зачем истребители сопровождают самолеты
Перехватить шпиона. Почему от российских границ так часто прогоняют чужие самолеты
За последнюю неделю российские истребители перехватили уже три иностранных самолета-разведчика, в частности, над Балтикой, где проходят учения НАТО. Военные эксперты рассказали «360», что такое перехват и для чего другие страны посылают воздушных шпионов к российским границам.
10 июня истребитель Су-27 перехватил два самолета ВВС США и Швеции у российской границы, над нейтральными водами Балтики. Об этом РИА «Новости» сообщили в департаменте информации и массовых коммуникаций Минобороны. Следуя международным правилам использования воздушного пространства, пилот сопроводил воздушные суда, не допустив нарушения ими российской границы.
Минобороны показало перехват самолетов‐разведчиков над Балтикой
«Экипаж российского истребителя приблизился на безопасное расстояние к воздушным объектам и идентифицировал их как самолеты-разведчики ВВС США RC-135 и ВВС Швеции „Гольфстрим“», — сообщили в ведомстве.
С 9 по 21 июня в Балтийском море проводятся учения НАТО Baltops-2019. В морских и воздушных маневрах участвуют 8,6 тысячи военнослужащих, а также 40 кораблей и подводных лодок из 18 стран альянса и государств-партнеров. Впервые за долгое время к учениям присоединились корабли воссозданного в 2018 году Второго флота США.
А 4 июня, приводит агентство сообщение пресс-службы Шестого флота США, истребитель истребитель Су-35 трижды перехватил разведывательный самолет P-8A Poseidon в международном воздушном пространстве над Средиземным морем. Второе сближение американское военное ведомство назвало «опасным». Российский самолет на высокой скорости пролетел прямо перед P-8A, что вызвало волну турбулентности.
«Мы ожидаем, что они (российская сторона — прим. ред.) будут вести себя в рамках международных стандартов, установленных для обеспечения безопасности и предотвращения инцидентов. Небезопасные перехваты повышают риск просчетов и возможность столкновения в воздухе», — сказано в заявлении.
В 2018 году самолеты ВКС сопроводили более 980 тысяч летательных аппаратов, в том числе три тысячи боевых самолетов, из которых тысяча — разведчики.
Что такое перехват
Военный эксперт Алексей Леонков объяснил «360», что в России действует эшелонированная система ПВО. Если радиолокационные станции фиксируют приближение к границам летательных аппаратов с выключенными транспондерами, то в воздух поднимают истребители. Они приближаются к «гостям» и определяют, какое это судно — гражданское или военное.
«В это время станции радиотехнической разведки определяют, работает ли в это время оборудование их самолетов. Они видят летательные аппараты с невключенными транспондерами, которые пытаются провести радиолокационную разведку нашей территории», — добавил Леонков.
Затем российский истребитель сопровождает «гостя», специальными знаками и маневрами, показывая, что чужой самолет идет на нарушение границ, приближаясь к ним слишком близко. Выходит на общую связь, и, если летчик не реагирует на призывы покинуть воздушное пространство, пилоты Су демонстрируют вооружение — ракеты класса «воздух — воздух».
«Если экипаж разумный, то самолет удаляется ни с чем, без данных разведки. Если происходит дальнейшее нарушение, иностранные пилоты не реагируют на команды, идут прежним курсом вглубь территории страны, то начинаются маневрирование, предупредительный огонь по курсу самолета. Если самолет все равно не реагирует, то либо его принуждают к посадке, либо, если это невозможно, принимается решение сбить нарушителя воздушных границ», — рассказал эксперт.
Международное пространство
В международном воздушном пространстве или над нейтральными водами суда перехватывают самолеты-разведчики, способные при помощи станций бокового обзора заглянуть на 300-400 километров вглубь России и узнать как можно больше о противооборонных средствах и работе радиотехнических средств. Чтобы помешать сбору данных, в воздух и поднимают истребители, которые играют на нервах у иностранных пилотов и вынуждают прекратить разведку.
«Если бы такое совершали наши самолеты, американцы бы действовали так же. Они, например, сопровождают наши самолеты стратегической авиации на Дальнем Востоке. Или когда наши суда летят в Калининград», — добавил Леонков.
Во времена холодной войны, добавил собеседник, американцы часто «нарушали наш покой», высылая к границам не только самолеты-разведчики, но и стратегические бомбардировщики с ядерными боеголовками. В наши дни, отметил эксперт, событие стало не то чтобы рядовым, но регулярным. Особенно там, где проводятся военные действия или учения.
Политическая плоскость
Военный эксперт Сергей Хатылев пояснил, что правила полета в международном воздушном пространстве разъясняют, над какими водами и на какой высоте можно летать, на какое расстояние можно приближаться, какими знаками нужно пользоваться и так далее. Все эти правила прописаны в международных, государственных документах, а также документах Минобороны и военных ведомств. Российские летчики всегда неукоснительно выполняют эти требования.
«И все эти жалобы США и стран Европы, что наши летчики слишком близко пролетают, мешают выполнять задачи, — элементарное неуважение, хамство и недовольство. Раньше они летали и никто их так жестко не контролировал, а сейчас контролируют — и они идут на преднамеренные провокации», — заявил Хатылев.
В частности, 10 июня американские военные на два часа включили «глушилку» на летавшем над Балтикой самолете, пытаясь помешать работе средств связи в Калининграде. В том числе тех, что обеспечивают полеты авиации. Все случаи перехватов всегда расследуются как военными ведомствами стран, чьи суда участвовали в событии, так и международными организациями. А громкие заявления об «опасных» перехватах делают для нагнетания обстановки.
«В основном это делается в политической плоскости. Как правило, заявления не имеют отношения ни к военным, ни к использованию воздушного пространства. А просто амбиции: „Вы быстро летаете, вы близко летаете“», — заключил Хатылев.
Анатомия перехвата. Как русские летчики отгоняют самолеты США от госграницы
МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости, Андрей Коц. Пилоты дежурной истребительной авиации российской ПВО в последние месяцы буквально живут в небе. Самолеты НАТО появляются у рубежей страны все чаще и чаще: более десяти раз в неделю, по данным Минобороны. При этом авиация «западных партнеров» ведет себя все наглее и напористее. Однако серьезных инцидентов пока удается избежать, во многом благодаря профессионализму и хладнокровию российских летчиков-истребителей. О том, что собой представляет воздушный перехват по всем правилам авиационной тактики, — в материале РИА Новости.
Информационное противоборство между крупными государствами часто может выставить рутинную, в общем-то, ситуацию в невыгодном для одной из сторон свете. Во вторник телеканал CNN со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил, что в минувшую субботу российский Су-30 совершил «небезопасный перехват» патрульного противолодочного самолета P-8A Poseidon ВВС США. Экипаж истребителя якобы без видимых причин «подрезал» американца над нейтральными водами Черного моря — резким маневром справа-налево пересек курс «Посейдона». При этом Р-8А основательно «взболтало» реактивными струями мощных движков Су-30, после чего сугубо «мирный» борт предпочел не связываться с «забиякой» и убрался восвояси.
Версия Минобороны России гораздо более прозаичная. Американский самолет на большой скорости двигался в сторону российской госграницы. На его перехват вылетел истребитель дежурных сил ПВО Южного военного округа. Су-30 сблизился с «Посейдоном», облетел воздушное судно, определил его тип и национальную принадлежность. После этого оба самолета отправились по своим делам — Р-8А взял курс на удаление от российских границ, а Су-30 вернулся на авиабазу. В принципе, даже перехватом это событие назвать сложно — «поздоровались» и разбежались.
«Джентльменские» сигналы
«Первым делом воздушное судно необходимо взять на сопровождение, — рассказал РИА Новости генерал-майор, заслуженный военный летчик России Владимир Попов. — Дежурный истребитель сближается с целью и идет с ней параллельным курсом. Главная задача на этом этапе — идентифицировать самолет-нарушитель. Далее перехватчик передает «земле» первичную информацию: тип воздушного судна, национальная принадлежность, бортовой номер. Сразу после этого пилот истребителя начинает активно привлекать к себе внимание подозрительного борта — необходимо показать, что он под наблюдением. Летчик, продолжая двигаться параллельным курсом, делает быстрый крен влево-вправо — «машет крыльями». С одной стороны, сообщает: «Обратите внимание, я тут!» С другой — недвусмысленно демонстрирует ракеты «воздух-воздух», закрепленные на подвесках под крыльями».
Если нарушитель никак не реагирует, истребитель, выдерживая прежний курс, увеличивает скорость и выходит чуть вперед, чтобы гарантированно оказаться в зоне видимости экипажа своего «визави». Когда летчик убеждается, что его наблюдают, то поворотом ручки управления делает деликатный «кивок» в сторону от государственной границы, намекая, что залетному гостю пора бы и честь знать. Если нарушитель не реагирует, летчик повторяет все элементы в той же последовательности, но со стороны другого борта подозрительного воздушного судна. Согласно правилам авиационного этикета, эти действия — предельно корректные, «джентльменские» сигналы.
Наглость или поломка
За последние три-четыре года ситуация в небе стала более напряженной. По инициативе НАТО были свернуты многие программы по взаимодействию российской и западной военной авиации. Если раньше представители североатлантического альянса предупреждали Минобороны о планируемых полетах в сопредельных с Россией странах (например, в Прибалтике), то теперь предпочитают о них молчать. Более того, натовцы значительно увеличили количество приграничных воздушных операций.
«Хочу подчеркнуть, что сегодня такое развитие событий — большая редкость, — сообщил генерал-лейтенант. — Пилоты большинства стран летают вежливо и границу все-таки не пересекают. Провоцируют, да. Но знают, когда нужно остановиться. Еще один момент: очень важно понимать, что даже у военного самолета может возникнуть отказ радиооборудования, навигационных систем. И он терпит бедствие, но не способен подать сигнал. В этом случае мы вежливо «сажаем» его у нас, а впоследствии отпускаем восвояси».
Виктор Попов напомнил, как в подобной ситуации оказался российский самолет. Пятнадцатого сентября 2005 года группа истребителей Су-27 выполняла перелет с аэродрома Сиверский Ленобласти на одну из авиабаз под Калининградом. Уже на маршруте пилот одной из машин майор Валерий Троянов доложил о потере ориентировки. Исчерпав запас горючего, летчик катапультировался. Выяснилось, что он по ошибке оказался на территории Литвы. Истребитель упал в 55 километрах от Каунаса. В ходе расследования выяснилось, что причинами аварии стали ошибки пилотирования, а также отказ навигационной системы.
Зачем российские истребители взлетают сопровождать самолеты НАТО
Информация о создании помех российским С-400 в Крыму французским военным кораблем в ряде источников подается в достаточно устрашающем виде — «корабль Dupuy de Lome атаковал позиционные районы российских С-400 на территории Крыма, осуществив постановку помех на определенных частотах».
Удар? Атака?
Наконец, «атаковать» гипотетического противника с помощью средств РЭБ еще не удавалось никому. Осуществить постановку помех радиоэлектронным средствам неприятеля можно, но вот «атаковать» нельзя.
Кроме того, ряд источников указывает, что «такие действия со стороны Франции являются возможными лишь в случае перехвата радиочастот, излучаемых РЛС С-400, что, вероятно, означает, что Запад действительно владеет подобной информацией после многочисленных полетов в местах развертывания С-400».
В большинстве случаев беспоисковое определение несущих частот (на практике это означает — только вышел в эфир, а частота уже определена), на которых функционируют отечественные радиоэлектронные средства (РЭС), осуществляется спутниками РТР наших вероятных партнеров.
К тому же, ряд российских военных экспертов уверены, что «НАТО с помощью самолетов разведки пытается определить, где именно на территории Крыма находятся ЗРК С-400». Но на самом деле это секрет Полишинеля.
12-й зенитный ракетный полк (пункт постоянной дислокации — Севастополь) и 18-й гвардейский Севастопольско-Феодосийский зенитный ракетный полк (пункт постоянной дислокации — Феодосия), на оснащении которых находится ЗРС С-400 «Триумф», входят в состав 31-й дивизии противовоздушной обороны (город Севастополь). Свободной земли в Крыму практически нет, и зенитные ракетные дивизионы обоих полков в большинстве случаев размещены на фондах 1-й дивизии ПВО, существовавшей еще в советские времена.
И, наконец, главное — не особо понятно, откуда «ряду российских СМИ» стало известно о постановке помех ЗРС С-400 в Крыму. Минобороны России не комментирует эту ситуацию, а французы никаких подтверждений своим действиям так и не прислали.
Навели средства ПВО
Или разберем ситуацию с недавним пролетом над территорией Украины трех стратегических бомбардировщиков ВВС США В-52. В некоторых источниках писали: «российские военные навели средства ПВО на американский B-52 и приготовились его сбить».
Не совсем понятно, что в этом случае понималось под «навели средства ПВО», а также откуда появилась информация о «приготовлении сбить его».
Корректно такие сообщения следует читать следующим образом: «Дежурные по ПВО средства в Крыму были переведены в готовность номер один, в воздух подняты российские истребители, которые осуществляли полет на параллельных курсах с бомбардировщиками В-52 в пределах воздушного пространства Российской Федерации. Нарушений государственной границы со стороны американских самолетов не зафиксировано».
Когда речь заходит о полетах В-52, то непременно в некоторых источниках добавляется фраза «бомбардировщики отрабатывали заходы на удары по российским объектам» (даже по Сочи) или «В-52 имитировали ядерные удары по Крыму».
Кроме того, сложно определить, какие именно элементы отрабатывались американцами — «авиаудары», как это подается в некоторых масс-медиа, или «учения в воздушном пространстве Украины», как об этом говорят сами США.
Никакой достоверной информации, что происходило в кабинах американских бомбардировщиков, ни у кого, кроме их командиров, нет. Может, отрабатывали, а, может, нет. Достоверно эта информация отсутствует.
Цена перехвата
Не проходит и дня, чтобы не появилось сообщение о каком-нибудь перехвате нашими истребителями воздушного судна вероятного партнера.
На самом деле, ни одного перехвата ни за этот год, ни за прошлый и даже позапрошлый не было.
Перехват — это или уничтожение воздушного нарушителя государственной границы в воздушном пространстве, или же принуждение его к посадке. Все остальное — не перехват.
Во-вторых, нарушений государственных границ нашего государства в воздушном пространстве за последнее время не зафиксировано. А если не было нарушений, то, соответственно, и задача на уничтожение воздушного суда-нарушителя ни разу силам и средствам ПВО не ставилась.
То, что происходит сейчас в воздухе над Балтикой и Черным морем, можно описать следующим образом: «при входе самолета-разведчика ОВВС НАТО в 100-км зону от государственной границы Российской Федерации был поднят истребитель, который пунктами наведения N-ой дивизии ПВО был выведен в окрестности цели, обнаружил цель, установил с ней визуальный контакт и лег с самолетом-разведчиком на параллельный курс. После того, как воздушное судно НАТО начало удаляться от государственной границы РФ, истребитель по остатку топлива был возвращен на аэродром вылета».
К слову, сам подъем истребителя в воздух — дело довольно недешевое. К примеру, в зависимости от типа самолета и продолжительности полета, это может ориентировочно стоить от 3 до 5 млн руб. Количество личного состава, обеспечивающее обслуживание воздушного судна на земле и наведение истребителя на цель, существенно превышает 200 военнослужащих.
В этом случае возникает вопрос — так, может быть, этого не делать? Однако подобная постановка вопроса просто недопустима. Решение тут только одно — поднимать самолеты в воздух и при сближении с самолетами НАТО даже демонстрировать некоторую лихость (ее в Североатлантическом альянсе называют «опасным маневрированием»). В противном случае самолеты-разведчики блока НАТО начнут летать уже не над нейтральными водами, а над территорией нашей страны.
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976),
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003), главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).
В России заподозрили США в шпионаже за действиями истребительной авиации
Вблизи Крыма ВВС США затеяли воздушную провокацию
Два российских истребителя Су-30 были подняты для сопровождения американских стратегических бомбардировщиков, опасно приблизившихся к воздушным границам России в Крыму. Как сообщили в Министерстве обороны РФ, два самолета ВВС США B-1B вошли в воздушное пространство над акваторией Черного моря и взяли курс на Крымский полуостров. Как выяснилось, за ходом провокации все время наблюдал американский самолет-разведчик, который изучал действия российских истребителей.
Фото: Кадр из видео
Силы НАТО организовали очередную провокацию вблизи южной российской границы. Как сообщили в Национальном центре управления обороной РФ, сразу два стратегических бомбардировщика ВВС США В-1В в сопровождении двух самолетов-заправщиков опасно приблизились к воздушному пространству Крыма. Для их сопровождения были подняты два истребителя Су-30 морской авиации Черноморского флота.
Истребители сопроводили группу американских самолётов, вынудив их развернуться и лечь на обратный курс. Как подчеркнули в Минобороны, полет истребителей проходил в полном соответствии со всеми международными соглашениями и был направлен на предотвращение нарушения российских воздушных границ.
Ранее в НАТО сообщили, что два бомбардировщика В-1В прибыли в район Черного моря для участия в совместных учениях с военно-морскими силами Румынии и Болгарии.
Однако, как стало известно «МК», в провокации у российских границ участвовал еще как минимум один самолет ВВС США. Согласно данным сервиса по мониторингу за воздушным пространством FlightRadar, во время полета двух бомбардировщиков над Черным морем находился самолет-разведчик американских ВВС.
Борт Boeing RC-135W Rivet Joint с позывным ZEUS-31 вылетел с базы ВВС США «Гания» на острове Крит. Самолет в течение нескольких часов облетал воздушные границы России вдоль побережья Крыма и Краснодарского края. Сразу по окончании инцидента самолет лег на обратный курс и покинул черноморский регион.
Как отметил в разговоре с «МК» военный эксперт Александр Михайловский, самолеты RC-135 предназначены для ведения электронной разведки. По его мнению, разведчик действовал в связке с бомбардировщиками и занимался сбором информации о действиях российской военной группировки в Крыму.
— А с ними нельзя ничего сделать, чтобы отогнать от наших берегов?
Всем НАТО к границам: зачем самолеты альянса активизировались у рубежей РФ
Иностранные самолеты-разведчики и дроны в последние две недели резко активизировали полеты вдоль границ России. По словам источников «Известий» в военном ведомстве, к традиционным «гостям» из США и Великобритании присоединилась авиатехника других государств. А помимо традиционных зон — Крыма и границ с Украиной и Балтикой — разведчики добрались до Камчатки и Чукотки. Что конкретно их интересовало и как реагировали Воздушно-космические силы России, разбирались «Известия».
Добрались до Чукотки и Камчатки
Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, активность разведывательных полетов стран НАТО выросла не только в Черноморском регионе, но и в географически удаленных от него областях. 16 апреля Минобороны опубликовало кадры перехвата американского самолета-разведчика RC-135 вблизи Камчатки. Истребитель МиГ-31 подняли в воздух, когда самолет ВВС США приближался к российской границе.
Американский самолет-разведчик RC-135
С начала года о полетах самолетов стран НАТО вблизи российских воздушных рубежей сообщалось неоднократно, причем речь идет не только о ВВС США, но и других государств, в частности, Польши и Франции. К примеру, 29 ноября российский МиГ-31 поднимался для сопровождения самолета-разведчика ВВС Норвегии над Баренцевым морем. Норвежский самолет приближался к государственной границе России. 17 февраля к нашим границам приблизилась группа самолетов ВВС Франции. В нее входили два тактических истребителя «Мираж-2000» и самолет-заправщик. На перехват были подняты два истребителя Су-27 Южного военного округа. Однако большинство подобных инцидентов не получают огласку.
Ранее российское оборонное ведомство объявило, что с 8 по 15 марта к границам нашей страны приближались 43 иностранных разведывательных самолета и 15 беспилотников. Дежурные истребители дважды поднимались для перехвата. Нарушения воздушного пространства страны не допустили, сообщали военные.
Большинство полетов приходится на акваторию Черного моря. Здесь несколько иностранных разведчиков «работают» практически ежедневно. Они облетают побережье полуострова и дальше вдоль Черноморского побережья страны. Также они мониторят всю линию разграничения между Украиной и непризнанными республиками Донбасса.
Акваторией Черного моря визиты не ограничиваются. За последнюю неделю Минобороны отчиталось о двух случаях перехвата американского разведывательного самолета RC-135 у Чукотки и Камчатки. Особенно высока их активность во время проведения морских учений.
Самолеты НАТО регулярно приближаются к воздушным границам России, но о случаях нарушения ими рубежей за последние годы не сообщалось.
Во вторник, 13 апреля, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что в последние недели Североатлантический альянс проводил серьезный мониторинг ситуации у границ с Украиной. По его словам, здесь была обнаружена крупнейшая переброска войск России с 2014 года.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг
В начале апреля глава оборонного ведомства Сергей Шойгу заявил о начале по всей стране плановых широкомасштабных учений. Их целью является итоговая проверка частей за зимний период обучения. Маневры продлятся до конца апреля. Кроме того, в рамках внезапной проверки боеготовности были выдвинуты две общевойсковые армии и три соединения ВДВ.
Что они могут?
Любые пилотируемые и беспилотные разведчики могут при помощи сильной оптики «заглянуть» на расстояние до полусотни километров от своего маршрута. При полете вдоль побережья добыть информацию им сложнее, так как они не могут приближаться к нему ближе 20 километров. Оборудованы они также радиолокаторами бокового обзора. С их помощью можно рассмотреть объекты, даже скрытые облачностью или ночной темнотой.
Самолеты дальнего радиолокационного обзора могут наблюдать за передвижениями кораблей и самолетов на расстоянии до 400–600 км.
Главное достоинство тяжелых 14-тонных беспилотных разведчиков RQ-4 Global Hawk — большая продолжительность полета. Они могут непрерывно находиться в воздухе без дозаправки свыше 30 часов.
RQ-4 Global Hawk ВВС США
Самолеты RC-135 занимаются радиотехнической разведкой. Они перехватывают и анализируют радиоизлучение от военных и гражданских объектов по характеристикам. Такая техника используется для обнаружения штабов, сосредоточения войск, позиций ПВО.
Перехваты и сопровождения
Американские военные регулярно заявляют о «непрофессиональных и опасных» действиях российских истребителей при перехвате самолетов-разведчиков. В некоторых случаях сообщалось о сближении воздушных судов до восьми километров. В Министерстве обороны опровергают эти заявления.
Истребитель МиГ-31 во время учений
Проблемы при перехватах и сопровождениях происходят не только с российскими самолетами. В 2001 году при ближних маневрах столкнулись американский разведчик EP-3 и китайский истребитель, летчик которого погиб. Сильно поврежденный самолет США совершил вынужденную посадку на китайской авиабазе. Все 24 члена экипажа были задержаны, но вскоре депортированы на родину. Самолет же Пекин согласился вернуть только в разобранном на части состоянии.
По отчетам НАТО за прошлый год, самолеты Североатлантического альянса более 400 раз поднимались в воздух для перехвата российских самолетов, приблизившихся к границам стран – участников блока. В основном это были воздушные суда, следующие в Калининградскую область и из нее, а также стратегические бомбардировщики на боевом дежурстве.