рабочая программа индивидуального обучения на дому 4 класс школа россии
Рабочая программа по математике 4 класс индивидуальное обучение на дому по программе VII вида. УМК «Школа России»
Учебный план индивидуального обучения на дому лиц, по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающих общеобразовательные учреждения разработан в соответствии с нормативными актами и учебно-методическими документами, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Статья 41 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 7 Областного закона от 14.11.2013г. №26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
Статья 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов» Федерального закона от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Ростовской Федерации»
Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержденных Постановлением Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28 марта 2014г. №1.
Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, 30.08.2010 №889, 03.06.2011 №1994);
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22.09. 2011г. №3357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014 №1643
Приказ Минобрнауки Ростовской области от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательные учреждения Ростовской области»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 санитарно эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» (в редакции изменений №1 утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011г. №85, изменений №2 Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013г.)
Письмо Минобрнауки России от 09.02.2012г. №102/03 о введении курса ОРКСЭ с 1.09.2012г.;
Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015г. №08761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
Авторская программа М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В Степанова. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы (из сборника рабочих программ «Школа России» М.: «Просвещение», 2011г).
Учебный план МБОУ СОШ №42 с.Сандата на 2015-2016 учебный год.
Годовой календарный график МБОУ СОШ № 42 с.Сандата на 2015-2016 учебный год.
Региональный примерный недельный учебный план для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области на 2015-2016 учебный год (приказ от09.06.2015 №405).
Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) педагогических работников МБОУ СОШ № 42 с. Сандата
Приказ МБОУ СОШ №42 с. Сандата от 31.08.15 г. № 368 « Об организации индивидуального обучения на дому»
Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни и овладению математическими знаниями и навыками.
Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления;
использовать процесс обучения математики для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Обучение математике носит практическую направленность, имеет тесную связь с другими учебными предметами (рисование, труд, развитие речи, письмо), готовит учащихся к овладению математическими знаниями и навыками.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.
В 4 классе продолжить развивать у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснение учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура)
* Нумерация чисел в пределах 100.
* Арифметические действия в пределах 100 (устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление).
*Меры и именованные числа (стоимость, длина, масса, емкость, время), соотношения между ними.
на увеличение и уменьшение в несколько раз;
на увеличение и уменьшение на несколько единиц;
нахождение суммы и остатка;
нахождение произведения и частного;
деление на равные части и по содержанию;
составные арифметические задачи.
Виды и формы организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения : игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множества на равные части;
устное решение примеров и задач;
практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур;
работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя;
развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию прочных вычислительных умений;
работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
индивидуальные занятия, обеспечивающие понимание приёмов письменных вычислений.
3. Место курса в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для обязательного изучения математики на базовом уровне начального общего образования – минимальный уровень.
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 42 с.Сандата. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по математике и авторской программой учебного курса.
Рабочая программа для индивидуального обучения на дому рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программный материал будет изучен за счет уплотнения тем, их группировки и соединения, перестановки и пропуска т.к. заболевание ребенка позволяет изучать материал в полном объеме в достаточно сжатые сроки. Так же часть материала запланировано для самостоятельного изучения с последующей проверкой и закреплением.
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 42 с. Сандата на 2015-2016 учебный год, а также с государственными праздниками, данная программа будет реализована за 65 часов. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса математика, мною было сокращено количество часов за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала по разделу «Итоговое повторение» на 3 часа.
4. Содержание учебного курса
Характеристика основных содержательных линий и тем.
Перечень контрольных работ.
Направления проектной деятельности учащихся
Числа от 1 до 1000. Повторение.
Числа, которые больше 1000.Нумерация.
Входная контрольная работа. . 1.10
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Практическая работа. Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Числа, которые больше 1000. сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):
-задачи, решаемые сложением и вычитанием;
-сложение и вычитание с числом 0;
-переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания;
-способы проверки сложения и вычитания.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний):
-задачи, решаемые умножением и делением;
-случаи умножения с числами 1 и 0;
-деление числа 0 и невозможность деления на 0;
-переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения;
-рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение;
-взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления;
способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Административный срез. Контрольная работа за 1 полугодие. 17.12
Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.
Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли.
Решение задач изученных видов.
Промежуточная аттестация. 19.05
5. Тематическое планирование.
Основное содержание по темам
Характеристика учебной деятельности
Раздел 1. Числа от 1 до 1000. Повторение
Нумерация. Счёт предметов. Разряды.
Числовые выражения. Порядок выполнения действий.
Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых. Приемы деления трехзначного числа на однозначное. Диагонали прямоугольника и квадрата.
Административная входная контрольная работа.
Закрепление изученного. Работа над ошибками.
Числа однозначные, двузначные, трёхзначные. Классы и разряды. Последовательность чисел в пределах 1000. Образование счётных единиц. Арифметические действия с 0.
Основные арифметические действия. Числовые выражения. Значение числового выражения. Порядок выполнения действий.
Раздел 2. Числа, которые больше 1000.Нумерация.
Чтение многозначных чисел.
Запись многозначных чисел.
Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Сравнение многозначных чисел.
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.
Угол. Виды углов. Построение прямого угла при помощи циркуля и линейки.
Чтение и запись многозначных чисел. Классы и разряды. Значение цифры в записи числа.
Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Единица длины: километр. Таблица единиц длины.
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр. Единицы площади: ар и гектар. Таблица единиц площади. Нахождение площади фигуры при помощи палетки. Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки.
Сутки: время от 0 часов до 24 часов. Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.
Единица измерения времени: секунда. Единица измерения времени: век. Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события.
Соотношение между величинами времени.
Единицы длины. Километр. Сравнение и преобразование величин.
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.
Единицы площади: ар и гектар. Таблица единиц площади. Преобразование единиц площади.
Письменные приемы вычислений. Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов. Нахождение неизвестного слагаемого. Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Сложение и вычитание величин. Решение задач на косвенное сравнение.
Арифметические действия с величинами. Приемы вычислений.
Задачи на косвенное сравнение.
Раздел . 5. Умножение и деление.
Нахождение неизвестного множителя. Письменное деление многозначного числа на однозначное. Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Решение текстовых задач. Среднее арифметическое. Решение текстовых задач. Виды треугольников. Построение треугольников. Устные приемы деления для случаев вида 600:20, 5600:800. Деление с остатком на 10, 100, 1000.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.
Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных
направлениях. Письменное умножение на двузначное число. Письменное умножение на трехзначное число.
Деление. Конкретный смысл деления. Приёмы деления многозначного числа на однозначное.
Распознавание и изображение геометрических фигур. Виды треугольников.
Виды треугольников. Построение прямоугольного треугольника на нелинованной бумаге. Способы построения.
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Свойства арифметических действий.
Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.
Решение задач на одновременное встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях.
Алгоритм письменного умножения на двузначное число.
Алгоритм письменного умножения на трехзначное число.
Раздел 6. Итоговое повторение.
Нумерация. Решение уравнений. Арифметические действия. Сложение и вычитание. Административная итоговая контрольная работа за учебный год. Арифметические действия. Умножение и деление. Работа над ошибками.
Правила о порядке выполнения действий. Величины. Действия с величинами. Геометрические фигуры.
Решение задач. Итоговый урок.
Порядок выполнения действий.
Действия с величинами.
Измерение площади и периметра прямоугольников. Построение геометрических фигур.
Решение задач изученных видов.
Раздел/тема урока (тема контрольных, практических и лабораторных работ, экскурсий)
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1. Числа от 1 до 1000. Повторение
Нумерация. Счёт предметов. Разряды.
Знать последовательность чисел в пределах 1000. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий.
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Числовые выражения. Порядок выполнения действий.
Знать последовательность чисел в пределах 1000. Уметь вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия. Понимать правила порядка выполнения действий.
Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве
Сложение и вычитание. Нахождение суммы нескольких слагаемых.
Уметь выполнять письменные вычисления(сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначные),вычислять значение числового выражения, содержа
В самостоятельносозданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делатьвыбор, какой поступок совершить.
Приемы деления трехзначного числа на однозначное.
Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть ноль.
Ориентироваться в своей системе знаний
Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.
Приемы деления трехзначного числа на однозначное.
Уметь выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначные, когда в записи частного есть ноль.
Ориентироваться в своей системе знаний
Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.
Раздел 2. Числа, которые больше 1000.Нумерация.
Чтение многозначных чисел.
Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000
и отделять новое от известного; выделять главное;. Умение писать под диктовку, оформлять работу.
В самостоятельносозданных ситуациях
общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, какой
Запись многозначных чисел.
Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000
и отделять новое от известного; выделять главное;
Умение писать под диктовку, оформлять работу.
В самостоятельносозданных ситуациях
общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, какой
Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Уметь представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
и отделять новое от известного; выделять главное;
Умение писать под диктовку, оформлять работу.
В самостоятельносозданных ситуациях
общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, какой
Административная входная контрольная работа.
Уметь пользоваться изученной терминологией, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять письменные вычисления
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;
интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности.
Работа над ошибками.
Уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000
Самостоятельно делать выбор, опираясь на правила.
Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Уметь представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
и отделять новое от известного; выделять главное;
Умение писать под диктовку, оформлять работу.
В самостоятельно созданных ситуациях
общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор, какой
Сравнение многозначных чисел.
записывать и сравнивать числа.
и отделять новое от известного; выделять главное;
2. Умение писать под диктовку, оформлять работу.
Учитывать выде-ленные учителем ориентиры дейст
вия в учебном материале; сравнение отрезков при помощи линейки с делениями
Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.
и отделять новое от известного; выделять главное;
Учитывать выде-ленные учителем ориентиры дейст
вия в учебном материале; сравнение отрезков при помощи линейки с делениями
записывать и сравнивать числа.
и отделять новое от известного; выделять главное;
Учитывать выде-ленные учителем ориентиры дейст
вия в учебном материале; сравнение отрезков при помощи линейки с делениями
Угол. Виды углов. Построение прямого угла при помощи циркуля и линейки.
записывать и сравнивать числа.
и отделять новое от известного; выделять главное;
Учитывать выде-ленные учителем ориентиры дейст
вия в учебном материале; сравнение отрезков при помощи линейки с делениями
Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр.
Знать единицы площади. Уметь использовать приобретенные знания для сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе.
В сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Таблица единиц площади.
Знать таблицу единиц площади. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям. Уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата)
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления. Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Нахождение площади фигуры при помощи палетки.
Знать прием измерения площади фигуры с помощью палетки. Уметь сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах, вычислять периметр и площадь прямоугольника., решать текстовые задачи арифметическим способом.
Познавательные УУД: Умение добывать новые знания:
находить ответы на вопросы учебника, используя свой жизненный опыт Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД : Целеполагание как постановка учебной задачи.
Умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на этические нормы, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Единицы времени: год, месяц, неделя, сутки.
Сравнивать величины по их числовым значениям.
Познавательные УУД: Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД Оценка качества и уровня усвоения материала
Работать с дополнительными текстами и задачами; пользоваться эвристически
ми приемами для нахождения решения задач математических задач.
Сутки: время от 0 часов до 24 часов.
Сравнивать величины по их числовым значениям.
Познавательные УУД: Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД Оценка качества и уровня усвоения материала
Работать с дополнительными текстами и задачами; пользоваться эвристически
ми приемами для нахождения решения задач математических задач.