программа по сольфеджио 8 лет обучения фгт

Программа предмета «Сольфеджио» (8 лет обучения)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УГРАНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«____» _______________ 2015 г.

И. о. директора МБУДО

«___» _______________ 2015 г.

Программа учебного предмета разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства (далее ФГТ) «Музыкальный фольклор» с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет

Организация-разработчик: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Угранская детская школа искусств»

Рекомендована: для использования в учебном процессе детской школы искусств « ___ » ______________ 2015 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Область применения программы:

1.1. Программа учебного предмета «Сольфеджио» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства в соответствии с ФГТ по программе «Музыкальный фольклор» с дополнительным годом обучения к ОП со сроком обучения 8 лет.

Программа учебного предмета может быть использована: в детских школах искусств, образовательных учреждениях при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Место предмета в структуре дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства: Музыкальный фольклор

Цели и задачи предмета, требования к результатам освоения предмета.

Целями предмета являются:

Развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе

приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачами предмета являются:

формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

· формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

· формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

В результате освоения предмета учащийся должен:

Сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,

записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте,запись по слуху.

Музыкальные стили, способствующие творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональную музыкальную терминологию;

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

2.1.Объем учебного предмета и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

контрольные работы, зачеты.

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

итоговая аттестация в форме выпускных экзаменов

2.1. Тематический план и содержание учебного предмета: Сольфеджио

Название раздела, темы

Содержание учебного материала, виды практической работы, самостоятельная работа

Содержание учебного материала

Правописание нот на нотоносце. Длительности, размер,Такт. Триоль. Синкопа. Буквенные обозначения Тональностей.

Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки. Размер 2/4. Опевание устойчивых ступеней. Тоническое

трезвучие. Доминантовое трезвучие с

обращениями и разрешениями.

Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки. Размер ¾. Устные диктанты. Ритмическая группа четверть с точкой и две шестнадцатые. Построение от звука обращений малого мажорного септаккорда и разрешение его как доминантового в мажоре и гармоническом миноре.

Самостоятельная работа обучающихся

гамма Ре мажор, Фа мажор.

Содержание учебного материала

Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки. Знакомство с интервалами. Затакт четверть, две восьмые в размере 2/4,3/4. Запись одноголосных диктантов в размере ¾. Размер 4/4. Правописание хроматической гаммы (основа – мажорный лад). Правописание хроматической гаммы (основа – минорный лад).

Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

ступеней, вводные звуки. Размер 4/4. Ритм четверть с точкой и восьмая. Септаккорд II ступени в мажоре и миноре.

Самостоятельная работа обучающихся

Тональность ля минор.

Содержание учебного материала

Три вида минора. Ритм четыре

шестнадцатые в пройденных размерах. Субдоминантовое трезвучие с

обращениями и разрешениями. Период, предложения, фраза. Междутактовые синкопы. Виды септаккордов. Построение септаккордов от звука и их разрешение в тональности.

Самостоятельная работа обучающихся

Тональность ре минор, ми минор, си минор, соль

Содержание учебного материала

Три вида минора. Интервалы ч.1, м.2, б.2,

м.3, б.3, ч.4, ч.5, ч.8. Различные виды синкоп. Различные виды внутритактовых синкоп.

Самостоятельная работа обучающихся

Тональность Ля мажор, фа-диез

Содержание учебного материала

Ритм восьмая и две шестнадцатых. Устойчивые и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней, вводные звуки. Переменный лад. Обращения интервалов. Доминантовый

септаккорд в мажоре и гармоническом миноре. Повторение тритонов

на IV и VII ступенях в мажоре и

гармоническом миноре. Уменьшенное

трезвучие на VII ступени в мажоре и

Самостоятельная работа обучающихся

Тональности Ми-бемоль мажор и до

Содержание учебного материала

Интервалы м.6 и б.6. Главные трезвучия лада. Размер 3/8. Обращения трезвучий. Пунктирный ритм. Тритоны на IV и на VII

(повышенной) ст. в мажоре и гарм. Миноре. Малый вводный септаккорд в натуральном мажоре. Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом мажоре. Уменьшенный вводный септаккорд в гармоническом миноре.

Самостоятельная работа обучающихся

Тональность Ми Мажор, до-диез Минор.

Содержание учебного материала

Самостоятельная работа обучающихся

Содержание учебного материала

Размер 6/8. Интервал м.7. Повторение тритонов. Гармонический мажор. Субдоминанта в гармоническом мажоре. Тритоны в гармоническом мажоре и натуральном миноре. Ритм триоль (шестнадцатые).

Самостоятельная работа обучающихся

Тональности Фа-диез мажор, ре-диез минор.

Содержание учебного материала

Уменьшенное трезвучие в гармоническом мажоре. Уменьшенное трезвучие в натуральном миноре. Ритмические группы с залигованными нотами. Хроматизм, альтерация. IV повышенная ступень в мажоре и в миноре. Проходящие хроматические звуки.

Самостоятельная работа обучающихся

Тональности Соль бемоль мажор, ми бемоль минор.

Содержание учебного материала

Энгармонизм тональностей с 6 знаками. Квинтовый круг тональностей. Характерные интервалы ув.2 и ум.7 в гармоническом мажоре и гармоническом миноре. Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом мажоре. Характерные интервалы ум.4 и ув.5 в гармоническом миноре. Вспомогательные хроматические звуки. Построение и разрешение тритонов от звука. Построение и разрешение ув.2 и ум.7 от звука. Диатонические лады. Пентатоника. Переменный размер. Размеры 6/4, 3/2.

Самостоятельная работа обучающихся

Тональности 1 степени родства.

Содержание учебного материала

Период, отклонения, модуляция в родственные тональности. Альтерации неустойчивых ступеней.

Самостоятельная работа обучающихся

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для мелкогрупповых занятий по учебному предмету «Сольфеджио» оборудованы учебными аудиториями для групповых, мелкогрупповых занятий с роялем/фортепиано;

– библиотекой, помещением для работы со специализированными материалами (фонотекой, видеотекой, фильмотекой, просмотровым видеозалом/классом).

Учебные аудитории должны быть оформлены наглядными пособиями.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

2. Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио. 3 класс. М. «Музыка» 1993

3. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс. М. «Музыка», 2007

4. Давыдова Е. Сольфеджио 5 класс. М. «Музыка», 1991

5. Драгомиров П. Учебник сольфеджио. М. «Музыка» 2010

6. Золина Е. Домашние задания по сольфеджио 1-7 классы. М.ООО«Престо», 2007

7. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Интервалы. Аккорды. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004

8. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. Метроритм. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004

9. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Диатоника. Лад. Хроматика. Модуляция. 6-8 классы. М. «Классика XXI», 2004

10. Калинина Г. Рабочие тетради по сольфеджио 1-7 классы. М. 2000-2005

11. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 1. Одноголосие. М. Музыка, 1971

12. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Часть 2. Двухголосие. М. Музыка, 1970

13. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс. М. «Музыка», 2005

14. Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио.

15. Металлиди Ж. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поем. Для 1-7 классов детской музыкальной школы. СПб: «Композитор», 2008

16. Никитина Н. Сольфеджио (1-7 классы). М., 2009

17. Островский А., Соловьев С., Шокин В. Сольфеджио. М. «Классика-XXI» 2003

18. Панова Н. Конспекты по элементарной теории музыки. М. «Престо» 2003

19. Панова Н. Прописи по сольфеджио для дошкольников. М. «Престо», 2001

20. Рубец А. Одноголосное сольфеджио

21. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для маленьких. Приложение для детей, ч.1 и 2. М.: «Музыка», 1999

22. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. М., 1982

1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. М. «Музыка», 1991

2. Базарнова В. 100 диктантов по сольфеджио. М., 1993.

3. Быканова Е. Стоклицкая Т. Музыкальные диктанты 1-4 классы. ДМШ. М., 1979

4. Музыкальные диктанты для детской музыкальной школы (сост. Ж.Металлиди, А.Перцовская). М. СПб. «Музыка», 1995

5. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М.: «Композитор», 1993

6. Лопатина И. Сборник диктантов. Одноголосие и двухголосие. М.: «Музыка», 1985

7. Русяева И. Одноголосные диктанты. М., 1999

8. Русяева И. Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио. М., 1993

9. Жуковская Г., Казакова Т., Петрова А. Сборник диктантов по сольфеджио. М., 2007

1. Давыдова Е. Сольфеджио. 3 класс. ДМШ Методическое пособие. М., «Музыка», 1976

2. Давыдова Е. Сольфеджио. 4 класс. ДМШ Методическое пособие. М.,

3. Давыдова Е. Сольфеджио. 5 класс. ДМШ Методическое пособие. М.,

4. Калужская Т. Сольфеджио 6 класс ДМШ. Учебно-методическое пособие. М., «Музыка», 1988

5. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких. Ч.1 и 2. М. «Музыка» 1999

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения предмета обучающийся знает:

первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;.

навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

В результате освоения предмета обучающийся умеет:

сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры,

записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

осуществлять анализ элементов музыкального языка;

импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки зрения его

построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд, гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;

Промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Источник

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

по учебному предмету

(для поступающих в учреждения СПО)

Срок обучения – 1 год

Н.В. Андреева – преподаватель теоретических дисциплин МАУДО «Черняховская ДМШ» высшей квалификационной категории

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

— Срок реализации учебного предмета

— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

— Сведения о затратах учебного времени

— Форма проведения учебных аудиторных занятий

— Цель и задачи учебного предмета

— Структура программы учебного предмета

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

— Отличительные особенности программы

II. Содержание учебного предмета

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV . Формы и методы контроля, система оценок

— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

V . Методическое обеспечение учебного процесса

VI . Список учебно-методической литературы

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания предметов теоретической направленности в детских музыкальных школах.

Предмет сольфеджио, значение которого в музыкально – эстетическом

развитии детей трудно переоценить, является постоянным «спутником»

ребят на протяжении всех лет их обучения не только в музыкальной школе;

а также юношей и девушек, поступивших учиться в музыкальные ССУЗ;

является экзаменационной дисциплиной для абитуриентов, поступающих в

музыкальные ВУЗы на исполнительские факультеты. В системе

отечественного музыкального образования на разных уровнях этот предмет

зарекомендовал себя как скрепляющий изнутри дисциплины теоретического

цикла, что подтверждает его значимость, уникальность.

Предлагаемая программа рассчитана на 1год обучения.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого обучающегося.

Недельная нагрузка по предмету «Сольфеджио» для 8( VII ) класса составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в групповой или индивидуальной форме.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме контрольных уроков. Возможны другие формы итоговой аттестации.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Сольфеджио для 8( VII ) класса» продолжительность учебных занятий составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Сольфеджио для 8( VII ) класса» составляет 105 часов. Из них: 70 часов – аудиторные занятия, 35 часов – самостоятельная работа .

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой (от 2-х человек) или индивидуальной форме.

Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, расширения музыкального кругозора посредством освоения законов музыкальной грамоты, формирование устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Сольфеджио для 8( VII ) класса» являются:

развитие у учащихся «чуткого» музыкального слуха ( мелодического,

гармонического, ритмического), способного распознавать элементы

развитие творческих способностей на примере различных упражнений;

расширение базы теоретических сведений;

формирование умения применять на практике полученные знания, навыки;

развитие внимания, памяти;

формирование музыкального вкуса, опыта музыкознания.

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

распределение учебного материала на учебный год;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки обучающихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

— словесный (объяснение, беседа, рассказ);

— наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

— научный ( использование многочисленных дидактических игр);

— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школы. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Отличительные особенности программы

Отличительная особенность данной программы заключается в ее

прямой профессиональной направленности. Причиной разработки данной

программы может служить тот факт, что у многих подростков желание

поступать в музыкальное ССУЗ возникает достаточно спонтанно: в старших

классах, а, порой, по окончании музыкальной школы. Если ученик к этому

моменту не проявлял стабильного интереса к сольфеджио, то многие знания

и навыки упущены. Возникает ситуация профессиональной потребности в

этом предмете для прохождения вступительного экзамена по сольфеджио и

музыкальной грамоте и дальнейшего успешного обучения по теоретическим

дисциплинам. Для решения этой задачи и разработан «экспресс – курс» по

сольфеджио для поступающих на исполнительские (теоретические – при

подборе учебного материала более высокой сложности ) отделения, а именно

– Программа по сольфеджио для 8( VII ) класса (для поступающих в ССУЗ).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:

— вокально – интонационные навыки;

— сольфеджирование и пение с листа;

— воспитание чувства метроритма;

— воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

— воспитание творческих навыков

через систематизацию и закрепление следующих понятий

Лад, тональность, квинтовый круг, соотношение тональностей

(параллельные, одноименные, однотерцовые, родственные, энгармонически равные), лады народной музыки, пентатоника;

— диатоника, альтерация, хроматизм; правописание хроматической гаммы;

— отклонение, модуляция (постепенная, энгармоническая, сопоставление);

— интервалы ( простые, составные в ладу и вне лада; характерные в ладу);

— трехзвучный ( трезвучие, его виды, обращения);

— четырехзвучный ( септаккорд, его виды, обращения);

— понятия теснейшего, тесного, широкого расположения аккордов;

— виды размеров ( способы группировки в них);

— период, его виды ( анализ структуры, повторности, кульминации, видов каденций);

— форма музыкального произведения (двух-, трехчастные (репризные, безрепризные), рондо, сонатная, вариационная и др.);

— жанровая основа музыкального произведения (выявление жанровых особенностей);

— способы анализа музыкального произведения (структурный, функциональный, интонационно – гармонический, жанровый, семантический и т.д.).

Семиступенные лады народной музыки

Постепенная, энгармоническая модуляция, сопоставление

Интервал; простые интервалы в ладу, вне лада

Составные интервалы в ладу, вне лада

Характерные интервалы в гармонических ладах

Понятие септаккорда. V 7 ( в ладу, вне лада )

Обращения V 7 ( в ладу, вне лада )

Септаккорд VII ступени ( малый, уменьшенный), его обращения (ознакомительно)

Двухчастная, трехчастная формы

Форма рондо, вариации

Выявление жанровых особенностей (жанровой основы, признаков)

Способы анализа музыкальных произведений (структурный, функциональный, интонационно – гармонический, семантический)

III . Требования к уровню подготовки учащегося

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио для 8( VII ) класса» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

-первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с

использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольфеджио для 8( VII ) класса» является приобретение обучающимися также следующих знаний, умений и навыков:

умения осуществлять элементарный анализ нотного текста с точки
зрения его построения и роли выразительных средств (лад, звукоряд,
гармония, фактура) в контексте музыкального произведения;

формирование навыков сочинения и импровизации музыкального
текста;

формирование навыков восприятия современной музыки.

IV . ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа предусматривает текущий контроль и итоговую аттестацию.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках, он направлен на поддержание учебной дисциплины, организацию домашних занятий.

Итоговый контроль осуществляется по окончании курса обучения в виде контрольных уроков в письменной и устной форме.

Уровень приобретенных знаний, умений и навыков должен соответствовать программным требованиям.

Задания должны выполняться в полном объеме и в рамках отведенного на них времени, что демонстрирует приобретенные учеником умения и навыки. Индивидуальный подход к ученику может выражаться в разном по сложности материале при однотипности задания.

Для аттестации учащихся используется дифференцированная 5- балльная система оценок.

V . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Основные формы работы

Пение: гамм, мелодических оборотов с хроматизмами, интервалов, аккордов с обращениями в тональности и вне лада вверх и вниз, секвенций.

Сольфеджирование, чтение с листа

Разучивание и пение с дирижированием в пройденных тональностях, включающих хроматические звуки, элементы хроматической гаммы, отклонения и модуляции в родственные тональности, интонации пройденных интервалов и аккордов, с использованием пройденных ритмических фигур в изученных размерах.

Закрепление навыка чтения с листа и дирижирования, транспонирование выученных мелодий.

Ритмические упражнения с использованием всех пройденных длительностей и размеров.

Различные виды синкоп.

Определение на слух и осознание в прослушанном музыкальном построении его формы (период, предложения, фразы, секвенции, каденции), размера, ритмических особенностей.

Определение мелодических оборотов, включающих движение по звукам пройденных интервалов, аккордов.

Определение всех пройденных интервалов в ладу и от звука в мелодическом и гармоническом звучании.

Различные формы устного диктанта, запись мелодий по памяти. Письменный диктант в объеме 8 – 10 тактов в пройденных тональностях и размерах, включающий пройденные мелодические обороты, хроматические звуки, движение по звукам пройденных интервалов, аккордов.

Сочинение (импровизация) мелодий в пройденных тональностях и размерах, включающих интонации пройденных интервалов и аккордов, хроматические звуки, отклонения и модуляции, пройденные ритмические фигуры.

Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. Издание третье, исправленное. – М.: Музыка, 1978.

Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио. – М.: Музыка, 1986.

Зебряк Т. Интонационные упражнения с аккомпанементом на уроках сольфеджио для занятий дома и в ДМШ. 1 – 7 классы. – М.: Кифара, 2011.

Золина Е.М. Сольфеджио для 7 – 8 классов детских музыкальных школ: Учебник. – М.: Музыка,2011.

Панова Н.В. Конспекты по элементарной теории музыки. – М.: Престо, 2009.

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. – М.: Музыка 2008.

Петренко А. Цифровки и цепочки. – СПб.: Композитор, 2008.

Чтение с листа на уроках сольфеджио. М.: Музыка, 1998.

Чустова Л.И. Лирический альбом. Вокальные ансамбли русских композиторов. М. Владос.: 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *