зачем зеленая ручка в 1 классе
Что такое метод «Зелёной ручки» и почему он так эффективен
Кто и как первым использовал метод «Зелёной ручки» – точно неизвестно. По одной версии, метод применяют японцы в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Другая версия связана с именем Татьяны Иванко – поиски способа эффективной подготовки ребенка к школе интуитивно привели её к методу «Зелёной ручки».
Красная ручка
Каким нам запомнилось обучение в школе? Мы – первоклассники и выполняем первые школьные задания. Рисуем цифры, буквы, обводим фигурки – у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. У кого хуже – понятно по количеству пометок красной пастой. Нам объясняли – в этой букве недостаточно округлости, эта цифра не поместилась в клеточку, а это слово слезло с линейки. Ошибки подчеркивались ярким красным цветом.
С детства мы запомнили, что ребенку указывают, где он ошибся и выделяют ошибку красной ручкой, чтобы дать понять – так делать нельзя.
Что же происходит на самом деле? Мы привлекаем внимание к ошибке ярким красным цветом, сигналом опасности. Вспомните, красный цвет светофора – следует остановиться, красные таблицы и знаки «Стой! Не входить!», «Опасно», «Запрещено». Многие ядовитые насекомые предупреждают о себе красными метками. Какой цвет у знаменитого несъедобного мухомора?
Внимание ребенка максимально заостряется на ошибке.
Зелёная ручка
Принцип метода «Зелёной ручки» – сконцентрировать внимание малыша на удачных моментах выполненного задания. Зеленым цветом помечаются красиво нарисованные значки, верные ответы, ровные буквы. Детям приятна похвала и они стараются еще больше, если понимают – «я могу, у меня получается». Достижения, пусть и небольшие, вдохновляют детей на новые успехи. В результате учеба приносит удовольствие, маленькие победы придают уверенность в своих силах.
Это цвет природы, символ гармонии и умиротворения. Люди подсознательно наведываются в парк или лес снять усталость и восстановить жизненную энергию, окружают себя зеленью листьев и трав.
Внимание ребенка фокусируется на положительных впечатлениях.
«Зелёная ручка» как образ жизни
Чему вы отдаёте предпочтение в жизни – «красной ручке» или «зелёной»? Какие алгоритмы поведения привычны?
Чем взрослые наполняют ребёнка, таким он и вырастет – уверенным в своих действиях, решениях или нерешительным, зависимым от чужого одобрения человеком.
Принцип «Зелёной ручки» находит применение не только в обучении, но и в личностном развитии, не только с детьми, но и со взрослыми. Этим методом можно преобразить и себя, любимую. Попробуйте!
Тайна зеленой ручки. Как научить ребенка ошибаться
Первое упоминание «метода зелёных чернил» принадлежит академику Амонашвили Ш.А. В его книге «Здравствуйте, дети!» (1983г.) обобщен опыт, накопленный за 15 лет экспериментальной работы с учениками «нулевого» класса школы.
Вот как он это описывает в главе 20. «Личность и цвет чернил»:
«Раньше я не задумывался над тем, каким цветом чернил править письменные работы и детей. Красными так красными! Какая разница? Но на днях Лела заставила меня взглянуть на цвет чернил как на проблему воспитания: она раскрыла свою тетрадь математики, которую я только что вернул ей, и заплакала.
— В чем дело, Лела? — заволновался я.
Урок прерван. Лела плачет, слезы капают на раскрытую тетрадь и размазывают красные черточки под допущенными девочкой ошибками.
— Я не могу учить математику. Не могу решать примеры. Что мне делать. Я все время ошибаюсь. У меня в тетради только красные линии.
. Что больше поможет ребенку: частое указание на допущенные им ошибки или указание на достигнутые успехи? На чем лучше заострять внимание ученика: на том, как не надо делать, или на том, как надо делать? Что больше будет способствовать? его развитию: горечь неудачи или радость успеха? И если объединить все эти вопросы в одну проблему, то она обретет следующее содержание: может быть, стоит поменять красные чернила, превращающиеся в неисчерпаемое количество замечаний — «Плохо! Ошибка! Как тебе не стыдно!», на зеленые, которые могут превратиться в неисчерпаемое количество поощрений — «Хорошо! Рад за тебя! Так держать! Молодец!»? Проверяя письменные работы детей, зелеными чернилами подчеркиваю и обвожу в них все, что мне нравится, что я считаю успехом. Условные зеленые знаки — это сигналы моего доброжелательного отношения к стараниям и успехам ребенка.
Видимо, радость красивее, чем раздражительность, и всякие обозначения, сделанные чернилами, которым предписано нести детям мою доброжелательность, тоже получаются красивыми.
А как же с ошибками?
Ошибки, которые допускают дети в своих письменных работах, я решил рассматривать в первую очередь как результат методического несовершенства обучения и потому приписываю их самому себе и выписываю красными чернилами в отдельную тетрадь. Ошибки, которые можно отнести к невнимательности, рассеянности, то есть механические ошибки, я группирую в одну категорию. Если обнаруживаю, что их допущено много, то предпочитаю упражнять детей не в исправлении этих механических ошибок, а в развитии внимательности и сосредоточенности. Более серьезные ошибки, связанные с неумением, незнанием, непониманием, отношу к другой категории. Учитывая ошибки второй категории, придумываю новые упражнения, письменные задания или заново возвращаюсь к объяснению учебного материала. Придерживаюсь принципа: включать исправление ошибок в сам процесс усвоения нового материала, в выполнение новых заданий. Если есть возможность исправлять ошибки, двигаясь вперед в изучении материала, то нет смысла тратить время на такой скучный для детей процесс, как так называемое исправление ошибок. Вот и получается, что на моих уроках исчезает этот традиционный компонент, но успехи моих детей от этого ничуть не хуже. Оценку детьми этого новшества я узнал сегодня, когда та же Лела, получив от меня свою тетрадь по математике, вдруг радостно воскликнула: — Решила, решила, вот сколько я решила! Люблю, математику!»
Как применить метод «зеленой ручки»?
1. Не показывайте свое негодование Важно понимать, что ребенок не хотел сделать ничего плохого: он таким образом исследует мир.
2. Спросите ребенка, почему он так сделал Скорее всего, по каждому пункту вы получите логичный и аргументированный ответ. В салатнице он готовил суп для мамы. А на полу рисовал «картины песком».
3. Найдите что-то положительное и подскажите ребенку правильный сценарий Теперь дело за малым – найти в «трагичной» для взрослых ситуации что-то положительное. Мама, к примеру, может сказать: «Как здорово, что у меня растет такой замечательный маленький помощник по дому! Но, если честно, я больше люблю горячие супы, а не холодные. Давай завтра приготовим борщ. Я тебя научу».
Метод зеленой ручки и еще 5 способов мотивировать ребенка на учебу
Несколько месяцев учебы здорово утомили школьников, и для большинства детей уроки и занятия становятся обузой. В силах родителей помочь своим детям и замотивировать их на получение новых знаний.
Как происходит подмена понятий
Мотивация — это стремление, идущее изнутри. Это то, чего хочу я. А то, что большинство родителей считает способом мотивировать ребенка, выражается в слове «надо». Старшие заставляют, убеждают, взывают к совести, рисуя мрачные перспективы. Но это не рождает истинной мотивации.
Когда педагоги и родители говорят об интересной подаче материала и увлекательном и комфортном процессе учебы, то это тоже не про саму мотивацию, а о способах ее поддержки. Все это создает условия, чтобы мотивация не исчезла. Но она должна вообще быть и идти изнутри. Чем больше мы пытаемся мотивировать снаружи, заставляя и убеждая, тем меньше у нас шансов, что «вырастет» что-то изнутри.
Когда взрослые пытаются ребенка замотивировать (а делается это часто посредством угроз, обвинений и навязывания тревоги), мотивацией это можно назвать с большой натяжкой. В итоге происходит сдвиг мотива на цель. Ребенок начинает учиться не для того, чтобы узнать что-то новое, а чтобы от него отвязались. Это случается в любых школах и семьях, даже в самых лучших. Когда ребенка о чем-то спрашивают, он не думает о смысле вопроса, он начинает судорожно пытаться понять, какой ответ устроит задающего этот вопрос.
Мотивация — это внутренний процесс. Чем больше кто-то озабочен нашей мотивацией, тем меньше вероятность того, что она появится. Но ребенок ничего не хочет не просто так. Это пассивная агрессия, способ сказать: «Отстаньте от меня, перестаньте распоряжаться мной и относиться ко мне как к инвестиционному проекту, который вам что-то должен». Дети редко решаются сообщить об этом словами. Поэтому они выражают это своим поведением. Часто дети, например, уходят в болезнь или в депрессию. У них нет никакого шанса хоть чего-то захотеть, потому что за них уже все распланировано на годы вперед. Все уже продумано: что ребенку интересно, что ему нужно, где он будет учиться. У него нет шанса вклиниться куда-то со своими желаниями. Если его желания с этим планом не совпадают, он слышит следующее: «Почему тебя ничего не интересует?» или «Ты занимаешься какой-то ерундой!».
Желание познавать мир — естественно
В зарождении мотивации к познанию большую роль играет окружающая среда. Детям нужно расти в таких условиях, чтобы им было, во что играть, чем увлекаться и чему удивляться, откуда брать впечатления. Для всего этого достаточно иметь свободный доступ к обычной окружающей среде. Родители все чаще пытаются составить определенный план, построить жизнь ребенка так, чтобы он только учился и занимался в соответствии со стандартными правилами. Так, например, если 30 детей в группе рисуют цветок по образцу, не понимая даже, зачем они это делают, то такие действия можно назвать бесполезно проведенным временем. Намного эффективнее для ребенка будет потратить эти же полчаса, копая землю и наблюдая за жуками, занимаясь тем, в чем в данный конкретный момент есть потребность.
Традиционная система обучения такова, что дети получают ответы на вопросы, которые не задают. Им не нужны все эти темы, разговоров на которые они не просили. Такой подход формирует в них неприязнь и даже ненависть к предмету. И совсем другая картина наблюдается при естественном познании — малыш наблюдает за тем, что вызывает у него интерес, думает, приходит к выводам. И если разъяснить ему то, что он видит, доступными словами, это будет намного эффективнее, чем заставлять его что-то выучить.
Психолог Людмила Петрановская считает, что для того, чтобы дети хорошо занимались, они не должны бояться, в том числе — ошибок. Но все вокруг них построено на внимании к промахам, недочетам, ошибкам. В школе ребенку только и говорят о том, что он делает не так. Не успевает, путает, не понимает. Это приводит к сильным переживаниям, стрессу. Дома тоже поучают и выражают недовольство. И если некоторые дети легко это переносят, то для других бесконечное указывание на ошибки — это очень жесткие обстоятельства. Ребенок, когда-то так мечтавший о школе, уже в первом классе спрашивает: «Это что, на 10 лет?!».
Родителям важно показать детям, что они любят их просто так, а не за то, что он что-то выполняют. Кроме того, важен личный пример. Когда вы сами в последний раз читали книгу? Если родители все время только занимаются своим мобильным телефоном, какие претензии у них могут быть к детям? Взрослые должны сами постоянно чему-то учиться, чем-то интересоваться, беседовать о том, что происходит в мире и науке. Тогда ребенок будет заражаться этим интересом, проявлять ко всему любопытство.
6 способов развить интерес к учебе
Лучшее, что мы можем сделать для развития мотивации у детей младшего школьного возраста — быть рядом и интересоваться вместе с ним. Но быть рядом не означает неустанный контроль, не нужно выполнять функцию надзирателя (это утомительно, правда?). Воспользуйся простыми методами, которые помогут вам настроиться на нужный лад, поддержат самооценку ребенка и создадут благоприятную семейную атмосферу.
1. «Метод зеленой ручки»
В школе для исправления ошибок пользуются красной ручкой: ей отмечают ошибки, помарки, исправления. Из-за этого все внимание ребенка сосредотачивается только на том, что у него не получается. Таким образом успехи будто обесцениваются, а ошибки возводятся в наивысшую степень, и это убивает мотивацию к учебе.
Родителям стоит больше обращать внимания на то, что у детей хорошо получается. Проверяя прописи, черновик с домашним заданием, обязательно пользуйся зеленым цветом — выделяй правильные ответы, красиво написанные буквы и цифры. Но «метод зеленой ручки» заключается не столько в использовании пасты определенного цвета, сколько в фокусировании внимания на хорошем поведении. Так, если ребенок самостоятельно сел выполнять уроки, похвали его за сознательность и самостоятельность, «подчеркни зеленой ручкой».
2. «Я-сообщения»
Когда ты хочешь выразить неодобрение, недовольство, не начинай с обвинений, используй послания: «Я чувствую раздражение, потому что…», «Я расстроена таким твоим поведением».
Я-сообщения используются для того, чтобы человек услышал и понял, что другой хочет до него донести. Применяя такие фразы, мы избавляемся от обвинительного тона, вызывающего протест и неприязнь ребенка. Нам становится намного проще выстроить конструктивный диалог. Ребенок будет ощущать комфорт и спокойствие, а это позволит ему не потерять интерес к тому, чем он занимается.
3. «Соревнования предметов»
Вместе ведите рейтинг школьных предметов. Представить его можно в виде таблицы или рисунка. Также можно использовать игрушки, которые нравятся ребенку больше всего. Например, мяч — это математика, а машинка — литература. За хорошие отметки и правильно сделанные задания соответствующий предмет получает баллы. При этом, конечно, лучше не сосредотачивать все внимание именно на оценках. Лучше интересоваться тем, какую полезную информацию сегодня узнал ребенок относительно этого предмета, что в нем вызвало особенный интерес.
4. «Дерево достижений»
На листе бумаги нарисуйте вместе с ребенком большое дерево. Ежедневно прикрепляйте к этому дереву листочки, на которых будут записаны или нарисованы достижения ребенка. Никакой критики — только положительное. Также, когда ты заметишь, что у ребенка что-то хорошо получилось, прикрепляй листочки к дереву самостоятельно. Это поможет ему любить себя, не оглядываясь на мнение окружающих. Он будет отлично понимать, что он может, на что он способен. Уделять этому упражнению можно всего 5-10 минут в день, но пользу это принесет на долгие годы вперед.
5. «Все виды контента»
В школе для объяснения материала обычно используются стандартные схемы подачи материала. Но все дети разные, и для усвоения знаний всем нужны разные подходы. Так, предложи ребенку, например, пересказать прочитанный материал пятью разными способами. Пусть он нарисует это или разыграет сценку с помощью игрушек. Решать задачи и примеры можно с использованием конфет, фруктов, деталей конструктора. Если ребенок не понял объяснения учителя, поищи в интернете интерактивные уроки и предложи ребенку изучить материал вместе по этим записям.
6. «Перезагрузка»
Когда ребенок выполняет какие-то задания, всегда устраивай ему интересный перерыв после успешного выполнения или в момент, когда замечаешь, что ему трудно сосредоточиться. Так, чтобы снять усталость, можно весело потанцевать в течение 10 минут. Найди удобное время и пусть ребенок выберет свою любимую мелодию. Просто повеселитесь все вместе, забыв о делах на несколько минут. Это не только снимет усталость, но и поднимет ребенку настроение, даст ему возможность почувствовать себя комфортно и уверенно.
4 способа поддержать мотивацию
И конечно, очень важно любить и принимать ребенка любым, не требуя от него соответствия своим ожиданиям и идеалам. Только в комфортных психологических условиях дети будут способны интересоваться учебой, стремиться к познанию, усвоению нового и адекватно реагировать на своих успехи и неудачи.
Зачем зеленая ручка в 1 классе
Метод «зеленой ручки» разработала Татьяна Иванко, когда занималась со своей дочкой по тетрадкам подготовки руки к письму.
Этот принцип «зеленой ручки» можно использовать и в других сферах обучения и воспитания. Он учит ученика любого возраста не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи. Это важный коучинговый подход.
Когда ребенок писал в прописях, мама не подчеркивала красной пастой ошибки ребенка, как это делали в начальной школе. Она выделяла зеленой пастой те буквы и крючочки, которые получались у ребенка хорошо.
Девочке это очень нравилось, и всегда после каждой строчки она спрашивала: «Мам, какая получилась лучше всех?». И так радовалась, когда мама обводила лучшую букву со словами: «Идеально!».
В чем разница между подходами?
В случае подчеркивания ошибок красной пастой мы концентрируемся на ошибках. Что откладывается в фотопамяти? Правильно, те буквы, которые написаны коряво, то, что неправильно.
Увидели ли вы за этими красными подчеркиваниями идеально написанные буквы? Нет! Хотим мы того или нет, но подсознательно мы запоминаем то, что выделено.
Во втором случае мы концентрируемся на том, что сделано правильно. Мы получаем совсем другие эмоции, другое восприятие. Хотим мы того или нет, но подсознательно мы стремимся повторить то, что было идеальным.
Это совсем другая внутренняя мотивация – не стремление избежать ошибки, а стремление сделать хорошо.
А теперь внимание, вопрос: как выделенные ошибки в тетради влияют на дальнейшую взрослую жизнь?
Мы с детства привыкаем концентрироваться на недостатках, на том, что неправильно, на том, что нам кажется плохим.
Нас приучали к этому в школе с помощью красной пасты, нас приучали к этому дома, когда чаще делали замечания за то, что сделано неправильно, чем хвалили за то, что мы сделали хорошо.
Из 20 написанных в ряд крючков подчеркнут был только один. Т.е. 19 были написаны хорошо, а 1 – неидеально.
Почему же мы сконцентрированы на этом одном?
Вот эта привычка (выделять красным плохое), которую мы оттачиваем с самого детства и которую никак не вытравить из нашего сознания во взрослом возрасте, и становится самой частой причиной неудовлетворенности в жизни.
На чем фокус, то и растет. На что направлено внимание, то и увеличивается.
С детства все начинается, из детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши привычки и навыки, и не все из них служат нам добрую службу.
Внедряя принцип «зеленой ручки», вы увидите, что даже если вы не указываете ребенку на ошибки, они постепенно уходят сами собой, потому что ребенок стремится сделать отлично сам, по своей доброй воле.
Зачем зеленая ручка в 1 классе
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Принцип метода «Зелёной ручки» – сконцентрировать внимание малыша на удачных моментах выполненного задания.
Статья:
Кто и как первым использовал метод «Зелёной ручки» – точно неизвестно. По одной версии, метод применяют японцы в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Другая версия связана с именем Татьяны Иванко – поиски способа эффективной подготовки ребенка к школе интуитивно привели её к методу «Зелёной ручки».
Красная ручка
Каким нам запомнилось обучение в школе? Мы – первоклассники и выполняем первые школьные задания. Рисуем цифры, буквы, обводим фигурки – у кого-то получается лучше, у кого-то хуже. У кого хуже – понятно по количеству пометок красной пастой. Нам объясняли – в этой букве недостаточно округлости, эта цифра не поместилась в клеточку, а это слово слезло с линейки. Ошибки подчеркивались ярким красным цветом.
С детства мы запомнили, что ребенку указывают, где он ошибся и выделяют ошибку красной ручкой, чтобы дать понять – так делать нельзя.
Что же происходит на самом деле? Мы привлекаем внимание к ошибке ярким красным цветом, сигналом опасности. Вспомните, красный цвет светофора – следует остановиться, красные таблицы и знаки «Стой! Не входить!», «Опасно», «Запрещено». Многие ядовитые насекомые предупреждают о себе красными метками. Какой цвет у знаменитого несъедобного мухомора?
Внимание ребенка максимально заостряется на ошибке.
Зелёная ручка
Принцип метода «Зелёной ручки» – сконцентрировать внимание малыша на удачных моментах выполненного задания. Зеленым цветом помечаются красиво нарисованные значки, верные ответы, ровные буквы. Детям приятна похвала и они стараются еще больше, если понимают – «я могу, у меня получается». Достижения, пусть и небольшие, вдохновляют детей на новые успехи. В результате учеба приносит удовольствие, маленькие победы придают уверенность в своих силах.
Это цвет природы, символ гармонии и умиротворения. Люди подсознательно наведываются в парк или лес снять усталость и восстановить жизненную энергию, окружают себя зеленью листьев и трав.
Внимание ребенка фокусируется на положительных впечатлениях.
«Зелёная ручка» как образ жизни
Чему вы отдаёте предпочтение в жизни – «красной ручке» или «зелёной»? Какие алгоритмы поведения привычны?
Чем взрослые наполняют ребёнка, таким он и вырастет – уверенным в своих действиях, решениях или нерешительным, зависимым от чужого одобрения человеком.
Принцип «Зелёной ручки» находит применение не только в обучении, но и в личностном развитии, не только с детьми, но и со взрослыми. Этим методом можно преобразить и себя, любимую. Попробуйте!