зачем я плачу налоги
Зачем я плачу налоги и куда они идут?
Каждый раз, когда мы получаем зарплату, государство рассчитывает на установленную законом долю – так называемый налог на доходы физических лиц или, сокращённо, НДФЛ. То же касается и любых других доходов (кроме тех, что получены человеком в качестве ИП или если он зарегистрирован, как самозанятый). Если вы сдавали квартиру или, например, выиграли в лотерею – налог тоже придётся заплатить. Только с зарплаты его удержит работодатель, а с прочих доходов – придётся оплачивать самостоятельно.
Если по трудовому договору ваша зарплата составляет 50 000 рублей, на руки вам выдадут только 43 500, а 6 500 будет удержано бухгалтерией в счёт налогов. Предприятие-работодатель при этом будет считаться налоговым агентом.
На самом деле, зарплата облагается и другими налогами. Помимо него с работодателя взимаются ещё страховые платежи и взносы в пенсионный фонд. Сегодня, впрочем, речь пойдёт только о налоге на доходы физлиц – том самом НДФЛ.
Что такое НДФЛ
Аббревиатура НДФЛ расшифровывается, как «налог на доходы физических лиц». В большинстве случаев этот налог рассчитывается, как 13% от дохода. Основное исключение – выигрыш, который облагается 35-процентным налогом (то есть из выигранных в лотерею 10 000 рублей придётся отстегнуть государству 3 500).
Налоги за официально работающего гражданина платит его работодатель (налоговый агент). Выходит, что зарплата ежемесячно прилетает на карточку уже за вычетом налога.
Если у гражданина были другие доходы (или работодатель по какой-то причине налоги не оплатил) – он обязан сам подать декларацию о доходах в налоговую инспекцию по месту регистрации («по прописке»). Для этого необходимо скачать с сайта налоговой инспекции так называемую форму 3-НДФЛ, аккуратно её заполнить и отправить или отнести в инспекцию. Сделать это нужно не позднее 30 апреля, отчитавшись тем самым за предыдущий год.
Куда уходят мои налоги
Налоги от доходов граждан в федеральный бюджет не уходят – остаются там, где человек работает. Деньги поступают в так называемый консолидированный бюджет – говоря простым языком, общий бюджет всех уровней. Это общая «копилка» района, города и региона.
Бюджет (мало ли кто-то не знает) – это список доходов и расходов нашей страны на год. Этот документ ежегодно принимается, как закон. В нём отображается, какие суммы и на какие траты получат регионы, города и районы. Каждый из них формирует и утверждает свой собственный бюджет.
Сначала принимается бюджет всего государства, потом, на его основе, региональные бюджеты, потом городские, районные и так далее. По закону, 85% от собранного НДФЛ достаётся субъекту федерации – то есть, 85% того, что заплатили москвичи достанется Москве. Это довольно много денег – в 2015 году доход от НДФЛ превысил 40% годового бюджета Москвы. Оставшиеся 15% уходят в местные бюджеты более низкого уровня – в районы Москвы.
На что идут налоги москвичей?
Предположим, что вы работаете в Москве и ваша «белая» зарплата составляет 50 000 рублей. Как мы уже посчитали в самом начале статьи, при таком раскладе на карточку прилетает 43 500 рублей. Вы проработали год и в бюджет отправилось 78 000 рублей. Давайте посчитаем, как столица распорядится бывшими вашими деньгами. Заглянем в открытый бюджет Москвы за 2018 год – он доступен на портале мэра.
Суммы округлены – для удобства восприятия:
Ещё примерно 260 рублей пошло на погашение долга Москвы.
Вот в таких пропорциях вы участвуете в финансировании столицы, если официально трудоустроены в Москве. Если работаете в городе, а живёте в области – значит, помогаете москвичам, а свой родной край ничем не поддерживаете.
В других регионах распределение налогов будет отличаться, так как в каждой области существует своя специфика бюджетирования. Где-то побольше институтов, где-то сильнее сельскохозяйственное лобби, где-то в приоритете спорт, где-то засада с ЖКХ или готовятся бороться с последствиями природных катаклизмов. Но, надеемся, идею распределения вы поняли.
Как узнать, есть ли задолженность по налогам
Несмотря на то, что налоговым агентом по НДФЛ является работодатель, ответственный налогоплательщик и сам приглядывает за своими платежами в бюджет. С одной стороны, бухгалтер фирмы может ошибиться, а с другой – есть налоги, которые необходимо уплачивать самостоятельно.
За просрочку уплаты налогов гражданам начисляется пеня, и может довольно быстро набежать кругленькая сумма. Именно поэтому мы и решили в этой статье рассказать вам, как узнать, есть ли за вами долги перед налоговой.
Проверить, есть ли задолженность, можно на сайте ФНС (nalog.ru) или через официальное приложение налоговой службы. Туда можно залогиниться при помощи аккаунта на «Госуслугах», и посмотреть текущие обязательства по налогам. Правда, отсутствие долга в системе может и не означать отсутствия самого обязательства. Предъявить долг инспекция может и с опозданием, в том числе и с большим – пеня при этом исчисляется за весь период с момента возникновения обязательства, так как уплачивать подоходный налог – обязанность гражданина.
Зато на сайте ФНС можно найти перечень всего вашего имущества, о котором известно налоговой инспекции. Если что-то из перечисленного было продано в отчётном периоде, а владели вы собственностью менее трёх лет – с вырученных средств необходимо заплатить налоги. В первую очередь, это касается недвижимости и автомобилей – основных активов российских граждан.
Если имущество уже продано, а на сайте числится – необходимо сообщить налоговикам об ошибке, ведь налоги на уже не принадлежащее вам имущество могут продолжать начисляться.
Можно узнать задолженность и лично – обратившись в налоговую инспекцию. Это один из самых надёжных способов. Сотрудники ФНС помогут вам разобраться во всех нюансах, предоставят необходимые формы деклараций и квитанции для оплаты.
Учитывайте, что налоги индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан учитываются иначе, и облагаются налогами по другим принципам – об этом мы ещё расскажем в других статьях.
Бесит, что наши налоги уходят неизвестно куда
Этот текст написал читатель Т—Ж. Сопереживайте или ругайте. Чтобы стать героем следующего выпуска, заполните эту форму.
Бесит, что я плачу налоги и не получаю ничего взамен, даже не знаю, на что они расходуются.
У нас с партнером стабильный развивающийся бизнес. Компания небольшая, но все сотрудники оформлены официально, все получают белую зарплату. Мы полностью платим все налоги за сотрудников и налоги на бизнес, и ни рубля не уходит «налево». В 2019 году ежемесячные налоговые отчисления нашей компании перевалили за 300 тысяч рублей. Еще раз: треть миллиона рублей мы ежемесячно платим государству. Хотелось бы разобраться за что.
Недавно мы с женой перевели дочку из обычной школы в гимназию. В ее бывшей школе директорский произвол: учителя бегут, за год может смениться 3—4 учителя по предмету, некоторые предметы преподаются с огромными пропусками. В гимназию дочь устроили с большим трудом: классы переполнены, в каждом по 33—34 человека. Из-за этого и нагрузка на учителей повышенная, и дисциплина хромает.
Автомобиль жены повредил сосед по парковке. Вызвали ГИБДД, приехавшие сотрудники нагло отказывались оформлять ДТП, мотивируя тем, что одна из машин колесом стояла на газоне, поэтому это якобы не их юрисдикция, а участкового. ДТП оформили только после того, как я зарегистрировал жалобу по телефону 112 и записал звания и ФИО приехавших сотрудников, пообещав на следующий день подать жалобу на их бездействие в прокуратуру.
Был приступ сильной боли в животе, напился обезболивающих и вызвал скорую. Приехали через час, отвезли в больницу, посадили на ободранную кушетку и сказали ждать. Врача ждал больше трех часов. За это время боль прошла — подействовали обезболивающие. Решил дождаться из принципа: хотелось посмотреть, за что же я плачу налоги и как работает наша бесплатная медицина. Все, что врач смог предложить для лечения, — выдать таблетку ношпы, оформить больничный и положить меня в страшный стационар.
Много таких историй могу рассказать не только я, но и любой житель нашей страны.
Мои друзья и знакомые часто не понимают, зачем мы вообще платим налоги. Их же разворуют!
Так вот дилемма: если мы не будем платить, то есть фактически будем воровать налоги, чем же мы будем отличаться от тех, кто их ворует в другом количестве и на другом уровне? Видел такую статистику: четверть осужденных в нашей стране — бывшие предприниматели, а получить срок за неуплату налогов ни я, ни мой партнер не хотим. К тому же налоговая начисляет недоимку со штрафами, в нашем случае это будут миллионы рублей — проще платить по 300 тысяч ежемесячно.
Если бы эти деньги распределял я лично, сделал бы гораздо больше полезного. Я регулярно помогаю домам престарелых, оказываю адресную помощь больным детям, ну и в принципе, если вижу, что человеку реально нужна материальная помощь, — помогаю. Пока комментаторы обсуждали моральные качества Полины из статьи Т—Ж «Как я выживаю одна с ребенком», я перевел ей деньги на две самые нужные для нее вещи из ее виш-листа.
Раньше я радовался по следующим соображениям: из моих налоговых отчислений ремонтируются дороги, строятся школы, платятся пенсии, в больницы завозят новое, качественное оборудование, а разворовываются нефтедоллары, которые Россия получает в обмен на энергоресурсы. К сожалению, эта мантра помогает мне все меньше и меньше.
Город, где все это происходило и происходит, специально называю в конце, чтобы была очевиднее глубина безобразия. Это Санкт-Петербург.
Бесит! Читатели — о вещах и явлениях, из-за которых они впадают в ярость
Почему мы должны платить налоги
Таким вопросом в последнее время задается немалая часть жителей нашего края. Для того чтобы дать ответ необходимо разобраться в том, что же такое налоги и куда они направляются.
На страницах налогового вестника мы ответим на этот крамольный вопрос и попутно рассмотрим основные вопросы налогообложения и налогового администрирования в Агинском Бурятском округе.
Налоги – это плата общества за выполнение государством его функций. Это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованной стране. Каждый из нас полагается на государство, которое может обеспечивать национальную безопасность, сохранение окружающей среды, защиту от внешней экспансии, гражданский мир, хорошие дороги, доступ к образованию и здравоохранению и множество других услуг. Для выполнения своих функций государству нужны средства, значительная часть которых формируется за счет налоговых поступлений. Понятна важность и значимость труда налогового инспектора, от результатов которого зависит экономическое развитие страны и благополучие ее граждан.
Налог на прибыль организаций
Налог на добавленную стоимость
Платежи за пользование природными ресурсами
Налог на имущество организаций
Налоги на совокупный доход
Страховые взносы на обязательное социальное страхование
Общий объем поступлений налогов и сборов от налогоплательщиков, состоящих на налоговом администрировании в Инспекции, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году (включая страховые взносы на обязательное страхование) составил 5 млрд. руб.
Поступления в консолидированный бюджет Забайкальского края составили 2 млрд. 848 млн. руб., что составляет 35.9% от общих поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.
Поступления в бюджеты муниципальных образований составили 1 млрд. 162 млн. руб., что составляет 15.3% от общего числа поступлений в консолидированный бюджет Забайкальского края. В целом, объем налоговых поступлений по имущественным налогам за 2018 составил 75 млн. 518 тыс. руб.
Что происходит с долгами по налогам?
Несмотря на то, что сегодня основной принцип работы налоговой службы с должниками в добровольном и досудебном урегулировании задолженности з а 4 месяца 2019 года сумма поступлений по имущественным налогам составила 8 млн. 849 тыс. руб.
Сегодня налоговая служба совместно с судебными приставами, органами прокуратуры и местного самоуправления применяет комплекс мер по принудительному взысканию задолженности. В декабре 2018 года губернатором Забайкальского края Александром Осиповым и Руководителем Управления ФНС России по Забайкальскому краю Ириной Войлошниковой был подписан план совместной работы направленный на пополнение краевого и местных бюджетов. Важно отметить что, местные налоги играют значимую роль в стабильности и финансовой обеспеченности бюджетов муниципальных образований. Поэтому рост поступлений налоговых доходов является одним из приоритетных направлений совместной деятельности налоговых органов и местных органов власти.
Совсем скоро, с 1 июля, начнется рассылка новых налоговых уведомлений и их рассылаются сотни тысяч. Что делать честному налогоплательщику, если он сомневается в данных содержащихся в уведомлении?
Для налогового органа первостепенное значение имеет качество оказания государственных услуг. В большинстве своем подобные ситуации возникают из-за ошибок при регистрационных действиях налогооблагаемого имущества и будет преждевременно винить только инспекцию, так как при формировании налоговых уведомлений мы опираемся на данные из соответствующих регистрирующих органов. Для нас важно разобраться в корне каждой проблемы, и мы стараемся точечно разобраться в сути обращения каждого отдельно взятого налогоплательщика.
В соответствии с налоговым кодексом такие регистрирующие органы как ГИБДД, органы, осуществляющие кадастровый учет и госрегистрацию права на недвижимое имущество обязаны сообщать сведения в налоговый орган в течение 10 дней со дня регистрации. Кроме того ежегодно регистрирующие органы обязаны представлять информацию перед началом формирования налоговых уведомлений. (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)
Если же кто-то из читателей столкнется с такой ситуацией, то мы рекомендуем обратиться к сервису «Жизненные ситуации» в личном кабинете налогоплательщика или же обратиться в налоговый орган, изложив суть проблемы.
Практика работы налоговой службы показывает, что основная масса вопросов возникает при исчислении транспортного налога
Самая распространенная проблема это начисление налога на уже проданный автомобиль. Важно отметить, что при продаже по доверенности, налог обязан уплачивать не фактический владелец, а юридический собственник. Неважно владеете вы или нет автомобилем фактически, где он находится и в каком состоянии пребывает, если существует действующая регистрация, то налоги, и не только они, будут приходить на имя и по адресу собственника, на которого эта регистрация оформлена.
Из практики можно обратиться к случаю с налогоплательщиком, которому в течение нескольких лет начислялись налоги на большегруз после его продажи. В данном конкретном случае нами был проведен ряд мероприятий, в том числе неоднократные запросы в органы ГИБДД. Отметим, что, в конце концов, был произведен перерасчет на сумму более чем 13 тысяч рублей.
Качество ведения базы данных регистрирующих органов напрямую влияет на корректное начисление имущественных налогов (для ред. Просим выделить отдельным абзацем жирным шрифтом)
Почему мы должны платить налоги?
Потому что поступления от местных налогов расходуются на решение вопросов местного значения. Подавляющую долю занимают расходы, связанные с нашим жизнеобеспечением.
Более половины всех расходов местного бюджета идет на социально-культурные мероприятия: образование, здравоохранение, ЖКХ и многие другие вопросы. Обеспечение малоимущих нуждающихся в улучшении жилищных условий, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, и других вопросов.
Более того мы все хотим, что бы в наших домах было светло и тепло, чтобы наши дети получили достойное образование от яслей до высшего, а в экстренной ситуации к нам моментально приехала скорая помощь, служба спасения. Все это, как и содержание дорог, функционирование общественного транспорта и многое другое финансируется из наших с вами налогов.
Другой вопрос: «куда направляются уплаченные мной налоги?» не дает покоя практически каждому налогоплательщику в момент расставания с денежными средствами. Этот вопрос честный налогоплательщик может задать уже органам местной власти.
Налоговая служба это, прежде всего фискальный орган власти, обладающий широким спектром действенных мер по взысканию задолженности. Но, как упоминалось выше, для администраторов налогообложения самое главное это своевременная и осознанная уплата налогов.
Сегодня важно, что бы наши жители относились к налогообложению как к заключению общественного договора, по которому граждане создают государство как аппарат по производству общественных благ и договариваются об объеме и финансировании этого производства, о распределении благ и т. д. Существенный элемент договора — его цена. А это, по сути, и есть налоги.
Полное или частичное отсутствие налогов, означало бы полное или частичное отсутствие производства общественных благ: социальной поддержки, оборонной мощи и многих других вещей без которых государство не сможет вести нормальную внутреннюю и внешнюю политику.
1) Начиная с налогового периода 2018 года, в качестве дополнительных мер социальной поддержки для многодетных к числу льготников, имеющих право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости 600 кв.м в отношении одного земельного участка, отнесены физические лица, имеющие трех и более несовершеннолетних детей (далее – многодетные) (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ в редакции Закона ).
2) Начиная с налогового периода 2018 года, в п. 10 ст. 396 НК РФ включено правило предоставления налоговых льгот физическим лицам без заявлений в налоговый орган: в случае, если налогоплательщик, относящийся к категориям лиц, указанным в пп. 2 – 4, 7 – 10 п. 5 ст. 391 НК РФ (пенсионеры, инвалиды, лица предпенсионного возраста, многодетные), и имеющий право на льготу, в том числе в виде налогового вычета, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами.
Такой порядок представления льгот носит название – «проактивный» порядок. Укажем, что практика показывает, что пока что все же быстрее и надежнее всего представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу лучше всего представить вместе с заявлением в налоговый орган самому заявителю.
3) Начиная с налогового периода 2018 года, ст. 396 НК РФ дополнена п. 17:
«В случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка (без учета положений п. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в размере, равном исчисленной сумме налоге (без учета положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пп. 7, 71, абз. 5 п. 10 ст. 396 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.»
Говоря проще, если сумма земельного налога за земельный участок, по каким-то причинам повысилась, то это повышение не может быть больше 10% по сравнению с предыдущим годом.
Коэффициент 10-ти процентного ограничения роста налога не применяется при исчислении налога в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в связи с несвоевременной застройкой которых за соответствующий налоговый период для расчета налога применены коэффициенты 2 или 4.
4) Со дня официального опубликования Закона переносится с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, предельный срок для возможности подачи налогоплательщиком-физическим лицом в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого будет применяться налоговый вычет (п. 61 ст. 391 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении земельного участка, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.
5) С налогового периода 2020 года абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (в редакции Закона), устанавливающий предельное значение налоговой ставки в размере, не превышающей 0,3 %, излагается в новой редакции в отношении земельных участков: «не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С 2019 года гражданам не надо платить транспортный налог за угнанные машины
Таким образом, в связи с действием этого закона окончание розыска транспортного средства, не приведшего к его возврату лицу, на которое было зарегистрировано такое транспортное средство, не повлечет возобновление налогообложения.
Сведения о возврате транспортного средства, находящегося в розыске, представляются в налоговые органы в виде документа от уполномоченных правоохранительных органов, ведущих или инициировавших розыск, либо в рамках информационного обмена, предусмотренного ст. 85 Кодекса.
1) Во исполнение Послания Президента РФ, начиная с налогового периода 2018 года, в ст. 403 НК РФ внесены изменения, увеличивающие размер налоговых вычетов для жилых помещений многодетных семей, то есть имеющих 3 и более детей.
В частности, налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения, находящихся в собственности многодетных семей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв.м в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и 7 кв.м в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Указанный вычет предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пп. 6, 7 ст. 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы или уведомления о выбранном объекте.
2) Начиная с налогового периода 2018 года «проактивный» порядок предоставления налоговых льгот (то есть порядок при котором налоговые льготы представляются физическим лицам без заявлений в налоговый орган) вводится Законом для расчета налога с использованием имеющихся у налоговых органов сведений о «льготниках», относящихся к пенсионерам, инвалидам, лицам предпенсионного возраста и владельцам хозпостроек площадью не более 50 кв.м, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ.
3) Аналогично поправкам, касающимся земельного налога, Законом изменен срок для возможного представления уведомления о выбранном объекте недвижимости в отношении которого применяется налоговый вычет: с 1 ноября на 31 декабря года, являющегося налоговым периодом (поправка в п. 7 ст. 407 НК РФ ). Это позволит реализовать возможность представления уведомления в отношении объекта, права на которые возникли в течение последних двух месяцев года.
4) Со дня официального опубликования Закона урегулирован вопрос об исчислении налога в отношении объектов, прекративших существование в т.ч. в результате сноса или уничтожения (п. 2.1 ст. 408 НК РФ в редакции Закона ). В таких случаях исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения на основании заявления, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта. В случае, если такие документы в налоговом органе отсутствуют, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта, у лиц, у которых имеются эти сведения.
Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа, исполняет запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает о причинах неисполнения запроса. Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении сведений по запросу и о необходимости представления подтверждающих документов.
Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения утверждается ФНС России (до утверждения указанной формы может применяться рекомендуемая, направленная письмом ФНС России от 14.11.2018 № БС-4-21/22148 ).