остров крит легенды и мифы
ЭКОНОМИЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ
Лучшие путешествия без лишних затрат.
Мифы и легенды Крита
Сотворение мира по-гречески
Олимпа не было…Ничего не было… Но в какой-то момент, началась жизнь! А началась она с появления четырех прабожеств, самих себя породивших: Хаос, Гея (Земля), Тартар и Эрос. И пошли они куролесить.
Нас будет, в основном, интересовать Гея. Потому, что все остальное повествование потянется от нее. Поскольку эти супербожества умели порождать сами себя, почему бы им не породить еще кого-нибудь – чтобы не скучно было? И Гея порождает Урана; а поскольку он ей приглянулся, делает его своим мужем.
Гее было очень тяжело – рожать и одновременно носить их в чреве, а Уран уж очень плодовитым оказался. Никакие уговоры не помогали, и Гея подговорила сынишку Кроноса оскопить папочку; так тот и сделал.
Но из крови Урана родились чудовища (гиганты и эринии). а также супермодель того времени – прекрасная Афродита (правда некоторые говорят, что она из пены морской родилась…, всякое болтают, поди разбери их).
После этого Гея сочеталась браком со своим сыном Понтом-море (с женихами-то не густо было…). Результатом стало рождение целой группы чудовищ- титанов; чуть позже вы узнаете, что с ними стало…
Тем временем, Кронос женился на своей сестре Рее, которая тоже периодически рожала детей. Уродов, надо сказать, среди них не было, но и их судьба была незавидна. Дело в том, что Кронос панически боялся, что дети отберут у него власть (он не знал, что если чего боишься, то и случится) и на всякий случай пожирал их всех (не напоминает ли Вам это историю царя Ирода?).
Видимо очень хорошо воспитывали: став юношей, он вступил в борьбу с отцом (поделом ему – пожирателю!) и одолел его, став властителем неба. Потом, прознав, что в Финикии есть красавица Европа, превратился в белого быка (как романтично, не правда ли?), и похитил Европу.
Сыновья Зевса
Уродов больше не было: родились три сына – три правителя. Минос – знаменитый царь Крита: его резиденцией был Кносс. Радамант управлял Фестом, и был свого рода юрисконсультом всех богов. Сарпедон основал собственное государство в Ликии (территория современной Турции).
Минотавр
Земная же жизнь шла своим чередом, правда, не без периодического вмешательства олимпийцев. Так, Посейдон был обижен на Миноса за то, что тот не принес ему в жертву прекрасного быка; и решил его наказать, весьма изощренным способом: он заставил (во как!) жену Миноса Пасифаю влюбиться в этого быка. От зоофилической связи их родилось очередное чудовище с головой быка и человеческим тело и с весьма хищным нравом – не прочь он был полакомиться человечинкой, и был очень свиреп.
Минос понимал, что к чему и не стал наказывать неверную жену. Но минотавра заточил в специально построенный мастером на все руки Дедалом, лабиринт. При этом, почему-то Афинское государство платило дань Миносу, посылая периодически на съедение минотавру по семь юношей и девушек из знатных семей (простолюдинами минотавр брезговал).
Тесей и Ариадна
На корабле развевался черный флаг, но в случае успеха экспедиции, Тесей должен был сменить черный флаг на белый.
Казалось все хорошо, Тесей взял с собой Ариадну и отплыл с Крита. Бурно праздновали избавление от супостата товарищи Тесея; а он сам предавался нежной ласке в объятиях Ариадны…
А царь Эгей тревожно всматривался вдаль: какой парус будет на корабле…
«Погиб мой сын» — думал Эгей – «зачем мне теперь жизнь. » и бросился в море. И сия пучина поглотила его навсегда. С тех пор и море это зовется Эгейским…
А причина – в легкомыслии молодежи: забыли поменять парус…
Дедал и Икар
Еще об одних непростых отношениях и одной трагической смерти следует Вам рассказать.
Все вы, наверное слышали о смелом полете Икара к Солнцу… Не все так просто и не Икар был герой. Да и вообще в древнегреческой мифологии все перепутано: герои оказываются преступниками, а мудрый царь покровительствует чудовищу в его патологической страсти…
Жил да был в Афинах внук афинского царя Эрехфея Дедал. Был он и архитектор, и скульптор, и вообще мастер на все руки. Как у каждого мастера, были у него ученики. Один из них – его племянник Талос стал кое в чем превосходить учителя. Тому бы радоваться, ан, нет – обуяла Дедала жгучая зависть.
Но в дальнейшем, Мастер впал в немилость, когда помог Ариадне и Тесею выбраться из лабиринта; Минос, несмотря ни на что, симпатизировал минотавру (не зря же он отдавал юношей и девушек ему в жертву).
Тем более, выяснилось, что именно Дедал спообствовал Пасифае в утолении ее извращенной страсти: он сделал полую медную фигуру «телки»; Пасифая занимала полость в телке, которая и предлагалась быку; бык владел телкой, а фактически Пасифаей…
Минос посадил Дедала, а заодно и его сына Икара, в высокую башню. Дедал, не очень долго думая, смастерил крылья и скрепил их воском – для себя и для сына.
Но сын увлекся полетом, не внял советам отца (опять легкомыслие молодых), подлетел слишком близко к Солнцу…; воск расплавился и Икар погиб, упав в море; с тех пор это море называется Икарийским… А Дедал долетел до Сицилии; потом он возвел храм Аполлона в Кумах (в Италии).
Было ль, не было?
Чего только не было на Крите в древности… Да и было ли?
Дальше будем готовиться к встрече с Критом нынешним…
А пока, вернитесь к статьям об этом прекрасном острове в рубрике «Греция».
Древний Крит. История и мифы
Еще в эпоху классической античности греков удивляло странное несоответствие огромного значения Крита в мифологии и его реального состояния скромной провинции. Скажем, встречались афиняне и критяне где-нибудь в Олимпии, и начинался извечный спор: «Ну что там у вас на Крите, все коз пасете?», «Сами вы коз пасли, кода мы владели морями. Забыли, как вы нам дань платили?», «Кому это вам? Козопасам?», «Царю Миносу!», «Ну как же помним, помним. Это ведь вас наш Дедал научил пилой пользоваться», «Когда ваши Афины еще деревней были у нас по всему Криту стояли дворцы в пять этажей, а одних кораблей было три тысячи». «Ну и где эти ваши дворцы, где флот? Правильно говорят, что все критяне лжецы!».
Критянам возразить было нечего. Ни флота, ни дворцов у них, в самом деле, не было. Но по всему острову были отличные мощеные дороги, неизвестно кем, когда и для чего построенные. И это было очень странно. А еще были мифы: о царе Миносе, о критском быке, о Тезее и Минотавре. В них Крит был могучей морской державой, от которой странным образом не осталось вообще ничего. Это несоответствие смущало не только древних греков, но и археологов ХIХ века. После того как Генрих Шлиман раскопал Трою, Микены и Аргос стало понятно, что греческие мифы это не выдумки и за ними стоит какая-то реальная история. А, значит, и на Крите можно раскопать что-то интересное. Тем более что египтологи благодаря Шампольону научились читать иероглифы и обнаружили множество записей, где упоминался большой остров Каптара, заселенный народом кафтиу. И этот остров был важным торговым партнером Египта еще в те времена, когда не существовало ни Афин, ни даже Микен.
Шлиман внимательно изучил мифы и сделал вывод, что легендарный город Кносс и дворец царя Миноса должен был находиться где-то неподалеку от города Ираклион. Исследуя его окрестности, он обнаружил холм, на месте которого по всем признакам и должен был быть дворец. Земля эта находилась в частной собственности. Шлиман попытался купить ее, но переговоры закончились неудачей. Сначала хозяин запросил слишком высокую цену, потом приписал к списку продаваемого имущества полторы тысячи несуществующих оливковых деревьев. Шлиман разозлился и сделка не состоялась. Эту землю позднее купил британский археолог Артур Эванс. И то, что он обнаружил, повергло историков в шок. Он раскопал развалины огромного дворца, в котором было свыше трехсот помещений. Стены его были украшены прекрасными фресками. Во дворце имелся тронный зал, место для игр и религиозных церемоний, огромное количество складов и мастерских, но самое удивительное – в жилых комнатах имелся водопровод и ванны, очень похожие на современные. Это было не просто здание, это был фактически целый город. На Крит ринулись другие археологи и в тех местах, где согласно древним мифам находились города Фест, Закрос, Тилисса, Кидония, Маллия они обнаружили разрушенные дворцы, прекрасную керамику, цилиндрические печати, статуэтки, украшения, большие топоры с двумя лезвиями, глиняные таблички с загадочными письменами, медные и бронзовые слитки. Все указывало на существование очень древней высокоразвитой цивилизации с самобытной культурой и религией. И эта цивилизация не была греческой.
За десятилетия упорной работы археологов история Крита постепенно стала проясняться. Заселение острова началось еще в эпоху неолита, как минимум с 6100 года до нашей эры. Откуда пришли эти люди неизвестно, но их материальная культура отличалась от той, что была в Европе или Малой Азии. Критяне строили дома из обожженного кирпича с плоскими крышами из тростника, обмазанного глиной, похожие на те, что строили жители северной Месопотамии и Армянского нагорья. Начиная с 5100 года до н.э. на острове появляются первые города с большими домами из нескольких комнат, с мощеными дворами и большими очагами. После 3000 года на остров пришла новая волна миграции. Судя по образцам посуды, переселенцы прибыли из Малой Азии. Они селились у моря в основном в восточной части Крита и быстро смешались с коренным населением. Позже, примерно в 2700 году в район города Фест переселился еще один неизвестный народ. Возможно, это были выходцы из Северной Африки. Они хоронили своих мертвецов в больших круглых зданиях. После 1500 года на Крите появляются первые признаки присутствия греков. С этого времени вплоть по 1300-е годы массового переселения на Крит не было.
С 1900 года до нашей эры начинается строительство огромных многоэтажных дворцовых комплексов в разных частях острова. Через двести лет по неизвестной причине все они были разрушены и на их месте возведены новые, еще более грандиозные. Никаких следов защитных укреплений дворцы не имели. То есть правители острова не боялись ни внешних врагов ни внутренних беспорядков, что само по себе было очень необычным для той эпохи. Критяне, вероятно, были первыми, кто начал выращивать оливы и производить оливковое масло. А еще на Крите существовал культ быка. Изображения и статуэтки этих животных были найдены в огромных количествах. Судя по дворцовым фрескам, кроме сельскохозяйственных работ быки участвовали в каких-то ритуальных действах с участием танцоров и акробатов. Скорее всего, бык был так же символом солнца и царской власти. Но самым важным критским божеством была Великая Богиня, главным атрибутом которой была змея. На Крите не строили храмов. Религиозные церемонии проводились во дворцах, а жрецами были сами цари и члены его семьи.
Сохранились изображения женщин с топорами с двумя лезвиями (лабрисами). Эти топоры-лабрисы, несомненно, имели важное культовое значение. В частности их использовали для приношения в жертву быка, и как ни странно, это делали женщины, которые явно имели социальный статус не ниже, чем у мужчин, а возможно и более высокий, что так же было крайне необычно. Удивляет и самобытное изобразительное искусство древнего Крита. Это жизнерадостные и яркие пейзажи, изображения животных, птиц, рыб, осьминогов, дельфинов, портреты и изящные фигуры людей, занятых мирными делами. Никаких сцен войны, насилия или скорби. Но критяне, несомненно, умели воевать и имели сильный флот для отражения любых попыток вторжения. Эта цивилизация погибла внезапно и не от внешнего врага.
В промежутке между 1600 и 1500 годами в Средиземноморье произошла серия разрушительных землетрясений и грандиозное извержение вулкана на острове, который раньше назывался Тира (Фера), а его остатки сейчас известны как Санторин. Это была катастрофа планетарного масштаба, известная нам по библейскому описанию «казней египетских». Весь остров накрыло слоем пепла толщиной несколько сантиметров, количество жертв среди населения было огромным, множество зданий было разрушено, а серия цунами уничтожила флот. На Крите воцарился хаос. Остров остался абсолютно беззащитным. Критяне, видимо решили, что прогневали богов и начали приносить человеческие жертвы, но это им не помогло. На остров высадились ватаги ахейцев с соседнего Пелопоннеса. Они взяли богатую добычу, в том числе искусных ремесленников, переделали критскую письменность под греческий язык и некоторое время пытались обустроиться на Крите. Ахейцы не стали жить во дворцах, которые их пугали огромным количеством непонятных сооружений. Дворцы были разграблены и полностью заброшены. Но зато вскоре расцвели Микены, Аргос и прочие греческие города, куда стеклись критские богатства. Потом, через несколько столетий Крит захватили дорийцы, и память о древней цивилизации окончательно стерлась. Коренное население было ассимилировано, язык постепенно исчез, религия и история критян воинственным и не особо культурным в ту пору грекам были не интересны, но кое-что из критского наследия все-таки просочилось в греческую мифологию.
Цивилизацию Древнего Крита Эванс назвал минойской в честь легендарного царя Миноса. Но согласно мифу, Минос не имел отношения к древним критянам. Он был современником Тесея и Геракла. А те, согласно мифам, жили за два поколения до Троянской войны, которая по археологическим данным происходила в 1180-1190 годах до н.э. То есть Минос, если он существовал, правил Кноссом намного позже захвата острова ахейцами, а значит и сам он был ахейцем, а не критянином. Тем не менее, термин «минойская культура» прижился, поэтому вслед за Эвансом будем называть древних критян минойцами.
Нельзя сказать, что греки совсем уж забыли о минойцах. Еще во времена Гомера помнили, что раньше на Крите жили три народа – этеокритяне (то есть настоящие критяне), кидоны и пеласги. Но потом и это забылось, и древних критян ошибочно стали называть пеласгами, по имени народа, жившего на юге Балкан до прихода греческих племен. А потом забыли и про пеласгов. Раз Минос был ахейцем, значит, и критяне всегда были ахейцами, а до них не было вообще ничего. Но, тем не менее, в мифах о Крите повсюду проскальзывают намеки на ту саму древнюю цивилизацию. Просто на них долгое время не обращали внимания.
Как известно именно на Крите титанида Рея спрятала своего сына Зевса от его отца Кроноса, который пожирал своих детей, опасаясь, что они лишат его власти. Он рос в пещере возле горы Дикта (по другой версии возле горы Ида) под надзором нимфы Адрастеи, питался молоком козы Амалфеи и медом диких пчел. Его охраняли куреты, бессмертные существа, похожие на людей. Когда младенец Зевс плакал, куреты стучали мечами о свои щиты, чтобы Кронос его случайно не услышал. Согласно мифам куреты изначально обитали на Крите и были спутниками Реи, так же как сатиры были спутниками Диониса. Куретами называли так же и жрецов Реи, матери богов. Интересно, что Рею и Зевса греки часто изображали держащими в руках те самые сакральные для минойцев лабрисы – топорики с двумя лезвиями. Вряд ли это могло быть случайностью. Как мы помним, на Древнем Крите поклонялись именно Великой Богине и быку, чьими атрибутами как раз и был лабрис. Вполне возможно, что культы Реи, а возможно, и Зевса были позаимствованы греками у критян. Особенно, если учесть, что Зевс почитался так же и в образе быка.
Быки, Зевс и Крит были тесно сплетены в мифах и сознании греков. Зевс в облике быка похищает Европу, дочь ханаанского царя Агенора, и переплывает с ней на спине огромное расстояние от побережья нынешней Сирии до Крита. Там он свершает задуманное, причем неоднократно, и Европа рожает ему трех сыновей – Миноса, Сарпедона и Радаманфа. Тут явный намек на переселение на остров одного из народов Малой Азии, произошедшее в третьем тысячелетии до нашей эры. Со временем Зевс нашел себе другое увлечение, а Европу взял в жены и усыновил ее детей царь Кносса Астерий. Заметим, что Астерий, согласно преданию был внуком легендарного Дора, возглавившего поход греков на Крит. То есть Минос жил через три-четыре поколения после захвата острова ахейцами.
В этом сюжете кроме пикантной романтической истории содержится важный момент – царь разгневал бога неправильной жертвой и за это бог ему отомстил. Заметим, что Посейдон, которому приносилась жертва, кроме владычества над морями был ответственен за землетрясения, которые вызывал, потрясая своим трезубцем. Но ведь минойскую цивилизацию разрушило именно землетрясение, которое в те времена считалось не иначе как гневом богов. А его причиной вполне могла считаться неугодная жертва. Поэтому чтобы как-то задобрить разгневанного бога минойцы начали приносить в жертву людей. А в истории о Минотавре как раз и рассказывается о человеческих жертвоприношениях на Крите. И этот фрагмент мифа, возможно, имеет подлинные минойские корни.
Минотавр и Лабиринт.
Здесь мы видим совершенно невероятную смесь фантазии греков и древних критских реалий. Когда ахейцы пришли в Кносс и увидели дворец, состоящий из сотен комнат, запутанных коридоров и переходов, световых колодцев и прочих, непостижимых для простодушных воинов архитектурных излишеств, то они его даже толком не обследовали. В дальних комнатах археологи нашли массу ценных вещей, которые завоеватели наверняка бы забрали, если бы увидели. Скорее всего, дворец внушал им суеверный страх. Поскольку повсюду на стенах были священные изображения лабриса, то Кносский дворец и назвали Лабиринтосом, то есть крепость («интос») с лабрисами. И он был построен лет за семьсот до того как родился афинянин Дедал, который якобы научил отсталых критян пользоваться столярными инструментами.
Что касается Минотавра, то, как ни странно, эта часть мифа могла иметь отношение к древним минойским традициям. Во время некоторых религиозных церемоний царь Кносса или один из его сыновей надевали маску быка. Вряд ли свидетелем этого был кто-то из греков, но они могли услышать какие-то критские предания и переосмыслить их на свой лад. Через века устной передачи эта история расцвела кучей невероятных подробностей, которые так ценили благодарные слушатели. Конечно же, Минотавру, чье имя означало «бык Миноса», не было необходимости питаться человечиной, да еще и раз в десять лет. Здесь могла идти речь об обряде жертвоприношений, о которых краем уха слышали греки, а возможно и поставляли для них людей в те времена, когда Крит еще был силен.
В мифах о Миносе рассказывается, что царь Кносса на девять лет удалился в ту самую пещеру, где младенцем обитал Зевс, и там ему являлся сам Громовержец. Минос вышел оттуда со скрижалями, на которых были начертаны законы, продиктованные Зевсом. Он начал править по этим законам и ему подчинились все девяносто критских городов. Минос создал огромный флот и стал править во всем Средиземноморье, очистив его от пиратов. Конечно ничего подобного в ту эпоху, о которой повествует миф, не происходило. То есть, окончательная версия мифа сложилась во времена, когда греки забыли не только про минойскую цивилизацию, но и XIII век до нашей эры был для них изрядной древностью. На самом деле эта часть мифа о могучем правителе Миносе описывает Крит, каким он был в XVI-XVII веках до нашей эры. Скорее всего, несколько разных историй из совершенно разных эпох были со временем смешаны рассказчиками в единое целое. Историческая достоверность была принесена в жертву занимательности, но именно благодаря этому мифы и сохранились в памяти поколений. И самое удивительное, что, несмотря на то, что греки полностью забыли о минойской цивилизации, в их мифах сохранились очень древние крупицы знаний о ней. Но и мы сами смогли их заметить лишь после того, как археологи и историки сделали свою работу.
Крит – остров легенд и мифов
Один из самых популярных европейских курортов – греческий остров Крит. Многовековая история острова, расположенного в Средиземном море, интересна сама по себе, так как здесь происходило великое множество реальных исторических событий. Более 1200 лет Крит был центром древнейшей Минойской цивилизации. Первые поселения были созданы более 9000 лет назад. Постепенно остров заселялся разными народностями. С 824 года остров стал объектом многочисленных завоеваний. В разные периоды времени его захватывали мусульмане, затем католики, затем несколько веков его контролировали венецианцы, два века вновь мусульмане. В конце 19 века в результате восстания создано Критское государство, а в 1913 году оно присоединилось к Греции.
Карта острова Крит
Но особый интерес Крит представляет для туристов потому, что это страна мифов и легенд. История острова хранит легенды о богах, богинях и героях греческой мифологии.
Коза Амалфея кормит молоком младенца-Зевса на склонах горы Иды. Вокруг — нимфы-воспитательницы и пастух. Картина французского художника Никола Пуссена, 1636 или 1637 г., масло, холст, 119,6*96,2 см, Далиджская картинная галерея (Англия)
Добраться к Идейской пещере, в которой по легенде родился Зевс, можно по мощеной дороге, ведущей на гору Ида – самую высокую гору острова, высотой 2456 метров над уровнем моря. Местом паломничества пещера была со времен Минойской цивилизации.
Восточный гребень горы Ида
Гору Ида окружает красивый горный пейзаж. У подножия расположились небольшие уютные деревеньки с фруктовыми садами, оливковыми рощами и виноградниками.
Место рождения Зевса оспаривает другая легенда. Многие считают, что он родился в Диктейской пещере, расположенной поблизости от селения Психро. Сюда туристов привозят на автобусах, от стоянки 15-минутный подъем приводит к пещере. На ее дно, на глубину 65 метров можно спуститься по специальным ступеням.
Сталактиты и сталагмиты в Диктейской пещере (Психро)
На южном побережье Крита у деревни Матала находится место, где по легенде Зевс перенес на берег красавицу Европу, и где началась вся история.
Похищение Европы — картина швейцарского художника Феликса Валлоттона, 1908 г., масло, холст, 162*130 см; Бернский музей изобразительных искусств. Чтобы украсть Европу, Зевс обернулся быком. Финикийская царевна, пораженная его красотой, села на него верхом, а Зевс прыгнул в море и утащил девушку с родного острова на Крит
Говоря о современности, следует признать, что в наше время Крит стал почти идиллическим местом отдыха. Туристам доступны прекрасные отели, клубные курорты, отличные пляжи, множество интересных экскурсий. С удобством попасть на остров можно через два международных аэропорта, а также по морю. Регулярные морские сообщения связывают Крит с Грецией и другими странами. На острове умеренно дождливая зима и жаркое лето.
Остров крит легенды и мифы
Легенды и мифы Древней Греции прославили остров Крит сказаниями о влюбленных богах и героях, прекрасных царевнах и первом полете человека в небо.
Здесь же на Крите родился сын Зевса Минос. При его царствовании Крит достиг своего наивысшего расцвета. По легенде, влюбленный Зевс явился избраннице, дочери финикийского царя, Европе в образе быка, похитил царевну и унес на остров Крит. В античном городе Гортина был рожден их первенец – Минос. Руины Древней Гортины и дворец царя Миноса в Ираклионе можно увидеть на Крите и сегодня!
Мрачная легенда о лабиринте Минотавра также связана с критской историей. Рожденный от порочной связи жены Миноса Пасифаи и посланного Посейдоном быка Минотавр (получеловек-полубык) был заключен в лабиринте, построенным искусным Дедалом. Считается, что вход в него идет через Кносский дворец – уникальный памятник архитектуры минойской цивилизации.
Миф о Теcее – победителе Минотавра, пожалуй, один из самых известных мифов античной Греции. Посланный царем афинян Тезей умертвил Минотавра и заполучил Золотое руно, а также прекрасную Ариадну, дочь Миноса. Именно ее клубок ниток помог герою найти выход из Лабиринта.
Когда Тесей бежал, разгневанный Минос запер Дедала и его сына Икара в лабиринте, желая похоронить их заживо. Мудрый изобретатель Дедал смастерил себе и сыну крылья из пчелиного воска и птичьего оперения. Увлекшись полетом, неосторожный юноша поднялся слишком высоко к солнцу, которое тут же растопило воск на его крыльях. Икар погиб, разбившись о скалы, а море с тех пор стало носить название Икарийское.
Открытие Минойской цивилизации
Античным легендам так и суждено было бы остаться легендами, если бы не труд английского археолога, исследователя, хранителя Оксфордского музея Артура Джона Эванса. Именно ему суждено было открыть одну из величайших цивилизаций древности, получившую название крито-минойской.
К тому времени, когда Эванс прибыл на Крит, он уже имел репутацию знатока древней письменности. Именно письмена найденный на острове вызвали интерес ученого. 23 марта 1900 года Эванс приступил к раскопкам. Буквально через несколько часов в раскопе появились очертания древнего здания. Двумя неделями позже изумленный Эванс стоял перед остатками строений, покрывавших площадь в два с половиной гектара.
Что же обнаружил Эванс? Огромный двор прямоугольной формы, который располагался в центре комплекса, был окружен многочисленными помещениями. Лишенный какой-либо видимой системы, план расположения покоев, коридоров и залов был настолько замысловат, что заблудиться в нем не составляло особого труда. Этот факт позволили Эвансу отождествить дворец с известным из древнегреческого эпоса Лабиринтом.
В Кносском дворце, который прекрасно сохранился, доступен для посещения туристов и остается визитной карточкой Крита, были обнаружены разнообразные парадные помещения, тронный зал, покои, бассейны, служебные и хозяйственные постройки. Был там и первый в Европе водопровод. В раскопанных Эвансом богатейших кладовых хранились когда-то оливковое масло, зерно, вино. Оригинальные по форме вазы, кубки, чаши, которые были найдены во дворце, сохранили украшающие их изображения. Но еще более удивительны по красоте фрески, покрывающие стены дворца.
Сообщения о сенсационных раскопках на Крите появлялись во всех газетах и журналах Европы. Из непостижимых глубин тысячелетий вставала великая цивилизация — столь древняя, что уже для современников Гомера она была тысячелетней легендой. И когда Эванс по праву первооткрывателя дал этой цивилизации имя «минойская» — имя, взятое из легенды о царе Миносе, — никто не посмел оспорить его.
Культ быка – не легенда, а реальность
Среди многочисленных фресок, скульптур, рельефов, обнаруженных на Крите, один образ встречается с удивительным постоянством — образ быка. Бык изображался даже на предметах быта и украшениях, на сосудах, кольцах, на изделиях из слоновой кости и глины, золота, серебра и бронзы. Сосуды для религиозных возлияний изготовлялись в виде бычьих голов, а алтари украшались бычьими рогами.
Ясно одно: мифы и легенды о страшном быке вовсе не выдумка. Практически все стены Кносского дворца покрыты хорошо сохранившимися фресками, на которых можно увидеть изображения быков. Где-то бык изображен мирно пасущимся, где-то — в ярости несущимся со всех сил, а на некоторых — в виде сражений с греческими тореадорами. Ученые сходятся во мнении, что на острове существовал некий культ быка, но определить какая там была религия так и не удалось. В разнообразии найденных обломков, осколках и уцелевших строений не найдено ничего похожего на храм, хотя бы отдаленно.
Напротив, во всех предметах искусства, найденных на Крите, ощущается свободное отношение к миру, не ограниченное какими-то законами. Художникам Минойской эпохи было чуждо прославление военных вождей и триумфаторов: нет сцен кровавых битв и верениц пленников. Главная и единственная тема — мирная, цивилизованная жизнь. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, и девушек среди лилий.
Эти наблюдения породили версию об иносказательном смысле образа быка. Ряд исследователей полагают, что бык для древних критян олицетворял мощь богов и самой природы. Минойская цивилизация пала, на смену ей пришла индоевропейская культура. Поэтому уничтожение минойского быка героем-афинянином олицетворяет победу индоевропейской цивилизацией, а Крит называется колыбелью новой западной цивилизации.
Говорят, Эванса однажды спросили, почему он, не колеблясь, заявил о том, что открыл «Дворец Минотавра», хотя никаких достоверных фактов, подтверждающих правоту его слов, еще не было. Эванс ответил: «Я поверил в ариаднину нить истории — мифы». Ему возразили: «Но ведь они слишком красивы, чтобы показаться истиной?» Тогда Эванс сказал: «Любой самый красивый узор на ковре вышит обычной нитью, скрученной из овечьей шерсти. Так говорят на Крите. Я забыл про фантастические узоры и увидел нить, скрученную из фактов…»
В античные времена Крит был в числе тех земель, которые ныне считаются родиной виноделия. Разнообразие греческих вин способно закружить голову любому гурману. Лучшие вина делают в окрестностях островной столицы, Ираклиона. Поклонники напитка могут смело пробовать оригинальные сорта. Например, молодое вино рецина, обладающее специфическим смолистым ароматом.