зачем учиться взрослому человеку
Почему умение непрерывно учиться — ключевой навык человека будущего
Руководитель службы маркетинга и развития бизнеса PwC, профессор практики МШУ «Сколково» Светлана Миронюк уверена: такой сценарий нас ждет в самом ближайшем будущем, и к нему нужно быть готовым уже сейчас.
75 млн человек по всему миру потеряют работу к 2022 году из-за развития технологий и инноваций, предсказывает Всемирный экономический форум (ВЭФ). А в России, по оценкам Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), в течение следующих десяти лет при активной модернизации отраслей могут быть сокращены до 6 млн человек, при этом для 25 млн могут радикально измениться требования и состав работы, что говорит о фактическом исчезновении и этих мест.
«Стабильные» профессии (как минимум, до 2022 года) — ученые, инженеры по робототехнике, управляющие и исполнительные директоры, специалисты по управлению рисками, преподаватели вузов, инженеры нефтегазовой области, специалисты по кибербезопасности и специалисты по базам данных.
Идея о непрерывном образовании появилась 100 лет назад — новой реальностью она становится только сейчас
Сама концепция непрерывного образования появилась в работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», опубликованной в США в 1926 году. Но воплощается она только сейчас, в жизни нашего поколения. Суть lifelong learning хорошо передает цитата американского футуролога:
«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться».
Как и множество других идей в истории человечества, идея непрерывного образования прошла через стадии рождения, непринятия и хайпа вокруг нее.
Профессиональная жизнь раньше была устроена по одноколейному сценарию: «одна жизнь — одно образование — одна профессия — одна работа». Человек учился, долго и поэтапно шел по выбранному пути, достигал профессиональных и карьерных высот, а потом отправлялся на пенсию, в российских реалиях часто — на дачу, в огород.
Теперь в этом многолетнем сценарии появились новые развилки, наполняющие жизнь новыми вызовами и непростыми задачами.
Сегодня непрерывное образование — осознанная повседневность современного человека и часть рабочего процесса компаний.
Жизнь в среднем стала гораздо длиннее, и карьера — длиннее вместе с ней
Каждые 10 лет продолжительность жизни увеличивается на 1–2 года. Статистические прогнозы говорят, что, к примеру, японцы, родившиеся в 2007 году, должны дожить до 2107 года.
На свет уже появилось поколение со средним ожидаемым сроком жизни в 100 лет, а британский геронтолог и инженер Обри ди Грей утверждает, что уже родился и первый человек, которому предстоит прожить целую тысячу лет. Значит, период активной экономической деятельности превысит привычные предыдущим поколениям 35–40 лет. Вероятно, нынешние 40-летние проработают до своих 70, а нынешние 20-летние проработают до своих 80 лет. Привычные последовательные этапы жизни — учеба, работа, пенсия — исчезают. Кто может адекватно планировать карьеру на 60 лет вперед?
Карьера длиной в 50–60 лет вряд ли может строиться на одном и том же стартовом образовательном багаже и проходить в одной и той же профессиональной колее. Развилки, возможные изменения профессионального сценария, конечно, привязаны к разным этапам карьерной и возрастной зрелости, к личным обстоятельствам. Но повороты на этих развилках невозможны без нового образования.
Что почитать по этой теме:
Пока непрерывное образование все еще воспринимается как надстройка — дополнительное обучение в тех случаях, когда не хватает основного. Но в новой экономике образование принципиально понимается как незавершаемое, и именно оно становится основным двигателем карьеры и предпосылкой возможности множественных профессиональных сценариев в течение всей жизни. Это определяет главное изменение сегодняшнего времени — запрос на индивидуализацию образовательных траекторий. Набор необходимых конкретно вам компетенций выбирает уже не образовательный институт, а каждый для себя самостоятельно.
Меняется и роль преподавателя — он уже не просто транслятор знаний, а исследователь, консультант, ментор, руководитель проектов. Сегодня среди популярных и востребованных преподавателей люди из самых разных сфер деятельности — науки, бизнеса, госуправления, СМИ. Эта профессия тоже становится высококонкурентной.
Как научиться учиться всю жизнь?
Взрослые люди учатся не так, как дети. Они не учатся через монопроцесс, когда в классе есть доминирующий авторитет — учитель — и внимающая ему аудитория, а поток знаний следует только в одном направлении — от учителя к ученику. Да и дети сейчас уже учатся понимать мир по-другому, через творчество и любопытство.
Видео-интервью с автором курса о том, как научиться учиться:
Взрослые лучше учатся через так называемые проектно-проблемные подходы. В процессе обучения проблемы рассматриваются и обсуждаются исходя из новых знаний и предыдущего опыта, который ни в коем случае не нужно отбрасывать, он — хорошая основа для дальнейшего развития.
Соответствуют ли университеты и бизнес-школы запросам на непрерывное образование? Смогут ли они ответить на потребность работодателей в новых кадрах? Кто будет учить профессиям, которых еще не существует? Похоже, выживут в новых условиях только адаптивные образовательные модели. Растет конкуренция, образовательный рынок открывается для новичков, которые выходят с новыми решениями.
Что почитать по этой теме:
Образовательные институты оказались не вполне готовы к социальным и экономическим сдвигам, к новым требованиям со стороны людей, государств, корпораций — запросам на индивидуализированное развитие, гибкую достройку и постоянный апгрейд необходимых компетенций наемного менеджера или чиновника. Само образование как индустрия переживает сейчас болезненный процесс цифровой трансформации, из которого выйдет сильно измененным.
Если классическое образование не изменится, оно погибнет, его затопчут неофиты. Если оно найдет в себе силы, инструменты, ресурсы быстро меняться вместе с меняющимся запросом студентов, особенно взрослых студентов, то оно имеет шанс на выживание.
В изменениях, которые сейчас переживает сфера образования для взрослых, самое главное слово — гибкость. Все слышали про agile в разработке софта и про agile в выстраивании бизнес-процессов. Образовательные институты сталкиваются с похожими вызовами: они должны научиться подстраивать свои программы и под индивидуальные треки каждого человека и под глобальные изменения на рынках труда одновременно.
Как может выглядеть образование будущего?
Американский предприниматель и визионер Питер Диамандис уверен: подход к обучению детей должен радикально измениться с учетом огромного потенциала технологий искусственного интеллекта, робототехники и виртуальной реальности.
При этом развитие некоторых личных качеств поможет ребенку достичь успеха во взрослой жизни.
Наиболее важные из них:
Увлеченность. Очень много людей сейчас не имеют цели в жизни. При этом самый ценный ресурс человечества — усидчивый и страстный ум, поэтому поощрение увлеченности у детей чрезвычайно важно.
Любопытство. Это то, чем дети обладают с рождения, но что с течением времени теряет большинство взрослых. В мире Google, роботов и ИИ нужны будут те, кто постоянно задается вопросом «а что, если?» и проводит эксперименты.
Воображение. Предприниматели и визионеры представляют мир и будущее, в котором хотят жить, и затем создают его. Очень важно показать ребенку, насколько раскрепощающим может быть воображение.
Критическое мышление. В мире противоречивых идей, необоснованных заявлений, негативных новостей и дезинформации обучение навыкам критического мышления помогает отделять правду от лжи и находить рациональное зерно в бессмысленной информационной шумихе.
Твердость характера и упорство. Это один из наиболее важных факторов, определяющих успех и способствующих ему.
Чему еще нужно учить человека?
Искать и развивать новые увлечения;
Развивать любопытство, задавать вопросы, проводить эксперименты;
Не терять настойчивость при неудачах и сложностях;
Понимать новые инструменты и технологии, то, как их можно использовать;
Развивать эмпатию (способность к сопереживанию);
Не забывать об этике и морали;
Творчески мыслить и импровизировать;
Понимать принципы предпринимательства и продаж;
Познавать новые языки.
Там, где не успевают традиционные институты, может помочь онлайн-образование: всевозможные обучающие интернет-ролики и курсы, а также целые онлайн-школы и университеты предлагают множество разнообразных материалов с возможностью учиться в своем темпе из любой точки мира. Дистанционные программы предлагают и некоторые классические институты. Но обучение только онлайн, вероятно, тоже не лучшее решение: будущее скорее за сочетанием онлайн- и офлайн-занятий.
Кто сегодня основной потребитель новых образовательных подходов?
По опыту МШУ «Сколково», самый активный запрос на получение новых компетенций сегодня идет, во-первых, от крупных корпораций, а во-вторых, от самих сотрудников, которые хотят развиваться и реализовываться дальше и масштабнее в рамках своей текущей карьеры, либо придумать для себя новые карьерные пути. Многие проактивно сами приходят за новыми компетенциями, получают подходы, видение, знания и инструменты, чтобы соответствовать новому цифровому времени.
Результатом нового образования сегодня является не объем усвоенного и запомненного материала, а развитие когнитивных способностей: умения анализировать, работать с информацией, критически мыслить, решать проблемы, реализовывать творческие и инновационные идеи.
Современное образование — не вопрос диплома на стене в кабинете: «корочки» больше не добавляют востребованности ни в корпорации, ни в отрасли. Навыки, умение развивать себя непрерывно и новый, более широкий круг общения — именно эти составляющие вместе служат мультипликатором возврата личных инвестиций в собственное образование. Инвестиции в саморазвитие — необходимость, а не эксклюзив, который одни могут себе позволить, а другие — нет.
Современное образование — это еще и включение в новые профессиональные круги, наработка новых контактов, нового социального капитала — отличного от того, которым человек обладал, когда долго варился в одной и той же профессиональной или отраслевой нише. Чем шире и разнообразнее социальный капитал и круг контактов, тем больше новых возможностей для развития открывается перед человеком. Непрерывное образование, общение в самых разных профессиональных группах дает возможность человеку на любом карьерном или возрастном этапе расширить свои горизонты, придумать и реализовать новый трек, зачастую найти себя.
5 причин, зачем взрослому учиться
Содержание
По исследованиям Высшей школы экономики, всего 12% российских граждан продолжают получать дополнительное образование после 25 лет. А в самообразование вовлечён всего лишь каждый пятый. Это «почётные» 2-е и 3-е места с конца в списке европейских стран — мы обгоняем только Румынию и Грецию. Почему так и нужно ли что-то менять? Давайте разбираться.
В самом деле, нужно ли продолжать учиться, если образование уже получено? С детьми всё понятно — они должны перенять опыт предыдущих поколений, чтобы вписаться во взрослую жизнь и катить мир дальше в выбранном направлении. На это заточены детские мозг и психика — ребёнок играючи осваивает огромное количество навыков и знаний. Если бы можно было так же легко учиться всю жизнь, мы жили бы на планете гениев.
Но к 7 годам естественное обучение, непосредственное и хаотичное, переходит в систематический процесс. И перестаёт быть таким интересным и весёлым занятием. Природная любознательность уходит не прощаясь и годам к 10 мы начинаем тяготиться обязаловкой под названием «учёба», а во взрослой жизни изобретать отговорки, как в этом видео.⇓
Но давайте посмотрим на вопрос обучения взрослых с неожиданных ракурсов.
СЕКРЕТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОЛОДОСТИ
«Что не упражняется, то упраздняется», — говорил П. Ф. Лесгафт.
В 23 года мы с гордостью кладём на полочку диплом об окончании вуза, а рядом с ним и желание учиться. И со временем наш мозг отучается это делать.
В отсутствие разноплановых учебных задач перестают образовываться новые нейронные связи. Мозг включает энергосберегающий режим — теперь он занят только оттачиванием привычных действий. Это развивает наш профессионализм, чего не скажешь о мыслительных способностях. Постепенно мы теряем интеллектуальную сноровку и привычку учиться.
Мы становимся крутыми экспертами, но при этом терпим фиаско при попытке решить задачу из школьной программы. И дело не в её сложности — любой ребёнок, который закончил наш курс «Учись учиться», в состоянии не только самостоятельно справится с задачами текущего класса, но и за 1–3 дня пройти учебник целиком. Дело в «мозговой мышце», которая в студенчестве была максимально накачана, а теперь ослабла без постоянной нагрузки.
Мы можем с закрытыми глазами выполнять профессиональные обязанности, но осваивать что-то новое становится всё труднее. И чем больше времени проходит после окончания учёбы, тем сложнее возобновить этот процесс.
Хорошая новость — если постоянно нагружать мозг учебными задачами, то нейропластичность сохранится до преклонных лет. Вероятность с возрастом утратить мозговую активность не так велика, как мы привыкли думать. Намного больше шансов лишиться её из-за недостаточной интеллектуальной нагрузки.
Многие выдающиеся мыслители и творцы — Бернард Шоу, Игорь Стравинский, Микеланджело, Марк Катон, Лев Толстой — продолжали творить до 80 и даже до 90 лет. А хирург Углов и в 100 успешно оперировал и писал книги. Профессора вузов уходят на пенсию по причине слабости физической, а вовсе не интеллектуальной. В то время как человек, не занимающийся умственным трудом, уже в 45 может заметить проблемы с памятью и вниманием.
СРЕДСТВО ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУПИКА
и трамплин для карьеры и роста благосостояния
По прогнозам Boston Consulting Group, по причине цифровизации в ближайшие 10 лет исчезнет до 50% ныне существующих профессий. Поступив сегодня на престижный факультет, можно через 4–6 лет выпуститься «устаревшим» специалистом с никому не нужными компетенциями.
Новые технологии с такой скоростью внедряются даже в самые консервативные профессии, что стоит только отлучиться в декрет или творческий отпуск — и в свою должность можно уже не вписаться.
Можно ли освоить современную специальность и преуспеть среди более молодых конкурентов, если последний раз мы учились 5–10 лет назад? Да, если есть навыки учиться быстро, легко и результативно. Например, вот так.
Специалист, для которого непрерывное обучение не проблема, а интеллектуальная потребность, всегда будет на шаг впереди коллег и конкурентов. Это открывает неограниченные возможности для карьерного роста.
Сменить работу, получить более высокооплачиваемую должность, перевестись в зарубежную компанию — почему бы и нет, если освоить новые знания можно за пару месяцев, а выучить язык — за считанные недели.
Проблемы с трудоустройством сменяются «муками» выбора между хорошим и лучшим. А это, согласитесь, приятнее, чем стоять на распутье между плохим или никаким.
Необходимо отметить, что в России вопрос безработицы стоит не так остро, как проблема кадрового голода. Вузы выпускают достаточное количество специалистов, но настоящих профессионалов, поддерживающих знания и компетенции в актуальном состоянии, найти очень трудно.
При этом специалист уровня выше среднего может иметь зарплату в 8–10 раз больше, чем выпускник того же вуза на аналогичной позиции. Весь секрет в навыках, опыте и уровне профессионализма, которых без постоянного обучения не достичь.
УСПЕВАТЬ БОЛЬШЕ ЗА МЕНЬШЕЕ ВРЕМЯ
и при этом сэкономить силы и ресурсы
Учиться — значит напрягаться. Так считает большинство и старается избежать этого «удовольствия». Человечество не очень расположено тратить усилия без веских причин. Лень — вот что движет наш прогресс.
Но если мыслить стратегически — именно учёба даёт нам возможность работать меньше и легче. У неквалифицированного специалиста условия труда всегда тяжелее, а зарплата ниже, чем у профессионала. Интересные задачи, толковые коллеги, комфортный офис и достойный заработок — всё это можно получить только через качественное образование и постоянное развитие компетенций.
Да и учиться тоже можно легко и без напряжения. Как это делать правильно, смотрите в нашем видео. ⇓
Возможность быстро и хорошо справляться с рабочими задачами позволяет покинуть беличье колесо и потратить освободившееся время на:
ПРИМЕР ДЕТЯМ НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ
Мы учились в школе, чтобы теперь помогать с уроками детям
В этой шутке есть доля шутки, остальное — правда. Правильно помочь детям с учёбой — значит дать им хороший старт. И дело даже не в самих предметах, далеко не все они пригодятся в жизни. А вот навык эффективно учиться поможет подняться выше среднего в любом направлении, которое бы ни выбрал ребёнок.
О том, как меняют жизнь школьников, родителей и учителей технологии ускоренного обучения, смотрите в 3-минутном видео. ⇓
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ
Отличаться умом и сообразительностью — это приятно
Тот, кто умеет получать интеллектуальное удовольствие, никогда от него не откажется. Эти люди всю жизнь чему-то учатся: новым языкам, профессиям, творческим навыкам.
Но много ли вы таких знаете? По исследованию BCG, в России только 20% готовы вкладывать время и силы в обучение после окончания вуза. Почему так мало, ведь мы же говорим и о пользе, и об удовольствии сразу? Потому что немногим посчастливилось не утратить учебный азарт во время школы и вуза.
Трудно получать удовольствие от романтики горного туризма, если нет соответствующего снаряжения. Ещё сложнее получить удовольствие от учёбы, если не владеешь правильными инструментами.
Зубрёжка, контрольные, экзекуции в виде стояния у доски — не самая приятная программа, чтобы стремиться её повторить. И ладно бы, если бы затраченные усилия приводили к хорошим результатам. Но ревизия наших академических знаний показывает, что и этого нет. Так ради чего мучиться?
На этом фоне светлая мысль, что можно учиться по-другому — с увлечением и высоким результатом — облетает нас по большой дуге, не имея шансов пробиться сквозь толщу неприятных воспоминаний.
Но учиться по-другому действительно можно! Потратьте прямо сейчас 5 минут на это видео ради того, чтобы приобрести успешный и позитивный опыт обучения.
ПОДВЕДЁМ ИТОГ
У взрослого причин учиться ничуть не меньше, чем у детей. Если вы хотите:
Жмите на кнопку ниже. По ней вы можете зарегистрироваться на любой из бесплатных вебинаров по технологиям эффективного обучения и узнать все секреты, как во взрослой жизни учиться быстро, качественно и с удовольствием. ⇓
Расписание бесплатных вебинаров
Американский футуролог Алвин Тоффлер сказал: «Неграмотными людьми 21-го века будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться». Расширяйте границы вместе с Advance!
Андрагогика — забытая наука или полезные принципы обучения взрослых?
Педагогика — наука о воспитании, развитии и образовании человека, преимущественно в детском и юношеском возрасте. При этом обучение взрослых имеет ряд отличительных особенностей, изучением которых занимается андрагогика.
За последние 15 лет мир изменился быстрее, чем менялся в предшествующие 100 лет.
К 2010 году за всю свою историю создало 1,5 зеттабайт информации, что равно 34 млрд смартфонов с самым большим объемом памяти. Исходя из динамики, к 2025 году мы создадим 175 зеттабайт информации, и эту цифру сложно выразить в понятных человеческому мозгу величинах.
Скорость создания и накопления информации и ее доступность меняют традиционное отношение к знаниям и обучению.
Энциклопедическое знание и механистические навыки стремительно теряют свою актуальность, а значит формы обучения, рассчитанные на «зубрежку» и повторение монотонных действий становятся неактуальными.
Появляется необходимость в развитии навыков иного порядка — метанавыков, которые помогают синтезировать знания из разных источников, соединяя их со своим опытом и создавая в результате свою уникальную базу знаний.
Что такое андрагогика и почему взрослым вдруг понадобилось учиться
Недавняя беседа об андрагогике в подкасте «Все сложно» началась с вопроса ведущего «Андра — что?». И это правда, удивительно — мы все слышали о педагогике и представляем себе, что это такое, и совершенно ничего не слышали про раздел андрагогики, само это понятие многим неведомо. Хотя эти науки и подходы к развитию личности зарождались одновременно. Почему так?
Традиционно упор всегда делался на развитии человека, приобретении им навыков в детском и юношеском возрасте, то есть, на педагогике. Профессиональное развитие, освоение непосредственных умений происходило либо через цехи и мастерские для рабочих, либо в университетах для точных и гуманитарных специальностей, к которым до середины XX века имели доступ лишь избранные слои населения. Профессию, как правило, получали в молодом возрасте и на всю жизнь. В связи с этим андрагогика как подход и наука до 1980-х годов была не востребована.
У большинства взрослых не было необходимости переучиваться или получать кардинально новые навыки: например, наши бабушки, дедушки и даже родители работали на одном предприятии или в одной сфере всю жизнь, и это было нормально. Такую ситуацию практически невозможно представить в наши дни.
В 1980-х годах, и особенно после падения Берлинской стены, мир стал глобальным. Компании стали выходить на мировой рынок, и у огромного числа людей появилась возможность выйти на глобальный рынок труда. Стремительное развитие технологий заставило предприятия менять методы производства, автоматизировать их, переносить в страны с более дешевой рабочей силой. Миллионы людей, особенно в развитых странах, впервые в жизни столкнулись с нестабильностью и необходимостью менять свою деятельность, набор компетенций и даже профессию в середине карьерного пути. Возникла необходимость переучиваться — быстро, эффективно, основываясь на практике, а не на теории. В этот момент произошло рождение андрагогики. Тогда же американский ученый Малком Ноулз выпустил свой фундаментальный труд «Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики», в котором сформулировал основные принципы обучения взрослых.
Как мы будем учиться в постиндустриальном мире
Сейчас механический труд все чаще выполняется роботами при помощи современных технологий. Одновременно с этим растет спрос в креативных областях, где нужны другие навыки и отношение к организации работы — больше самостоятельности, свободы и инноваций. Активно развиваются маркетплейсы фрилансеров: один человек часто может одновременно выполнять проекты для разных компаний, больше не связывая свою жизнь с одной организацией. Этот тренд будет развиваться и дальше.
Нарастает необходимость в развитии иных образовательных моделей, которые бы давали принципиально новые компетенции. Учитывая скорость социально-экономических изменений и глобальность рынков труда, обновлять их будет нужно гораздо чаще, чем это требовалось всего десять лет назад.
Возникает большой запрос от бизнеса и государств на инновации и технологическое развитие всех сфер общества. Все это не делается механистически, это — креатив, открытия, идеи, коммуникация между специалистами из разных сфер. В инновациях унифицированные действия большого количества людей не приведут к результату, но креативный подход и индивидуальность каждого имеют значение. Более важную роль начинает играть сотрудник как субъект, его личность и индивидуальность, а не коллектив и институт.
Особенности обучения взрослых
Как учить новому и переучивать взрослых людей, учитывая их индивидуальность, богатый жизненный и практический опыт, установки, разные жизненные цели, социальные ограничения (мало свободного времени на учебу, наличие семьи и работы)? На эти вопросы отвечает современная андрагогика.
Забудьте, как вы учились в школе — взрослые учатся иначе.
В центре образовательных подходов — гармоничное и осознанное развитие уже сложившейся личности, а не «подгонка» человека под требования институтов, компаний или государства.
Когда мы говорим об обучении, ключевое отличие взрослых от детей — это особенное отношение к прошлому, настоящему и будущему. У взрослых есть опыт, через который фильтруется новая информация. У взрослого особое отношение к настоящему с рядом ограничений — в отличие от ребенка взрослому необходимо самостоятельно зарабатывать, заботиться о близких, готовить пищу и т.д. Взрослый иначе, чем ребенок строит планы: как правило, у него есть специфическое видение своего будущего, с которым он соотносит любое обучение. Соответственно его программа должна выстраиваться с учетом этих трех составляющих.
Схемы и методы обучения, которые вы использовали в школе и университете, скорее всего, не позволят вам успешно учиться сейчас. Чтобы выстроить свою стратегию, а также гармонично и осознанно развиваться в целом будучи уже взрослым человеком, необходимо разобраться в ключевых принципах андрагогики.
Преимущество этой науки в том, что, освоив ее подходы, учащийся взрослый человек может самостоятельно выстроить свою образовательную стратегию и корректировать ее на протяжении жизни.
Как создать условия для обучения, которые подходят именно вам
Первое, что необходимо понять — то, как учитесь именно вы. Для этого необходимо проделать следующие упражнения.
Также стоит вспомнить свой негативный опыт и разложить его по полочкам — почему учиться было некомфортно? Почему учеба оказалась неэффективной? Оценивайте не столько контент, а форматы, темп, каналы, через которые давалась информация (визуальный, аудиальный, кинестетический). Было комфортнее в групповой работе или в смешанной, в дискуссиях или индивидуальном формате, сначала практика, а потом теория или наоборот? Поищите и найдите какую-то закономерность.
Совет: обращайте внимание не только на процесс, но и на события в жизни, которые вы в этот момент переживали. Был ли в вашей жизни в то время спорт? Какой? Попробуйте оценить, оказали ли они влияние на ваш образовательный опыт.
Совет: если невозможно воссоздать все элементы, используйте хотя бы некоторые. Подумайте, как вы можете трансформировать негативный опыт в позитивный.
Совет: обратную связь можно организовать в семье, рабочем коллективе. Можно найти единомышленников в интернете: вести блог, получая обратную связь от читателей или слушателей, написать статью или принять участие в подкасте, делиться результатами в социальных сетях. Можно написать экспертам отрасли, с кем-то встретиться лично на профильной конференции или деловом мероприятии.
Совет: в этом вам помогут как практики саморефлексии, так и различные доступные тесты.
Примеры тестов:
Тест Майер-Бриггс на определение типа личности. Он поможет обратить внимание на ваши особенности восприятия мира и на то, как вы принимаете решения.
Тест «Визуал-аудиал-кинестетик». Он определит, какой канал восприятия информации для вас наиболее предпочтительный и эффективный.
Тест HBDI (Hermann Brain Dominance Instrument), определяющий тип мышления на основе когнитивных предпочтений.
К любому тесту необходимо относиться критически: ни один из них не раскрывает все особенности личности.
Как определить цели обучения
Один из учебных методов, который поможет правильно прицелиться — это «Пирамида Дилтса». Она включает в себя шесть уровней целеполагания: окружение, поведение, способности, убеждения/ценности, идентичность, миссия. Определите проблему, которую вы хотите решить и уровень в пирамиде, которому она соответствует. Решение проблемы как правило находится на один-два уровня выше. Например, чтобы изменить свое поведение, вам необходимо обратить внимание на изменения в убеждениях и ценностях.