зачем зеки крутят четки
Зачем зеки крутят четки
Четки-болтухи – особенный аксессуар в блатном мире. Они отличны как по форме, так и по манере вращения от уже известных нам бусинных четок, которые крутят вокруг пальца и часто заменяют цепочкой или связкой ключей. «Змейка» имеет ленточную форму, и обращение с такими четками требует определенного навыка. Другое название ленточных четок – армянские, поскольку они широко распространены в среде грузин, армян и других выходцев с Закавказья.
Перекидные четки необычайно разнообразны по форме, цвету, назначению. Такой аксессуар широко распространен в блатном мире и является особенным атрибутом крутых парней. Четки-болтухи различаются внешним видом и манерой вращения на пальце. В промышленности «болтухи» изготавливаются из дерева, металла, камня или пластмассы, но в пацанской среде самыми ценными и желанными для обладания считаются экземпляры ручной работы, импортированные «с северов». Зоновские четки — это атрибут Силы, в них — вся маза братвы, они символизируют ровность по жизни и верность понятиям и придают пацану нереальной уверенности и авторитета, в особенности если пацан умеет с ними обращаться.
Самый ходовой материал для изготовления тюремных четок — хлеб, причем чем грубее сорт — тем лучше. Хлебный мякиш долго и тщательно — до пяти часов — переминается в ладонях с добавлением слюны и сахара — чтобы изделие не трескалось — и масса приобретает гуттаперчивость, свойственную пластилину. Добавляют краситель — зеленку, акварель, чернила или сигаретный пепел, лепят пластинки и нанизывают на нить. После четырех дней сушки естественным способом (в сухом месте, но не на солнце или батарее) четки становятся твердыми, как камень. Готовые «болтухи» невероятно прочны и прослужат не один год.
Существует несколько мнений насчет правильного количества пластинок в «змейке». Обычно это число равно девяти, десяти или тринадцати. Тринадцать — это чертова дюжина, а чертей (или чертов), как известно, нужно гасить, поэтому многие адепты сходятся в том, что пластинок должно быть непременно тринадцать.
Но сколь бы искусно четки не были сработаны, по-настоящему засверкать они способны лишь в умелых и опытных руках. Искусство вращения перекидных четок оттачивается годами, и мастерство в этом деле часто неопровержимо свидетельствует о четкости и ровности пацана, его хладнокровии и собранности, авторитетности и уверенности в себе. Вращение на пальце – не просто забава, это особое искусство, требующее усиленных тренировок в течении нескольких лет. Умелое обращение демонстрирует собранность, уверенность и хладнокровность, добавляя авторитетности владельцу.
Уронить четки — значит окарать, повести себя «как лох». В суеверном пацанском мире такое
обстоятельство может также трактоваться как потеря удачи, «фарта». Чтобы всем ровным пацанам фартило, иногда на районе даже мусорные баки расставляют змейкой.
Вращать перекидные четки непросто, но есть способы, которые помогут освоить эту технику всего за несколько часов.
Первый способ крайне прост: любой может освоить его всего за полчаса. Четки зажимаются между указательным и средним пальцами примерно посередине, затем нижний их конец перебрасывается наверх и прихватывается большим и указательным, и оба конца с характерным клацаньем соприкасаются. Хвост, находившийся до того наверху, уходит вниз. Со следующим махом концы вновь меняются местами — и так далее, по кругу. Движение, таким образом, совершается в одну сторону, и сопровождается мерным ритмичным клацаньем, напоминающим тиканье настенных часов: Клац… Клац… Клац.
Второй способ сложнее, но вполне реально обучиться ему за несколько часов. Исходная позиция та же, только четки совершают возвратно-поступательное движение. Осью вращения при этом становится не указательный, а средний палец.
Тюрьма и жизнь за решеткой
Содержание
Новости
Поиск
Эстетика неволи
С годами осознаешь многое, в том числе и то, что ничего в жизни не происходит зря. За решеткой, например, мы учимся терпимости. Ее так не хватает в юности и молодости. Терпимость снисходит на заключенных потому, что они видят, как мало современный человек отличается от своего далекого предка. Когда мы живем в отдельных квартирах, невозможно узнать окружающих. На людях мы играем определенные роли. Стараемся быть лучше, чем есть. И только близкие и родные знают нам цену. Потому-то так часто родственники и друзья ссорятся и становятся врагами. Или примиряются со слабостью других, взамен на прощение собственной слабости.
Попадая в камеру СИЗО или в барак колонии, арестант тоже играет роль, выставляет себя в лучшем виде. Он осторожничает, пытается угодить соседям. Только изображать из себя кого-то можно день, неделю, ну месяц. После все равно вылезет все, что спрятано. Или арестант найдет приятелей, и ему больше не нужно будет притворяться.
Далее не обойтись без сравнений с нашими пращурами. Как дикари, так и зеки украшают себя наколками. Вы видели эти татуировки?! Они давно ничего не значат в местах лишения свободы. Хоть весь исколись, авторитет не заработаешь. Наколки наносят потому, что считают это красивым.
Все жили на свободе, все ходили в музеи или хотя бы смотрели телевизор, альбомы с репродукциями. Откуда такой вкус? Эти надписи пo-латыни, синие перстни на пальцах, лозунги и слоганы, изображения пауков, соборов, хищников, ножей и змей.
Каковы изображения, таковы и понятия о гигиене. Как можно сжечь резиновый каблук, развести сажу с мочой, макать в это иголкой и загонять себе под кожу. И все для того, чтобы получить подобный шедевр. У дикарей портачки и то были лучше. По крайней мере, первобытным людям живопись на теле не мешала, в отличие от современных уголовников.
К примеру, получают мужчины небольшой срок, наносят тату на руки, шею и даже лицо. А после освобождения жалуются, что времена нынче паскудные и народ черствый, их на работу никуда не берут. Причем такие зеки, как тянущиеся к красоте, имеют завышенную самооценку и не хотят вкалывать на стройке или баранку крутить. Все желают быть начальниками или престижную должность получить с огромной зарплатой в придачу.
Еще что меня удивляет в неволе, так отсутствие чистых стен. Как наши далекие прародители украшали пещеры наскальными рисунками, так зеки украшают свои камеры и бараки. Самый простой способ: сделать из хлеба клейстер, вырезать картинку из газеты или журнала и налепить ее над своим спальным местом. Обычно так лепят фото баб, но почему-то страшных и блеклых.
Это еще не самый запущенный вариант. Особым шиком считается заказать местному художнику эпическое полотно. Его рисуют на белой простыне разноцветными шариковыми ручками. После простыню можно сварить в соляном растворе, и тогда изображение долго не выцветет.
Но на этом костюм не закончен. Настоящий модник не может обойтись без аксессуаров. Они иногда стоят больше, чем весь остальной прикид. Для начала художнику отдают часы. Он снимет стекло и рисует на циферблате пальму или еще чего. На худой конец напишет, что это «роллекс» или «омега».
Как это будет по-русски?
Такие продвинутые зеки не признают электрические кипятильники, плиты или газ. Настоящий чифир кипятят только на открытом огне. Разводят его даже в тесных и душных камерах, для чего рвут одежду, одеяла, простыни. Видно, все это зекам не нужно.
Гробик для родных и близких
Если мы говорим о прекрасном, то нельзя не упомянуть поэзию и музыку. Многие зеки пишут стихи. Их они любят читать окружающим.
Андрей Бутырин
По материалам газеты
«За решеткой» (№7 2010 г.)
Перекидные «четки-болтухи», они же «змейки»
Они отличны как по форме, так и по манере вращения от уже известных нам бусинных четок, которые крутят вокруг пальца и часто заменяют цепочкой или связкой ключей. «Змейка» имеет ленточную форму, и обращение с такими четками требует определенного навыка.
Ленточные четки называют еще армянскими — в силу широкой популярности в среде выходцев из Закавказья, в особенности — армян, грузин и азербайджанцев или, на арестантский манер — болтухами.
Секреты изготовления арестантских четок
В промышленности «болтухи» изготавливаются из дерева, металла, камня или пластмассы, но в пацанской среде самыми ценными и желанными для обладания считаются экземпляры ручной работы, импортированные «с северов». Зоновские четки — это атрибут Силы, в них — вся маза братвы, они символизируют ровность по жизни и верность понятиям и придают пацану нереальной уверенности и авторитета, в особенности если пацан умеет с ними обращаться.
Самый ходовой материал для изготовления тюремных четок — хлеб, причем чем грубее сорт — тем лучше. Хлебный мякиш долго и тщательно — до пяти часов — переминается в ладонях с добавлением слюны и сахара — чтобы изделие не трескалось — и масса приобретает гуттаперчивость, свойственную пластилину. Добавляют краситель — зеленку, акварель, чернила или сигаретный пепел, лепят пластинки и нанизывают на нить. После четырех дней сушки естественным способом (в сухом месте, но не на солнце или батарее) четки становятся твердыми, как камень.
«Болтухи» из хлеба могут служить много лет, практически не изнашиваясь.
Нередко «змейки» производятся из других подручных средств. Например, переплавленных и скатанных в колбаски стержней из-под шариковых ручек; переплавленных же одноразовых пластмассовых зажигалок или оргстекла. Такие четки смотрятся, конечно, менее эффектно, чем экологически чистый хлебный хэнд-мейд, но также являются весьма ходовым товаром в околокриминальных кругах и ценным атрибутом в арсенале пацана.
Существует несколько мнений насчет правильного количества пластинок в «змейке». Обычно это число равно девяти, десяти или тринадцати. Тринадцать — это чертова дюжина, а чертей (или чертов), как известно, нужно гасить, поэтому многие адепты сходятся в том, что пластинок должно быть непременно тринадцать.
Но сколь бы искусно четки не были сработаны, по-настоящему засверкать они способны лишь в умелых и опытных руках. Искусство вращения перекидных четок оттачивается годами, и мастерство в этом деле часто неопровержимо свидетельствует о четкости и ровности пацана, его хладнокровии и собранности, авторитетности и уверенности в себе.
Уронить четки — значит окарать, повести себя «как лох». В суеверном пацанском мире такое обстоятельство может также трактоваться как потеря удачи, «фарта». Чтобы всем ровным пацанам фартило, иногда на районе даже мусорные баки расставляют змейкой.
Как крутить четки-болтухи
Перечислим самые известные способы вращения «болтух».
Первый способ крайне прост: любой может освоить его всего за полчаса. Четки зажимаются между указательным и средним пальцами примерно посередине, затем нижний их конец перебрасывается наверх и прихватывается большим и указательным, и оба конца с характерным клацаньем соприкасаются. Хвост, находившийся до того наверху, уходит вниз. Со следующим махом концы вновь меняются местами — и так далее, по кругу. Движение, таким образом, совершается в одну сторону, и сопровождается мерным ритмичным клацаньем, напоминающим тиканье настенных часов:
— Клац… Клац… Клац.
Второй способ сложнее, но вполне реально обучиться ему за несколько часов. Исходная позиция та же, только четки совершают возвратно-поступательное движение. Осью вращения при этом становится не указательный, а средний палец. Сначала свободный нижний конец перебрасывается от указательного к большому, встречается там с верхним (Клац!) и уходит вниз — в промежуток между средним и безымянным (Клац!). Затем верхний конец, зажатый между средним и указательным, высвобождается и устремляется вниз, где снова встречается с противоположным концом «змейки» (Клац!), а другой конец вновь перемещается наверх (Клац!).
За один круг «туда-обратно» мы слышим четыре щелчка. Это чем-то напоминает стук колес пассажирского поезда:
—Клац-Клац… Клац-Клац.
Третий способ крайне сложен и требует месяцы и даже годы для освоения. Это высшая техника мастерства. «Змейка» последовательно оборачивается вокруг указательного, среднего и безымянного пальца так быстро, что траектория движения костяшек образует одну сплошную размытую линию, подобно лопастям пропеллера. Клацанье же раздается с интенсивностью пулеметной очереди. Предплечье при этом остается практически неподвижным: всю работу выполняют пальцы.
В более изящном варианте исполнения концевые костяшки за полный круг встречаются всего один раз — наверху, когда четки огибают указательный палец. Такой способ демонстрирует неколебимое совершенство, полную собранность и свойственен учителям и посвященным.
Мы слышим легкий и деликатный, словно плеск воды о предрассветные скалы, звук незамутненной чистоты:
— Клацццц!
Четкие четки. Какие подарки заказывают с зоны
МОСКВА, 5 янв — РИА Новости, Ирина Халецкая. Лучший подарок — тот, что сделан своими руками. А если его смастерили на зоне? Когда-то перекидные четки из оргстекла, резные нарды, картины, написанные заключенными, дарили людям, так или иначе связанным с криминальным миром. Но жизнь не стоит на месте, и сегодня «блатные подарки» популярны среди покупателей, которые к местам не столь отдаленным не имеют никакого отношения. В том, как устроен бизнес тюремных сувениров, разбиралось РИА Новости.
Сделано в тюрьме
Заключенные в российских колониях всегда производили товары. В основном это спецодежда и мебель, но в некоторых спецучреждениях делают бордюры, конструкции для детских площадок, а также мелкие сувениры, вплоть до булатных ножей. С 2014 года в Федеральной службе исполнения наказаний есть официальный бренд — «Торговый дом ФСИН России», который объединил всю продукцию в единый каталог.
Однако далеко не все вещи, изготовленные осужденными, реализуются через него. Те самые четки, нарды и прочие сувениры, созданные по индивидуальным заказам, в ассортимент торгового дома не попадают, поскольку выполняются штучно и для конкретного покупателя.
Зачастую подобные вещицы оформлены в стиле так называемой воровской романтики. Четки — с розами, нарды — с пауками или скорпионами. Самый популярный рисунок — полярная звезда.
Сергей Калинин из Санкт-Петербурга начал заниматься реализацией «блатных подарков» несколько лет назад — сосед по дому был столяром-краснодеревщиком. «В молодости отсидел, в колонии научился ремеслу. Когда вышел, закупил оборудование — пилы, станки, поставил все дома. Я помогал ему в продаже, искал заказы. Желающих приобрести столы, стулья, табуретки, иконостасы и так далее было хоть отбавляй», — рассказывает бизнесмен.
Дальше — больше. Сергей за пару лет нашел мастеров из Ростова-на-Дону, Вологды, Череповца, Удмуртии и нескольких городов Сибири. Некоторые из них уже освободились и продолжают делать сувениры уже на воле. Однако большинство умельцев до сих пор находятся в заключении.
Блатной, или верующий? Зачем нужны чётки и как ими пользоваться
Инструмент медитации нельзя передавать в другие руки и выставлять на показ, говорит эксперт.
Являясь в большей степени ритуальным инструментом, чётки встречаются во многих религиях. Тем не менее за время их смысл немного исказился и трактуется не всегда верно. Хотя эффективности своей они от этого не потеряли.
Чтобы избежать продолжающегося недопонимания, эксперт-эзотерик объяснил в Сети, зачем нужны чётки и как правильно ими пользоваться. Так, религиозным людям они помогают молиться и войти в состояние, близкое к единению с Богом. С точки зрения эзотерики они обладают похожим эффектом, только нахождение в состоянии покоя даёт возможность очистить энергетику и возвести защитный барьер вокруг собственной ауры. Усилить эффект чёток можно с помощью соответствующего сакрального количества зёрен (бусин), ими являются: 11, 22, 33 и 40.
Направить созидательную энергию в нужное русло можно при помощи правильно подобранного цвета и материала чёток. Если необходимо поправить здоровье, то стоит перебирать жёлтые или чётки из янтаря. Воспитать в себе лидерские качества помогут красные чётки, а белые избавят от негативного влияния посторонних.
Энергия в чётках копится не только от перебирания зёрен, но и вкладывания в процесс молитв или даже текстовых установок. Главное, чтобы этого не видели посторонние, способные оказать негативное воздействие.
После этого при виде чёток у человека больше не возникнет вопроса: Блатной, или верующий? Ведь бывает, когда люди используют чётки не по назначению, пишет эзотерик. Но в большинстве случаев этот атрибут используют не так называемые «блатные», но и действительно верующие люди. Кроме того, чётки оказывают и вполне практическое влияние на организм. Так, перебирание зёрен успокаивает нервную систему и стимулирует мозговую активность, а воздействие на нервные окончания пальцев запускает работу отдельных органов и нормализует состояние.