровню подготовки детей. Всё в стиле – догадайтесь сами и надейтесь на удачу.
Распорядок проведения экзаменационного дня
— Прибытие к 8.00. Вход в училище по списку.
— С 8.00 до 8.30 – регистрация прибывших.
При себе необходимо иметь:
* Табель (на бланке) из школы за 4 класс, подписанный директором школы, классным руководителем и печать.
* Медицинскую карту (толстая тетрадь) из детской поликлиники.
* Спортивную обувь и одежду (по погоде).
* Канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик, линейка).
— С 8.30 до 9.00 информативное обращение руководителей училища. Будет объяснено, в каком порядке будет проводиться экзамен. Объяснят, где туалеты, буфет и т.п. организационные вопросы.
Здесь же, прямо перед родителями, вскроют конверт с экзаменационными билетами (на каждый экзаменационный день они отдельные).
— В 9.00 всех детей строем уводят на экзамены и тестирование.
Родители могут позавтракать в буфете, а после этого будет то самое собеседование с врачами, о котором писалось ранее.
После беседы с врачом, родители свободны до 12.00 – 12.30. Можно остаться тут же в актовом зале, посмотрев рекламные ролики о суворовцах и фильмы о войне, а можно выйти из училища.
— С 9.00 до (примерно) 10.00 у детей будет проводиться психологическое тестирование.
Всех детей посадят в аудиторию и предложат три теста. Мы эти тесты не видели, но со слов ребёнка тестирование носит следующий характер:
* Второй тест – Психолог читает вопросы вслух, а дети отмечают один из вариантов ответа. Например: «как ты ведешь себя в большой компании?»
* Третий тест – «Продолжи предложение», примерно 20 заданий, успевают сделать 11-15. Например, «Вечером я обычно….».
! Психологический тест не влияет на баллы для поступления, но по его итогам делается общее заключение «не рекомендовано/рекомендовано обучение в СВУ», которое родителям доводится лишь вечером на итоговом собрании.
Предполагается, что при помощи такого тестирования Приёмная комиссия сможет отсеять детей неспособных «к жизни с ограничениями», «подчиняться», «ужиться в коллективе».
В чём тут проблема? Проблема в том, что ни один ребёнок никогда не проходил такое тестирование. Для всех без исключения это невиданное и малопонятное мероприятие. И все дети по-разному отнесутся к нему. Кто-то посчитает вопросы глупыми и также глупо ответит, другой начинает великомудрствовать, третий зажимается и отвечает невпопад…
Рекомендация – ребёнку нужно показать подобные тесты, нужно порешать с ним логические задачи, возможно, следует пройти тестирование у профессионального психолога, хотя бы для тренировки.
— С 10.00 и (примерно) до 11.00 у детей проводится письменное тестирование по билетам-заданиям, которые были в «секретном пакете». (Математика, Русский язык, Иностранный язык)
По каждому предмету 4 задания, одно из заданий повышенной трудности. Тесты вполне себе обычные, которых много на просторах интернета, но могут быть и неожиданности.
Что было неожиданностью:
Задания по русскому языку были не только тестовые, но и на знание теории. Например, такой вопрос: «в чем отличие предлога от приставки». Ребёнок сам должен сформулировать и написать полный ответ.
Задания по математике не показались сложными, но всё же это были задачи (опять-таки не тестовый вариант, когда выбирается правильный ответ).
Задания по английскому тестовые.
— После письменной части у детей медосмотр: допуск к сдаче минимума по физкультуре.
* Подтягивание в спортивном зале. Минимальный норматив 5 раз, максимальный – 10. Тому, кто может больше, всё равно не дадут этого сделать. Десять раз это пятёрка, и значит достаточно.
На финише всех встречает врач с аптечкой и нашатырным спиртом.
— В 12.30 детей отдают родителям примерно на 1,5 часа, можно пообедать в столовой училища или выйти за пределы училища.
— В 14.00 детей забирают на 3-3,5 часа на устный экзамен. Эта часть является самой главной и определяющей частью всего экзаменационного дня.
С каждым ребёнком проводит собеседование учитель-предметник. По факту, беседа строится на основе анализа письменного теста по данному предмету. По русскому языку спрашивают правила, по математике – пояснения, почему и как решал задачи, по английскому языку: нужно было ответить на вопросы о себе.
— Примерно в 17.15, после того, как дети все сдали устный экзамен, они возвращаются в клуб и минут через 7–10 Приёмная комиссия готова представить итоги испытаний.
Скорость работы приемной комиссии настораживает в части тщательности и скрупулёзности обсуждения результатов тестирования. Судя по всему, в наличии простой «технический конвейер», где нет места обсуждению и взвешенному принятию решений.
Приёмная комиссия озвучивает, кто попал в конкурсный список и с какими баллами, а затем зачитывается список не попавших, с названием причины.
Попадание в конкурсный список не означает, что ребёнок принят в Суворовское училище. Просто это тот список, из которого потом будут выбирать тех, кто поступит.
По нашему примеру: в один конкурсный день из 45 детей 7 не сдали физ.минимум, примерно 7-10 было «не рекомендовано» психологами, 21 – не сдали предметы. Чтобы попасть в конкурсный список, нужно было набрать минимум 29 баллов, а максимум был озвучен 50 баллов.
Способ оценки и подсчет конкурсных баллов
Для нас он также был неожиданным (в связи с отсутствием информации на сайте училища):
— Каждый основной предмет (Математика, Русский язык, Английский язык) оценивается максимум – 10 баллов. Эти 10 баллов в последующем интерпретируются в обычной пятибалльной системе, например, 5–6 баллов это тройка, 3–4 это двойки (неудовлетворительно).
Как начисляются баллы, было не совсем понятно. Но в личной беседе с заместителем начальника по учебной части нам пояснили: письменная часть – это не экзамен, а подготовка к устному экзамен (!).
На устном экзамене, если ребенок не смог ответить развернуто по письменной части, то его письменный ответы не засчитываются.
— За физподготовку – рассчитывается средний балл (максимум – 5 баллов).
— К экзаменационным баллам прибавляется средний балл из табеля за 4 класс. Может быть, например, 4.3 или 4.8 баллов (максимум – 5 баллов).
— За грамоты: учитываются только «предметные» и за спортивные достижения, но с обязательным указанием занятого призового места. Просто за участие – не учитываются.
Кто в итоге имеет шанс поступить в Суворовское военное училище в Екатеринбурге
В конкурсе в 2016 году участвует примерно 400 человек, набирают 80 курсантов.
Если учесть, что в конкурсный список к концу экзаменов попадает 150-170 человек, то чтобы оказаться в числе 80 счастливчиков, вероятно, (с учетом принимаемых в училище льготников) потребуется набрать более 40 баллов.
А теперь можно посчитать: пусть средний балл за 4 класс «5», и физподготовку сдал отлично – «5», в отсутствии грамот городского/областного значения нужно сдать предметы на «10», чтобы в итоге было 40 баллов. По итогу трёх дней сдачи экзаменов никто не смог сдать на «10».
Как же в этих условиях набрать больше 40 баллов?
Вывод: нужны грамоты! И не просто нужны, а жизненно необходимы. Именно грамоты становятся ключом к поступлению в училище. И чем больше их, тем лучше.
Задания к вступительным испытаниям
Задания к вступительным испытаниям 2016 года:
Задания к вступительному испытанию по математике:
Задания к вступительным испытаниям 2017 года:
Задания к вступительному испытанию по математике:
Задания к вступительным испытаниям 2018 года:
Задания к вступительному испытанию по математике:
Вступительные испытания по математике 2018 года (для кандидатов на 2 курс):
Задания к вступительным испытаниям 2019 года:
Задания к вступительному испытанию по математике:
Задания к вступительному испытанию по математике (для кандидатов на 2 курс):
Задания к вступительным испытаниям 2020 года:
Задания к вступительному испытанию по математике:
Задания к вступительному испытанию по математике (для кандидатов на 2 курс):
Вступительные испытания по русскому языку: скачать
Задания к вступительным испытаниям 2021 года:
Задания к вступительному испытанию по математике:
Задания к вступительному испытанию по математике (для кандидатов на 2 курс):
Вступительные испытания по русскому языку: скачать
Об использовании информации сайта
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕРКЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
При поступлении в училище осуществляется проверка физической подготовленности кандидатов.
Кандидаты проверяются по следующим упражнениям:
— подтягивание на перекладине (сила);
— бег на 60 м (быстрота);
— бег на 2000 м (выносливость).
Подтягивание на перекладине
Бег на 60 м (высокий старт)
Общая оценка по физической подготовленности кандидата выводится на основании оценок, полученных им за выполнение каждого из упражнений:
— «отлично», если кандидат по проверенным упражнениям получил оценки «отлично» и не более одной «хорошо»;
— «хорошо», если кандидат по проверенным упражнениям получил оценки не ниже «хорошо» и не более одной «удовлетворительно»;
— «удовлетворительно», если кандидат по проверенным упражнениям получил положительные оценки или если одна оценка «неудовлетворительно» при наличии одной и более оценок не ниже «хорошо»;
— «неудовлетворительно», если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно».
Результаты проверки кандидатов по физической подготовленности представляются в приёмную комиссию и учитываются при решении вопроса о их зачислении в училище.
Кандидаты, поступающие в училище, проходят предварительное и окончательное медицинское освидетельствование.
Каждый кандидат для поступления в училище освидетельствуется хирургом, терапевтом, психиатром, невропатологом, окулистом, отоларингологом, стоматологом, дерматовенерологом, а при необходимости и врачами других специальностей.
В период оформления документов в районном (городском) военном комиссариате (РВК) по месту жительства все кандидаты проходят предварительное медицинское освидетельствование, результатом которого является медицинское заключение о состоянии здоровья и пригодности учащегося к поступлению в суворовское военное училище, выданное военно-врачебной комиссией (ВВК) при военном комиссариате или гарнизонной ВВК.
По прибытию в училище, перед началом письменных вступительных экзаменов все кандидаты проходят окончательное медицинское освидетельствование, которое производится военно-врачебной комиссией училища.
Медицинская комиссия в училище руководствуется теми же требованиями, которые предъявляются медицинской комиссией в военкомате, а именно, требованиями согласно приказа Министра обороны Российской Федерации № 315-95 г. «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации» с внесёнными в него изменениями (согласно приказа МО РФ №26 от 22.01.99 г.).
К тому же медицинская комиссия в училище руководствуется разделом «Медицинское освидетельствование кандидатов, поступающих в училище» Методических рекомендаций по особенностям организации медицинского обеспечения воспитанников суворовских военных, нахимовского военно-морского училищ, кадетских (морских кадетских) корпусов, утверждённых начальником Главного военно-медицинского управления МО РФ в 1999 г.
— рост кандидата должен быть не менее 146 см;
— острота зрения на каждый глаз без коррекции не ниже 0,8 для дали и 1,0 для близи.
Кандидаты, признанные военно-врачебной комиссией негодными для обучения в суворовском военном училище, к письменным экзаменам не допускаются и направляются к месту жительства родителей. В документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка «Не прошёл военно-врачебную комиссию» и указывается соответствующая статья Расписания болезней из приложения к приказу МО РФ № 315-95 г.
Следует отметить, что каждый год при проведении медицинского освидетельствования в училище порядка 10% кандидатов отчисляются, как не прошедшие военно-врачебную комиссию.
по которым чаще всего кандидаты не проходят военно-врачебную комиссию
1 Болезни мочеполовой системы:
— варикоцелез (т.е. расширение вен семенного канатика) (устраняется оперативным путём, это делается до поступления в училище);
— киста правого (левого) семенного канатика;
— водянка правого (левого) яичка;
— крипторхизм (т.е. неопущение яичка в мошонку) (устраняется оперативным путём, но в более раннем возрасте);
— фимоз (т.е. не отводится крайняя плоть за головку полового члена) (устраняется оперативным путём);
— инфекция мочевыводящих путей;
— половой инфантилизм (т.е. недоразвитие половых органов, в том числе отсутствие одного яичка).
2. Болезни органов зрения:
— миопия глаз (т.е. близорукость);
3. Болезни уха. горла, носа (лор-болезни):
— хронические заболевания придаточных пазух носа;
4. Болезни системы кровообращения:
— нарушения, выявляемые при обследовании на ЭКГ (в частности, нарушения сердечного ритма и др.);
— нейроциркуляторная дистония (НЦД).
5. Болезни полости рта и челюстей (в том числе болезни зубов):
— кариес (5-6 зубов) (санацию полости рта нужно провести до прибытия в училище);
— всевозможные нарушения прикуса (открытый, глубокий и т.д.) (исправление прикуса необходимо провести до поступления в училище).
6. Кожные заболевания (в том числе нейродермит и экзема).
7. Заболевания, выявляемые при осмотре хирургом и терапевтом-
— левосторонняя (правосторонняя) паховая грыжа (устраняется оперативным путём);
— пупочная грыжа (устраняется оперативным путём);
— увеличение щитовидной железы;
— ожирение I степени;
— искривление и другие приобретённые деформации позвоночника.
К ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
Среди комплекса мероприятий, направленных на повышение качества комплектования суворовских военных училищ воспитанниками и эффективности учебно-воспитательного процесса, немаловажное значение играет профессиональный психологический отбор кандидатов на обучение.
Оценка военно-профессиональной направленности и индивидуальных психологических качеств кандидатов проводится (в соответствии с требованиями приказа МО РФ № 50-2000 г.) в целях выявления у них конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в училище, овладения в будущем избранной военной специальностью и эффективного применения полученных знаний в самостоятельной военно-профессиональной деятельности.
Профессиональный психологический отбор включает социально-психологическое изучение, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов.
Социально-психологическое изучение предусматривает оценку военно-профессиональной направленности кандидата, условий воспитания и развития личности, моральных и волевых качеств, особенностей общения и поведения в коллективе, организаторских способностей.
Психологическое и психофизиологическое обследование предполагает оценку особенностей познавательных психологических процессов, эмоционально-волевых качеств, уровня нервно-психической устойчивости и других профессионально важных качеств.
В период проведения вступительных экзаменов (обычно в первую неделю) группа профессионального психологического отбора проводит социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов в соответствии с утверждённым начальником училища расписанием.
В процессе социально-психологического изучения оцениваются военно-профессиональная направленность кандидатов на учёбу, целеустремлённость, степень общительности, склонность к организаторской деятельности, авторитетность, ответственность, социальные установки, целостные ориентации, особенности межличностных отношений и некоторые черты характера.
Для социально-психологического изучения кандидатов используются следующие методы:
— наблюдение и индивидуальное собеседование;
— обследование кандидатов по разработанным и стандартизированным методикам.
Данные социально-психологического изучения кандидатов используются при определении общей группы профессиональной пригодности по результатам психологического и психофизиологического обследования.
В процессе психологического и психофизиологического обследования у кандидатов оцениваются свойства личности, определяются степень развития у них логического и пространственно-образного мышления, умение принимать правильное решение в условиях дефицита времени, уровень концентрации внимания, объём зрительной и оперативной памяти, эмоционально-волевая и нервно-психическая устойчивость и ряд других показателей.
Психологическое и психофизиологическое обследование кандидатов проводится в два этапа:
— на первом этапе проводится групповое обследование всех кандидатов с помощью комплекса формализованных методик;
— на втором этапе проводится индивидуальное обследование и собеседование с кандидатами.
По результатам профессионального психологического отбора каждому кандидату выносится одно из следующих заключений:
Все кандидаты, получившие по результатам группового обследования неудовлетворительные результаты, обязательно проходят индивидуальное собеседование. Кандидаты, получившие по результатам индивидуального собеседования 4-ю группу профессиональной пригодности, к дальнейшим экзаменам не допускаются и в документах, выдаваемых им на руки или высылаемых по месту жительства, записывается формулировка: «Не прошёл профессиональный психологический отбор».
Результаты профессионального психологического отбора доводятся до кандидатов (заносятся в их экзаменационный лист) и учитываются при составлении конкурсного списка.
Преимущественное право на поступление в училище при прочих равных оценочных показателях имеют кандидаты, получившие по результатам профессионального психологического отбора более высокую группу профессиональной пригодности.
Успешность прохождения профессионального психологического отбора зависит от наличия у кандидата необходимых профессионально важных качеств и внимательного отношения к выполнению всех заданий и инструкций.
При выполнении заданий кандидату необходимо уяснить, что значимость полученных результатов и полученные в результате обработки данные об индивидуальных качествах кандидата принесут только пользу каждому из них, поскольку будут способствовать правильному выбору военной специальности, обеспечат успешность её освоения при сохранении здоровья.
С целью подготовки к прохождению профессионального психологического отбора рекомендуем пользоваться, кроме данного пособия, следующей литературой:
1.Айзенк Г. «Универсальные тесты профессора Айзенка» (пер. с англ. Ефремова В.И.) (серия «Я мыслю, следовательно, существую») (СПб «Стелла», 1996).
2. Москвина А. «Энциклопедия психологических тестов» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).
3. «Энциклопедия психологических тестов (личность, мотивация, потребность)» (серия «Практическая психология для всех») (М изд-во АСТ 1997).
4. «Энциклопедия психологических тестов (мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).
5. «Энциклопедия психологических тестов (общение, лидерство, межличностные отношения)» (серия «Практическая психология для всех») (М., изд-во АСТ, 1997).
6. «Энциклопедия психологических тестов» (сост. Касьянов С.А.) (М., ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999).
наиболее типичных вопросов, предлагаемых кандидатам при прохождении профессионального психологического отбора
Для группового обследования кандидатов при прохождении профессионального психологического отбора могут использоваться, например, следующие методики:
ПРИМЕРЫ НАИБОЛЕЕ ТИПИЧНЫХ ВОПРОСОВ:
Кандидату предлагается ответить на вопросы, подобные следующим:
— Есть ли у Вас стремление к изучению людей и знакомству с различными людьми?
— Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
Методика «Арифметический счёт».
Её сущность состоит в устном выполнении арифметических действий с целыми числами. При этом исследуются качества оперативной и кратковременной памяти, внимания, мышления (способности к преобразованию цифровой информации) и некоторые темповые характеристики психических процессов кандидатов.
При выполнении задания надо помнить: арифметические действия должны выполняться строго в том порядке, в котором они записаны
Последовательно выполняя действия, получим:
53+47=100 100:2=50 50-41=9 9-3=27 Ответ: 27.
Методика «Графические изображения».
Это одна из наиболее прогностических методик для измерения невербального интеллекта.
С помощью данной методики могут быть также измерены эффективность мышления и эффективность скорости мышления.
Сущность данной методики заключается в установлении логических отношений между абстрактными фигурами.
Каждое задание представляет собой набор изображений, организованных в соответствии с определённой закономерностью. Кандидат должен выявить скрытую закономерность и найти недостающий фрагмент, выбрав его из числа предложенных вариантов.
«Тест возрастающей трудности».
Кандидату предлагается дать ответ «да» или «нет» на вопросы, подобные следующим:
— Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.
— Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы, это кажется мне невыносимо трудным.
Все методики, применяемые в училище при профессиональном психологическом отборе, научно обоснованы, адаптированы для подростков 14-15 лет и не представляют особого труда при их выполнении. От кандидатов требуется лишь внимание и собранность. Однако все они строго ограничены по временным показателям и контролируется время выполнения каждой методики.
В процессе выполнения кандидатами заданий за ними ведётся наблюдение. Отмечаются кандидаты, которые не могут сосредоточиться, теряются, волнуются, а также те, кто работает четко, спокойно, справляется с заданиями раньше времени.
Результаты наблюдения используются в качестве дополнительной информации при вынесении заключения о профессиональной пригодности кандидата.
Более подробную информацию о порядке прохождения профессионального психологического отбора можно получить в военных комиссариатах по месту жительства кандидата, а также в городских и областных центрах профессиональной ориентации молодежи.