зачем пересняли 13 район с полом уокером
Культура ВРН
Иллюстрированный журнал о культуре Воронежа, России и мира
Кино и телевидение
Критики объяснили, почему фильм «13-й район: Кирпичные особняки» лучше было не снимать
Несмотря на участие безвременно почившего Пола Уокера, фильм «13-й район: Кирпичные особняки» (Brick Mansions) милости у критиков не выпросил. По общему мнению, отраженному в консенсусе сайта Rotten Tomatoes, никакой нужды в съемках это никчемного сиквела фильма «13-й район» не было.
По мнению Криса Климека (Village Voice), это фильм упущенных возможностей. Ничто в этой франко-канадской картине не работает в полную силу, а так, вполнакала. С этим мнением согласен Адам Грэм (Detroit News), который указывает, что режиссер Камиль Деламарр схалтурил: никто в этом фильме не выглядит всерьез вовлеченным в действо. Естественно, зрители отвечают тем же.
Вот еще отрывки из рецензий:
«Это настолько забывающийся и необязательный фильм, что вам следует запомнить его название, дабы не купить его, когда он выйдет на DVD».
Даниэль М. Киммел, New England Movies Weekly
«Перестрелок и автогонок достаточно, но поскольку характеры выписаны небрежно и откровенно плохо, то и смотреть на это не интересно».
Дэвид Эдвардс, Daily Mirror, (UK)
«Абсурдный, запутанный и бессмысленный римейк французского экшена десятилетней давности».
Мэри Энн Йоханссон, Flick Filosopher
«Смехотворно глупый и забывающийся фильм. Настолько, что, вероятно, не следует даже его рецензировать».
Кристиан Харлоф, Schmoes Ноу
«Начинается глупо, а заканчивается смешно и нелепо».
Мик ЛаСалль, San Francisco Chronicle
«Не могу сказать, что Пол Уокер или Дэвид Белль плохи, но их усилия сводятся на нет глупым сценарием, неумелым режиссером и бездарным окружением».
Энди Гарсия, Arizona Republic
Общая оценка критиков – «2,5 из 10».
Сборы в США и Канаде за 8 дней – 11 миллионов долларов.
В России фильм выпущен в прокат на неделю раньше срока (не восьмого, а первого мая) – в надежде собрать побольше в праздники.
Рецензия на фильм «13-й район: кирпичные особняки»
Как правило интернеты любят поорать: «Нам этого не надо! Зачем? Айневераскфорзис! Доколе!». Особенно эти вопли поднимаются, когда Голливуд начинает собирать какой-нибудь ремейк или перезапуск. Иногда я согласен, классика лучше не станет оттого что ее снимет какой-нибудь модный взрыватель зеленого экрана. Но иногда ремейки – это коммерческая необходимость.
Многие из вас, надеюсь, смотрели «13-йрайон», и я уверен, что большинству фильм очень понравился. Он был легкий, динамичным, полтора часа проносились как мгновение, и там было практически все для обоих полов зрителей. Паркур, симпатичные герои, спасение девушек, месть, драки, стрельба, чутка юморца как вишенка на торте. А сейчас вы, те кто любит этот фильм, почувствуете себя старыми – он вышел в кино ровно 10 лет назад. Да-да, вырвите с макушки пару седых волос, но это так и есть.
Однако, несмотря на то что минуло 10 лет, включите «13-й район» снова. Вы увидите, что для этого фильма такого срока и не было. Он даже сейчас смотрится прекрасно, да и зритель ловит столько же кайфа сколько и в 2004. Прекрасное кино прекрасное во всем, и даже вяленький сиквел не испортит вам впечатлений. Ну так зачем Голливуд снял ремейк того, что не устарело?
Так родился фильм «Кирпичные особняки». Конечно, словосочетание «13-й район» в оригинале не присутствует и необходимо оно только в тех странах, где знакомы с оригинальным фильмом. Но это играет против самих «Особняков», так как они сразу нарываются на сравнение. Результат: провал. Безоговорочный, неоспоримый, провал. Даже несмотря на то, что видя уже умершего Пола Уокера на экране становится как-то грустно, и чувствуешь, что поддерживаешь его, придя на этот фильм. Но нет, это не спасает.
Сейчас расскажу немного подробней, чего тут навыдумывали.
Для начало место действия. Париж – неактуально, актуален Детройт, город-банкрот, где надо бы полгорода обнести стеной, но обнесли только район Кирпичные особняки. Теперь там хозяйничают бандиты, а наркооборот идет в масштабах корпораций. И как раз одну такую большую партию наркотиков крадет обычный парень Лино (не опечатка), смыв все наркотики в своей ванной комнате. За ним приходят бандиты, и тут мы видим, куда привел нас ремейк.
Поэтому давайте пройдемся чуточку дальше, и рассмотрим то, ради чего мы действительно смотрели «13-й район». Безумные паркур и погони, заставляющие впечатлительных пацанов пытаться повторить такое сразу же после просмотра. Ну чтож, с этим тут намного лучше, чем со всем остальным. Несмотря на то, что по большей части трюки здесь теже, авторы вновь пошли на эксперимент и добавили немного от себя. Конечно, иногда тут перебор (в главных героев стреляют гораздо чаще), но в целом трюки поставлены на том же высоком уровне, и даже совсем новенькие смотрятся хорошо.
Но и тут закралась подлянка: финальный монтаж превращает красивый показ трюков в MTV-видеоклип с адовой нарезкой кадров. Смотреть, кончено можно, но часть изюма таких сцен пропадает, ведь нельзя насладиться каждым трюком в целом, а лишь по нарезанным, как салат, фрагментам.
Результат колеблется от плохого до унылого. Зачем Лолу превратили из сестры Лито (Лино) в его бывшую девушку? Почему они сделали из нее насколько безэмоционального скучного персонажа? Почему они добавили Дамьену такую дебильную мотивацию стремится в Кирпичные особняки, если раньше можно было обойтись без сценарной глупости?
Иногда они возвращаются
По самой своей природе ремейк – это соревнование с оригиналом, попытка воссоздать дух исходной постановки с новым режиссером и новыми актерами. Тем более это касается иностранных по отношению друг к другу лент – например, когда французское кино переснимается в США. Однако время от времени ремейки задействуют тех же ключевых актеров, что и исходные фильмы. Например, «13-й район: Кирпичные особняки» сохранил Давида Белля в роли мелкого преступника, блестяще владеющего паркуром. Почему так бывает и хорошая ли это идея? Давайте разбираться
Нам уже доводилось писать о том, почему голливудцы любят переснимать иностранные ленты. Во-первых, проверенный на зрителях (пусть и на зарубежных) проект всегда кажется надежнее, чем оригинальный сценарий. Во-вторых, несмотря на то что в Америке живут представители всех стран и всех народов, американцы сейчас удивительно редко смотрят зарубежное кино – куда реже, чем, например, в послевоенные десятилетия, когда в США обожали европейские фильмы. В-третьих, американцы ненавидят читать субтитры, а качественный дубляж в Америке – редкая штука (за исключением дубляжа мультфильмов). Так что в Голливуде не без основания считается, что проще заработать на новом, американском фильме на основе зарубежной ленты, чем пытаться «продвинуть» в Штатах саму эту ленту. И прокатные цифры это подтверждают. Так, при всей ее удачности, шведская «Девушка с татуировкой дракона» собрала в американском прокате лишь 10 миллионов долларов, в то время как лишь незначительно от нее отличающийся ремейк Дэвида Финчера заработал в десять раз больше.
Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона»
Поскольку главной преградой на пути иностранного кино к американскому зрителю является его язык, замена ведущих актеров – почти обязательный ход при создании ремейка. Новая лента может сохранить место действия и даже режиссера оригинала (вспомните вышедший в 2004 году ремейк японского «Проклятия», поставленный создателем исходной картины Такаси Симидзу), но зрители должны увидеть на экране знакомых им звезд, говорящих на хорошем английском языке. Голливудское «Проклятие», например, отправило в Японию Сару Мишель Геллар, обосновав это тем, что ее героиня – студентка по обмену. И это, разумеется, было сделано в расчете не только на американскую публику, но и на всех зрителей планеты, которые знают героиню «Баффи» лучше, чем снимавшуюся в оригинале японскую актрису Мегуми Окину.
Кадр из фильма «Проклятие»
Казалось бы, пошли по этому пути и продюсеры ремейка «13-й район: Кирпичные особняки». Они перенесли действие из нищего пригорода Парижа в столь же депрессивный американский Детройт, поручили роль полицейского под прикрытием, которого в оригинале сыграл каскадер Сирил Раффаэлли, герою «Форсажа» Полу Уокеру и превратили берберского (североафриканского) наркобарона в чернокожего гангстера в исполнении рэпера RZA. Однако противостоящего бандитам уголовника вновь сыграл звезда французского «13-го района» Давид Белль. Который так плохо говорит по-английски, что в фильме его дублировал Вин Дизель (частый в советском кино, но уникально редкий в США ход).
Кадр из фильма «13-й район: Кирпичные особняки»
Разумеется, это не первый подобный случай в истории американских лент (формально «Кирпичные особняки» считается франко-канадской постановкой, однако мы для простоты будем считать ее американской, так как ее действие связано с США), но их можно пересчитать по пальцам. Так, например, будущая звезда «Касабланки» Ингрид Бергман в 1939 году начала свою заокеанскую карьеру со съемок в ремейке шведской мелодрамы «Интермеццо», а Жерар Депардье в 1994 году стал отцом юной Кэтрин Хейгл в ремейке французской комедии «Мой папа – герой» (в оригинале его партнершей была Мари Жиллен).
Кадр из фильма «Мой отец – мой герой»
Почему такие картины появляются, хотя их звезды явно мучаются с английским языком? Несмотря на их исключительную редкость, некоторые общие причины все же выделить можно. «Интермеццо», «Мой папа – герой» и «Ванильное небо» с Пенелопой Крус (ремейк испанской картины «Открой глаза») были попытками представить публике ярких, харизматичных иностранных звезд, имеющих шансы на голливудскую славу. Пусть, мол, американцы сперва увидят этих знаменитостей в их привычных, отработанных образах, а потом, когда звезды подучат английский язык, мы дадим им что-нибудь пооригинальнее и посложнее с точки зрения актерской игры (роль на иностранном языке играть проще, если прежде исполнить ее на родном наречии). С Бергман и Крус этот финт сработал, с Депардье – нет. Несмотря на все его попытки, пробиться в голливудские звезды француз так и не смог. Но он хотя бы попытался…
Кадр из фильма «Ванильное небо»
Впрочем, «Моего папу» можно отнести и к другой, самой малочисленной группе подобных лент. Когда международную звезду уровня Депардье приглашают в голливудский фильм, это делается не только для американских, но и для иностранных зрителей. У которых «Мой папа» почти наверняка вызвал больший интерес, чем у жителей страны, где Депардье толком не знали. Ведь его партнерша Хейгл была почти что дебютанткой, а никаких других «заманух» для американской публики в фильме не было. Кроме, разумеется, чрезмерно рискованного сюжета по меркам голливудского юношеского кино (девушка-подросток выдает отца за своего любовника, чтобы показаться взрослее и опытнее, чем она есть на самом деле). Такой вот «запасной аэродром» – если в Штатах ремейк не выстрелит, то его хоть посмотрят на родине исходной ленты.
Кадр из фильма «Смерть на похоронах»
Наконец, третья группа подобных лент – это ремейки, которые сохранили звезду оригинала, потому что ее было трудно заменить. Чистейший, дистиллированный пример такого рода – «черная» (в обоих смыслах слова) комедия 2010 года «Смерть на похоронах», в которой «маленький человек» Питер Динклейдж сыграл ту же роль, что и в одноименной британской ленте 2007 года. Сколько в мире невысоких актеров, могущих смешно, но при этом убедительно и с ноткой трагизма изобразить гея, который внезапно заявляется на похороны своего тайного любовника? Даже если бы Динклейдж не был американцем, Нил ла Бьют пустился бы во все тяжкие, чтобы сохранить его в кадре. При этом персонаж сохранил свою тройную «экзотичность» – если в оригинале он был не только карликом и геем, но еще и американцем, то в ремейке он – карлик, гей и белый.
К этой же группе можно отнести и американское «Проклятие». Его режиссер заменил Окину на Геллар, но сохранил Такако Фудзи в роли призрачной домохозяйки Каяко Саэки, поскольку актрисе было немного равных в умении выглядеть по-настоящему жутко. Плюс у Фудзи была редкая для киноисполнителей профессиональная подготовка в искусстве «людей-змей», необходимая для изображения гротескного призрака, который порой чуть ли не в узлы завязывается.
Кадр из фильма «13-й район: Кирпичные особняки»
К какой из этих категорий относится появление Белля в «Кирпичных особняках»? Пожалуй, ко всем трем. Многоопытного основателя паркура трудно заменить первым попавшимся трюкачом, Белль – коммерчески актуальная знаменитость во Франции, в Канаде и еще в нескольких странах (хотя он, разумеется, далеко не так известен, как Депардье в его лучшие годы), и Пол Уокер перед смертью рассказывал в интервью, что хочет помочь «продвинуть» в США не слишком там известные иностранные боевые искусства и трюковые школы. И, соответственно, дать зарубежным талантам шанс стать голливудскими звездами. Так что француз сыграл в фильме в надежде, что американцы еще не раз пригласят его как актера (ранее он снимался в «Принце Персии», но только как каскадер).
Кадр из фильма «13-й район: Кирпичные особняки»
Итак, мы разобрались, как Белль сохранил свою роль в ремейке. Но была ли это удачная идея? Судя по рецензиям на фильм и по отзывам на предыдущие ремейки, сохранившие звезд оригинала, – да. «Мой папа – герой», правда, во всех отношениях провалился, но в остальных случаях к позаимствованным из исходной ленты актерам претензий не было. Вот и «Особняки» критиковали за что угодно (сюжет, сценарий, режиссура, монтаж, работа со звуком), но не за игру Белля и не за его трюки.
Так что если режиссер и продюсеры ремейка чувствуют, что одного из ведущих исполнителей можно позаимствовать из оригинала, то им, наверно, стоит это сделать. Успех фильму это ни в коем случае не гарантирует, но и хуже вряд ли будет. Плюс, если повезет, можно открыть для Голливуда звезду вроде Ингрид Бергман. И тогда фильм, созданный сугубо по коммерческим соображениям (ремейки иностранных лент ради искусства не снимают), попадет в историю кино как картина, прославившая в Америке талантливого актера. О чем еще могут мечтать создатели таких поделок?
Рецензия на фильм «13-й район: Кирпичные особняки»
Ненужный ремейк «13-го района», который, будь Пол Уокер еще жив, без стеснения разорвали бы в труху
В недалеком будущем бедный район Детройта под названием «Кирпичные особняки» вышел из-под контроля властей – преступники всех мастей так распоясались, что от греха подальше район отгородили от остального города прочной стеной. Лино (Дэвид Белль), несмотря на беззаконие, не только не собирается переезжать, но и активно противостоит местным бандитам – вот только что он увел у местного гангстера по имени Тремейн (RZA) двадцать килограммов кокаина, за что на него объявлена охота. Тем временем в «Кирпичные особняки» прибывает Дэмьен (Пол Уокер) – полицейский под прикрытием, который с помощью Лино должен разыскать украденную ракету.
Кадр из фильма «13-й район: Кирпичные особняки»
Кадр из фильма «13-й район: Кирпичные особняки»
Почему за перенос картины на американскую почву взялись лишь спустя девять лет, большой вопрос, тем более что эти годы авторы потратили отнюдь не на адаптацию исходного сюжета. Более того, временами кажется, что к своему старому сценарию Люк Бессон и Биби Насери практически не притрагивались – раскидали произвольным образом случайные мелочи вроде односложной линии с отцом Дэмьена или фигуристой помощницы главного злодея и на этом умыли руки. Хотя нет, еще в ремейк зачем-то добавили жизнерадостно-олигофреничную линию «хороших бандитов» из глуповатого французского сиквела «13-го района» – там, если кто не помнит, нам на голубом глазу предлагали поверить в то, что бандиты убивали и торговали наркотой только потому, «что у них велосипеда не было», а если к ним отнестись по-человечески, то они сразу начнут переводить бабушек через улицу и засаживать городские газоны деревцами.
Кадр из фильма «13-й район: Кирпичные особняки»
Из оригинала перекочевал в ремейк и знаменитый паркурщик Дэвид Белль, и это на самом деле большой плюс – за прошедшие со съемок «13-го района» десять лет Белль погрузнел и слегка подрастерял былой пыл (временами у него проскакивает такая едва заметная усталость «я слишком стар для этого дерьма»), но бегает и прыгает он по-прежнему очень зрелищно. Правда, некоторые трюки из «Кирпичных особняков» почти дословно повторяют французский оригинал, и в подавляющем большинстве сравнение будет не в пользу американской версии: то монтажер зачем-то пару ненужных склеек втиснет, то великий прыжок со здания на здание «доведут до ума» при помощи компьютерной графики.
Кадр из фильма «13-й район: Кирпичные особняки»
В каком-то смысле «Кирпичные особняки» напоминают другой американский ремейк французского хита, возможно, в данном контексте слегка неожиданный. Речь о ромкоме «Мой папа – герой» (1991), который был переделан под Запад через три года. В обеих версиях снимался Жерар Депардье, и по-хорошему фильмы были очень похожи, но при этом тех, кто написал о ремейке что-то доброе и светлое, можно было пересчитать по пальцам.
Здесь же ситуация еще более печальная – и дело не только в десяти годах разницы, но и в том, что вторую главную роль отдали Полу Уокеру. Понятно, что о мертвых либо хорошо, либо никак, поэтому ограничимся «никак» и уточним, что до французского трюкача Сирила Раффаэлли, который играл вторую скрипку в «13-м районе», Уокеру (было) очень и очень далеко. И, понимая это, авторы вколотили в гроб фильма еще один гвоздь – сменили ясный и разборчивый визуальный стиль оригинала трясущейся камерой и мелкой клиповой шинковкой, которая, конечно, маскирует слабую трюковую подготовку второй звезды, но при этом лишает «Кирпичные особняки» того, ради чего ремейк и затевался. Ну честное слово, не ради сюжета ведь его снимали? Тогда зачем?
Все отзывы о фильме 13-й район: Кирпичные особняки
Лучшие отзывы о фильме «13-й район: Кирпичные особняки»
Ничего так. Но только потому, что есть оригинал. Пол Уокер классный, жалко его, Давид Бель старый, жалко его, Детройт обанкротился, жалко его. Всех очень жалко. Но жальче всех большого громилу, которому сначала в одном фильме бетонной плитой по голове дали, а потом в другом фильме бетонной плитой по голове дали.
Но посмотреть, поплакать над Полом Уокером в конце можно.
«Кирпичные особняки» — ремейк французского боевика «13-й район», отмечающего в этом году десятилетний юбилей. Надо полагать, именно эта дата и сподвигла продюсера Люка Бессона обратиться к первоисточнику, проведя косметический ремонт сюжетных поворотов и пригласив на главную роль Пола Уокера. Всемирно известный паркурщик Белль (собственно, без него не было бы не только ремейка, но и оригинала) тоже на месте и, в отличие от всех остальных, делает свое дело — с фантастической скоростью передвигается в закрытых и открытых пространствах за счет редкого симбиоза гуттаперчевости и выносливости — с отточенным за годы тренировок мастерством. Режиссеру-дебютанту Деламарру остается лишь фиксировать всю эту эквилибристику на пленку, попутно рассказывая насквозь шаблонную и искусственную историю.
Есть ли в том его вина — вопрос риторический. И без того ясней ясного, что единственным ответчиком по части результата тут проходит продюсер-сценарист Бессон, решивший американизировать свой старый хит ради легких денег (что, конечно, не возбраняется), но забывший или не захотевший придумать хоть что-то, способное заинтересовать тех, кто видел «13-й район» еще в 2004-м. В этом смысле его «Кирпичные особняки» — классический новодел. Вроде и красиво, а подойдешь чуть ближе — побелка сыпется и кафель весь в трещинах.