Как учиться на дистанте
Полезные практики дистанта, которые стоит сохранить в гибридном обучении
Какие образовательные новшества, возникшие из-за перехода школ и вузов на удалёнку, пригодятся и после того, как вернётся «нормальная» жизнь.
Кризисы всегда приводили к появлению новых идей. Переход школ и университетов на дистант запустил невиданный прежде образовательный эксперимент по массовому внедрению в учебный процесс технологий. Общение между учителями и учениками стало более неформальным — к этому располагают чаты и мессенджеры. Уроки превратились в онлайн-конференции и видеозаписи. Работа в онлайн-документах с общим доступом, виртуальные доски и «комнаты» в Zoom и подобных ему программах для видеоконференций — всё это стало новой повседневностью.
Американские эксперты по образованию из Университета штата Пенсильвания Эд Гланц, Крис Гамрат, Лиза Лензе и Джеффри Бардзелл сделали подборку новшеств, ставших частью образовательного процесса благодаря эпидемии коронавируса. Пересказываем их статью, опубликованную в Educause Review.
Журналист. Пишет и переводит статьи о самобытной культуре и образовании.
Кооперативное онлайн-обучение
Онлайн-документы, которые можно редактировать сообща, форумы, онлайн-доски и другие подобные технологии значительно упрощают сотрудничество между учениками. Учителю же они дают возможность в реальном времени следить за работой и результатами подопечных и помогать им, когда те сталкиваются с трудностями.
Почему эти инструменты будут полезны и после отмены обязательного дистанта: они удобны для тех, кто стесняется выступать перед аудиторией, и тех, кому трудно выражать мысли вслух (например, потому что обучение проводится на неродном для них языке). Онлайн-технологии позволяют обмениваться решениями задач, быстро проверять задания друг друга и давать обратную связь.
Плодотворной средой для обмена идеями стали виртуальные комнаты в программах для видеоконференций. В Zoom, например, эта функция называется «сессионные залы» (англ. breakout rooms) и позволяет разделять участников созвона на отдельные группы. Учителя могут предлагать участникам таких «комнат» идеи для обсуждения. Например, попросить их найти решение задачи или проблемы или сделать вывод из исследования.
В конце занятия ученики могут вместе с соседями по «комнате» подводить основные итоги урока, обсуждать основные идеи материала, определять, что в материале осталось непонятным. Учителя могут заходить в такие комнаты, наблюдать за ходом рассуждений и отвечать на возникающие вопросы. Это пример эффективной кооперации как учеников между собой, так и учителей с учениками.
Учебные ассистенты
Переход на удалёнку показал: язык технологий — родной для современных молодых людей, они способны помочь учителям в его освоении. Инициативные ученики и студенты, ставшие учебными ассистентами и помогающие организовывать дистанционное обучение, оказались одними из главных героев пандемии.
Ученики-ассистенты могут инициировать и модерировать обсуждения в мессенджерах и чатах, реагировать на вопросы учеников, которые не заметил учитель, помогать сверстникам и преподавателям в решении технических проблем.
Поскольку они лучше ориентируются в технологиях, в дальнейшем ассистенты могли бы тестировать и рекомендовать учителям новые программы для обучения — например, VoiceThread, позволяющую добавлять к презентациям аудио- и видеокомментарии.
Общение в чатах
За время дистанта стало привычным общение преподавателей и учеников в чатах. Для молодого поколения такой формат — норма. Признаться в письменном сообщении, что не понял объяснение учителя, часто проще, чем сказать об этом в классе.
Преподавателям стоит изучить возможности онлайн-бесед. Например, одна американская учительница провела эксперимент. Свою лекцию она записала на видео, а потом смотрела её вместе с учениками, обсуждая тему в чате. Чтобы ребята не стеснялись комментировать подачу материала, учительница стала критиковать саму себя.
Например, она говорила что-то вроде: «Звучит не так понятно, как я рассчитывала, — лучше было бы сказать так…» А ещё она скидывала в беседу ссылки на фильмы, картинки и даже мемы, относящиеся к теме. По её словам, учеников это очень увлекало и в ответ они присылали собственные примеры.
Видеозапись лекций
Во время дистанта обычным делом стала возможность посмотреть урок в видеозаписи. Иметь такую возможность и дальше очень удобно: для учащихся — чтобы увидеть объяснение, если пропустил занятие, или переслушать материал для повторения, и для самих учителей — чтобы оценить свой урок со стороны и проанализировать, насколько удачно они подают материал.
Кроме того, видеозаписи лекций — хорошая помощь тем, для кого язык урока — неродной (можно прослушать запись в более медленном темпе). Наконец, если преподаватель по личным причинам не может провести занятие, доступен вариант записать лекцию заранее. Не говоря уже о том, что формат асинхронных онлайн-лекций очень удобен для обучениях тех, кто физически находится в другом часовом поясе.
Возможно, стоит подумать над усовершенствованием онлайн-лекций, сделав их ещё более удобными для учащихся: добавить субтитры (это будет удобно тем, для кого язык лекции неродной) и встроить тайм-коды (последние помогут сориентироваться тем, кто пересматривает запись для повторения нужного фрагмента).
А ещё учителям полезно узнать о платформах вроде Kaltura — она позволяет не только снабжать видеолекции дополнительными эффектами (викторины, подписи), но и собирать и анализировать цифровую информацию о зрителях, полезную для усовершенствования видеолекций. Например, какие разделы видео смотрели и пересматривали чаще всего, а какие — часто пропускали, какие дни самые популярные для просмотра и так далее.
Как учиться на дистанте
В интернете завирусились скрины школьных уроков из WhatsApp, Viber и других мессенджеров — так проводили даже занятия по физкультуре. Конечно, это обучение неэффективно: мессенджеры предназначены для переписок, а не проведения учебных занятий.
✅ Лучшим вариантом для обучения онлайн можно назвать платформы учреждения, Zoom и Skype. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть своя удобная платформа для занятий — с уроками, домашними заданиями и теорией. Всё интуитивно понятно даже первоклашке. Алгоритм помогает понимать и запоминать материал — следит за прогрессом, даёт подсказки и награды за правильное решение. Классный интерфейс сайта — важный пункт для того, чтобы правильно организовать дистанционное обучение.
❌ Ошибка 2. Воспринимать дистанционку как халяву
Школьники легко решат, что дистанционка — это «каникулы», если в правилах работы не будет чёткой системы и плана действий. Когда обучение превращается в хаос, нельзя получить никакой пользы.
✅ В онлайне можно организовать учёбу, например, в Trello — создать доски по классам, внести расписание, а проверку знаний проводить в гугл-формах.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят по удобному и гибкому расписанию, которое подстраивается под индивидуальные потребности ребёнка. Школьник всегда знает, что запланировано на день, что и когда нужно сделать, и легко может совмещать учёбу с другими курсами, кружками или секциями.
❌ Ошибка 3. Пытаться повторить обычный урок
Обучение в онлайне отличается от обычных уроков в школе. Чтобы оно прошло эффективно, педагог должен уметь работать через интернет. Большинство учителей в обычных школах никогда не сталкивались с онлайном и не знают, как правильно провести дистанционное обучение.
✅ Чтобы урок на удалёнке прошёл успешно, нужно задействовать электронные ресурсы: например, презентации и интерактивные онлайн-доски.
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» преподают педагоги, которые знают, как грамотно строить онлайн-занятие, и мастерски общаются через экран. На занятиях ученики задают вопросы и сразу получают ответы преподавателя, а потом закрепляют знания — решают домашку и читают теорию.
❌ Ошибка 4. Задавать тонны домашки
Пытаясь компенсировать отсутствие обычных занятий и не зная, как правильно организовать дистанционное обучение в школе, администрация заваливала учеников горами заданий. Детям приходилось осваивать программу практически самостоятельно, пытаясь поспеть за бесконечными домашками.
✅ Если грамотно выстроить онлайн-занятие с применением электронных ресурсов, успеть раскрыть новую тему или повторить старую, то домашнее задание может быть небольшим. Задача ребёнка — закрепить полученные знания, а не изучить учебник за месяц.
Ещё одно правило дистанционного обучения детей в «Фоксфорде» — объём домашних заданий не заставляет учеников часами сидеть за уроками. Как правило, домашка состоит из 5–10 тестовых заданий или нескольких творческих. Если ребёнок был внимателен на уроке, то в среднем уходит не больше 30–60 минут.
❌ Ошибка 5. Традиционная система оценок
Онлайн-обучение — это современный подход. Устаревающая система «двоек» и «пятёрок» не вписывается в онлайн-формат.
✅ В онлайн-школе «Фоксфорда» ученики получают очки опыта, которые подстёгивают решать ещё и ещё — чем больше ХР, тем круче. Прямо как в любимых компьютерных играх! Правило дистанционного обучения: пусть будет весело.
В любом случае можно постараться сделать обучение дома комфортным для ребёнка.
Как правильно организовать дистанционное обучение
Резюме
Дистанционное обучение провалится, если проводить уроки в мессенджерах, считать, что это «халява», бомбардировать учеников домашкой и использовать наскучившую систему оценок. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучение организовано грамотно — удобная платформа, отработанный формат, адекватные объёмы домашки и крутые очки опыта вместо привычных оценок. А наши преподаватели блестяще знают свой предмет и умеют объяснять материал в онлайне. Мы знаем, как правильно оформить дистанционное обучение.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.
А если опять удалёнка? Как сделать дистант эффективным — 8 советов педагогов
Несмотря на вопросы, которые в целом остались у родителей после прошлогодней удаленки, появилось немало семей, которые поняли: дистант — рабочий вариант для их детей. Ведь, обучаясь онлайн, можно путешествовать, брать детей в командировки и не переживать из-за отношений в классе. Мы решили поговорить с педагогами из Онлайн-школы № 1 о том, что необходимо для успешной удаленной учебы и на что стоит ориентироваться, выбирая онлайн-обучение.
Представьте, что на уроке появился бесконечно обновляющийся ватман, к которому могут «подойти» сразу все ученики. На нем можно увидеть интерактивные приложения и игры, которые уже оформлены и просто ждут, когда к ним подключатся участники. Можно рисовать карту знаний всем классом, проводить опросы, квизы и ролевые игры. В онлайн-классе ученики могут разыграть исторический сюжет по ролям, «переодеваясь» в исторических персонажей — здорово, правда? Современные IT-решения для онлайн-обучения позволяют организовать в его рамках все, что ребенок может получить в традиционной школе. Но прежде чем сделать выбор, необходимо изучить — на какой платформе работает онлайн-школа и как в ней все устроено.
Онлайн-класс не должен быть большим
Особенно в начальной школе. Оптимально — не более 10 человек в началке, в средней и старшей школах — не более 25. Это позволяет использовать различные игровые и интерактивные инструменты ведения урока. В начальной школе важно, чтобы учитель мог контролировать все элементы урока лично, использовал игровой контент, максимально вовлекая детей в образовательный процесс.
Необходимы кураторы, которые всегда будут на связи с учеником и родителями
В онлайн-обучении не должно оставаться «серых зон», учебный процесс необходимо организовать максимально прозрачно и понятно. Во многом для этого и нужен личный куратор — человек, к которому по любым учебным вопросам могут обратиться ученики и родители и получать от него грамотные развернутые ответы. Куратор знакомит учеников с функционалом обучающей платформы, объясняет родителям ключевые моменты для организации комфортного дистанционного обучения, проводит «кураторские часы» — специальные занятия, на которых ученики делятся своими успехами, общаются на отвлеченные темы, участвуют в соревновательных квизах.
Не только физика — математика — русский
Если ребенок полностью перешел на онлайн-обучение, не стоит ограничиваться только обязательными предметами и подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, дистанционно можно заниматься и тем, что интересно помимо школьных уроков. Многие онлайн-школы сейчас разрабатывают курсы по программированию, финансовой грамотности и другим интересным предметам.
Атмосфера в классе. Да, виртуальном!
Ученики, которые встречаются на виртуальном уроке, могут жить в разных концах страны и даже мира. Чтобы создать правильную рабочую и дружескую атмосферу и объединить ребят в коллектив, необходимы искать и подчеркивать не то, что их разъединяет (расстояния, часовые пояса, уровень знаний), а наоборот — то, что объединяет (настроение, желание разобраться в чем-то, ожидание справедливого и уважительного отношения к ним). Важны «кураторские часы», на которых ребята могут пообщаться на отвлеченные темы, рассказать истории, во что-то сыграть или презентовать собственный проект.
Давать высказаться каждому
Со времени удаленного обучения, на котором все побывали в прошлом году, учителя и ребята хорошо помнят, что «отсидеться на задней парте» с выключенной камерой можно легко. Необходимо вовлекать «молчунов» в коллективную работу, давая высказаться каждому. Просить ребенка, который стесняется или не понимает, отвечать в личных сообщениях преподавателю. Верить в ученика, даже если он сам в себя не верит.
Максимально эффективно организовывать учебное время
При обучении из дома в онлайн-школе у ребенка появляется примерно в 2 раза больше свободного времени, которое можно посвятить любимому делу, прогулке или отдыху. При этом важно, чтобы учебные часы проходили максимально эффективно.
Следить за всем, что происходит в современном образовании и тестировать новые форматы
Учиться нужно не только детям, но и взрослым. Педагогам, которые работают в онлайн-школах, важно изучать ed-tech проекты, опыт лучших учителей России, находиться в поиске полезных приложений и сайтов, смотреть и анализировать предметные онлайн-уроки, а также уроки по педагогике и детской психологии.
Учителя Онлайн-школы № 1 регулярно проходят курсы повышения квалификации, сами сдают ЕГЭ, мониторят, как меняется процедура прохождения аттестации учеников.
Быть на связи с родителями, чтобы организовать правильный режим дня
Во время пандемии многие дети подключились к первому уроку, не вставая с кровати. Чтобы этого не происходило, нужно договориться о правилах заранее и взаимодействовать с родителями, которые могут в этом помочь. Вставать нужно минимум за час до занятий, умываться, делать зарядку, переодеваться и завтракать. Ребенку нужно знать свое расписание на весь день, у него должно быть нормальное рабочее место, прибранный стол. Как и в школе, важно проветривать помещение на «переменках» и стараться проводить учебные часы при включенном свете. В школе на уроках в кабинете всегда горит свет, даже если за окном солнечно, это настраивает организм на включение в рабочий процесс.
Онлайн-школа № 1 начала работать с форматом дистанционного обучения задолго до пандемии — в 2017 году. Запуску предшествовало два года подготовки: за это время было были созданы и протестированы программы обучения с 1 по 11 класс. Учебный процесс выстроен таким образом, что дети могут заниматься как самостоятельно на платформе, так и на онлайн-уроках с преподавателями. Обучение, промежуточная аттестация, подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ, дополнительные курсы по программированию, шахматам, мнемотехнике, финансовой грамотности, бизнесу для школьников, рисованию, иностранным языкам — в онлайн школе есть все, причем подключиться к уроку можно из любой точки мира, а по окончании получить аттестат государственного образца.
Плюсы и минусы дистанционного обучения в вузе
Эпидемия коронавируса внесла коррективы практически во все сферы нашей жизни. Не обошла она стороной и российские вузы, которые в срочном порядке перешли на электронную форму обучения, или e-learning.
Давайте посмотрим, какие преимущества и недостатки дистанционного обучения есть сейчас. И попробуем предугадать, что нам ждать от образования в будущем.
Хотите быть в курсе последних новостей? Смело подписывайтесь на наш телеграм-канал и следите за акциями и скидками.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Плюсы дистанционного обучения
Доступность
Самое большое преимущество дистанционного образования — его доступность. Вы можете находиться в любом месте и обучаться онлайн в лучших университетах мира и у самых гениальных преподавателей. Всё, что нужно — это стабильный интернет, смартфон или ноутбук и желание.
Гибкость
Как правило, дистанционное обучение предлагает два формата: онлайн-встречи в реальном времени и видеозаписи. Это позволяет студентам гибко планировать образовательный процесс, учитывая личные особенности, и легко совмещать учёбу с работой. Согласно исследованиям, проведенным рейтинговым агентством «Аналитика» за первое полугодие 2020, такую возможность высоко оценило 53% опрошенных российских студентов.
Массовость
Онлайн-университеты больше не зависят от размера аудитории. А значит, единовременно обучаться и получать высшее образование в вузе дистанционно сможет неограниченное число студентов.
Возраст тоже больше не имеет значения. Дистанционное обучение доступно каждому. Так, самый старший выпускник университета Палермо — Джузеппе Патерно получил высшее образование в 97 лет!
Экономия денег
Онлайн-курсы во всем мире стоят дешевле, чем очные занятия. И это важное преимущество дистанционного обучения. Но, к сожалению, пока не все российские вузы снизили цены с переходом в цифровой формат.
Экономия времени
Если ещё не все могут экономить деньги с переходом в онлайн, то время на дорогу больше точно не нужно тратить. Встали, позавтракали, открыли компьютер и вот вы уже на учёбе в институте — никаких метро и пробок на проспекте.
Возможности для людей с инклюзией
Один из самых больших плюсов дистанционного образования — его доступность для людей с ограниченными возможностями. Они могут проходить обучение в колледже или университете, осваивать современные востребованные профессии, не выходя из дома, найти в будущем работу и повысить качество своей жизни.
Использование интерактива
К плюсам и минусам дистанционного образования одновременно можно отнести проблему поддержания высокого интереса студентов к учёбе. Многие платформы дают возможность использовать интерактивные приемы в образовательном процессе, а также новые технологии. И эта тенденция будет только расти.
Безопасность
Особенно этот пункт важен сейчас, когда большая часть мира на карантине и решает вопрос, как остановить дальнейшее распространение COVID-19.
Отсутствие прямого контакта, 100% социальная дистанция, никаких инфекционных рисков — всё это плюсы дистанционного образования в период эпидемии.
Минусы дистанционного обучения
Преимущества дистанционной формы обучения звучат как панацея для системы образования во время пандемии. Но опросы студентов и внимательное изучение выявляют минусы такого образования.
Технические ограничения
Стабильный интернет и техническое обеспечение — первые в списке недостатков дистанционной формы обучения в вузе. Особенно трудно приходится жителям отдалённых округов и российской глубинки.
От плохой связи, по данным агентства «Аналитика», страдает 47% обучающихся в Москве и 71,2% в регионах.
Невозможность практических занятий
Онлайн-обучение подходит далеко не для всех специальностей. В университетах по медицине, химии и техникумах перевод на дистанционку возможен только в виде теоретических лекций. Провести полноценную операцию по удалению аппендицита по Zoom и рассказать все нюансы точно не получится.
Проблемы с коммуникацией
Только 19,4% российских студентов считают, что взаимодействовать с преподавателями стало комфортнее после перехода в онлайн-формат. А 44,7% обучающихся испытывают сложности в общении и не получают исчерпывающие ответы на вопросы.
Отсутствие «живого» контакта
Люди — социальные существа, которые нуждаются в живом общении. А дистанционное обучение лишает возможности полноценно коммуницировать, обмениваться эмоциями, рождать новые идеи. Исчезает студенческая жизнь как явление.
Личного общения не хватает 70,2% студентов!
Увеличение нагрузки
С переходом в онлайн преподаватели задают больше материала для самостоятельного изучения и увеличивают объёмы домашней работы. А значит, время, сэкономленное на дорогу, тратится на дополнительную нагрузку по учёбе.
Отсутствие контроля
На первый взгляд, это кажется плюсом дистанционки, но на самом деле требует от студента высокой мотивации и ответственности. Дефицит внимания, который наблюдается у большинства современных молодых людей, мешает полностью погрузиться в процесс обучения. Особенно если лекции идут в записи.
Проблемы с самоорганизацией испытывает 36,9% молодых людей.
Сужение кругозора
Академическое образование даёт не просто высокий уровень знаний по выбранной специальности. За счёт дополнительных предметов оно расширяет кругозор человека, учит логически и образно мыслить. Фокус только на нужные для профессионального развития предметы ограничивает развитие личности человека.
Узнайте, какие еще есть минусы дистанционки и как их переводят в плюс.
Перспективы онлайн-обучения
Онлайн-образование сегодня — это уже отличная возможность для многих студентов закончить университеты и техникумы во время карантина, несмотря на все достоинства и недостатки дистанционного обучения. И пока не понятно, как будет развиваться пандемия, но технологии e-learning точно будут на пике своего развития. А значит, в будущем нас ждут:
И множество других идей, которые уже можно подсмотреть в сериале «Чёрное зеркало».
Возможно, процесс пойдет быстрее, если гений Илона Маска вместо космоса и машин займется образованием. Но это уже другая история.
И помните, для отличной учёбы и на дистанционке, и в реальном формате есть студенческий сервис. Обращайтесь, и вам помогут написать на отлично любую работу.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊