православные храмы в финляндии московского патриархата

Финляндия глазами русского паломника

православные храмы в финляндии московского патриархата. 50814.p. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-50814.p. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 50814.p. Собор Успения Божией Матери в Хельсинки Что знаем мы о своем северном соседе – Финляндии? Родина финского Деда Мороза Йоулупукки, живущего в Лапландии, и мобильников Nokia, композитора Яна Сибелиуса и политика Маннергейма, муми-троллей, сауны, бумаги, краски, колбасы… Можно до бесконечности перечислять национальные бренды, ставшие достоянием мировой общественности. Хотя, например, мало кто знает, что очень певучим финский язык делает полное отсутствие шипящих и явное преимущество гласных – и именно из-за этой особенности автор «Властелина колец» Толкиен взял финский за основу языка эльфов.

Да, чуть не забыла: Финляндия – излюбленное место отдыха россиян, давно соперничающее по популярности с Турцией и Египтом. Авторитетная газета «Хельсингин Саномат» сообщает, что в этом году российские туристы уже оставили в Финляндии около 1 миллиарда евро. И что интересно: русские дворяне во времена Николая I наезжали в Гельсингфорс (Хельсинки) потому, что по политическим соображениям их выезд за пределы империи был затруднен (почти как мы недавно ездили в «советскую заграницу» – Прибалтику). А теперь россияне устремились в Финляндию потому, что, наоборот, границы открыты. Впрочем, не только.

Действительно, у россиян и финнов гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Начнем с того, что 100 лет назад мы все были жителями одной страны: с 1809 по 1917 год Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи. За этот срок, кстати, в России сменилось пять императоров.

И во многом потому государственной религией Финляндии является не только лютеранство (Евангелическо-лютеранская Церковь Финляндии), как можно было бы подумать, но и Православие (Финляндская Православная Церковь). Да-да, Православие такая же государственная религия этой балтийской страны, как и куда более распространенное лютеранство. Ныне лютеранство здесь исповедуют около 85% населения (а живут здесь 5,5 млн. человек), а Православие – 1,1% (русское население – 26 тыс. человек и карелы – 35 тыс.). При 80-кратной разнице такое положение дел можно было бы назвать абсурдным. Но есть факторы, препятствующие такому выводу. Во-первых, Финляндия – страна во многом необычная; например, у нее два государственных языка – финский, на котором говорит 95% населения страны, и шведский – с 5,5% населения. Аналогия, как говорится, налицо. Во-вторых, признание за двумя религиями статуса государственных, как и двуязычие страны, объясняется теми самыми историческими особенностями. С 1809 по 1917 год страна была под покровительством православной империи, и хоть что-то общее с бывшей метрополией должно же у нее остаться. Лютеранская же Церковь здесь так прижилась благодаря другой стране – Швеции.

Православие в Финляндии распространено преимущественно в восточной части страны, поближе к России, где я и побывала. Так, столицей финского Православия считается город Куопио, где находится кафедральный собор святого Николая (1806–1815) и, кстати, православный музей – один из самых значительных в Западной Европе. Основан музей был в 1957 году и подчиняется Православному Церковному Управлению Финляндии. Музей представляет собой холл и 12 экспозиционных залов на двух этажах. В верхних выставлены утварь и иконы, внизу – литургический текстиль. Все экспонаты XVIII и XIX столетий.

православные храмы в финляндии московского патриархата. 50816.p. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-50816.p. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 50816.p.Православное кладбище в Хельсинки Здесь же, в Куопио, располагается и резиденция архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва. Службы в храме идут на финском, церковнославянском и русском языках. Из религиозных праздников, как мне рассказывали, широко празднуются Пасха, Рождество и Иванов день. Именно в эти праздники в основном можно застать православного финна в церкви. Причем, говорят, они не сильно утруждают себя частыми молитвами: помолиться раз-два в месяц считают вполне достаточным.

Финляндская Православная Церковь является автономной (автокефалию Вселенский Патриархат, несмотря на обращение к нему в 1980 году, ей не предоставил) Церковью, подчиняющейся с 1923 года напрямую Константинопольскому патриарху. До этого она оставалась в составе Русской Православной Церкви. В 1940 году восточные финны вновь перешли к России. Сейчас Православная Церковь в Финляндии насчитывает 25 приходов, 50 церквей и 100 часовен.

В отличие от Русской Православной Церкви, использующей юлианский календарь, Финляндская Православная Церковь живет по григорианскому летосчислению. Есть в стране и православные приходы, находящиеся в юрисдикции Московской Патриархии. Так, часть Русской Православной Церкви в стране – Покровский и Никольский приходы и часовня блаженной Ксении Петербургской в Хельсинки, домовый храм Казанской иконы Божией Матери в Пори и храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы в Турку. По сведениям самого многочисленного Никольского прихода, членами его являются свыше 1,5 тысяч человек. После распада СССР и падения «железного занавеса» много православных переехало в Финляндию из стран бывшего Союза. И с 1990-х годов прошлого века вообще количество прихожан православных храмов постоянно растет.

В Йоэнсуу, на улице Церковной

В первый свой приезд в Финляндию я также побывала в губернии Северная Карелия, которая на востоке граничит с другой Карелией – республикой в составе России. Административным центром губернии является город Йоэнсуу с населением свыше 70 тысяч человек – это двенадцатый по численности город страны. Основан этот уютный тихий городок (переводится его название как «Устье реки»), кстати, в 1848 году императором Николаем I.

– У нас примерно 30 км общей границы с Россией. Эта близость во все времена сильно сказывалась не только на укладе нашей жизни, но и на вероисповедании. И сегодня это влияние прослеживается в религии, песнях, кухне, – сказал мне мэр Йоэнсуу Кари Карьялайнен.

Надо отметить, что православная община Северной Карелии – самая многочисленная по всей Финляндии. Вообще Йоэнсуу можно назвать культурным и учебным центром Финляндской Православной Церкви. В городе создан Центр православной культуры с постоянно действующей выставкой. Главные экспонаты – церковный календарь и различные сакральные предметы. Представлено здесь и более 150 работ финского художника Пентти Оксанена, на которых он запечатлел все православные храмы, часовни и молельные дома Финляндии.

Работает в городе и православная семинария (ректор – протоиерей Рауно Пиетаринен), активно сотрудничающая, как мне говорили, с Санкт-Петербургской духовной академией. Рядом с семинарией построена в традициях византийской церковной архитектуры совсем новая каменная церковь святого Иоанна Богослова, прекрасные фрески которой поразили меня. В Университете Восточной Финляндии в Йоэнсуу, где я тоже побывала, на кафедре теологии изучают Православие, готовят священнослужителей для православных храмов Финляндии.

православные храмы в финляндии московского патриархата. 50817.p. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-50817.p. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 50817.p.На улице Церковной Городок этот также известен своими замечательными церквями – целая улица называется Кирккокату, что значит Церковная. Она проходит по центру города между двумя его основными храмами – православной деревянной церковью святителя Николая на севере и евангелическо-лютеранской на юге. Самой значимой частью изумительной деревянной православной церкви святителя Николая (1887 года постройки) является иконостас, расписанный в Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре. Кстати, в городе популярны легенды о кошках, облюбовавших эту церковь. Впрочем, подтвердить не могу – сама я их не видала…

православные храмы в финляндии московского патриархата. 50822.p. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-50822.p. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 50822.p.Сегодня между Россией и Финляндией активно развиваются паломнические связи. Две государственные Церкви страны нередко проводят совместные семинары, где православные и лютеранские священники обсуждают общее духовное наследие и понимание института Церкви. «У наших Церквей много общего, – сказал митрополит Хельсинкский Амвросий после одного из семинаров. – И не только единые корни и научное наследие. У нас одни и те же этические идеалы, хотя и доносим мы их с разными нюансами».

Источник

Актуальное

православные храмы в финляндии московского патриархата. Johannes Sonkajanrantalainen e1636632083906. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-Johannes Sonkajanrantalainen e1636632083906. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка Johannes Sonkajanrantalainen e1636632083906.

Научные исследования в музее «Риза» проливают свет на неизвестные факты

В Православном церковном музее Финляндии «Риза»изучаются история Финляндской Православной церкви и церковное искусство. Читать дальше

православные храмы в финляндии московского патриархата. New Phototastic Collage scaled. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-New Phototastic Collage scaled. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка New Phototastic Collage scaled.

Литературное наследие Его Архиепископа Льва (Макконена) оцифровано

Произведения главы ФПЦ будут изданы в электронном формате, часть из них будут прочитаны самим автором. Читать дальше

православные храмы в финляндии московского патриархата. yhteiskuva 5.jpg 730x522 0965ceb75713b710ea3a3abe7304c755 e1636357003310. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-yhteiskuva 5.jpg 730x522 0965ceb75713b710ea3a3abe7304c755 e1636357003310. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка yhteiskuva 5.jpg 730x522 0965ceb75713b710ea3a3abe7304c755 e1636357003310.

Митрополит Арсений (Хейккинен) избран одним из трёх сопредседателей Экуменического совета Финляндии

Ассамблея Экуменического совета Финляндии прошла в Оулу 2.–3. ноября. Читать дальше

православные храмы в финляндии московского патриархата. i 2. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-i 2. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка i 2.

«Архистратизи Божии, служителие Божественныя славы…»

8-го ноября православные христиане Финляндии празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Читать дальше

православные храмы в финляндии московского патриархата. karjalanvalistajat SOKM HennaHietainen 1570 e1509694041474. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-karjalanvalistajat SOKM HennaHietainen 1570 e1509694041474. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка karjalanvalistajat SOKM HennaHietainen 1570 e1509694041474.

Память Собора Святых Просветителей Карельских

В субботу 6-го ноября в Финляндии отмечается память Святых Просветителей Карельских Читать дальше

православные храмы в финляндии московского патриархата. Cabane en Laponie scaled e1635513044918. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-Cabane en Laponie scaled e1635513044918. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка Cabane en Laponie scaled e1635513044918.

Учреждён колтта-саамский Комитет правды и примирения

В поддержку комитету создана контрольная группа, в которой представлена и ФПЦ. Читать дальше

православные храмы в финляндии московского патриархата. IMGP3290 scaled. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-IMGP3290 scaled. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка IMGP3290 scaled.

Решения Архиерейского собора ФПЦ от 13.10.2021

В числе прочего Архиерейский собор ФПЦ обсудил иконографию местночтимых святых и возможность совершения Божественной литургии вечером. Читать дальше

православные храмы в финляндии московского патриархата. maxresdefault e1634981497408. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-maxresdefault e1634981497408. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка maxresdefault e1634981497408.

Изменения в руководстве Административного центра

Административный центр ФПЦ временно возглавит рабочая группа под председательством Его Высокопреосвященства Льва, Архиепископа Хельсинки и всей Финляндии. Читать дальше

православные храмы в финляндии московского патриархата. 5 4 e1635507149111. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-5 4 e1635507149111. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 5 4 e1635507149111.

Тридцать лет служения Вселенской церкви

22 октября испольнилось 30 лет со дня вступления на Патриарший престол Вселенского Патриарха Варфоломея, единогласно избранного Священным Синодом в октябре 1991 года новым Вселенским Патриархом. Читать дальше

православные храмы в финляндии московского патриархата. 29325 15842 01. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-29325 15842 01. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 29325 15842 01.

«Возлюбленные врачи и целители, мы отечески благодарны вам за ваше незаменимое служение…»

Пастырское послание Его Божественного Всесвятейшества Архиепископа Константинополя— Нового Рима и Вселенского Патриарха ВАРФОЛОМЕЯ на праздник святых целителей и бессребренников. Читать дальше

Доска объявлений

Православные Вихти и Нуммела проводят сбор средств на изготовление витражей для часовни.

Приём заявлений отжелающих в возрасте от 15 до 24 лет продлится до 15-го октября.

Этой осенью Православной епархией Оулу организуется цикл встреч для всех желающих с митрополитом Оулу Илиёй (Валгреном). Первая встреча состоится 6-го октября.

Экуменическим советом Финляндии объявлен ежегодный конкурс на присвоение звания «Экуменическое дело 2020 года». Срок подачи предложений до 12.11.2021.

Административный центр ФПЦ в сотрудничестве с Валаамским Народным университетом 16.–17.11. будет проведена открытая интернет-встреча, посвящённая диаконическому служению.

Курс посвящён изучению православной богослужебной терминологии и транслитерации основных молитв.

Источник

Патриаршие приходы в Финляндии

Покровская церковь в Хельсинки

Основная информацияСтранаправославные храмы в финляндии московского патриархата. 22px Flag of Finland.svg. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-22px Flag of Finland.svg. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 22px Flag of Finland.svg. ФинляндияЕпархиальный центрХельсинки, ФинляндияОснована1926Количество приходов7Количество храмов7Количество
священнослужителей
7 (5 священников и 2 диакона)Сан правящего архиереяПатриархСайтfinland.orthodoxy.ruАрхиерейПравящий архиерейКирилл (Гундяев) (временный управляющий)с20 июля 1990 года

Патриаршие приходы в Финляндии — структурное и территориально-каноническое подразделение Русской православной церкви на территории Финляндии. Объединены в Финляндское благочиние.

Содержание

История

православные храмы в финляндии московского патриархата. 250px Church St. Serafim of Sarov%2C Stormi%2C Finland. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-250px Church St. Serafim of Sarov%2C Stormi%2C Finland. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 250px Church St. Serafim of Sarov%2C Stormi%2C Finland.

православные храмы в финляндии московского патриархата. magnify clip. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-magnify clip. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка magnify clip.

православные храмы в финляндии московского патриархата. 250px. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-250px. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 250px.

православные храмы в финляндии московского патриархата. magnify clip. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-magnify clip. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка magnify clip.

православные храмы в финляндии московского патриархата. 250px Russian church Turku%2C Finland. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-250px Russian church Turku%2C Finland. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка 250px Russian church Turku%2C Finland.

православные храмы в финляндии московского патриархата. magnify clip. православные храмы в финляндии московского патриархата фото. православные храмы в финляндии московского патриархата-magnify clip. картинка православные храмы в финляндии московского патриархата. картинка magnify clip.

Образовавшиеся в 1925-1926 годах на территории Финляндии Покровская и Никольская русские общины находились в юрисдикции иерарха Русской православной церкви митрополита Евлогия (Георгиевского), а с 1931 по 1945 года вместе с другими приходами округа митрополита Евлогия временно находились в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

В октябре 1945 года митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) во время своего посещения Финляндии воссоединил оба прихода с Московским Патриархатом, а в феврале 1946 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви получил их во временное управление, которое продолжалось до конца 1954 года (в 1953—1954 гг. митрополиту помогал викарный епископ Лужский Михаил (Чуб)). В 1954 году приходы были переданы в непосредственное ведение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополитп Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича)).

С целью благоустроения церковной жизни приходов юрисдикции Московского Патриархата в Финляндии, расширения их деятельности и усиления контакта с представителями Финляндской православной церкви в 1958 году было учреждено Финляндское благочиние Патриарших приходов. Первым благочинным был назначен протоиерей г. Ленинграда Михаил Славнитский (1958—1961). Затем этот пост занимали протоиерей Михаил Зернов (1961—1962) и протоиерей Евгений Амбарцумов (1962—1967). С 1967 года благочинным был назначен протоиерей Игорь Ранне, преподаватель Ленинградской духовной академии.

30 мая 1972 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил: «Покровский и Никольский приходы, принадлежащие юрисдикции Московского Патриаршего Престола, поручить архипастырскому окормлению Преосвященного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима».

Согласно Уставам Патриарших приходов в Финляндии административными органами их управления являются выборные Церковные Советы во главе с настоятелями храмов и Общие Приходские собрания. Богослужения совершаются часто, на церковно-славянском языке, согласно церковного Устава.

В период управления Хельсинкской епархией митрополитом Иоанном (Ринне), последний выразил свое желание о переходе русских общин в юрисдикцию Финляндской православной церкви. Позицию Русской Православной Церкви по этому вопросу выразил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. В переписке с настоятелем Покровской русской общины иеромонахом Лонгином (Талыпин) митрополит Никодим (Ротов) 30 сентября 1973 года заявил: «Московский Патриархат не будет менять положения своих приходов в Хельсинки, так как это даёт возможность укреплять отношения между Церквами».

Со стороны финляндских граждан православного вероисповедания, русских по-национальности, неоднократно поступали просьбы об открытии в Финляндии новых приходов Московского патриархата: так в 1954 году возбуждались ходатайства об открытии приходов в г. Котка и г. Лахти, в конце 1955 года в г. Хямеэнлинне, причем последнее сопровождалось более чем тысячью подписями.

В 1990-е годы на территории Финляндии по многочисленным просьбам русскоязычных верующих были открыты несколько приходов: в городах Пори, Тампере, Лахти (в том числе Успенский храм на территории дипломатического представительства России в городе Турку).

Управляющие

Благочинные

Современное состояние

В 2012 году в состав Финляндского благочиния входило 7 приходов с шестью храмами. Клир благочиния состоял из 5 священников и 2 диаконов.

Представительством Московского Патриархата в Финляндии осуществляются контакты с Финляндской православной церковью и Евангелическо-лютеранской церковью.

Источник

Патриаршие приходы в Финляндии и их место во взаимоотношениях Московской Патриархии и Финляндской Православной Церкви в период 1957-1988 гг.

В современных исторических исследованиях и публикациях иногда встречается информация о том, что приходы Московской Патриархии в Финляндии (Покровская и Никольская общины) в определенное время становились камнем преткновения во взаимоотношениях Русской и Финляндской Православных Церквей. В данной статье аспирант Московской духовной академии иеромонах Силуан (Никитин) делает попытку на основании документов Государственного Архива Российской Федерации прояснить этот вопрос, акцентируя свое внимание на периоде с 1957 по 1988 год, а также показать, как складывались отношения между Хельсинским приходом Финляндской Православной Церкви и приходами Московской Патриархии.

Инициативу в создании Покровской общины проявила группа православных жителей г. Выборга во главе с инокиней Анной (в миру Пугина Анна Дмитриевна). Эта группа, начиная с 1925 года, начала тайно совершать богослужения на дому у Пугиной, а в 1926 году правительству Финляндии было подано прошение об открытии частной общины в Выборге на основе Устава, разработанного протоиереем Григорием Светловским. Правительство утвердило «Устав частной православной общины в г. Выборге» и разрешило открыть общину, в которой богослужения исполнялись бы на славянском языке, а праздники праздновались по юлианскому календарю[i]. Митрополит Евлогий (Георгиевский), управлявший в то время частью русских зарубежных приходов, принял общину под свой омофор.

Возникновение частной старостильной Никольской общины в гор. Хельсинки происходило в условиях, во многом сходных с обстоятельствами зарождения и организации Покровской общины. В 1927 году Министерством Просвещения Финляндии было дано разрешение на открытие частного Никольского прихода, который до 1984 года именовался «Сестринской Гельсингфорской общиной» и жил по уставу Покровской общины. В 1984 году Никольская община вышла из состава Покровской общины и в настоящее время именуется «Православный Свято-Никольский приход в г. Хельсинки» и живет по новому уставу, утвержденному в том же году министерством просвещения Финляндии.

С 1931 году оба прихода, будучи под управлением митрополита Евлогия (Георгиевского), находились во временной юрисдикции Константинопольского Патриархата. Прибывший в октябре 1945 года в Финляндию митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) воссоединил их с Русской Православной Церковью. Решением же Священного Синода от 24 октября 1945 года за № 27 две общины г. Хельсинки, подчиненные митрополиту Евлогию, приняты в юрисдикцию Московского Патриархата[ii]. Управление общинами было возложено на митрополита Ленинградского Григория.

На конец 1950-х гг. Покровский и Никольский приходы, находящиеся в юрисдикции Московской Патриархии, объединяли незначительное количество русских эмигрантов, проживающих в Хельсинки и в ближайших окрестностях финляндской столицы. Так, в Никольской общине состояло 1200, а в Покровском всего около 400 прихожан, к тому же из этого количества всего лишь около 30% прихожан принимало участие в церковной жизни[iii].

Расходы по храмам и на содержание священнослужителей сами приходы осуществлять не могли, поэтому с возникновением общин были организованы в Покровском приходе «Ортодоксальное братство», в Никольском приходе «Братство св. Николая», которые ежегодно проводили базары-лотереи, а вырученные средства шли на нужды храмов[iv]. Московский Патриархат с 1945 г. выплачивал незначительную дотацию на содержание клира, но все же духовенство, в сравнении с духовенством Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии и Финляндской Автономной Православной Церкви, жило бедно и было вынуждено часто сочетать пастырское служение с мирской работой[v].

Восстановление в 1957 году молитвенно-канонического общения между Русской и Финляндской Православными Церквами не могло не затронуть жизнь и Патриарших приходов в Хельсинки. Так, анализируя деятельность Патриарших приходов, сотрудники Советского посольства в Финляндии в 1958 г. отмечали, что «настоятели приходов, сами не являясь сторонниками сближения с Финляндской Православной Церковью, в своей повседневной работе не разъясняют своим прихожанам значение решений Синода и не пресекают разговоров и выпадов, наносящих вред отношениям между русской и финляндской церквами»[vi].

Есть свидетельства, что решение Священного Синода Русской Православной Церкви о восстановлении общения с Финляндской Православной Церковью духовенство и прихожане обоих приходов встретили холодно, а некоторые даже с обидой. Последние заявляли: «Мы пережили большие тяготы и гонения, но сохранили чистоту веры и преданность русской церкви, но нас может постигнуть участь монахов Валаамского монастыря, которых Московская Патриархия так легко отдала реформаторам»[vii]. О подобном же священноначалию в 1960 г. сообщал и благочинный протоиерей Михаил Славнитский, говоря, что клирики Патриарших приходов «очень плохо настроены по отношению к официальной (Финляндской) Православной Церкви и делу молитвенного общения Русской Православной Церкви и Финляндской»[viii].

Советское посольство в 1962 году указывало новому благочинному Патриарших приходов протоиерею Евгению Амбарцумову, что «Патриаршие Приходы в их настоящем виде не являются проводниками политики Русской Православной Церкви в деле укрепления и развития восстановленного молитвенно-канонического общения с Финляндской Православной Церковью, не укрепляют наших позиций в кругах местной русской эмиграции»[ix].

В качестве желательных преобразований указывались и смена настоятелей, и слияние двух приходов в один. Но на деле, в целях улучшения взаимоотношений, было решено весной 1960 года обратиться к архиепископу Карельскому и Финляндскому Герману (Ааву) «с братской просьбой дать указания одному из епископов Финляндской Православной Церкви совершить рукоположение диакона Покровской общины Николая Старостина в сан иерея»[x].

Епископ Александр сообщил в июне о. Борису Павинскому, что посвящение Старостина будет проходить не в храме Покровской общины, как предполагалось, а в Успенском соборе города Хельсинки, а также что в связи с летним периодом и отпусками «необходимого и нужного персонала хиротония откладывается до августа, а так как в августе ожидается очередной Собор Финляндской Православной Церкви, то вероятнее всего рукоположение состоится не раннее сентября»[xii].

Несмотря на это, в письме митрополита Николая архиепископу Герману от 3 июня 1960 г. мы читаем следующее: «Имея духовную потребность, дорогой Владыко, примите Вашему Высокопреосвященству от нас сердечную благодарность за Ваше постоянное внимание к нашим просьбам и за Ваше и Ваших Преосвященных иерархов отеческое отношение к клирикам наших приходов в Хельсинки»[xiii].

В Успенском соборе 11 сентября 1960 г. епископом Гельсингфорским Александром (Карпиным) священник Борис Павинский был возведен в сан протоиерея, а диакон Николай Старостин рукоположен в священнический сан[xiv]. Это была первая из немногих хиротоний священнослужителя Русской Православной Церкви архиереем Финляндской Православной Церкви.

Большую роль в сближении Русской и Финляндской Православных Церквей оказали совместные богослужения. Еще в конце 1950-х годов с финской стороны сохранялась некоторого рода настороженность к более активному взаимодействию с Патриаршими приходами. Так, на предложение благочинного Патриарших приходов в Хельсинки прот. М.Славнитского о совместном богослужении в Успенском соборе г. Хельсинки епископ Александр (Карпин) ответил: «К сожалению, за последнее время очень много разговоров не в пользу нашего объединения и главным образом с Вашей стороны. Не принимается никаких мер к прекращению резких выпадов против нашей Церкви. В недалеком будущем от Вас должна приехать делегация и по вероятности будет возглавлена епископом, вот тогда мы и устроим торжественное богослужение в нашем храме»[xv].

Ситуация серьезно изменилась с начала 1960-х гг.: финские православные клирики стали участвовать в богослужениях в Покровском и Никольском храме, а духовенство Русской Православной Церкви приглашалось на службы в храмы Финляндской Православной Церкви. Одно из первых совместных богослужений заключалось в соборном служении Литургии в храме Покровской общины 24 декабря 1961 г., когда в нем принял участие священник Успенского собора г. Хельсинки Андрей (Арви) Карпов[xvi].

Закрепление же этой доброй традиции положил в 1964 году архиепископ Павел (Олмари), сменивший в 1960 г. ушедшего на покой Германа (Аава). На престольный праздник Покровской общины Владыка Павел возглавил в ее храме совершение Божественной литургии. В дальнейшем и архиепископ Павел, и сменивший в 1969 году епископа Александра на Гельсингфорской кафедре митрополит Иоанн (Ринне) часто совершали богослужения в храмах Патриарших общин.

Благочинным Патриарших приходов и их священнослужителям чаще всего приходилось общаться с причтом Хельсинского прихода Финляндской Православной Церкви. В исследуемый нами период особо теплые отношения сложились с протоиереем Михаил Касанко, настоятелем Успенского собора, с законоучителем протоиереем Серафимом Филиным, с священником Мстиславом Могилянским, протодиаконом Михаилом Крысиным и другими.

К концу 1960-хх гг. сближение двух церквей на примере взаимоотношений Хельсинского прихода и Патриарших общин было налицо. Так, на очередном совместном ужине столичного духовенства Финляндской Православной Церкви и клириков Никольской и Покровской общин протоиерей Михаил Касанко сказал, «что теперь, когда вопрос стиля потерял свою актуальность, казалось бы, нет большой необходимости в существовании старостильных общин, но в то же время их существование в настоящее время играет большую положительную роль, так как богослужение в них совершается на церковно-славянском языке, тогда как в официальной церкви богослужения все чаще вынуждены совершать на финском языке»[xvii]. Известно и то, что в 1966 году отец Михаил Касанко и протодиакон Олли Бергман обратились к благочинному Патриарших приходов прот. Амбарцумову с просьбой «скажем раз в месяц, проводить в Покровском храме богослужения на финском языке, так как де в том районе живет много православных финнов»[xviii].

В 1968 г. тяжелая болезнь настоятеля Никольской общины протоиерея Георгия Павинского и преклонный возраст настоятеля Покровской общины протоиерея Бориса Павинского послужили причиной поднять вопрос о временном приглашении священника или из Финляндской Православной Церкви, или же из Советского Союза для помощи престарелым настоятелям Патриарших приходов. Известно, что также во время празднования престольных праздников в храмах общин по причине служения клира той или иной общины в храме-имениннике для богослужения приглашались священники Финляндской Православной Церкви. Так известно, что на Покров в 1969 году в Никольском храм приглашен был служить молодежный священник Хельсинского прихода Стефан Сиили, а отца Бориса иногда подменял протоиерей Серафим Филин[xix].

Государственные власти Финляндии в лице министра просвещения пастора Густава Бёрнстранда (и предыдущих министров просвещения), министра внутренних дел, начальника канцелярии Министерства просвещения постоянно высказывали мнение, что «приходы Русской Православной Церкви играют большую роль в развитии взаимопонимания, добрососедских отношений и дружбы между народами Финляндии и СССР и в осуществлении совместной миротворческой деятельности»[xx].

Также рассматривало роль Патриарших приходов и руководство Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, отмечая «положительную роль приходов в осуществлении богословской, экуменической и миротворческой деятельности между Русской Православной Церковью и лютеранской»[xxi].

Однако имелись и трудности, в первую очередь связанные со статусом Патриарших приходов. В мае 1965 года стало известно, что, возможно, на ожидаемом Церковном Соборе Финляндской Православной Церкви будет поднят вопрос о «ненормальном положении Патриарших двух общин, по праву долженствующих быть в ведении Финской церкви»[xxii]. Благочинный Патриарших приходов протоиерей Евгений Амбарцумов об этом писал в Москву следующее: «Во всяком случае, согласно Уставу наших частных общин, их положение может быть изменено только совместным постановлением общего собрания обеих общин, так что «новостильникам» будет почти невозможно завладеть нашими общинами, даже если бы Патриархия пошла на эти уступки»[xxiii].

О том, что руководство Финляндской Православной Церкви действительно волновал статус Покровской и Никольской общин, мы узнаем из следующего события. В 1967 г. на торжественном акте по случаю 40-летия Патриарших приходов в Финляндии архиепископ Павел сказал, «что возглавляемая им Финская Церковь до сих пор остается стороной, лишь приемлющей через два прихода любовь Русской Церкви, и он радуется за тех русских в Финляндии, которые могут слышать на родном языке богослужение, но его Церковь также могла бы духовно окормлять своих единоплеменников, живущих на территории Советского Союза»[xxiv]. Представлявший на торжествах Московскую Патриархию епископ Зарайский (ныне митрополит Крутицкий и Коломенский) Ювеналий (Поярков) в ответ отметил всегдашнее стремление Русской Православной Церкви всегда к диалогу в разрешении подобных вопросов, «свидетельством чего служит наличие представительств Православных Поместных Церквей на ее канонической территории». На это архиепископ Павел ответил, что «к вопросу Патриарших приходов ему приходится подходить не с точки зрения канонов, а снисходя из любви, имея в виду, что это положение временное»[xxv], а конкретных предложений или требований у него не имеется.

Накануне отъезда московской делегации из Финляндии с епископом Ювеналием встретился активный прихожанин Покровской общины Андрей Саарло, который высказал свое мнение о будущем Покровской и Никольской общин, предлагая для дальнейшего существования данных приходов:

Епископ Ювеналий сделал следующий вывод: «У меня сложилось впечатление, что Саарло не только знаком с мыслями архиепископа Павла, но и представляет местные интересы», а благочинный прот. Евгений Амбарцумов, поддерживая идею о преобразовании общин в подворье, сообщал Управляющему Приходами в Финляндии митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Никодиму (Ротову) следующее: «Наши приходы, по примеру финских приходов, надо слить в один приход с одним церковным Советом, общим причтом и настоятелем. Если обстоятельства позволят, то было бы хорошо, если бы настоятелем был священник из России, который сможет развернуть экуменическую работу»[xxvii].

В октябре 1969 года во время поездки в Финляндию уже новый благочинный Патриарших приходов прот. Игорь Ранне услышал от клирика Покровской общины иеромонаха Лонгина (Талыпина) (впоследствии архиепископ Клинский) такое же пожелание о необходимости изменения устава общин[xxviii]. На следующий день благочинный встретился с активным прихожанином Покровской общины Андреем Саарло, и оказалось, что уже готов проект нового Устава, в котором будут изменены следующие параграфы прежнего:

Подобная активность сразу вызвала сильное подозрение отца Игоря в том, что ввиду сильного уменьшения членов в Патриарших приходах Саарло стремился к тому, чтобы «облегчить их переход в юрисдикцию Финляндской Православной Церкви»[xxix]. Протоиерей Ранне отмечал, что ему «уже неоднократно приходилось слышать о желании Финляндской Православной Церкви, чтобы наши общины вначале объединились в одну, а потом были бы превращены в представительство РПЦ, или что то же, в русское подворье»[xxx]. Были также разговоры и о том, чтобы в г. Хельсинки в Покровской общине устроить скит, переселив в него оставшихся Валаамских монахов, а из Никольской общины устроить «Подворье Русской Православной Церкви». В частности сторонником данного проекта был священник Финляндской Православной Церкви Олли (Олег) Бергман.

Все же протоиерей Игорь Ранне 22 октября 1969 г. провел заседание Церковного Совета Никольской общины, на котором «вопрос об изменении наименования общины и обновления устава был принят советом с большим воодушевлением»[xxxi].

Заседание Церковного Совета в Покровской общине по данному вопросу было проведено 26 октября 1969 г. и, в отличие от Никольской общины, к вопросу об обновлении устава и изменении некоторых его параграфов Совет отнесся очень настороженно и вынес решение, что «этот вопрос требует тщательной подготовки и обсуждения»[xxxii].

Тревожные слухи о том, что «Московская Патриархия, не имея больше средств к содержанию своих приходов, собирается передать их в ведение Финляндской Православной церкви», стали распространятся среди членов общин осенью 1972 года[xxxiii]. В Покровской общине в связи с этим даже была произведена инвентаризация имущества[xxxiv].

В дальнейшем слухи подтвердились. В 1973 году 16 августа митрополит Гельсингфорсский Иоанн (Ринне) отмечал свой 50-летний юбилей. После торжественной Литургии в Успенском соборе в течение всего дня он принимал поздравления. В отведенное время поздравить владыку Иоанна прибыли и священнослужители, и избранные прихожане Патриарших приходов во главе с благочинным протоиреем Игорем Ранне. После того, как юбиляру было пропето многолетие, митрополит «поблагодарил гостей за добрые чувства и отношения и тут же неожиданно сказал, что он все же хотел бы видеть в своей епархии единую Православную Церковь»[xxxv]. В рапорте протоиерея Ранне митрополиту Никодиму от 8 сентября 1973 года мы читаем, что Иоанн (Ринне) не высказал напрямую своего желания, а лишь намекнул, что «наступило время перехода наших общин в юрисдикцию Финляндской Православной Церкви, и что он надеется, что это нисколько не повлияло бы на добрые отношения с Русской Православной Церковью»[xxxvi].

Данной мыслью о переходе Патриарших приходов под его омофор митрополит Иоанн поделился с прессой, что вызвало недоумение даже у лютеран. Так, глава Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии архиепископ Мартти Симоекки 24 августа 1973 года в беседе с прот. Ранне заметил, что «он читал высказывания митрополита Иоанна в отношении наших приходов в Хельсинки, что он был чрезвычайно удивлен вообще и в частности тем, что эти высказывания были сделаны в день юбилея. Архиепископ сказал, что не верит, чтобы этот вопрос был предварительно согласован с архиепископом Павлом»[xxxvii].

Сам митрополит Иоанн комментировать свои высказывания по поводу Патриарших приходов отказался, сказав, что вернется к этому вопросу при первой же встрече с Управляющим Приходами митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым). В то же время он отказался и от приглашения посетить Ленинград 9-го октября того же года, так как на это время у него была запланирована поездка в Грецию[xxxviii].

Но к ней возвращался Андрей Саарло, и это касалось в первую очередь Покровской общины. Из отчета благочинного Патриарших приходов протоиерея Богдана Сойко председателю ОВЦС митрополиту Минскому и Белорусскому Филарету (Вахромееву) от 29 октября 1985 года мы узнаем, что он был «намерен предложить Вашему Высокопреосвященству организовать подворье, что означало бы номинальное закрытие приходов и передачу зданий на баланс Московского Патриархата»[xl]. Однако планируемой встрече помешала скоропостижная кончина Андрея Саарло 9 марта 1986 года.

В апреле 1986 года в ОВЦС узнали о «стремлении большинства членов Церковного Совета присоединить Покровскую Патриаршую Общину к Православному Хельсинкскому Приходу Финской Православной Церкви»[xli]. Об этом протоиерею Богдану Сойко еще в марте того же года сообщал тяжелобольной настоятель Никольской и и.о. настоятеля Покровской общин отец Георгий Кильгаст, который просил «от его имени успокоить прихожан Покровской общины, которые потрясены были смертью А. В. Саарло и усилили свои намерения перейти в Финскую Автономную Православную Церковь»[xlii].

На заседании Церковного Совета Покровской общины 19 апреля 1986 года согласно повестке дня планировалось поднять этот вопрос и предполагалось, что подавляющее большинство голосов будет за переход (отмечалось, что только два, самое большое три члена из восьми против)[xliii]. По результатам заседания председатель Церковного Совета священник Михаил Поляченко направил митрополиту Филарету (Вахромееву) рапорт, в котором сообщал, что «обстановка в Покровской Общине сильно обостряется и затрудняется из-за все уменьшающегося количества активных лиц, которые могли бы полностью отдавать свое время для работы на пользу Покровской Общины. К тому же две перенесенные, неожиданные смерти (Саарло и прот. Кильгаста) отражаются на состоянии и силах членов Церковного Совета, большинство из которых уже в преклонном возрасте. Церковный Совет ставит в известность Вашего Высокопреосвященства, что он вынужден изыскивать конкретные пути для решения будущего Покровской Общины, которое не безразлично для членов Церковного Совета, а также и всех прихожан Покровской Общины»[xliv].

В октябре того же года отец Михаил в беседе с отцом Богданом Сойко сообщал, что «Церковный совет Покровского прихода намерен расходовать свои средства как можно быстрее с тем, чтобы, ссылаясь на финансовые трудности, закрыть приход»[xlv]. К концу года большинство прихожан ожидало вести из Москвы о решении ликвидировать общину, но на 14 декабря того же года все же было назначено Выборное общецерковное собрание.

Но в 1987 году новым Управляющим Патриаршими приходами в Финляндии был назначен митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II). В том же году он посетил Финляндию и, в частности 27 июня, Покровскую общину.

После всенощного бдения состоялась встреча владыки Алексия с членами Церковного совета, на которой некоторыми из них было высказано требование, чтобы «службы совершались на финском языке и по новому стилю, что можно осуществить, передав приход Финляндской Православной Церкви»[xlvi]. В качестве объяснения говорилось, что «если Московский Патриархат против передачи прихода Финской Автономной Православной Церкви, то приход нужно закрыть, так как он имеет финансовые трудности, и дом нуждается в ремонте, что требует затрат в 30 000 фин. марок»[xlvii]. Будущий Первосвятитель в ответ поблагодарил Церковный Совет за подробную информацию о жизни прихода, призвал к усердной молитве всех тружеников в связи с 1000-летием Крещения Руси и сказал, что «в канун 1000-летия Крещения Руси вопрос о передаче прихода Финской Церкви или его закрытие является просто неэтичным, с чем согласились члены церковного совета»[xlviii].

Более вопрос об изменении статуса Патриарших приходов ни с их стороны, ни со стороны руководства Финляндской Православной Церкви в исследуемый нами период не поднимался.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *