разработка электронных материалов для дистанционного обучения
Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения
Рубрика: Информационные технологии
Статья просмотрена: 3100 раз
Библиографическое описание:
Петриков, П. А. Подходы к разработке учебных материалов для дистанционного обучения / П. А. Петриков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4313/ (дата обращения: 19.11.2021).
Проектировщики учебного курса или методисты электронного обучения разрабатывают учебный контент с использованием элементов аудиовизуальной информации, например, текста, изображений, видеофильмов, видеороликов и аудиоклипов, а также анимации, и учебная среда проектируется с применением таких компонентов, как интерактивный учебный контент, различные виды практической деятельности, форумы для обсуждения, а также викторины. Методисты должны разрабатывать учебные компоненты и учебную среду, задействуя соответствующие элементы аудиовизуальной информации, чтобы облегчить учебный процесс (Тессмер и Ричи, 1997 г.). Тем не менее, трудно разрабатывать и составлять электронные учебные материалы для обучающихся дистанционно, которые, как предполагается, не имеют регулярных контактов с преподавателями. Методистам необходимо разрабатывать учебные материалы, предоставляя не только контент изучаемого целевого предмета, но также соответствующие методические указания и поддержку, которые требуются учащимся для успешного обучения. Некоторые исследователи также утверждают, что большинство программ электронного обучения терпят неудачу в результате недостаточно проработанных учебных материалов (Борк и Бриттон младший, 1998 г.; Исмаил, 2002 г.). Это означает, что проектирование и разработка электронной среды обучения (ЭСО) и ее контента могут привести к успеху или провалу учебной программы и ЭСО, через которую обеспечивается учебная программа. Успешность ЭСО измеряется степенью удовлетворенности учащимися ЭСО (Леви, 2007 г.), а также эффективностью ЭСО с точки зрения содействия достижению учащимися своих учебных целей и получению высоких оценок на экзаменах. Следовательно, большое значение имеет изучение тех проектных компонентов и характерных особенностей надлежащим образом разработанных учебных материалов программ дистанционного обучения, которые приводят к удовлетворенности учащихся и эффективности обучения.
В литературе, посвященной электронному обучению, сообщается о различных результатах в отношении проектных компонентов и характерных особенностей, которые приводят к удовлетворенности учащихся и эффективности обучения. Например, Ровай и Барнум (2003 г.) сообщают, что на удовлетворенность учащихся и воспринимаемое им знания значительное влияние оказывает применение стратегий, способствующих активному взаимодействию в режиме онлайн, тогда как Эком, Уэн и Ашилл (2006 г.) сообщают, что им не удалось обнаружить какой-либо позитивной связи между взаимодействием и знаниями, воспринимаемыми учащимися в процессе обучения.
В отличие от компонентов учебного курса и характерных особенностей проектирования, предпочтения учащихся в отношении стиля обучения также влияют как на удовлетворенность учащихся (Пикколи, Ахмед и Ивз, 2001 г.), так и эффективность обучения (Ким и Сонненуолд, 2002 г.) в электронной среде обучения. Поэтому при разработке и преподавании электронного учебного курса важно учитывать предпочтения учащихся в отношении стиля обучения (Бостром и другие, 1990 г.). Смит и Вуди (2000 г.) полагают, что противоречивость различных мнений по вопросу эффективности мультимедийных средств обучения, встречающихся в литературе, посвященной электронному обучению, возможно, отражает взаимодействие стилей преподавания и стилей обучения. Если учебный материал учащимся не преподается, а предполагается, что они его должны изучать сами, то в этом случае им придется изучать материал с помощью аудиовизуальных учебных средств и методических рекомендаций по изучению учебного материала при дистанционном обучении. Поэтому методисты должны иметь представление о том, какие проектные компоненты и аудиовизуальные средства должны разрабатываться для достижения эффективности обучения и удовлетворенности учащихся, которые имеют различные предпочтения в отношении стиля обучения. Также для методистов будет более полезным, если результаты экспериментов по разработке и проектированию учебного материала в электронной среде обучения будут способствовать формированию методических рекомендаций, призванных помочь методистам.
Теоретические перспективы проектирования электронной среды обучения
Систематическое проектирование и разработка электронных учебных материалов проводились в соответствии с процессом разработки электронного учебного контента, который определялся широко известными моделью разработки методической системы ( ISD ) и моделью ADDIE (анализ, проектирование, разработка, внедрение и оценка) (Веерасингхе и другие, 2007 г.). Процесс разработки контента подтверждает, что электронное обучение должно проектироваться в соответствии с определенной системой принципов проектирования. В данном документе представлены такие принципы проектирования, как методические указания по проектированию.
Методические указания по проектированию ЭСО были основаны на принципах трех основных направлений теорий обучения: бихевиоризма, когнитивизма и конструктивизма. Бихевиоризм и когнитивизм обеспечивают разделение учебного контента на небольшие части, подготовку целей обучения и измерение достижений учащихся в ходе обучения, исходя из данных предварительно определенных целей (Мергель, 1998 г.). Если при разработке электронного учебного контента учитываются только принципы этих двух объективистских теорий, то следует исходить из того, что электронный учебный контент будет в этом случае выступать в роли преподавателя, работа которого состоит в том, чтобы передать знания учащимся (Филлипс, 1998 г.). По мнению Филлипса, учащиеся в объективистской среде обучения рассматриваются как «пустые бочки». Поэтому предполагается, что учащиеся не будут вносить новые идеи и формировать знания путем активного погружения в ЭСО.
Среда обучения, которая активно привлекает учащихся к участию в процессе формирования знаний посредством их собственного опыта, проектируется с учетом принципов конструктивистских теорий обучения. Если применяется конструктивизм, то предварительно определенные цели обучения не всегда прогнозируются, и обучение является более открытым для учащихся (Мергель, 1998 г.). Поэтому те действия, которые учащийся должен выполнить в целях обучения в ЭСО при конструктивистском подходе, не будут направлены на достижение предварительно определенных целей обучения, и будет трудно разрабатывать принципы и критерии оценки учебных достижений учащихся в ЭСО на основе конструктивизма.
В рамках ЭСО встречаются учащиеся, предпочитающие различные стили или методики обучения. Выбор учащимся того или иного стиля обучения является существенным фактором, способствующим его успехам в учебе (Кэссиди и Эхус, 2000 г.). Поэтому понимание предпочтений учащихся в отношении стиля обучения помогает проектированию учебных курсов таким образом, чтобы облегчить изучение учебного материала отдельными учащимися (Пенг, 2002 г.). Для характеристики стилей обучения существуют различные модели. Питер Хани и Алан Мамфорд разработали модель стиля обучения, включающую четыре категории учащихся в соответствии с предпочитаемым стилем обучения на основе теории стилей обучения Колба (Чапман, 2003). Эти четыре категории учащихся в соответствии с предпочитаемым стилем обучения называются «активист», «теоретик», «отражатель» и «прагматик». Согласно определению Хани (2007);
§ «Активисты» любят учиться на практике. Им нравится принимать вызовы и открывать для себя что-то новое. Они пытаются выполнять упражнения и участвуют в практической деятельности, не задумываясь о последствиях.
§ «Отражатели» изучают материал путем наблюдения и размышления над тем, что произошло. Они внимательно слушают каждого, размышляют над каждой идеей и повторяют процесс изучения всякий раз, когда им предоставляется такая возможность.
§ «Теоретикам» нравится вникать в суть концепций, моделей и общего образа урока. Контент должен быть представляться в порядке и объясняться исходя из принципа от простых вещей к деталям.
§ «Прагматики» лучше всего усваивают изучаемый материал, если им предоставить возможность осуществить на практике то, что непосредственно демонстрируется или объясняется. Они любят экспериментировать над новыми идеями.
Методические указания по педагогическому проектированию, используемые при разработке ЭСО и ее контента:
Разбивка учебного контента:
В начале процесса педагогического проектирования должен быть проведен анализ учебного контента и определены цели обучения. Учебный контент разделяется на части и структурно связывается с целями обучения в соответствии со следующими принципами:
§ Отображение результатов овладевания учебным курсом в начале данного курса, а также отображение целей обучения каждого раздела в начале контента данного раздела. Результаты овладевания учебным курсом показываются учащемуся в верхней части странички с меню под названием «Программа предмета», где перечислены ссылки для получения доступа к разделам курса. Раздел курса, содержащий несколько подразделов и цели обучения для каждого раздела отображается в верхней части списка подразделов данного раздела.
§ Заказ на получение контента в соответствии с программой учебного курса. Студенты получают программу учебного курса сразу после регистрации в учебном семестре. Поэтому для облегчения поиска учащимися учебного контента, который они желали бы изучить, учебный контент, содержащийся в рамках ЭСО построен в соответствии с порядком названий уроков, указанных в программе учебного курса.
§ Добавление практических видов деятельности каждого блока учебного контента. Практические виды деятельности разработаны для каждого блока учебного контента.
Учащиеся могут получить доступ к странице, посвященной практической деятельности, нажав на кнопку, касающуюся практической деятельности, находящуюся на соответствующей странице ОИО.
§ Добавление не менее одной викторины в конце каждого раздела учебного курса. Учащиеся имеют возможность оценить свои учебные достижения после завершения изучения того или иного раздела учебного курса. На странице «Программа предмета» имеется ссылка на соответствующий раздел учебного курс для доступа к викторинам данного раздела.
§ Добавление форумов для обсуждения и тематических чатов в случае необходимости. Учащиеся могут получить доступ к форумам и чатам данного раздела учебного курса с помощью гиперссылок, расположенных на странице «Программа предмета».
Представление учебного контента с использованием мультимедийных средств:
Интерактивный учебный контент был разработан с использованием вспомогательных средств, имеющих черты атмосферы «реальности» (Джонассен и другие, 1995 г.), созданных с помощью различных типов аудиовизуальных средств: текста, графики, аудиоклипов и анимации. Они используются для привлечения внимания учащихся, представления целей обучения и учебного контента, определенного в вышеупомянутых элементах учебного занятия Ганье, а также для разработки средств демонстрации и стимулирования, которые способствуют участию учащихся в реализации стратегии преподавания, которая сосредотачивается на целях и задачах обучения, описанной в принципах Меррилла и предназначенной для эффективной преподавательской деятельности.
Стемлер (1997 г.) обращает внимание на то обстоятельство, что при разработке учебного контента на основе использования компьютера разработчики должны учитывать то, что текст на экране компьютерного монитора люди читают на 28% медленнее, чем текст, напечатанный на бумаге. Поэтому, если на одной странице будет находиться слишком много текста, учащимся придется долго не сводить глаз с данной страницы, и это может привести к утомлению и усталости глаз. Также учащиеся, как правило, склонны распечатывать длинные тексты и читать их потом, а не в режиме онлайн. Поэтому, если нам требуется, чтобы учащиеся изучали учебный контент в режиме онлайн, мы должны ограничить объем текста, размещаемого на странице, и оформить его таким образом, чтобы он легко читался. Ниже приведен ряд рекомендаций по оформлению и размещению текста, используемых нами при оформлении и размещении текстового контента.
— Ограничьте объем текста на странице. Выделите только самый важный текст, необходимый для того, чтобы донести до учащегося ваше послание, взятое из учебного пособия.
— Разделите область текста на блоки текста по мере необходимости. Чтобы текстовый контент легко читался, разделите текст на блоки и оставьте достаточно места меду блоками текста.
— Для представления текста используйте списки по мере возможности, в противном случае размещайте текст в коротких абзацах. Обычно учащиеся оставляют краткие заметки и комментарии в списках, и это помогает им легко читать и помнить эти заметки. Поэтому целесообразно разместить текст в списках. Однако, в таких местах, как введение, где должно содержаться пояснение, необходимо использовать короткие абзацы. В каждом абзаце должно
— Используйте инструмент «всплывающая подсказка», чтобы объяснить технические/научные термины, встречающие в тексте. Технические или научные слова и фразы электронного учебного контента должны объясняться во всплывающих подсказках (всплывающая табличка с текстом), связанных с конкретными словами или фразами.
— Выделение ключевых слов жирным шрифтом. Текст электронного учебного контента должен быть оформлен главным образом черным шрифтом и различные размеры букв должны использоваться для выделения названий и заголовков от остального текста.
Выбор мультимедийных элементов/клипов:
— Проверьте, сможет ли простое графическое изображение прояснить значение текста. Графика используется для того, чтобы вызвать интерес, стимулировать изучение материала и упростить обмен информацией.
— Если нет, добавьте/разработайте средства флэш-анимации, чтобы упростить значение текста. Анимация для представления учебного контента должна использоваться только там, где она играет большое значение.
— Проверьте базу данных для имеющихся мультимедийных элементов перед разработкой следующего элемента. Это важно для сохранения репозитория медиа-контента, используемого при разработке учебного контента. Это помогает создать группу для того, чтобы разделить и снова использовать то, что произведено.
Графика использовалась для разработки электронного учебного контента, чтобы вызвать интерес к обучению, а также упростить значение текста. Ли и Болинг (1999 г.) отмечают, что простое и четкое изображение более эффективно для указаний, и оно предотвращает потерю мотивации учащегося при обучении с использованием компьютера. В остальных случаях мы использовали следующие принципы при разработке графики в электронном учебном контенте.
Чтобы информация графических объектов четко замечалась учащимися:
Используйте пример на переднем плане, а то, что не является примером – на заднем плане.
Для четкого отображения картинки переднего плана используйте яркие цвета, тогда как на заднем плане цвета должны быть более светлыми.
Используйте эффекты оформления, чтобы подчеркнуть или выделить ту мысль, которую Вы хотите донести до аудитории.
Отметьте части изображения открытым текстом там, где это необходимо
Не должно быть трудночитаемого или лишнего текста. Если повторно используемые изображения снабжены текстом, его нужно удалить, если он не нужен для нового учебного контента. Текст на некоторых изображениях может стать трудночитаемым, если изменяется размер изображения для новой работы по размещению, и текст нужно удалить из изображения, заменив его легко читающимся текстом перед тем, как вставлять в учебный материал.
Иногда мы создаем или видим графику с текстом на заднем фоне, и, если мы размещаем графику вместе с текстовым контентом в учебном материале, и учащемуся может быть трудно прочитать этот текст. Гештальтпсихология также утверждает, что текст и изображения должны достаточно отличаться, чтобы их можно было легко выделить по отдельности (Лефлор, 2000 г.). Поэтому нам следует:
Добавить границы изображения, если оно также содержит текст или изменить цвет заднего фона на другой цвет, который не будет негативно влиять на ясность и четкость текста, находящемся на изображении или на область текста в учебном материале.
Оставьте немного места между изображением и окружающим его текстом.
Изображения используются для оформления анимации. Однако может быть превышен лимит объема файла, к которому возможен доступ учащегося. Поэтому изображения, используемые для оформления анимации, должны тщательно отбираться.
Используйте флэш-анимацию, чтобы привлечь внимание, показать потоки информации, создать имитацию и управлять взаимодействием учащегося и контента там, где анимация необходима для оформления вспомогательных учебных элементов. Разработка анимации должна проводиться в соответствии со следующими принципами.
Анимация должна быть как можно проще.
При необходимости добавьте кнопки управления пользователем Остановка, Воспроизведение, Повторное воспроизведение, Пауза и т.д.).
Анимация не должна воспроизводиться в режиме постоянного повтора. Добавьте кнопку повторного воспроизведения в конце ролика или фильма.
Анимация создается и разрабатывается для управления интерактивностью, и, по мнению Деволда и других (2000), управление интерактивностью является «ключом к активному обучению и закреплению пройденного материала». Однако анимация может занимать большой объем и быть нежелательной для разработки интерактивности, необходимой в некоторых случаях взаимодействий учащегося и контента. Поэтому были определены следующие принципы:
— Проверьте, может ли простой скрипт управлять интерактивностью.
— Если нет, добавьте/разработайте интерактивность c помощью флэш-анимации.
— Проверьте базу данных для имеющихся мультимедийных элементов перед разработкой следующего элемента.
Основы создания дистанционных курсов
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
Основы создания дистанционных курсов
Составитель: Колесниченко Елена Владимировна
Пособие предназначено для педагогических работников, использующих электронные и дистанционные технологии в организации образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Пособие разработанного на основе авторских электронных курсов, размещенных в системе «Дистанционная школа» http://e-learning.labore.ru/
©Колесниченко Елена Владимировна
МАОУ «Гимназия № 56», 2019 г.
Оглавление
Введение
На сегодняшний момент накоплен достаточный опыт организации дистанционного обучения. Однако использование в образовательном процессе дистанционных образовательных технологий требует разработки электронных учебных комплексов, дистанционных курсов с использованием выбранных технических решений.
Разработка любого электронного или дистанционного ресурса требует разработки сценария курса, в котором определяются цели и задачи курса, учитываются особенности целевой аудитории, для которой создается этот курс, выбора технического решения. Учебный материал должен быть хорошо структурирован, выдержан в определенной структуре, разбит на небольшие модули, удобные для освоения обучающимися. Большое внимание должно уделяться и интерактивной подаче учебного содержания и продумана система взаимодействия участников прохождения курса с учителем. В каждом модуле желательно присутствие оценочных материалов в виде тестов, практических или интерактивных работ.
Используя Moodle, учитель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, тестов и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для учителя, так и для обучающихся. По результатам выполнения учениками заданий учитель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Учитель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой.
Учитель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса. При тематической структуризации курс разделяется на секции по темам. При календарной структуризации каждая неделя изучения курса представляется отдельной секцией, такая структуризация удобна при дистанционной организации обучения и позволяет учащимся правильно планировать свою учебную работу.
Редактирование содержания курса проводится автором курса в произвольном порядке и может легко осуществляться прямо в процессе обучения. Очень легко добавляются в электронный курс различные элементы: лекция, задание, форум, глоссарий, wiki, чат и т.д. Для каждого электронного курса существует удобная страница просмотра последних изменений в курсе.
Таким образом, система Moodle дает учителю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведения теоретических и практических занятий, организации учебной деятельности как индивидуальной, так и групповой.
Ориентированная на дистанционное обучение, система обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.
Moodle имеет многофункциональный тестовый модуль. Поскольку основной формой контроля знаний в дистанционном обучении является тестирование, в системе Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях. Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, дифференциация сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.
Полноценное использование системы управления обучением Moodle позволяет обеспечить:
многовариантность представления информации;
многократное повторение изучаемого материала;
структурирование контента и его модульность;
создание постоянно активной справочной системы;
Методические рекомендации по разработке электронного учебного комплекса для системы дистанционного обучения
по разработке электронного учебного комплекса
для системы дистанционного обучения (СДО)
Введение
Настоящие методические рекомендации предназначены для преподавателей, разрабатывающих ЭУК для размещения последних в учебной среде ДО.
Предлагаемые рекомендации не претендуют на исчерпывающую полноту. Преподаватель-автор курса, основываясь на своем профессиональном и педагогическом опыте и учитывая конкретные условия, обстановку и форму проведения занятий, целевую аудиторию и т.д., всегда может внести необходимые (с его точки зрения) коррективы в нижеизложенные рекомендации, не нарушая, однако, при этом результативности и эффективности дистанционного курса.
Общие требования к ЭУК
ЭУК – это основной информационный образовательный ресурс при реализации технологии дистанционного обучения, предназначенный для изложения четко структурированного на дидактические блоки и модули учебного материала дисциплины, обеспечения оперативного самоконтроля и контроля учащегося, мотивации и управления познавательной деятельностью учащихся, организации активной составляющей дистанционного курса.
ЭУК должен полностью соответствовать требованиям ФГОС и рабочей программе соответствующей учебной дисциплины.
В минимальный состав каждого ЭУК должны быть включены структурные элементы, представленные в таблице 1.
Таблица 1 − Структурные элементы ЭУК
Сведения об авторе (авторах).
Краткое описание курса
Рабочая программа дисциплины;
Список модулей (разделов) курса с краткой аннотацией содержания каждого модуля.
Методические указания по работе с курсом
Руководство к изучению дисциплины; Тематический план-график курса.
Материалы для изучения
— ссылки на Интернет-ресурсы;
— подборки статей или фрагменты учебных пособий.
Практические и лабораторные работы; Семинары.
— вопросы к зачету (экзамену);
— перечень тем рефератов, курсовых работ (проектов);
— задания для контрольных и самостоятельных работ;
Основные понятия, термины и определения, использующиеся при изучении дисциплины.
Список источников информации
— список основной учебной литературы;
-список дополнительной литературы (справочные издания и словари, периодические и отраслевые издания, научная литература и т.п.);
— ссылки на Интернет-ресурсы
Все структурные элементы курса должны быть представлены в едином стиле.
Требования к содержанию структурных элементов.
Методические рекомендации к их разработке
Общие сведения
Название. Название электронного ресурса должно соответствовать названию курса.
Сведения об авторе (авторах). В сведениях об авторе указывается фамилия, имя, отчество и должность разработчика курса.
Аннотация
В аннотации необходимо указать, для какой аудитории предназначается курс, его цели и задачи. При этом необходимо помнить, что цель – это конечный результат, а задачи – этапы и действия, посредством выполнения которых достигается поставленная цель.
Программа курса
Рабочая программа курса – определяет цели, задачи, содержание и объем курса. Оформляется по общим правилам оформления рабочих программ СЛИ.
Список модулей (разделов) курса с краткой аннотацией содержания каждого модуля. Курс ДО должен быть организован по модульному принципу, т.е. разбит на модули или разделы, каждый из которых ограничен определенным временем и информационно логически замкнут, представляя из себя четко определенный объем учебного материала. Результат работы с модулем должен фиксироваться одним или несколькими видами контрольных мероприятий. Рекомендуемое число модулей в течение семестра равно трем, по аналогии с количеством рубежных контролей.
При написании аннотаций, помимо определения основных смысловых акцентов модуля, необходимо отметить особенность каждого модуля и его важность в общей структуре курса, заострить внимание учащегося на особенно трудных или своеобразных моментах и т.п.
Модуль, в свою очередь, разбивается на более мелкие структурные единицы – темы или занятия. Именно эта структурная единица дистанционного курса является аналогом обычного аудиторного занятия. Как правило, тема должна в своем составе содержать несколько разнородных видов учебной деятельности (теоретический материал, практические задания и контрольно-измерительные материалы), содержание и состав которых должны быть достаточными для усвоения содержания темы в рамках ФГОСа за 1 академический час.
Методические указания по работе с курсом
В общих методических указаниях желательно отдельно оговорить следующие позиции:
— дополнительные программы, необходимые для комфортного прохождения курса;
— основную методику работы с курсом (самостоятельная работа, работа с преподавателем, порядок ликвидации задолженностей и т.д.);
Методические указания к модулю или теме могут содержать следующие позиции:
— обязательная и дополнительная литература с указанием конкретных страниц;
— перечень заданий, которые надо выполнить;
— требования к выполнению заданий и критерии их оценивания;
— контрольные сроки выполнения заданий;
Таким образом, этот элемент курса, в зависимости от своего назначения, может варьироваться – от общего руководства по изучению курса до пояснения к отдельным темам курса и различным рекомендациям более узкого характера (например, рекомендации по работе с литературой).
Тематический план-график курса – определяет порядок изучения и преподавания учебного курса, расписание проведения учебных занятий всех видов и контрольных мероприятий изучаемого курса. Включает в себя:
— сроки прохождения курса, модуля, темы;
— формы и время отчетности;
— график практических и семинарских занятий.
Примерныйварианттематическогоплана-графика
Виды учебной деятельности
Описание интерфейса системы
Интерфейс системы ДО Moodle
Форум (участие в нем)
Блоки, курсы, модули, разделы, ресурсы
Тестирование Практическая работа
Настройка курса. Система помощи Moodle
Семинар или альтернативное задание)
Материалы для изучения
Гипертексты. Должны содержать развернутое системное изложение модуля, в котором раскрывается содержание каждого учебного элемента. Кроме ссылок на основную литературу, должен содержать ссылки на дополнительные и сетевые информационные ресурсы. Информация, представленная в элементе, должна быть достаточной для ответа на контрольные и тестовые задания. Стиль изложения в этом элементе, как правило – академический.
Электронные лекции. Именно в этом структурном элементе должна содержаться основная учебная информация, при этом лекция должна быть организована и наполнена так, чтобы:
— обзорно освещать материал с выделением ключевых вопросов;
— содержать всю необходимую информацию для успешного ответа на промежуточные и контрольные вопросы по теме и тестовые задания;
— минимизировать обращение ученика к дополнительным источникам информации;
— включать в себя дополнительные элементы для иллюстрации изучаемого материала – звук, видео, графику, анимацию и т.д., при этом включаемые элементы не должны превалировать над основным информационным содержанием лекции, не отвлекать внимание ученика от основного учебного процесса, а наоборот, удерживать их внимание;
— содержать обобщающие таблицы, диаграммы, схемы, графики, отражающие главные сведения или выводы. Материал, представляемый в такой форме, должен быть наглядным и содержать емкие комментарии;
— содержать ссылки (список рекомендуемой литературы по теме) на литературные источники по теме согласно приведенной библиографии в рабочей программе курса, с указанием конкретных глав, разделов, страниц;
— включать вопросы для самопроверки (в разной форме) после каждого раздела (темы) лекции;
— завершаться краткими выводами с целью ориентирования ученика на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить.
Аудиолекции, видеолекции необходимо использовать с учетом того, что при включении данных элементов в курс, может ограничиваться возможность комфортного их использования из-за низкой пропускной способности каналов связи, лучше рекомендовать ученикам пользоваться данными элементами после сохранения их на локальном компьютере.
Презентации – презентационные лекции отражают основные понятия курса (терминологию) и позволяют в обобщенном и наиболее привлекательном виде представить содержание курса. Их использование значительно повышает информативность и выразительность подаваемого материала, поскольку при этом одновременно задействованы как слуховой, так и зрительный каналы восприятия информации.
Подборки статей или фрагменты учебных пособий необходимо использовать в том случае, если необходимая информация недоступна, содержится в объемных изданиях или в других случаях, оправданных логикой дистанционного курса.
Пакеты Scorm – пакет группирует объекты обучения, содержащиеся в сети, упакованные способом, который поддерживает стандарт SCORM или AICC (Aviation Industry ComputerBased Training Committee). Эти пакеты могут включать веб-страницы, графику, программы Javascript, Флеш и нечто иное, что работает в веб-браузерах. Очень информативный и эффективный для обучения вариант представления информации.
Практические материалы
Практические работы. Блок должен содержать практические задания, которые ученику необходимо выполнить для отработки материала курса. В практикум желательно включать примеры решения типовых задач и задач, аналогичных тем, которые включены в экзаменационные (контрольные) задания. Необходимо предусмотреть блок, в котором будут представлены задачи для самостоятельной проработки.
Лабораторные работы. Блок должен содержать лабораторные работы, которые ученику необходимо выполнить для отработки курса. Этот элемент, должен включать в себя методические указания по проведению работ.
Семинары – активный деятельный элемент курса, направленный на многие цели:
— итоговое осмысление изучаемого материала;
— качественное изучение наиболее проблемных теоретических тем курса;
При планировании данного элемента в обязательном порядке необходимо предусмотреть точные формулировки по подготовке к семинару и его проведению (заранее озвучить темы семинара, важность семинара в общей структуре курса, условия участия в нем и его оценки и т.д., т.е. фактически подготовить план семинара). Проведение семинара возможно как в режиме on-line, так и в режиме off-line – в зависимости от целей и назначения. При проведении семинара в режиме on-line, необходимо для «сбора» группы в определенное время использовать все возможные ресурсы – электронную почту, новостной форум, электронную доску объявлений, рассылки и т.п. Учитывая возможности и результативность элемента, настоятельно рекомендуется его использование в курсе не менее двух раз.
При подготовке всех практических материалов необходимо соблюдать следующие требования:
— тесная связь с теоретическим учебным материалом;
— конкретность, ясность формулировки;
— разнообразие ступеней сложности;
— наличие нескольких вариантов с четкой системой выбора варианта (например, для контрольных работ);
— отсутствие организационных трудностей в выполнении;
— оптимальность объема в соответствии с нормами времени на самостоятельную работу.
Материалы для контроля знаний
Перечень тем рефератов, проектов помимо собственно названий тем, должен содержать рекомендации к выполнению работ (проектов), требования к их оформлению и другую информацию, необходимую, с точки зрения преподавателя, для успешной реализации задачи.
Задания для контрольных и самостоятельных работ – должны сопровождаться четкими указаниями по их выполнению и выбора номера варианта.
Вопросы и тесты для самопроверки – необязательные, но желательные для выполнения студентами задания по изучаемой теме для более полного ее усвоения и закрепления.
Контрольные тесты – должны содержать в себе задания для проверки уровня знаний по всему теоретическому курсу.
Опыт дистанционного обучения показывает, что нужна жесткая отчетность за каждый модуль или тему курса, ученику нельзя двигаться дальше, не изучив и «закрыв» текущий раздел. Наличие в курсе такого контроля смотивирует ученика на еженедельную, планомерную работу.
Глоссарий
Обеспечивает толкование и определение основных понятий и терминов, необходимых для осмысления и освоения учебного материала в полном объеме. Формируется в алфавитном порядке и с гиперссылками из разделов курса.
Список источников информации
Должен включать в себя списки основной и дополнительной литературы, составленные в порядке значимости источников для изучения дисциплины и оформленный в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Желательно наличие ссылок на Интернет-ресурсы.
Рекомендации по объему учебного дистанционного курса
Объем ЭУК (в страницах) должен быть достаточным (избыточным) для изучения дисциплины, чтобы учитывать разные уровни подготовки и желание отдельных учеников изучить курс более глубже. Общий объем представляемого в ЭУК учебного материала зависит от часов, выделяемых на изучение курса по учебному плану и нормативного показателя – один лекционный час соответствует не менее чем четырем стандартным страницам текста.
Под стандартной страницей понимается страница, сформированная в текстовом редакторе MS Word, в формате А4 со следующими параметрами:
— верхнее поле – не менее 2 см;
— нижнее поле – не менее 2 см;
— межстрочный интервал – одинарный;
— абзацный отступ – 1.25;
— шрифт Times New Roman;
При проектировании учебного процесса по дисциплине с ДОТ необходимо учитывать следующие временные затраты обучаемых:
— изучение инструкций преподавателя по работе с курсом;
— изучение теоретических материалов курса;
— изучение основных и дополнительных источников из рекомендуемого библиографического списка;
— выполнение текущих контрольных заданий;
— подготовка и участие в контрольных мероприятиях (семинарах, чатах) как в режиме online, так и в режиме off-line.
Суммарное время всех видов работ ученика по курсу должно соответствовать количеству часов по учебному плану.
Иллюстративный материал
Электронный ресурс подразумевает большое количество иллюстративного материала, помогающего облегчить пользователю курса усвоение теоретического материала, поэтому его подготовка требует особых продуманности и тщательности.
Методические требования к дистанционному курсу
При подготовке курса необходимо:
— провести четкую структуризацию текста, выделив небольшие, легко усваиваемые блоки информации с четкой их нумерацией;
— тщательно вычитать текст на наличие орфографических, синтаксических и стилистических ошибок;
— продумать единый стиль представления учебной информации;
— активно использовать различные формы наглядности, шире использовать иллюстративные элементы;
— обязательно использовать тестирование.
Учитывая особенности восприятия учеником электронного текста, при его подготовке необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
— все элементы дистанционного курса должны иметь единый стиль представления учебной информации;
— текст должен быть логически последовательным, не допускающим различных толкований;
— текст должен быть набран в соответствии с правилами компьютерного набора текста (после знаков препинанияделается пробел, перед знаками препинания пробеловне делается. Перед знаком «тире» и после него делается пробел. Знаки «дефис» и «перенос» пишутся без пробелов. Знаки «номер» (№) и «параграф»
(§),атакжеединицыизмеренияотцифрыотделяютсяпробелом и т.д.);
— текст должен быть лаконичен и не перенасыщен сложными терминами и сокращениями;
— желательно не использовать полосу прокрутки, располагая текст в пределах одного окна – в этом случае будет отсутствовать утомляемость и пассивность ученика, а сосредоточенность – наоборот, присутствовать;
— использовать в тексте гиперссылки, в том числе внешние, но не перегружать ими текст, так как ученик может потерять ориентировку в информации;
— использовать приемы акцентирования внимания. Визуально на экране текстовую информацию можно выделить несколькими способами, например, местом ее расположения, выравниванием, фоном, выбором шрифта, начертанием и цветом шрифта и т.п. К этим же приемам можно отнести использование иконок и метазнаков – внимание, совет, уточни, подумай, ответь на вопрос и т.п.;
— необходимо помнить об эргономике текста. Так, например, категорически нельзя делать текст светлее фона, на котором он воспроизводится (рекомендуется применять черные буквы на белом фоне);
— все ссылки одного уровня необходимо выделять одним цветом (например, гиперссылки – голубым, ссылки на глоссарий – зеленым и т.д.);
— оправдано размещение гиперссылок для навигации по текущей странице электронной лекции.
Для успешного ведения образовательного процесса преподавателю необходимо предусмотреть организацию очной мотивации учеников к выполнению учебных работ по курсу.
Построение индивидуальной обратной связи, с фокусировкой внимания и усилий обучаемого позволяет повысить эффективность обучения.
Материал курса должен обеспечивать изучение дисциплины с минимальной поддержкой со стороны преподавателя, но при этом гарантировать уровень знаний в соответствии с ФГОС, который определяется в результате контрольных мероприятий курса. Критерий качества дистанционного курса можно определить как «в любое время в любом месте доступно и понятно с первого раза». Если Ваш курс отвечает этим параметрам – Вы достигли желаемого.
Для первоначального построения курса необходимо использовать пилотный метод, который в значительной степени помогает избежать ложного старта (ощущения, что все сделано не так, отказ от предыдущей версии курса и работа по курсу «с нуля»). Кроме того, необходимо учесть то, что создание курса именно с помощью такого метода вполне доступно любому преподавателю достаточно уверенно владеющему компьютером и материалом своей дисциплины.
Рекомендуемый сценарий разработки дистанционного курса представлен в Приложении № 1, а примерные структуры курса и его элементов приведены в Приложении № 2.
Рекомендуемый сценарий разработки дистанционного курса
1.Определить цели и задачи курса.
4.Осуществить подбор для каждой темы практических заданий.
6.Подобрать литературу и гиперссылки на ресурсы Интернет для каждого модуля (темы). Тщательный подбор ссылок позволит обучающемуся сэкономить массу времени, избавив от самостоятельного поиска информации и увязать курс с лучшими мировыми информационными источниками.
8.Разработать методические материалы по изучению курса, календарь курса.
9.Разместить материалы курса в системе дистанционного обучения.
10.Протестировать курс, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах.
11.Модернизировать курс по результатам учебной апробации.
В дальнейшем модернизировать курс с учетом его использования в системе дистанционного обучения (в значительной мере опираясь на отзывы учеников, полученные в конце изучения курса), достижений науки и техники.
Рекомендуемые (примерные) структуры курса и его элементов
2.Содержание (список модулей и тем).
3.Цель и задачи изучения.
4.Методические указания по самостоятельному изучению.
5.Практические задания курса.
7.Список рекомендованных информационных источников по курсу.
8.Глоссарий. 9.Библиотека по курсу.
2.Цель и задачи изучения.
3.Содержание (список тем).
5.Методические указания по самостоятельному изучению.
7.Практические задания модуля.
9.Список рекомендованных информационных источников по модулю. 10.Библиотека по модулю.
2.Цели и задачи изучения.
4.Методические указания по самостоятельному изучению.
6.Практические задания, упражнения.
7.Тесты для самопроверки.
9.Заключение. 10.Контрольный промежуточный тест.
1.Цели и задачи лекции.
4.Контрольные вопросы для повтора и самоконтроля.
5.Список рекомендованных информационных источников. 6.Тесты для самопроверки.
Структура практического (лабораторного) занятия:
1.Цели и задачи выполнения практического (лабораторного) занятия.
2. Методические указания по выполнению практического (лабораторного) занятия.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.