проблемно поисковый метод обучения это
Вопрос №28 Проблемно-поисковые методы обучения
Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.
Проблемно-поисковые методы обучения очень эффективны для дистанционного обучения, ибо они достаточно часто применяются на практике с помощью наглядных, словесных и практических методов. В связи с этим принято говорить о методах проблемного изложения учебного материала, о проблемных и эвристических беседах, о применении наглядных методов проблемно-поискового типа, о проведении проблемно-поисковых практических работ исследовательского вида. По мнению И.Я. Лернера, этот вид методов включает в себя такие его частные случаи, как метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский методы обучения. Частными случаями проблемно-поискового метода являются предложенные М.И. Махмутовым бинарные методы: объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый. Все это как бы конкретные уровни проявления проблемно-поискового метода в широком его понимании, а также сочетания различных методов с постепенным нарастанием поискового элемента в учении.
Изложение учебного материала методом проблемного рассказа и проблемно построенной лекции предполагает, что преподаватель по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.
Одним из методов является проблемно-поисковая беседа. В ходе ее преподаватель ставит перед обучаемыми ряд последовательных и взаимосвязанных вопросов, отвечая на которые они должны высказывать какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем самым некоторое самостоятельное продвижение вперед в усвоении новых знаний.
Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях.
Проблемно-поисковые методы в дистанционном обучении применяются преимущественно с целью развития навыков творческой учебно-познавательно деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти методы в тех случаях, когда нужно добиться формирования понятий, законов и теорий в соответствующей области науки, а не сообщение фактической информации.
Статья «Проблемно-поисковые методы обучения на уроке»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проблемно-поисковые методы обучения на уроке.МОУСШ имени Героя Советского Союза Вербина Н. Н. г Сенгилей Учитель Лебедева Вера Васильевна
Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. В связи с этим принято говорить о методах проблемного изложения учебного материала, о проблемных и эвристических беседах, о применении наглядных методов проблемно-поискового типа, о проведении проблемно-поисковых практических работ исследовательского вида. Этот вид методов включает в себя метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, исследовательский методы обучения.
При использовании проблемно-поисковых методов обучения преподаватель использует такие приемы: создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Обучаемые, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о путях решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.
Проблемность в обучении начинается с особой конструкции проблемного вопроса.
— Сформулируйте проблемный вопрос, который относится к теме нашего занятия?
· Почему …? (Какова причина …?)
· Что изменилось бы, если бы …?
· Чем отличается … от …?
· Чем можно объяснить…?
· Какие условия необходимы, чтобы …?
· Какой вывод можно сделать?
· На каком основании сделан вывод?
Это вопросы, которые не только преподаватель задаёт ученику, но и ученик– преподавателю. Одна из задач проблемного обучения такова: обучающегося, хорошо отвечающего на вопросы преподавателя, поднять на следующую ступень, воспитав его человеком, желающим и умеющим спрашивать.
2. Методические приемы создания проблемных ситуаций:
— преподаватель подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
— сталкивает противоречия практической деятельности;
— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
— ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
— определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
— ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Использование педагогом проблемных заданий в учебном процессе позволяет создать условия для возбуждения интереса у учащихся к познанию, углубленного понимания ими фундаментальных вопросов темы – самостоятельной познавательной деятельности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках с проблемно-поисковым методом обучения
В условиях инновационного развития и модернизации российского образования исследовательская деятельность учащихся является одним из наиболее эффективных методов обучения. При проведении уроков учителя успешно используют в своей работе разные методы и формы обучения, которые способствуют развитию у учащихся самостоятельности, активности и творческих способностей. Это необходимо потому, что современные изменения, происходящие в обществе, требуют от каждого выпускника школы новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Задачи по формированию этих качеств возлагаются в первую очередь на школу. В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности.
Согласно стандарту второго поколения, цели и образовательные задачи представлены на личностном, литературном и предметном уровнях. В основу стандартов второго поколения положены новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления.
Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных не только снизить учебные перегрузки учеников, но и дать им навык самообразования на основе знания о системе наук.
К таким технологиям может быть отнесена и технология исследовательской деятельности школьников с использованием проблемно-поискового метода обучения. Когда учащиеся ставятся в ситуацию “первооткрывателей”, добывающих новые для них научные знания. Это возможно при такой организации учебного процесса, при котором для школьников создаются педагогические ситуации, требующие от них активного интеллектуально поиска, всесторонней логической оценки учебных задач, принятия обоснованного и взвешенного решения.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Проблемно-поисковый метод обучения часто используется при постановке учителем исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:
Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы “не мыслям надобно учить, а учить мыслить”.
Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Учитель выступает как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Учитель при проблемно-поисковом методе обучения должен смотреть на себя только как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он должен постоянно ставить перед классом такие задачи, которые заставили бы их, “шаг за шагом открывать, исследовать не исследованное, находить не найденное, понимать непонятное”.
В зависимости от индивидуальных качеств мышления учащихся на разных возрастных этапах учащихся, можно использовать различные приемы:
индуктивное умозаключение, которое связано с наблюдением, анализом, сравнением, выявлением общих закономерностей и их обобщением. При этом развиваются логические приемы мышления, активизируется познавательная деятельность учащихся;
Во время поиска ответов на поставленные вопросы учащиеся учатся самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, в результате чего происходит формирование прочных навыков самостоятельной работы.
Наряду с приемами организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, существует три уровня исследовательского обучения.
Например, при изучении математики учащимся предлагаются лабораторные и практические работы, которые носят исследовательский характер, например, когда учащиеся из опыта своих наблюдений делают выводы с последующим доказательством теорем, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Такие работы можно проводить при изучении многих тем, например, при изучении таких тем, как “Вписанные и центральные углы” (8 класс), “Сумма углов треугольника” (7 класс), “Некоторые свойства прямоугольных треугольников” (7 класс), “Теорема Пифагора” (8 класс) и др.
При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем, программой, учебником материал, а “добывать знания” самостоятельно.
В исследовательском обучении учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходами в решении проблем в процессе познания, направляемого в той или иной степени учителем.
Не маловажную роль для успешного развития творческих способностей учащихся и их активного участия в исследовательской деятельности играет отношение преподавателя к “открытиям” учеников.
Учителю необходимо создать такие условия, при которых учащиеся не будут бояться сделать ошибку. Они должны знать, что любое их умозаключение будет выслушано и рассмотрено. Это способствует развитию логического мышления, росту интеллектуальных возможностей и творческой активности учащихся, повышается качество знаний. Детям нравятся такие уроки, им нравится рассуждать, находить истину. У них повышается интерес к предмету.
Многие методические инновации учитывают применение активных форм и методов обучения. При правильной организации учебной работы все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, в активную познавательную деятельность.
Это стало возможно при использовании новых образовательных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно-информационная среда – учитель.
Таким образом, привлечение учащихся к исследовательской деятельности позволяет вооружить их методами познания, сформировать познавательную самостоятельность, в результате чего ученики, получая новые знания и овладевая конкретными умениями, учатся оценивать себя, осмысливать мир и себя в этом мире.
Статья «Теоретические основы проблемно-поисковых методов обучения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Теоретические основы проблемно-поисковых методов обучения
1 Характеристика проблемного обучения
Под методами обучения (дидактическими методами) понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Проблемное обучение это один из видов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности.
Проблемное обучение – это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. В этой связи усилия преподавателя должны быть направлены на развитие у обучающегося самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов её осуществления, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий, которые обогащают субъектный опыт обучающихся, обеспечивают их самостоятельную деятельность.
Для успешного применения проблемного обучения необходимы основные психологические условия: проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний, быть доступными для обучающихся, вызывать собственную познавательную деятельность и активность. Задания проблемного обучения должны быть таковыми, чтобы обучающийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
К достоинствам проблемного обучения можно отнести в ысокую самостоятельность обучающихся, формирование познавательного интереса и личностной мотивации обучающихся.
2 Исторические аспекты проблемного обучения
Технология проблемного обучения получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения), М.А. Данилова (построение процесса обучения), М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера (содержание и методы обучения), Н.А. Менчинской и Е.Н. Кабановой-Меллер (построение системы приёмов познавательной деятельности), Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения), В. В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания) и М.И. Махмутова (построение процесса обучения).
Выдвинув идею новой дидактической системы, Л.В. Занков представил её как сочетание новых дидактических принципов, построенных с учётом закономерностей соотношения обучения и развития (младших) школьников, доказав экспериментально.
Дальнейшее развитие новая дидактическая система получает в исследованиях В. В. Давыдова, который обосновал необходимость иметь новую структуру содержания учебного материала, построенную на основе сочетания формальной логики с логикой диалектической. В. В. Давыдов сформулировал ряд принципов построения учебных предметов и раскрыл диалектическую связь содержания и методов обучения.
3 Проблемная ситуация, как основа проблемного обучения
Важнейшей характеристикой неизвестного в проблемной ситуации является определенная степень обобщения. Поэтому и степень трудности проблемной ситуации характеризуется степенью обобщенности того неизвестного, которое должно быть в ней раскрыто.
Учащиеся усваивают более обобщенные знания при поиске неизвестного в проблемной ситуации потому, что столкновение с трудностью при выполнении конкретного задания, предложенного преподавателем, пробуждает интерес, желание найти ответ. Сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации, одним из главных ее компонентов.
В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяются возможности учащегося в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью наличных знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения задания. Только такое задание способствует созданию проблемной ситуации.
В психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное достигаемое знание или способ действия; познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности, и, интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Во-первых, систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет преподавателя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся в процессе обучения.
Во-вторых, для того чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо обнажить противоречие, это как правило, пробуждает у учащихся интерес, приводит в движение прежние знания, направляет на поиск неизвестного и тем самым активизирует мыслительную деятельность учащихся, давая учителю возможность управлять ею.
В-третьих, именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно заостренного учителем. Лишь осознав противоречие в результате анализа проблемной ситуации, учащиеся смогут принять сформированную учителем проблему, задачу или самостоятельно сформулировать её.
Таким образом, проблемная ситуация по своей психологической структуре, как и мышление, представляет довольно сложное явление, которое включает в себя не только предметно-содержательную сторону, но и мотивационную, личностную (потребности, возможности субъекта).
Проблемно-поисковый метод обучения математике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проблемно-поисковый метод обучения математике
Методы и технологии обучения, основанные на деятельностном подходе Проблемно-поисковый Исследовательский Метод учебных проектов Технология учебных мастерских Технология модульного обучения
Проблемно-поисковый метод – это такой подход к обучению, при котором ученик в процессе обучения поставлен в условия необходимости совершать открытие факта, закономерности или освоить новый способ познания, т. е. механизм приобретения новых знаний о реальной действительности. Иногда этот метод называют «обучением через открытие».
Модель организации учебного процесса основана на принципе проблемности. Проблема может быть связана с содержанием учебного материала или способом его развёртывания. Проблемный метод обучения обеспечивает организацию самостоятельной поисково-исследовательской деятельности учащихся, направленных на решение проблемных задач или проблемных заданий, в процессе которой развивается их исследовательская активность, формируются творческие умения.
Творчество учителя заключается в подборке системы задач, которые ориентированы на видение проблемы, перенос знаний и умений в новые ситуации, на комбинирование известных методов их решения, и при выполнении которых ученик должен «открыть» подлежащие усвоению новые знания и действия.
Процесс организации обучения включает последовательные действия учителя Создание значимой для ученика проблемной ситуации; Наполнение этой ситуации таким противоречием, чтобы учащиеся осознали это противоречие как важную проблему; Сформулировать исследовательскую или творческую задачу; Обсудить, совместно выработать или предложить пути её решения.
Три уровня технологии проблемного обучения На первом уровне учитель ставит проблему, указывает на конечный результат и направляет учащихся на самостоятельное решение. На втором уровне учитель ставит проблему, метод решения учащиеся ищут сами. На третьем уровне ученик должен сам увидеть проблему, сформулировать её, исследовать возможности и способы её решения.
Для решения проблемной задачи или проблемного задания используются продуктивные методы: Частично-поисковый Полностью поисковый Исследовательский
Основу проблемного обучения составляет проблемная ситуация – ситуация интеллектуального затруднения, создание которой предполагает такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого ученик должен «открыть» подлежащие усвоению новые знания и действия. Проблемную ситуацию завершают вопросом, заданием, призывом к поиску.
Проблема в учебном процессе определяется, как осознание учеником невозможности в данной ситуации разрешить возникшее затруднение или противоречие средствами наличного опыта или имеющихся в наличии знаний. Признаками учебной проблемы можно выделить отсутствие для её решения необходимых Знаний; Нужных умений (опыта); Осознание противоречий в ситуации.
Проблемная ситуация может быть создана при соблюдении следующих условий: Наличия проблемного вопроса, проблемной задачи, либо проблемного задания, которые направляют поисковую деятельность ученика по открытию нового знания или применения известного в новой ситуации; Появления необходимости выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном способе или условии действия (неизвестное знание, которое нужно добыть или усвоить); Наличия возможностей учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытие неизвестного (известные знания и сформированные умения, полученные ранее, на которые можно опереться).
Методические приёмы создания проблемных ситуаций
Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения. Тема «Координаты на прямой» (6 класс). Начертите горизонтальную прямую и отметьте на ней точку О (начало отсчёта). Выберите единичный отрезок и отложите его от начала отсчёта 1 раз, 2 раза, 3 раза и т.д. Откладывайте единичные отрезки и вправо и влево от точки О. Под каждой точкой подпишите соответствующее число. Чем неудобна эта шкала?
Учитель побуждает учащихся проводить аналогию с ранее изученным материалом. Тема «Геометрическая прогрессия» (9 класс) На доске выполнена таблица, в которой в левой части систематизировано всё изученное об арифметической прогрессии. Арифметическая прогрессия Геометрическая прогрессия (аn); a1=5, an+1=an+3 (bn); b1=5, bn+1=bn×3 a2-a1=…=an+1-an=d
Учитель сталкивает противоречия практической деятельности. Тема «Неравенство треугольника» (7 класс) Построить ΔАВС такой, чтобы а)АВ = 4см, ВС = 5см, АС = 6см; б)АВ = 2см, ВС = 3см, АС = 6см; в)АВ = 3см, ВС = 4см, АС = 7см; В ходе решения и последующем обсуждении учащиеся приходят к тому, что не всегда можно построить треугольник из трёх отрезков.
Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Тема «Смешанные числа» (5 класс). Учащимся задаётся вопрос: «Как разделить 5 яблок между тремя ребятами?». В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что это можно сделать двумя способами. Каждое яблоко разрезать на три части, и тогда каждый ребёнок получит по 5 частей. Можно каждому дать по целому яблоку, оставшиеся два разрезать на три части, тогда каждый ребёнок получит по одной целой две трети яблока.
Учитель ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, логику рассуждения, конкретизацию, конструирование объектов. Тема «Смежные углы» (7 класс). Нарисуйте два угла, у которых одна сторона общая. Нарисуйте два угла, у которых две стороны продолжают друг друга. Нарисуйте два угла, у которых одна сторона общая, а две другие продолжают друг друга. Такие углы называются смежными. Попробуйте сконструировать определение смежных углов.
Учитель формулирует проблемные задачи, например, с недостаточными или избыточными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками. Тема «Порядок выполнения действий» (5класс). Учащимся предлагается вопрос: «Верно ли выполнены действия а) 16 – 4:2=6 б) 3+2×7=35? В каком порядке выполняются действия над числами? Расставьте скобки так, чтобы равенства были верными?
Учитель определяет проблемные теоретические и практические задания, например, исследовательские. Тема «Взаимное расположение прямой и окружности» (8 класс). Оборудование: окружность, нарисованная на листе бумаги и палочка в качестве прямой, линейка. Задание. На рисунке установите взаимное расположение окружности и прямой. Измерьте радиус окружности R и расстояние от центра окружности до прямой d
Результаты исследования запишите в таблицу. Рисунок Взаимное расположение Число общих точек Радиус окружности (R) Расстояние от центра окружности до прямой d Сравнение R и d
Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, которая должна создаваться систематически и с учётом реальных, значимых для учащихся противоречий. Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-433143
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В российских школах оборудуют кабинеты для сообщества «Большой перемены»
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.