работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам

:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Заходите ко мне в гости:

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. fb. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-fb. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка fb.работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. vk. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-vk. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка vk.работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. tw. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-tw. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка tw.работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. ljb. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-ljb. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка ljb.работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. youtube. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-youtube. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка youtube.

Эвристические методы обучения

Эвристическое обучение, в своем генезисе восходящее к диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами как частный случая проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения, эвристическое обучение оформилось только в 90-е годы XX века благодаря исследованиям А.В. Хуторского и его научной школы.

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.

Эвристические методы обучения.

Метод «вживания» (А.В. Хуторской). Посредством чувственно-образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова — это цветок, туловище — стебель, руки — листья, ноги — корни…». В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту-себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом.

Метод смыслового видения (А.В. Хуторской). Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, т.е. внутреннюю сущность объекта. Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту.

Метод символического видения (А.В. Хуторской). Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта (например, свет— символ добра, спираль— символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме.

Метод образного видения (А.В. Хуторской). Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы т.е. то, на что она похожа. Ребята рисуют новогоднюю елку, шлем, церковь, нимб, меч, вулкан, землю и многое другое. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию.
Метод придумывания. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного. Например: «Придумайте необычные названия своим произведениям— стихам, рассказам, рисункам». «Представьте, что колобок попал в реку, как он будет там себя вести». «Каковы будут свойства треугольника, если его углы будут не острые или тупые, а закругленные?»
Метод «Если бы…» Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если в мире что-либо изменится — увеличится в 10 раз сила гравитации; исчезнут окончания в словах или сами слова; все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские; хищники станут травоядными; все люди переселятся на Луну и т.д. Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук.
Метод эвристических вопросов (Квинтилиан). Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Метод гиперболизации. Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: придумывается самое длинное слово, самое малое число; изображаются инопланетяне с большими головами или малыми ногами; приготавливается самый сладкий чай или очень соленый огурец. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннесса», находящиеся на грани выхода из реальности в фантазию.

Метод агглютинации. Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево.

«Мозговой штурм» (Л.Ф. Осборн). Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке. Работа происходит в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Метод синектики (Дж. Гордон) базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии (словесной, обратной, личной), инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.

Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц (Ф. Цвики). Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов (устройств, процессов, идей), применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей.
Метод инверсии, или метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения. Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение — изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. К.Э. Циолковский «придумал пушку, но пушку летающую, с тонкими стенками и пускающую вместо ядер газы…».

Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. – Казань, 1994. – 247 с.

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).

См. также около 100 публикаций по эвристике на странице Дидактическая эвристика.

Для ссылок:

Хуторской А.В. Эвристические методы обучения [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts

Источник

Презентация

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. 0e88 00098467 491b1f44. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-0e88 00098467 491b1f44. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. presentation bg. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-presentation bg. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Эвристика» — в переводе с греческого «heurisko» означает «отыскиваю», «нахожу», «открываю». Эвристику, прежде всего, связывают с системой словесного обучения Сократа (469—399 гг. до н.э.). Каждый человек имеет дар. Одарённость – качество любого ученика и она проявляется в разном – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих качествах.

Методы эвристического обучения Оргдеятельностные Креативные Когнитивные метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений) методы ученического целеполагания и планирования, методы самоорганизации обучения, методы взаимообучения, метод рецензий, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, образного видения, эвристических вопросов, эвристического наблюдения, эвристического исследования, конструирования понятий Классификация А.В.Хуторского

Типы эвристических уроков Уроки оргдеятельностного типа Уроки когнитивного типа Уроки креативного типа урок-наблюдение, эксперимент, исследование объекта, лабораторный урок, урок конструирования понятий и правил, закономерностей, гипотез, теорий, урок работы с культурно-историческими аналогами уроки целеполагания, нормотворчества, урок-проект, консультация, рецензирование, взаимоконтроль, самооценка; урок-вернисаж, выставка, конференция, зачет, творческий отчет, рефлексия урок-диалог; дискуссия, диспут, эвристическая беседа, урок-противоречие, урок изобретательства, моделирования, урок-сочинение сказки, летописи, деловая игра, прогностический урок Классификация А.В.Хуторского

Методология эвристического урока (рекомендации к разработке этапов урока с позиций Научной школы А.В.Хуторского) Первый этап. Целеполагание Учащимся предлагаются готовые цели и дается возможность сформулировать свои собственные Второй этап. Создание учеником субъективного образовательного продукта (СОП) Третий этап. Сравнение СОП с культурно-историческим аналогом (КИА). Задание ученику на составление им обобщенного образовательного продукта (ООП) Четвертый этап. Рефлексия Рефлексия «Классическая» Рефлексия «Дневник открытий» Рефлексия «Трактат»

Создание каждым учеником первичного субъективного образовательного продукта (СОП) Методология эвристического урока (рекомендации к разработке этапов урока с позиций Научной школы А.В.Хуторского) Первичный образовательный продукт сравнивается с тем, что является эталоном в данной области – так называемым культурно-историческим аналогом (КИА) Трехступенчатый алгоритм создания учеником нового знания Достраивание до обобщенного образовательного продукта (ООП) и включение в предмет новой деятельности ученика

Задания эвристического типа предоставляют широкие возможности реализации содержательного компонента географического образования, побуждая учеников быть лично сопричастными с учебным материалом. Отвечая на вопросы эвристического типа, ученики отходят от позиций абстрактного теоретизирования, конкретизируют свою индивидуальную, человеческую, гражданскую точку зрения (А.В.Хуторской). Практическая часть Тема урока: Этнический состав РФ Когнитивный тип урока – конструирование понятий 1 этап. Целеполагание Список целей для учащихся: 1) Изучить материал 2) Составить собственное представление о предлагаемом реальном образовательном объекте 3) Усвоить основные понятия и законы темы 4) Подготовить доклад по одной из проблем 5) Качественно подготовиться к получению зачета 6) Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме 7) Свой вариант цели

Учащиеся выбирают цели и наклеивают листочки с номерами на дерево, проводится выбор общих целей 3 8 4 3 3 6 5 Игра «Дерево целей»

Второй этап. Создание учеником субъективного образовательного продукта (СОП) Что это такое признак ЭТНОС действие

Что предлагают дети: Собственное производство Строительство жилья Развитие рекреационного хозяйства Создание СЭЗ Открытие совместных предприятий Создать Создать АОДВ

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. 0815 000105fc 035ac698. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-0815 000105fc 035ac698. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка 0815 000105fc 035ac698.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. 11ef 0003a7e6 2d670842. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-11ef 0003a7e6 2d670842. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка 11ef 0003a7e6 2d670842.

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. 0bae 0001cce5 0ba40493. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-0bae 0001cce5 0ba40493. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка 0bae 0001cce5 0ba40493.

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. a loader. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-a loader. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка a loader.

Номер материала: 104005051442

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. 12ca 000988a9 e32712b1. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-12ca 000988a9 e32712b1. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка 12ca 000988a9 e32712b1.

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. placeholder. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-placeholder. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка placeholder.

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. placeholder. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-placeholder. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка placeholder.

В Минпросвещения предложили организовать телемосты для школьников России и Узбекистана

Время чтения: 1 минута

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. placeholder. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-placeholder. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка placeholder.

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. placeholder. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-placeholder. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка placeholder.

Шойгу предложил включить географию в число вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. placeholder. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-placeholder. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка placeholder.

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. placeholder. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-placeholder. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка placeholder.

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

:НАУЧНАЯ ШКОЛА

Заходите ко мне в гости:

работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. fb. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-fb. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка fb.работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. vk. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-vk. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка vk.работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. tw. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-tw. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка tw.работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. ljb. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-ljb. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка ljb.работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. youtube. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам фото. работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам-youtube. картинка работа а в хуторского методы эвристического обучения дает полную классификацию методам. картинка youtube.

Эвристическое обучение, в своем генезисе восходящее к диалогам Сократа, на протяжении длительного времени рассматривалось дидактами как частный случая проблемного обучения. Как самостоятельный тип обучения, эвристическое обучение оформилось только в 90-е годы XX века благодаря исследованиям А.В. Хуторского и его научной школы.

Прообразом эвристического обучения является метод Сократа, который вместе с собеседником путем особых вопросов и рассуждений приходил к рождению знаний.

Извлечение скрытых в человеке знаний может быть не только методом, но и методологией всего образования. В этом случае ученику предлагается выстраивать траекторию своего образования в каждом из изучаемых предметов, создавая не только знания, но и личностные цели занятий, программы своего обучения, способы освоения изучаемых тем, формы представления и оценки образовательных результатов. Личностный опыт ученика становится компонентом его образования, а содержание образования создается в процессе его деятельности.

Творческая самореализация ученика, как сверхзадача эвристического обучения раскрывается в трёх основных целях:

— создание учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;
— освоение ими базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами;
— выстраивание индивидуальной образовательной траектории ученика в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.

Эвристическое обучение лежит в основе Школы свободного развития. Теорией эвристического обучения является дидактическая эвристика.

Проблемное обучение в общепринятой его форме применимо, как правило, в учебных темах и курсах, в которых требуется интеллектуальный подход: на математике, физике, естествознании, в проблемных темах по истории, русскому языку и т.п. Эвристическое обучение более универсально и применимо во всех школьных предметах, в том числе и в предметах эмоционально-образного и спортивной ориентации. Например, дети могут создавать художественные произведения, придумывать свои гимнастические упражнения на развитие определенных групп мышц.

Проблемное обучение чаще всего затрагивает только содержание учебных дисциплин и соответствующую методику его усвоения; эвристическое обучение определяет методологию образования и относится к учебному целеполаганию, созданию учениками собственного содержания образования, рефлексивному конструированию ими теоретических элементов знаний.

И, наконец, главное отличие. Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные и другие процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.
Эвристическое обучение отличается также и от развивающего обучения (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), поскольку ставит и решает качественно новую задачу: развитие не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.

Форум, посвященный эвристическому обучению.

Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. – Казань, 1994. – 247 с.

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).

Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).

См. также около 100 публикаций по эвристике на странице Дидактическая эвристика.

Для ссылок:

Хуторской А.В. Эвристическое обучение [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Научная школа. – http://khutorskoy.ru/science/concepts/terms/heuristic_training.htm

Источник

Классификация методов обучения (А.В. Хуторской)

Классификация методов обучения (А.В. Хуторской).

Критерий – интеллектуальные и личностные свойства учащегося (как элементы «Образа ученика»).

Просмотр содержимого документа
«Классификация методов обучения (А.В. Хуторской)»

Классификация методов обучения (А.В. Хуторской)

Критерий – интеллектуальные и личностные свойства учащегося (как элементы «Образа ученика»).

Цель – развитие когнитивных (познавательных) свойств учащихся через познание объекта.

Посредством образных представлений учащийся пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать его и познать его изнутри. «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни…». Затем, будучи в образе, учащийся задает объекту-себе вопросы (о происхождении объекта, его строении, функциях, особенностях). Развивается спсособность мыслить, понимать явление с различных точек зрения. Задействованы не только мышление, но и эмоции. Эффективно в обучении младших школьников, которые часто «очеловечивают» предметы.

Метод символического видения.

Символ – глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл. При этом символ выступает и как средство познания этой реальности. Учащийся наблюдает за объектом и пытается изобразить его символ в графической, знаковой, словесной и др. форме и объяснить его. Предварительно учитель приводит примеры символов: свет – символ добра, спираль – символ бесконечности, голубь – символ мира, блин – символ Масленицы и др.

1.3. Метод сравнения (предметов, теорий, точек зрения, подходов; учитель может задать вопросы – «Что значит сравнить? Всегда ли и все можно сравнивать?»

1.4. Метод исследования.

1.5. Метод конструирования понятий.

Примеры понятий – число, слово, небо, зима, движение, величина, алгоритм, молекула. Учащиеся пытаются дать определение понятиям. Ответы записываются на доске. Затем выводится групповое определение понятия.

Цель – развитие творческих способностей, творческого мышления через получение нового продукта.

Составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-нибудь изменится. Например,

— увеличится в 10 раз сила гравитации;

— исчезнут окончания в словах или сами слова;

— все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские;

— хищники станут травоядными;

— все люди переселятся на Луну.

2.2. Метод гиперболизации.

Для развития воображения привести примеры на грани реальности и фантазии:

— увеличить или уменьшить объект познания, его отдельные качества или части;

— придумать самое длинное слово или самое малое число;

— приготовить самый сладкий чай, самый соленый огурец.

2.3. Метод агглютинации.

Учащийся соединяет несоединимые качества, части объектов. Например, горячий снег, вершина пропасти, объем пустоты, сладкая соль, черный свет, сила слабости, бегающее дерево и т.п.

Цель – развитие творческого, гибкого мышления, свободного от стереотипов через генерацию идей.

Определение правил работы. Формулировка проблемы, формирование групп по 3-5 человек и экспертной группы. К каждой группе прикрепляется эксперт, фиксирующий на бумаге идеи.

Правила мозгового штурма.

Во время МШ нет ни начальников, ни подчиненных – есть ведущий и участники.

Требуется полное освобождение от стереотипов и традиций, поощряются юмор и раскованность, полная свобода воображения.

Рекомендуется задавать вопросы для уточнения, поощрять и поддерживать.

Запрещается критика, оценки, ничего не отвергается.

Мысли формулируются тщательно и кратко.

Поощряются оптимизм и уверенность, что повышает умственную энергию человека.

Разминка. Быстрый поиск ответов на тренировочные вопросы. Цель – раскрепощение.

Мозговой штурм. По сигналу ведущего начинается процесс высказывания идей. Время – 10-15 мин.

Оценка и отбор экспертами наилучшей идеи. Идеи объединяются по общим принципам, подходам.

Сообщение о результатах. Обсуждение итогов, их публичная защита. Критика, контр-идеи, обсуждение препятствий реализации выбранных идей. Окончательный вариант фиксируется на доске.

Цель – развитие умений организации и самоорганизации.

3.1. Метод ученического целеполагания.

— выбор целей из набора, предложенного учителем.

— обсуждение целей на реалистичность, достижимость.

— классификация выбранных целей с их конкретизацией.

— иерархизация целей учащимися.

3.2. Метод ученического планирования.

Учащемуся предлагается спланировать свою работу на определенный период – урок, день, неделю, тему, раздел. В ходе работы учащийся фиксирует возможные изменения, анализирует их причины.

3.3. Метод нормотворчества.

Разработка учащимися норм индивидуальной и коллективной деятельности, правил и законов класса. Например, составить инструкцию: «Как изучать слово?», «Как слушать музыку?», «Как наблюдать явление?» и т.д.

3.4. Метод взаимообучения.

Как построено выступление, общая структура и логика изложения.

Полностью раскрыта тема, достаточно ли приведено примеров.

Что понравилось в выступлении, о чем рассказано наиболее удачно.

Замеченные неточности, ошибки. Дополнения к выступлению.

Общая оценка выступления.

3.5. Метод рефлексии.

Рефлексия может быть текущей и итоговой. Схема рефлексии:

Что я научился делать?

Какое мое самое большое достижение за прошедший год?

Какова была моя самая большая трудность? Как я ее преодолел или буду преодолевать?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *