что такое обобщение педагогического опыта учителя
Консультация «Как обобщить педагогический опыт»
Татьяна Кашина
Консультация «Как обобщить педагогический опыт»
практические рекомендации по обобщению своего педагогического опыта
Необходимо, в первую очередь, выявить компоненты, подлежащие обобщению.Это может быть:
• целостная система педагогической деятельности (требует наиболее длительного периода времени, возможно, не одного года);
• система работы педагога по какой-либо одной проблеме, теме (может быть изучена в течение года);
• использование одного или нескольких эффективных приемов (время изучения определяет сам педагог);
• опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (например, проектный метод).
Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты, используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат и отвечающие требованию «Не навреди»: метод, технология, отдельный прием, способ, средство и др.
Жанр документа по обобщению опыта и форма распространения опыта зависят от уровня обобщения, который бывает практическим, методическим и научным.
Определите основания, которые позволяют вам обобщить свой педагогический опыт. Например, вы работаете по определенной авторской программе. Коротко опишите, что это за программа, почему вы взяли именно ее. Расскажите, в чем заключаются ее основные дидактические принципы, и как вы их используете в своей работе. Это и есть предмет обобщения.
2. Определите цели и задачи своей работы. Они могут полностью повторять цели и задачи той или иной программы или соответствовать какой-то их части. Если речь идет о вашей авторской программе, укажите полностью задачи, которые вы намерены решить с ее помощью. Задачи ставятся образовательные, воспитательные и развивающие.
3. Опишите формы работы по данной методике. Это могут быть различные мероприятия, экскурсии, проекты и многое другое. Формы работы должны максимально содействовать решению поставленных задач. Обратите внимание на тематику и методы. Они должны быть актуальными. Обобщение опыта должно представлять собой завершенную методическую разработку, вне зависимости от объема.
4. Расскажите о результатах своей работы. Используйте для этого обобщённые результаты диагностики. Диагностику необходимо провести как в начале работы по данной программе, так и на промежуточных этапах и на итоговом.
5. Проанализируйте, за счет чего вам удалось достичь положительного результата. Сравните ваши методы с методами ваших предшественников, работавших по данной теме. Необходимо также рассказать и об условиях, в которых может осуществляться работа по данной программе, и о дидактическом материале, который вы используете.
Даже если педагог работает по уже существующей программе, он должен представить свои творческие находки, будь то тематика мероприятий или формы и методы их проведения. Необходимо, чтобы все положения были изложены в логической последовательности, понятным языком и с точным соблюдением терминологии.
8. Если вы считаете, что ваши наработки будут интересны многим вашим коллегам, создайте свой сайт. Разместите на нем свою методику, расскажите о ее особенностях. Поделитесь, какие пособия вы использовали и с какой целью. Можно дополнить изложение фотографиями и видеоматериалами. Можно организовать форум и обсуждать на нем вашу программу. Очень много возможностей для обмена опытом дают социальные сети. Организуйте группу. Проведите вебинар. Использовать для него, помимо социальных сетей и специализированных форумов, можно ISQ и Skype.
План работы по обобщению опыта.
1. Возьмите тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.
2. Определите форму обобщения. Это может быть реферат, доклад, статья. Возможны и другие варианты, например, привести в систему методические материалы (планы, памятки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, и др., сопровождая их краткими разъяснениями.
3. Набросайте краткий план (3—4 основных вопроса, затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для ваших выводов.Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.
4. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.
5. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.
6. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы воспитанников, списки литературы и т. д.).
Схема описания ППО по модульной технологии
Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения (полное название учреждения) ___
Тема опыта. Идея опыта (главная цель)
1.Сведения об авторе:
Ф. И. О. Образование, название (полное) учебного заведения, год его окончания; специальность и квалификация по диплому; место работы; должность; педагогический стаж; стаж работы в занимаемой должности; награды.
2. Условия формирования опыта.
Указать условие становления опыта (что натолкнуло педагога на идею формирования опыта). Например, на формирование опытаработы оказали влияние следующие факторы:
изучение методической литературы;
изучение опыта коллег;
курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;
активное участие в работе районных методических объединений и т. д.
3. Теоретическая база опыта.
Указать какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом.
4. Актуальность и перспективность опыта, новизна опыта.
5. Адресность опыта.
Указать адресную направленность: каким педагогам рекомендовано использовать этот опыт (педагогам с высокой планкой мастерства, начинающим педагогам и т. д.). определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т. д.).
6. Трудоёмкость опыта.
Проанализировать трудоёмкость опыта. Педагог должен указать, в чём состоят трудности при использовании данного опыта.
7. Технология опыта.
Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приёмах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.
8. Результативность опыта.
9. Выводы, планы на будущее.
Приложения к опыту работы
• конспекты мероприятий;
• планы образовательной работы с детьми;
• продукты детской деятельности;
• выступления на методических мероприятиях;
• педагогическая диагностика;
• рабочая программа; план работы с детьми и т. д.
Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.
Педагогический опыт и портфолио воспитателя Педагогический опыт и портфолио воспитателя МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Шароновой Лидии Борисовны «Дидактическая.
Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.
«Обобщение и систематизация педагогического опыта»
по обобщению и систематизации педагогического опыта.
Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сделать его достоянием многих.
Опора на передовой педагогический опыт позволяет руководителям ОУ – руководить с перспективой.
Изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. А на этой основе, возможно, выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался этот опыт. В управленческой деятельности заместителя директора школы передовой опыт также играет важную роль, ибо при подготовке любого управленческого решения заместитель директора должен не только изучить массовую практику, но и передовой опыт, найти в нем то, что может стать основой для грамотной, научно обоснованной подготовки управленческого решения. Особенно важно изучать педагогический опыт, когда идет реконструкция школы. Потому что:
— во-первых, очень важно знать находки учителей по решению важнейших задач школы, как они помогут ускорить процесс создания системы средств, путей перевода в новое качественное состояние;
— во-вторых, потому, что формирование, изучение и использование передового опыта – это конкретный и действенный путь повышения педагогического мастерства учителя.
Если говорить о педагогическом опыте в широком понимании, то это целенаправленно организованный педагогический процесс, и его результаты – качества личности и знания школьников.
Передовой педагогический опыт должен соответствовать определенным показателям. Это может быть учитель – мастер или учитель – новатор. В любом случае передовой педагогический опыт должен соответствовать следующим показателям:
— соответствие прогрессивным тенденциям социального развития общества;
— направленность на решение актуальных задач (например, получение каждым учеником образования в соответствии с потребностями и возможностями);
— устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся;
— рациональность путей достижения конечных результатов (наименьшая затрата сил учителя, учащихся, времени и средств);
— возможность внедрения опыта, т.е. он должен основываться не на индивидуальных личностных качествах учителя, а на определенных педагогических закономерностях, на научной идее. Таким образом, передовой педагогический опыт – это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников; достигается рациональными путями и доступен для других педагогов.
Для зарождения и развития передового педагогического опыта необходимы определенные условия:
— наличие в школе творческой обстановки;
— положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей школы;
— наличие в школе системы работы по управлению процессом формирования опыта.
В школе опыт часто рождается стихийно. Иногда он действительно направлен на решение актуальных задач, а иногда идет вразрез с основными целями. Главное для школы – создание организованного опыта. По способу конструирования он может создаваться учителями в процессе использования ими в своей практике достижений педагогики, психологии и частных методик. Основой организованного опыта может быть участие учителей в исследовательской деятельности по выбору оптимальных средств обучения, воспитания и развития учащихся. А может быть и такая ситуация, когда отдельные учителя или целые коллективы осуществляют процесс интеграции уже имеющихся в практике отдельных элементов опыта в новую совокупность, позволяющую решать сложные вопросы более успешно.
По уровню творческой новизны принято выделять:
— репродуктивный опыт (мастерство);
— имеющий элементы нового;
— исследовательский, при котором новое вводится на основе
педагогического эксперимента.
Часто, к сожалению, процесс изучения и оценки педагогического опыта идет с опозданием, ибо его создатели, чаще всего не обладая достаточной теоретической подготовкой, не могут правильно оценить место этого опыта в целостном педагогическом процессе. Создание нового опыта в школе должно осуществляться в целостном управленческом цикле: цель и задачи, планирование, организация, изучение, анализ и коррекция. Естественно, что начинать нужно с определения проблемы, решение которой позволит улучшить педагогический процесс в целом. На основе диагностики выявляются ростки уже имеющиеся опыта по избранной проблеме, а также затруднения, которые испытывают учителя при ее решении. Создание нового опыта – это отдельный вопрос. Он осуществляется в три этапа.
— разработка творческой группой программы изучения опыта (с указанием методики изучения опыта: что изучается, какими методами, как фиксируются результаты);
— формулирование основных теоретических положений для оценки опыта;
— преодоление психологического барьера учителей к разработке нового опыта.
— осуществление творческой группой системы активных действий по изучению опыта.
Третий этап: (анализ и оценка сложившегося опыта) должен проводиться при контакте с учителем, руководитель должен помочь учителю осмыслить свой опыт, организовать его работу по обобщению, научить самоанализу:
Программа изучения опыта нацелена не только на изучение передового опыта, но и практики других учителей. Изучаются и оцениваются условия, в которых формировался опыт.
Первая группа условий(учитель):
— уровень педагогического мастерства;
— стиль общения с детьми;
— высокая степень сформированности убежденности в действенности той системы мер активизации учения, которую учитель применяет.
Вторая группа условий (учащиеся):
— уровень сформированности познавательных интересов учащихся, знаний и способов деятельности.
Третья группа условий(учебно-материальная база):
— наличие функционально пригодных учебных кабинетов, позволяющих включить каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность;
Методика обобщение опыта.
Выделение основной идеи опыта.
Это получение выводов, в которых должны быть отражены связи между изучаемыми явлениями, раскрыты факторы, обусловившие получение положительных результатов, и уже на этой основе выявлены способы, приемы, с помощью которых достигаются высокие конечные результаты.
— показывается актуальность темы и раскрываются противоречия, на разрешение которых направлен данный опыт;
— показывается какие конкретно цели поставил перед собой учитель;
— как эти цели соответствуют деятельности учителя, специфике содержания уроков;
— описывается деятельность учащихся (методы работы);
— описывается и оценивается оснащение урока (в том числе изготовленных учащимися);
— дается характеристика условий, в которых формировался опыт;
— описывается ход разработки замысла;
— идет описание самого опыта: суть идеи, факторы, обеспечивающие успех, приемы, методы и формы работы;
— дается описание результатов;
— показываются трудности, ошибки, негативные моменты (если были);
— очерчиваются границы использования опыта;
— раскрывается ценность опыта для других;
— формулируются вопросы, не получившие решения в данном опыте.
В ходе работы по обобщения передового педагогического опыта выявляется частная методическая система учителя. Которая включает в себя:
— планирование учителем программного материала;
— подготовку к урокам;
— набор средств и приемов, повышающих эффективность каждого урока;
— целенаправленные дополнительные занятия с учащимися, имеющими проблемы в обучении;
— внеклассные занятия тесно связанные с учебной работой и содействующие упрочнению и углублению знаний учащихся;
— средства и приемы, обеспечивающие решение методической задачи.
Анализ и обобщение передового опыта должны быть направлены на выявление в нем типичного и индивидуального. Учитываются реальные потребности школы сочетать уже сложившийся опыт с новым. Он должен служить развитию творчества и инициативы самих учителей.
Для совместной деятельности учителя и администратора по обобщению опыта работы следует составить план.
Методические рекомендации. Обобщение передового педагогического опыта.
В любой науке, в любом искусстве лучший учитель — опыт.
Обобщение педагогического опыта :
2. Результат методической деятельности, ее продукт;
3. Педагогический опыт возникает как диалогическая потребность педагога к совершенствованию собственной деятельности.
Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:
Образец хорошей работы.
Деятельность, в которой воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта, технологии.
Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.
Передовой педагогический опыт должен быть источником решений педагогической проблемы. Какие могут быть в образовательном учреждении насущные проблемы:
низкое качество знаний;
слабая подготовка учащихся;
недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;
осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
низкий уровень воспитанности;
пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам (формирование орфографической зоркости, навыков устного счёта, обучение написанию сочинений и др.);
Если есть затруднения, педагог его разрешает, создаёт опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нём можно и нужно рассказать другим. Передовой педагогический опыт изучают, обобщают и распространяют.
Необходимо учитывать следующие признаки ППО:
Актуальность, социальная значимость учебно-воспитательных задач.
Новизна опыта. Рекомендуется рассматривать что-то новое для данной школы, района, области.
Более высокая результативность в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Оптимальность педагогического опыта: достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей экономной затрате сил и времени педагогов и учащихся так, чтобы данный опыт не стал помехой для решения других не менее важных образовательных и воспитательных задач.
Стабильность опыта, получение высоких результатов в течение длительного времени.
Повторяемость основных элементов опыта в других условиях, другими педагогами других школ.
Научная обоснованность. Передовой опыт может быть или результатом творческих теоретических поисков педагога, или его находкой в процессе проб и ошибок.
Для характеристики педагогов – носителей педагогического опыта чаще всего употребляются понятия «профессиональное мастерство», «новаторство», «исследовательский подход».
Учитель-мастер свободно владеет профессиональной технологией, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании.
Учитель-новатор отличается качествами мастера и наряду с этим вносит в работу новые формы, методы, средства, повышающие эффективность педагогического процесса. Для такого учителя как творца характерны оригинальность стиля работы, рационализаторство, прогрессивные новации.
Работа учителя-исследователя характеризуется не только мастерством, новаторством и творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса, высоким развитием педагогического мышления, педагогической эрудиции. Такой учитель владеет педагогическим и исследовательскими умениями и навыками педагогического анализа.
II . Приемы выявления опыта:
1. Наблюдение за деятельностью учителя через посещение уроков и внеклассных мероприятий.
Посещая открытие занятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школ коллективно обсуждают, замечают те стороны, которые действительно являются передовыми и может стать достоянием других.
2. Найти можно при анализе итогов учебного года – увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть у него своя система, можно её оформлять как опыт.
3. Увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории.
4. Запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе.
5. Запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и для современного образования на данном этапе работы.
6.Педагогические советы, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая опыт, готовятся основные доклады и содоклады. На совете, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов, после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта.
7.Научно-методическая и научно-практическая конференции – удачная форма изучения и обобщения опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собственный опыт коллег.
8.Педагогическая выставка, отражающая опыт, например дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам.
9.Изучение документации (календарно-тематическое планирование, классные журналы и т.д.)
(В ИМС есть книга «Диагностика успешности учителя, в которой предложены самые различные диагностические методики, для оценки профессионализма учителя).
11.Беседы с учителем.
III .Формы распространения ППО :
Аукцион «педагогических идей»,
Банк педагогического опыта,
Печатные способы распространения ПО (публикации в газете, брошюры и т.п.).
Общественная презентация опыта,
Заседания методического объединения.
Различные конкурсы педагогического мастерства («Педагог года», «Урок года», «Конкурс методических разработок» и др.).
IV . При обобщении и описании опыта необходимо ответить на вопросы:
1. Что я делаю? (предмет деятельности)
2. Для чего я это делаю? (какова цель?)
3. Как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы)
4. Какой это дает результат?
5. За счет чего этот результат достигнут?
При описании опыта сначала нужно определить и выделить те основания, на которых происходило его обобщение. Далее должно следовать описание самого опыта как представление частного случая этого общего. Например, Вы можете описать опыт работы по системе развивающего обучения Л.В. Занкова и показать, как в своей практике Вы опираетесь на основные дидактические принципы данной системы, и в чем состоит именно Ваша, индивидуальная манера работы. Аналогично может быть раскрыта система работы по профильному обучению, где показано не только то, каким образом Вами реализуется авторская концепция учебника, но и какова Ваша собственная трактовка содержания учебного материала, что Вы внесли своего, чем при этом руководствовались и какие получили результаты.
Обобщению и описанию может подлежать система или отдельные компоненты вашего педагогического опыта, которые стабильно дают положительные результаты. Важно отразить, на какие научные исследования Вы опирались, кто из ученых, ведущих практиков наиболее успешного обучения и воспитания детей был для вас предшественником.
Осмысливая свой педагогический опыт и описывая его, Вам необходимо:
1) определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею;
2) дать «теоретическую и практическую интерпретацию (понимание) опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения;
3) описать каждую составную часть концепции, факторы успешности, которые содержатся в системе Вашей работы (например: постановка целей (задач) обучения, воспитания; формирование у учащихся положительной мотивации создание комфортных условий обучения; применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т.д.) нового материала, контроля знаний учащихся и т.д.; методы, приемы, формы, средства системы Вашей педагогической деятельности; педагогические технологии, применяемые Вами в образовательном процессе; другие факторы;
4) описать условия обеспечения успешной деятельности Ваших учащихся, воспитанников.
Представлять педагогический опыт в оргкомитет конкурса необходимо в виде краткого, конструктивного описания, которому должны быть присущи логическая завершенность, информативность, точность трактовки педагогических понятий, научность описываемых категорий. В опыте следует отразить, зафиксировать оригинальные приемы, методы, средства обучения, творческие находки, которые Вы используете в своей практической деятельности.
Требования , предъявляемые к описанию опыта:
1. Ясность изложения;
2. Точность словоупотребления;
4. Строгое соблюдение научной терминологии;
5. Последовательность изложения позиций;
7. Взаимность положений.
Критерии оценки педагогического опыта .
1. Актуальность (степень соответствия современным тенденциям развития образования).
a) Своеобразие и новизна опыта;
б) Обоснованность выдвигаемых педагогических принципов и подходов.
a) Необходимость и достаточность материала
б) Логическая завершенность
a) Ориентированность успеха на конкретный результат
б) Успехи и достижения обучаемых
Типичные ошибки при обобщении и описании опыта:
1. Обобщение опыта подменяется описанием реального плана деятельности педагога;
2. Не находится истинная основа для обобщения;
3. В результате неверных оснований для обобщения малоценный опыт определяется как ценный;
4. При обобщении опыта происходит углубление в детали, не принадлежащие существу обобщаемого опыта;
5. Описывается не существующее, а желаемое;
6. Опыт обобщен не по тем основаниям, которые имеют место на самом деле.
Критерии оценки предоставления опыта педагогической деятельности (теория).
1. Обоснование актуальности педагогической проблемы, умение выделить и сформулировать ведущие идеи опыта.
2. Теоретическая интерпретация опыта (опора на психолого-педагогические теории; культура использования научной литературы).
3. Аргументированность преобразований в сфере организации образовательного процесса, в выборе педагогического инструментария.
Раскрытие путей реализации педагогического опыта.
Обоснование использования предлагаемых технологий, их описание, показатели результативности в сравнении с традиционными методиками обучения (воспитания).
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта работы.
7. Приложения, иллюстрирующие педагогический опыт (разработки уроков, занятий, мероприятий, дидактический материал, методические рекомендации).
8. Культура представления материала (грамотность, структурирование материала).
Алгоритм осмысления и описания личного педагогического опыта.
Вычленить противоречия, которые побудили пересмотреть взгляды и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционной, предлагаемой в существующих программах и методиках.
Определить и сформулировать сущность своего опыта (новаторского или традиционного), ведущую идею.
Описать «теоретическую интерпретацию опыта» с отражением следующих составляющих: сущность опыта, результативность, трудоемкость осуществления, возможность и условия освоения.
Описать каждую составную часть концепции, факторы успешности.
Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, воспитанников.
Обобщение педагогического опыта (один из вариантов на основе методики А.Капитанской)
1. Сформулируйте, какие цели и задачи обучения, воспитания Вы решаете в своей педагогической деятельности.
2. Выделите (сформулируйте) основные противоречия, решаемые в Вашем опыте, и определите пути их решения (проблема).
3. Выделите ведущую идею (идеи) своего опыта, если возможно, разделите на составные части и выстройте их в иерархической последовательности.
4. Приведите теоретические (научные) источники обоснования Вашего опыта.
5. Какие, на Ваш взгляд, факторы успешности содержатся в системе Вашей работы? Например:
постановка целей (задач) обучения, воспитания;
формирование у учащихся положительной мотивации, создание комфортных условий обучения;
применение эффективной методики объяснения (закрепления, отработки и т.д.) нового материала, контроля знаний учащихся и т. д.;
методы, приемы, формы, средства системы Вашей педагогической деятельности;
педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе;
6. Опишите факторы успешности в следующем порядке:
название фактора успешности;
состав (структура: основные компоненты);
с какой целью Вы их применяете, в какой последовательности;
какой результат дает применение этого фактора (факторов);
за счет чего (именно каких элементов, условий) Вы получаете высокие результаты?
7. Проанализируйте результаты Вашей педагогической деятельности, соотнесите их с целями и задачами.
8. Опишите трудоемкость осуществления на практике Ваших идей (для учителя и учащихся), возможность и условия тиражирования.
9. Отредактируйте текст, удалив из него малоэффективные рассуждения, повторы, сократив громоздкие словосочетания, обратив внимание на соответствие основной идее, принципам его реализации, содержанию и технологичности изложения.
V . Оформление опыта оценки педагога:
Методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих методических приёмах). Материал постоянно оформляется в альбом.
Вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «методического уголка», куда заместитель директора по УВР помещает отзывы о помещённых уроках). Материал постепенно оформляется в альбом.
Методические альбомы (оформляются по итогам работы единые методические темы, например, «Развитие личности младшего школьника», «Личностно – ориентированное образование» и др). Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно – практических конференциях, семинарах, методических объединениях.
Карточки передового педагогического опыта.
1) Творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности. Опыт педагогический подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса) и новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).
2) Результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.
3)Дидактические системы, разработанные на основе теории, высокая эффективность которых была доказана в процессе педагогической практики.
Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся.
2. Ознакомление с литературой по избранной теме.
3. Планирование работы по избранной теме.
4. Сбор и обработка материала. Систематизация накопленных фактов из опыта.
5. Анализ и обработка материала.
6. Соответствующее литературное оформление.
Критерии передового педагогического опыта
социальному заказу государства, общества;
Закону об образовании Российской Федерации;
прогрессивным тенденциям социального развития общества;
региональной образовательной политике;
идеям современной педагогической науки и передовой педагогической практике;
профессиональным интересам определенных категорий педагогов;
решению актуальных задач общества;
решению образовательных задач, вытекающих из социального заказа государства, общества в области образования, интересов личности учащегося.
2.Научность, соответствие достижениям науки
Соответствие практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования.
Соответствие уровня обученности и воспитанности учащихся, их ценностным ориентациям, а также педагогической практике.
Результативность может выражаться:
в уровне обученности учащихся;
в уровне воспитанности учащихся;
в личностном развитии учащихся;
в совершенствовании методической работы и управленческой деятельности.
Любой педагогический опыт, хотя бы в небольшой степени, всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Но она должна сопровождаться заметными качественными показателями, тогда такой опыт можно назвать передовым. Новизна может заключаться:
в комбинации элементов известных методик;
в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда;
в преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования)
Использование опыта дает на протяжении определенного времени устойчивые высокие результаты обучения, воспитания и развития учащихся:
Достижение наилучших результатов в учебно-воспитательной работе при наименьшей затрате сил и времени педагогов и учащихся и при том, чтобы данный опыт не стал помехой в решении других образовательных задач.
Возможность использования опыта в массовой практике; возможность творческого применения опыта.
Структура целостного описания опыта работы.
актуальность и перспективность опыта;
адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;
новизна данного опыта;
2. Вычленить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей становления педагогического опыта через постановку задач и их разрешение.
Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах (понятиях и категориях) педагогической науки. В соответствии с проблемой выявляются находки, новинки в работе педагога.
3. Научно-методическое обоснование.
Анализ литературы целесообразно проводить проблемно (при этом важно вычленить идеи, на которые опирается педагог, опыт которого обобщается). В процессе анализа литературы необходимо акцентировать внимание на том, что уже достигнуто в изучаемой и обобщаемой области, а к чему нужно стремиться.
5. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте, описание средств достижения цели (методов и форм организации работы), организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами. (Алгоритм осуществления педагогических действий с описанием особенностей технологии автора опыта).
6. Условия, при которых создавался опыт
Прописать личностные и профессиональные качества педагога.
Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности.
Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.
Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог.
Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.
Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Анализ полученных результатов в деятельности педагога можно представлять в виде таблиц, схем, диаграмм, рисунков. Здесь важно раскрыть динамику знаний, умений, ориентации, отношений школьников по годам (в сравнении), а также проанализировать трудности, которые мешают педагогу работать лучше.
Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.
Возможность опыта использования в других учреждениях образования.
для учителя по обобщению собственного педагогического опыта (по Н. И. Дереклеевой)
Алгоритм описания опыта работы учителя школы
I. Титульный лист
Образец оформления титульного листа:
Повышение эффективности урока через применение современных методов обучения и современных технологий (тема опыта)
Автор опыта: Ф.И.О.,
учитель какого предмета
Процедура презентации опыта
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПЕДАГОГА
1. Ф.И.О.___________________________________________
ФОТО
2. Год рождения________________________________________________
3. Домашний адрес_____________________________________________
4. Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания____
5. Специальность по диплому ____________________________________
6. Территория, образовательное учреждение, должность________________
7. Звания, награды _____________________________________________
8. Результаты аттестации __________________________________________
9. Участие в профессиональных конкурсах _________________________
10. Стаж педагогической работы __________________________________
11. Стаж работы в данной должности ______________________________
12. Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме) ______________
13. Имеются ли публикации (выходные данные) _______________________
14. Увлечения __________________________________________________
15. Педагогическое кредо_________________________________________
Приложение №3 (к основной части)
Основная часть должна содержать 2-3 главы. В конце каждой главы должны быть выводы.
Сущность опыта, его технология содержит характеристику основных элементов данного педагогического опыта.
Приложение№6
В приложения можно включить:
1. Конспекты к урокам (не менее, чем 10 уроков)
2. Дидактические материалы________________________________
3. Внеклассная работа_________________________________________
4. Календарное планирование______________________________________________
5. Оригинальные методы, приемы, формы, средства____________________________
6. Оценка знаний (по 10-балльной шкале)___________________________________
7. Оригинальные виды заданий, задач, упражнений____________________________
8. Тексты лекций, докладов по данной теме
9. Индивидуальный план самообразовательной деятельности и все практические выходы к нему
10. Памятки_____________________________________
11. Тетрадь ученика__________________________________________________
12. Отзывы учителей_________________________________________________
13. Отзывы завуча___________________________________________________
14. Самоанализ уроков (2-3 уроков)
15. Мониторинг учебных достижений уч-ся
16. Приложения могут содержать видеоматериалы, фотоматериалы и др.
Материалы, подготовленные учителем оформляются в папку-скоросшиватель, каждый лист в файл.