зачем засыпали введенский канал

Легендарный Введенский канал: история возникновения и утраты

История Введенского канала в Санкт-Петербурге, который появился и исчез, весьма интересна, он уже давно стал городской легендой Петербурга.

Относительно недавно на месте одноименной улицы располагался канал, который соединял набережные Фонтанки и Обводного канала у Витебского вокзала, и через который было построено четыре моста:

Егерский мост — по набережной Обводного канала, Введенский мост — на пересечении с Загородным проспектом, мост-теплопровод — напротив 3-й ГЭС, Александровский мост — по набережной Фонтанки.

зачем засыпали введенский канал. 10 3. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-10 3. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 10 3.Фото: Церковь Введения Пресвятой Богородицы

Канал был прорыт в 1807—1810 годах, проект создал инженер Ф. И. Герара. Вытекал из Обводного канала, проходил между бывшими казармами Егерского полка по левому берегу и Витебской железной дорогой по правому, затем пересекал Загородный проспект возле Витебского вокзала и впадал в Фонтанку возле Обуховского моста.

зачем засыпали введенский канал. 9 3. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-9 3. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 9 3.

К концу 1830-х годов этот участок города изменится и вдоль Введенского канала расположится Царскосельская железная дорога. В 1837 была заложена Церковь Введения во храм Пресвятыя Богородицы — также по проекту Тона. Это была церковь старейшего в русской армии, прославленного лейб-гвардии Семеновского полка, основанного Петром I в 1683 г.

Данный канал в основном использовался для нужд судоходства, водозабора, затем как сточный коллектор.

зачем засыпали введенский канал. 8 4. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-8 4. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 8 4.

зачем засыпали введенский канал. 4 3. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-4 3. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 4 3.Фото: 1934 года

В первой половине XIX века канал также называли Новым или Семеновским. В 1836 году появляется имя набережной Введенского канала. Своё название канал получил благодаря расположенному не далеко Введенскому собору лейб-гвардии Семёновского полка. В 1930 годы собор снесли и на его месте находится одноименный сквер между Загородным проспектом и Лазаретным переулком, напротив Витебского вокзала.

В 1935 году название канала было заменено на Витебский, по Витебскому вокзалу, соответственно изменилось и наименование набережной.

зачем засыпали введенский канал. 5 2. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-5 2. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 5 2.Фото: 1930 год

Ранее, в 1978 году, на плане города участок от Загородного проспекта не доходя до Обводного канала был обозначен как 7-я улица, в соответствии с иногда применявшейся нумерацией проездов в слободе Семёновского полк.

зачем засыпали введенский канал. 3 2. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-3 2. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 3 2.Фото: 1910 год

В 1965—1971 годах Введенский канал был полностью засыпан, мосты через него разобраны, а по бывшей трассе канала проложена улица, которую назвали — улица Витебского канала. С 29 декабря 1980 года ее переименовали Введенским каналом, вариант улица Введенского канала.

зачем засыпали введенский канал. 6 4. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-6 4. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 6 4.Фото: Вид на ул. Введенский канал и Витебский вокзал с канал с крыши б/ц «Фарватер», 2015 год зачем засыпали введенский канал. 1 3. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-1 3. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 1 3.Фото: Карта 2020 г.

Источник

Исчезнувшие каналы Санкт-Петербурга

Одна из важнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга – вода. Обилие рек, речек, проток, каналов просто поражает. И не удивительно, ведь этот город прочно удерживает первое место в России по количеству водных источников, вода занимает почти десятую часть его территории, а общая протяженность водных артерий Северной столицы – 300 километров.

А в прошлом каналов существовало еще больше, часть из них были засыпаны, уступив место новым улицам и площадям.

зачем засыпали введенский канал. 1 156. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-1 156. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 1 156.

Царство воды

Прежде чем говорить об исчезнувших каналах Санкт-Петербурга, стоит разобраться в том, зачем они вообще понадобились. Если учесть, что территорию города пересекают около 100 естественных водных артерий – рек, ручьев и протоков, а Нева время от времени «балует» жителей наводнениями, то стремление увеличить количество воды в городе за счет искусственных водоемов кажется по меньшей мере странным.

Довольно часто ответственность за это возлагают на Петра I, который хотел сделать Петербург то ли вторым Амстердамом, то ли Северной Венецией. Конечно, чрезмерная любовь первого русского императора к воде и флоту сыграла свою роль, но причина не только в этом.

Каналы городу были жизненно необходимы. Основанный в болотистой местности, он нуждался в ирригационной системе для отвода воды. Да и во время наводнений, а их Санкт-Петербург пережил более 70, каналы служили для стока воды и существенно уменьшали разрушительную силу стихии.

Кроме того, в прошлом водные магистрали выполняли важные транспортные функции – по ним перевозили продукты, сплавляли, лес, камень и другие стройматериалы. Достаточно, например, вспомнить, что Александровский столб весом в 600 тонн тоже привезли водным путем.

Но с течением времени необходимость в таком количестве протоков отпала, некоторые каналы засыпали, и даже горожане не всегда помнят об их существовании.

зачем засыпали введенский канал. 7 noyabrya 1824 goda na ploshchadi u bolshogo teatra 0. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-7 noyabrya 1824 goda na ploshchadi u bolshogo teatra 0. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 7 noyabrya 1824 goda na ploshchadi u bolshogo teatra 0.

Каналы Васильевского острова

Самая, пожалуй, интересная история связана с неудавшимися каналами Васильевского острова.

Петр I мечтал по примеру Амстердама покрыть остров сетью судоходных каналов. С учетом пожеланий государя архитектором Доменико Трезини был разработан проект, и даже начали рыть каналы, а улицы, которые должны были проходить по их берегам, стали называть линиями.

Однако выкопали каналы только до 13-й линии, да и те были слишком узкие и не годились для прохода судов. А Большой канал шириной в 85 метров, так и не начали строить. В настоящее время на его месте Большой проспект.

Водные магистрали, прорытые без учета особенностей болотистой местности, быстро заиливались, вода в них застаивалась и загнивала, к тому же жители использовали искусственные водоемы для сброса отходов. В 1767 году Екатерина II издает указ о ликвидации каналов Васильевского острова, и они были засыпаны.

зачем засыпали введенский канал. plan goroda trezini s kanalami vasilevskogo ostrova 1720 homann. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-plan goroda trezini s kanalami vasilevskogo ostrova 1720 homann. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка plan goroda trezini s kanalami vasilevskogo ostrova 1720 homann.

Красный, Лиговский, Мастерской и другие

Постепенно город рос, берега Невы укреплялись дамбами и гранитными набережными, которые уменьшали если не опасность наводнений, то хотя бы их последствия. Необходимость в большом количестве каналов отпала, некоторые из них мешали прокладке улиц, и важные ранее водные артерии начали засыпать. Всего с территории города их исчезло более десятка.

В 70-е годы XVIII века был засыпан один из старейших каналов города – Красный. Его вырыли для осушения болотистой местности, и проходил он по границе Марсова поля, соединив Мойку и Неву. Название свое канал получил позднее, когда рядом построили Красный мост через Мойку.

А вот перекинутый через Красный канал однопролетный гранитный мост уцелел – его перенесли на Зимнюю канавку.

Исчез и самый длинный в Петербурге канал – Лиговский или Фонтанный. Сооруженный для поставки воды к фонтанам Летнего сада, он имел длину 23 километра и начинался от реки Лига, вытекавшей из Дудергофского озера. В конце этой водной магистрали был вырыт искусственный водоем, поэтому улица, на углу которой он находился, называлась Бассейной. Сейчас на месте бассейна Некрасовский сквер.

Но канал свои функции выполнял плохо – напор воды в фонтанах был слабый. В 1777 году во время наводнения искусственный проток сильно пострадал, и восстанавливать его не стали, а в середине XIX века и вовсе засыпали. Сейчас на этом месте проходит Лиговский проспект.

Исаакиевскую площадь до середины XIX века пересекал Мастерской канал, а сам собор и Медный всадник находились на разных его берегах. Этот проток был прорыт в 1710 году от Адмиралтейского рва до Крюкова канала для снабжения мастеровых Адмиралтейства необходимыми материалами. В 1842 году Мастерской был засыпан, так как мешал строительству здания Манежа.

Украшение города – канал Грибоедова (в прошлом Екатерининский) тоже чуть не постигла участь исчезнувших. В 1869 году был разработан проект по его засыпке и создании на месте искусственной водной артерии проспекта и бульвара, украшенного бюстами представителей династии Романовых. К счастью, власти Петербурга категорически отвергли этот проект.

Источник

Канал, которого нет

«Охрана культурного наследия против градостроительного развития. Пример территории Введенского канала» – так остро полемически было названо сообщение Галины Шолоховой, опытнейшего ландшафтного архитектора, на недавней градостроительной конференции A city.

зачем засыпали введенский канал. 3vvedeniskiy kanal1. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-3vvedeniskiy kanal1. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 3vvedeniskiy kanal1.ФОТО предоставлено Галиной ШОЛОХОВОЙ» >

Так Введенский канал выглядел в 60-е годы прошлого века.
ФОТО предоставлено Галиной ШОЛОХОВОЙ

Дополнительный интерес к данной теме вызван сносом одного из исторических корпусов Обуховской больницы в ходе ее реконструкции в январе 2015 года. Этот корпус, хотя и был спрятан за невысоким историческим забором (также частично разрушенным), но был хорошо виден с улицы Введенского Канала. После вмешательства градозащитников начались судебные процессы.

Для молодых читателей сообщим, что странное название улицы связано с тем, что она появилась на месте засыпанного в начале 1970-х годов Введенского канала, соединявшего Фонтанку и Обводный канал. Старожилы этих мест еще помнят три красивых истинно петербургских моста через канал и тихие набережные с тополями.

Галина Шолохова рассказала о том, что в начале 1960-х годов рассматривались несколько вариантов развития территории вдоль канала. Выбрали самый простой и самый неудачный: засыпали и залили асфальтом. Получилась шумная и одновременно безлюдная улица с длинными заборами.

Шолохова предлагает избавиться от малоценной застройки по «берегам канала». Что касается зданий комплекса Обуховской больницы, то, на ее взгляд, ценными являются только два классицистических здания, одно расположено на берегу Фонтанки, другое – архитектора П. Плавова – находится на углу Загородного проспекта и улицы Введенского Канала.

Архитектор специально исследовала историю зданий больницы и пришла к выводу: остальные корпуса, в том числе недавно снесенный, многократно перестраивались под больничные нужды и ценности не представляют. Так же как и два дома под одним номером 4 по улице Введенского Канала

А что взамен? Шолохова предлагает создать бульвар с сохранением автомобильного движения. Ширина улицы это позволяет. Образцом могут служить линии Васильевского острова, прежде бывшие каналами.

Должна быть избавлена от заправок, фастфудов и прочей дикорастущей застройки территория вдоль железной дороги. Необходимо привести в порядок заброшенное здание, входившее в комплекс казарм Семеновского и Егерского полков.

Наконец, следует подумать о пробивке пешеходного тоннеля с велодорожкой под железной дорогой, который соединил бы Клинский проспект и улицу Марата.

Наша газета предложила Александру Кононову, заместителю председателя Петербургского отделения ВООПИиК, прокомментировать идеи Галины Шолоховой.

Кононов считает, что исторические здания на улице Введенского Канала нуждаются в ремонте, но это не повод требовать их сноса. На территории, особенно на свободных от застройки участках, необходимо комплексное благоустройство.

Основная часть зданий, расположенных на улице Введенского Канала, являются объектами культурного наследия разного уровня. Прежде всего, это здания Обуховской больницы, в том числе тот корпус, который был разрушен.

КГИОП согласовал историко-культурную экспертизу по шести корпусам на предмет их включения в реестр памятников регионального значения к тем трем, которые входят в реестр с 2001 года.

На днях рабочая группа Совета по культурному наследию также одобрила экспертизу. В ближайшее время КГИОП сделает их памятниками. Снесенный корпус должен быть восстановлен.

К наследию относятся здания Электрической станции, старый корпус Военно-медицинского музея, казармы Семеновского и Егерского полков (дома 5, 9, 11), а также место, где находилась Мирониевская церковь.

Два небольших дома под номером 4, в недавнем прошлом там располагались военные прачечные, безусловно, исторические, они построены в XIX веке. И должны быть сохранены.

Несколько лет назад одна девелоперская компания подготовила проект строительства бизнес-центра на том же земельном участке под номером 4. Бизнес-центр задуман в глубине участка, на снос исторических построек рука архитекторов не поднялась.

Действительно, в аварийном состоянии находится одно из зданий казарм, расположенное на углу Рузовской улицы. Его нужно спасать, иначе неизбежно появление очередного бизнес-центра вроде соседнего «Фарватера» и утрата исторической городской ткани в этой части территории бывшего Введенского канала.

Идеальным решением, на взгляд градозащитника, было бы восстановление Введенского канала. Тогда пространство, где сейчас машины безжалостно выдавили почти всех пешеходов, могла бы стать истинно петербургским пейзажем с водой, набережными, гуляющими людьми. И только в последнюю очередь автомобилями. Канал мог бы стать частью водного туристического маршрута по рекам и каналам, по той части исторического Петербурга, где сошлись все стили, от классицизма и эклектики до модерна и сталинского ампира.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 057 (5430) от 02.04.2015.

Источник

На дне. Реки и каналы Петербурга, которых нет

Карта Петербурга могла выглядеть иначе. Сейчас мы могли бы кататься на катерах по Васильевскому острову, жарить шашлык на берегу Таракановки и любоваться сталинскими высотками с набережной Южного Обводного канала.

Сегодня мы вспомним водные артерии Петербурга, которые либо так и не появились, либо со временем исчезли с карты. От некоторых из них остались артефакты, напоминающие, что там, где мы сейчас ходим, можно было бы и плыть.

Линии

В 1716 году появился проект, автором которого, скорее всего, был Доменико Трезини, а вдохновителем – Пётр Первый, в голове которого и родилась эта идея. Он предусматривал создание на Васильевском острове сети параллельных и перпендикулярных каналов, по которым и должны были перемещаться жители острова. Проезды по берегам каналов, шедших вдоль острова, должны были именоваться перспективами, а тех, что планировалось проложить поперёк – линиями.

зачем засыпали введенский канал. 45446464. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-45446464. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 45446464.

Согласно известной легенде, к моменту смерти Петра вырыли только 13 каналов из 27 задуманных, и виной тому стало казнокрадство генерал-губернатора Петербурга Меншикова – мол, не хотел светлейший князь жить в новом Амстердаме, зато попилить выделенные на стройку суммы был совсем не прочь. В итоге каналы оказались слишком узкими, по ним нельзя было плавать, а жители быстро превратили их в канавы, закидав за несколько лет мусором и нечистотами. Якобы Пётр, увидев это, пришёл в ярость.

Легенда эта впервые появилась в труде Якоба Штелина «Подлинные анекдоты о Петре Великом» и в неизменном виде перекочевала в труды поздних исследователей. На деле же было немного иначе. Среди документов, оставленных современниками, нет ни одного свидетельства о существовании в то время на Васильевском острове 13 каналов. Указ, датированный 1723 годом, повелевает «на Васильевском острову, где по чертежу быть каналам, и на тех местах до строения тех каналов для воды выкопать пруды». Следовательно, в то время их ещё не было. В 1724 году был издан указ, определяющий их ширину. Только в 1727 году, по всей видимости, удалось прорыть три канала: между 4-й и 5-й линиями, между 8-й и 9-й и по Кадетской. А в 1730 году выкопали ещё один – перед зданием 12 Коллегий, по нынешней Менделеевской линии.

зачем засыпали введенский канал. 11113. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-11113. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 11113.

Судя по всему, именно эти каналы и зарыли по указу Екатерины II в 1767 году. От мечты Петра Первого остались только названия линий и перспектив (проспектов).

Адмиралтейский ров

Ещё один канал петровской эпохи формально даже сохранился до наших дней (если так можно сказать о его полукилометровом огрызке, протекающем вдоль северного берега Новой Голландии). Это – Адмиралтейский канал, прорытый как ров Адмиралтейской крепости в 1717 году.

зачем засыпали введенский канал. TuDOF0ZzKVE. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-TuDOF0ZzKVE. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка TuDOF0ZzKVE.

Первоначально Адмиралтейство было не только верфью, но и важным пунктом обороны города. В год закладки Петербурга вовсю шла Северная война, а линия фронта проходила практически по городской территории.

Но в 1721 году война закончилась победным для России Ништадтским миром, и необходимость в укреплениях вокруг Адмиралтейства отпала. Ров превратился в транспортную артерию.

В 1730-ые его соединили с Прачечным каналом в районе современной площади Труда. Всё это и стало Адмиралтейским каналом.

А в XIX веке канал начал постепенно исчезать с карты города. Около 1805 года закопали оригинальный ров вокруг Адмиралтейства – на его месте теперь Александровский сад. А в 1842 году повелением Николая I в подземную трубу увели часть канала на площади Труда.

Сейчас его остатки можно увидеть как у Новой Голландии, так и в подземном переходе на площади – там в 1990-е вскрыли срез трубы, в которую был заключен канал в 1840-ые.

зачем засыпали введенский канал. Esv4RlCVhpE. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-Esv4RlCVhpE. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка Esv4RlCVhpE.

Таракановка

Эта речка также сохранилась на карте Петербурга в виде огрызка у парка Екатерингоф. А когда-то она была полноценным притоком Фонтанки, протекавшим через юго-западные окраины города. На её берегах строили свои дачи и усадьбы знатные петербуржцы.

Но с конца XVIII столетия берега Таракановки начали превращаться в рабочие окраины столицы –Нарвскую заставу. Здесь выросли заводы и рабочие городки, а сама река превратилась в зловонный водосток.

С начала XX века городские власти начали решать проблему Таракановки самым радикальным образом. В 1906 году был засыпан участок речки от Фонтанки до Обводного канала, а в 1920-е, при капитальной послереволюционной реконструкции района площади Стачек, исчезла и часть речки до Бумажного канала.

зачем засыпали введенский канал. 61 big. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-61 big. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 61 big.

О существовании Таракановки, помимо огрызка в Екатерингофе, напоминает целый ряд городских артефактов.

Во-первых – это улица Циолковского, идущая прямо по бывшему руслу реки от Фонтанки до Обводного.

Во-вторых – мост завода «Красный треугольник». Сейчас этот дуговой пролёт воспринимается как входная арка на территорию полузаброшенного предприятия, но когда-то он был создан именно для того, чтобы рабочие могли пересекать протекавшую на территории фабрики реку.

зачем засыпали введенский канал. Ja9PwLF bNQ. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-Ja9PwLF bNQ. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка Ja9PwLF bNQ.

В-третьих – это подземный переход на площади Стачек, проложенный прямо по южной части русла реки. Фактически, сотни петербуржцев ежедневно ходят по дну метафизической Таракановки.

Улицы-каналы

В Москве есть Кузнецкий мост, который не мост, а в Петербурге — Введенский канал, который не канал.

Его вырыли в 1807-1810 гг. для соединения Фонтанки с Обводным каналом. Первоначально его использовали как транспортную артерию, но к середине XX века он обмелел и его постигла характерная для каналов из нашей статьи судьба – превращение в очередной городской коллектор.

зачем засыпали введенский канал. 19 big. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-19 big. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 19 big.

Введенский канал в 60-е годы ХХ века

В 1960-е годы зловонный водоём в центре города было решено уничтожить. Канал срыли, а на его месте проложили улицу. А название сохранили.

Аналогичная судьба постигла прорытый в 1718-1721 годах 23-километровый Лиговский канал, протекавший от реки Дудергофки на юго-западе до улицы Некрасова в центре города.

зачем засыпали введенский канал. otkrit ligovskiy kanal 1024 2. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-otkrit ligovskiy kanal 1024 2. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка otkrit ligovskiy kanal 1024 2.

Его создали для снабжения водой фонтанов Летнего сада, но уже в конце XVIII столетия он утратил свою функцию (из-за наводнения 1777 года фонтаны погибли, так что снабжать водой стало нечего).

С 1891 года канал постепенно засыпали. Сначала в центре, затем – до Московских ворот, а в 1960-ые – до района современного парка Авиаторов. Там, на границе Московского и Кировского районов, и сохранился участок этого канала. А по большей части его засыпанной территории в наши дни проходит Лиговский проспект.

зачем засыпали введенский канал. WiK6Xjuo7OQ. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-WiK6Xjuo7OQ. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка WiK6Xjuo7OQ.

Лиговский канал у Знаменской церкви. Фото 1860-х

Сталинский канал

Одним из грандиозных, но невоплощённых проектов сталинской эпохи стал Южный Обводный канал, который должен был соединить Неву и Финский залив.

зачем засыпали введенский канал. yVjSUfGt80g. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-yVjSUfGt80g. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка yVjSUfGt80g.

Идея этого канала впервые появилась в генплане развития Ленинграда за 1935 год. Генплан этот предполагал перенос административного центра города в район нынешней Московской площади (для чего там и был построен грандиозный Дом Советов). А для того, чтобы жители и гости города могли добираться до нового центра не только по суше, но и по воде, было решено связать все южные районы города новым огромным каналом.

зачем засыпали введенский канал. 1948 4. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-1948 4. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 1948 4.

Южный Обводный канал на плане 1948 г.

Но мечта о новом Обводном канале оказалась слишком амбициозной для той тяжёлой эпохи – сложная геология местности и разразившаяся в 1941 году война сорвали планы по её воплощению. Формально канал оставался в планах до 1957 года, но реально построить его не было ни сил, ни средств.

зачем засыпали введенский канал. vuHovwUHKyc. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-vuHovwUHKyc. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка vuHovwUHKyc.

Артефакты Южного Обводного — бульвар Красных Зорь в Невском районе, улица Турку во Фрунзенском и улица Бассейная в Московском. Если посмотреть на карту, можно заметить, что все они оказались частью единой архитектурной линии – той самой линии Южного Обводного канала. Даже само название Бассейной улицы – отсылка к нереализованному водному бассейну канала.

Стоящий на ней дом со шпилем у парка Победы украшен скульптурными группами с матросами и якорями – они создавались, как тематическое обрамление будущего водоёма.

К слову, «человек рассеянный» на этой улице никогда не жил. Он обитал на улице Некрасова, которая называлась Бассейной до 1920-ых годов. Она тоже была водоёмом, причём, вполне реальным – именно по нему вода из Лиговского канала текла в Летний сад, и зарыли его по тем же причинам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Каких рек и каналов лишилась Северная Венеция

Петербург принято сравнивать с Венецией и Амстердамом

Более сотни водных артерий — природных и рукотворных — сетью покрывают наш город. Когда-то первостроители рыли все новые каналы и протоки, чтобы осушить питерские болота, обеспечить новую столицу водой и удобными путями сообщения. А потом работы пошли вспять — лишние водные магистрали, наоборот, стали уничтожать. В преддверии Дня города «МК» в Питере» вспомнил стертые с карты, а подчас и из памяти реки и каналы Петербурга.

зачем засыпали введенский канал. 544348293 2011303. зачем засыпали введенский канал фото. зачем засыпали введенский канал-544348293 2011303. картинка зачем засыпали введенский канал. картинка 544348293 2011303.

Питер начинался с каналов

История не сохранила даже самые первые каналы Петербурга — рукотворные протоки Петропавловской крепости. По центру фортеции с Востока на Запад шел ров, прорытый по велению Петра I. Он был нужен, чтобы гарнизон крепости, расположенной на острове, никогда не остался без воды, даже оказавшись в окружении врага. Кроме того, по такой водной магистрали было удобно подвозить материалы для развернувшейся стройки. Кусочек этого канала восстановили в начале 2000-х — он виден у северной стены Петропавловского собора. Его засыпали в 1882 году. К этому времени он перестал выполнять свою главную функцию — скапливавшаяся в нем вода цвела и была непригодна для питья. К тому уже появились водокачки, с помощью которых можно было брать воду прямо из Невы.

Еще два рва существовали между основной крепостью и прикрывающими ее равелинами. Их также засыпали в конце XIX века. О них напоминают башенки с мощными решетками.

Название есть, а воды нет

В питерской топонимике остались два канала, хотя самих их уже давно не существует. Рядом с Витебским вокзалом проходит улица Введенского канала. Сам он протекал в этих местах более полутора сотен лет. Его прорыли в 1810 году, связав Обводный и Фонтанку. Свое название он получил от стоявшего недалеко от вокзала Введенского собора. Изначально канал использовали для судоходства и забора воды, позже — как сточную канаву. Его постепенно засыпали в 1960–1970-е годы. На месте бывшей водной артерии образовалась широкая улица.

Другой сухой канал — Масляный — «течет» на Васильевском острове — между 23-й и Кожевенной линиями. В конце XVIII века его прорыли, чтобы защитить от пожара располагавшийся в тех краях Масляный буян — то есть склады с маслами. К началу XX века складов уже не осталось. И в 1920-е зарыли за ненадобностью и сам канал, а названия для образовавшейся улицы выдумывать не стали.

Неподалеку от Масляного канала можно прогуляться по еще одной несуществующей водной артерии — Шкиперскому протоку. Улица так и называется в память о том, что здесь когда-то действительно был проток, получивший в 1859 году свое название от поселения шкиперов (капитанов торговых судов). Эта водная артерия была не искусственной, а природной, ранее известной как Черная речка. Ее закопали в начале XX века.

А самый хрестоматийный пример «обезвоживания» Петербурга — конечно же, каналы Васильевского острова, чьи набережные стали именоваться линиями. Идею превратить этот остров в подобие Амстердама высказал сам Петр I. Архитектор Доменико Трезини разработал план. Но он так и не был реализован. Каналы прорыли только до 13-й линии, да и то не целиком. Меншиков — первый губернатор Петербурга — был не в восторге от трудоемкой затеи царя и строительство тихо саботировал, прокладка каналов шла вяло, да еще и делались они слишком узкими, больше похожими на канавы. После смерти императора никто не рвался работу продолжать. В итоге в 1767 году Екатерина II распорядилась зарыть эти каналы, превратившиеся в зловонные стоки.

Жерновка напомнила о себе

Засыпали в Петербурге не только искусственные водоемы, которые теряли свое значение. Жертвой мегаполиса стали и несколько естественных речек. Одной из первых пала Кривуша (она же Глухая). До того, как Петр пришел в наши края, она вытекала из болот между нынешними площадями Искусств и Конюшенной и пробивала себе извилистый путь (потому и Кривушка) к югу в сторону Фонтанки. Течения в ней почти не было. Некоторое время ее использовали для отведения канализации из богатых домов и дворцов. А потом и вовсе засыпали. На месте Кривуши с 1764 года начали строить нынешний канал Грибоедова (бывший Екатерининский).

В 1920-е в Петрограде стали засыпать сразу две речки Ольховки. Одна испокон веку вытекала из Екатерингофки и несла свои воды к заливу. Она разделяла Гутуевский и Большой Резвый острова. От нее осталось лишь небольшое озерцо да мост, который теперь нависает над землей.

Вторая Ольховка была притоком Таракановки. Другое ее название — Тентелевка, по имени бывшей деревни, располагавшейся в районе Нарвской заставы. Когда город стал расширяться, берега этой реки постепенно застраивали, а потом и вовсе решили, что без нее лучше. Сейчас на месте Тентелевки — улицы 9-го Января и Маршала Говорова.

23 бесполезных километра

Засыпать Лиговский стали лишь в 1891-м. Сначала до Обводного. В 1926-м зарыли участок до Московского проспекта. А в 1969-м до реки Красненькой, направив в нее воду канала. В наши дни Лиговский канал, местами спрятанный в трубы, заканчивается в районе пересечения ЗСД с Краснопутиловской улицей.

Медный всадник и Исаакий на разных берегах

Еще несколько каналов когда-то прорезали центр Петербурга.

Параллельно Лебяжьей канавке, вдоль западного края нынешнего Марсова поля, существовал Красный канал. Его прорыли от Невы до Мойки для осушения территории в 1711 году. Именно над ним архитекторы Фельтен и Росси хотели создать красивейший мост с арками. Но как раз в это время началось возведение Мраморного дворца, которому Красный канал мешал. Водоем уничтожили. Дворец построили. А мост перенесли и соорудили над Зимней канавкой, где он до сих пор и остается.

О другом забытом канале петербуржцам сейчас напоминает мемориальная доска, которую можно увидеть в подземном переходе под площадью Труда. Табличка извещает, что прежде тут пролегал Адмиралтейский канал. Он шел от Крюкова канала и Новой Голландии, где хранился корабельный лес, к Адмиралтейству, в котором строили суда. Теперь на этом месте Конногвардейский бульвар.

Частью Адмиралтейского был Мастерской канал. Он находился там, где сейчас улица Якубовича, и также подступал к Адмиралтейству, упираясь в окружавший его ров так, что Медный всадник и площадка, где вскоре появился Исаакиевский собор, находились на разных его берегах. Но при строительстве Манежа в 1842 году его зарыли, чтобы не мешал.

Едва не закопали

В список исчезнувших питерских каналов в 1869 году едва не попал и Екатерининский (ныне Грибоедова). Инженер Мюссар и архитектор Бенуа предложили устроить на «мокром» месте бульвар. Причем слева от Невского проспекта хотели сделать парк с бюстами всех правителей Отечества и грандиозным памятником «Апофеоз России». А справа можно было бы создать торговые ряды. Городские власти уже было одобрили эту затею, но денег на реализацию не нашлось. К тому же выяснилось, что Мюссар — душевнобольной.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *