описание инклюзивной практики в школе на конкурс лучшая инклюзивная школа

Инклюзивная практика «Все включены!»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северо – Енисейская средняя школа № 1

Практика инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ «Все включены»

гп Северо – Енисейский 2020г.

Практика составлена по материалам модели инклюзивного образования МБОУ «ССШ№1 им. Е.С.Белинского».

В настоящее время большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. И сегодня ставится задача – создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Кроме того, в законе определены специальные условия, которые необходимо создать для успешного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В частности, это: «специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ОВЗ, а также педагогические, психолого-педагогические, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицам с ОВЗ невозможно (затруднено)».

Инклюзивное образование рассматривается как реализация права человека на получение качественного образования в соответствии с возможностями и в адекватной его здоровью среде по месту жительства. Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, системный подход к организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся обучающихся и членов их семей, учителей и узких специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

В этих условиях и была создана рабочей группой образовательной организации данная практика. Состав группы: руководитель – Лебедева Марина Дмитриевна (учитель – логопед высшей категории), Каменева Лариса Евгеньевна (учитель начальных классов высшей категории, завуч по УВР), Шаркова Оксана Анатольевна (педагог – психолог высшей категории). Нормативным основанием разработки практики являются:

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

· национальный проект «Образование»;

· Конвенции о правах инвалидов ( статья 24 напрямую соотносит право детей с ОВЗ на образование с обеспечением этого права через инклюзив ное образование на всех уровнях);

· Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы, утвержденный указом Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 г. № 258-уг.

· ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Цель: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, необходимых для их максимальной адаптации в ОО и полноценной интеграции в общество.

Ø создать эффективную систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ;

Ø обеспечить вариативность предоставления образования в соответствии с ФГОС;

Ø обеспечить доступную среду, специальные условия;

Ø повышать профессиональную компетентность педагогических работников, специалистов сопровождения детей с ОВЗ;

Ø создать условия для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;

Ø формировать инклюзивную культуру всех участников образовательных отношений.

Для практики основополагающими являются следующие принципы:

Ø признание ценности человека независимо от его индивидуальных возможностей и достижений;

ОО осуществляет инклюзивное образование, используя ресурсы:

1. кадровые: педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-дефектолог, социальный педагог, учителя- предметники.

2. материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеется отдельные кабинеты: педагога-психолога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога.

3. нормативные: локальные акты, должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога-дефектолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ППк и т.д.

4. учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.

5. психолого-педагогические: школьный ППк; специалисты работают с обучающимися школы в индивидуальной, групповой форме, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребности учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей).

6. воспитательные: цель воспитательной работы в школе – воспитание толерантности, терпимости, доброты и милосердия во всех участниках инклюзивного образовательного процесса. Внедрение инклюзивной культуры.

7. социальные: подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти сво ѐ место в н ѐ м, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за него, выражать сво ѐ мнение, творчески мыслить.

Межведомственное взаимодействие ОО представлено следующими организациями:

ПМПК – выявляет резервные возможности ребенка и нарушения его развития;

— определяет специальные условия для получения образования несовершеннолетними;

— подбирает, проектирует и инициирует организации специальных условий обучения и воспитания, а также лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

— разрабатывает и апробирует индивидуально ориентированные методы диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование.

ДЮСШ- шахматы, теннис, «Лыжные гонки»;

ДЮЦ- «Текстиль», «Художественное моделирование», «Этюд»,

«Театр Добра», клуб «Школа Добра», клуб «Солнышко»;

СК «Нерика»-группы здоровья;

бассейн «Аяхта»- аквааэробика;

школа искусств – вокал, классы фортепиано, гитары и др.;

— МБУ СО «Комплексный центр» (отделение социальной помощи семье и детям).

Направления психолого-педагогического сопровождения:

· Диагностика (индивидуальная, групповая);

· Консультирование учащихся, родителей и педагогов (индивидуальное, групповое);

· Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная, групповая);

· Методическая и организационная работа.

Профориентационное направление представлено:

Педагоги имеют дипломы и сертификаты за педагогические разработки во Всероссийском фестивале педагогического творчества в 2015-2016 учебном году. Каждый год дети принимают участие в Международном конкурсе по русскому языку «Русич» и математике «Математический сундук» для детей с ОВЗ, который проводится ЦДО «Снейл». Запланировано участие обучающихся школы принять участие в конкурсном движении Абилимпикс для детей инвалидов и ОВЗ.

Психолого-педагогическим консилиумом разработаны и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы: АООП для детей с ЗПР (вариант 1, вариант 2); АООП для детей с ТНР (вариант 1), АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1, вариант 2), АООП для слабовидящих детей (вариант 1). Программы внеурочной деятельности («Умная речь», «Занимательная грамматика», «Мир загадок», «Волшебный мир сказки», «Мастерская танца», «Скульптура», «Бисероплетение», «Театр Добра», «Забава», «Компьютер мой друг», «Мир логики» и программы дополнительного образования (ФСК «Олимп», дружина «Радужная», «Юный художник», «Зеленый мир», ВПК «Амаки», Дружина юных пожарных, знатоки ПДД, отряд ЮИД).

По отношению к конкретному ребенку (зависит от нозологии) выстраивается индивидуальная траектория развития с учетом его образовательных потребностей и возможностей. Наиболее эффективными признаются:

дидактические подходы – личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный;

формы и методы обучения – интерактивные (учебные проекты, учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение и другие); ритмика; пескотерапия; исследовательский ; частично поисковый; познавательная игра ; словесный; наглядный; практический; воспитательный; игровой; обучающий контроль ; активные методы обучения.

модель образовательной среды – творчески развивающая.

Опора на вышеуказанные подходы, с одной стороны, способна обеспечить включение детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации, с другой – минимизировать риски потери качества образования для нормально развивающихся сверстников.

На школьном уровне выделяются следующие группы функций и соответствующие им управленческие действия:

Анализ, целеполагание и планирование деятельности.

· Анализ состояния проблемы.

· Разработка модели и плана по ее реализации.

· Разработка школьных проектов.

· Создание — алгоритма — взаимодействия различных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение и ресурсное обеспечение образования ребенка с особыми образовательными потребностями.

Организация, координация деятельности.

· Разработка и совершенствование нормативно-правовых документов на школьном уровне.

· Организация оценки образовательной среды в школе на предмет ее соответствия требованиям инклюзивного образования.

· Проведение совещаний, семинаров (в том числе с участием других ведомств).

· Работы по наращиванию связей общеобразовательных — организаций с медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры.

· Вынесение вопросов по развитию инклюзивного образования на общественный совет при управлении образования.

· Создание других форм работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ на основе межведомственного взаимодействия.

Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами.

· Анализ потребностей школы в педагогических работниках и специалистах для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

· Разработка плана по повышению квалификации ` педагогических работников и специалистов.

Мониторинг и контроль.

Проведение диагностических и мониторинговых мероприятий.

Не реже 1 раза в четверть

Рефлексия и оценивание происходит через:

ü План мероприятий, участие в конкурсах; анкетирование родителей.

ü Анализ паспорта доступности; анализ реализации дорожной карты.

ü Курсы повышения квалификации, внутренние семинары, участие в профессиональных конкурсах; участие в грандах.

ü Расширение форм включения детей в школьную жизнь.

ü Анализ реализации АООП (АОП).

ü Мониторинг профессионального определения; программа профориентации «Кем я могу стать? Умелые руки».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конкурс «Лучшая инклюзивная школа»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Анкета участника.pdf

РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Пойменная средняя школа»

633441 село Пойменное Тогучинского района Новосибирской области

Дата создания образовательной организации

С какого периода реализуется модель инклюзивного образования

Действующий официальный сайт ОО

Контингент образовательной организации

Общее количество обучающихся-252, из них 70 – обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (27,7%): 47 обучающихся с ЗПР, 23 – с ОУл, 1 – ОУу

Реализуемые образовательные программы

ООП НОО, ООП ООО, программа среднего общего образования, АОП НОО для детей с задержкой психического развития, АОП ООО для детей с задержкой психического развития, АОП НОО для детей с умственной отсталостью, АОП ООО для детей с легкой умственной отсталостью,

Наличие доступной среды

Образовательное учреждение пандусами для инвалидов не оборудовано, висит табличка с указанием номеров телефонов сотрудников ОУ, которые окажут помощь инвалиду при входе в учреждение. Планируется реконструкция объекта в части установление адаптированного лифта, расширения дверных проемов в стенах лестничных маршах площадках будет проводится при условии финансирования программы. Установка поручней пандуса, приобретение подъемной платформы запланировано произвести с учетом потребности инвалидов в получении непосредственных услуг на объекте с учётом финансирования.

Сведения о педагогических работниках (кроме специалистов психолого-педагогического сопровождения)

Всего педагогических работников в школе – 29 С детьми с ОВЗ занимаются 26 педагогов.

За последние 3 года прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ 17 учителей (65%).

Служба психолого-педагогического сопровождения

Педагог – психолог – 1 ставка

Учитель-логопед – 1 ставка

Социальный педагог – 1 ставка

Учитель – дефектолог – 0,5 ставки

Основные формы сопровождения осуществляются в двух направлениях-

обязательных видах деятельности и дополнительных. Обеспечивается минимум психологического сопровождения участников образовательного процесса.

При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей осуществляются дополнительные виды работ. Обратившимся с вопросом в службу ПМПк, специалисты предоставляют исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу.

К обязательным видам деятельности относятся: консультирование, диагностика, развивающая и коррекционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение.

Приказ о создании консилиума №76\1 от 28.08.2019. В состав ПМПк входят:

1. Председатель (завуч по УВР)

4. Учитель –дефектолог

5. Социальный педагог

7. Кл.руководитель (по необходимости)

Разработано положение о работе ПМПк приказ №86\1 от 03.09.2015г

Численность детей, обучающихся на дому за последние 3 года

Сетевое и межведомственное взаимодействие

Школа проявляет активность в сетевом взаимодействии с ресурсными организациями :

защиты; ЦДЮТ; Вассинский сельский совет; Вассинская участковая больница; санаторий «Тогучинский»; школы Тогучинского района.

Наша школа постоянно проводит открытые районные и областные мероприятия, направленные на обмен опыта по работе с детьми с ОВЗ:

Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями на уроках географии. Специфика подготовки к уроку.

Возможности школьного образовательного пространства в формировании духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников

Взаимодействие всех участников образовательного процесса

Круглый стол в рамках регионального проекта «Обучение и социализация детей в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Роль и ответственность школьного педагогического консилиума в системе сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью

Организация внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС.

Участие в программах федерального и регионального уровней, направленных на поддержку образования детей с ограниченными возможностями здоровья

2013 г «Обобщение опыта организации ППМС – сопровождения детей с ОВЗ» 2017 г «Школа – центр личностного роста и самосовершенствования всех участников образовательного процесса»

II Существующая инклюзивная модель образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов в образовательной организации

Нормативно-правовая документация (федерального, регионального и муниципального уровней) и локальные нормативные акты организации, регламентирующие образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов

Инклюзивное образование в Учреждении осуществляется на основании международноправовых норм; законов Российской Федерации, закрепляющие равные права на образование; областных законов; муниципального положения; локальных актов Учреждения. В основе инклюзивного образования и нормативным основанием для разработки модели инклюзивного образования Учреждения являются следующие нормативные акты:

— ФЗ-273 от 21.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, ст. 34, ст. 42, ст.

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от

10 июля 2015 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.328615 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам»;

— Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями)»;

— Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 N 07- 818 «О направлении

Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»;

— Договор о сотрудничестве в сфере психолого-педагогического и медико-социального сопровождения от 25.09.2019 г

Цель и задачи реализации инклюзивного образования образовательной организации

Цель: обеспечение условий для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательной организации

1) расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью;

2) обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможностью быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;

3) обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи;

4) обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми постоянную и квалифицированную методическую помощь.

Описание инклюзивной практики

Ежегодно количество учащихся с ОВЗ увеличивается, на сегодняшний день составляет 27,7 % от общей численности обучающихся в школе. Инклюзивное образование в школе осуществляется в общеобразовательных классах. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности, для получения образования в пределах специальных

принятыми в их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.

При создании модели подлинного полного инклюзивного образования мы учитывали и его внешние условия:

• выявление нарушений в развитии обучающихся;

• желание родителей обучать ребенка ОВЗ вместе со всеми детьми и их стремление и готовность помогать ему в процессе обучения;

• наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную помощь;

• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения. а также внутренние условия успешного инклюзивного образования:

• уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;

• возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для нормально развивающихся детей сроки.

Результаты реализации инклюзивной практики

— Разработана система программно-методического, нормативного и информационного обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации.

— Созданы условия, обеспечивающие доступность образования для детей с ОВЗ.

— Организован учебный процесс для данной категории учащихся с применением различных образовательных технологий. Коррекционная помощь оказывается посредством организации очных, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с учителями-предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом,

учителем-дефектологом в соответствии с заключением ТПМПК, программой коррекционных курсов, образовательными потребностями семьи.

— Создана система комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ослабленным здоровьем, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья, а также родителям, испытывающим трудности в воспитании и обучении детей в рамках муниципального образования для снижения уровня тревожности, приобретение коммуникативных навыков.

— Внедряются новые коррекционные педагогические технологии работы с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами.

Эти учащиеся участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии.

— Обучающиеся с ОВЗ получают документ об образовании, успешно адаптируются в социуме, становятся полноценными его членами.

Дополнительно образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов в условиях реализации модели

Преимущества инклюзивного образования: всем учащимся с особыми возможностями здоровья предоставлен спектр дополнительных образовательных программ по разным направлениям.

Дополнительные образовательные программы, реализуемые в МКОУ Тогучинского района «Пойменная средняя школа» в 2019-2020 учебном году:

— кружок «Ателье «Модница»;

— внеклассная работа по изучению родного края;

III Дополнительные материалы

Дополнительные сведения из образовательной организации

Выбранный для просмотра документ презентация.pptx

описание инклюзивной практики в школе на конкурс лучшая инклюзивная школа. presentation bg. описание инклюзивной практики в школе на конкурс лучшая инклюзивная школа фото. описание инклюзивной практики в школе на конкурс лучшая инклюзивная школа-presentation bg. картинка описание инклюзивной практики в школе на конкурс лучшая инклюзивная школа. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

«Школа-центр личностного роста и самосовершенствования всех участников образовательного процесса »
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тогучинского района «Пойменная средняя школа»

Описание слайда:

Юридический адрес
633441 Новосибирская область
Тогучинский район
село Пойменное
улица Центральная 43
E-mail: poysosh@mail.ru
Сайт школы: http://s_poim.tog.edu54.ru
Руководитель: Морозова Лариса Викторовна
Тел: 8 (383) 40 45 662; 8 923 120 19 50

Описание слайда:

Количество обучающихся 252,
из них на подвозе 168 детей из 5 –ти населенных пунктов (66%)
64 детей.
45 детей.
7детей.
8детей.
44ребенок.
Пойменное
Пятилетка
Родители
Вассино
Каменная Гора
Марай
Кадниха
168 семей
282 родителя

Описание слайда:

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание слайда:

Анализ кадрового состава
Образование педагогов
Категория педагогов
Возраст педагогов
Стаж педагогов

Описание слайда:

Инклюзивное образование
– это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных возможностей
(ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Задачи инклюзивного образования
создание инклюзивной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей, имеющих разные стартовые возможности;
формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;
организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционно-развивающее;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение родителей (законных представителей) в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработке оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.

Описание слайда:

Административно-управленческое обеспечение инклюзивного образования
Кадровые условия
Организационно-управленческие условия
Обеспеченность специалистами (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог Своевременное прохождение курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию
Создано сопровождение инклюзивного образования, обеспечивающее сопровождение инклюзивной практики
Организационно-методические условия
Программно-методическое сопровождение; специальные учебники и пособия;
Адаптированные основные общеобразовательные программы; программы коррекционной работы
;
Материально-технические условия
Созданы условия для работы специалистов (кабинеты для коррекционных занятий; кабинет психолога, кабинет логопеда, сенсорная комната, песочная терапия)

Описание слайда:

Специальные образовательные условия
Адаптированные основные общеобразовательные программы
Использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности
Система комплексного сопровождения
Адаптация системы оценки планируемых результатов освоения АООП
Специальная организация образовательной среды

Описание слайда:

Система комплексного сопровождения
Комплексная диагностика на ПМПк
Определение особых образовательных потребностей ребенка
Составление и реализация программ индивидуального развития
Проведение коррекционно-развивающих занятий
Сопровождение образовательного процесса
Мониторинг развития ребенка

Описание слайда:

Особенности образовательного процесса обучающихся с ОВЗ
Разные сроки освоения школьной программы

Вариативность
занятий с детьми
Занятия с учетом заболеваний ребенка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *