зачем креститься человеку ответ священника
Верю в Бога. Мне обязательно креститься?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Почему нужно обязательно идти в церковь и креститься, чтобы быть ближе к богу? А если я без церкви верю в бога, я знаю что он есть, он у меня в сердце, в душе, то зачем нужно именно креститься, неужели нельзя по другому?
Отвечает иерей Сергий Савенков:
«И сказал им: идите по всему миру и проповедайте Евангелие всей твари. Уверовавший и крещенный будет спасён, а неповеривший будет осуждён» (Мк.16:15-16).
Уважаемая Елена, знание о Боге ещё не делает человека верующим. Вера — это знание и действие. Многие люди знают о гомеопатии, но только некоторые применяют её в качестве лечебного средства, эти люди верят в то, что гомеопатия может им помочь. Вы знаете о Боге, но вопрос в следующем, готовы ли вы сделать знание верой? Когда нам нравится какой-то человек, мы не остаемся с любовью «в душе», мы вступаем с ним в отношения. Вера в Бога — это не просто уверенность в Его существовании, это взаимоотношения с Ним.
В Евангелии от Марка Господь указывает нам путь развития таких отношений: «И сказал им: идите по всему миру и проповедайте Евангелие всей твари. Уверовавший и крещенный будет спасён, а неповеривший будет осуждён» (Мк.16:15-16), и на этом можно было бы закончить ответ, но стоит уточнить что такое крещение и зачем оно нужно.
Прежде чем отвечать на ваш вопрос языком религии я хочу дать ответ на языке культурологии. Религия — это система взаимодействия Бога и человека. Система потому, что процесс взаимодействия выстраивается не каждым человеком по наитию, а изначально задан Богом (по убеждению нас, верующих людей). Это значит, что в основе каждой религии есть описание кг0Бога, процесса творения мира и человека, и их взаимодействия с Творцом. То есть задана определённая система координат. Это знание, в случае с христианством, передаётся через Священное Писание и Священное Предание. Если человек хочет стать христианином, то это значит, что он принимает христианскую систему координат, признаёт авторитет Священного Писания и Священного Предания. Это можно сравнить с необходимостью принять лицензионное соглашение, прежде чем установить программу на компьютер, если вы отказываетесь от этого пункта, то установка программы автоматически прерывается.
Теперь я скажу пару слов о самом таинстве крещения и о его значении для человека. Крещение — это рождение человека для вечной жизни. Погружаясь в святую воду человек повторяет сошествие Христа во Ад, то есть умирает для своих прежних привычек, желаний и страстей. Вот что пишет об этом таинстве святитель Григорий Богослов: «Крещение есть колесница, возносящая к Богу, сопутствование Христу, подкрепление веры, совершенствование ума, ключ царствия небесного, перемена жизни, снятие рабства, разрешение от уз, претворение состава. Крещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих» (Слово 40 На святое крещение. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: Т. 1-2. Изд. «АСТ», Москва 2000).
Для более подробного погружения в тему могу порекомендовать вам этот материал «Фомы».
Зачем креститься – еще раз о крестном знамении
Что такое крестное знамение
Словосочетание «крестное знамение» означает «знак креста». Это главный христианский молитвенный жест, который представляет собой символическое начертание креста кистью правой руки. Крестным знамением можно осенять как себя, так и других людей или неодушевлённые предметы. Зачем креститься? Чтобы понять смысл этого священного жеста, необходимо разобраться в символизме христианского креста.
Символ креста
Крест является одним из наиболее древних и самым важным символом христианства. Он знаменует собой орудие казни, крестообразный столб, на котором был распят Богочеловек Иисус Христос. Своей добровольной смертью на кресте Он искупил человечество от грехов и спас его от духовной смерти, открыв дорогу в Царствие Небесное.
«Демоны боятся образа креста и бегут от него, зная, что крест есть знамение содружества человека с Богом. Бесы – отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его. Они не имеют более свободы приближаться к тем, кто примирился с Богом и соединился с Ним, и не могут более искушать их» («Слова»).
Как и зачем креститься?
Православное крестное знамение совершается правой рукой, с соединением кончиков трёх пальцев (большого, указательного и среднего). Они символизируют Святую Троицу. Остальные два перста прилегают к ладони, знаменуя двойственную природу Христа, который является Богом и человеком.
Если мы осеняем крестным знамением самих себя, то нужно последовательно приложить кисть в описанном выше положении ко лбу, животу, правому и левому плечу. Это символизирует освящение разума, внутренних чувств и телесных сил. Также правая сторона в христианской традиции означает спасение, а левая – погибель (Мф. 25:31-46). Таким образом, движение руки справа налево символизирует нашу мольбу к Богу о даровании Царствия Небесного и избавлении от вечных мук.
Если же мы крестим кого-то или что-то перед собой, то нужно провести кистью сверху вниз, а затем слева направо. Креститься можно с поясными или земными поклонами, которые выражают наше смирение перед Богом. В первом случае это наклон головы до уровня пояса, а во втором – преклонение колен с касанием пола головой. Крестное знамение и поклоны не должны накладываться друг на друга. Они совершаются последовательно во избежание искажения изображаемого креста. Делать всё это нужно с молитвой, не спеша и осознанно. Если креститься небрежно и бездумно, мы проявляем непочтение к Богу и Святому Кресту.
Итак, совершая крестное знамение, православный христианин выражает веру в Богочеловека Спасителя Иисуса Христа и в Святую Троицу. Наложением на себя креста мы испрашиваем у Бога помощи и благодати, защиту от видимого и невидимого зла, а также спасение в Вечной Жизни. Протоиерей Сергий Ксенофонтов отвечает на вопрос о том, зачем нужно креститься:
«Крест соединяет нас с небом. Он знаменует Жертву Христа, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он – главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем».
Когда нужно креститься?
Подлинное христианство предполагает стремление впустить Бога во все стороны своей жизни. Поэтому православные прибегают к крестному знамению в самых разных обстоятельствах. Для верующего человека это естественная часть жизни, но при этом не просто машинальная привычка, а благоговейный акт связи с Богом, служения Ему. Прежде всего, христиане крестятся во время молитвы, при поклонении святыням (иконам, кресту, Евангелию, мощам праведников и т.п.), при входе в храм и выходе из него. Протоиерей Андрей Ефанов отмечает:
«Любую молитву мы начинаем и заканчиваем крестным знамением, будь то обращение к Господу, Матери Божией, святым или ангелам».
Креститься принято в определённые моменты богослужения. Например, при пении Трисвятого, «Аллилуия», Символа Веры, перед и после чтения Евангелия. Нельзя забывать, что крестное знамение является сильным орудием христиан в борьбе с тёмными духами и страстями, а также в других опасных ситуациях. Приведём слова митрополита Антония (Паканича):
Креститься вне молитвы нужно со словами «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». В опасных ситуациях и скорбях обычно крестятся с краткой молитвой «Господи, помилуй!». В моменты же радости и благодарения принято налагать на себя крестное знамение со словами «Слава Тебе, Боже Наш, Слава Тебе!».
Крестным знамением также сопровождается благословение ближнего (например, священническое или родительское) или предметов (трапезы и т.п.) для призвания на них Божественной благодати. Священники при этом используют особое, именословное сложение пальцев, изображающее инициалы Иисуса Христа.
История крестного знамения
Последователи Христа начали осенять себя крестным знамением ещё в апостольский век. Однако в те времена крестились лишь одним пальцем. Таким образом подчёркивалась вера в единого Бога, поскольку тогда ещё было распространено языческое многобожие. Также известно, что крестное знамение первоначально налагали только на лоб, лицо или сердце. Уже в 3 веке данный жест использовался в богослужениях. Живший в то время богослов Тертуллиан в труде «О венце воина» пишет:
«При всяком входе и выходе, когда мы обуваемся и одеваемся, перед купаниями и приемами пищи, зажигая ли светильники, отходя ли ко сну, садясь ли или принимаясь за какое-либо дело, мы осеняем свое чело крестным знамением».
Всё тело, а также неодушевлённые предметы начали крестить примерно в 4 веке. По свидетельству поэта того времени Пруденция, римские солдаты-христиане осеняли себя крестным знамением перед сражениями. Его современник преподобный Ефрем Сирин отмечает:
«Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены».
В 8 веке, отстаивая перед еретиками догмат о двойственной природе Спасителя, христиане стали всё чаще креститься двумя перстами. В таком виде жест пришёл на Русь, принявшую христианство в 988 году. Знакомое нам трёхперстное крестное знамение как знак исповедания догмата о Святой Троице окончательно утвердилось в 13 веке в Византии. На Руси же новый обычай крестного знамения был введён лишь в середине 17 века. Не принявшие данное и другие новшества церковной реформы верующие (старообрядцы) и по сей день крестятся двумя перстами.
Крестное знамение в других конфессиях
В католицизме допускаются различные варианты крестного знамения. Например, западные католики часто используют двоеперстие, а восточные – троеперстие. В обоих случаях символика жеста такая же, как было описано выше. Однако наиболее распространённым в католицизме является крестообразное осенение себя слева направо открытой ладонью, то есть всеми пятью пальцами. Такая традиция призвана напоминать о пяти ранах распятого Христа (по одной на всех конечностях и груди).
В протестантизме крестное знамение распространено лишь в некоторых течениях. Так, слева направо крестятся лютеране (в основном священники), англикане и епископалы. Другие протестанты не прибегают к крестному знамению, воспринимая его как древний необязательный обычай. Некоторые же и вовсе отвергают крест, считая его лишь трагичным символом казни Христа. Они не понимают, зачем люди крестятся, считая это идолопоклонством.
Однако святые апостолы не гнушались креста, а превозносили его (Гал. 6:14), (Фил. 3:18). В одном из Посланий апостол Павел прямо говорит, что крест примирил человека и Бога (Еф. 2:6). Иерей Сергий Кобзарь отмечает:
«Посредством Креста не только был убит наш любимый Христос, но и человек получил возможность спасения. Поэтому, Крест является напоминанием не о трагедии, а о великой любви Бога к нам, которую Он доказал, отдав Своего Сына на крестную смерть; напоминанием о единственном пути спасения».
Священник добавляет, что крест стал новозаветным жертвенником для величайшей жертвы – Христа. А к жертвеннику ещё со времён Ветхого Завета относились как к благодатной святыне (Исх. 29:37).
В качестве аргумента против крестного знамения протестанты также приводят новозаветные слова «Бог не требует служения рук человеческих» (Деян. 17:24-25). Однако данная цитата является вырванной из контекста, она продолжается словами «как имеющий в чём-либо нужду». Сергий Кобзарь объясняет:
«Бог не нуждается ни в чем – вот смысл этих строк. Но разве это запрет служить Богу при помощи рук? Библия дает немало примеров, когда при молитве и служении Богу участвуют руки. В этом месте нет запрета служить Богу и поклоняться Ему телесно, используя руки».
Чудеса, связанные с крестным знамением
Протоиерей Валериан Кречетов наставляет при любой угрозе совершать крестное знамение и рассказывает о случае, который произошёл с его покойным знакомым – отцом Назарием. Последний служил в подмосковном Переделкино. Однажды его позвали домой к больному для совершения Таинства Причастия. Зайдя в чужой двор, отец Назарий увидел, что на него бежит свирепая собака без привязи. Священник быстро перекрестил псину, и та, словно повиснув в воздухе, резко встала на дыбы, а затем попятилась назад.
Схиархимандрит Тихон (Муртазов) рассказывает, что его знакомая Мария когда-то поехала в Киев в гости к сестре. Муж сестры негативно относился к Православию и наотрез отказывался креститься на молитве перед трапезой. Однажды, лёжа на диване и куря, он решил-таки продемонстрировать своё умение совершать крестное знамение. Но рука мужчины неожиданно оказалась парализованной. Он был крепким спортсменом, однако в тот момент даже двумя руками не мог дотянуть пальцы до лба. Мария подбежала к испуганному мужчине и помогла, трижды перекрестив его же рукой. Тот испытал облегчение и горячо воззвал к Богу, которому десятилетиями не молился. В тот же день мужчина пошёл с женщинами в храм и вскоре воцерковился.
В книге «“Православные колдуны” – кто они?» описывается случай, произошедший в 1993 году в городе Мосальск (Калужская область). В местном Доме культуры проводил массовые сеансы колдун. Верующая журналистка Т., по благословению священника, посетила один из сеансов, чтобы написать о «целителе» разоблачительную статью. Во время мероприятия девушка читала про себя Иисусову молитву. Из-за этого колдун нервничал и был вынужден окончить сеанс.
Экстрасенс вычислил причину своего провала, догнал журналистку и, ругаясь, схватил её за голову. Та сразу почувствовала сильный ожог. Испугавшись, Т. осенила обидчика крестным знамением с краткой молитвой, и тот отступил. Девушка убежала и дома окропила себя святой водой. Долгое время после этого случая наша героиня чувствовала головные боли. Они не снимались лекарствами, но проходили во время молитвы.
Молитвы Святому и Животворящему Кресту Господню
Краткая молитва Кресту
Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.
Иная краткая молитва
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Молитва 1
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.
Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Молитва 2
О, ди́вный чудоде́йственною си́лою четвероконе́чный и трисоста́вный Кре́ст Христо́в! У подно́жия твоего́ во пра́х распросте́ртый, поклоня́юся ти́, честно́е Дре́во, отгоня́ющее от на́с вся́кое де́монское стреля́ние и освобожда́ющее на́с от все́х бе́д, скорбе́й и напа́стей. Ты́ бо еси́ Дре́во жи́зни, ты́ еси́ очище́ние возду́ха, освяще́ние свята́го хра́ма, огражде́ние на́шего жили́ща, охране́ние одра́ моего́, просвеще́ние ума́ моего́, се́рдца и все́х мои́х чу́вств. Твое́ свято́е зна́мение огражда́ет мя́ со дня́ моего́ креще́ния, оно́ со мно́ю и на мне́, во вся́ дни́ живота́ моего́, на су́ше и на вода́х, оно́ же сопровожда́ть мя́ бу́дет до моги́лы, осени́т и пра́х мо́й, оно́ бо, свято́е зна́мение чудоде́йственнаго Креста́ Госпо́дня, возвести́т все́й вселе́нной о часе́ всео́бщаго воскресе́ния ме́ртвых и после́дняго стра́шнаго и пра́веднаго Суда́ Бо́жия.
О, Кре́сте Всечестны́й! Осене́нием твои́м вразуми́, научи́ и благослови́ мя, недосто́йнаго, всегда́ несомне́нно ве́рующаго в непобеди́мую си́лу твою́, огради́ мя от вся́каго врага́ и супоста́та, исцели́ вся́ неду́ги моя́ душе́вныя и теле́сныя.
Го́споди, Иису́се Христе́ Сы́не Бо́жий! Си́лою Честна́го и Животворя́щаго Креста́ Твоего́ поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго. Ами́нь.
Для чего мы крестим детей?
Записки катехизатора
Крестины. Художник: Петр Коровин
Мы не любим богословия
С сожалением нужно признать, что современный человек не любит богословия, а зачастую считает его не имеющим никакого влияния на жизнь и поэтому излишним. Споры о единосущии Отца и Сына, захватившие широкие народные массы в Римской империи IV века, кажутся нам просто фантастическими. В наши дни разговоры на рынке, в бане, в транспорте, к примеру, о пенсии, зарплатах, ценах на продукты и бензин обязательно найдут сочувствие и поддержку окружающих. Но разговор в той же среде о догматах трудно даже представить. Догмат в представлении современного человека – это такая архаика, о которой сегодня странно и упоминать.
Печально, что равнодушие к богословским вопросам во многом свойственно и людям церковным. Как-то мне пришлось подменять на катехизаторских курсах преподавателя по истории Русской Церкви. Одна из учащихся впоследствии сетовала «в кулуарах»: «Андрей Александрович везде догматику найдет!» Конечно, причиной недовольства здесь послужила и моя недостаточная подготовка по исторической дисциплине. Но и факт недовольства самим наличием богословских вопросов в этом случае показателен.
Как ни странно, подобную незаинтересованность в догматике можно заметить и на более высоких уровнях. Два с лишним года назад в Москве Отдел религиозного образования и катехизации провел 25 различных секций в рамках Рождественских чтений. Из них 24 были посвящены преподаванию основ православной культуры в школе и лишь одна – катехизации. Интересно и то, что на самих собраниях катехизаторов со всей России почти все внимание падает на методики катехизации. Подразумевается, что содержание огласительных и просветительских бесед является для всех общим местом, что на самом деле не всегда соответствует реальности.
При всем этом даже если какие-либо богословские дискуссии, что называется, паче чаяния разрывают узор идущих почти сплошняком докладов, то они не получают поддержку участников и особенно – ведущих мероприятия (регламент!).
Если же говорить о простом народе, то в его среде невосприимчивость даже к элементарным вопросам веры доходит порой до какого-то запредельного уровня.
Для чего мы крестим детей?
В один из выходных было много крестин. Родители и крестные десяти или пятнадцати младенцев заполнили помещение воскресной школы. Кто-то сидит, кто-то за недостатком места слушает стоя. Задаю обычный вопрос:
– Скажите, пожалуйста, для чего мы крестим детей?
– Хорошо. Давайте я вам помогу, а вы дополните, если я что-то забуду: «потому что наши предки были православными», «чтобы у ребенка был Ангел-Хранитель», «чтобы Бог его защищал от всех бед», «от сглаза и от порчи», «чтобы он не болел», «чтобы можно было помянуть о здравии», ну и, коротко говоря, «чтобы у него все в жизни было хорошо».
Окидываю взглядом слушающих. Всеобщее одобрение! Кто-то улыбается, кто-то радостно кивает. Осторожно интересуюсь:
– Может быть, я что-то забыл? Может, кто-то хочет дополнить?
На лицах – тревога и недоумение. После небольшой паузы стоящая по правую руку от меня женщина твердо заявляет:
– Да нет, вы все перечислили.
«Попы на “гелендвагенах”»
Сколько бы мы ни говорили, что человек в Церкви должен искать не человека, а Бога, человек, даже когда он ищет Бога, приходит к Нему чаще всего через человека. Но здесь ситуации бывают самые разнообразные, и если кто-то соблазняется служителями Церкви, то причина этого соблазна может быть реальной, а может – вполне надуманной, основанной лишь на желании человека соблазниться. Одна из любимых тем для соблазна – священнические автомобили. Сам я, переболев подобными темами в свое время, давно к ней равнодушен. Если священник деятельный, любящий свое служение и людей, искренне стремящийся послужить Церкви, то, по мне, пусть он хоть на вертолете летает. Но многие мыслят иначе.
На одной из огласительных бесед крестный очень живо отзывался на мою речь, но при этом, не в силах удержаться от комментариев, периодически прерывал говорящего, явно стараясь показать себя осведомленным в церковных вопросах. Но комментарии его имели по большей части негативный характер. То ли он не так давно вернулся из поездки в Санкт-Петербург, то ли жил там, но говорил почему-то исключительно о питерских храмах:
– Вот раньше: зайдешь в храм и чувствуешь что-то особенное, что это действительно святое место. Сейчас в храмах такого нет. Зашел я в Казанский – и как будто где-то в магазине или на вокзале.
Пытаюсь воздействовать на собеседника наводящими вопросами:
– А вы уверены, что в вашем ощущении виноваты храмы? А может быть, причина в том, что изменилось что-то в вашей душе?
Мой собеседник несгибаем:
– Да нет, что там изменилось?! Конечно, что-то с храмами. Благодать уходит.
Мой собеседник несгибаем: «В душе у меня что-то изменилось?! Да нет! Это с храмами что-то не так…»
Ссылаюсь на святых отцов, вспоминаю кусочек зеркала, попавший Каю в глаз. Никакого эффекта.
Продолжаю беседу. Наш крестный внезапно от храмов перекидывается на духовенство:
– Священники уже совсем стыд потеряли. Вот в Исаакиевском соборе батюшка прямо на глазах у всех выходит из храма, садится в «Гелендваген» и уезжает.
К автомобилям я равнодушен с юности, поэтому переспрашиваю:
– А что такое «Гелендваген»?
Мой собеседник растерян. Он не мог представить, что существуют мужчины, которые не знают ответа на такой простой вопрос.
– «Мерседес»… – пожав плечами, отвечает он.
Столь однобокий разговор о храмах и священниках меня начинает утомлять. Поэтому решаюсь прибегнуть к рассуждению «от противного»:
– А вы считаете, что если бы батюшка ездил на телеге, то все прямо побежали бы в храм?
Мама ребеночка от неожиданности расхохоталась, а мой оппонент смутился и насупился, но больше беседу не прерывал.
В этом споре я остался вроде как победителем, но все же проблема существует. Для многих дорогие автомобили священников остаются соблазном. Не случайно ведь, к примеру, владыка Пантелеимон (Шатов) до недавнего времени ездил на «Волге». А покойный наместник монастыря Оптина Пустынь архимандрит Венедикт (Пеньков) большую часть своего наместничества проездил на трехдверной «Ниве». Думаю, что он-то как раз при желании мог позволить себе и вертолет. Но при этом не приобрел для своих поездок даже иномарку. «Народ соблазняется», – был его основной аргумент. Лишь в последние годы наместник Оптиной пересел на другую «Ниву», но только «Шевроле».
Такое заботливое отношение к пастве вызывает уважение, но для меня остаются вопросы: насколько важна марка автомобиля, на котором передвигается священник, и правда ли, что дорогие авто батюшек являются серьезной преградой для приходящих в храм? Из своего опыта я сделал вывод, что в большинстве случаев тема иномарок – это лишь повод для самооправдания тех, кто просто не желает жить церковной жизнью.
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»
Один знакомый священник рассказал мне следующую историю. Пришли к нему как-то раз на катехизаторскую беседу две взрослые женщины. То, что они по-разному воспринимали слова батюшки, можно было увидеть невооруженным глазом. Одна была вся слух, вся внимание. Казалось, не только ум, но и сердце ее влагались в речь говорящего, как в слова самой искренней молитвы. Слушательница не сводила с него глаз, смотрела в рот, мимикой, жестами, киванием главы, всем своим видом показывала самое живое сочувствие христианским истинам веры и жизни. Чувство радости разрасталось в душе проповедника. Семя благовестия явно ложилось в самую благоприятную почву.
Противоположную картину являл собой вид другой слушательницы. С каким-то несколько смущенным, но в большей степени равнодушным видом слушала она православного пастыря. Смотрела больше по сторонам или в пол. Казалось, что единственное ее желание в настоящий момент – дождаться окончания беседы и вернуться к привычным делам и разговорам.
Закончил батюшка, как обычно, подробным рассказом о необходимости Исповеди и Причастия, а также – о подготовке к этим Таинствам.
Каково же было удивление священника, когда в скором времени его равнодушная слушательница пришла к нему с дополнительными вопросами, после чего подготовилась и приступила к таинствам Исповеди и Причастия. Впоследствии она стала постоянной прихожанкой храма. Удивление иерея усугубилось тем, что другую – восторженную – слушательницу он больше так и не увидел.