описание инклюзивной практики в доу
Организация и содержание инклюзивной практики
Елена Корнильева
Организация и содержание инклюзивной практики
Организация и содержание инклюзивной практики
В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние 20 лет резко возросло число детей ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем,что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
детей с нарушениями интеллектуальной деятельности;
с нарушением слуха, зрения;
с нарушением опорно-двигательного аппарата;
детей с комбинированными нарушениями в развитии
Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого. Инклюзивное образование детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть организовано:
посредством открытия отдельных групп (группы компенсирующей направленности включены в состав общеразвивающих групп ДОУ, что является инклюзией)
путем совместного образования здоровых детей и детей с ОВЗ
через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах (центры игровой поддержки ребёнка, лекотеки, консультативные пункты и пр.)
С 1 января 2014 года был введен в действие в Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) (приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155). Где говорится о выравнивании стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу дошкольной организации.
Содержание коррекционной работы раздела содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
В нашем детском саду разработана АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Целью данной программы является построение системы коррекционно- развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию всех специалистов МБДОУ д/с и родителей дошкольников.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач: создание условий для успешной интеграции детей с ОВЗ среди нормально-развивающихся сверстников; развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей); проведение коррекционно-педагогической работы с детьми; подготовка к школьному обучению; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.
Необходимыми условиями организации инклюзивногообразования в ДОУ являются:
создание адаптивной среды;
— повышение квалификации педагогов;
— осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения.
В нашем саду разработан «Алгоритм действий с детьми с ОВЗ, посещающих ДОУ»
Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса (этим занимаются Воспитатели Специалисты Администрация ДОУ Медработник ДОУ)
Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями)
Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят старший воспитатель и специалисты ДОУ
Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе
Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ вовремя его пребывания в ДОУ
Реализация индивидуального маршрута
Проведение промежуточной и итоговой диагностики и анализ
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей. Каждый из нас, решает свои задачи в укреплении здоровья и развитии личности.
Учитель –логопед проводит дыхательную, пальчиковую и артикуляционную гимнастику, ставит, автоматизирует и дифференцирует звуки, развивает фонематический слух, расширяет словарь детей по лексическим темам, помогает практическим путем овладеть навыками словообразования и словоизменения,
Воспитатель осуществляет работу по развитию навыков общения детей с ОВЗ со сверстниками, выполняет и компенсаторную функцию, восстанавливая позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление.
Медицинский работник осуществляет изучение и оценку соматического здоровья ребёнка с ОВЗ.
Инструктор по ФК решает традиционные задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья.
Если говорить о Плане работы логопедической группы
1. Проведение диагностики; выявление зоны ближайшего и актуального развития ребенка. По итогам диагностики вырабатываем индивидуальный образовательный маршрут, формируем карту развития.
2. После диагностики уже приступаем к осуществлению коррекционно-развивающей деятельности (обучение игре, развитие представлений об окружающем мире, развитие познавательной деятельности и т. д.)
Для детей с особыми образовательными потребностями у нас разработан режим дня с соответствующим расписанием занятий и распределением обязанностей между специалистами.
3. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.
Все педагоги групп компенсирующей направленности разрабатывают перспективные и календарные планы, в которых интегрируются различные виды детской деятельности и формы организации воспитательно-образовательного процесса (таблица Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми в повседневной жизни)
Вы видите на слайде формы коррекционной работы которые используют воспитатели в течении дня.
Итоговые и промежуточные результаты ориентируются на освоение детьми с ОВЗ программы. Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута.
Контроль за качеством коррекционной работы осуществляет психолого-медико – педагогический консилиум.Постоянными членами консилиума являются: старший воспитатель, учителя-логопеды, педагог-психолог, старшая медицинская сестра, инструктор по ФК, музыкальный руководитель.
На заседания приглашаются воспитатели, работающие с детьми.
4. Если говорить о социализации детей, она проходит в совместных мероприятиях
Проводимых в саду (проведение праздников, участие в совместных проектах, совместные с родителями собрания, совместные досуги. Все это, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, развитию познавательных процессов.
В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась традиция показывать мини – спектакли на нравственную тематику. В спектаклях участвуют воспитанники разных групп и непременно принимают участие дети с особенностями в развитии.Как показывают наши наблюдения участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы: развивается психические процессы- память, внимание, мышление, активизируется собственная речь, обогащается словарный запас, совершенствуется моторика, координация движений, развивается эмоционально волевая сфера, координируется поведение, формируется самостоятельность и активность.
Детям очень нравится быть артистами.
Одним из важных направлений в нашей деятельности является работа с родителями детей с ОВЗ. Формы работы с родителями. (слайд)
Беседы: коллективные, индивидуальные.
Консультации: коллективные, индивидуальные, по заявке, тематические оперативные.
Родительские собрания в нетрадиционной форме.
Индивидуальные занятия с участием детей.
Проведение совместных с родителями праздников, конкурсов, развлечений
На встречах с родителями педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения, что помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребёнком, научиться эффективному взаимодействию с ним.
Совместно с детьми и родителями специалисты проводят тематические собрания в нашей группе прошло родительское собрание в нетрадиционной форме «Кубанские традиции».
Педагоги активно привлекают детей с ОВЗ и их родителей к участию в различных конкурсах детского творчества: в сентябре прошло совместное мероприятие «Я талантлив», в ноябре дети и родители принимали участие в Международном празднике «День матери», родители с большим удовольствием участвуют в проектах проводимых нашими специалистами.
Для коррекционно-развивающей работы в ДОУ созданы все условия: дети находятся в отдельных групповых помещениях, развивающая среда которых соответствует специфике коррекционной работы.
С детьми подготовительной общеразвивающей группы проводим тренинги по формированию установок принятия детей с ограничениями в здоровья.
Цель: воспитание терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним. Умения понимать чувства, эмоции, действия иных людей, умение сопереживать через установление эмоционального контакта.
Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательно-образовательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
Только благодаря взрослому ребенок может почувствовать, что его любят, что он дорог тем людям, с кем он находится рядом и это поможет им сделать следующий шаг в мир людей.
Надо изменять не людей с ОВЗ, а надо изменять общество и отношение общества.
Организация инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации
Подольная Светлана Васильевна,
МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск, ЯНАО
В последнее время в нашей стране все больше внимания стало уделяться детям с особыми возможностями здоровья. Все чаще стали говорить о равноправном включении таких детей, с психическими, физическими, интеллектуальными недостатками, во все возможные и необходимые сферы жизни общества, о возможности дать этим детям достойный статус, самореализоваться в современном мире.
Нахождение таких детей в дошкольном образовательном учреждении – это не только отражение времени, но и реализация права детей на образование в соответствие с ФЗ «Об образование в Российской Федерации».
С увеличением количества детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях педагогам приходится переосмысливать сложившиеся практики обучения и воспитания дошкольников и определять наиболее оптимальные пути в осуществлении индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование в МАДОУ «Синеглазка» представлено следующими направлениями:
Для развития творческих способностей детей с ОВЗ разработана дополнительная образовательная программа для детей.
Доступная среда МАДОУ обеспечивает:
— создание специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
— социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в дошкольной образовательной организации;
— реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами. Общая численность педагогических работников в учреждении – 51 человек (кроме специалистов психолого-педагогического сопровождения: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителя-дефектолога). Из них 46/90% воспитателей и 5/10% узких специалистов (3 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физической культуре). В группах комбинированной и компенсирующей направленности работает 8 воспитателей, 2 инструктора по физической культуре, 2 музыкальных руководителя. Педагогические работники, осуществляющие образовательную деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, имеют высшее педагогическое образование 12 педагогов (100%), аттестованы на высшую квалификационную категорию – 3 педагога (25%), на первую квалификационную категорию – 9 (75%).
Психолого-педагогическое сопровождение в учреждении осуществляют: 2 педагога-психолога на 50 воспитанников с ОВЗ, 1 учитель – дефектолог на 15 воспитанников с ОВЗ, 3 учителя – логопеда на 50 воспитанников с ОВЗ.
Система психологического сопровождения включает в себя:
1. Психологическое сопровождение детей:
1.1 Организация и проведение психодиагностической работы:
* диагностика детей младших групп в период адаптации;
* диагностика детей подготовительных групп: исследования уровня готовности к школе;
* диагностика детей в соответствии с задачами мониторинга;
* диагностика детей, оказавшихя в сложных жизненных ситуациях по запросам родителей (законных представителей);
* диагностика эмоционально – волевой сферы детей по запросам родителей (законных представителей).
1.2 Организация и проведение развивающей и психокоррекционной работы с воспитанниками:
* развивающие занятия в сенсорной комнате;
* групповые развивающие занятия с детьми старших и подготовительных групп по подготовке к школе;
* индивидуальные коррекционные занятия с детьми по запросам родителей (законных представителей).
2. Психологическое сопровождение педагогов.
2.1 Организация и проведение психологической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников;
2.2 Организация и проведение диагностики педагогического коллектива;
2.3 Организация и проведение профилактической работы.
3. Методическая работа.
4. Работа с родителями:
4.1 Организация и проведение консультативной помощи по вопросам воспитания и развития детей;
4.2 Организация и проведение диагностики детско- родительских отношений;
4.3 Организация и проведение профилактической работы.
В МАДОУ функционирует логопедический пункт.
Цель и задачи реализации инклюзивного образования в образовательной организации
Цель: Обеспечение доступного и качественного дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования, как основы их социальной адаптации и интеграции в среду сверстников.
2.Создание социо-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физическим особенностям детей.
3.Обеспечение психолого-педагогической поддержки и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, включение их в систему социальных отношений.
4. Формирование системы мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
5. Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам дошкольного образования детей в условиях инклюзивного образования, активное включение их в образовательную деятельность
Модель инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации основывается на трех компонентах: организационном, содержательном и ценностном. Организационный компонент включает в себя нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническую базу, кадровое обеспечение, взаимодействие с социальными партнерами. В учреждении введены: командные формы работы; проектные формы организации коррекционной образовательной деятельности; формы согласования интересов всех участников образовательного процесса. Определена структура управления инклюзивным образованием:
Содержательный компонент включает программно-методическое обеспечение коррекционного образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей – инвалидов и их семей. Система коррекционного обучения и воспитания строится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, используются современные образовательные технологии деятельностного типа, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ценностный компонент предполагает развитие общечеловеческих ценностей и принятие философии инклюзии всеми участниками образовательного процесса, изменение отношений между ними.
Инклюзивное образование в дошкольной образовательной организации предусматривает:
— диагностику индивидуальных особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
— междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление индивидуального образовательного маршрута;
— планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка;
— организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
— индивидуальные занятия со специалистами;
— активные действия в специально организованной предметно-пространственной среде;
— праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.
Результаты реализации инклюзивной практики:
— Разработана нормативно-правовая, программно-методическая база организации инклюзивного образования в МАДОУ «Синеглазка»;
— расширены и апробированы вариативные формы дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям – инвалидам;
— создана комфортная коррекционно-развивающая образовательная среда в МАДОУ «Синеглазка»;
— внедрены эффективные командные формы работы с учетом интересов всех участников образовательного процесса;
— создана модель взаимодействия всех участников образовательного процесса в коррекционно-образовательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами, и в их социализации в образовательное пространство МАДОУ «Синеглазка»;
— разработан алгоритм включения семьи в образовательное пространство МАДОУ «Синеглазка»;
— сформирована система мониторинга достижений и личностного роста детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Дети, достигшие возраста 3 лет и завершившие пребывание в Службе ранней помощи, направлены на ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута. Дети, не достигшие положительных результатов, продолжают посещать СРП до 4 летнего возраста и так же направляются ТПМПК для комплексного обследования и определения дальнейшего образовательного маршрута.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008462
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Условия реализации инклюзивной практики в детском саду на современном этапе развития дошкольного образования
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, осуществляющей профессиональное психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательной работы с подрастающим поколением. В статье раскрывается мысль, что все дети могут быть успешными, если им оказывается необходимая помощь.
Ключевые слова: инклюзвное образование, сопровождение, тьютор.
«. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов…».
В последнее время всё чаще поднимается вопрос об инклюзивном образовании. Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех.
Создавая необходимую среду в ДОУ, необходимо помнить, что она должна быть
безопасной, доступной и развивающей. При этом формируется развивающая среда по принципу вариативности, осуществляется индивидуальный подход при подаче обучающего материала, развивается самостоятельная активность ребёнка, внедряется модульная организация образовательных программ. Всё это позволяет достигать высокой эффективности образовательной деятельности.
Оказать профессиональную помощь детям с ОВЗ могут педагоги, имеющие новые профессиональные компетенции, которые обеспечивают детям с проблемами в развитии психологический настрой на преодоление возможных трудностей. Работа слаженной междисциплинарной команды специалистов, входящих в штат ДОУ направлена на решение определенных задач каждого из них, но осуществляется в тесном взаимодействии друг с другом.
Если в ДОУ имеются дети, нуждающиеся в индивидуальном сопровождении, в штатное расписание вводится тьютор, который знает особенности каждого ребенка и реализует индивидуальный образовательный план (маршрут,
постоянно поддерживает отношения с родителями, знакомя их с достижениями и трудностями ребенка.
Как правило, у родителей возникает комплекс вины по отношению к собственному ребёнку, имеющему отклонения в развитии,
формируется определённый стиль родительского взаимоотношения – гиперопека. Родители ограждают ребёнка от возможных проблем, потакают его прихотям и желаниям. В результате возникает искажение личностного развития ребёнка (эгоизм). Грамотно подготовленный тьютор в процессе сотрудничества с такими родителями должен обратить их внимание на наличие больших возможностей развития ребёнка, создать у них соответствующие педагогические установки, донести до них, что посильно их ребёнку в данный момент, а что без посторонней помощи он сделать не сможет.
Тьюторская позиция родителя по отношению к пути развития своего ребенка обусловлена социальной ситуацией развития общества в целом и семьи в частности, она нуждается в профессиональной педагогической поддержке со стороны системы дошкольного образования.
Родители принимают решение о выборе образовательного учреждения для своего ребенка, специалисты психолого- медико-педагогической комиссии должны помочь в выборе образовательной стратегии, определить, в каком образовательном учреждении ребенок получит лучшую социальную адаптацию, будет развиваться, и качество этого развития станет максимально возможным.
Родители начинают адекватно относиться к своим детям, избавляются от неуверенности и страхов. Инклюзивное образование даёт семье ребёнка с ОВЗ даёт возможность жить полноценной жизнью, стремиться вместе с ребёнком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей
Сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Таким образом, вся практика деятельности специалистов направлена на максимальную реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка при обучении, обеспечение ему социальной адаптацию во время его нахождения в ДОУ и создания адаптационного ресурса для начальной и средней школы, создание эффективного образовательного процесса, который обретает черты инклюзивности. Это предоставляет воспитанникам возможность коммуникации в атмосфере эмпатийности, толерантности, социальной справедливости, сотрудничества, не нарушая права как здоровых, так и детей с ОВЗ.
1. Инклюзивное образование. Выпуск 4 / Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М. : Центр «Школьная книга», 2010. – 240с.
2. Семаго Н. Я. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов / Под науч. ред. М. М. Семаго. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
5. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н. В., Рязанова А. Г. [Текст] –Томск: «Дельтаплан», 2001.-159 с.
Проблемы речевого развития дошкольников на современном этапе Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности,.
Детский фитнес в современном детском саду В настоящее время перед дошкольным образованием остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, формированию.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования Доклад по теме «Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ на современном этапе развития образования» Дошкольный возраст является самым благоприятным.
Организация и содержание инклюзивной практики Организация и содержание инклюзивной практики В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогические условия реализации преемственности дошкольного и школьного образования Обновление содержания образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения.
Спортивные праздники в современном детском саду Спортивные праздники в современном детском саду В стремительно меняющейся жизни современный человек должен обладать крепким здоровьем,.
Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду «Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду». «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок-музыкантом.
Взаимосвязь и проблемы развития образования и культуры в современном социуме Еще в недавнее время, основной характеристикой процветания государства в мире, являлся высокий уровень образования и культуры. В современное.