рабочая программа учебной практики это
Методические рекомендации Порядок разработки рабочей программы учебной и производственной практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТУАПСИНСКИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Заместитель директора по УР ____________ Данилова И.С. «____»____________20
РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ГБПОУ КК ТГМТ
Система профессионального образования – это одна из важнейших образовательных подсистем, которая играет ключевую роль в подготовке компетентного специалиста, конкурентноспособного, социально адаптированного, соответствующего требованиям рынка труда, производства и сферы услуг.
В образовательном процессе ОО СПО профессиональное обучение занимает главенствующую позицию. Именно от того, насколько грамотно и качественно организована учебная, производственная практика зависит в будущем востребованность выпускников ОО СПО.
Процесс обучения профессии – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития личности.
Работа по организации учебной и производственной практики носит творческий характер и включает в себя: изучение нормативно-правовых документов среднего профессионального образования, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии (специальности) СПО в образовательный процесс, разработка комплекса учебно-методического обеспечения.
В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов по профессии (специальности) среднего профессионального образования нового поколения у разработчиков основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) возникает значительное количество вопросов по оформлению учебно-планирующей документации мастера производственного обучения.
Планирование учебной и производственной практики в составе профессиональных модулей позволяет четко организовать образовательный процесс, выполнить учебный план и программу, грамотно подготовиться к занятиям, правильно подобрать учебно-производственные работы и эффективно использовать материально-технические средства, оборудование учебных мастерских.
С целью методического сопровождения разработчикам ОПОП СПО в данном сборнике представлен порядок составления и макеты оформления рабочих программ учебной и производственной практики на основании требований ФГОС СПО.
Примечание. При заполнении макета текст курсивом – удалить
Макет рабочей программы учебной практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТУАПСИНСКИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
__________________________________________________________________
(полное наименование образовательной организации)
__________________________________________________________________
Утверждаю
Директор ГБПОУ КК ТГМТ _____________Яйли Е.А.
____________ /_________/
«_____» __________ 20_г.
Для специальности 38.02.01 «Экономка и бухгалтерский учет «(по отраслям) базовая подготовка
Положение о разработке рабочей программы учебной и производственной практик
приказом директора ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»
от 31 августа 2018 года № 17
о рабочей программе учебной и производственной практике
ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства
и лесной промышленности»
Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 г. № 464, разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ учебной и производственной практик.
Рабочая программа учебной и производственной практик (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание учебной и производственной практик, основывающаяся на федеральном государственном образовательном стандарте (федеральном и региональном компонентах, компоненте образовательного учреждения), примерной или авторской программе по учебной дисциплине или профессиональному модулю.
Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному виду практики.
дать представление о практической реализации компонентов федерального государственного образовательного стандарта через учебную и производственную практики;
конкретно определить содержание, объем, порядок реализации учебной и производственной практик с учетом приобретения определённых умений, знаний, практического опыта, формирования профессиональных и общих компетенций, а так же овладение обучающимися определёнными видами профессиональной деятельности.
Функции рабочей программы:
— нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
— определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
— оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.
2. Технология разработки рабочей программы.
Рабочая программа составляется мастером производственного обучения, на весь курс обучения.
Разрабатывается рабочая программа на основании примерных программ утверждённых Министерством образования и науки Российской Федерации.
Проектирование содержания осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с требованиями ФГОС.
Допускается разработка Программы коллективом педагогов одной методической комиссии. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.
3. Структура рабочей программы.
3.1. Структура Программы является формой представления как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала.
Рабочая программа учебной и производственной практики включает в себя следующие элементы: (приложение 1)
Паспорт рабочей программы учебной и производственной практики
Результаты освоения программы учебной и производственной практики
Тематический план и содержание учебной и производственной практик
Условия реализации программы учебной и производственной практики
Контроль и оценка результатов освоения программы учебной и производственной практики.
Структура и содержание отражает объем выраженный в часах.
Результаты освоения профессионального модуля определяют какие профессиональные и общие компетенции должен освоить обучающийся и каким ВД овладел.
Структура и содержание практики отражает её разделы выраженное в часах.
Условия реализации предусматривает требования к минимальному материально-техническому обеспечению, перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, общие требования к организации образовательного процесса и кадровое обеспечение образовательного процесса.
Контроль и оценка результатов освоения программы практик определяет формы и методы контроля оценки результатов освоенных профессиональных и общих компетенций, а также знаний и умений обучающегося.
4. Оформление рабочей программы.
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman Cyr, 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля со всех сторон 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается: наименование учредителя, наименование образовательного учреждения, название Программы, год составления Программы.
Остальные элементы программы оформляются в соответствии с приложением 1.
Рабочая программа утверждается ежегодно в конце учебного года, перед началом нового учебного года (до 01 сентября) приказом директора образовательного учреждения.
Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
обсуждение и принятие Программы на заседании предметно
(цикловой) комиссии соответствующего цикла;
обсуждение и принятие Программы на заседании методического совета;
обсуждение и принятие Программы на заседании педагогического совета;
утверждение Программы директором образовательного учреждения указанием № приказа и даты утверждения.
Соответственно на лицевой и стороне титульного листа, 2 листе наносятся грифы утверждения и согласования. Программа прошнуровывается и пронумеровывается, заверяется печатью (прошнуровано, пронумеровано – кол-во листов Директор ОБПОУ «…..» _______Ф.И.О./).
При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, директор образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по учебно-производственной работе.
АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТЕМАНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
«Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности»
УТВЕРЖДена приказом директора
ОГБПОУ «Костромской колледж
отраслевых технологий строительства и
от 31 августа 2018 года № 17
рабочая пРОГРАММа учебной и производственной практики
по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Рабочая программа учебной и производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), положения об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291
(код и наименование профессии СПО)
Организация-разработчик: ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий
строительства и лесной промышленности»
2. результаты освоения программы учебной и производственной практик
3. СТРУКТУРА и содержание программы учебной и производственной практики
4 условия реализации программы учебной и производственной практики
5. Контроль и оценка результатов освоения программы учебной и производственной практики.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС СПО по профессии ________________________________________________________________________________
(код и наименование профессии СПО) в части освоения квалификаций:
(наименование квалификаций) и основных видов деятельности (ВД):
(указать виды профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО)
1.2. Цели и задачи учебной практики:
— формирование у студентов практических профессиональных умений и приобретение первичных практических умений в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО.
Цели и задачи производственной практики:
— закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных умений студентов по изучаемой профессии, развитие у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в условиях реального производства, освоение современных производственных процессов, адаптация студентов к конкретным условиям деятельности организаций различных организационно-правовых форм;
— подготовка специалиста, способного эффективно самореализовываться на рынке труда и продолжать свое образование и обучение;
— формирование социально-личностных качеств выпускников:
целеустремленности, организованности, трудолюбия, коммуникабельности, умения работать в коллективе, ответственности за конечный результат своей профессиональной деятельности,
— повышение общей культуры, способности самостоятельно приобретать и применять новые знания, умения, практический опыт.
1.3.Требования к результатам освоения учебной практики
В результате прохождения учебной практики по видам деятельности обучающийся должен уметь:
Учебная практика – дифференцированный зачет.
Производственная практика — дифференцированный зачет.
Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена (….).
Количество часов на освоение рабочей программы учебной и производственной практик:
Всего ___ часа, в том числе:
В рамках освоения ПМ 01. – часов
учебной практики – ___ часа:
производственной практики – ___ часов:
1курс 2 семестр – ___часа
2. результаты освоения рабочей программы учебной и производственной практик
Результатом освоения рабочей программы учебной и производственной практик является сформированность у студентов первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ППКРС по основным видам деятельности (ВД), необходимых для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной профессии.
(указать виды профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО) необходимых для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной профессии.
2.2. Профессиональные компетенции
Код и наименование
Показатели освоения компетенции
3. СТРУКТУРА и содержание программы учебной и производственной практики
3.1. Тематический план программы учебной и производственной практики
Коды профессиональных компетенций
Наименование профессионального модуля
(если предусмотрена рассредоточенная практика)
3.2. Содержание обучения по программе учебной и производственной практики
Содержание учебного материала:
Содержание учебного материала:
Содержание учебного материала:
Содержание учебного материала:
Дифференцированный зачет с присвоением квалификации …
ПП.01 Производственная практика по ПМ. 01 ….
Квалификационный экзамен с присвоением квалификации ……
условия реализации программы учебной и производственной практики
4.1. Требования к материально-техническому обеспечению программы учебной и производственной практик.
4.1.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.
Перечень специальных помещений
4.1.2. Материально-техническое оснащение лабораторий, мастерских и баз практик по профессии
Образовательная организация, реализующая программу по профессии должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической работы обучающихся, предусмотренных учебным планом и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
(указать подразделения образовательного учреждения, где проводится учебная практика: мастерских, лабораториях, на учебных полигонах, в учебных хозяйствах и др. либо предприятия/организации на основе прямых договоров с ОУ).
4.1.2.1. Оснащение лабораторий
(наименование подразделения, где проводится учебная практика)
Инструменты и приспособления:
Приводится перечень оборудования, инструментов, приспособлений, средств обучения включая технические средства обучения. Количество не указывается .
4.1.2.2. Оснащение мастерских
Рабочее место мастера производственного обучения доска.
Инструменты и приспособления:
Приводится перечень оборудования, инструментов, приспособлений, средств обучения включая технические средства обучения. Количество не указывается .
Перечисляются все мастерские и лаборатории в соответствии с ОПОП.
Приводится перечень оборудования, инструментов, приспособлений, средств обучения включая технические средства обучения. Количество не указывается.
Требования к оснащению баз практик
Реализация образовательной программы предполагает обязательную учебную и производственную практику.
Учебная практика реализуется в мастерских профессиональной образовательной организации с наличием оборудования, инструментов, расходных материалов, обеспечивающих выполнение всех видов работ, определенных содержанием ФГОС СПО…
Общие требования к организации образовательного процесса
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла.
(указать характер проведения учебной практики: рассредоточено, концентрированно)
4.3. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь п ечатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
4.3.1. Печатные издания (указать перечень)
4.3.2. Электронные издания (указать перечень)
4.4. Требования к кадровым условиям
Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии начального профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет. Мастера производственного обучения должны иметь на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональном стандарте «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н.
Педагогические работники (преподаватели и мастера производственного обучения), привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной сферы не реже 1 раза в 3 года, с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ программы учебной и производственной практик
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках:
Оценка процесса выполнения
Экспертное наблюдение выполнения практических работ на учебной и производственной практиках:
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике
организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности
Анализ наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы;
возможные траектории профессионального развития и самообразования
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных студентами профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
По результатам обучения, выполнения проверочных работ с учетом производственной характеристики, по результатам производственной практики, по результатам государственной итоговой аттестации выпускник получает установленный второй-третий разряд (или повышенный третий, четвертый) по каждой из освоенных профессий и свидетельство установленного образца.
5.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности, профессиональных и общих компетенций
Оценка качества освоения ППКРС включает текущий контроль знаний, промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Формы и процедуры текущего контроля знаний определяются рабочими программами дисциплин в соответствии с требованиями к уровню освоения ОК и ПК. Формы и условия проведения промежуточной аттестации определяются на основании разрабатываемой ежегодно программой промежуточной аттестации по профессии. Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников привлекаются внешние эксперты – работодатели.
5.2. Критерии оценки результатов учебной деятельности студентов по учебной и производственной практике
Контроль и оценка результатов освоения учебной и производственной практик осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения студентами заданий, выполнения практических проверочных работ. В результате освоения учебной и производственной практики в рамках профессиональных модулей студенты проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.
Оценка: 2 неудовлетворительно, не аттестован
Нерегулярное посещение практики. Недостаточное владение приемами работы и контроля качества выполняемых операций. Грубое нарушение охраны труда, техники безопасности. Существенные недочёты в выполнении технологических процессов и операций. Отсутствие контроля качества работ, безразличное отношение к результатам труда. Грубое нарушение дисциплины. Множественные замечания от руководителей практики Невыполнение норм задания.
3 удовлетворительно, аттестован
Регулярное посещение практики с наличием опозданий. Применение знаний в знакомой ситуации по образцу или алгоритму (выполнение работ и контроль качества выполненных операций с помощью преподавателя) с несущественными ошибками. Наличие единичных существенных ошибок. Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций. Соблюдение требований безопасности труда и дисциплины.
4 хорошо, аттестован
Регулярное посещение практики. Применение знаний в знакомой ситуации по алгоритму, на основе предписаний (выполнение работ и контроль качества выполненных операций с частичной помощью преподавателя, выполнение основных требований технологий, соблюдение требований безопасности труда) с несущественными ошибками. Самостоятельное и точное выполнение стандартных заданий (самостоятельное выполнение работ и контроль качества выполненных операций; выполнение требований технологий; соблюдение требований безопасности труда). Недостаточно самостоятельное выполнение более сложных стандартных заданий (затруднение в выборе приемов для решения поставленной задачи), с единичными несущественными ошибками. Соблюдение трудовой дисциплины, требований охраны труда и техники безопасности, умение работать в команде и при необходимости брать руководство, ответственность и контроль на себя.
5 отлично, аттестован
Абсолютно самостоятельное и точное выполнение стандартных заданий (владение приемами работ и самостоятельное выполнение работ и контроль качества выполненных операций; выполнение требований технологий; соблюдение требований безопасности труда). Поиск рациональных путей решения поставленной задачи (поиск новых знаний по технологиям; наличие действия и операций творческого характера для выполнения задания). Самостоятельное и точное выполнение заданий проблемного характера. Проявление гибкости в применении знаний, осознанное и оперативное трансформирование полученных знаний для решения проблем в незнакомых ситуациях, демонстрация рациональных способов выполнения работ и заданий.
Соблюдение трудовой дисциплины, требований охраны труда и техники безопасности, умение работать в команде и при необходимости брать руководство, ответственность и контроль на себя.
5.3. Требования к выпускным квалификационным работам
Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы в виде демонстрационного экзамена. Выпускная практическая квалификационная работа предусматривает выполнение работ…
5.4. Организация государственной итоговой аттестации выпускников
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» государственная итоговая аттестация выпускников государственных учреждений среднего профессионального образования является обязательной. Государственная итоговая аттестация выпускников ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности» проводится по окончании обучения и заключается в определении соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов с последующей выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации.
К государственной итоговой аттестации допускаются выпускники, завершившие обучение в рамках основной профессиональной образовательной программы (ступени или курса обучения) и успешно прошедшие промежуточную аттестацию.
Для организации государственной итоговой аттестации ежегодно разрабатывается Программа Государственной итоговой аттестации выпускников ОГБПОУ «Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности» по профессии, которая согласовывается с председателем ГЭК и утверждается директором колледжа.