развивающее обучение на уроках русского языка

Приемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Когда благородный муж учит и воспитывает, но не тянет за собой, побуждает,
но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведёт,
а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет,
учёба даётся ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он представляет ученику
возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения
и возможность для ученика думать самому и составляет то, что зовётся умелым
наставничеством.

«Записки обучения» (III век до н. э.)

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней.

Причиной моего обращения к развивающему обучению в области формирования языковой личности школьника стало участие в эксперименте «Совершенствование структуры и содержания общего образования». С помощью таких методов педагогического исследования, как изучение продуктов деятельности (творческих работ учащихся), наблюдение (непосредственного общения учащихся вне урока, на улице), беседы с родителями, учителями-предметниками, мною были обнаружены следующие противоречия.

Социальный заказ общества

Явления из практики обучения

Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний).

Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики.

Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать.

Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.

Изучение основ развивающего обучения позволило предположить, что решение данных противоречий возможно при использовании на уроках русского языка и литературы приёмов развивающего обучения.

Прежде всего определимся с понятием – «развивающее обучение».

Существует несколько подходов и направлений в данной системе. Остановлюсь на теории Л. С. Выготского о соотношении обучения и развития, в которой главная идея заключается в том, что обучение продвигает вперед развитие, а развитие подготавливает и делает возможным и успешным обучение. Образное выражение главной идеи данной позиции таково: «Обучение впереди развития». Современные ученые сделали вывод, что развивает обучение, лишь построенное по определенным правилам и при соблюдении определенных условий.

При этом была выявлена группа основных подходов:

Учитывая данные подходы и основываясь на основных принципах системы Л.В. Занкова, я использую следующие приёмы развивающего обучения на разных этапах урока. При этом помню, что сами этапы развивающего урока достаточно размыты. Это некая целостность, объединённая темой и деятельностью учащихся, где учитель лишь режиссёр хорошо поставленного спектакля.

Важно уже в начале урока создать «ситуацию на успех». Удачным, на мой взгляд, является эмоциональный настрой, создаваемый притчей или басней, рассказанной учителем.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

Как вы понимаете основную мысль текста?

Как она нам поможет на уроке?

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.

Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.

Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.

А человек с холодным сердцем сказал:

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!

– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…

– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.

Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.

Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

– Да, крепкий камушек….

– А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

– Упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся на нашем уроке. Мы с вами постараемся разглядеть красоту русского языка. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.

Кроме положительного воспитательного настроя, данный вид работы развивает слуховое восприятие текста, мотивирует на учебную деятельность.

Для определения темы урока можно использовать

развивающее обучение на уроках русского языка. img1. развивающее обучение на уроках русского языка фото. развивающее обучение на уроках русского языка-img1. картинка развивающее обучение на уроках русского языка. картинка img1.

Учащиеся устно восстанавливают «потерянный» алгоритм.

Как называется, такая схема? (алгоритм)

Каково значение этого слова?

Это русское или иноязычное слово? Обоснуйте свой ответ.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Как можно озаглавить восстановленный алгоритм?

Проверку домашнего задания, особенно теорию, проверяю следующим образом. Пока в начале урока идёт работа по определению темы урока, один из учеников на доске составляет логическую цепочку ключевых слов по предыдущей теме или по теме, которая будет нужна при изучении нового материала. Затем другой ученик пытается рассказать теоретический материал по данной цепочке или объясняет, почему это сделать нельзя.

Например, к теме «Правописание количественных числительных» цепочка по теме «Имя числительное»

«Число, порядок при счёте, какой?, сколько?, количественные, порядковые, собирательные, пять, пятый, пятеро медвежат».

Лучше, если новая тема будет объясняться не учителем, а учащиеся сами определят, что должны выучить и как.

На первых пора можно давать «слепые таблицы», а затем научить школьников составлению таблиц, схем, алгоритмов, кластеров, образных схем, опорных конспектов. Они должны уяснить суть каждого вышеуказанного вида сокращения текста выбрать оптимальный в соответствии с темой урока. Такую работу можно проводить в парах, группах. При защите своей «опоры» учащиеся учатся говорить на публике, доказывать свою точку зрения, осваивают культуру спора, умение вести дискуссию, оценивают свою работу и находки, идеи одноклассников. На данном этапе возможно применение методики «толстых и тонких» вопросов (особенно на уроках литературы).

Интересны задания творческого характера: синквейн, диаманта, даймонд, хайку.

Мысль в стихо­творении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Используя технологию критическо­го мышления, можно предложить вышеуказанные стихотворные формы, требую­щие достаточно строгого алгоритма, которые вместе с тем не вызовут значительных затруднений у подавляюще­го большинства учеников.

Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Гипербола
Огромная, наибольшая.
Преувеличивает, преумножает, расширяет.
Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.
Преуменьшает, умаляет, суживает.
Крохотная, наименьшая
Литота.
Хребтищева Татьна, 10а класс

Алгоритм написания синквейна.

Имя
Самостоятельное, предметное
Называет, конкретизирует, абстрагирует.
Может быть любым членом предложения.
Существительное
Захарова Алёна, 6а класс

Хайку

Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме:

Я видел птицу,
Прилетевшую зимой,
Красиво…

Я видела деревню
С одним домом
Тоскливо…
Штанг Юлия, 6а класс

Стих в виде хайку написать несколько труднее, пото­му что в нем выражается личное переживание человека. Вместе с тем эта стихотворная форма также имеет опре­деленные плюсы. В хайку самым гармоничным образом сочетается работа с понятием и эмоциональное отноше­ние к нему.

Диаманты

Обломов
Ленивый, добрый,
Лежащий, мечтающий, умирающий.
Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина.
Работающий, решающий, живущий,
Настойчивый, расчетливый
Штольц.
Шоболова Галина, 10б класс

Написание диаманты полезно для понимания школь­никами сути различий и взаимосвязи понятий, противо­положных по значению.

Кроме приведённых выше видов работ, знакомых из разных источников, использую ещё один вид «стихотворения», придуманный мной и отредактированный моими учениками. Мы назвали это штрихами – штрихи к правилам, штрихи к мыслям, штрихи, позволяющие проверить словарный запас школьников, их умение видеть и применять части речи, составлять тематические сложные (красивые!) предложения.

Штрихи пишутся по следующим правилам:

Учащимся даётся определённая тема, они подбирают существительные, которые ассоциируются с этой темой и по одному из них составляют штрихи.

Работы учащихся по теме «Весна»:

Молодость,
Зажигательная, весёлая,
Восхитительная, влюблённая, пламенная.
Расцветает, оживляет, приходит, пробуждает,
Не останавливая, не забывая, не старея, не думая, не уставая.
Молодость просыпается весной в каждом живом существе, даже трухлявый пень возрождается с появлением первых весенних лучей солнца.
Минаева Настя, 6а класс

Чувства,
Искренние, противоречивые,
Чарующие, манящие, дурманящие.
Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат,
Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая.
Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды на чудо.
Герасимова Елена, 6а класс

Ручей,
Свежий, прохладный,
Звенящий, пробуждающий, зовущий.
Бежит, поёт, журчит, течёт,
Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая.
Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны, жизнь пробуждается от весеннего сна.
Миронова Людмила, 6а класс

Возможны дополнительные задания

Данный вид работы только на первый взгляд кажется лёгким, при выполнении учащиеся испытывают достаточно большие сложности, особенно на первых порах. Главное, чтобы они поняли причины затруднений и вместе с учителем наметили пути их решения.

Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет:

В качестве домашнего задания иногда можно предлагать такие творческие работы

Составьте ряды из четырёх слов, содержащие лишнее слово на следующие орфограммы:

а) н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных,

б) чередующиеся гласные в корне

в) правописание приставок

Можно использовать любое из «стихотворений», добавив грамматические задания.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что при условии учета индивидуальных способностей учащихся, активного включения их в учебный процесс, создаются оптимальные условия для развития личности детей, для их самосовершенствования и самореализации, что оправдывает главные цели развивающего обучения: максимальное общее развитие детей, развитие ума, чувств и воли детей.

Источник

Теория развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

развивающее обучение на уроках русского языка. 0e88 00098467 491b1f44. развивающее обучение на уроках русского языка фото. развивающее обучение на уроках русского языка-0e88 00098467 491b1f44. картинка развивающее обучение на уроках русского языка. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

«Применение технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы»

(из опыта работы учителя высшей квалификационной категории Степаненковой Татьяны Николаевны МБОУ «СШ № 8 г. Ельца»)

« Развитие – всеобщий признак, основной закон жизни…

вот обязанность каждого отдельного человека»

Фридриг Вильгельм Адольф Дистервег,

немецкий педагог 19 века)

Назначение развивающего обучения состоит в том, чтобы содействовать становлению человека, его неповторимой индивидуальности, духовности.

Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци (швейцарский педагог XIX века), А. Дистервега (немецкий педагог), К.Д.Ушинского.

Начиная свою педагогическую деятельность, я серьёзно подошла к изучению идеи развивающего обучения в педагогической теории Адольфа Дистервега. Педагогику немецкого учёного 19 века можно назвать гуманной, Человечной с большой буквы этого слова. По его учению, смысл и значение жизни вообще заключается в стремлении к лучшему и более совершенному состоянию, в распространении и утверждении царства истины, добра и красоты.- Именно так он определял истинную роль воспитания.

Основные принципы технологии развивающего обучения, которыми должен руководствоваться каждый учитель:

1)Учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка;

2)Задача воспитания – возбудить задатки, чтобы дети могли самодеятельно развиваться;

3) Каждый человек от рождения обладает суммой определённых способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом – могут заглохнуть. Чтобы способности ребёнка не заглохли, учитель постоянно заботиться об их развитии, предоставляя детям возможность применять свои силы, знания и умения на практике.

Правила развивающего обучения:

1) Веду обучение не научным, а элементарным способом.

2) Обучаю наглядно.

3) Забочусь о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили.

4) Никогда не учу тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить.

5) Не муштрую своих учеников, стараюсь не ставить «двоек».

6) Считаюсь с индивидуальностью своих учеников.

7) Распределяю материал учебного предмета в соответствии с уровнем развития ученика (разноуровневое обучение).

8) Обучаю детей культурно и энергично.

9) Требую от ученика правильно излагать учебный материал, слежу за их речью, правильным ударением, ясным изложением и логическим построением речи.

Адольф Дистервег горячо популяризировал профессию учителя и признавал, что учитель играет решающую роль в воспитании и обучении детей. Его девиз: «Покажи мне своих учеников, и я увижу тебя!», «Кто хорошо преподаёт, хорошо и дисциплинирует», «Плохой учитель сообщает истину, хороший учит её находить».

Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Технология развивающего обучения имеет специальные методы, включающие детей в коллективный поиск. Я на своих уроках часто использую и применяю следующие методы:

1) создание проблемных ситуаций:

Тема «Обращение». Дети списывают с доски два предложения для анализа: «Друзья, радуйтесь нашим успехам. Друзья радуются нашим успехам».

Задание: подчеркнуть основы предложений. Некоторые ученики допустят ошибки в определении подлежащего.

Вывод: считаю, чтобы научить учеников самим решать проблемы, их надо решать постоянно, самим открывать знания.

2) создание учебного спора:

Основу уроков-дискуссий составляют рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждения, решении заданий.

При подготовке урока-дискуссии я чётко формулирую задание.

В ходе дискуссии не добиваюсь единообразия оценок.

В споре должна присутствовать культура дискуссии.

Ситуация учебного спора может практиковаться на уроках литературы в 5 классе (по произведению В.Г.Короленко «В дурном обществе». Вопрос к классу – могли ли так поступить в наше время ваши ровесники, как поступил Вася?);

В 6 классе по произведению В.Г Распутина «Уроки французского». Вопрос – Как вы расцениваете поступок Лидии Михайловны? Или – Осуждает или оправдывает автор своего героя?

В 11 классе по роману Бориса Васильева « В списках не значился». Вопрос – правильно ли поступил Николай Плужников, разрешив Мирре уйти из катакомб крепости?

3) метод интриги;

Одно из значений этого слова в «Толковом словаре» под редакцией

С.И.Ожегова «возбуждать интерес, любопытство чем-то загадочным, неясным». Отсюда следует вывод, что интрига в учебной деятельности – это приём развития познавательных мотивов, основанный на использовании нового необычного факта и взгляда на события.

Способствует на создание такого урока многое:

2.Жизненные впечатления, заставляющие сопоставлять прочитанное с пережитым.

3.Яркие наглядные образы (предмет, вещь) – Например, при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» я предлагаю посмотреть редкий экземпляр мини – книги 1898 года, а при изучении сказа Бажова «Медной горы Хозяйка» предлагаю посмотреть кулон из малахита.

4. Письма, фотографии, иллюстрации.

6. Задания творческого характера.

Рассмотрим несколько ситуаций включения учащихся в познавательную деятельность с помощью интриги .

Ситуация 1-я. Урок в 6-м классе по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Говорим о способах создания характера в художественном тексте. Дети устали. Впереди – целый ряд вопросов и желание найти на них ответы.

Звучит текст: «По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах, скакал белый конь с розовой гривой».

И вдруг на учительском столе дети видят глиняную Романовскую игрушку, демонстрация которой должна быть неожиданной. Они делятся впечатлениями, сравнивают игрушку со своими представлениями о «прянике конём» В данном случае приём интриги развивает воображение. Ситуация новизны подталкивает детей к дальнейшей работе.

4) учебный диалог;

А теперь рассмотрим пример урока-диалога по русскому языку в 6 А классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка», на котором также происходит формирование умений участия в диалоге.

Вводное слово учителя. Сегодняшний урок русского языка – первый в учебном году, но не первый в вашей жизни. Вспомните, а кто впервые преподал вам урок русского языка? Таким образом, я начинаю вести диалог, нацеливаю детей на поиск аргументов. Мнения учащихся разделяются, и это начинается этап диалога (ответы учеников могут быть примерно такими: учителя; родители, люди и друзья, которые их окружают, жизнь, книги, словари, телевизор).

5) обеспечение добрых, доверительных отношений между учителем и учащимися:

Под стилем общения мы понимаем индивидуально- типологические особенности социально- психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

Особенности коммуникативных возможностей учителя;

Сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

Творческая индивидуальность педагога;

Особенности ученического коллектива.

Установлены наиболее распространенные стили педагогического общения. Пожалуй, самым плодотворным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью (что и есть сотрудничество).

Хочу привести пример из сочинения выпускницы 2015 года Мельниковой Дарьи обо мне, как учителе-наставнике (« Татьяна Николаевна – Учитель с большой буквы, на уроках которого никогда не было скучно. Она никогда не останавливалась на достигнутом. Хорошо помню, как в последний год, когда все силы были брошены на подготовку выпускников к ЕГЭ, она заходила в класс со стопками литературы: брошюрами, пособиями, тестами, своими записями. Дежурно бросала: «Да садитесь, садитесь. Вы лучше посмотрите, что я нашла!». Знаете, такой блеск был у неё в глазах в эти моменты, что бывает лишь у людей, по-настоящему влюблённых в свое дело. И этот потрясающий энтузиазм передавался и нам.

И она одна могла заинтересовать нас всех. И те, кто хотел спать, и те, кто надеялся списать на экзаменах – они все прилежно конспектировали, рисовали таблицы, схемы, упорно решали тесты, одним словом, все шли к заветной мечте – сдать единый государственный экзамен по русскому языку. И мы не подвели нашу Татьяну Николаевну – среди нас были и те, кто сдал ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов! У меня до сих пор хранится пара тетрадей по русскому языку с очень ценным справочным материалом. Наверно, если открою любую из них, я, как наяву услышу: «Ну, всё, теперь я точно всё дала по этой теме. Вы всё знаете и умеете!».

Еще Татьяна Николаевна старалась привить каждому любовь к чтению художественной литературы. На каждый текст из теста она умело приводила аргумент и учила нас этому, иногда подсказывала и вводила нас в курс непрочитанного сюжета, либо могла провести параллель с какой-то жизненной, бытовой ситуацией. Она очень тонко чувствовала, когда нам это было надо, необходимо. Поэтому в моменты особенной усталости, когда класс выглядел как «стая сонных мух», нас, неизменно, могла растревожить очередная байка. Всегда разные, эти рассказы были образными и интересными и, отвлекая от учебного процесса, они, одновременно, каким-то непостижимым образом, увлекали в него с головой…» (всё сочинение на Всероссийский конкурс (акция Рособрнадзора от 09.11.2016) «Лучший учитель» прилагается в портфолио учителя).

Развитие ребёнка в данной системе понимается как общее развитие личности – развитие ума, воли и чувств.

Меня привлекли задачи развивающего обучения, которые состоят в том, чтобы учить детей без принуждения, без двоек (даю возможность исправить на следующем уроке), развивать у них устойчивый интерес к знаниям, потребность к самостоятельному поиску истины, сделать обучение радостным.

Эту технологию апробировали в своё время такие педагоги, как Ильин, Шаталов, Эльконин, Давыдов. В своей трудовой практике применяю методическую систему развивающего обучения Эльконина-Давыдова, которая включает следующие принципы:

1) формирование орфографических навыков учащихся – это проговаривание словарных слов с правильной постановкой ударения, анализ письменных работ, ежедневная работа над словарями русского языка.

2) обогащение лексического запаса детей – это ежедневное чтение вслух художественной литературы, отзывы на прочитанное, обязательное посещение школьной и городской библиотеки.

3) овладение нормами литературного языка – это устный пересказ, письменное изложение или свободный (творческий) диктант, замена ошибочных вариантов нормативными, заучивание и выразительное чтение стихотворений, работа по карточкам, решение тестов.

4)формирование навыков связной устной и письменной речи – это развёрнутые ответы на вопросы, анализ прочитанных произведений, устный пересказ, запись текста по памяти, умение писать сочинение.

5) развитие творческих способностей учащихся – это вовлечение детей в различные развивающие конкурсы: сочинений, выразительного чтения, исследовательскую работу и защиту проекта, презентации, литературные гостиные.

Свои уроки русского языка и литературы провожу по опорным конспектам и технологическим картам, а ученикам уже с 5 класса советую завести тетрадь для подготовки к ЕГЭ, куда вносим ценную информацию (теорию и практику).

1) формирование у учащихся самостоятельности мышления, творческих способностей;

2) повышение мотивации, интереса к собственным высказываниям, размышлениям;

3) повышение активности учащихся во внеурочной работе по предмету, роста количества учащихся, принимающих участие в олимпиадах и конкурсах, в занятиях исследовательской работой;

4) постоянно растёт качественный показатель интеллектуального и речевого развития ребенка;

5) повышение работоспособности каждого ребенка на уроке;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *