программа по сольфеджио 3 года обучения
Программа по сольфеджио в ДШИ 3 года обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
Октябрьского района Курской области
по учебному предмету «Сольфеджио»
программы в области музыкального
искусства «Хоровое пение»
Срок реализации – 3 года
Методическим советом Образовательного учреждения
Протокол № __ от «__» ___________ 20___г.
Директор МКОУ ДО «ДШИ» Маслова В.С.
Приказ № __ от ______20___г.
Разработчик: преподаватели Ефанова М.В., Антонова Е.В.
Важнейшим фактором для развития и успешной учебы детей, является эмоциональная атмосфера урока, контакт преподавателя с обучающимся (демонстрация поддержки, теплоты и дружелюбия).
Тяга к положительным эмоциям является жизненной необходимостью любой нормальной психики. Реакция удовлетворения, которая возникает у обучающихся, создает не просто творческую обстановку на уроке, но и атмосферу радости, способствующую усвоению программы совершенно свободно и естественно.
Сеть музыкальных школ охватывает огромное количество детей желающих получить музыкальное образование, но музыкальные данные обучающихся не одинаковы: встречаются дети с весьма посредственными музыкальными данными. Психологи утверждают, что способности человека развиваются в его деятельности, у одних – быстрее, у других – медленнее, в процессе систематического педагогического воздействия.
Содержание данной рабочей программы направлено на воспитание у обучающихся любви к музыке (в том числе Курского края), творчеству композиторов, что воспитывает интонационный слух, активизирует процесс познания, развивает их музыкальные данные ( слух, память, ритм ), знакомит с теоретическими основами музыкального искусства, помогает выявлению и развитию творческих задатков обучающихся.
— целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для практических навыков;
— воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых закономерностей организации музыкального языка;
— формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при исполнении музыкального материала. В творческих формах музицирования;
— выработка у обучающихся слуховых представлений.
В работе над реализацией выше изложенных задач, используются следующие формы и методы:
— пение вокально-интонационных упражнений на основе внутриладовых тяготений;
— сольфеджирование музыкальных примеров в одноголосном изложении, в том числе и с листа;
— интонирование изучаемых аккордов и интервалов в ладу и вне лада;
— слуховой анализ музыкальных примеров и элементов музыкального языка;
— метроритмические упражнения (индивидуально и в ансамбле);
— различные виды творческих работ: досочинение ответной фразы, досочинение ритмических рисунков;
— наглядный (использование пособий «Музыкальное лото», дидактические карточки, ритмо-карточки, таблицы аккордов);
— научный метод (использование тестов, таблиц, карточек индивидуального опроса).
Отличительные особенности программы:
Данная дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Хоровое пение» по учебному предмету «Сольфеджио» является адаптированной к условиям ДШИ поселка Прямицыно Октябрьского района Курской области, и ориентированной на контингент обучающихся и особенности образовательного процесса данной музыкальной школы.
Дополнительная общеразвивающая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и раздело предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Сроки реализации программы:
Возраст детей, участвующих в реализации данной рабочей программы с 7 до 15 лет. Продолжительность учебного процесса 3 года.
В соответствии с учебным планом, на предмет «Сольфеджио» отводится 33 часа в год, из расчета – 1 час в неделю. Максимальная учебная нагрузка 99 часов.
Внеаудиторная самостоятельная работа может быть использована обучающимися на выполнение домашних заданий, просмотра видеоматериала в области искусств, посещение учреждений культуры, участие в творческих мероприятиях, проводимых образовательной организацией.
Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая (4-10 чел.).
Курс сольфеджио включает в себя следующие разделы:
— сольфеджирование и чтение с листа;
— воспитание чувства метроритма;
— воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
— воспитание творческих навыков;
Теоретические знания, полученные обучающимися в процессе занятий должны быть связанны с практическими навыками. Знания теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления обучающихся, вырабатывает сознательное отношение к изучаемым музыкальным явлениям.
Но любое явление в музыке не может быть осмыслено вне связи с его конкретным звуковым выражением. Поэтому одной из важнейших задач преподавателя по сольфеджио является выработка у обучающихся слуховых представлений. Вся теоретическая работа опирается на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в процессе обучения музыке. Они необходимы для успешной исполнительской практике обучающегося, а также для дальнейшей деятельности музыканта-профессионала, так и любителя.
Необходимость освоения обучающимися сложного комплекса занятий и приобретение ими целого ряда навыков, определенных программой по сольфеджио, требует от преподавателя высокого педагогического мастерства, творческой инициативы, любви к своей работе.
Большую роль играет планирование учебного процесса в целом, а также тщательная подготовка каждого урока, подбор музыкального материала.
Примерные формы проведения уроков:
Наряду с традиционными формами проведения урока, программой предусматривается проведение новых форм:
— открытые уроки с присутствием родителей;
— зачет по накопленным знаниям.
Участие детей в таких уроках помогает закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.
Формы и виды домашних заданий и самостоятельной работы:
Домашнее задание на закрепление пройденного в классе материала должно быть небольшим по объему и доступным по трудности.
— задание на сольфеджирование;
— пение интонационных упражнений;
— выполнение ритмических упражнений;
— досочинение ответной фразы;
— досочинение ритмического рисунка;
— конструирование ритмических моделей;
— анализ произведений (в том числе исполняемых в классе на инструменте).
Примерные условия реализации данной программы:
— наличие учебных групп (не менее 4 человек);
— наличие учебных пособий для обучающихся, методической литературы;
— наличие дидактического раздаточного материала;
— осуществление тесной связи с преподавателями по специальности
и хоровому классу, музыкальной литературе;
— соблюдение межпредметных связей;
— сотрудничество разных учебных заведений, обмен опытом;
— активный поиск новых форм и методов преподавания сольфеджио, самообразование преподавателей.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Сольфеджио – дисциплина практическая, предполагающая в первую очередь наличие ряда практических навыков. По окончании ДШИ обучающийся должен иметь сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знание музыкальных стилей, способствующих творческой деятельности.
— первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;
— умение сольфеджировать одноголосные музыкальные примеры;
— умение записывать несложные построения с использованием навыков слухового анализа;
— определять на слух лады, ступени, интервалы, аккорды;
— умение осуществлять анализ музыкального языка;
— умение импровизировать на заданные ритмические построения;
— развитые вокально-интонационные навыки;
— навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т. п.).
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Одной из необходимых форм работы на уроках сольфеджио являются вокально-интонационные упражнения (пение гамм, интервалов, аккордов, секвенций, различных мелодических оборотов и т. д. ). Они помогают развитию музыкального слуха (ладового, гармонического, внутреннего ), а также воспитанию практических навыков пения с листа, записи мелодий и анализа на слух.
Вокально-интонационные упражнения дают возможность закрепить практически те теоретические сведения, которые обучающиеся получают на уроках сольфеджио.
При работе над интонационными упражнениями преподаватель должен внимательно следить за качеством пения (чистота интонации, строя, свободное дыхание, умение петь распевно, легато ). Как и при сольфеджировании большую роль играет тональная настройка.
На начальном этапе обучения рекомендуется петь интонационные упражнения хором или группами и лишь затем переходить к индивидуальному исполнению. Интонационные упражнения в начале выполняются в умеренном темпе в свободном ритме и по руке преподавателя. В дальнейшем интонационные упражнения следует оформлять ритмически. Упражнения следует давать как в ладу, так и от заданного звука. К ладовым интонационным упражнениям относится пение гамм (мажорных, минорных), отдельных ступеней лада в разбивку и составленных из них мелодических оборотов.
Для большей наглядности при осознании и восприятии ступеней лада можно использовать элементы существующих современных систем начального музыкального образования, как, например, показ ступеней ручными знаками.
Параллельно с ладовыми упражнениями следует систематически заниматься пением пройденных интервалов и аккордов (в мелодическом и гармоническом виде) от заданного звука.
Вокально-интонационные упражнения чаще всего используют в начале урока, при распевании или перед сольфеджированием.
Сольфеджирование и пение с листа.
Сольфеджирование является основной формой работы в классе сольфеджио. При сольфеджировании вырабатываются правильные певческие навыки, интонационная точность, сознательное отношение к музыкальному тексту, воспитывается чувство лада.
Работа в этом направлении должна вестись в течение всех лет обучения. При сольфеджировании следует добиваться чистого, стройного, выразительного пения по нотам. При этом преподаватель должен обращать внимание на правильность четкость дирижерского жеста обучающегося. С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, фразировкой, посадкой обучающихся при пении.
Преподаватель должен ориентироваться на голосовой диапазон обучающихся младших классов («до»- первой октавы – «ми»-второй октавы). Следует систематически работать над расширением диапазона, не перегружая голосовой аппарат.
На уроках должно преобладать пение без сопровождения, не рекомендуется дублировать исполняемую мелодию на фортепиано. В некоторых случаях, при трудных интонационных оборотах при потере лада, можно поддержать пение обучающегося гармоническим сопровождением. Однако, наряду с пением без сопровождения необходимо использовать (особенно в младших классах) пение песен с текстовым и фортепианным сопровождением.
Пение с листа – один из важнейших практических навыков. Навык пения с листа вырабатывается постепенно и требует к началу момента работы наличие у обучающегося значительного слухового опыта, ощущения метроритма, знакомство с правилами группировки длительностей, умения петь без сопровождения инструмента, знания нот и нотной записи. Определяющим моментом при этом является ориентация в ладу, способность чувствовать ладовые обороты, удерживать лад, тональность.
В процессе работы особое внимание следует уделять развитию внутреннего слуха (научить обучающихся мысленно представить себе написанную мелодию, свободно ориентироваться в ней).
При развитии навыка пения с листа следует добиваться осмысленного и выразительного пения. Нельзя допускать механического пения от ноты к ноте, следует обучать ученика все время смотреть по нотному тексту как бы вперед и петь без остановок, не теряя ощущения конкретной тональности.
Перед началом пения исполняемый пример необходимо разобрать, проанализировать. В младших классах обучающиеся делают это совместно с преподавателем. Анализу должны подвергаться структурные, ладовые, метроритмические и другие особенности примера. В качестве подготовительного упражнения можно использовать прием сольмизации (проговаривание названий звуков в ритме).
При пении с листа очень важна предварительная настройка в данной тональности. Примерная форма настройки: преподаватель играет ладовую настройку, утверждающую данную тональность.
Музыкальные примеры пения с листа должны быть легче разучиваемых в классе. В них должны преобладать знакомые обучающимся мелодические и ритмические обороты.
Как сольфеджирование примеров, так и пение с листа в младших классах следует проводить большей частью коллективно, группами и лишь в дальнейшем переходить к индивидуальному пению.
Важным и полезным приемом в работе является транспонирование мелодий в другие тональности, а также транспонирование с листа знакомых мелодий.
Воспитание чувства метроритма.
Воспитание чувства метроритма столь же необходимо, как и развитие ладово-интонационных навыков.
Возможности для развития чувства метроритма имеются в каждом виде работы (сольфеджирование, диктант, слуховой анализ и др.), но для более успешного, эффективного результата необходимо иногда вычленять и отдельно прорабатывать, осмысливать метроритмические соотношения в изучаемых произведения, а также применять специальные ритмические упражнения.
При подборе первоначальных ритмических упражнений следует опираться на то, что восприятие ритма, особенно у детей, связано с двигательной реакцией. Именно с этим движениями ассоциируются представления детей о длительностях (четверть – «шаг», восьмые-«бег»).
Можно рекомендовать целый ряд ритмических упражнений: простукивание ритмического рисунка знакомой песни, мелодии; повторное простукивание (хлопками, карандашом) ритмического рисунка, исполненного преподавателем; простукивание ритмического рисунка записанного на доске; специальных карточках, по нотной записи; проговаривание ритмического рисунка слогами с тактирование или без него; ритмическое остинато; чтение и воспроизведение несложных ритмических партитур; ритмические диктанты.
Все упражнения предлагаются в разных темпах и размерах. Преподаватель может и сам составлять варианты таких упражнений и придумывать новые. Необходимо помнить, что каждая ритмическая фигура, оборот должны быть прежде всего приняты эмоционально, затем практически проработаны и лишь затем теоретически обоснованы.
Большую роль в работе над развитием чувства метроритма играет дирижирование. Дирижирование по схеме на начальном этапе представляет для обучающегося значительную трудность. Поэтому его можно заменить любым другим движением, отмечающим равномерную пульсацию доли, например, тактированием. Постепенно при этом выделяется сильная доля, а затем определяется и отрабатывается схема жестов.
Вначале лучше работать над дирижерским жестом при пении знакомых мелодий, песенок, упражнений.
Слуховой анализ в курсе сольфеджио наряду с пением, является основной формой работы над развитием музыкального слуха обучающегося. Музыкальное восприятие создает необходимую слуховую базу для изучения и осознания разнообразных музыкальных явлений и понятий. Оно тесно связано с остальными формами работы (интонационными упражнениями, пением с листа, творческой работай, диктантом).
Систематическая работа по анализу на слух дает возможность обучающемуся накопить внутренние слуховые представления, развивает музыкальную память, мышление. Особое значение она имеет в развитии гармонического слуха. Наконец, анализ на слух связывает сольфеджио с музыкальной практикой обучающихся, помогает им в разборе и исполнении произведений на инструменте.
Задачей анализа на слух является слуховая проработка (определение на слух и осознание) элементов музыкального языка. Анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм, отдельных ступеней лада, мелодических оборотов, ритмических оборотов, интервалов в мелодическом и гармоническом звучании, аккордов и их обращений.
Следует помнить, что этот раздел работы, несмотря на свое значение, не должен превалировать на уроках сольфеджио, а определение на слух интервалов и аккордов не может быть целью.
Диктант является одной из сложных форм работы в курсе сольфеджио. Он развивает музыкальную память обучающихся, способствует осознанному восприятию мелодии и других элементов музыкальной речи, учит записывать услышанное.
В работе над диктантом синтезируются все знания и навыки обучающихся, определяется уровень их слухового развития. Поэтому не следует торопиться с введением этой формы работы, а некоторое время (в зависимости от продвинутости группы) заниматься лишь подготовительными упражнениями.
Формы диктанта могут быть различными.
Нужно широко применять форму устного диктанта, который помогает осознанному восприятию обучающимися отдельных трудностей мелодии, развивает музыкальную память.
Возможны и другие формы диктанта:
— фотодиктант (проанализировав незнакомую мелодию, записанную на доске, записать по памяти) и др.
Очень важным моментом в работе над диктантом является его проверка, фиксация и разбор ошибок. Формы проверки могут быть различными (преподаватель проверяет тетради, обучающиеся проверяют тетради друг у друга, класс поет диктант с название звуков и дирижированием и т.д.).
Дома можно выучить диктант наизусть, транспонировать, подбирать на инструменте.
Воспитание творческих навыков.
Развитие творческих навыков в процессе обучения играет огромную роль. Оно способствует более эмоциональному и вместе с тем осмысленному отношению обучающихся к музыке, раскрывает индивидуальные творческие возможности каждого из них, вызывает интерес к предмету, что является необходимой предпосылкой для успешного его освоения, помогает в исполнительской практике.
Поскольку творчество ребенка связано с самостоятельными действиями, он психологически раскрепощается, становится смелее при выполнении практических музыкальных заданий, учится принимать быстрые решения, аналитически мыслить.
Творческие упражнения на уроках сольфеджио активируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, а также развивают слух и наблюдательность.
Одним из обязательных условий творческой работы, особенно на начальном этапе, является ведущая роль эмоционального начала. Вместе с тем, упражнения необходимо связывать
с основными разделами курса. Цель этих упражнений – не только развивать у обучающихся творческие навыки, но и помогать им в приобретении основных навыков – пении с листа, записи диктанта, определении на слух. Творческие упражнения закрепляют теоретические знания. Творческие задания должны быть доступны обучающимся.
Творческую работу можно начинать с первого класса, но лишь после того, как у детей накопится хотя бы небольшой запас музыкально-слуховых впечатлений. Основным видом творчества является импровизация:
— допевание ответной фразы;
— досочинение ритмического рисунка;
Творческие задания могут быть как классными, так и домашними, с условием обязательной проверки или обсуждения работ всем классом.
Этот раздел содержит перечень необходимых знания по музыкальной грамоте и элементарной теории музыки.
В каждом последующем классе излагается новый материал, который может быть освоен при условии повторения и закрепления ранее пройденного.
Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся. Это особенно относится к обучающимся в младших классов, где каждому теоретическому обобщению должна предшествовать слуховая подготовка на соответствующем музыкальном материале.
Большую пользу для усвоения теоретического материала, свободной ориентировки в тональностях приносит проигрывание всех пройденных элементов музыкального языка (интервалы, аккорды, гаммы, мелодические и гармонические обороты и т.д.) на фортепиано.
Обучающиеся на уроках сольфеджио исполняют, записывают, анализируют музыкальные произведения и их отрывки, поэтому необходимо познакомить их с основными музыкальными терминами, обозначениями темпов, динамических оттенков, характера исполнения. Это делается на протяжении всех лет обучения, а окончательно закрепляется в 8 классе.
Программа по учебному предмету ПО.02.УП.02. «Игровое сольфеджио» Раннее Эстетическое Развитие дошкольников (срок реализации 3 года)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
«Холмский городской округ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»,
«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ»,
Предметная область ПО.02.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
Программа по учебному предмету ПО.02.УП.02.
Раннее Эстетическое Развитие дошкольников
(срок реализации 3 года)
Методическим советом ДШИ
Программа учебного предмета «Игровое сольфеджио» разработана на основе программы Таран М.М. 2000 года «Программа учебного предмета «Сольфеджио» для дошкольников». Эта программа легла в основу как развивающая программа по предмету «Игровое сольфеджио» в области музыкального искусства для Раннего Эстетического Развития для дошкольников. Она необходима для подготовки детей для поступления в ДШИ отделений «Фортепиано», «Народные инструменты», «Сольное пение», «Синтезатор», «Скрипка» со сроком реализации 3 года.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» Муниципального образования
«Холмский городской округ»
Краснянская ОВ. – заместитель директора школы по учебной работе
Содержание программы учебного предмета
I . Пояснительная записка
— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
— Срок реализации учебного предмета;
— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
— Форма проведения учебных аудиторных занятий;
— Цель и задачи учебного предмета;
— Обоснование структуры программы учебного предмета;
— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II . Содержание учебного предмета
— У чебно-тематический план;
III . Формы и методы контроля, система оценок
— Контрольные требования при поступлении;
V . Методическое обеспечение учебного процесса
— Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;
— Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI . Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Программа учебного предмета «Игровое сольфеджио» разработана на основе авторской программы Таран М.М. 2002 года «Программа учебного предмета «Сольфеджио» для дошкольников». Эта программа легла в основу как развивающая программа по предмету «Игровое сольфеджио» в области музыкального искусства для Раннего Эстетического Развития для дошкольников. Она необходима для подготовки детей к поступлению в ДШИ на отделения: «Фортепиано», «Народные инструменты», «Сольное пение», «Синтезатор», «Скрипка» со сроком реализации 3 года.
2. Срок реализации учебного предмета «Игровое сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с четырёх лет, составляет 3года.
Срок реализации учебного предмета «Игровое сольфеджио» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с пяти лет, составляет 2 года.
Нормативный срок обучения – 3 года
Вид учебной работы
Для обучающихся 1-3 классов занятия по предмету «Игровое сольфеджио» предусмотрены 1 раз в неделю по 2 урока (длительность 1 урока 30 минут с 10 минутной переменой). Затраты учебного времени на самостоятельную работу составляют 2 часа в неделю (длительность 1 урока 30 минут).
Максимальная нагрузка на учащегося составляет 324 часов по 30 минут. Из них на аудиторные занятия приходится 162 часа, на самостоятельную работу 162 часа.
Цель: развитие музыкальных способностей учащихся, на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также помощь в исполнительской практике на инструменте.
формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, владение профессиональной музыкальной терминологией;
формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом.
развитие речи и кругозора
6.Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Реализация программы учебного предмета «Игровое сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к нотным фондам.
Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектовывается печатными или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по учебному предмету «Игровое сольфеджио», а также изданиями музыкальных произведений. Для обучения по данной развивающей программе, необходимы: Домагацкая «Прописи для малышей», альбом для рисования, нотная тетрадь, которые каждый учащийся приобретает сам.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Игровое сольфеджио», должны быть оснащены пианино или роялями. Необходимо и звукотехническое оборудование. Класс должен быть наполнен учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлен наглядными пособиями.
Занятия должны проходить в большом, просторном классе.
Оформление класса: фортепиано, цифровой клавишный синтезатор, металлическая доска с нотным станом и нотками на магнитах, цветные мелки, музыкальный центр.
Необходим уголок для шумовых инструментов с наборами шумовых инструментов: 15 бубнов, 15 музыкальных молоточков, 15 маракасов, несколько флейт, гармоника, металлофоны, ксилофоны, несколько барабанов, 10-15 музыкальных молоточков.
Сундучок с кукольным театром, резиновые игрушки для упражнений, игрушки для сюрпризных моментов, музыкальные шкатулки.
Для родителей, которые присутствуют на уроках: тетрадь – конспект и ручка. Родители садятся за столы, которые для удобства восприятия должны быть расположены буквой «П», а малыши усаживаются на лавочки внутри этой буквы. Лавочки можно располагать по-разному, в зависимости от тематики урока или определённой игры.
Дидактический материал хранится в коробках с названиями: «Ритмические рисунки», «Динамика», «Музыкальные жанры», «Гласные и согласные», «Интервалы», «Солнышки и тучки», «Мажор и минор», «Ритмическое лото в 2\4», «Ритмическое лото в 3\4», «Ритмическое лото в 4\4», «Читай ноты», «Собери картинку», «Разрезная азбука», «Цветы», «Животные», «Птицы» «Времена года», «Одежда», «Посуда», «Продукты», «Музыкальные знаки», «Музыкальные ребусы».
II. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Основы музыкальной грамоты» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на изучение основ музыкальной грамоты, на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, являются необходимыми для успешного овладения учениками другими учебными предметами (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, оркестровый класс и другие) при поступлении в ДШИ.
Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирования, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
Срок обучения 3 года
Примерные календарные планы. 1-3 классы.
Наименование раздела, темы
Вид учебного занятия
Общий объем времени (в часах)
Максимальная учебная нагрузка
Название инструмента. Клавиатура. Клавиши белые и чёрные.
Длинные и короткие звуки. Обозначение их слогами: ТА-ТИ.
Буквы-звуки: а-о-у-е; м-п-б. Изображение их рисунком и хлопками.
Счёт пальцев, их название, понятие цифра и пропись цифр.
Знакомство с гласными и согласными буквами. Изображением их красным и синим цветом.
Понятие: реприза. Запись и чтение ритмических рисунков с репризой.
Понятие паузы. Запись и чтение ритмических рисунков с паузами.
Понятие: вступление и заключение, куплет. Дуэт рук – акколада. Чтение ритмических рисунков с акколадой.
Виды ритмов: совпадение, дробление, смешанный, сложение.
Знакомство с понятиями: нотный стан, скрипичный ключ, ноты на линейках, между линейками, под и над линейками, тактовая черта, такты, их счёт.
Повторение пройденного материала.
Повторение пройденного материала.
Повторение пройденного материала.
Повторение пройденного материала: мажор и минор, акколада.
Звук: До1октавы и 2 октавы. Расположение на клавиатуре и на нотном стане.
Повторение пройденного: мажор и минор, размер 2\4, запись ритмического рисунка. Длительности: четверть и восьмая.
Звонкие и глухие согласные. Звук: Соль. Расположение на клавиатуре и на нотном стане.
Повторение пройденного материала: паузы.
Понятие времени: часы и цифры.
Повторение пройденного материала: виды ритмов. Запись ритмического рисунка слов.
Половинная длительность – ритм сложение.
Звук: РЕ-МИ-ФА. Расположение на клавиатуре и на нотном стане.
Движение мелодии вниз.
Длительности нот: целая, половинная, четверть, восьмая.
Понятия: крещендо и диминуэндо. Динамический план произведения.
Понятие: диез и бемоль.
Правописание диеза и бемоля на нотном стане.
Понятие гаммы До мажор.
Размер 3\4. Длительность половинная с точкой.
Движение мелодии через звук (по трезвучию). Музыкальные ребусы.
Консонансы и диссонансы.
Повторение песен. Цезура, музыкальная фраза.
Математика: понятие слева, справа, вверху, внизу, посредине
Играем в слова: детали букв.
Пишу буквы: слова на букву «Бб»
Играем в слова: начальная буква картинки.
Пение звуков: по 1, по 2, по3.
Пишу буквы: слова на букву «Аа»
Играем в слова: начальная буква картинки.
Пение звуков: по 1, по 2, по3.
Повторение длительностей и их счёта.
Звукоряд в ритме совпадения.
Пишу буквы : правописание буквы «Бб».
Математика: понятие впереди, сзади, за, перед.
Играем в слова: найти одинаковые буквы.
Пение звуков: по 1, по 2, по3.
Звукоряд в смешанном ритме.
Пишу буквы : правописание буквы «Вв-Гг».
Математика: знакомство с цифрой 3.
Играем в слова: буквы «а-у» в словах.
Звукоряд в смешанном ритме.
Пишу буквы : правописание буквы «Вв-Гг».
Математика: состав цифры 3.
Играем в слова: буквы «ы-и» в словах.
Звукоряд в ритме дробления. Логика: противоположное значение слов.
Пишу буквы: правописание буквы «Дд-Ее-Ёё».
Математика: состав цифры 4.
Играем в слова: собери буквы в слова.
Разучивание песни «Дед Мороз».
Пишу буквы: правописание буквы «Жж-Зз».
Математика: повторение состава цифр 3- 4.
Играем в слова: сосчитай гласные и согласные буквы в словах.
Повторение песен «Дед Мороз», «Ладушки-ладошки».
Пишу буквы: правописание буквы «И-Й-Кк».
Математика: знакомство с цифрой 5.
Играем в слова: беглое чтение слов.
Повторение песен «Дед Мороз».
Пишу буквы: правописание буквы «Лл-Мм».
Математика: состав цифр 4- 5.
Играем в слова: беглое чтение слов
Разучивание песни «Утреннее приключение».
Пишу буквы: слова на «Нн-Оо».
Математика: состав цифры6.
Играем в слова: составить 5 предложение со словами.
Разучивание песни «Утреннее приключение».
Пишу буквы: правописание буквы «Нн-Оо».
решение задач на «6-«
Играем в слова: составить 5 предложение со словами.
Опрос песни «Утреннее приключение».
Пишу буквы: правописание буквы «Пп-Рр».
решение задач на «6»
Играем в слова: напечатать слова у картинок
Разучивание песни «На морозе».
Пишу буквы: слова на «Пп-Рр».
решение задач на «7»
Играем в слова: напечатать слова из предложенных букв.
Повторение песни «На льду».
Пишу буквы: слова на «Пп-Рр».
решение задач на «7»
Играем в слова: составь из слогов слова
Повторение песни «На льду» от разных звуков. Пишу буквы: слова на «Уу-Фф».
решение задач на «7»
Играем в слова: составь из слогов «ча-ща» слова
Разучивание песни «Голубые санки».
Пишу буквы: слова на «Уу-Фф».
Играем в слова: составь предложения.
Разучивание песни «Голубые санки»-нотами.
Пишу буквы: слова на «Уу-Фф».
Играем в слова: выразить суммой гласные и согласные.
Разучивание песни «Голубые санки»- игра нотами.
Пишу буквы: слова на «Чч-Шш».
Играем в слова: составить предложения.
Опрос песни «Голубые санки».
Пишу буквы: слова на «Чч-Шш».
Играем в слова: составить ребусы.
Разучивание упражнения «Воробьишка»
Пишу буквы: слова на «Щщ-ь-ъ».
Играем в слова: рассказы.
Разучивание упражнения «Воробьишка»
Пишу буквы: слова на «Ээ».
Играем в слова: рассказы.
Разучивание песни «Полька Карабас»
Пишу буквы: слова на «Юю».
Играем в слова: рассказы.
Разучивание песни «Полька Карабас» нотами.
Пишу буквы: слова на «Яя».
Играем в слова: профессии
Подготовка к экзаменационному прослушиванию.
по формам работы на уроках «Игрового сольфеджио»
Начинать работу необходимо с проработки дыхания : ртом, носом, глубоко, поверхностно, с активным выдохом.
В этом возрасте ребёнок начинает знакомиться с буквами, поэтому хорошим помощником в выработке начальных навыков играет работа над правильной артикуляцией гласных и согласных звуков. Проговаривая гласные друг за другом, он уже почти пропевает их, неосознанно возникает тенденция плавных переходов, экономного расходования дыхания, так важных при пении. Деление букв на гласные и согласные можно ассоциировать с длинными и короткими звуками (гласные – это четвертные, согласные – восьмые). Полезны упражнения, дающие сопоставление звонких и глухих согласных, их можно сочетать с музыкальными понятиями: форте и пиано.
Овладение приёмами интонирования может быть произвольным и непроизвольным. Произвольное интонирование – это способ, опирающийся на комплексные упражнения, направленные на сознательное овладение ребёнком собственного голосового аппарата, на умение управлять им. Непроизвольное интонирование – это интуитивное подстраивание, приспособление голосового аппарата к звукам из вне. В качестве практического материала к овладению произвольным интонированием я предлагаю групповое пропевание детьми песен, содержащие остинатные мотивы в удобной тесситуре. Непроизвольное интонирование связываю с попыткой пения песен с широким диапазоном в чистую октаву, интересных мелодии и содержанию.
В последующем обучении хороший результат дают приёмы относительной методики с использованием руки и направления движения мелодии, постепенное введение ступеней мелодии. Таким образом, ступень мелодии воспринимается как триединство_ звук (слышу), рука (показываю), голос(пою). Система ступенек позволяет в «донотный» период заниматься элементами музыкальной грамоты, включать элементы игры в трудный процесс ладоинтонирования.
Работа над метроритмом
Определить временные границы явления ребёнку очень сложно. Следовательно, должно действовать следующее правило: в подаче нового материала опираться на то. Что известно ребёнку, на образы внешнего мира, на зрительные впечатления, прибегая к самым различным сравнениям. Собака лает (ладоши отскакивают) – значит, звуки короткие, кошка мяукает (ладоши прилипают) – значит, звуки длинные.
Одновременно проводится работа над делением слов на слоги, над осознанием ударных и безударных слогов (ударный слог в слове один – это длинный звук, а безударных может быть несколько – это короткие звуки). Затем предлагаются небольшие поговорки, стихи – проходит их анализ и запись ритмического рисунка с помощью коротких и длинных палочек (короткие звуки объединяются в пары ребром, к каждой палочке рисуем бусинку-нотку). Полученные ритмические рисунки прочитываются ребёнком пальчиком то правой, то левой рукой, называя при этом ритмослоги: ТА-длинный звук, ТИ-ТИ – короткий звук. Паузы показываются раздвижением ладошек в разные стороны. Со временем даётся понятие акколады и ритмические рисунки прочитываются дуэтом рук сначала ритмослогами, а позже и со счётом (когда введено понятие размер такта).
На втором году обучения вводится игра «Ритмическое лото». Ребята получают готовые такты с ритмом в определённом размере. Игра проводится поэтапно:
1. Найдите карточку с определёнными длительностями
2.Найдите карточку, где сочетаются одна четверть и две восьмых
3. Прохлопайте ритм слова, посчитайте, сколько слогов в слове, сколько четвертных и восьмых, найдите этот ритм.
4.Прохлопайте ритм предложения, составьте ритмический рисунок, прочитайте его то левой, то правой рукой.
5.Первый и третий такты расположите вверху, а второй и четвёртый внизу, прочитайте теперь дуэтом рук
6.Определите какой ритм используется в слове: ритм совпадение, ритм дробление, смешанный ритм, ритм сложение.
Хороший эффект для восприятия метроритма даёт усиление контраста длительностей звуков тембрами различных ударных инструментов. Постепенное разучивание ритмической партитуры путём наслаивания, приводит к созданию шумового аккомпанемента к произведению. Рекомендую в работу вводить шумовой оркестр. Это масса эмоций, радость шума, чувство ансамбля.
Теоретическое понятие метра, конечно, не доступно пониманию детей этого возраста. Но слуховые и двигательные упражнения могут быть включены как один из приёмов метроритмического развития: маршируем под счёт 1,2,3,4 – значит размер 4\4: шаг с двумя приседаниями под счёт 1.2,3 – значит размер 3\4; пружинка или прыжки под счёт1,2 – значит размер 2\4.
Воспитание музыкального восприятия
При любой форме работы присутствует воспитание музыкального восприятия. Опора на сказку, фантазию, природу, животных – это та образная сфера, которая является естественной средой развития детей раннего возраста. Поэтому на первых же занятиях присутствует слуховой анализ звуков, даётся их характеристика: длинный, короткий, высокий, низкий, тяжёлый, лёгкий, тёмный, светлый, колючий, мягкий и т.д. Именно таким образом воспитывается восприятие более сложных моментов: темп, динамика, тембр. Направление движения мелодии, её настроение (мажор – минор), количество фраз, их качество. Основная форма работы при этом остаётся игра. Для контроля, я использую наборы всевозможных карточек: солнышко и тучка (мажор – минор), карточки – жанры с танцующими, марширующими и поющими человечками, магнитные доски с печатями и карандашами, наборы с гласными и согласными буквами, наборы ритмических рисунков, карточки с динамическими знаками, интервалы – картинки, интервалы – цифры, регистры: буквы «В-С-Н». Для суммирования понятий даю для прослушивания миниатюру и провожу беседу.
Присутствующие на уроках родители, ведут словарик, куда записывают новые слова и их значение, а дома выучивают правила с детьми. У каждого ребёнка имеются «Музыкальные прописи» автора И. Домогацкой и альбом для рисования. В классе дети работают на магнитных досках, а дома отрабатывают урок в прописях или в альбоме.
Практические навыки игры на фортепиано или на клавишном цифровом синтезаторе
Учащиеся занимаются за инструментом стоя. Преподаватель объясняет, что между инструментом и животом должно быть расстояние, что локти ребёнка должны быть впереди туловища, руки и локти над клавиатурой, палец ставится на середину клавиши. Становится ребёнок к инструменту с первого урока. Учится правильно ставить на клавиатуру 2 палец рук поочередно. Учится ориентироваться на клавиатуре по чёрным клавишам (считает их). При игре поёт со словами. Игра выученных песен дуэтом рук приёмом нон легато. Формы проигрывания произведения могут быть разными: пение со словами, пение нотами, пение ритмослогами, пение со счётом. Чтобы занятия проходили одновременно со всеми учащимися группы можно использовать настольные клавиатуры. Под контролем родителей ребёнок проигрывает пьесу на клавиатуре, одновременно слушая игру преподавателя или одного ученика.
III . Формы и методы контроля, система оценок
На каждом уроке преподаватель оценивает работу учащегося по трём критериям: 5 – отлично, 4 – хорошо, но не доработал и словесное пожелание – ещё поучись, спрошу позже. Ребёнок получает оценку, выполненную на компьютере на цветной бумаге (заодно закрепляется и знание цвета), а родители приклеивают оценки на альбом или на обложку музыкальных прописей.
Один раз в полугодии проводится филармония «Волшебный сундучок». На ней выступают учащиеся младших классов музыкальной школы, а ведущая вместе с Хрюшей, Степашей, Филей и Каркушей ведут диалог с детьми по какой-либо теме. На филармонии ребята суммируют полученные знания, с удовольствием отвечают на вопросы и даже сами выступают: поют песенки, аккомпанируют на ударных инструментах, рассказывают стихи, разгадывают загадки волшебного сундучка. Иногда филармония заменяется утренником (под Новый год, по желанию родителей). Но каждая встреча проходит в праздничной атмосфере в концертном зале, на сцене, а родители являются благодарными зрителями.
В конце года проводится отчётный концерт ДОП РЭР отделений «музыкального искусства» и «искусства хореографии», где учащиеся выступают в хоре, ансамбле или сольно.
Контрольные требования при поступлении
Главным же контролем полученных навыков является прослушивание детей при поступлении в музыкальную школу. Комиссия оценивает данные ребёнка по 4 параметрам: слух, ритм, память и общее развитие.
На экзаменационном прослушивании учащийся:
поёт песню под аккомпанемент преподавателя,
играет и поёт ранневыученную песенку самостоятельно,
Пропевает, предложенные преподавателем, попевки со словами и нотами,
прохлопывает ритмический рисунок предложенной музыкальной фразы,
прохлопывает и выбирает ритмический рисунок слова или словосочетания,
двигается под музыку,
отвечает на предложенные вопросы.
IV . Содержание предмета
Программа для трёхлетнего обучения
Звукоподражание голосам животных (га, гав, пи, мяу, бее, у). Приветствие детей преподавателем на разных звуках (хором и индивидуально). Разучивание песен на одном звуке с постепенным увеличением диапазона, пропевание их на нейтральный слог и со словами. Упражнения на дыхание (поверхностное, глубокое, медленное, активное). Игра «Мелодическое эхо». Упражнение на глиссандирование.
Понятие длинных и коротких звуков-хлопков: длинный звук произносится на слог «ТА» и ладоши прилипают, короткий звук произносится на слог «ТИ» и ладоши отскакивают друг от друга. Запись ритмического рисунка своего имени, животных, различных предметов, прибауток, поговорок, коротких стихов, текста песенок с помощью длинных и коротких палочек (к которым рисуем бусинку-нотку). Чтение ритмических рисунков пальчиком по рисунку, ладошкой по столу. Игры «Ритмическое эхо», «Кто лучше прочитает», «Ритмическое остинато» под музыку, ритмические импровизации под музыку.
Рисунки к содержанию песен, стихов, потешек. Предложенные эскизы в музыкальных прописях домыслить, дорисовать, раскрасить, нарисовать фон. Изображение-подражание движениям животных. Движение под музыку «как нравиться». Ритмические импровизации на шумовых инструментах.
Специального времени не требует. Дети выучивают специальные стихи под движение пальцев и в ритме этих стихов делают упражнения. Упражнения с резиновыми игрушками на нажатие по ним определённым пальчиком.
Развитие речи и кругозора
Проговаривание имён, названия животных. Знание цвета, понятие светлые и тёмные цвета. Знание музыкальных инструментов: фортепиано, металлофон, ксилофон, бубен, барабан, ложки, дудочка, маракас, баян, скрипка, треугольник, домра. Название пальцев, их счёт. Названия транспорта, Названия частей тела, рук, ног. Названия цветов, деревьев, птиц. Гласные буквы и согласные, слоги. Знание и запись цифр: 1,2,3,4.5. Времена года, название месяцев, приметы времён года.
Практические навыки игры на фортепиано или на клавишном цифровом синтезаторе
Становится ребёнок к инструменту с первого урока. Учится правильно ставить на клавиатуру 2 палец рук поочередно. Учится ориентироваться на клавиатуре по чёрным клавишам (считает их). При игре поёт песенки со словами. Играет выученные песенки дуэтом рук приёмом нон легато.
Понятие сильной и слабой доли. Ритмические упражнения на выделение сильной доли такта (ударом по столу или по коленям). Такт и тактовая черта. Размеры 2\4, 3\4, 4\4 и чередование в них долей. Длительности нот: целая, половинная, четвертная и восьмая. Паузы в ритмических рисунках и в песнях. Все варианты ритмических рисунков в простых размерах. Запись ритмического рисунка прибауток, поговорок, коротких стихов, текста песенок с помощью длинных и коротких палочек Чтение ритмических рисунков пальчиком по рисунку, ладошкой по столу, дуэтом рук. Игры «Ритмическое эхо», «Кто лучше прочитает», «Ритмическое остинато» под музыку, ритмические импровизации под музыку.
Длинные и короткие звуки, их количество. Игра «Ритмическое лото». Характера музыки: мягкая, тихая, плавная, грустная – значит минор, твёрдая, громкая, острая, бодрая, весёлая – значит мажор. Гласные и согласные, количество слогов в слове. Движение мелодии вверх и вниз. Определение регистра. Направления движения, динамики, повторности фраз, штрихов, количества фраз, появление диезов и бемолей. Интервалы и их качество: твёрдый средний, мягкий, узкий, широкий, консонанс и диссонанс. Игра «Динамический план произведения» (выкладывание карточек динамики).
Рисунки к содержанию песен, стихов, потешек. Предложенные эскизы в музыкальных прописях домыслить, дорисовать, раскрасить, нарисовать фон. Изображение-подражание движениям животных. Движение под музыку «как нравиться». Ритмические импровизации на шумовых инструментах.
Ритм, ритмический рисунок. Длительность звука и её счёт: целая, половинная четвертная, восьмая. Мелодия и аккомпанемент, вступление и заключение. Нотный стан, акколада, размер, счёт в размерах 2\4, 3\4, 4\4, сильные и слабые доли. Такт, тактовая черта. Расположение звуков на нотном стане. Паузы. Динамические знаки: форте, пиано, крещендо, диминуэндо. Диез и бемоль. Лига, цезура, фраза, повторность фраз, реприза. Интервалы. Консонансы и диссонансы.
Специального времени не требует. Дети выучивают специальные стихи под движение пальцев и в ритме этих стихов делают упражнения. Упражнения с резиновыми игрушками на нажатие по ним определённым пальчиком .
Развитие речи и кругозора
Проговаривание имён и отчеств. Названия диких и домашних животных и их значение в жизни человека. Знание оттенков цвета, понятие светлые и тёмные цвета. Знание музыкальных инструментов: фортепиано, металлофон, ксилофон, бубен, барабан, ложки, дудочка, маракас, баян, скрипка, треугольник, домра. Название пальцев, их счёт. Названия транспорта, Названия частей тела, рук, ног. Названия цветов, деревьев, птиц. Гласные буквы, звонкие и глухие согласные, шипящие согласные, количество слогов в слове. Знание и запись цифр: 1,2,3,4.5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Знание времени часов и чем занимается человек в это время. Времена года, название месяцев, приметы времён года. Составление рассказов по прослушанному произведению. Чтение звукорядов от разных звуков вверх и вниз. Название чёрных клавишей. Понятие деления целого на части. Интервал в жизни и в музыке. Решение и составление музыкальных ребусов.
Практические навыки игры на фортепиано или на клавишном цифровом синтезаторе
Учащиеся занимаются за инструментом стоя. Преподаватель объясняет, что между инструментом и животом должно быть расстояние, что локти ребёнка должны быть впереди туловища, руки и локти над клавиатурой, палец ставится на середину клавиши. Становится ребёнок к инструменту с первого урока. Учится правильно ставить на клавиатуру 2 палец рук поочередно. Учится ориентироваться на клавиатуре по чёрным клавишам (считает их). При игре поёт со словами. Игра выученных песен дуэтом рук приёмом нон легато. Подбор их от разных звуков. Игра песенок с диезами и бемолями.
Упражнения на дыхание. Артикуляционные упражнения. Приветствие детей преподавателем на одном звуке, на двух звуках, на трёх звуках, хором и индивидуально. Игра «Мелодическое эхо» со словесным текстом и нотами. Пение прибауток и песенок с постепенным расширением звукового объёма до чистой октавы. Звукоряд гаммы До мажор. Сольфеджирование простых мелодий. Выучивание их наизусть. Разучивание сложных песен с более сложными ритмами и исполнение хором и индивидуально.
Выкладывание ритмического рисунка прибауток, поговорок, коротких стихов, текста песенок с помощью карточек игры «Ритмическое лото». Чтение ритмических рисунков пальчиком по рисунку, ладошкой по столу. Игры «Ритмическое эхо», «Кто лучше прочитает ритм», «Ритмическое остинато» под музыку, ритмические импровизации под музыку. Чтение ритмических рисунков дуэтом рук. Движение под музыку.
Творческие и аналитические навыки
Рисунки к содержанию песен, стихов, потешек. Рисунки на изучаемые буквы. Работа с рабочими тетрадями «Пишу буквы», «Весёлая математика», «Играем в слова», где учащиеся раскрашивают картинки, пишут буквы, цифры, решают задачи. Движение под музыку «как нравиться». Ритмические импровизации на шумовых инструментах.
Раздел для подготовки к школе:
Пишу буквы, и играем в слова:
Знакомство со всеми буквами алфавита, их печатанием, придумываем слов на букву, анализ слов и печатание их, сравнивание букв, вставление букв в слова, решение ребусов, выучивание алфавита, анализ и печатание слов, значение слов, составление рассказа из предложенных слов, составление слов из предложенных букв.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
На синтезаторе задания выполняются тоже вместе с родителями, Алгоритм выполнения следующий:
встать перед инструментом
рассмотреть порядок чёрных и белых клавишей
поставить левую руку на 2 чёрные клавиши, а правую на 3 чёрные клавиши, по-очереди дотронуться до них несколько раз
сориентироваться на какие белые клавиши надо поставить пальчики
начать играть, называя нотки, потом ритмослоги, а потом только со словами
Родители занимаются своими делами, а малыш ещё несколько раз играет и пропевает песенку-упражнение по алгоритму.
VI . Список рекомендуемой учебно-методической литературы
1.Алексеева Л.Н. Учебник – тетрадь. Музыкальная азбука в 3 тетрадях. М.2005
2.Альтерман С. 40 уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет в 2 тетрадях. С.- П.2007
3.Владимирова А.А. Учебное пособие «Звуки и краски» для работы с подготовительными группами. Х.2006
4. Домагацкая И.Е. Музыкальные прописи «Учим малышей 3-5 лет». М.1993
5.Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио. Мы играем, сочиняем и поём. Учебник для дошкольников ДШИ. С. – П. 2010
6. Туркина Е. Котёнок на клавишах фортепиано, для самых маленьких в 3 частях. С. – П.2008
7. Владимирова А.А. Методические материалы для работы с подготовительными группами. Х.2006
8.Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки. М. Росман.2003
9. Домагацкая И.Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» из серии «авторские программы» М. Росман.2003
10.Запорожец А.В. Детская психология. М.1999
11. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М.2008
13.Комиссарова Л.Н., Костин Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М.2006
14.Кононова Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников. М.2005
15.Литвинова В.В. Играя – обучаю. Методическая разработка. Ю. – С. 2002
16. Москалькова И. Рейниги М. Уроки сольфеджио в дошкольных группах ДМШ.М. 2008
17. Орлова Т.М. Бекина С.Н. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей в 6-7 лет. М. 2009
17.Орф К. под редакцией Борембойма Л.А. Система детского музыкального воспитания. Л. Музыка, 1970
18. Тошилов Е. Морозова Т. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. М. 2004
19.Фомичёва М. Воспитание у детей правильного произношения. М.1989