программа по трудовому обучению 2019 2020 в рб
Программа по трудовому обучению 2019 2020 в рб
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы с русским языком обучения
Учебные программы по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы с белорусским и русским языками обучения
Учебные программы по учебным предметам для второго отделения вспомогательной школы
Учебные программы по учебным предметам специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с нарушением слуха
Учебные программы по учебным предметам специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с тяжелыми нарушениями речи
Учебные программы по учебным предметам для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Учебные программы факультативных занятий
Программы коррекционных занятий
Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением слуха
Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением речи
Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)
Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением психического развития (трудностями в обучении)
Программы для специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями зрения
Учебные программы для специальных дошкольных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному предмету «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» в 2020/2021 учебном году
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
по учебному предмету « ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ »
в 2020/2021 учебном году
Технический труд. 5 класс
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
Трудовое обучение. Технический труд. 5 класс (2017);
Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца. 5 клас (2017)
В.В. Гузов. Уроки технического труда в 5 классе (2011);
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012);
В.В. Гузов. Трудовое обучение (технический труд). 5 класс: тестовые задания: ответы и комментарии (2012);
Е.Н.Чернова. Трудовое обучение. Технический труд. 5 класс. Дидактические и диагностические материалы (2019);
С.Я. Астрейко. Пропильная резьба и выжигание по древесине. 5–6 классы (2010)
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду. 5–9 классы. (2012), ( ссылка )
Обслуживающий труд. 5 класс
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
В.Е. Шарапова, И.А. Сысоева.
Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 5 класс (2017);
В.Я. Шарапова, І.А. Сысоева.
Працоўнае навучанне. Абслуговая праца. 5 клас (2017)
В.Е. Шарапова. Трудовое обучение. Обслуживающий труд в 5 классе (2012);
Л.М. Яворская. Уроки обслуживающего труда в 5 классе (2014);
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 5-7 классы (2012);
В.Е. Шарапова. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 5 класс. Дидактические и диагностические материалы (2020);
Л.М. Яворская. Волшебный мир кулинарии. 5-6 классы (2010)
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 5–7 классы. (2012), ( ссылка )
Технический труд. 6 класс
Учебное пособие, год выпуска
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
Трудовое обучение. Технический труд. 6 класс (2018) ;
Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца. 6 клас (2018)
В.В. Гузов. Трудовое обучение. Технический труд в 6 классе (2013);
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012);
Е.Н. Чернова. Трудовое обучение. Технический труд. 6 класс. Дидактические и диагностические материалы (2019);
С.Я. Астрейко. Пропильная резьба и выжигание по древесине. 5–6 классы (2010)
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду. 5–9 классы. (2012), ( ссылка )
Обслуживающий труд. 6 класс
Учебное пособие, год выпуска
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 6 класс (2015);
Л.М. Яворская, Н.І. Шульга. Працоўнае навучанне. Абслуговая праца. 6 клас (2015)
Л.М. Яворская. Трудовое обучение. Обслуживающий труд в 6 классе (2012);
Л.М. Яворская. Уроки обслуживающего труда в 6 классе (2014);
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 5-7 классы (2012);
Л.М. Яворская. Волшебный мир кулинарии. 5-6 классы (2010);
В.Е. Шарапова. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 6 класс. Дидактические и диагностические материалы (2020)
Дополнительные материалы для проведения практической работы «Определение пищевого рациона подростка». VI класс (ссылка) ;
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 5–7 классы. (2012), ( ссылка )
Технический труд. 7клас
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
Трудовое обучение. Технический труд. 7 класс (2019);
Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца. 7 клас (2019)
В.В. Гузов. Трудовое обучение. Технический труд в 7 классе (2013);
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012);
Е.Н. Чернова. Трудовое обучение. Технический труд. 7 класс. Дидактические и диагностические материалы (2019);
В.В. Гузов. Художественная обработка металлов: просечка по металлу, чеканка по металлу. 7-9 классы (2010);
В.А. Коноплич. Плетение из соломки. Плетение из ивового прута. 7-8 классы (2010)
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду. 5–9 классы. (2012), ( ссылка )
Обслуживающий труд. 7 класс
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 7 класс (2015);
С.І. Сталярова [і інш.]. Працоўнае навучанне. Абслуговая праца. 7 клас (2015)
С.И. Столярова, Н.А. Юрченко. Уроки обслуживающего труда в 7 классе (2010);
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Уроки обслуживающего труда в 7 классе (2014);
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 5-7 классы (2012);
В.Е. Шарапова. Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 7 класс. Дидактические и диагностические материалы (2020)
Дополнительные материалы для проведения практической работы «Определение качественного состава витаминов и минеральных веществ в продуктах питания». VII класс (ссылка) ;
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 5–7 классы. (2012), ( ссылка )
Технический труд. 8 класс
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
Трудовое обучение. Технический труд. 8 класс (2019) ;
Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца. 8 клас (2019)
В.В. Гузов. Трудовое обучение. Технический труд в 8 классе (2016);
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012);
Е.Н. Чернова. Трудовое обучение. Технический труд. 8 класс. Дидактические и диагностические материалы (2020);
С.Я. Астрейко. Художественное точение древесины. Основы художественного конструирования. 8–9 классы (2010);
В.В. Гузов. Художественная обработка металлов: просечка по металлу, чеканка по металлу. 7-9 классы (2010);
В.А. Коноплич. Плетение из соломки. Плетение из ивового прута. 7-8 классы (2010)
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду. 5–9 классы. (2012), ( ссылка )
Обслуживающий труд. 8 класс
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 8 класс (2018);
С.І. Сталярова [і інш.].
Працоўнае навучанне. Абслуговая праца. 8 клас (2018)
С.И. Столярова. Уроки обслуживающего труда в 8 классе (2011);
Л.М. Яворская. Уроки обслуживающего труда в 8 классе (2014);
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля.
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 8–9 классы. (2012), ( ссылка )
Технический труд. 9 класс
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
Трудовое обучение. Технический труд. 9 класс (2019);
Працоўнае навучанне. Тэхнічная праца. 9 клас (2019)
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду: 5–9 классы (2012);
Е.Н. Чернова. Трудовое обучение, Технический труд. 9 класс. Дидактические и диагностические материалы (2020);
С.Я. Астрейко. Художественное точение древесины. Основы художественного конструирования. 8–9 классы (2010);
В.В. Гузов. Художественная обработка металлов: просечка по металлу, чеканка по металлу. 7-9 классы (2010);
В.А. Коноплич. Плетение из соломки. Плетение из ивового прута. 7-8 классы (2010)
С.Я. Астрейко, В.А. Коноплич, В.В. Гузов. Контрольно-измерительные материалы. Задания для тематического контроля по техническому труду. 5–9 классы. (2012), ( ссылка )
Обслуживающий труд. 9 класс
Пособия для учителя
Материалы, размещенные на национальном образовательном портале
С.И. Столярова, Н.А. Юрченко.
Трудовое обучение. Обслуживающий труд. 9 класс (2019);
С.І. Сталярова, Н.А. Юрчанка.
Працоўнае навучанне. Абслуговая праца. 9 клас (2019)
С.И. Столярова. Уроки обслуживающего труда в 9 классе (2012);
Л.М. Яворская. Уроки обслуживающего труда в 9 классе (2014);
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля.
Л.М. Яворская, Н.И. Шульга. Контрольно-измерительные материалы. Обслуживающий труд. Задания для тематического контроля. 8–9 классы. (2012), ( ссылка )
Учебные программы факультативных занятий размещены на национальном образовательном портале ( ссылка )
Трудовое обучение (обслуживающий труд). 5—9 классы. Примерное календарно-тематическое планирование. 2021/2022 учебный год
Рекомендовано Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь
Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» для 5—9 классов учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения составлено в соответствии с действующими учебными программами для учреждений общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. Для каждого класса указаны учебные пособия, которые будут использоваться учителем при разработке тематического плана. Материал тематического планирования учебных занятий представлен в табличном виде, что позволит учителю эффективно осуществлять планирование и подготовку учебных занятий по обслуживающему труду.
Примерное календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» для 5—9 классов учреждений общего среднего образования с русским и белорусским языками обучения составлено в соответствии с действующими учебными программами для учреждений общего среднего образования, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. Для каждого класса указаны учебные пособия, которые будут использоваться учителем при разработке тематического плана. Материал тематического планирования учебных занятий представлен в табличном виде, что позволит учителю эффективно осуществлять планирование и подготовку учебных занятий по обслуживающему труду.
© ОДО «Аверсэв», 2014 — 2021
Этот сайт защищен reCAPTCHA и Google. Политика конфиденциальности и Условия использования применяются
Рабочая программа по трудовому обучению на 2019-2020 уч.год
Рабочая программа по трудовому обучению на 2019-2020 уч.год
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по трудовому обучению на 2019-2020 уч.год»
Рабочая программа учителя по трудовому обучению составлена на основе действующего Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики утвержденного Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.08.19 г. № 1133;Примерной программы основного общего образования по учебному предмету «Трудовое обучение. 1-4 кл.» / сост. Кулик М.С., Беликова И.Г., Чишко П.Н., Полякова М.А., Швецова С.Н., Пасечник Е.Е., Борзило С.А. – 4-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 29 с. «Рекомендована МОН ДНР (приказ Минобрнауки ДНР от 15.08.2019 № 1133) в соответствии с Рабочим учебным планом МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «Степано-Крынская школа»
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности.
В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе трудовому обучению должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.
Трудовое обучение в 10-11 классах
Нормативные документы
ВЫПИСКА ИЗ ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА
«О деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, городских, районных исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, в 2019/2020 учебном году»
(утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь А.В.Кадлубай 16 августа 2019 г.)
В 2019/2020 учебном году завершается переход на относительную завершенность общего базового образования на II ступени общего среднего образования. Состоится первый выпуск учащихся IX классов, освоивших содержание образовательной программы базового образования с использованием в образовательном процессе обновленной учебно-программной документации, новых учебных изданий.
Независимо от вида учреждения общего среднего образования учащиеся, начавшие изучение на повышенном уровне отдельных учебных предметов (учебного предмета) в истекшем учебном году, по желанию продолжают их (его) изучение на повышенном уровне в следующем классе.
На III ступени общего среднего образования продолжат функционировать X-XI классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне (далее – профильные классы) и классы, в которых все учебные предметы изучаются на базовом уровне (далее – базовые классы). Для учащихся базовых классов средних школ, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-садов-средних школ, детских садов-средних школ реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) осуществляется в рамках учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», проводимых в указанных учреждениях образования.
Обращаем внимание, что в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2019 «Об организации в 2019/2020 учебном году профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» определены особенности: организации образовательного процесса; решения организационно-управленческих вопросов; осуществления контрольно-оценочной деятельности, итоговой аттестации, проведения квалификационного экзамена; прохождения практики, производственного обучения; нормативного правового обеспечения; квалификационных требований к педагогическим работникам; финансирования реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в
X-XI (XII) классах учреждений общего среднего образования и учреждений специального образования определены в приложении к указанному Инструктивно-методическому письму.
Информируем, что нормативное правовое обеспечение профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» включает приказ Министра образования Республики Беларусь от 06.08.2019 № 630 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования. (http://edu.gov.by/ Общее среднее образование / 2019/2020 учебный год / Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2019 «Об организации в 2019/2020 учебном году профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»; приказ Министра образования Республики Беларусь от 06.08.2019 № 630 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования).
Обращаем внимание, что в перечень профессий, утвержденных приказом от 06.08.2019 № 630, включена профессия «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Профессиональная подготовка по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» осуществляется по учебному плану и программе подготовки водителей колесных тракторов категории «А», утвержденным Министерством образования Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 26.03.2010.
Типовым учебным планом общего среднего образования в X-XI классах на профессиональную подготовку предусмотрено 420 учебных часов (по 6 учебных часов в неделю в каждом классе). 420 часов идут на теоретическое обучение, производственное обучение, в том числе и производственную практику в объеме 120 часов.
Пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования предусмотрена возможность выделения учредителем учреждения образования дополнительных учебных часов на проведение практических учебных занятий «Вождение тракторов» при реализации образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Образования Республики Беларусь
ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «Об организации в 2019/2020 учебном году профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования учреждений общего среднего и специального образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 29.04.2019 № 44, в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) и учреждениях специального образования (далее – УСО) для учащихся X-XI (XII) классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, предусмотрено изучение учебного предмета «Трудовое обучение». В рамках данного учебного предмета в объеме 6 часов в неделю реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию. Образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X-XI (XII) классах может осуществляться на базе УОСО, УСО, учреждений профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.2018 № 575).
Условно определены три модели реализации профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»:
I модель: организация учебных занятий непосредственно в УОСО, УСО;
II модель: организация учебных занятий для учащихся нескольких УОСО (УСО) на базе одного УОСО (УСО) по принципу межшкольных факультативных занятий;
III модель: организация учебных занятий на базе учреждений профессионально-технического (далее – УПТО), учреждений среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дополнительного образования взрослых (далее – иные учреждения образования).
Приказом Министра образования от 06.08.2019 № 630 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в Х-XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования»: определен перечень профессий рабочих (служащих) для организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих); утвержден примерный учебный для разработки учебно-программной документации по образовательной программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) по профессиям для учащихся Х-XI (XII) классов учреждений общего среднего и специального образования. Комплексную поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО «РИПО») на сайте учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО «РИПО») (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников). Для учащихся X классов изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется по учебным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов, разрабатываемых учреждениями образования на основе: примерных учебных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников); учебных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов, разработанных в 2018 году (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников); содержания тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих).
Учащиеся XI классов продолжают изучение учебного предмета «Трудовое обучение» по разработанным учреждением образования в 2018/2019 учебном году учебным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих). На основании учебных программ, разработанных учреждением образования, разрабатывается примерное календарно-тематическое планирование (далее – КТП), утверждаемое руководителем учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). КТП, как правило, содержит номера и наименования разделов, тем, отдельных учебных занятий теоретического и производственного обучения и выполняемых работ (заданий) во время прохождения производственной практики, количество учебных часов, цель обучения, формы (тип, вид) учебного занятия и формы организации производственной практики, средства обучения и иные компоненты. Структура КТП является примерной и может быть изменена (без искажения его сущности и назначения) по усмотрению учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). Методика разработки КТП по учебному предмету «Трудовое обучение» изложена в методических рекомендациях по разработке учебных программ допрофессиональной и профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников). В случаях, когда для полного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) с присвоением квалификации рабочего (служащего), предусмотренных типовым учебным планом учебных часов недостаточно, для учащихся XXI (XII) классов УОСО и УСО может быть представлена возможность освоения данной образовательной программы без присвоения разряда по профессии, что не предполагает в дальнейшем выдачу свидетельства уставленного образца. Реализация теоретического и производственного обучения, в том числе производственной практики, должна быть обеспечена. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении установленного образца. Справка об обучении выдается также всем учащимся УОСО и УСО без дополнительного запроса с их стороны и в тех случаях, когда они не сдали (не сдавали) квалификационный экзамен. Обращаем внимание, что в перечень профессий, утвержденных приказом от 06.08.2019 № 630, включена профессия «Трактористмашинист сельскохозяйственного производства».
Профессиональная подготовка по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» осуществляется по учебному плану и программе подготовки водителей колесных тракторов категории «А» утвержденным Министерством образования Республики Беларусь и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 26.03.2010 года. Типовым учебным планом общего среднего образования в XXI классах на профессиональную подготовку предусмотрено 420 учебных часов (по 6 учебных часов в неделю в каждом классе). 420 часов идут на теоретическое обучение, производственное обучение, в том числе и производственную практику в объеме 120 часов. Пунктом 77 Положения об учреждении общего среднего образования, утвержденного постановлением Министерства образования от 20.12.2011 № 283 (в редакции от 03.03.2018 № 10), предусмотрена возможность выделения учредителем учреждения образования дополнительных учебных часов на проведение практических учебных занятий «Вождение тракторов» при реализации образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих). В соответствии с пунктом 20 Положения о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.10.2006 № 1334, для освоения учащимися УОСО и УСО образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) требуется определение их профессиональной пригодности по медицинским показаниям к осваиваемой квалификации. Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения для освоения конкретных образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования, как с присвоением, так и без присвоения квалификации, включая те случаи, когда уровень квалификации не устанавливается, и отсутствует возможность предоставить ему право выбора иной образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Организация занятости учащихся, освобожденных от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», относится в компетенции руководителей УОСО и УСО.
Организация образовательного процесса по допрофессиональной и профессиональной подготовке для учащихся УОСО и УСО в пределах учебного года организуется по четвертям. Допрофессиональная и профессиональная подготовка возможна на протяжении шестидневной рабочей недели. При составлении расписания учебных занятий необходимо продумывать вопросы, связанные с обеспечением равномерной нагрузки в течение учебной недели и учебного года, недопустимостью увеличения продолжительности учебных занятий во все дни недели. На каждую тему учебных занятий теоретического обучения отводится 1 учебный час. На темы учебных занятий производственного обучения отводится, как правило, от 2 до 4 учебных часов. Обращаем внимание, что при проведении занятий в субботу (по всем трем моделям) необходимо предусмотреть организацию питания учащихся в соответствии с законодательством. Смена осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) может осуществляться на протяжении первой четверти первого года обучения, в исключительных случаях (смена места жительства, наличие медицинских противопоказаний и др.) – на протяжении первого года обучения. В случае отсутствия возможности продолжения обучения по ранее выбранной профессии выбор новой профессии учащийся и его законные представители осуществляют из числа предложенных учреждением образования в пользу наиболее родственной профессии. В случае объективной невозможности освоить профессию рабочего (должность служащего) за реально складывающийся промежуток времени после выбора новой профессии и сдать квалификационный экзамен с целью получения свидетельства установленного образца учащийся получает справку об обучении, что не предполагает в дальнейшем выдачу свидетельства уставленного образца. Пропущенные (по любым причинам) темы образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащихся Х-XI (XII) классов, изучаются учащимися самостоятельно. Результаты самостоятельной работы учащихся в журналах не отражаются. Обращаем внимание, что при организации трудового обучения по III модели необходимо заключить договор о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе. Типовая форма договора о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99 и размещена на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников). В соответствии с пунктом 4 статьи 59 Кодекса Республики Беларусь об образовании договор с несовершеннолетним гражданином заключается только с письменного согласия его законного представителя.
Справочно: В приложении к Закону Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» содержится перечень случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника. Пунктом 44 указанного перечня предусмотрено приобретение услуг дополнительного образования взрослых для физических лиц, в том числе безработных граждан, с применением процедуры закупки из одного источника При реализации образовательной программы профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования УОСО и УСО в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» используется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X-XI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Данный журнал можно приобрести в УО «РИПО» в установленном порядке. Начиная с 2019/2020 учебного года следует обеспечить использование данного журнала как для учащихся X (XI), так и XI (XII) классов.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
При организации трудового обучения по I модели:
1. Приказом руководителя УОСО (УСО) утверждается: перечень профессий рабочих (должностей служащих), которые будут осваивать учащиеся; состав групп с указанием класса; список педагогических работников, которые будут осуществлять образовательный процесс по трудовому обучению.
2. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение». В пояснительной записке к учебному плану необходимо отразить количество групп с указанием профессий рабочих (должностей служащих).
3. Учебный предмет «Трудовое обучение» включается в расписание учебных занятий.
4. В процессе изучения предмета «Трудовое обучение» заполняется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X-XI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) учащихся.
5. В классном журнале по учебному предмету «Трудовое обучение» заполняется только сводная ведомость учета результатов учебной деятельности и поведения учащихся.
При организации трудового обучения по II модели:
1. Руководителями структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, определяются УОСО (УСО), на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X-XI (XII) классов других (конкретных) УОСО (УСО) с указанием профессий рабочих (должностей служащих), по которым будет осуществляться профессиональная подготовка.
2. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), издает приказ, в котором утверждает: список учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных УОСО (УСО); список педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.
3. Учебный план УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение».
4. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте проведения учебных занятий.
5. В УОСО (УСО), в котором проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X-XI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.
6. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся X-XI (XII) классов.
7. Педагогический работник УОСО (УСО), из которого направлены учащиеся, выставляет в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок.
При организации трудового обучения по III модели:
1. Структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, утверждаются УПТО, УССО и иные учреждения образования, на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X-XI (XII) классов с указанием профессий рабочих (должностей служащих), по которым будет осуществляться профессиональная подготовка.
2. На основании приказа структурного подразделения областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, издаются приказы структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования. В приказе определяются УОСО (УСО), для учащихся которых будет организовано трудовое обучение на базе конкретного УПТО, УССО, иных учреждений образования с указанием профессий и количества учащихся из каждого УОСО (УСО) в разрезе профессий.
3. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющей государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО) приказом утверждает: списки учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных УПТО, УССО, иных учреждений образования; списки педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.
4. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение».
5. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте его проведения. В УПТО, УССО, иных учреждениях образования, в которых проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися XXI (XII) классов УОСО и УСО учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в классный журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося;
6. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся X-XI (XII) классов.
7. Педагогические работники УОСО (УСО) выставляют в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок. Предоставленные в УОСО (УСО) ведомости отметок (при организации трудового обучения по II и III моделям) хранятся у классного руководителя до конца учебного года, после чего передаются заместителю директора, курирующему данное направление работы.
При организации трудового обучения по I модели осуществляется подготовка учащихся в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп): 6 учебных часов на одну группу предусмотрены табличной частью типового учебного плана средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-сада – средней школы, детского сада – средней школы, 6 учебных часов на вторую группу выделяются дополнительно в соответствии с пунктом 3 примечаний к данному типовому плану.
При организации трудового обучения по II и III моделям, в процессе реализации производственного обучения необходимо осуществлять деление учебных групп на две подгруппы при наличии не менее 8 учащихся в каждой из подгрупп. Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по I, II и III моделям осуществляется в учебных группах, наполняемость которых не должна превышать 20 слушателей.
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся Х-ХI (ХII) классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах рекомендуется руководствоваться следующими показателями оценки результатов учебной деятельности (Приложение). Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» за четверть выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных в результате изучения всех тем теоретического обучения и отметок, полученных на учебных занятиях по производственному обучению, а также при выполнении работ (заданий) во время прохождения производственной практики. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти. В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по трудовому обучению, полученная в XI (XII) классе.
4. ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется постановлением Министерства образования от 24.12.2013 № 135 «Об утверждении правил проведения аттестации слушателей, стажеров при присвоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых». Обращаем внимание, что некоторые формы документов, указанные ниже, утвержденные данным постановлением, приведены в соответствие с особенностями реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» и размещены на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).
К таким документам относятся: дневник учета учебно-производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения; перечень квалификационных пробных работ учащихся класса (учебной группы); наряд-задание на выполнение квалификационной пробной работы; заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся; заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося; справка об обучении; экзаменационная ведомость; протокол заседания государственной квалификационной комиссии; договор об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов УОСО и УСО, реализуемых в рамках учебного предмета «Трудовое обучение».
К квалификационному экзамену допускаются учащиеся, выполнившие в полном объеме требования учебно-программной документации и имеющие итоговую отметку по учебному предмету «Трудовое обучение» не ниже 3 (трех) баллов. Если итоговая отметка по учебному предмету «Трудовому обучению» ниже 3 (трех) баллов (2 (два) балла, 1 (один) балл, 0 (ноль) баллов), то учащиеся к квалификационному экзамену не допускаются. К сдаче квалификационного экзамена также не допускаются учащиеся, которые не освоили в полном объеме содержание образовательной программы профессиональной подготовки по причине изменения осваиваемой профессии и невозможности ликвидации академической разницы, а также учащиеся, пропуски занятий которыми превышают 30 и более процентов учебных часов по учебному предмету «Трудовое обучение». В случае освобождения учащегося в X (XI), и (или) в XI (XII) классах от профессиональной подготовки по состоянию здоровья, итоговая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» ему не выставляется, учащийся квалификационный экзамен не сдает, за четверть (год) вносится запись «освобожден(а)». Для проведения квалификационного экзамена создается государственная квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек. Состав квалификационной комиссии утверждается приказом руководителя учреждения образования, на базе которого осуществляется профессиональная подготовка. Председателем государственной квалификационной комиссии назначается педагогический работник, либо специалист иной организации, имеющий высшее образование по соответствующему профилю (направлению) образования и занимающий должность согласно полученной квалификации. Кандидатура председателя государственной квалификационной комиссии согласовывается с учредителем учреждения образования. В состав государственной квалификационной комиссии могут включаться педагогические работники УОСО, УСО, УПТО, УССО УВО, иных учреждений образования на базе которых организована профессиональная подготовка, а так же специалисты других организаций соответствующих видов профессиональной деятельности с их согласия и по согласованию с руководителем по основному месту работы.
Квалификационный экзамен состоит из теоретического экзамена по результатам теоретического обучения и квалификационной пробной работы. Экзамен по результатам теоретического обучения проводится по билетам или тестам, которые составляются педагогическими работниками учреждения образования, специалистами иных организаций и утверждаются руководителем учреждения образования, осуществляющим профессиональную подготовку рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». Содержание экзаменационных билетов в полном объеме должно отражать содержание учебных программ по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), утвержденных в установленном порядке. Количество экзаменационных билетов должно превышать число экзаменуемых в учебном классе (группе). В экзаменационные билеты, как правило, включаются 2-4 вопроса, в том числе практические задания. Квалификационная пробная работа выполняется на завершающем этапе прохождения учащимися производственной практики. Перечень квалификационных пробных работ разрабатывается мастерами производственного обучения, согласовывается с организациями, в которых учащиеся проходят производственную практику и утверждается заместителем руководителя учреждения образования за месяц до их проведения. В случае, когда возможно определить содержание квалификационной пробной работы, по результатам ее выполнения оформляется заключение на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся. По отдельным профессиям, когда не может быть установлено конкретное содержание квалификационной пробной работы, квалификация учащихся определяется на рабочем месте посредством проверки умений и навыков, приобретенных в процессе освоения содержания соответствующей образовательной программы профессиональной подготовки учащихся X-XI (XII) классов. По результатам проверки умений и навыков заполняется заключение о достигнутом уровне квалификации учащегося. Результаты квалификационного экзамена и решения государственной квалификационной комиссии фиксируются в протоколе заседания государственной квалификационной комиссии. На сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников) представлены: форма оформления перечня квалификационных пробных работ; форма наряда-задания на выполнение квалификационной пробной работы; форма заключения на квалификационную пробную работу, выполненную учащимся; форма заключения о достигнутом уровне квалификации учащегося; форма решения государственной квалификационной комиссии по результатам квалификационного экзамена. Итоговая отметка за квалификационный экзамен выставляется как среднее арифметическое отметки за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения. На основании этой отметки государственная квалификационная комиссия принимает решение о присвоении учащемуся соответствующего разряда (при наличии) по получаемой профессии рабочего, либо о присвоении соответствующей квалификации служащего. Положительной отметкой (позволяющей присвоить квалификацию) по результатам выполнения квалификационной пробной работы, так же как и экзамена по результатам теоретического обучения, является отметка не ниже 3 (трех) баллов. Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, не зависимо от того, предусмотрен или не предусмотрен разряд по соответствующей профессии, выдается свидетельство установленного образца. Учащимся, не сдававшим квалификационный экзамен в установленный срок по уважительной причине, предоставляется право прохождения итоговой аттестации в другой срок во время работы государственной квалификационной комиссии. Учащимся, не сдавшим квалификационный экзамен в установленный срок без уважительной причины или не получившим положительной отметки по результатам сдачи квалификационного экзамена, предоставляется право повторной сдачи квалификационного экзамена в срок определяемый учреждением образования, осуществляющим профессиональную подготовку рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». Учащиеся, не явившиеся для повторной сдачи квалификационного экзамена или не получившие положительной отметки по его результатам, считаются не сдавшими квалификационный экзамен без уважительных причин. В таких случаях учащимся выдается справка об обучении установленного образца. Квалификационный экзамен целесообразно проводить до 30 мая года аттестации. Определение сроков и порядка проведения квалификационного экзамена осуществляется учреждениями образования, ведущими профессиональную подготовку учащихся. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка по результатам изучения учебного предмета «Трудовое обучение», запись об изучении программы осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) не производится.
5. ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами производственного обучения являются формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов, необходимых для получения профессии рабочего или для работы в должности служащего. Производственное обучение учащихся организуется и проводится учреждениями образования, реализующими образовательные программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся XXI (XII) классов, совместно с организациями – заказчиками кадров и организациями, обеспечивающими прохождение производственного обучения учащимися (далее – организации), во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами. Производственную практику следует организовывать непосредственно в соответствующих организациях. Вместе с тем производственная практика может также проводиться в учебнопроизводственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и в других структурных подразделениях учреждения образования при их наличии. Производственная практика проводится после прохождения тем теоретического и практического обучения, с учетом специфики осваиваемой профессии рабочего (должности служащего). Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов. В начальном периоде производственного обучения осуществляется формирование первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся. В основном периоде производственного обучения углубляются и расширяются профессиональные знания, умения и навыки учащихся. Производственное обучение в начальном и основном периодах может проводиться в учебно-опытных хозяйствах, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, ресурсных центрах и в иных структурных подразделениях учреждений образования, в организациях, в том числе на ученических местах этих организаций. В заключительном периоде производственного обучения (производственной практики) закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки учащихся, как правило, в организациях, а в отдельных случаях – в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями. Для проведения производственного обучения между учреждениями образования и организациями заключается договор об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X-XI (XII) классов (далее – договор об организации производственного обучения учащихся), по форме, размещенной на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников). Содержание производственного обучения определяется учебными программами, которые разрабатываются и утверждаются в учреждениях образования, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся УОСО и УСО. Учебные программы заключительного этапа производственного обучения (производственной практики) согласовываются с организациями, на базе которых она проводится. В случаях прохождения производственной практики на базе нескольких организаций учебные программы производственной практики утверждаются одной из этих организаций. Сроки и продолжительность периодов производственного обучения устанавливаются учреждениями образования с учетом возможностей организаций и учреждений образования, сезонности выполнения работ. Формы и методы организации производственного обучения определяются учреждениями образования. Общее руководство производственным обучением от учреждения образования осуществляют заместители руководителей учреждений образования, мастера производственного обучения учреждений образования. Непосредственное руководство производственным обучением от учреждения образования во все периоды осуществляет мастер производственного обучения учреждения образования. Учет учебно-производственных работ (заданий), выполненных учащимися в процессе производственного обучения, осуществляется в дневнике учета учебно-производственных работ (заданий) при прохождении производственного обучения. Данный дневник используется в обязательном порядке при осуществлении заключительного периода производственного обучения, а также может использоваться и в процессе начального и основного периодов производственного обучения при их организации непосредственно на рабочих местах в организациях.
6. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в общей части инструктивно-методического письма от 10.07.2019 «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (edu.gov.by / Общее среднее образование / 2019/2020 учебный год / Инструктивнометодическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2019/2020 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»), следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами: 1. Положение о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954; 2. Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31.03.2014 № 15/27/23; 3. Положение об учреждении профессионально-технического образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2011 № 216; 4. Положение об учреждении среднего специального образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.07.2011 № 106; 5. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 34 «Об утверждении общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих»; 6. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 «Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании» (далее – Выпуск 28 ЕКСД); 7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от
30.01.2018 № 7/14 «Об установлении перечня профессий для подготовки рабочих»; 8. Приказ Министра образования Республики Беларусь от 28.08.2018 № 669 «Об организации образовательного процесса по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в Х (XI) классах учреждений общего среднего и специального образования в 2018/2019 учебном году». Перечисленные нормативные правовые акты размещены на сайте УО «РИПО» (http://ripo.unibel.by) и национальном образовательном портале (www.adu.by).
7. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ
При организации учебного предмета «Трудовое обучение» квалификационные требования по каждой из должностей служащих, занятых в образовании, отражены в Выпуске 28 ЕКСД и в Положении о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954. Повышение квалификации педагогических работников учреждений образования, которые обеспечивают реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), направленной на освоение учащимися X-XI (XII) классов отдельных профессий, а также проводят факультативные занятия по основам выбора профессии, организуется РИПО, Государственным учреждением образования «Академия последипломного образования», структурными подразделениями областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования. На региональном уровне необходимо организовать постоянное методическое сопровождение образовательного процесса по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах через систему непрерывного повышения квалификации, максимально используя резервы областных и Минского городского институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов, районных (городских) учебно-методических центров профессионального образования.
8. О ФИНАНСИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Расходы на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) (далее – программа профессиональной подготовки) планируются в бюджетных сметах УОСО и УСО в разрезе статей, подстатей и элементов расходов бюджетной классификации также, как и расходы на реализацию образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования и других программ, реализуемых в названных учреждениях образования. Реализация образовательной программы профессиональной подготовки в УПТО, УССО и в иных учреждениях образования осуществляется на основе договоров о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе. Оплата расходов по договорам о профессиональной подготовке рабочего (служащего) на платной основе для организации трудового обучения для лиц из числа учащихся X-XI (XII) классов осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджетных сметах УОСО и УСО, иных источников, не запрещенных законодательством. Бюджетные средства, предусмотренные на финансирование расходов по реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УОСО и УСО, перечисляются на текущий (расчетный) банковский счет по учету средств от приносящей доходы деятельности иного учреждения образования, реализующего программу профессиональной подготовки, в соответствии с заключенным договором, по элементу расходов 10 10 08 «Прочие текущие расходы». Для этого бюджетные сметы УОСО и УСО должны быть скорректированы, так как расходы на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки предусматриваются в разрезе подстатей и элементов бюджетной классификации. Справочно: Учебные часы по учебному предмету «Трудовое обучение» включаются на начало учебного года в Список педагогических работников, которым исчисляются ставки и надбавки за квалификационные категории с учетом педагогической нагрузки, утвержденный постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.03.2007 № 25, для определения фонда оплаты труда. При корректировке бюджетной сметы данные средства направляются на элемент расходов 10 10 08 «Прочие текущие расходы». В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе увеличивать объемы бюджетных средств на общее среднее образование, рассчитанные с применением норматива. Аналогичная норма предусмотрена в постановлении Правительства о переводе учреждений общего среднего образования на нормативное финансирование. Стоимость услуги при реализации образовательной программы профессиональной подготовки для слушателей из числа учащихся УОСО и УСО в иных учреждениях образования определяется иным учреждением образования в соответствии со сметой затрат на реализацию указанной программы по подстатьям расходов: заработная плата рабочих и служащих; взносы (отчисления) на социальное страхование; оплата коммунальных услуг; приобретение предметов снабжения и расходных материалов и др. Размер затрат определяется на основании норм и нормативов, установленных для бюджетных организаций, при их отсутствии – на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем данного государственного учреждения образования (в котором обучается слушатель), если иное не установлено законодательством. Стоимость услуги формируется без учета рентабельности. При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УОСО в штат данных учреждений вводится штатная численность учителей и мастеров производственного обучения учреждения образования (далее – мастер производственного обучения) в соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24.04.2013 № 22 «О типовых штатах и нормативах численности работников отдельных учреждений общего среднего и специального образования» (далее – постановление № 22). Штатная численность учителей вводится для осуществления теоретического обучения на основании часов учебного плана, количества групп и нормы педагогической нагрузки за ставку в неделю. Штатная численность мастеров производственного обучения вводится для производственного обучения согласно постановлению № 22 (пункт 22 таблицы 1, пункт 19 таблицы 2) в зависимости от получаемой профессии: при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по основам компьютерной машинописи и делопроизводству – из расчета 0,25 штатной единицы на одну учебную группу; при реализации образовательной программы профессиональной подготовки по другим профессиям – из расчета 900 часов производственного обучения в год, предусмотренного учебным планом учреждения образования по профессии на одну штатную единицу.
При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в УПТО и УССО в штатное расписание данных учреждений вводится численность преподавателей и мастеров производственного обучения на основании постановлений Министерства образования Республики Беларусь от 25.05.2015 № 43 «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений профессионально-технического образования» и от 01.07.2016 № 54 «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования» соответственно за счет средств, перечисляемых по договорам о профессиональной подготовке на платной основе (внебюджетных средств). Штатная численность преподавателей вводится для осуществления теоретического обучения на основании часов учебного плана, количества групп и нормы педагогической нагрузки за ставку в год. Штатная численность мастеров производственного обучения вводится из расчета 900 часов производственного обучения в год в группах при реализации образовательных программ профессиональной подготовки на одну штатную единицу (за исключением подготовки водителей механических транспортных средств). При реализации образовательной программы профессиональной подготовки в учреждении дополнительного образования детей и молодежи штатная численность учителей (преподавателей) и мастеров производственного обучения вводится дополнительно за счет внебюджетных средств. Расчет дополнительной штатной численности вышеперечисленных работников можно осуществить по нормам типовых штатов УПТО. При организации в учреждении образования деятельности по подготовке водителей механических транспортных средств вводится штатная численность мастеров производственного обучения управлению механическим транспортным средством из расчета 1400 часов производственного обучения в год на одну штатную единицу. Оплата труда вышеперечисленных работников, содержащихся за счет внебюджетных средств, осуществляется согласно таблицам 1, 2 и 31 приложения 3 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 (далее – постановление № 6). При определении тарифных разрядов и коэффициентов руководителей иных учреждений образования, на базе которых осуществляется профессиональная подготовка учащихся XXI (XII) классов, численность учащихся X-XI (XII) классов включается в число обучающихся этих учреждений по состоянию на 1 января с коэффициентом 0,25.
На основании пункта 12 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 «Об утверждении Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих» на должность мастера производственного обучения в учреждение образования может быть принят работник, имеющий общее среднее или профессиональнотехническое образование. Оплата труда ему производится на основании таблицы 31 постановления № 6.
Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X-XI (XII) классах УОСО и УСО
1 (один)
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т.д.)
Неточное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; неумение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; многочисленные нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера производственного обучения учреждения образования (далее – мастера) 2 (два)
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде; осуществление соответствующих практических действий
Недостаточно точное выполнение приемов работ и контроля качества выполняемых операций; недостаточное умение осуществлять самоконтроль за выполняемыми действиями; нарушения требований технических нормативных правовых актов, технической документации; невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера
3 (три)
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения); осуществление умственных и практических действий по образцу
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение важнейших требований технических нормативных правовых актов, технической документации; незначительное невыполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера
4 (четыре)
Недостаточное осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие единичных существенных ошибок
Недостаточное владение приемами работ и контроля качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий с помощью мастера; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных существенных ошибок, исправляемых при непосредственной помощи мастера
5 (пять)
Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений); применение знаний в знакомой ситуации по образцу; наличие несущественных ошибок
Достаточно самостоятельное выполнение работ и контроля качества выполняемых операций с помощью мастера; самоконтроль за выполняемыми действиями; выполнение основных требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера
6 (шесть)
Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний); наличие несущественных ошибок
Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций и самоконтроль с помощью мастера в отдельных случаях; выполнение большинства требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны отдельные несущественные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера
7 (семь)
Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное
Самостоятельное выполнение работ; контроль качества выполняемых операций с помощью мастера в единичных случаях; самоконтроль за выполнением действий; выполнение требований технических нормативных правовых актов; технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; возможны единичные незначительные ошибки, устраняемые при дополнительных вопросах мастера выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок
8 (восемь)
Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок
Достаточно уверенное и точное владение приемами работ; контроль качества выполняемых операций с незначительной помощью мастера; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие отдельных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся
9 (девять)
Полное, прочное, глубокое системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способов решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий)
Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации, выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности; наличие единичных несущественных ошибок, самостоятельно устраняемых учащимся
10 (десять)
Свободное оперирование программным учебным материалом; применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий)
Уверенное и точное владение приемами работ различной степени сложности в знакомой или незнакомой ситуации, перенос знаний и умений выполнения различных технологических операций в новую ситуацию; контроль качества выполняемых операций; самоконтроль за выполнением действий; выполнение в полном объеме требований технических нормативных правовых актов, технической документации; выполнение норм выработки; соблюдение требований охраны труда и пожарной безопасности.