зачем я это помню конкурс пьес об эпохе 90 х
В Ельцин Центре выбрали лучшую пьесу о 1990-х. По ней осенью поставят спектакль
В Ельцин Центре определили победителей конкурса пьес о 1990-х «Зачем я это помню». Церемония награждения прошла 22 августа. Первое место занял Дамир Ханифуллин с работой «Книга кодов и прохождений» о подростке, который ушел в виртуальную реальность, сообщила It’s My City руководитель театральный платформы «В центре» Наталья Санникова.
«Эта пьеса о мальчике 12 лет, который живет в эту самую эпоху конца 90-х. С одной стороны, тогда появились бытовые и другие сложности, а с другой — возможность уйти в виртуальную реальность, что он собственно делает. Уходит с головой в эти игровые приставки. А дальше задается вопросами: „А как поменять жизнь? Можно ли ее перезагрузить?“ Допустим, вернуться назад во времени, чтобы тебя не обманули, не побили и так далее», — рассказала о пьесе-победителе Наталья Санникова.
Второе место заняла Александра Сальникова с пьесой «Такие картинки нельзя рисовать даже красиво», третье — Олег Михайлов с работой «Северное, сектор 9». Они получат денежные призы в размере 30 тыс. и 20 тыс. рублей соответственно. Пьеса, занявшая первое место, будет поставлена осенью на театральной платформе «В Центре», ее автору также выдадут 50 тыс. рублей.
Победителей конкурса определило жюри, в которое вошли известные театральные, кино- и общественные деятели. Среди них Александр Архангельский, Марина Давыдова, Виктор Рыжаков, Николай Сванидзе, Людмила Телень, Алексей Федорченко.
Призы на церемонии награждения вручали писатель, телеведущий и профессор ВШЭ Александр Архангельский, писатель и автор романа «Петровы в гриппе» Алексей Сальников и программный директор Ельцин Центра Денис Корнеевский.
Конкурс был объявлен в марте 2021 года. Организаторам поступило 176 пьес из разных стран, включая Латвию, Германию и Украину. Участниками конкурса стали как известные, так и молодые авторы.
«Зачем я это помню?»: приём пьес на конкурс завершён
В Ельцин Центре 30 апреля завершился приём пьес на конкурс о реалиях 90-х «Зачем я это помню?». Более сорока пьес пришли в последнюю неделю. Всего подано на конкурс 176 пьес.
Для конкурса, тематически привязанного к определенному историческому периоду, это довольно много, считает куратор конкурса, руководитель Театральной платформы «В Центре» – Наталья Санникова.
– География участников весьма обширна: пьесы пришли из России, Украины, Латвии и Германии. Возраст участников – от одиннадцати до восьмидесяти лет, – рассказала куратор конкурса. – Авторы профессиональные и непрофессиональные пишут о собственном опыте проживания 90-х. Но есть часть, таких примерно четверть, кто сюжетно оформил свои впечатления от экспозиции. И то, и другое интересно. Пока комиссия изучает пьесы, мы не оглашаем сюжеты. К концу мая сформируем лонг-лист из двух десятков авторов. Сегодня сложно сказать, действительно ли проявился интерес к конкретному историческому периоду или желание заявить о себе, попробовать свои силы на драматургическом поприще. Нам ещё предстоит это проанализировать.
Президентский центр Б.Н. Ельцина объявил конкурс пьес 1 марта. Изначально было известно, что пьеса-победитель будет поставлена в Екатеринбурге в Ельцин Центре – на Театральной платформе «В Центре». Вполне вероятно, что спектакль будет играться в экспозиции музея. Такой опыт уже есть, и он был тепло принят зрителем. Пьеса-променад «Карусель» до сих пор присутствует в музейной афише.
Ельцин Центр инициировал конкурс пьес с целью осмысления эпохи 90-х и повышения интереса к важному для России историческому периоду через создание произведений талантливыми русскоязычными драматургами, способными влиять на формирование общественного мнения.
– Мы не призывали авторов придерживаться какой-либо точки зрения. Нам хотелось, чтобы мир 90-х был представлен разнообразно. У каждого автора существует своё мировоззрение и своё собственное «зачем». Нам бы не хотелось никого ограничивать, – продолжает Наталья Санникова. – На сегодняшний день приём заявок завершён. Мы не предполагали, что участников будет так много.
В связи с этим окончательное подведение итогов и церемония награждения переносится на август 2021 года. Напомню, что конкурс имеет призовой фонд – сто тысяч рублей. Первое место – пятьдесят тысяч рублей, второе – тридцать тысяч, третье – двадцать тысяч. Победители будут приглашены в Екатеринбург на церемонию награждения.
Напоминаем, что пьесы отбирает представительная команда экспертов, которые определяют пьесы, пока для лонг-листа. Затем будет составлен шорт-лист. И уже тогда пройдёт голосование авторитетного жюри, в которое вошли:
Александр Архангельский – писатель, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, автор и ведущий телепрограмм «Против течения», «Хронограф», «Тем временем», автор научных и научно-популярных книг, школьных учебников и фильмов.
Марина Давыдова – театральный критик, историк театра, продюсер. Автор монографий «Конец театральной эпохи» и «Культура ZERO», анализирующих последние двадцать лет истории российского театра. Автор и редактор книги «История западноевропейского театра со времен Возрождения до конца XIX века». В настоящее время – главный редактор журнала «Театр», художественный руководитель фестиваля NET в Москве. Лауреат многих премий театральной критики.
Виктор Рыжаков – режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Профессор школы-студии МХАТ. Руководитель фестиваля имени А.М. Володина. С 2020 года – художественный руководитель Московского театра «Современник». Лауреат многих театральных премий.
Николай Сванидзе – журналист, историк, общественный деятель, ведущий ряда программ на российском телевидении и радио. Профессор и директор Института массмедиа РГГУ. Пятикратный лауреат премии ТЭФИ в разных номинациях.
Людмила Телень – выпускница факультета журналистики МГУ. С 1990 года в течение 15 лет работала в одной из самых популярных газет того времени – еженедельнике «Московские новости». Позже работала главным редактором журнала «Большая политика», главным редактором сайта Радио Свобода, главным редактором газеты «Совершенно секретно». С 2014 года – первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б.Н. Ельцина, профессор Высшей школы экономики.
Алексей Федорченко – кинорежиссер, сценарист, продюсер кинокомпании «29 февраля». Всемирную известность получил после выхода картины «Первые на луне», которая в 2005 году победила в программе «Горизонты» Венецианского кинофестиваля. В 2010 году на конкурсе Венеции картина Федорченко «Овсянки» получила пять наград, в том числе – приз ФИПРЕССИ и приз за лучшую операторскую работу. Совет католических епископов признал «Овсянки» самым духовным фильмом года. В 2014 году на «Кинотавре» был представлен фильм Алексея Федорченко «Ангелы революции», который был отмечен призом за лучшую режиссерскую работу. Фильм «Война Анны» (2018) стал лучшим фильмом по версии трех главных кинопремий России – «Золотого орла», Ники и «Белого слона».
Все номинанты, отмеченные жюри, получат дипломы с символикой конкурса. По итогам конкурса состоится публичная читка трёх пьес-победителей.
Подведение итогов конкурса пьес «Зачем я это помню»
Воскресным вечером 22 августа в Ельцин Центре состоялось долгожданное награждение лауреатов конкурса пьес о 90-х «Зачем я это помню». Церемонию награждения придумали и провели постоянные авторы Театральной платформы «В Центре», драматурги, режиссёры из Санкт-Петербурга, работающие в тандеме, —Алексей Забегин и Владимир Антипов.
Конкурс проходил с 1 марта по 30 апреля 2021 года. Всего было прислано 176 пьес. Возрастных ограничений не было в условиях конкурса, поэтому в нём приняли участие авторы от 14 до 88 лет. А это значит, что за перо взялись и те, кто родился уже после 90-х.
Спектакль «Зачем я это помню», который дал название конкурсу, вошёл в программу престижного театрального фестиваля «Реальный театр». Он традиционно проходит в Екатеринбурге в сентябре.
В мае специально отобранной командой ридеров, куда вошли люди «пишущие», хорошо знакомые с драматургией, был составлен лонг-лист из тридцати авторов. С этим количеством пьес работало авторитетное жюри экспертов не только по театру и изящной словесности, но и по историческому времени, к которому обращались авторы. В жюри вошли:
Александр Архангельский — писатель, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, автор и ведущий телевизионных программ, лауреат премий ТЭФИ, «Большая книга».
Марина Давыдова — театральный критик, историк театра, продюсер. В ноябре 2020 года она задумала и поставила свой первый спектакль в России — «Умаление мира».
Виктор Рыжаков — режиссер, заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Профессор школы-студии МХАТ, сегодня художественный руководитель московского театра «Современник».
Николай Сванидзе — журналист, историк, общественный деятель, теле- и радиоведущий, профессор, директор Института массмедиа РГГУ. Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Людмила Телень — первый заместитель исполнительного директора Президентского центра Б. Н. Ельцина, профессор Высшей школы экономики. Заслуженный работник культуры РФ, удостоена звания «Золотое перо России». Автор нескольких книг.
Алексей Федорченко — кинорежиссер, сценарист, продюсер кинокомпании «29 февраля». Алексей — член Европейской и Азиатско-Тихоокеанской киноакадемий.
Жюри составило шорт-лист из десяти лучших пьес и определило трёх победителей:
Дамира Ханифуллина, получившего I место за пьесу «Книга кодов и прохождений»;
Александру Сальникову, занявшую II место с пьесой «Такие картинки нельзя рисовать даже красиво»;
Олега Михайлова, ставшего третьим лауреатом благодаря пьесе «Северное, сектор 9».
За Олега Михайлова получала диплом его мама. Пьесу Олега уже читали в Ельцин Центре, и она была благосклонно принята зрителем. Он её доработал и прислал на конкурс.
Читка пьесы Александры Сальниковой «Такие картинки нельзя рисовать даже красиво» состоится 29 августа в аудитории Театральной платформы «В Центре».
По пьесе Дамира Ханифуллина «Книга ходов и прохождений» Театральной платформой будет поставлен спектакль. И возможно, он будет играться в залах экспозиции Музея Бориса Ельцина, как это сейчас происходит со спектаклем «Зачем я это помню». Спектакль создан командой авторов вполне в духе времени — зрителей ведёт по музею телеграм-бот, который успевает рассказывать им анекдоты и байки из 90-х.
Церемонию награждения придумали и провели постоянные авторы Театральной платформы «В Центре», драматурги, режиссёры из Санкт-Петербурга, работающие в тандеме, — Алексей Забегин и Владимир Антипов.
Они же представили свою версию пьесы для конкурса «Зачем я это помню», которую можно было бы назвать «Так, ведь оно, наверное, и должно быть. Так, ведь оно, наверное, и правильно», — о молодом человеке, выросшем на чердаке дачи в 90-е среди прекрасных толстых литературных журналов и шагнувшем в жизнь с небольшой брошюрой, сублимировавшей весь его литературный опыт — Конституцией России.
Вёл церемонию Владимир Антипов. Иронично, весело, непринуждённо. Временами он напоминал Владислава Листьева. Те же очки-пайлоты, те же подтяжки и точно те же ершистые, непричёсанные мысли вслух.
На церемонии присутствовали и участвовали в ней: писатель Алексей Сальников, писатель, телеведущий Александр Архангельский (член жюри), кинорежиссёр Алексей Федорченко (член жюри).
Сопровождала действие живая фортепианная музыка от постоянного концертмейстера Театральной платформы «В Центре» Алины Ежаковой.
Владимир Антипов назвал поимённо и поблагодарил всех ридеров, кто проделал огромную работу и был причастен к чтению и отбору лонг-листа конкурсных пьес.
Сформирован шорт-лист конкурса пьес о 1990-х «Зачем я это помню»
Сформирован шорт-лист конкурса пьес о 1990-х «Зачем я это помню». Теперь авторитетное жюри, в составе которого Александр Архангельский, Марина Давыдова, Виктор Рыжаков, Николай Сванидзе, Людмила Телень и Алексей Федорченко, определит победителей. Церемония награждения состоится в августе 2021 года в Ельцин Центре.
В короткий список вошли:
Президентский центр Б.Н. Ельцина объявил конкурс пьес о реалиях 90-х «Зачем я это помню?» 1 марта 2021 года. Пьеса-победитель будет поставлена в Екатеринбурге в Ельцин Центре – на Театральной платформе «В Центре». Вполне вероятно, что спектакль будет играться в экспозиции музея.
30 апреля 2021 года приём пьес завершился. Всего на конкурс подано 176 пьес. В лонг-лист конкурса вошли 30 пьес, которые еще не были поставлены на театральной сцене. Наряду с известными фамилиями, такими как Алексей Житковский, Нина Беленицкая, Елена Ерпылева, Олег Михайлов, в длинный список вошли совсем новые, в том числе для ридеров, имена. Например, Дамир Ханифуллин, Анна Бабина, Валерия Темкина.
Церемония награждения победителей конкурса пьес о 1990-х «Зачем я это помню»
В марте 2021 года Ельцин Центр объявил о проведении нового драматургического конкурса, посвященного 1990-м годам – «Зачем я это помню». В течение трех месяцев команда ридеров читала пьесы, пришедшие на конкурс, чтобы составить шорт-лист. А затем жюри, в состав которого вошли известные театральные, кино- и общественные деятели – Александр Архангельский, Марина Давыдова, Виктор Рыжаков, Николай Сванидзе, Людмила Телень, Алексей Федорченко – выбрали трех победителей.
Победители будут объявлены на церемонии. Призы вручат почетные гости из состава жюри. А пьеса, занявшая первое место, будет поставлена осенью 2021 года на Театральной платформе Ельцин Центра.
Любопытно, что на конкурс пришло 176 пьес из разных стран, включая Латвию, Германию, Украину. Участниками конкурса стали как известные и уже признанные авторы, так и молодые, чьи имена мы только открываем.
Конечно, церемония, посвященная конкурсу пьес о 1990-х, не может обойтись без напоминания о стилистике той эпохи, но это уже будет взгляд из сегодняшнего времени.
В программе церемонии награждения:
В церемонии примут участие победители конкурса Дамир Ханифуллин и Александра Сальникова.
Также в финале будут разыграны два билета на спектакль «Неважно себя чувствую», который состоится в этот же день в 19:00