зачем истребителю подъемный щиток за кабиной пилотов
Су-27: характеристики истребителя, скорость, вооружение, чертежи, кабина
Система управления вооружением
В Су-27 используется система управления вооружением (СУВ), состоящая из следующих подсистем:
Особого внимания заслуживает нашлемная система указания «Щель-ЗУМ», входящая в состав ОЭПС-27. «Щель-ЗУМ» представляет собой устройство на шлеме пилота, которое в зависимости от поворота головы летчика определяет координаты целей, попадающих в поле зрения.
Нашлемная система указания цели «Щель-ЗУМ»
Окраска самолета
Серийные Су-27 окрашены в стандартный для истребителей «небесный» камуфляж из трех оттенков голубого цвета. Нижняя часть самолета выкрашена в однотонный светло-голубой. Диски колес и ниши шасси окрашены в разные оттенки зеленого цвета, стойки шасси серые. Изнутри кабина тоже имеет преимущественно зеленую и сине-зеленую окраску.
Номера самолетов наносятся на киль и переднюю часть фюзеляжа. Первые машины имели номера одинакового размера, более поздние образцы — уменьшенный размер цифр на килях. Фирменный логотип нанесен на корпус в нижней части киля. Боевые ракеты на таких самолетах выкрашены в белый, учебные отличаются тремя черными полосами, окольцовывающих корпус снаряда.
История создания истребителя Су-27
История создания самолета Су-27 берет начало еще в шестидесятых годах прошлого столетия. В тот период целый ряд стран практически единовременно принялся за разработку истребителей четвертого поколения. Создание таких крылатых машин было стратегически важным шагом, т. к. в то время активно разворачивалась «гонка вооружений» между странами-лидерами военного ремесла.
В связи с тем, что США начали в 1966 году программу Fighter Experimental по созданию истребителей нового поколения, вопрос с разработкой аналогичных машин в СССР стал гораздо острее. Окончательные требования к проекту FX оформились в 1969 году. В том же году в СССР ОКБ Сухого выполнило первичные разработки новейшего истребителя, а уже в 1971 году на конкурсной основе получило «добро» на разработку воздушной машины, превосходящей американский аналог.
В то время авиаконструкторы вновь признали важность «догфайта» (маневренного ближнего боя) для самолетов, поэтому возможность таких маневров была предусмотрена в конструкции будущей воздушной машины.
В 1972 Су-27 (тогда носивший кодовое название Т-10, как проект) прошел конкурс от КБ МиГ, и после было принято решение об одновременном создании легкого и тяжелого истребителей, в том числе на базе наработок ОКБ Сухого.
Тем не менее до момента, когда Су-27 окажется на вооружении России, пройдет еще долгое время: начало эксплуатации этих машин было положено только в 1985 году.
Прототипы
Первый прототип Су-27 поднялся в воздух 20 мая 1977 года. На нем было выполнено 38 полетов для проверки летных качеств (т. е. на эту модель не было установлено вооружение). Следующий образец во время испытаний попал в продольную раскачку, в результате чего машина была разрушена, а летчик погиб. На образцы под номерами 4 и 5 были установлены двигатели нового типа. Позже были построены 5 самолетов Т-105, на которых в том числе тестировалось и вооружение.
В ходе испытаний было выявлено, что машины образца Т-10 не только значительно уступают своему прямому конкуренту— F-15, но и в принципе имеют плохие характеристики расхода топлива, аэродинамики и некоторых других атрибутов. Конструкторами было принято отчаянное решение: не выпускать в серию практически завершенную модель самолета, а разработать новую на ее базе, превосходящую прямого соперника.
Т-10 — прототип Су-27
Модель Т-10С была разработана в кратчайшие сроки. 20 апреля 1981 года первый серийный образец заново сконструированного самолета поднялся в небо для проведения испытательного полета. Испытания прошли успешно, хотя и с этой моделью все было не так гладко: в декабре того же года одна из таких машин разрушилась в воздухе, погубив пилота.
Позже характеристики истребителя не раз менялись и дорабатывались, в том числе и после запуска серийного производства. В целом советским авиаконструкторам удалось создать машину, не уступающую F-15 в большинстве характеристик, а по некоторым и превосходящую его.
Характеристики истребителя
Рассмотрим основные характеристики истребителя Су-27 на примере модификации Су-27П (С) :
Таким образом, Су-27 по своим техническим характеристикам превосходит многие модели четвертого поколения.
В среде авиаконструкторов распространена поговорка: «Красивый самолет хорошо летает». Касательно Су-27 это утверждение работает на все сто процентов: многие эксперты и любители авиации отмечают особую грацию и эстетическую привлекательность этой модели самолета. Кроме того, летные качества этой машины позволили Су-27 установить несколько мировых рекордов.
Конструкция
Учитывая историю создания модели Су-27, его конструкцию можно назвать по-своему уникальной, а также одной из самых эффективных среди истребителей, современных этому выпуску.
Планер самолета
Планер самолета состоит из трех частей: носовой, передней и хвостовой. Носовая часть представлена в виде полумонококка, в среднюю входят баки, гаррот и боковые отсеки центроплана. Задняя часть включает в себя хвостовые балки и центральный бак.
Су-27 имеет интегральный планер. Крыло самолета плавно сопряжено с фюзеляжем, сливаясь в единый несущий корпус. Крылья стреловидные — 42° по передней кромке. Удлинение крыла 3,5, сужение — 3,4.
Аэродинамика самолета была улучшена за счет уменьшения веса корпуса: около трети металлической конструкции заменено на титан. В то же время композитные материалы в конструкции практически не были использованы.
Окраска самолета стандартизированная. Нижняя часть имеет светло-голубой цвет, а верхняя окрашена в трехцветный камуфляж голубых оттенков. Любопытно, что на всех самолетах серии камуфляжные пятна располагаются идентичным образом.
Капоты двигателей в ходе эксплуатации быстро приобретают радужный оттенок в результате образования окисной пленки от нагревания. Стойки шасси окрашены в светло-серый цвет, а диски колес — в зеленый. Створки шасси и внутренняя поверхность люков, а также тормозной щиток выкрашены в красный.
Кабина Су-27
Система управления самолетом
Су-27 оснащен СДУ-10С, которая улучшает аэродинамические свойства планера в полете, снижает нагрузку и управляет полетом. Система управления имеет два рабочих режима и один аварийный.
Автоматическое управление обеспечивается системой САУ-10, которая стабилизирует угловые положения самолета, высоту его полета, переведение в горизонтальный полет, управление вооружением, заход на посадку по радиомаякам и другие функции.
Чтобы повысить надежность управления и защитить управление самолетом от взлома, каналы СДУ имеют разные типы сигналов: продольный — четырехканальный, а креновый и курсовой — трехканальный. Исправность системы контролируется кворумами, а все каналы управления синхронизированы между собой.
Пилотажно-навигационный комплекс
На Су-27 используется система ПНК-10, состоящая из двух комплексов:
Кроме того, истребитель оборудован СО-69 или СО-72 (в зависимости от модификации), а также ответчиком системы государственного опознавания.
ПНК-10 способен автономно или при помощи радиокоррекции сообщать пилоту информацию о курсе и дальности полета, а также параметры крена и тангажа. За счет измерения курсового угла радиостанции встроенный радиокомпас ориентирует летчика для эффективного ведения самолета. Кроме того, системы ПНК способны как автоматически, так и в ручном режиме пилотировать самолет по заданному курсу и возвращать его на программно заданный аэродром.
Усовершенствованная система пилотажа вкупе с удачной конфигурацией корпуса позволяет выполнять на Су-27 фигуры высшего пилотажа. Например, «Кобра», исполненная на авиашоу во Франции, доказала совершенство маневренности и управляемости отечественной машины в сравнении с конкурентными самолетами.
Силовая установка
На Су-27 используются два двигателя АЛ-31Ф. Они расположены под хвостовой частью фюзеляжа. Используемые двигатели имеют низкий расход топлива и на форсаже, и на минимальной тяге.
Двигатели широко разнесены относительно корпуса. При попадании в один двигатель вероятность повреждения и отказа второго существенно снижается. Кроме того, такая конструкция снижает зависимость влияния фюзеляжа на воздухозаборники и создает довольно широкий внутренний туннель для оружейной подвески.
Управлением вектором тяги занимается регулятор сопла и форсажа РСФ-31. Сопла форсажных камер регулируются автоматически, они используют в качестве рабочей жидкости моторное топливо.
Топливная система
В большинстве модификаций Су-27 топливо находится в шести баках, из которых 4 — фюзеляжные и 2 — крыльевые. Полный запас топлива составляет 9400 кг. Однако в основном используется неполный вариант заправки топлива, при котором запас составляет 5240 кг. В качестве топлива применяются авиакеросин, РТ, Т-1, ТС, а также смеси этих веществ.
Расход топлива на форсажной скорости составляет 1,92 кг горючего в час, на максимальной скорости расход керосина составит 0,75 кг в час.
Гидравлическая система
Гидравлическая система предназначена для работы стоек шасси, тормозов колес, рулевых приводов системы и других механизмов.
Пневмосистема
Пневмосистема Су-27 заряжается техническим азотом и необходима для аварийного выпуска шасси и для пневмопривода фонаря кабины пилота.
Шасси
Используется трехопорное шасси с передней опорой. База шасси составляет 5,8 м, колея — 4,34 м. Используются газомасляные амортизаторы стоек.
Электроснабжение
Первичная сеть переменного тока (200/115 В) двухканальная, имеет 400 Гц стабильной частоты. Вторичная сеть тоже двухканальная, но ее напряжение гораздо слабее (27 В). В качестве аварийного питания имеются две никель-кадмиевые батареи.
Бортовые средства связи
На судне установлено 2 радиостанции: Р-800Л и Р-864Л, а также аппаратура внутренней связи П-515 и аппаратура записи переговоров П-5ОЗБ. Кроме того, самолет оснащен аппаратурой телекодовой связи для обмена тактической информацией.
Бортовой комплекс обороны
В качестве оборонного комплекса на Су-27 используется СПО-15 «Береза», блоки выброса помех АПП-50, а также может быть установлена станция активных помех «Сорбция».
Вооружение
В режиме воздух-воздух самолеты могут обнаруживать до 10 целей, наводить до 2 ракет на одну цель и обстреливать только одну цель. В режиме воздух-земля самолеты главным образом «ведут» цель, картографируя местность и обнаруживая объекты.
Основное вооружение Су-27 — до 6 ракет типа «воздух-воздух» Р-27. Также оснащение предусматривает навешивание до 6 ракет ближнего боя Р73. В правом крыле установлена тридцатимиллиметровая автоматическая пушка ГШ-30-1.
Су-27 морально устарел?ДаНет
Модификации самолета Су-27
Эффективность Су-27 положила начало множеству модификаций этой машины, более узконаправленных на решение специфических боевых задач либо совершенствующих конструкцию. Приведем некоторые варианты модификаций этого самолета в хронологическом порядке:
Кроме того, существуют украинские модернизации самолета. В 2014 году В. В. Гелетей своим приказом утвердил 4 модификации Су-27 под наименованиями Су-27П1М, Су-27УП1М, Су-27С1М и Су-27УБ1М. Однако, исходя из открытых источников, в ВВС Украины так и не поступило ни одной из названных модификаций.
Один из самолетов Су-27, состоявших на вооружении украинской армии, потерпел крушение 16 октября 2018 года, во время международных учений. В результате погибли пилоты со стороны Украины и Америки. Годом ранее Су-27 из американского крыла «Агрессоры» также потерпел крушение во время учений. Всего было зарегистрировано 28 аварий и катастроф с участием этого самолета и его модификаций, однако точное число крушений неизвестно.
В общей сложности было выпущено 24 модификации Су-27, из которых 4 были сконструированы специально по заказу ВВС Украины.
Боевое применение
До прекращения существования СССР было выпущено порядка 680 самолетов образца Су-27 и его модификаций. На данный момент эти самолеты эксплуатируют следующие государства:
Таким образом, истребители Су-27 являются одними из самых распространенных воздушных боевых машин, в частности, среди поколения 4.
В российские войска Су-27 впервые начали поступать в 1984 году. Западным военным об этой модели самолета стало известно после инцидента над Баренцевым морем тремя годами позднее: патрульный самолет, принадлежащий СССР, столкнулся в воздухе с норвежским «коллегой». Однако оба самолета смогли удержаться в воздухе и благополучно вернуться на базы.
Во времена СССР Су-27 находился в составе войск ПВО. Сейчас этот самолет — один из главных на вооружении российских ВВС (около 400 самолетов этой модели сейчас стоят на вооружении России). Некоторые модификации (например, Су-27СМ) относятся уже к поколению 4++, это одни из самых совершенных воздушных машин на сегодняшний день.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
За штурвалом МиГ-29: как выглядит истребитель изнутри
Зачем истребителю термометр на носу, как здесь заливается топливо и что означают все эти кнопки на приборной панели? МиГ-29 уже много лет стоит на вооружении ВВС России и отлично справляется с поставленными задачами. Теперь у вас тоже есть возможность посидеть в кабине пилота и узнать, что обычно хочется спросить у лётчиков об их птицах.
Фото © LIFE / Владислав Ариалар
Проект создания лёгкого фронтового истребителя нового поколения в СССР начали ещё в 1969 году, а на вооружение МиГ-29 поступил в августе 1983-го. На тот момент лёгкий самолёт заменил устаревший МиГ-23 и использовался для завоевания господства в воздухе. У этой модели самолёта за всю историю были десятки разных модификаций. Модели некоторых из них до сих пор стоят на вооружении ВВС России. Мы подготовили 3D-репортаж и предлагаем нашим читателям увидеть и узнать всё самое интересное о легендарной модели истребителя МиГ-29.
За штурвалом МиГ-29: как выглядит истребитель изнутри
Этот самолёт принадлежит авиационной группе высшего пилотажа Военно-воздушных сил России «Стрижи», которая базируется в 60 километрах от Москвы на аэродроме Кубинка. Обратите внимание на кнопки-подсказки и меню в нижней части 3D-репортажа. Одна из опций позволит увидеть истребитель с неожиданного ракурса.
Авиация России
Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.
Почему Су-35С называют самым опасным истребителем в мире
Су-35С – многофункциональный истребитель поколения 4++. Он представляет собой «начинку», в которой использованы разработки для российского самолёта 5-го поколения ПАК ФА Т-50, заключенную в «оболочку» Су-27, лучшего в мире истребителя 4-го поколения.
Су-35С – это компромисс между прошлым и будущим отечественной авиапромышленности. Подобный подход позволил добиться главного: обладая всеми качествами истребителя 5-го поколения кроме «невидимости» для радаров, Су-35С сохранил стоимость на уровне машин 4-го поколения. Всё это обещает немалый коммерческий успех проекту, доказательством чему служит контракт на продажу 24 машин Китаю на сумму около 2 млрд долларов.
Но дело не только в экономическом эффекте и экспортном потенциале нового самолёта.
Журналисты немецкого издания Stern назвали Су-35С самым опасным истребителем в мире.
Если это и преувеличение, то не сильное. По своим боевым возможностям Су-35С имеет мало соперников в мире. А точнее, только одного – американский истребитель завоевания превосходства в воздухе F-22 Raptor, гораздо более дорогой самолёт. Да и с ним сравнение не так уж безнадёжно, а для доказательства, предлагаем совершить небольшую экскурсию по Су-35С и познакомимся с его сильными сторонами.
Как отличить Су-35С от Су-27
Внешне отличить Су-35С от Су-27, на основе которого он сделан, просто лишь на земле.
У Су-35 нет выдвижного тормозного щитка за кабиной и чуть уменьшена площадь вертикального оперения, но «невооруженным» глазом этого не разглядишь. А вот два колеса на передней стойке шасси Су-35С вместо одного у Су-27 увидит каждый. Это небольшое отличие говорит о том, что Су-35 имеет большую максимальную взлётную массу – 38 800 кг против 33 000 кг у Су-27. Усиленная конструкция позволила увеличить ресурс планера до 6000 ч, а главное — взять на борт большую нагрузку.
Многофункциональный
Вооружение Су-35С
Двойная мощность
Не утратить манёвренность и скорость потяжелевшему истребителю позволили два модернизированных двигателя АЛ-41Ф1С. Благодаря применению технологий, разрабатываемых для двигателей истребителя 5-го поколения, их максимальная тяга увеличилась на 16% – до 14 500 кгс против 12 500 кгс у АЛ-31Ф для Су-27, а ресурс возрос в четыре раза – до 4000 ч против 1000 ч.
Благодаря этим двигателям тяговооруженность (отношение тяги к нормальной взлетной массе самолёта) Су-35 повысилась до 1,1. Для сравнения: у новейшего американского истребителя 5-го поколения F-35 этот параметр не превышает 0,81, а у F-22 он равен 1,09.
Стремительный взлёт благодаря двум двигателям АЛ-41Ф1С
Фото (с) Марины Лысцевой
И ещё один огромный плюс: двигатели Су-35С оснащены системой управления вектором тяги. До сих пор в мире стояли на вооружении только четыре таких самолёта: Миг-29К/КУБ, Су-30СМ, F-22 и F-35, а также перспективный МиГ-35, который только ещё будет поступать на вооружение в ВКС России.
Самое главное
Фото (с) Михаила Полякова, Russianplanes.net
Су-35С может брать на борт не только ракеты «воздух – воздух», но и вооружение широчайшего диапазона для работы по наземным и морским целям
Разумеется, подобная модификация в семействе самолётов Су-27 уже есть – это Су-30СМ. Но экипаж Су-30СМ состоит из двух человек, потому что до последнего времени один лётчик был не в состоянии одновременно пилотировать самолёт и управлять высокоточным вооружением. Система управления Су-35С позволяет это делать. А ведь одноместная кабина вместо двухместной – это экономия в 1,5 т.
Единое целое
Уменьшение экипажа Су-35С до одного человека в сравнении с Су-30СМ достигнуто благодаря высочайшей степени автоматизации этого самолёта. Летчик Су-35С на самом деле не управляет самолётом, а с помощью органов управления в кабине информирует о своих намерениях систему управления, которая уже сама решает, как наиболее оптимальным образом реализовать приказ пилота с помощью перемещения аэродинамических управляющих поверхностей и поворотных сопел двигателей.
Не отрывая глаз и рук
Значительно облегчает работу пилота и реализация принципа HOTAS (Hands On Throttle-And-Stick – руки на секторе газа и ручке управления): возможность управления всеми системами не отрывая рук от органов управления. РУС (ручка управления самолётом) и РУД (ручка управления двигателем) Су-35С оснащены таким количеством кнопок, гашеток, тумблеров и многопозиционных переключателей, какое не найдешь и на игровом джойстике. Что, впрочем, не удивительно: самолёт – не игрушка.
Джойстик (HOTAS) вместо традиционного штурвала
Восприятие информации облегчает реализация принципа так называемой стеклянной кабины, когда все необходимые параметры выводятся на два больших дисплея с диагональю 15 дюймов и разрешением 1400х1050 точек. На Су-35 вообще нет стрелочных индикаторов. Даже резервные приборы цифровые и расположены на отдельном дисплее с независимым питанием. А самая важная информация демонстрируется на прозрачный дисплей на фоне остекления кабины.
Всевидящее око
Если продолжить разговор об электронной начинке, то одно из самых эффективных новшеств Су-35С – радар с фазированной антенной решеткой «Ирбис-Э». Это самый мощный в мире радар для истребителя. Его пиковая мощность достигает 20 000 Вт (у F-22 – около 16 500 Вт). Противника 4-го поколения он обнаруживает на беспрецедентной дальности в 400 км. А «невидимку» 5-го поколения с ЭОП (эффективной отражающей поверхностью) 0,01 м 2 разглядит на расстоянии 90 км.
РЛС Су-35С «Ирбис-Э» с ФАР.
Радар позволяет сопровождать одновременно 30 воздушных целей и обстреливать восемь из них.
Соперники
Наконец, никто в мире не может сравниться с Су-35С по манёвренности. Разумеется, у F-35 есть такой козырь, как технология Stealth, однако мощный радар Cу-35С вполне может это преимущество нивелировать.
Су-35С может нести 12 ракет воздушного боя против 10 у F-35.
Максимальная скорость Су-35С более чем в полтора раза больше (2500 против 1700 км/ч), а это значит, что F-35 не может при неблагоприятных условиях уклониться от боя с Cу-35С, а Су-35С может выйти из схватки в любой момент.
Сверхманёвренность
Сверхманёвренность – фирменный «конёк» истребителей семейства Су-27. На дебютном для этого самолёта показе на Западе, на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году, лётчик-испытатель Виктор Пугачёв поразил публику и специалистов своей «коброй». Су-35С в Ле-Бурже-2013 преподнес очередную сенсацию. Этот маневр журналисты прозвали «блинчиком»: самолёт, не теряя высоты и скорости, совершал разворот в горизонтальной плоскости на 360 градусов. Один из иностранных специалистов заявил, что так летать может только НЛО.
Неустаревающий Су-27 – обзор многофункционального истребителя
Система управления вооружением
В Су-27 используется система управления вооружением (СУВ), состоящая из следующих подсистем:
Особого внимания заслуживает нашлемная система указания «Щель-ЗУМ», входящая в состав ОЭПС-27. «Щель-ЗУМ» представляет собой устройство на шлеме пилота, которое в зависимости от поворота головы летчика определяет координаты целей, попадающих в поле зрения.
Нашлемная система указания цели «Щель-ЗУМ»
Окраска самолета
Серийные Су-27 окрашены в стандартный для истребителей «небесный» камуфляж из трех оттенков голубого цвета. Нижняя часть самолета выкрашена в однотонный светло-голубой. Диски колес и ниши шасси окрашены в разные оттенки зеленого цвета, стойки шасси серые. Изнутри кабина тоже имеет преимущественно зеленую и сине-зеленую окраску.
Номера самолетов наносятся на киль и переднюю часть фюзеляжа. Первые машины имели номера одинакового размера, более поздние образцы — уменьшенный размер цифр на килях. Фирменный логотип нанесен на корпус в нижней части киля. Боевые ракеты на таких самолетах выкрашены в белый, учебные отличаются тремя черными полосами, окольцовывающих корпус снаряда.
История создания истребителя Су-27
История создания самолета Су-27 берет начало еще в шестидесятых годах прошлого столетия. В тот период целый ряд стран практически единовременно принялся за разработку истребителей четвертого поколения. Создание таких крылатых машин было стратегически важным шагом, т. к. в то время активно разворачивалась «гонка вооружений» между странами-лидерами военного ремесла.
В связи с тем, что США начали в 1966 году программу Fighter Experimental по созданию истребителей нового поколения, вопрос с разработкой аналогичных машин в СССР стал гораздо острее. Окончательные требования к проекту FX оформились в 1969 году. В том же году в СССР ОКБ Сухого выполнило первичные разработки новейшего истребителя, а уже в 1971 году на конкурсной основе получило «добро» на разработку воздушной машины, превосходящей американский аналог.
В то время авиаконструкторы вновь признали важность «догфайта» (маневренного ближнего боя) для самолетов, поэтому возможность таких маневров была предусмотрена в конструкции будущей воздушной машины.
В 1972 Су-27 (тогда носивший кодовое название Т-10, как проект) прошел конкурс от КБ МиГ, и после было принято решение об одновременном создании легкого и тяжелого истребителей, в том числе на базе наработок ОКБ Сухого.
Тем не менее до момента, когда Су-27 окажется на вооружении России, пройдет еще долгое время: начало эксплуатации этих машин было положено только в 1985 году.
Прототипы
Первый прототип Су-27 поднялся в воздух 20 мая 1977 года. На нем было выполнено 38 полетов для проверки летных качеств (т.е. на эту модель не было установлено вооружение). Следующий образец во время испытаний попал в продольную раскачку, в результате чего машина была разрушена, а летчик погиб. На образцы под номерами 4 и 5 были установлены двигатели нового типа. Позже были построены 5 самолетов Т-105, на которых в том числе тестировалось и вооружение.
В ходе испытаний было выявлено, что машины образца Т-10 не только значительно уступают своему прямому конкуренту— F-15, но и в принципе имеют плохие характеристики расхода топлива, аэродинамики и некоторых других атрибутов. Конструкторами было принято отчаянное решение: не выпускать в серию практически завершенную модель самолета, а разработать новую на ее базе, превосходящую прямого соперника.
Т-10 – прототип Су-27
Модель Т-10С была разработана в кратчайшие сроки. 20 апреля 1981 года первый серийный образец заново сконструированного самолета поднялся в небо для проведения испытательного полета. Испытания прошли успешно, хотя и с этой моделью все было не так гладко: в декабре того же года одна из таких машин разрушилась в воздухе, погубив пилота.
Позже характеристики истребителя не раз менялись и дорабатывались, в том числе и после запуска серийного производства. В целом советским авиаконструкторам удалось создать машину, не уступающую F-15 в большинстве характеристик, а по некоторым и превосходящую его.
Характеристики истребителя
Рассмотрим основные характеристики истребителя Су-27 на примере модификации Су-27П(С):
Таким образом, Су-27 по своим техническим характеристикам превосходит многие модели четвертого поколения.
В среде авиаконструкторов распространена поговорка: «Красивый самолет хорошо летает». Касательно Су-27 это утверждение работает на все сто процентов: многие эксперты и любители авиации отмечают особую грацию и эстетическую привлекательность этой модели самолета. Кроме того, летные качества этой машины позволили Су-27 установить несколько мировых рекордов.
Конструкция
Учитывая историю создания модели Су-27, его конструкцию можно назвать по-своему уникальной, а также одной из самых эффективных среди истребителей, современных этому выпуску.
Планер самолета
Планер самолета состоит из трех частей: носовой, передней и хвостовой. Носовая часть представлена в виде полумонококка, в среднюю входят баки, гаррот и боковые отсеки центроплана. Задняя часть включает в себя хвостовые балки и центральный бак.
Су-27 имеет интегральный планер. Крыло самолета плавно сопряжено с фюзеляжем, сливаясь в единый несущий корпус. Крылья стреловидные — 42° по передней кромке. Удлинение крыла 3,5, сужение — 3,4.
Аэродинамика самолета была улучшена за счет уменьшения веса корпуса: около трети металлической конструкции заменено на титан. В то же время композитные материалы в конструкции практически не были использованы.
Окраска самолета стандартизированная. Нижняя часть имеет светло-голубой цвет, а верхняя окрашена в трехцветный камуфляж голубых оттенков. Любопытно, что на всех самолетах серии камуфляжные пятна располагаются идентичным образом.
Капоты двигателей в ходе эксплуатации быстро приобретают радужный оттенок в результате образования окисной пленки от нагревания. Стойки шасси окрашены в светло-серый цвет, а диски колес — в зеленый. Створки шасси и внутренняя поверхность люков, а также тормозной щиток выкрашены в красный.
Кабина Су-27
Система управления самолетом
Су-27 оснащен СДУ-10С, которая улучшает аэродинамические свойства планера в полете, снижает нагрузку и управляет полетом. Система управления имеет два рабочих режима и один аварийный.
Автоматическое управление обеспечивается системой САУ-10, которая стабилизирует угловые положения самолета, высоту его полета, переведение в горизонтальный полет, управление вооружением, заход на посадку по радиомаякам и другие функции.
Чтобы повысить надежность управления и защитить управление самолетом от взлома, каналы СДУ имеют разные типы сигналов: продольный — четырехканальный, а креновый и курсовой — трехканальный. Исправность системы контролируется кворумами, а все каналы управления синхронизированы между собой.
Пилотажно-навигационный комплекс
На Су-27 используется система ПНК-10, состоящая из двух комплексов:
Кроме того, истребитель оборудован СО-69 или СО-72 (в зависимости от модификации), а также ответчиком системы государственного опознавания.
ПНК-10 способен автономно или при помощи радиокоррекции сообщать пилоту информацию о курсе и дальности полета, а также параметры крена и тангажа. За счет измерения курсового угла радиостанции встроенный радиокомпас ориентирует летчика для эффективного ведения самолета. Кроме того, системы ПНК способны как автоматически, так и в ручном режиме пилотировать самолет по заданному курсу и возвращать его на программно заданный аэродром.
Усовершенствованная система пилотажа вкупе с удачной конфигурацией корпуса позволяет выполнять на Су-27 фигуры высшего пилотажа. Например, «Кобра», исполненная на авиашоу во Франции, доказала совершенство маневренности и управляемости отечественной машины в сравнении с конкурентными самолетами.
Силовая установка
На Су-27 используются два двигателя АЛ-31Ф. Они расположены под хвостовой частью фюзеляжа. Используемые двигатели имеют низкий расход топлива и на форсаже, и на минимальной тяге.
Двигатели широко разнесены относительно корпуса. При попадании в один двигатель вероятность повреждения и отказа второго существенно снижается. Кроме того, такая конструкция снижает зависимость влияния фюзеляжа на воздухозаборники и создает довольно широкий внутренний туннель для оружейной подвески.
Управлением вектором тяги занимается регулятор сопла и форсажа РСФ-31. Сопла форсажных камер регулируются автоматически, они используют в качестве рабочей жидкости моторное топливо.
Топливная система
В большинстве модификаций Су-27 топливо находится в шести баках, из которых 4 — фюзеляжные и 2 — крыльевые. Полный запас топлива составляет 9400 кг. Однако в основном используется неполный вариант заправки топлива, при котором запас составляет 5240 кг. В качестве топлива применяются авиакеросин, РТ, Т-1, ТС, а также смеси этих веществ.
Удельный расход топлива на форсаже 2,02-2,08 кг/кгс-ч (2,0), без форсажа/крейсерский режим 0,78-0,80 кг/кгс-ч (0,795).
Гидравлическая система
Гидравлическая система предназначена для работы стоек шасси, тормозов колес, рулевых приводов системы и других механизмов.
Пневмосистема
Пневмосистема Су-27 заряжается техническим азотом и необходима для аварийного выпуска шасси и для пневмопривода фонаря кабины пилота.
Шасси
Используется трехопорное шасси с передней опорой. База шасси составляет 5,8 м, колея — 4,34 м. Используются газомасляные амортизаторы стоек.
Электроснабжение
Первичная сеть переменного тока (200/115 В) двухканальная, имеет 400 Гц стабильной частоты. Вторичная сеть тоже двухканальная, но ее напряжение гораздо слабее (27 В). В качестве аварийного питания имеются две никель-кадмиевые батареи.
Бортовые средства связи
На судне установлено 2 радиостанции: Р-800Л и Р-864Л, а также аппаратура внутренней связи П-515 и аппаратура записи переговоров П-5ОЗБ. Кроме того, самолет оснащен аппаратурой телекодовой связи для обмена тактической информацией.
Бортовой комплекс обороны
В качестве оборонного комплекса на Су-27 используется СПО-15 «Береза», блоки выброса помех АПП-50, а также может быть установлена станция активных помех «Сорбция».
Вооружение
В режиме воздух-воздух самолеты могут обнаруживать до 10 целей, наводить до 2 ракет на одну цель и обстреливать только одну цель. В режиме воздух-земля самолеты главным образом «ведут» цель, картографируя местность и обнаруживая объекты.
Основное вооружение Су-27 — до 6 ракет типа «воздух-воздух» Р-27. Также оснащение предусматривает навешивание до 6 ракет ближнего боя Р73. В правом крыле установлена тридцатимиллиметровая автоматическая пушка ГШ-30-1.
Модификации самолета Су-27
Эффективность Су-27 положила начало множеству модификаций этой машины, более узконаправленных на решение специфических боевых задач либо совершенствующих конструкцию. Приведем некоторые варианты модификаций этого самолета в хронологическом порядке:
Кроме того, существуют украинские модернизации самолета. В 2014 году В. В. Гелетей своим приказом утвердил 4 модификации Су-27 под наименованиями Су-27П1М, Су-27УП1М, Су-27С1М и Су-27УБ1М. Однако, исходя из открытых источников, в ВВС Украины так и не поступило ни одной из названных модификаций.
Один из самолетов Су-27, состоявших на вооружении украинской армии, потерпел крушение 16 октября 2018 года, во время международных учений. В результате погибли пилоты со стороны Украины и Америки. Годом ранее Су-27 из американского крыла «Агрессоры» также потерпел крушение во время учений. Всего было зарегистрировано 28 аварий и катастроф с участием этого самолета и его модификаций, однако точное число крушений неизвестно.
В общей сложности было выпущено 24 модификации Су-27, из которых 4 были сконструированы специально по заказу ВВС Украины.
Боевое применение
До прекращения существования СССР было выпущено порядка 680 самолетов образца Су-27 и его модификаций. На данный момент эти самолеты эксплуатируют следующие государства:
Таким образом, истребители Су-27 являются одними из самых распространенных воздушных боевых машин, в частности, среди поколения 4.
В российские войска Су-27 впервые начали поступать в 1984 году. Западным военным об этой модели самолета стало известно после инцидента над Баренцевым морем тремя годами позднее: патрульный самолет, принадлежащий СССР, столкнулся в воздухе с норвежским «коллегой». Однако оба самолета смогли удержаться в воздухе и благополучно вернуться на базы.
Во времена СССР Су-27 находился в составе войск ПВО. Сейчас этот самолет — один из главных на вооружении российских ВВС (около 400 самолетов этой модели сейчас стоят на вооружении России). Некоторые модификации (например, Су-27СМ) относятся уже к поколению 4++, это одни из самых совершенных воздушных машин на сегодняшний день.