пожарно тактические учения являются
Пожарно-тактические учения (ПТУ)
Пожарно-тактические учения (ПТУ) – это высшая форма тактической подготовки начальствующего состава, которая позволяет совершенствовать и поддерживать на высоком уровне готовность гарнизонов пожарной охраны к тушению пожаров. Учения являются не только наиболее эффективной, но и самой сложной формой тактической подготовки, так как на них одновременно совершенствуют тактическое мастерство личного состава подразделений ФПС при тушении крупных и сложных пожаров, с привлечением большого количества сил и средств гарнизона пожарной охраны и служб жизнеобеспечения.
Пожарно-тактические учения (ПТУ)
Общая цель учений – совершенствование тактического мышления и практических навыков начальствующего состава в управлении силами и средствами на пожаре при исполнении обязанностей различных должностных лиц органов управления.
Основным методом обучения личного состава на учениях является практическая отработка организации управления силами и средствами на пожаре в различных условиях и обстановке. В зависимости от конкретной цели учений в необходимых случаях руководитель может сочетать практическую отработку с показом и устными объяснениями. На учениях объединяются в единый комплекс знания и практические навыки начальствующего состава, приобретенные в процессе обучения по всем видам профессиональной подготовки. Учения проводятся на конкретных объектах или в населенных пунктах в условиях, наиболее приближенных к реальной обстановке на пожаре.
Методика проведения
Для проведения учений привлекаются подразделения пожарной охраны гарнизона, службы жизнеобеспечения муниципального образования и организаций. Ответственность за организацию учений возлагается на начальника местного гарнизона пожарной охраны. Ежегодно до начала нового учебного года по профессиональной подготовки личного состава подразделений ФПС, необходимо определить перечень объектов для проведения учений, согласовать с главой муниципального образования, руководителями объектов и начальниками служб жизнеобеспечения. График проведения учений составляется начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником территориального гарнизона пожарной охраны.
По целевому назначению учения подразделяются на виды:
Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.
Тренировочные учения проводятся под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений ФПС (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем раз в квартал) с целью тренировки личного состава действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях.
Контрольно-проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности, как отдельных подразделений, так и территориальных органов МЧС в целом к ведению действий на тушении пожаров. Они проводятся при инспектировании деятельности территориального органа МЧС России (закрытого территориального образования, подразделения ФПС) или при подведении итогов служебной и профессиональной подготовки за год (т.е. не реже 1 раза в год).
Показные учения (показательные) проводятся с целью показа приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т.д. Их периодичность и лица, ответственные за их проведение устанавливаются начальником территориального органа МЧС России, но не реже одного раза в полугодие (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).
Опытные учения являются разновидностью показных учений, проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов тушения.
Опытные учения проводятся, по мере возникновения необходимости, на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.
Подготовка к таким учениям требует особого подхода, заранее согласовываются все действия привлекаемых сил и средств, определяются ответственные. Место и время проведения учений согласовываются с местными органами власти.
Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов.
В материале есть неточности, скоро устраним, дополнительная информация тут:
Кто проводит и периодичность
Перечень объектов
Как правило, пожарно-тактические учения проводятся на следующие объекты:
Видеоматериал по теме
Источник: Методические рекомендации о порядке организации, проведения и оценки результатов занятий по решению пожарно-тактических задач и пожарно-тактических учений, проводимых подразделениями ФПС на территории Уральского федерального округа. Екатеринбург, 2009.
Пожарные учения
Пожарные учения – это подготовительные мероприятия, связанные с повышением уровня готовности подразделения пожарной охраны, плюс, совершенствование тактических навыков пожарного гарнизона, которые используются в процессе тушения пожаров самой разной сложности. Учения этого уровня являются наиболее эффективной формой, но в то же время и самой сложной. Потому что здесь повышается не только профессиональный уровень личного состава подразделения, но и создаются реальные условия, куда привлекаются все средства и силы пожарной охраны и службы жизнеобеспечения.
Цели проводимых учений
Основная цель пожарно-тактических учений – поднять на новый уровень практические навыки и тактическое мышление начальствующего состава. Это мероприятие показывает профессиональную подготовку командиров подразделений. Как они могут правильно организовать тушение пожаров, как они управляют вверенными им силами и средствами. При этом проверяется уровень всего командного состава в независимости от занимаемой должности.
Главная технология обучения пожарных – практика. То есть создаются условия, близко приближенные к реальным. И в этой обстановке оттачиваются навыки личного состава, где грамотные команды руководителей подразделений направляют всю работу пожарников на эффективную борьбу с огнем. При этом командиры показывают на практике, что и как делать, и все это сопровождается устными замечаниями или приказами.
То есть на учениях дается возможность командирам показать все, что они получили в процессе обучения в профильных учебных заведениях. Здесь на полигоне соединяются воедино практические навыки и теоретические знания. Сами учения всегда проводятся на специальных объектах или в реальных населенных пунктах. То есть условия максимально приближены к реальным.
Пожарные ученья, приближенные к реальным условиям
Методика проведения пожарно-тактических учений
Проведение пожарно-тактических учений предусматривается заранее. Это не сумбурное мероприятие. Оно подготавливается заранее с составлением плана и подготовкой мест проведения. Вся организация и проведение мероприятия возлагается на начальника пожарного гарнизона. В его обязанности входит:
Виды противопожарных учений
Существует четыре разновидности противопожарных учений, которые делятся по целевому назначению.
Тренировочные
Само название говорит о том, что основной целью этого вида учебного мероприятия заключается в тренировке личного состава, а также тренировке командиров в усовершенствовании навыком командования в процессе чрезвычайных ситуаций. Тренировки проводят начальник гарнизона и его заместители по очереди. При этом каждый из них должен провести минимум два учения в год. График проведения составляет начальник.
Внимание! Руководящий состав должен обязательно провести тренировку с личным составом в ночное время суток. При этом ночью учения проводятся поочередно с каждой дежурной сменой.
Кроме начальника пожарного гарнизона, его заместителей тренировочные ученья должны проводить самостоятельно и начальники дежурных смен. Они проводят мероприятие не менее двух раз в год.
В общей сложности тренировки личного состава должны проводиться ежеквартально.
Ночные пожарные ученья
Показательные
Эти мероприятия проводят с целью показа новой техники, новых способов тушения пожаров, когда меняются нормативы или законы, связанные с пожарной безопасностью объектов. Именно здесь оттачиваются навыки личного состава и руководителей подразделений в плане появления новых технологий и технической базы.
А так как тенденция смены частая, то и показательные учения проводятся два раза в год: зимой и летом. Кто будет проводить учебные мероприятия, а также его периодичность, определяет начальник территориальной службы МЧС своим приказом.
В этой категории пожарных учений есть подкатегория, которая носит название – опытная. На них испытывают новую технику, новые средства тушения пожаров, а также отрабатываются новейшие технологии. Учения этого типа проводят по мере поступления в гарнизон выше обозначенных средств. Испытания проводят на специальных полигонах, где построены здания или установлены резервуары и прочие устройства. Иногда тестирование проводят на реальных объектах, списанных с баланса компаний и предприятий.
Подготавливают опытные учения тщательно, потому что в них применяют средства, созданные по новейшим технологиям. То есть еще ни разу не применяемым. Поэтому присутствует риск, что проверка пойдет не по плану. Этот вид учений согласовывается с местными властями.
Контрольно-проверочные
Этот вид учений проводят для того, чтобы удостовериться, что гарнизон и его руководство готово к проведению противопожарных мероприятий. При этом определяется уровень подразделений по отдельности и гарнизона в целом.
Проверочные ученья проводят, когда производится инспекция гарнизона со стороны вышестоящего органа, обычно это территориальное подразделение МЧС. Если инспекция не запланирована, то контрольно-проверочные мероприятия проводят в конце года. То есть производиться подведение итогов за год. На них определяется профессиональный уровень личного состава и командиров.
Проверяющий проводит инструктаж
К проведению проверочных учений допускаются:
План проведения пожарно-тактического учения на объекте разрабатывает региональный центр. Если ученья носят местный характер, то его разработкой занимается начальник пожарного гарнизона и его заместители. Как показывает практика, планы переходят из года в год с минимальными изменениями. Поэтому ученья дают возможность усовершенствовать практические навыки личного состава пожарного отряда. С учетом наработок грамотного подхода к организации тушения пожаров со стороны командиров.
Руководит пожарными ученьями начальник гарнизона
Комплексные
Комплексный вид пожарно-тактический учений – это мероприятие, в котором решаются одновременно все задачи, связанные с тренировочными процессами, показательными и проверочными. При этом всему комплексу проведенных процессов дается одна общая оценка.
Это самые ответственные и сложные учения. В них нередко задействуют не один пожарный гарнизон. Комплексные мероприятия показывают взаимодействия большого количество людей и техники. А также правильные взаимные действия командиров больших подразделений.
Объекты, где проводят учения
Пожарно-тактические ученья являются серьезным и ответственным мероприятием. Их можно проводить на объектах разного назначения, сюда входят:
Главная задача организаторов – провести все в точности по намеченному плану с минимальными рисками для людей. Главная цель – еще раз на практике обучить личный состав пожарного подразделения в условиях, близких к реальным.
Проведение тренировки пожарных в детских учреждениях
Имитация ситуаций
Чтобы привести проводимые мероприятия к реальным условиям и ситуациям, используют различные формы подготовки. К примеру, для задымленности объекта применяют дымовые шашки, осветительные приборы, которые имитируют возгорание, и прочее.
Нередко в качестве имитации применяют обычные разноцветные флажки. К примеру:
За всеми проводимыми процессами следят руководители пожарной охраны. Они обозначают, правильно ли действует дежурный расчет. В конце учений составляется акт с подробным описанием проведенных мероприятий. Этот документ позволяет объективно оценить работу каждого подразделения и пожарного гарнизона в целом. В отчете указываются слабые места, над которыми придется поработать в дальнейшем усиленно. На основе проведенных пожарных учений руководитель гарнизона определяет дальнейшие действия, связанные с повышением уровня подготовки каждого подразделения и его личного состава.
Для чего проводятся пожарно-тактические занятия и учебные эвакуации?
Не каждый гражданин понимает, для чего в системе МЧС регулярно проводятся пожарно-тактические занятия и учения. Почему спасатели регулярно создают условные ситуации по ликвидации происшествий на социально значимых объектах: школах, театрах, в больницах. В рамках Года культуры безопасности в системе МЧС, мы бы хотели рассказать об этом. Для чего? Почему? И с какой целью пожарные и спасатели проводят учения.
Составной частью процесса обучения личного состава, направленного на практическое повышение его профессиональных знаний, формирование необходимых умений управления силами и средствами на пожаре, совершенствование навыков ведения боевых действий, и является проведение пожарно-тактических занятий или учений.
Во время практической отработки практической части пожарно-тактических занятий проводится обучение личного состава подразделений способам и приёмам тушения возможных пожаров на различных объектах в разнообразной обстановке.
Пожарно-тактическое занятие призвано решать следующие задачи: подготовить отделения и караулы к ведению боевых действий на пожарах, авариях и стихийных бедствиях; выработать у личного состава самообладание, выдержку и психологическую устойчивость к работе в экстремальных условиях, навыки тактического мышления; подготовить подразделения и гарнизоны пожарной охраны к ведению умелых и слаженных действий в условиях сложной оперативной обстановки и гражданской обороны днём и ночью во взаимодействии с другими службами и ведомствами; совершенствовать навыки у начсостава в организации обучения и воспитания подчинённых; изучать передовой опыт и внедрять его в организацию и проведение подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны; совершенствовать пожарно-тактические знания и практические навыки начсостава по управлению силами и средствами на пожаре; изучать оперативно-тактические особенности взрывопожароопасных и особо важных объектов в районе выезда части.
«Пожарно-тактические занятия организуют и проводят с учётом особенностей современного процесса тушения пожаров и характера боевых задач, которые приходится выполнять при этом. Прибыв на объект, руководитель дает его общую характеристику, знакомит личный состав с планировкой, противопожарным водоснабжением, назначением зданий и сооружений, пожароопасностью технологического процесса и другими элементами оперативно-тактической характеристики. Особое внимание при этом обращается на наличие людей (животных), состояние путей эвакуации и т. п. Это необходимо и для того, чтобы обучаемые в ходе решения задачи могли свободно ориентироваться в обстановке, прогнозировать возможные варианты ее развития, принимать решения и осмысленно выполнять боевые действия по тушению. То есть, если на объекте в будущем случится пожар, то огнеборцы уже будут знакомы с его планировкой, особенностями, проблемными моментами. Это позволит значительно сократить время реагирования и ускорит организацию проведения неотложных работ по тушению пожара и спасению людей».
Имитация обстановки пожара производится лично руководителем занятия или с помощью специально проинструктированного лица. Имитация должна быть более полной, так как именно это позволяет приблизить темп действий личного состава на занятии к темпу боевых действий на реальных пожарах. Отработка действий личного состава в ходе решения поставленных задач производится в порядке, определенном пожарно-тактическим замыслом руководителя, в последовательности, как и при ликвидации реального пожара. Приближение учебной обстановки к реальной — основная задача любого тактического занятия.
Занятие считается достигшим цели, если тактический замысел руководителя выполнен полностью.
1РОНПР Управления по ЮАО
Главного управления МЧС России по г. Москве
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Пожарно-тактические учения и занятия как элемент профилактики пожаров
Пожарно-тактические учения (ПТУ) – это высшая форма тактической подготовки начальствующего состава, которая позволяет совершенствовать и поддерживать на высоком уровне готовность гарнизонов пожарной охраны к тушению пожаров. Учения являются не только наиболее эффективной, но и самой сложной формой тактической подготовки, так как на них одновременно совершенствуют тактическое мастерство личного состава подразделений ФПС при тушении крупных и сложных пожаров с привлечением большого количества сил и средств гарнизона пожарной охраны и служб жизнеобеспечения. Общая цель учений – совершенствование тактического мышления и практических навыков начальствующего состава в управлении силами и средствами на пожаре при исполнении обязанностей различных должностных лиц органов управления. Основным методом обучения личного состава на учениях является практическая отработка организации управления силами и средствами на пожаре в различных условиях и обстановке.
Вчера в г. Луга прошли пожарно-тактические учения на газонаполнительной станции Лужского филиала ООО «ЛОГазинвест». По легенде произошло возгорание в помещении Компрессорного цеха, который находится в здании производственного комплекса.
В ходе учения отработаны вопросы эвакуации работников предприятия, спасения пострадавших, порядок обесточивания энергоустановок, водоснабжения на пожаре, проработаны особенности тушения пожара с учётом специфики объекта. На учения привлекались силы пожарных подразделений «ОГПС Лужского района», скорой помощи.
С поставленной задачей пожарные справились. Благодаря слаженным действиям, профессиональным знаниям и навыкам личного состава подразделений пожарной охраны условный пожар был успешно ликвидирован.
А в Кировском районе прошло практическое занятие с дружиной юных пожарных «огнеТУШИТЕЛИ»
В целях достижения наибольшей эффективности при осуществлении противопожарной пропаганды сотрудниками Тосненского местного отделения Всероссийского добровольного пожарного общества, отряда государственной противопожарной службы Кировского района совместно с инспекторами отдела надзорной деятельности и профилактической работы Тосненского района регулярно проводятся занятия с членами дружин юных пожарных.
Члены ДЮП «огнеТУШИТЕЛИ», Федоровской школы познакомились с различными способами укладки БОП и потренировались надевать ее на время.
Второй частью занятия стало присоединение пожарных рукавов к трехходовому разветвлению, затем ребята соединяли пожарные рукава друг с другом. Дюповцам очень понравилась “пожарная практика”.
ОНДиПР Лужского и Кировского районов
Основные моменты пожарных учений
Подготовка
Пожарно-тактические учения с полной эвакуацией людей из зданий, привлечением техники, скорой помощи и использованием средств имитации пожара крайне необходимы в наше время. Основной целью таких мероприятий всегда является проверка слаженной работы служб по эвакуации людей из зданий и оказания помощи пострадавшим.
И что особенно важно — это помогает запомнить людям их правильные действия в случае пожара. А некоторых психологически подготавливает к спокойному и рассудительному поведению в чрезвычайной ситуации.
Перед проведением тренировочных мероприятий идет подробная разработка плана действий. Эти учения записываются в специальный документ, в котором есть исходные данные по помещению и водоснабжению, а также тактический замысел.
В план пожарно-тактических учений также включены и данные об окружающей обстановке. Возможно, что они будут проводиться ночью в экстремальных условиях. Наряду с этим прогнозируется расчёт сил и средств пожаротушения.
Маневры
Противопожарные учения проводятся энергично. В ходе мероприятий совершенствуются навыки работы пожарных подразделений, их физическая подготовка и умение взаимодействовать с другими службами по спасению людей. И что немаловажно — это тренировка волевых качеств состава и их способность переносить неблагоприятные условия.
Помимо этого при пожаре тренируется и руководящий состав. От их тактического мышления и способности адекватно оценивать сложившуюся ситуацию зависит вся работа команды.
Сейчас выделяют несколько видов:
тренировочное
На тренировочных учениях отрабатываются конкретные шаги по ликвидации пожара. Это наиболее часто используемый вид подготовки.
проверочное
В случае проверочных учений определяется степень подготовки руководства по управлению тушением. Также определяется слаженная работа всего гарнизона пожарной охраны.
показное
Новые способы и методы организации деятельности используются при показном учении пожарной бригады. Проверяющие лица оценивают слаженную работу начальников гарнизонов и подразделений пожарной охраны, действия дежурных и оперативных служб.
Эти тренировки проводятся два раза в год при разных погодных условиях.
Среди них выделяют два подвида:
опытное
Проверка новой техники и видов огнетушащего состава используется при опытных противопожарных учениях. Все исследования проводятся на специальных полигонах или объектах. В таких учениях можно максимально полно воссоздать картину экстремальной ситуации.
комплексное
Данные пожарно-тактические учения являются результатом всех тренировок команды и являются итогом деятельности гарнизона. По результатам работы выставляется оценка.
Моделирование ситуации и результаты
Для имитации экстренной ситуации принято использовать следующие средства:
За всеми действиями по имитации пожара следят руководитель пожарных учений и его заместители. Помощники фиксируют все принятые решения и отданные приказы. После окончания учений эти данные разбираются на заседании.
После завершения всех мероприятий составляется подробный отчет о проведённых учениях. Он позволяет оценить действия всего подразделения по ликвидации возгорания, а также выявить слабые места при проводимых тренировках.
Руководитель противопожарных учений даёт полную характеристику каждому составу, делает общие выводы о проведённой работе и даёт рекомендации по дальнейшей подготовке.