зачем пересняли 12 стульев

Как два великих режиссера почти одновременно экранизировали «12 стульев»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

зачем пересняли 12 стульев. 236910173. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-236910173. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 236910173.

Леонид Иович подбирал актеров всегда очень тщательно, но пробы на роль Остапа Бендера стали даже для него особенными – он перепробовал более 20 кандидатов, да еще каких! Никита Михалков, Олег Басилашвили, Александр Белявский, Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко… Часть из этих прекрасных актеров не смогла принять участие в съемках, а кому-то Гайдай отказал (например, Миронову).

зачем пересняли 12 стульев. 236919448. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-236919448. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 236919448.

Когда отсеялись те, кто по мнению режиссера не подходили, остались всего лишь два претендента, и с ними дело решилось еще более интересно. Александр Белявский был уже утвержден и даже приехал на съемочную площадку, но перед началом нового фильма группа всегда разбивала тарелку «на счастье». В этот день посуда оказалась крепкой, и суеверный Гайдай не только отложил съемки, но и решил еще раз пересмотреть кандидатуру главного героя. Пригласил на роль Владимира Высоцкого – опять, как ни странно, неудача с тарелкой, причем примета оказалась верной, Высоцкий в первые же дни съемок запил. И только тогда отчаявшемуся режиссеру кто-то рассказал про малоизвестного актера Арчила Гомиашвили, который уже много лет прекрасно играет Бендера в одном из провинциальных театров. С этим кандидатом и тарелка разбилась, и съемки покатились как по маслу. Так артист из глубинки моментально обошел на повороте два десятка известнейших актеров и сыграл главную роль в своей жизни.

зачем пересняли 12 стульев. 236914483. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-236914483. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 236914483.

А Марк Захаров зато воспользовался «наработками» коллеги и взял без раздумий на главные роли отвергнутых Гайдаем Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Время показало, что и он абсолютно точно не прогадал. Сегодня о том, какая пара актеров является более яркой, даже никто не спорит – все хороши. Интересно, что целая команда из 10 актеров снялась в обеих лентах, в небольших ролях, некоторые в тех же самых образах. Так, например, Георгий Вицин сыграл в одном фильме Безенчука, а в другом — монтера Мечникова, а Савелий Крамаров был одноглазым шахматистом и слесарем Полесовым.

зачем пересняли 12 стульев. 236910476. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-236910476. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 236910476.

зачем пересняли 12 стульев. 236912453. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-236912453. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 236912453.

зачем пересняли 12 стульев. 236914147. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-236914147. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 236914147.

А Марк Захаров, как всегда, быстрый в решениях, утвердил на эту же роль Лидию Федосееву-Шукшину даже без проб. Правда, роль далась актрисе очень тяжело. Незадолго перед этим ушел из жизни ее супруг, а как только началась работа над фильмом, она потеряла еще и отца. На съемки свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера актриса приехала сразу с похорон. Отыграв эпизод, уходила в уголок и плакала.

зачем пересняли 12 стульев. 236917955. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-236917955. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 236917955.

Были в работе над обеими картинами и сложности. Гайдай не скупился на расходы, и часть съемок проходила на Кавказе. Особенно досталось при этом Михаилу Пуговкину. Сначала его пожарным краном поднимали на острый пик скалы, куда, якобы, забрался Отец Федор. Актер был очень далек от профессии каскадера, поэтому тут он натерпелся страху. Однако при просмотре материала оказалось, что его мучения еще и были напрасными – в кадре совсем не было видно той высоты, на которой он находился, поэтому эпизод решили переснять в павильоне, безо всякого риска. А затем, после рубки стульев на фоне шторма, актер слег с сильнейшим радикулитом – буря для съемок требовалась настоящая, а такую удалось дождаться в Батуми только к осени.

зачем пересняли 12 стульев. 236912003. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-236912003. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 236912003.

Существует известная история о том, что на съемках у Марка Захарова Любовь Полищук получила серьезную травму позвоночника – в момент, когда Андрей Миронов бросает ее после жаркого танца, актриса, якобы, приземлилась мимо матов на бетонный пол. Правда, сам режиссер эту легенду всегда яростно опровергал и говорил, что с техникой безопасности под его руководством всегда был полный порядок.

зачем пересняли 12 стульев. 236917786. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-236917786. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 236917786.

Хочется в данном случае согласиться с Мао Цзэдуном, который взял на вооружение лозунг «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». Два фильма, снятые в разных стилях по одному роману, действительно украсили наш кинематограф и служат до сих пор прекрасным учебным пособием для будущих режиссеров. Зрители от соперничества великих корифеев нашего кинематографа, несомненно, только выиграли.

Время все расставляет по своим местам, но, к сожалению, не щадит людей. Смотрите дальше, Как изменились актеры, сыгравшие в комедии «Двенадцать стульев», через годы после съемок

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали

зачем пересняли 12 стульев. 54258. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-54258. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 54258.

Легендарные «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова сорок лет назад экранизировал советский комедиограф Леонид Гайдай, а спустя пять лет – великий экспериментатор Марк Захаров. Обе комедии обоих выдающихся режиссеров получились блестящими, что по сей день не мешает им оставаться конкурентами.

Режиссер Леонид Гайдай был человеком сомневающимся. Порой он лишь в процессе долгого поиска нащупывал то, что интуитивно себе представлял. Леонид Иович не знал, каким у него будет Бендер, и искал претендентов на эту роль по всей стране.

зачем пересняли 12 стульев. 1201r. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-1201r. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 1201r.Зато Марк Захаров точно знал, что его Бендером будет забракованный Гайдаем Андрей Миронов. А Воробьяниновым – Анатолий Папанов, который также пробовался в «Двенадцать стульев» Гайдая, но чем-то его не устроил. С Мироновым Захаров дружил и видел в нем незаурядный комедийный и музыкальный дар. Миронов с восторгом стал сниматься и работал на площадке «на раз».

Гайдай пробовал на «женщину необъятных размеров с арбузными грудями» актрис Галину Волчек, Нонну Мордюкову, а утвердил Наталью Крачковскую.

Марк Захаров без проб утвердил в свой фильм на «мадам Грицацуеву» Лидию Федосееву-Шукшину. Съемки актрисы совпали с большим горем в семье: ушел из жизни ее супруг Василий Шукшин, а когда началась работа над фильмом, умер и отец. На съемки самой веселой сцены – свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера – актриса приехала сразу с похорон. Играла эпизод, а потом уходила и плакала. Именно поэтому она отказалась сама петь в кадре.

зачем пересняли 12 стульев. 1202left. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-1202left. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 1202left.Отца Федора у Гайдая сыграл Михаил Пуговкин. На Кавказе для эпизода, когда отец Федор забрался на скалу, Пуговкина, бледного от страха, пожарным краном подняли на самый высокий пик скалы. А когда на студии просмотрели пленку, оказалось, что высоты не видно – пришлось переснимать сцену в павильоне. В Батуми группа месяц ждала шторма, чтобы на фоне выразительных волн Пуговкин рубил стулья. После этих съемок актер слег с сильнейшим приступом радикулита.

Во время съемок у Гайдая никак не могли снять эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами. Гайдаю не нравилось, как пинаются артисты. Ему хотелось видеть в кадре длинные ноги и более смачные пинки. Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои – очень длинные. И свои ноги его вполне устроили.

Известно, что Гайдаю очень не понравилась экранизация Захарова.

Источник

Охотники за бриллиантами: почему Леонид Гайдай назвал фильм Марка Захарова «уголовным преступлением»

зачем пересняли 12 стульев. dvenadtsat stulev zaharov. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-dvenadtsat stulev zaharov. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка dvenadtsat stulev zaharov.

Говорят, что 45 лет назад, когда на экраны вышли «12 стульев» Марка Захарова, его коллега Леонид Гайдай был очень обижен. Дело в том, что ровно за пять лет до захаровской премьеры он выпустил собственную экранизацию знаменитого романа Ильфа и Петрова и считал, что именитый коллега украл у него идею. Тем более что на главную роль Захаров пригласил Андрея Миронова, которого в своё время пробовал и сам Гайдай.

Правда, он в итоге остановился на другом актёре. Что же на самом деле было общего и чем отличались эти снятые двумя киномэтрами экранизации «Двенадцати стульев», обе отмечающие в нынешнем году юбилеи?

В поисках героя

Надо сказать, что Миронов с Папановым, сыгравшие у Захарова, пробовались на главные роли и на картину Гайдая. Но он не утвердил ни одного из них.

Поиски Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова у короля советских комедий были мучительными. По воспоминаниям его жены Нины Гребешковой, пробы на роль «отца русской демократии» длились год.

Среди претендентов были Ростислав Плятт, Анатолий Папанов, Сергей Филиппов. Даже Юрий Никулин предлагал свою кандидатуру. Но несмотря на близкую дружбу, Леонид Гайдай отказал и ему. Взамен предложил сыграть дворника Тихона. И Никулин, к удивлению, согласился сыграть небольшой эпизод. Возможно, из-за немаленького гонорара – за один съемочный день Никулин получил 500 рублей. У Марка Захарова эта роль досталась актёру «Ленкома» Николаю Скоробогатову.

В итоге Леонид Гайдай решил всё-таки доверить роль Кисы Сергею Филиппову.

Но из-за этого пришлось искать нового Остапа Бендера.

Вообще, поиски актёра на главную роль с самого начала шли не менее мучительно. Гайдай перепробовал множество актёров, среди которых были такие знаменитости, как Алексей Баталов, Валентин Гафт, Владимир Басов, Евгений Евстигнеев, Александр Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и многие другие. Режиссёр предлагал сыграть главную роль даже Муслиму Магомаеву. Гайдай пробовал и Андрея Миронова, но не утвердил.

В результате режиссёр было остановил выбор на Александре Белявском.

Но рядом с ярким и рельефным Сергеем Филипповым тот смотрелся бледно. Главным в картине получался Киса, а не Бендер. В итоге с Александром Белявским пришлось расстаться.

Гайдай даже пробовал пригласить Владимира Высоцкого – с таким Бендером успех картине был бы обеспечен. Но не сложилось. По одной версии, Высоцкий сорвал первый же съемочный день. По другой – запретило киноначальство.

зачем пересняли 12 стульев. Dvenadtsat stulev gajdaj. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-Dvenadtsat stulev gajdaj. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка Dvenadtsat stulev gajdaj.

Среди тех, кто пробовался на Бендера, оказался и Олег Басилашвили.

– Я прошёл пробы, – рассказал нам сам актёр. – Они Гайдаю очень понравились. Но он сказал, что Остап Бендер должен быть худеньким. Мне казалось, что это не совсем так – он всё-таки атлетически сложенный человек. Но поскольку мне эту роль очень хотелось сыграть, я сбросил килограмм 20. Правда, в течение приблизительно двух месяцев. Но к тому времени уже был утверждён Арчил Гомиашвили, который эту роль и сыграл.

Гомиашвили Гайдай нашёл в одном из провинциальных театров, где тот играл Остапа Бендера на сцене. Правда, из-за того, что актёр говорил с грузинскими акцентом, озвучивать его было доверено мастеру дубляжа Юрию Саранцеву. Хотя ходили слухи, что Гайдай переозвучил Гомиашвили из-за случившейся между ними ссоры.

Так или иначе, но Арчила Гомиашвили это очень обидело. При встрече он якобы сказал Гайдаю: «Если бы я знал, что режиссер сделает так, то не снимался бы в его фильме». Гайдай в долгу не остался: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, то ни за что бы тебя не снимал». После этого они не разговаривали несколько лет.

Точное попадание

На этом фоне съёмки Марка Захарова выглядели куда более мирно. Так, он с самого начала знал, что в главных ролях будет снимать Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Но отношения между партнёрами поначалу не заладились.

«Папанов высказывал мне что-то в духе: «Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности – это чёрствое пирожное и остывший кофе!» – вспоминал Захаров. – Но Папанов быстро сменил гнев на милость и проникся к Андрею уважением как к очень талантливому, многогранному артисту».

Большая часть актёров была также утверждена без проб – Александр Ширвиндт, сыгравший одноглазого любителя шахмат, Ролан Быков, ставший отцом Фёдором. Кстати, его жену сыграла законная супруга самого Захарова Нина Лапшинова. Это чуть ли не единственная её роль в кино.

Сразу же была утверждена на роль и Лидия Федосеева-Шукшина, сыгравшая мадам Грицацуеву.

Незадолго до съёмок актриса и сама стала вдовой – умер её муж Василий Шукшин, а уже когда началась работа, ушёл из жизни и её отец. На съемки сцены свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера Федосеева-Шукшина приехала сразу с похорон. Она счастливо улыбалась в кадре, а в перерывах уходила плакать.

От актрисы своего «Ленкома» Елены Шаниной для утверждения на роль Эллочки-людоедки Захаров потребовал похудеть. За 65 дней между пробами она умудрилась сбросить 41 килограмм. Но режиссёру этого показалось мало, и актрисе пришлось за три недели худеть ещё на 10 кило. В итоге к началу съёмок она весила 50 килограммов.

Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. До этого режиссёры не баловали её своим вниманием.

Ходят легенды, что на съёмках сцены танго, во время которого Миронов ронял Полищук, она несколько раз падала спиной на бетонный пол. То Миронов промахивался и ронял её мимо матов, то во время танцев сдвигал их ногой.

Так или иначе, но именно после этого танца знойную брюнетку запомнила вся страна.

зачем пересняли 12 стульев. dvenadtsat stulev mark zaharov. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-dvenadtsat stulev mark zaharov. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка dvenadtsat stulev mark zaharov.

С песней по фильму

Остап Бендер в фильме Гайдая поёт лишь одну песню – про стройную креолку цвета шоколада в сцене ухаживания за мадам Грицацуевой.

Изначально режиссёр предполагал что его герой будет более поющим и даже попросил.

По просьбе Гайдая Александр Зацепина с Леонидом Дербенёвым написали песню «Полосатая жизнь», которую долден был петь сам Бендер. Однако министр культуры Екатерина Фурцева потребовала убрать её из картины, заявив, что песню о том, что «не надо зря портить нервы. Вроде зебры жизнь, вроде зебры» будут потом распевать на всех углах. «Хватит того, что советские люди поют «А нам все равно»!», по словам супруги Леонида Дербенёва, – заявила Фурцева.

В итоге песня в фильме вышла без слов, что всё равно не помешало ей превратиться во всенародный хит.

Фильм Марка Захарова изначально задумывался, как музыкальный, а потому песен в нём было гораздо больше.

Правда главной темы фильма – песни «Белеет мой парус такой одинокий» в сценарии изначально не было. Юлий Ким придумал её сам и предложил Захарову. Тому она сразу понравилась.

«Не знаю, кого имел в виду Юлий Ким — Андрея Миронова или Остапа Бендера, когда сочинил один из своих пронзительных фокстротов: «О, наслажденье скользить по краю! Замрите, ангелы, смотрите – я играю» – вспоминал Марк Захаров.

…По словам Арчила Гомиашвили, Гайдай называл захаровские «12 стульев» «уголовным преступлением». Сам Марк Анатольевич всегда подчёркивал, что его фильм к гайдаевской комедии не имеет никакого отношения и призывал их не сравнивать. Тем более, что каждый из этих фильмов нашёл своего зрителя, который продолжает любить их до сих пор.

Кстати. Около 10 актёров снялись сразу в обеих картинах. Савелий Крамаров у Захарова сыграл слесаря Полесова, у Гайдая – одноглазого шахматиста. Георгий Вицин – гробовых дел мастера Безенчука и монтёра Мечникова. Эдуард Бредун одного из родственников Альхена и Пашу Эмильевич. Вячеслав Войнаровский Олег Яковлевича и Никешу.

Источник

Гомиашвили называл мироновского Остапа паяцем: Какая версия «12 стульев» лучше?

В свое время советские люди разделились на два лагеря из-за двух версий «12 стульев» – Леонида Гайдая и Марка Захарова

зачем пересняли 12 стульев. Q88M4tu8XGTuhEcRaHNg. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-Q88M4tu8XGTuhEcRaHNg. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка Q88M4tu8XGTuhEcRaHNg.

В свое время советские люди разделились на два лагеря из-за двух версий «12 стульев» – Леонида Гайдая и Марка Захарова.

Командует парадом Бендер

Гайдай снял свой фильм в 1971 году, а Захаров – через пять лет. И с той поры споры, какой фильм лучше, не утихают. Мало того, сам Леонид Иович готов был рассориться насмерть с любым, кому нравился фильм Марка Анатольевича. После премьеры «12 стульев» Захарова Гайдай позвонил Гомиашвили и сказал, что это «опереточный фарс» и «уголовное преступление» (хотя, кажется, он сказал попроще: «Ты видел, какое г. они сделали?»). Гайдай был вне себя от гнева, но тут можно вспомнить поговорку: «Юпитер, ты сердишься – значит, ты не прав».

Что там произошло между Захаровым и Гайдаем, неясно, но соперничество налицо. Гайдай – мастер комедий, но «12 стульев» далеко не лучшая из них. И Захаров, которому близка по духу сатира Ильфа и Петрова, конечно, хотел снять свою версию – меланхоличную, театрализованную и музыкальную, где все танцуют и поют. Захаровская экранизация – это четырехсерийный телефильм, который сегодня назвали бы мини-сериалом, снят он целиком в «Останкино», а на роли Бендера и Кисы Воробьянинова Захаров не глядя, без проб, взял Андрея Миронова и Анатолия Папанова, которых отверг Гайдай.

Леонид Иович, надо сказать, очень сомневался в Миронове, еще когда брал его в «Бриллиантовую руку», полагая, что золотой ребенок из актерской семьи не выдержит жесткий режим съемок.

«Андрюша был аристократ в жизни, – вспоминает Левон Оганезов. – Он всегда был прекрасно одет, всегда носил перчатки на ухоженных руках, и его изысканные манеры немного пугали людей».

И тем не менее Гайдай, приступая к экранизации романа Ильфа и Петрова, объявил грандиозные пробы на роль Бендера. И Андрей Миронов, все же блистательно сыгравший в «Бриллиантовой руке», получил персональное приглашение на эти пробы. Они прошли прекрасно, и Миронов не сомневался, что роль достанется ему. Однако Гайдай оставил его за бортом. Он забраковал и еще два десятка звездных актеров, включая Папанова, и Остапом стал Арчил Гомиашвили. Кстати сказать, после съемок «12 стульев» Гайдай наотрез отказался работать с Гомиашвили когда бы то ни было. Но и Миронов больше никогда уже не снялся у Гайдая.

Сравнения не избежать

Несложно представить, с какой страстью Миронов и Папанов работали в фильме Захарова! К слову, это была вторая экранизация романа в СССР и пятнадцатая в мире.

«Миронов и Папанов – это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил, они были сразу! То, что Папанова и Миронова я снял – это не случайность. Мы вместе долго работали в театре», – говорил Захаров.

Оба звездных артиста выкладывались по полной, и не исключено, что ими двигало желание доказать, как просчитался Гайдай, не взяв их пять лет назад в свое кино.

Ходили, впрочем, слухи, что Захаров дал роль Андрею Миронову по настоянию его матери – Марии Владимировны Мироновой, но это не так. Марк Захаров видел в нем незаурядный дар. И не напрасно. Миронов в его фильме – это пластика пантеры, вальяжность, взгляд прохиндея, волоокость, ироничная страсть и элегантность афериста. Его Остап, конечно, не банальный жулик, это человек с мечтой – мечтой о Рио. Гомиашвили не понравилась подчеркнутая театральность Миронова, он как-то даже обозвал мироновского Остапа паяцем. Ну еще бы. Сам Гомиашвили в противоположность Андрею Миронову не был золотым мальчиком, он был реальным нарушителем закона и несколько раз сидел. И Бендер в исполнении Гомиашвили был бы полным рецидивистом, если бы озвучивал свою роль сам. Но, к счастью, его Остап – это во многом блестящая озвучка Юрия Саранцева.

Хотя Папанов поначалу тоже скептически хмыкал в адрес «зеленого и неопытного» Миронова («Ну кто такой Миронов?! Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности – это черствое пирожное и остывший кофе!» – полушутя ворчал фронтовик Папанов), но их актерская химия в «12 стульях» Захарова сложилась идеально. Киса Папанова жалок, смешон, жаден, он пытается казаться благородным, но мелочность уже въелась в этого инфантильного «предводителя дворянства», и от этих противоречий он почти уже едет умом, но харизмы не теряет. Сравнивать его с коллегой из фильма Гайдая, наверное, неправомерно. Прекрасный актер Сергей Филиппов играл роль Воробьянинова в плохой период своей жизни, он снимался с опухолью мозга и выглядел не по-комедийному зловеще.

зачем пересняли 12 стульев. . зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка .Дуэт Бендера и Кисы у Захарова зачем пересняли 12 стульев. 7jph8gaVMGdcFYSBOqVw. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-7jph8gaVMGdcFYSBOqVw. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 7jph8gaVMGdcFYSBOqVw.. и у Гайдая

Десять бенефисов

Наверное, самым справедливым будет признать, что обе экранизации не отрицают, а дополняют друг друга. И в том и в другом фильме играли исключительно звезды. Причем десять актеров, включая великих Крамарова и Вицина, играли и там и там.

Но Захаров, имея в распоряжении больше музыки (один только Остап поет там пять песен на слова Юлия Кима) и времени, сделал акцент на второстепенных персонажах, хотя у Ильфа и Петрова, наверное, и нет второстепенных в прямом смысле слова персонажей. Поэтому режиссер устраивает несколько мини-бенефисов внутри своего фильма. Голубой воришка Альхен в исполнении Олега Табакова, одноглазый шахматист Ширвиндт, Вицин – гробовой мастер Безенчук, Крамаров – слесарь Полесов, инженер Щукин Абдулова, отец Федор Ролана Быкова, мадам Грицацуева Лидии Федосеевой-Шукшиной. Каждый эпизод с этими актерами в фильме Марка Захарова – маленький шедевр. Голос Зиновия Гердта за кадром – это еще один козырь фильма Захарова.

Кстати, Лидию Федосееву-Шукшину на роль знойной вдовы Марк Захаров утвердил тоже без проб. Но съемки совпали с горем в ее жизни – умер Василий Шукшин, а затем и ее отец. На съемки свадьбы мадам Грицацуевой и Бендера актриса приехала сразу с похорон. После каждого дубля уходила и плакала. Поэтому и петь отказалась.

И все же Захаров немного опасался сравнений со «Стульями» Гайдая и старательно избегал схожести, изобретал фокусы, которые подчас кажутся излишними. Погоня за оригинальностью иногда плохо кончалась.

Например, во время вставного номера-танго, когда Миронов эффектно роняет Любовь Полищук на пол, она на самом деле падала несколько раз просто на бетонный пол. В конце жизни ее страшно мучили боли в спине. Давала о себе знать та старая травма. Полищук уверяла, что это были самые сложные съемки в ее жизни, и вспоминала их как кошмар, хотя с этого эпизода и началась ее кинокарьера. Андрей Миронов в этом танго крутил ее в разные стороны, как акробатку. При этом на бетонный пол забыли положить подушки, и когда Миронов грохнул партнершу на пол – это была страшная боль. Но Полищук продолжала как ни в чем не бывало. Теперь подушки положили, но Миронов в запале расшвырял их ногами. И Полищук снова полетела со всего размаху на бетон. Кроме того, стекло, через которое актриса должна была вылететь на улицу, закрепили слишком сильно и Миронову пришлось колотить ее телом о стекло несколько раз безрезультатно. Потом закрепили, наоборот, слабо, и нижняя часть стекла оторвалась, а верхняя чуть не грохнулась на нее гильотиной. Под конец съемок этого эпизода актриса была вся в синяках, с ободранной кожей и в лохмотьях вместо платья. Зато к ней пришла известность. Захаров, правда, утверждал, что травмирующих падений не было, потому что на пол подложили пружинный матрас.

На Лидию Федосееву-Шукшину в одной из сцен падал карниз. Совсем не бутафорский. А дублей было много. Как актриса терпела боль – неизвестно.

Елена Шанина, сыгравшая Эллочку-людоедку, так хотела получить роль у Захарова, что по его требованию сбросила больше 40 кг. Но режиссер потребовал сбросить еще 10.

Публика не сразу оценила фильм Захарова – первый его показ на ТВ был почти провальным. Но очень быстро он стал еще популярнее, чем экранизация Гайдая.

зачем пересняли 12 стульев. NukLzdS7RcSh9RFiOkE8. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-NukLzdS7RcSh9RFiOkE8. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка NukLzdS7RcSh9RFiOkE8.Из-за съемок сцены танго Полющук мучилась от боли в спине до конца жизни

Материал вышел в издании «Собеседник» №08-2021 под заголовком «Какая версия «12 стульев» лучше – Гайдая или Захарова?».

Источник

Как Гайдай снимал фильм «12 стульев»

зачем пересняли 12 стульев. 0 e3118 44954d9 orig. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-0 e3118 44954d9 orig. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 0 e3118 44954d9 orig.Когда Гайдай предложил «Госкино» экранизировать «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, ему велели подождать, пока Михаил Швейцер поставит «Золотого теленка». Чтобы не было простоя, Гайдай выпустил комедию «Бриллиантовая рука». Из воспоминаний Л. Гайдая:

«Я долго добивался… A потом вдруг узнал, что этот роман собирается ставить Гия Данелия. Я, конечно, расстроился. Но ничего не поделаешь — пришлось распрощаться со своей мечтой. И вот однажды подходит ко мне Гия и спрашивает:

— Леня, хочешь ставить „Двенадцать стульев“?

— Это мечта всей моей жизни.

— Ну тогда бери и начинай.

— А я пока готовился, все перегорело. Уже не знаю, как этот роман ставить.

Ну, я тогда сразу за дело».

В соавторы Гайдай взял сценариста Владлена Бахнова. Старгород решили снимать в волжском городке Рыбинске. Васюки — в селе Работки на Волге, рестораны и горно-морские виды — в Батуми. В январе 1970 года начались пробы актеров.

зачем пересняли 12 стульев. 0 e3119 6334631f orig. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-0 e3119 6334631f orig. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 0 e3119 6334631f orig.Пробы на роль Кисы Воробьянинова проходили Анатолий Папанов, Ростислав Плятт, Сергей Филиппов. Плятт хорошо смотрелся в паре с Михаилом Пуговкиным (отцом Федором), но в самостоятельных эпизодах не блистал. Гайдай доверил ему чтение авторского текста за кадром, а на роль назначил Филиппова. Тут ему позвонил Никулин: он тоже мечтал сыграть Кису.

зачем пересняли 12 стульев. 0 e311a e419be28 orig. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-0 e311a e419be28 orig. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 0 e311a e419be28 orig.Но Гайдай решения не переменил, предложив Никулину роль дворника Тихона. Это доверие режиссера фактически спасло жизнь Филиппову: его к тому времени уволили из-за пьянки из театра, он был никому не нужен. Филиппов рьяно взялся за работу, несмотря на серьезную болезнь — опухоль головного мозга. После съемок ему сделали операцию, и он сам озвучил своего героя. Работа помогла ему победить болезнь.

На роль Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендер-бея Гайдай искал актеров по всей стране. Перед его взором прошли аж 22 не похожих друг на друга Остапа: Владимир Басов, Владимир Высоцкий, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, Евгений Евстигнеев, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Михаил Ширвиндт, Михаил Козаков, Николай Рыбников, Николай Губенко и другие. Даже певцу Муслиму Магомаеву Гайдай предлагал «примерить» Бендера.

К сожалению, фотопробы сохранились не все.

зачем пересняли 12 стульев. 0 e311f d5378ee5 orig. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-0 e311f d5378ee5 orig. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 0 e311f d5378ee5 orig.Вспоминал Михаил Козаков:

— На пробах я сыграл три сцены, в том числе шахматный поединок в Васюках. Через несколько дней Леня позвонил мне… и, извиняясь, сообщил, что выбрал Сашу Белявского. Но… мы продолжали дружить.

Гайдай был очень суеверным. В первый день съемок с Александром Белявским предложил ассистенту разбить о штатив камеры тарелку «на счастье», но она не разбилась. Гайдай сокрушался: «Не пойдет! Фарта не будет!»

И действительно, Бендер Белявского на фоне Сергея Филиппова смотрелся бедно. Киса Воробьянинов получался внушительнее комбинатора. Гайдай в отчаянии позвал на роль Владимира Высоцкого. И снова фаянсовая тарелка не разбилась. Не удались и съемки — Высоцкий ушел в загул… Тогда Леонид Иович уволил ассистента, который никак не мог разбить тарелку. И тут кто-то рассказал ему, что в провинции уже несколько лет успешно играет Бендера в спектакле «Золотой теленок» малоизвестный актер Арчил Гомиашвили.

зачем пересняли 12 стульев. 0 e311b 339d0cc2 orig. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-0 e311b 339d0cc2 orig. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 0 e311b 339d0cc2 orig.Гайдай срочно пригласил его на пробы и сразу же принял. В «Госкино» возмутились:

— Почему Бендером будет грузин?

— Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой? — среагировал Гайдай.

Гомиашвили сыграл Бендера, но на озвучание не пришел из-за болезни. Его герой говорит в фильме голосом актера Юрия Саранцева, что ужасно не нравилось Арчилу Михайловичу. При встрече он сказал Гайдаю: «Если бы я знал, что режиссер такое говно, то не снимался бы в его фильме». Гайдай в долгу не остался: «Если бы я знал, что ты такой говенный артист, то ни за что бы тебя не снимал». Они не разговаривали несколько лет.

«Женщиной необъятных размеров с арбузными грудями» хотели стать актрисы Галина Волчек и Нонна Мордюкова. Мордюкова показалась не смешной. Предпочтение уже собирались отдать Волчек, но тут звукооператор из команды Гайдая привел на съемочную площадку свою жену, студентку ВГИКа Наталью Крачковскую. Гайдай глянул на нее и сказал: «Вот она, „мечта поэта“.

зачем пересняли 12 стульев. 0 e311c c643d5a7 orig. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-0 e311c c643d5a7 orig. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 0 e311c c643d5a7 orig.Из воспоминаний Натальи Крачковской:

»… Самой сложной и опасной показалась погоня за Бендером…

Я носилась по лестницам ровно две недели. Дублершу с похожей комплекцией найти было невозможно. Потом мне пришлось лететь вниз головой на крошечный матрасик. Режиссер предупредил:

— Голова поместится, остальное нас не волнует.

Я прыгнула. Мне ответили:

— Получилось, вот только камеру у нас заело. Надо переснять…

После выхода фильма в одной рецензии написали о блестящем исполнении роли мадам Грицацуевой… Нонной Мордюковой. После «Двенадцати стульев» я стала актрисой Гайдая».

Лизу выбирали из двух студенток Наташ: Варлей и Гурзо.

Наталья Гурзо сначала даже не вспомнила, что пробовалась в этом фильме:

— Припоминаю что-то очень смутно. По-моему, я не слишком боролась за эту роль!

Гурзо пробовалась в паре с Михаилом Кисловым (он должен был стать мужем Лизы Колей), но Гайдай утвердил на пару Лиза — Коля Наталью Варлей и Виктора Павлова.

Рассказывает Н. Варлей:

зачем пересняли 12 стульев. 0 e311d e248bfe7 orig. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-0 e311d e248bfe7 orig. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 0 e311d e248bfe7 orig.«Поначалу я пробовалась на роль Эллочки-людоедки (на эту роль утвердили Наталью Воробьеву). Но потом Леонид Иович попросил меня примерить светлый парик — и тотчас увидел во мне Лизу. Я согласилась. Эта роль была не такой эксцентричной, но зато более душевной».

Отца Федора Гайдай «подарил» Михаилу Пуговкину. Актер сперва засомневался: «Не грешно ли осмеивать священнослужителя?» — но мама успокоила, мол, посмеешься не над верой, а над недостойным пастырем!

На съемках Пуговкин рисковал здоровьем. На Кавказе для эпизода, когда отец Федор забрался на скалу, Пуговкина, бледного от страха, пожарным краном (который до сих пор сохранился на «Мосфильме») подняли на самый высокий пик скалы. А когда на студии просмотрели пленку, оказалось, что высоты не видно — пришлось переснимать сцену в павильоне.

зачем пересняли 12 стульев. 0 e311e 9c7ed4af orig. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-0 e311e 9c7ed4af orig. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 0 e311e 9c7ed4af orig.В Батуми группа месяц ждала шторма. На фоне бушующих волн Пуговкин в тонкой рубашке на ветру рубил топором стулья несколько дней подряд, а после работы слег с сильнейшим приступом радикулита.

Не получался эпизод, когда Киса Воробьянинов и отец Федор, держась с обеих сторон за стул, лягают друг друга ногами. Эти пинки снимали ниже пояса, и вместо ног Сергея Филиппова Гайдай решил снимать свои — очень длинные. Кстати, Гайдай заменил в фильме и актера Эраста Гарина, который, заболев, не смог сыграть роль архивариуса.

Старинную мебель для съемок киногруппа выкупила у жителей. Но с поисками стульев работы мастера Гамбса пришлось попотеть. На объявления в газеты никто не откликнулся. Тогда ассистенты сами пошли по домам. С великим трудом отыскали бабушку, у которой хранился один гамбсовский стул, обитый английским ситцем. Хозяйка наотрез отказалась его продавать, так что пришлось сфотографировать и заказать такие стулья в Эмиратах — в СССР таких умельцев не нашлось. На съемках переломали кучу стульев, но два стула до сих пор стоят в кабинете Гайдая в квартире его супруги.

Так случилось, что актеры, которых забраковал Гайдай, сыграли в «12 стульях» Марка Захарова. Причем именно те роли, которые провалили у Гайдая.

Известно, что после премьеры захаровских «12 стульев» Гайдай сильно возмущался. Из воспоминаний Арчила Гомиашвили:

«Гайдай мне позвонил и сказал:

— Через полчаса можете включить телевизор и увидите уголовное преступление.

— »Двенадцать стульев», снятые Марком Захаровым».

зачем пересняли 12 стульев. 0 e3120 3092399a orig. зачем пересняли 12 стульев фото. зачем пересняли 12 стульев-0 e3120 3092399a orig. картинка зачем пересняли 12 стульев. картинка 0 e3120 3092399a orig.Мы позвонили Марку Анатольевичу узнать, почему случилось такое совпадение и не своеобразный ли это щелчок по режиссерскому самолюбию Гайдая.

— Ну что вы! Мой фильм к гайдаевскому проекту не имеет никакого отношения. Фильмы снимались в разное время. У Гайдая — на «Мосфильме». У меня — в «Останкино», как некая литературно-музыкальная композиция с текстом, который не является прямой речью. Это совсем другое дело. И потом Миронов и Папанов — это не те люди, которых надо пробовать. Я их просто пригласил, они были сразу!

— Но именно Миронов пробовался на Бендера у Гайдая, а Папанов — на Воробьянинова!

— Когда Гайдай искал актеров на роль Бендера, он перепробовал человек 200. Об этом ходят фантастические слухи. А то, что Папанова и Миронова я снял, — это не случайность. Мы вместе долго работали в театре.

Из обсуждений литературного сценария: — … Сценарий оставляет ощущение монотонного чередования эпизодов, похожих один на другой… Необходимо сокращение эпизодов. В сценарии произошло смещение акцентов — от остросатирических у Ильфа и Петрова к юмористическим — у Бахнова… В сценарии и фильме должны прозвучать злость и насмешка над представителями старого мира.

— Иной раз в сценарии не хватает остроты социальной характеристики. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *