зачем нужно учиться в магистратуре
Магистратура важна для успешного строительства карьеры
Магистратура важна для успешного строительства карьеры
Онлайн-интервью с д.э.н., профессором, проректором по магистратуре и аспирантуре Финансового университета при Правительстве РФ Екатериной Анатольевной Каменевой
КонсультантПлюс: Расскажите, что представляет собой магистратура? Можно ли ее назвать формой второго высшего образования?
Е.А. Каменева: В соответствии со ст. 69 Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п. 8:
«Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования:
Таким образом, если человек впервые поступает в магистратуру и не имеет при этом диплома специалиста, такую магистратуру вторым высшим образованием назвать нельзя.
Взрослый человек (например, выпускник бакалавриата) должен понимать и осознавать, какие знания и умения ему нужны в жизни, чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности. Вариантов для выстраивания индивидуальной образовательной траектории после окончания бакалавриата сегодня много:
— пойти в магистратуру, чтобы углубить свои знания по освоенному в бакалавриате направлению подготовки;
— освоить программу дополнительного профессионального образования (MBA, программы повышения квалификации или переподготовки);
КонсультантПлюс: Зачем выпускнику, закончившему бакалавриат, поступать в магистратуру? Какие преимущества она дает? Какие существенные различия между бакалавром и магистром?
Показатели уровней квалификации
Полномочия и ответственность
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений
Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе инновационных
Разработка новых методов, технологий
Понимание методологических основ профессиональной деятельности
Создание новых знаний прикладного характера в определенной области
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций
Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли
Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов
Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера
Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности
КонсультантПлюс: Расскажите коротко об условиях поступления в магистратуру: кто может поступить, какие экзамены предстоит сдать, какие документы необходимо предоставить?
В Финансовом университете, например, два вступительных испытания в виде компьютерного тестирования (профильная дисциплина и иностранный язык). Также у нас действует порядок признания федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата (ФИЭБ), индивидуальных достижений (портфолио), международных сертификатов по иностранному языку.
КонсультантПлюс: Может ли поступить в магистратуру выпускник специалитета? Нужно ли ему это делать?
КонсультантПлюс: Существуют ли возрастные ограничения для поступающих в магистратуру?
Е.А. Каменева: Таких ограничений нет.
КонсультантПлюс: Кто может претендовать на бюджетные места?
Е.А. Каменева: На бюджетные места по программам магистратуры могут претендовать:
— лица, имеющие льготы, согласно Закону №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
— абитуриенты, набравшие достаточно баллов по итогам общего конкурса.
КонсультантПлюс: Как проходит обучение магистрантов, какова специфика обучения, какие формы обучения существуют, чего в магистратуре больше: теории или практики? Может ли будущий магистр совмещать работу с обучением?
КонсультантПлюс: Очевидно, что магистратура предназначена не для всех студентов. Могли бы вы описать типичного представителя магистратуры?
Е.А. Каменева: Типичных магистрантов можно условно разделить на две категории:
— свежий выпускник бакалавриата, который хочет углубить специализацию и повысить уровень подготовки, полученные в бакалавриате;
— человек, уже имеющий опыт работы (после бакалавриата, специалитета) и четко понимающий, как достроить с помощью магистратуры свою образовательную траекторию для профессионального роста.
Е.А. Каменева: Если решение о поступлении в магистратуру уже принято, нужно использовать все возможности для получения высоких баллов и успешного поступления.
Как совмещать работу и учебу в магистратуре?
Я планирую поступать в магистратуру на гуманитарный факультет МГУ. Посмотрела расписание занятий прошлых курсов — пары проходят в основном в первой половине дня. Встречаются дни и с пятью парами.
Я знаю, что большинство магистрантов работают. В бакалавриате (тоже МГУ) нам рассказывали, что преподаватели в магистратуре часто лояльно относятся к работающим. У меня в планах — и работа, и учеба, но есть страх, что не хватит сил, времени, нервов. Хочется усидеть на двух стульях: научиться чему-то новому, углубиться в науку, написать достойную ВКР и одновременно зарабатывать на жизнь и расширять свое резюме.
Что бы вы посоветовали человеку, который собирается совмещать магистратуру и работу?
Дискуссии. Обсуждаем финансовые вопросы и даем советы друг другу
Я бы посоветовал подумать зачем нужна магистратура. Если собираетесь потом идти в аспирантуру и вообще науку, то основные силу посвятить именно учебе и написанию статьей, наработке связей. Параллельно уже как-то подрабатывать, но чтобы не в ущерб учебе. Серьезно, магистратура не дает ничего, если потом не идти в науку.
Если же хочется работать, то лучше найти магистратуру попроще, чтобы занятия проходили вечером. Ну или договариваться с работодателем, что будете много учиться.
Я поступила в магистратуру уже работая,совмещать не смогла,очень тяжело, помимо посещения пар нужно делать домашки,курсачи лабы и тд,и решила что работа мне важнее
По итогам спустя 5 лет ни разу не жалею что не доучилась в магистратуре)
Подумать дважды и не бежать особо сильно не понятно куда. Оставить пути для отступления. Можно подумать: что вам важнее работа или магистратура? От куда вам будет проще уйти, если что-то пойдёт не так. Кроме того, может стоит сначала какое-то время поучиться и посмотреть что получается, а потом станет понятнее, что делать
Пока учился я работал со 2 курса бакалавриата и пропустил из-за работы суммарно за всё время менее 5 занятий
И при выборе магистратуры есть ВУЗы/кафедры где заявляется «занятия не ранее 16:00» как преимущество. (в этой конкретной ситуации совет получается так себе, так как похоже вы уже определились с направлением с точностью до ВУЗа).
Ниже/выше написали про «меньше спать». это точно.
PS долго думал «а не нафиг ли эту магистратуру», в результате решил магистратуру закончить(не ради бумажки, а ради весёлой атмосферы коллектива и интеллигентной атмосферы преподавательского состава) и не пожалел
Я училась в магистратуре и работала. Работодатель лояльно относился к работе из офиса и рабочему времени: можно было работать из дома, ночами, в выходные и даже прям на парах в университете. Главное поставленные задачи выполнять. Но пары у нас были 3-4 дня в неделю, в дни, когда пар не было, ездила в офис. Вообще то время вспоминается как не сильно тяжёлое, но это потому что был интерес к работе и запал делать как можно больше рабочих задач (сейчас я в этом успокоилась и не так напрягаюсь, хех). Хотя если подумать, то нагрузки было много, что учебной, что рабочей.
Пожелала бы удачи только!) Я работала и училась в магистратуре, но у нас не было каждодневных пар, поэтому была возможность совмещать. И то было тяжеловато, но скорее морально. А как совмещать каждодневную учебу и работу. Только если на полставки идти
Мне повезло, что магистратура была очной и при этом занятия начинались с 18.00 до 21.00, т.е. я успевала с работы в 17.30. При этом иногда физически трудно было идти на пары после рабочего дня. Снисхождения не было, так как в группе работали практически все. ВКР были планы писать в отпуске, но,естественно, в отпуске этим заниматься не хотелось. В итоге написано за вечера и выходные. Удалось также совмещать работу и магистратуру с обучением по программе ДПО. Она была 3 раза в неделю в течение года. Все,наверное, очень зависит от вуза, уровня лояльности и серьёзности подхода.
Советую присмотреться к другим программам магистратуры (в которых обучение вечером, например, вышка) или, если уже есть работодатель, объяснить как есть и попытаться найти компромисс.
Совмещать можно, в магистратуре почти все работают
Я бы посоветовал определиться с целью. Цель не ясна.
Как в других комментариях писали, если цель потом идти в науку, то одно дело.
Если не идти в науку, то вообще не ясно зачем эта магистратура нужна.
КАК Я ОДНОВРЕМЕННО УЧИЛАСЬ НА ОЧКЕ И ЗАОЧКЕ И РАБОТАЛА
Я училась в музучилище на очке и на журфаке на бакалавриате на заочке, а со второго курса работала удалённо, иногда было несколько проектов параллельно. Было тяжело. Когда были сессии на заочке — практически не спала (спасибо кофе и таблеткам для улучшения работы мозга, но не рекомендую повторять).
Я всегда работала с текстами, пиар и СММ, так что большую часть задач мне нужно было решать самой или обсуждать в переписке, не особо много взаимодействуя с коллегами, поэтому я не зависела от созвонов. Писала в удобное время: часто ночью, иногда ранним утром, а ещё на всех бесполезных парах и даже в пути. Много лекций я пропускала, но на заочке к этому относились нормально, а в училище я просто грамотно выбирала пары, на которые можно забить. На экзамены приходила всегда подготовленной и с выполненными заданиями (если нужно было что-то заранее подготовить). Но делала всё в последний момент и на скорую руку. Благо, всегда была fast learner, а потом быстро забывала выученное. После выпуска из музыкального училища я поступила в консерваторию за границей и продолжила заочно учиться и удалённо работать на Россию. Тоже сложно, но можно.
NB Из-за дикой занятости и личных проблем (уход за бабушкой при смерти, диплом в училище и поступление) я несколько раз брала академ в университете и примерно полгода не работала. Но я всё-таки училась на баке и ещё на серьёзной очке (а это 5-ти и 4-х летние программы соответственно), плюс действительно надо было включиться в семейную повестку. В общем, двухлетняя мага и работа, наверное, могут требовать меньшего ресурса и не придётся брать академ или выбирать между работой и учёбой.
Надо сказать, что было очень непросто, но в эти годы (а университет я в итоге за 6,5 вместо 5 лет закончила) я жила полной жизнью: два раза устроила себе евротур, побывала примерно в 15 странах, много ходила на тусовки, в театры и музеи, выучила два новых языка. При этом один из трёх моих дипломов — красный. Может показаться, что с таким темпом ничему не научишься. Это не так: с журфака я сохранила те знания, которые считала особо полезными или интересными, аналогично с училищем и консерваторией.
Естественно, мне помогали родители, а потом у меня появился доход с аренды квартиры умершей бабушки, да и работала я 10–20 часов в неделю. Постепенно стала жить только на свои, на последних курсах консерватории на работу появилось больше времени, плюс я стала получать студенческую стипендию 3–5 тысяч евро в год. Нормально работать на фуллтайме я смогла только после выпуска из консерватории, но и сейчас у меня есть учёба по музыкальной линии (неделя полноценной очки раз в месяц, плюс полтора-три часа частных занятий раз в неделю) и несколько проектов в России и Италии: в одном преподаю музыку, в других пишу и продвигаю социальные и музыкальные инициативы.
Думаю, что самое важное — это:
— грамотно расставлять приоритеты и не ожидать от себя больших академических или профессиональных успехов,
— заранее предупреждать работодателей о своей ситуации и вместе искать удобные способы взаимодействия,
— предупреждать преподавателей и по возможности договариваться об индивидуальной программе и свободном посещении,
-не надеяться на большой доход, пока учитесь,
— реалистично себя оценивать (я всегда легко училась и занималась в куче кружков, мне такой ритм был привычен),
— стараться по максимуму привносить работу в учёбу (всегда писала доклады и презентации по своему профессиональному опыту, а ВКР сделала по музыкальной журналистике, по мнению научника и рецензента получилось достойно),
— ну и готовиться к возможным проблемам со здоровьем и нервным срывам (у меня бессонницы ещё со школы, а сейчас я в терапии после очередного депрессивного эпизода, но это связано не столько с темпом жизни, сколько с некоторыми событиями).
Я понимаю, что таким темпом сильно испортила себе физическое и психическое здоровье. Очень не рекомендую повторять другим, но для себя знаю, что, вернувшись назад, всё сделала бы точно так же.
Является ли магистратура вторым высшим образованием
Магистратура – это более высокая ступень в образовательном процессе, следующая за бакалавриатом или специалитетом. Нередко возникает вопрос, является ли получение диплома магистра подтверждением второго высшего образования. Ответ на него может быть как положительным, так и отрицательным. Это зависит от нескольких показателей, среди которых главными выступают вид имеющегося у абитуриента диплома и программа магистратуры, по которой планируется дальнейшее получение знаний. В качестве правового основания выступают законы «Об образовании в РФ» и «О высшем и послевузовском образовании». В Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС представлено несколько программ магистратуры (как второго высшего образования) по направлениям «Менеджмент», «ГМУ». Выпускники, получившие дипломы нашего учебного заведения, весьма успешны во многих сферах бизнеса.
В каких случаях магистратура будет являться первым высшим образованием
На основании закона магистратура будет являться первым высшим образованием в том случае, если у Вас диплом специалиста, выданный до 2012 года, либо диплом бакалавра.
Преимущества магистратуры в качестве первого высшего образования
Абитуриент может претендовать на выплату стипендии в случае поступления на бюджет. Кроме этого, продолжение обучения по выбранной специализации позволяет получить более полные и углубленные знания, а также практические навыки именно в этой области. Иногда в процессе обучения абитуриент понимает, что хочет продолжить получать знания в несколько иной сфере. При поступлении в магистратуру после бакалавриата или специалитета есть возможность выбрать другое направление образования и получить вторую профессию за сравнительно короткий срок. Это обусловлено длительностью образовательного процесса. Обучение в магистратуре занимает 2 года, в то время как получение второго диплома в новой сфере с нуля требует 5–6 лет. Кроме этого, для лиц мужского пола поступление в магистратуру служит основанием для предоставления отсрочки от армии на весь срок обучения.
В каких случаях магистратура будет являться вторым высшим образованием
На основании закона обучение в магистратуре будет считаться получением второго диплома о высшем образовании в том случае, если в Вашем имеющемся дипломе, выданном после 2012 года, в соответствующей графе прописано «специалист». А также если у Вас уже есть документ об окончании магистратуры по другому направлению.
Преимущества магистратуры в качестве второго высшего образования
Основным достоинством магистратуры в качестве второго высшего выступает возможность получения знаний по новой специальности и повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Среди выпускников ИБДА РАНХиГС много тех, кто занимает хорошие позиции в зарубежных и российских компаниях и весьма успешен в профессиональной деятельности.
Для многих выпускников бакалавриата бывает весьма актуальным получение магистерской степени по второму направлению, отличному от их основной специализации. Это дает возможность расширения сферы деятельности и полномочий.
ИБДА РАНХиГС предлагает абитуриентам поступить в магистратуру по различным программам. Вы можете продолжить получать знания по выбранной специальности или освоить новую профессию. Диплом, подтверждающий степень магистра, открывает широкие возможности тем, кто стремится достичь высот в карьере как в отечественных, так и в зарубежных компаниях. Соискатели, окончившие магистратуру, имеют конкурентное преимущество среди других претендентов на должности в крупных холдингах и корпорациях. Уже сейчас в Москве и прочих крупных городах мира в госструктурах и бизнес-сфере существуют должности, на которые рассматриваются только соискатели с дипломом магистратуры.
Чем отличаются бакалавриат и специалитет
Абитуриенты часто задаются вопросом: что выбрать — бакалавриат или специалитет? Мы разобрались, чем эти программы отличаются друг от друга кроме сроков обучения, и выяснили, почему вообще произошло разделение.
📖 История понятий
Специалитет появился в СССР, когда задачей была подготовка специалиста в конкретной области, например врача.
Бакалавр и магистр — квалификации, которые пришли в Россию из Болонской системы в 2003 году. Цель Болонской системы — облегчить признание дипломов разных стран.
Но не все специальности получилось уместить в программу бакалавриата. Поэтому в ряде случаев остался специалитет
⏳ Срок обучения
Бакалавриат: от 3 до 5 лет по очной форме
Специалитет: от 4 до 6 лет по очной форме
В большинстве случаев бакалавры получают диплом после 4 лет обучения. Специалисты — после 5 лет. Точный срок указан в Федеральном государственном образовательном стандарте, утвержденном для каждой специальности.
Если обучение ведется не по очной форме, как правило, срок увеличивается на год
📚 Содержание учебных программ
Бакалавриат: примерно 240 зачетных единиц
Специалитет: примерно 300 зачетных единиц
Зачетная единица — единица измерения трудоемкости работы. В них измеряются дисциплины, практики и прохождение государственной итоговой аттестации.
Обычно зачетная единица равна 36 академическим часам. Например, на освоение бакалаврской программы по юриспруденции у студента уйдет 8640 академических часов. На специалитете зачетных единиц примерно на треть больше, а значит, программа насыщеннее
👈 Количество направлений
Бакалавриат: 187 направлений подготовки
Специалитет: 103 специальности
Направление подготовки — это программа бакалавриата. А специальность — программа специалитета.
Для будущих бакалавров выбор направлений почти в 2 раза шире.
При этом есть сферы, где бакалавриат практически не встречается, вроде медицины. Также специалитет остался в актерском и режиссерском искусстве и железнодорожном транспорте
🚪 Процесс поступления
Для бакалавров и специалистов основания и сроки поступления на очную форму одинаковые.
Квалификация не влияет на величину проходного балла — в отличие от требуемой комбинации ЕГЭ, репутации вуза, престижности специальности и баллов за дополнительные экзамены. Поступить на бюджет, например, на юриста одинаково сложно и для бакалавриата, и для специалитета.
Дополнительные вступительные испытания встречаются при поступлении и на бакалавриат, и на специалитет. Специальности и направления, по которым можно проводить испытания, отмечены в специальном перечне
💵 Стоимость обучения
Цена платного обучения не сильно отличается для обоих уровней. Например, средняя стоимость очной формы обучения в Москве и для бакалавров, и для специалистов — 300 тысяч рублей в год.
Скидки чаще бывают на программах бакалавриата: их больше и они популярнее у абитуриентов.
На актерские и художественные специальности скидки встречаются редко. Есть программы специалитета, где все бюджетные места отданы под квоту целевого приема, — такое встречается среди врачебных специальностей
📜 Диплом
И бакалавры, и специалисты получают дипломы о высшем образовании по окончании вуза, но квалификации у них разные. Квалификация — это то, что написано в дипломе о высшем образовании.
Бакалавриат — почти всегда «бакалавр». Специалитет — указывается для каждой специальности отдельно, например «экономист». Полный перечень квалификаций есть в приказе № 1061 Минобрнауки
🧑🎓 Продолжение обучения
Специалитет, по сути, равен оконченным бакалавриату и магистратуре — после него можно сразу идти в аспирантуру. После бакалавриата — сначала в магистратуру, потом в аспирантуру. На магистратуре все бакалавры могут претендовать на бюджет, а для специалистов все несколько сложнее.
Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим
🎯 Целевое обучение
И бакалавры, и специалисты в зависимости от специальности могут заключить договор о целевом обучении с правом поступления в рамках квоты целевого приема.
Эту квоту ежегодно утверждает правительство. На 2022 год квота еще не утверждена. Информация о квотах на 2021 год есть в распоряжении правительства
👔 Требования работодателей
С формальной точки зрения у специалистов больше возможностей после окончания учебы.
ФГОС поколения 3++ утверждаются с учетом профстандартов. В них есть примерный перечень профессий, по которым можно работать после окончания той или иной специальности.
Выпускникам-бакалаврам доступны не все должности: например, они не могут руководить научной организацией. Для такой работы нужно образование не ниже специалиста или магистра.
Как правило, конкретные квалификации имеют значение при устройстве в госструктуры. В частном найме важнее резюме и портфолио
🌎 Признание за границей
Лучше уточнять для каждой страны отдельно. Например, для Франции диплом специалиста соответствует диплому магистра, так же и для Эстонии. А для Британии решает организация UK ENIK: она сопоставляет российский диплом и британские стандарты. В России документы сопоставляет Рособрнадзор.
Соглашения о признании документов об образовании между Россией и другими странами есть на сайте Главэкспертцентра
🎓 Как быть взрослым
Если не уверены, что хотите поступать, почитайте эти статьи:
Как студент 5-го курса специалитета, отговариваю вас от этой фигни, особенно мальчиков. (Потому что в спину дышит армия). Возьмите бакалавриат, если специальность понравится- пойдёте на магу.
Если не понравится специальность- сможете получать магистратуру по чему-то другому.
Иван, >> Потому что в спину дышит армия
Расписание болезней в помощь
Сначала отучился на специалитете, потом год послужил, а после пошел в магистратуру. Есть ощущение, что провел в универе лишний год и потратил какое-то количество лишних нервов, потому что бакалаврскую работу написать сильно проще, чем диплом специалиста.
С другой стороны работал с первого курса, в том числе и в университете, так что в принципе ни о чем не жалею.
Григорий, а откуда у вас информация, что бакалаврскую работу легче написать, чем работу спациалиста?
Лиза, сужу строго по своему факультету — Биофак, — и по людям с бакалавриата, с которыми близко общался. Темы работ были сложнее и требовали больших ресурсов, преподаватели спрашивали строже. Диплом у специалиста был конкретной мощной работой с серьезной защитой, а бакалаврская — немногим сложнее курсовой, люди справлялись за месяц, никто их по лесам не гонял и в лаборатории не запирал.
Как у других не могу знать. Еще важно понимать, что дело было в 2008 году, а с тех пор много воды утекло.
Алексей, уж сколько лет учатся в МФТИ по системе 4+2 и никто не умер. Или они тоже недоинженеры?
По факту.Бакалавр+ магистратура и специалитет.Все это одно и тоже,программу в высших учреждений поменяли,но не сильно.А в некоторых и не меняли.
От себя скажу разницы между Бакалавром+Магистр и Специалистов в области Архитектуры нет.
Считать Бакалавров неудочками,поспешный вывод.
Я склоняюсь к выводу образование это лишь базис.
А главное,что вы собственно из себя представляете,количество выполненых проектов и ваши ценные навыки.
Сравнивать образование и дальнейшую работу это как-выучить теорию в автошколе,но ни разу не сеть за руль на практике.
Закончил специалитет, при эмиграции мне его оценили как магистра и это здорово помогло. С бакалавром я бы банально не прошел конкурсный отбор. Впрочем, для моей специальности иных вариантов и не было, так что не то чтобы я целенаправленно выбрал специалитет.
Выбора особо и не было, потому что в крупных компаниях, где я хотел работать, бакалаврам карьерный рост не светил. Ну и на 5 курсе университета знаний ощутимо прибавилось, поэтому ничуть не пожалел, что учился на год больше. А ещё появляется дополнительное время, чтобы решить призывной вопрос.
ziltoid, а на кого учились, если не секрет?
Лиза, строительство в топливно-энергетической отрасли
В Голландии тоже есть свой «специалитет» и в Италии тоже. В ЮК у юристов вообще тихий адок с количеством программ, которые надо закончить для признания в профессии. Про другие страны не знаю, но вполне возможно, что обязательный «специалитет» для врачей, ветеринаров, стоматологов, художников, актеров и юристов есть везде. Просто есть дисциплины, которые в бакалавриат/магистратуру загонять бессмысленно. И «сравнивать», как делают в этой статье, тоже смысла особого не имеет: есть направления, где кроме специалитета ничего нет (и нет проблемы выбора), а для остального все идут и учатся по системе бакалавр/магистр. Такие дела.
Тут, видимо, какая-то ошибка:
«Если студент поступил в вуз до 30 декабря 2010 и имеет диплом с конкретной квалификацией, например «инженер», то он может претендовать на бюджетное место в магистратуре. Если же он поступил позже обозначенной даты или в его дипломе квалификация «специалист» — то только на платное, потому что для нынешних специалистов магистратура считается вторым высшим».
Алиса, ну всё верно. Если вы поступили в магистратуру в 2014, то в специалитет поступали явно ранее 30.12.2010 года, и имеете диплом дипломированного специалиста (юрист). Поэтому для вас магистратура не является получением второго высшего, вы имели право на бюджетное место магистратуры.
Алиса, а в каком году вы поступили в вуз?
Екатерина, я поняла, что мне не хватило уточнения о поступлении именно в первый вуз)))
Алексей, для подай принеси не обязательно учиться 4 года))
Алексей, глупость написали.
Я могу сравнить своё образование МФТИ (магистратура, специализация «телекоммуникационные системы и сети») и других своих коллег, вышедших с Физтеха, с коллегами, получившими специалистов в МТУСИ.
Сказать, откуда лучше инженеры? Или сами догадаетесь?
Доучиваюсь на шестом курсе специалиста, специальность «компьютерная безопасность», срок обучения 5,5 лет.
В нашем институте (теперь мы красиво называемся институт кибербезопасности) есть ещё два направления специалитета и одно бакалавриата (ещё две магистратуры и аспирантура, а так же диссовет для кандидатов и докторов наук).
Первые два года разницы между бакалавриатом и специалитетом нет, вся программа совпадает. Дальше начинаются различия, но бакалавриат от специалитетов отличается одним-двумя предметами в семестр.
Отношение преподавателей примерно одно и то же что к бакалаврам, что к специалистам, разве что иногда могут быть безобидные шутки, но в основном бакалавры идут в магистратуру, поэтому разница совсем нивелируется.
При этом моя специальность достаточно сильно углубляется в одну из областей и это углубление не преподают ни в бакалавриате, ни в магистратуре. Мне это углубление нравится, поэтому о выборе не жалею, хотя некоторые переходят в группу бакалавров, чтобы быстрее получить диплом (для мальчиков это чревато проблемами с призывом, потому что отсрочка «сгорает»).