отчет по практике психолого педагогической практике в детском саду
Отчет по психолого-педагогической практике в детском саду
Предмет: | Психология |
Тип работы: | Отчёт по практике |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 09.04.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме, напишите мне в whatsapp, разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых отчётов по практике по психологии:
Посмотрите похожие темы. Возможно, они вам могут быть полезны:
Введение:
Учебная практика является частью подготовки будущих психологов.
Базовая практика: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего типа с приоритетными направлениями деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Мечта» (МБДОУ № 7 «Мечта») г. Зеленогорск, Красноярский край.
Целевая аудитория: подготовительная группа к школе «Любознательные мечтатели».
Цель учебной практики: формирование и развитие навыков педагога-психолога в детском образовательном учреждении, направленных на обеспечение психического здоровья и развития личности детей.
Задачами образовательной практики является:
Содержание учебной практики:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего типа с приоритетным осуществлением мероприятий по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Мечта» является некоммерческой организацией.
Адрес юридического лица: 663690, Красноярский край, Зеленогорск, ул. Мира, д. 8 «д».
Прием детей с 6.30 до 7.45.
Детские группы оснащены мебелью, соответствующей возрастным стандартам. В детском саду есть спортзал, оснащенный спортивным оборудованием, отвечающим требованиям санитарных норм, музыкальная комната, кабинет психолога, логопеды, музыкальные директора, английский кабинет, художественная студия.
Территория детского сада полностью благоустроена. Все пешеходные зоны имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный сайт, оборудованный с учетом возрастных потребностей. Большое внимание уделяется безопасности студентов и сотрудников. В заведении есть автоматическая пожарная сигнализация. Территория детского сада огорожена.
Управление МБДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом МБДОУ. Непосредственное руководство и управление деятельностью осуществляет руководитель. Форма самоуправления дошкольного образовательного учреждения: общее собрание трудового коллектива, совет дошкольного образовательного учреждения, педагогический совет, родительский комитет.
Структура и органы управления детского сада №7 «Мечта»
Цель детского сада: развитие ключевых компетенций учащихся, обеспечение успеха ребенка в окружающем обществе через качество образовательных потребностей на основе инновационных технологий.
Ясельная группа «Крошки-мечтатели»
1 младшая группа «Малышки-мечтатели»
1 средняя группа «Почемучки-мечтатели»
1 старшая группа «Дружные мечтатели»
1 подготовительная группа «Любознательные мечтатели»
Педагогический персонал дошкольного образовательного учреждения составляет 16 человек: руководитель, 10 воспитателей, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, психолог, учитель дополнительного образования, старший воспитатель и 2 медицинских работника. Профессиональная квалификация учителей:
Со школьниками взаимодействуют специалисты: психолог и 2 музыкальных руководителя.
Уровень образования учителей соответствует требованиям. Все преподаватели старше 3 лет проходят курсовую работу в объеме не менее 72 часов.
Педагогический коллектив реализует «Базовую общеобразовательную программу дошкольного образования», разработанную на основе:
Работа команды основана на взаимоотношениях административного аппарата с учителями, специалистами и семьями учеников. В то же время результаты опроса семей приемных детей показали, что 90% родителей удовлетворены уровнем образования и воспитания детей; доступные формы работы (беседы, консультации, информация в родительском уголке, выставки, фотоэскизы, конференции, мастер-классы, творческие мастерские и т. д.).
Для реализации образовательного процесса МБДОУ:
Создана современная развивающая среда для воспитания и развития детей. Эмоциональное благополучие и комфортное пребывание учеников обеспечивается системой событийно-познавательных и творческих проектов, праздников, развлечений. Педагоги стремятся создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Организовано в предметно-развивающей среде МБДОУ:
Образовательная среда создается с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей учащихся и разработана таким образом, чтобы в течение дня ребенок мог найти для себя увлекательный урок. Мебель, игровое оборудование было приобретено с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В групповых комнатах оформлены различные зоны и уголки: игровые, физические, познавательные, природные уголки и другие, оснащенные различными материалами в соответствии с возрастом детей. Благодаря помощи родителей и творческому подходу учителей на площадках появились новые клумбы, игровые площадки для дорожек здоровья, уголки с экзотическими животными, мини-озера с мостами и куклы.
На базе МБДОУ создана психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК), основной целью которой является оказание диагностической, коррекционной, психолого-медико-педагогической поддержки дошкольникам с особыми потребностями на основе реальных возможностей образовательного учреждения. учреждение и в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастом и индивидуальными особенностями; состояние соматического и психического здоровья детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда и материально-техническое оснащение способствуют реализации основных целей и задач, которые направлены на укрепление здоровья детей, формирование их познавательного интереса, развитие творчества и игры деятельность, учитывающая социально-психологические особенности ребенка.
Организация деятельности педагога-психолога МБДОУ №7 «Мечта»
В начале практики вместе с психологом был составлен индивидуальный план работы на период практики.
Затем я познакомился с системой психологической работы в детском саду:
2. Документы и методические материалы психолога:
3. Цели и задачи психолога. В ходе стажировки я изучал деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, целью которого является создание условий для формирования психического, социального и личностного здоровья учащихся, обеспечения эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности каждого ребенка в целом.
Задачи психолога в дошкольном образовательном учреждении:
Вся работа педагога-психолога строится в соответствии с «Положением о психологической службе», которое определяет рамки профессиональной компетенции, а также в соответствии с должностной инструкцией и функциональными обязанностями.
4. Ознакомление с направлениями и методами работы психолога.
Основные направления работы психолога МБДОУ:
5. Планирование работы педагога-психолога МБДОУ. Планирование работы психолога состоит из долгосрочного плана на учебный год, ежемесячного календарного плана, текущих планов работы на неделю и ежедневного плана работы. Перспективный план работы психолога отражает стратегию психологической службы образовательного учреждения: цели и задачи психологической поддержки естественного развития детей; выявление психологических причин развития трудностей, связанных с неэффективностью педагогического процесса; определение направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с долгосрочными планами детского сада, и представляется в педагогический совет и утверждается руководителем учреждения. Календарные планы помогают психологу в полной мере реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих функциональных обязанностей, для психолога удобнее в календарной сетке плана предусматривать доминирующие действия.
План на неделю, составленный на основе долгосрочных и календарных планов и учитывающий психологические запросы клиентов, запросы администрации и преподавательского состава, отражает все содержание мероприятий психолога, запланированных на конкретные дни. недели и часы. В ежедневных планах работы указаны конкретные виды деятельности и формы работы.
Чтобы лучше узнать детей и понять, есть ли отклонения от нормы, педагогический психолог в детском саду использует определенные методы. Он может приходить на занятия в группе и наблюдать за поведением детей. Психолог интересуется, как дети взаимодействуют друг с другом, могут ли они общаться. Здесь вы можете сделать выводы о характеристиках отдельных детей, посмотреть, что кому-то нравится делать (кто-то играет в активные игры, кто-то спокойно отвлекается от сверстников, кто-то агрессивен, кто-то гиперактивен).
Типичные проблемы дошкольников, которые решает психолог:
Одним из основных направлений работы психолога в дошкольном образовательном учреждении является психологическая диагностика. Основными диагностическими заданиями для дошкольников являются:
По результатам опроса педагог-психолог выявляет детей, у которых есть проблемы интеллектуального или личностного развития. У таких детей проводится глубокая диагностика с целью выявления причин отклонений. В то же время психолог дошкольного образовательного учреждения имеет возможность наблюдать за своими подопечными (детьми) более одного года в различных видах деятельности, играх, общении со сверстниками, взрослыми и получать необходимую информацию о развитии ребенок от воспитателей, родителей и других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей и обеспечивают более эффективную помощь.
Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть трудностей, с которыми сталкивается ребенок, помогает понять ребенка и обеспечить его необходимым помощь. В своей работе педагог-психолог использует обширный диагностический материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребенка в соответствии с его возрастными стандартами. Обычно занятия проводятся в кабинете психолога, где детям предлагают задания, которые выглядят как игра для детей. По результатам диагностики психолог МБДОУ делает вывод об общем уровне развития ребенка, его сильных и слабых сторонах. После этого разрабатываются и проводятся коррекционные и развивающие занятия (в группе или индивидуально, в зависимости от потребностей конкретного ребенка).
В процессе прохождения практики я изучала не только деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения, но и вела самостоятельную работу. Чтобы вести самостоятельную деятельность, я был прикреплен к подготовительной для школы группе «Любопытные мечтатели». Список детей подготовительной группы для группы любопытных мечтателей:
В ходе практики я проводил наблюдения за детьми, чтобы оценить их личное поведение в различных видах деятельности вместе со сверстниками и выявить причины, которые влияют на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. В ходе мониторинга поведения детей в различных ситуациях я фиксировал их действия, высказывания, оценивал степень выраженности отношения к окружающим в различных видах деятельности. Знание особенностей личностного поведения детей помогает прогнозировать ситуацию межличностного взаимодействия, которая может развиться в группе, и регулировать ее, корректируя поведение каждого отдельного ребенка.
На основании наблюдения за детьми, а также на основании медицинских и личных данных я составила психологическое описание ребенка по Артему К.
По результатам моего наблюдения я также определил ребенка (Андрей Д.), который нуждается в психологической коррекции эмоциональной и личной сферы. При разговоре с ним выявлен сниженный интерес к окружающей действительности, ребенку становится скучно со сверстниками. В то же время показатели психического развития у ребенка выше среднего. Выяснилось, что семью ребенка активно учат и стараются подчеркнуть его уникальность, намекая на то, что он «не такой, как все».
Я пришел к выводу, что для решения проблемы необходимо проводить консультативные беседы с родителями и вовлекать ребенка в групповые занятия с психологом, чтобы повысить интерес к общению со сверстниками.
На основании результатов диагностики я составил и провел коррекционно-развивающий урок «Ходьба в зимнем лесу», задачей которого является психологическая коррекция эмоциональной и личностной сферы, а также развитие познавательных процессов, речь, мышление, воображение, стимулирование внимания, расширение словарного запаса и развитие способности к согласованному взаимодействию.
Одним из важнейших мест в деятельности педагога-психолога нашего МБДОУ является психологическая подготовка детей к школе. Основной целью психологического обследования готовности ребенка к школе является выявление его индивидуальных особенностей.
В соответствии с планом практики, под руководством психолога, я подготовил и самостоятельно провел психологическое обследование детей подготовительной группы для выявления уровня психологической готовности к школе по методике «Дома» Н.И. Гуткина. Эта техника является задачей для рисования изображения дома, отдельные детали которого состоят из заглавных букв. Задание позволяет выявить способность ребенка ориентироваться в образце в его работе, умение точно копировать его, выявлять особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Процедура осмотра: перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. Я прошу вас нарисовать на этом листе точно такую же картинку, как и на этом листе (лист с изображением дома находится перед испытуемым). Не торопитесь, будьте осторожны, постарайтесь сделать свой рисунок точно таким же, как на этом образце. Если вы что-то нарисовали неправильно, не трите это ластиком или пальцем (вы должны убедиться, что у ребенка нет резинки). Надо правильно рисовать сверху не ту или другую. Вы понимаете задачу? Тогда приступай к работе.» Когда ребенок сообщает о завершении работы, его приглашают проверить, все ли с ним в порядке. Если он видит неточности в своем чертеже, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Диагностика была проведена мной в групповом формате. Я усадил детей за столы, выложил все необходимое для них и дал инструкции. Дети внимательно слушали это задание, с энтузиазмом выполняли его и очень старались при черчении. Некоторые дети разговаривали друг с другом, а другие пытались «подсмотреть» с соседом.
Данные исследований свидетельствуют о том, что у детей способность ориентироваться в образце и копировать его в основном хорошо сформирована (при копировании рисунка есть небольшие неточности). Уровень развития произвольного внимания и формирования пространственного восприятия у детей находится в основном на среднем уровне. Прекрасные моторные навыки достаточно развиты.
Диагностический анализ позволяет более эффективно организовать и координировать работу педагога в группе, а также психолога-педагога для проведения развивающих занятий. По результатам опроса для работы с детьми, показавшими средние результаты, была предложена коррекционно-развивающая программа «Дорога в школу».
Согласно результатам диагностики, на родительском собрании состоялся разговор с родителями детей, в котором указывалось, что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению считать, читать и писать, а должна приучить ребенка к настойчивости, тренировать его внимание, память, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать.
Таким образом, основная задача педагогического коллектива и психолога МБДОУ состоит в том, чтобы создать условия для наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе различных видов активной деятельности происходит зарождение наиболее важных новообразований развития, которые подготавливают к выполнению новых задач.
Заключение
Моя практика проходила в МБДОУ д / с № 7 «Мечта» в Зеленогорске, в ходе которого я познакомился с тем, как организовать работу МБДОУ в целом, с преподавательским составом и особенностями работы психолог.
Деятельность МБДОУ направлена на гармоничное воспитание детей в тесном сотрудничестве с родителями. Команда дружная и вместе решает задачи и возникающие проблемы. В ходе практики я познакомился с направлениями МБДОУ, видами планирования и контроля в МБДОУ. Я участвовал в подготовке и проведении педагогического совета.
Педагог-психолог имеет большой опыт дошкольного образования и высокий уровень профессионализма в решении поставленных задач. Анализируя деятельность педагога-психолога, я изучал: служебные и функциональные обязанности педагога-психолога; основные направления, методы и формы работы; планы работы; особенности документации; различные диагностические методики, применяемые в практике психолога дошкольного образовательного учреждения, в том числе изучение психологической готовности детей к школе; особенности обработки и интерпретации результатов исследований, написание выводов к ним. Кроме того, на протяжении всей практики она принимала участие в плановой работе психолога, выполняла функции психолога в различных сферах деятельности.
Во время стажировки я наблюдала за детьми из прикрепленной группы, выявляла их проблемы. На основании результатов наблюдения была составлена психологическая характеристика для ребенка, и с детьми был проведен независимый коррекционно-развивающий урок на тему: «Прогулка по зимнему лесу».
Во время урока, если необходимо, она использовала индивидуальный подход к слушателям, например, в форме ответов на их вопросы, высказывая самый сложный материал, адекватно оценивая детей и давая время для подготовки к вопросу, если были любые трудности.
Важным направлением деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении является психологическая диагностика готовности детей к школе. На основе изученных материалов в ходе практических занятий приобрела практические навыки психологического тестирования. Так, в соответствии с планом практики, я самостоятельно провел индивидуальный диагноз психологической готовности детей подготовительной группы к школе, по методике «Дом» Н.И. Гуткина, а также проанализировал их результаты, которые показали средний уровень готовности наших детей.
На основании результатов диагностики я предложила коррекционно-развивающую программу по повышению уровня готовности к школьному образованию по теме: «Дорога в школу». А также был подготовлен разговор на тему: «Скоро в школу» для родительского собрания.
В ходе практики мне помогал психолог в дошкольном учреждении, который давал советы и подбирал материал для практических упражнений, а также помогал мне с подготовкой результатов диагностики и подбором характеристик для детей.
Таким образом, при прохождении учебной практики у меня сформировалось представление о моей будущей профессиональной деятельности по специальности. Я научился правильно ставить цель исследования, выдвигать гипотезы, выбирать правильный экспериментальный материал; сравнивать и обобщать результаты исследований, правильно обрабатывать полученные данные.
В то же время в ходе практики у меня тоже возникали проблемы. Итак, поначалу мне не хватало опыта, я боялась, что дети не смогут наладить хороший контакт и т. д., но с каждым днем я чувствовала себя все увереннее. Например, если процедура проведения психодиагностики и обработки показателей, как правило, не особенно сложна, поскольку всю необходимую информацию можно найти в руководстве, которое имеется в каждой психодиагностической технике. Но возникли трудности, связанные с анализом и интерпретацией результатов, поскольку они обеспечены широкими знаниями в смежных областях психологии.
В целом у меня остались очень хорошие впечатления от практики. Практика дает много знаний, вам просто нужно правильно настроиться и серьезно относиться к своей работе.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Отчет о прохождении педагогической практики в ДОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Севастопольский государственный университет
о прохождении учебной практики в группе детей раннего возраста №2
Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Севастополя «Детский сад №88»
Выполнили студенты группы ПОд/б-31-О
Проверили: Руководитель практики от
ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад №88»
Бабинец Марина Олеговна_____________
Руководитель практики от университета
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №88» является организацией дошкольного типа, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.
Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в территориальном органе Федерального казначейства города Севастополя, печать со своим наименованием, бланки, штампы.
Учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:
ü реализация государственной политики по образовательным программам дошкольного образования;
ü реализация основных образовательных программ дошкольного образования;
ü осуществление обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, обеспечение охраны здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности;
ü реализация дополнительных общеобразовательных программ;
ü взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №88 начало функционировать с 1968 года. Проектная мощность 12 групп, фактически функционируют 11 групп: 2 группы раннего возраста; 9 групп для детей дошкольного возраста и спортивный зал. Режим работы с 7.00 – 19.00 ч. Плановая численность детей 225, фактически списочный состав 256 детей.
Девиз дошкольного образовательного учреждения:
Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми.
Цель: построение работы ДОУ в соответствии с ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Ø Повышать двигательную активность, укрепляя здоровье, развивая физическую подготовленность через формирование необходимых знаний и умений о здоровом образе жизни.
Ø Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края.
Ø Совершенствовать работу по познавательно-речевому развитию детей в соответствии с возрастными особенностями в контексте ФГОС ДО и обогащению содержания работы по региональному компоненту
Кадрами дошкольное образовательное учреждение укомплектовано полностью:
* Заведующий – Галянт Лидия Алексеевна, образование высшее, педагогический стаж работы – 30,5 лет.
* Заместитель по безопасности – Ставпивский Владимир Николаевич
* Старший воспитатель – Бабинец Марина Олеговна, образование высшее, высшая категория, педагогический стаж работы 22 год.
* Музыкальный руководитель – Бекирова Наджие Русламовна, образование высшее, специалист высшей категории, педагогический стаж 20 лет.
* Музыкальный руководитель – Пискун Оксана Ивановна, образование высшее, педагогический стаж работы 0,3 месяца.
* Инструктор по физической культуре – Пирогова Мария Анатольевна, образование средне-специальное, стаж работы 6 лет.
* Педагог дополнительного образования /хореограф/ – Винокурова Наталья Александровна, образование средне-специальное, педагогический стаж работы 3 года.
* Воспитатель гр. №2 – Черненко Александра Владимировна, образование неполное высшее, педагогический стаж работы 1 месяц.
* Помощник воспитателя гр. № 2 – Стефанова Оксана Юрьевна, образование среднее профессиональное, стаж работы 11 лет 5 месяцев
Образовательный процесс в ГБДОУ осуществляют 21 педагогов и узких специалистов. Педагоги имеют достаточный уровень специальной образованности:
· С высшим образованием – 9 человек (44%)
· Со средним специальным образованием – 11 человек (56%).
Нормативно – правовая база
1. Устав образовательной организации
2. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями)
3. Свидетельство о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту её пребывания
4. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица
5. Приказ о назначении руководителя образовательной организации
6. Договор между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями)
7. Дополнительное соглашение к договору по родительской плате за присмотр и уход за детьми
8. Бланк заявления на зачисление ребенка в дошкольное учреждение
9. Бланк заявления на компенсацию родителям
10. Согласие на получение медицинской помощи
11. Согласие на обработку персональных данных
12. Согласие родителя на фото и видеосъемку ребенка
13. Договор между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями) об оплате за присмотр и уход за ребенком в детском саду за счет средств материнского капитала
14. Бланк заявления на сохранения места в дошкольном учреждении на период отсутствия ребенка
15. Бланк заявления родителя на право забирать ребенка из детского сада
16. Бланк заявления на отчисление ребенка из дошкольного учреждения
17. Программа развития ГБДОУ «Детский сад №88» на 2016-2020 гг.
по выполнению плана учебной практики
Выход первый 26.11.2018 г.
Цель : изучение условий, созданных в группах раннего возраста, формирование представлений о деятельности воспитателя группы раннего возраста, ознакомление с построением развивающей среды, документацией.
На встрече с руководителем практики Бабинец М.О. нас ознакомили со структурой образовательной организации ГБДОУ «Детский сад №88». Также мы смогли изучить Годовой план работы детского сада и документацию воспитателя группы детей раннего возраста Мельниченко Е.В.
Таким образом, содержание настольной папки документов воспитателя выглядит следующим образом:
1. Рабочая программа гр.№2 (составлена на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы»)
2. Перспективное планирование 3 г.ж. на 2018-2019 уч. год (три папки «Осень», «Зима», «Весна», которые содержат подразделы: «Лексические темы», «Литература», списки детей группы и по подгруппам, тематическая карта по неделям, календарно-тематический план)
3. Рекомендации к планированию гр.№2 3 г.ж.
4. Журнал учета посещаемости детей
5. Журнал утреннего приема детей
6. Журнал протоколов родительских собраний
7. Тетрадь осмотра участка
8. Тетрадь по повышению профессионального уровня воспитателя, которая включает разделы по работе на семинарах, консультациях, по оснащению педагогического процесса, по посещению мероприятий, работа по самообразованию и наставничеству
9. Книга сведений детей и их родителей
10. Карты нервно-психического развития детей
11. Адаптационные листы
12. Методическое пособие по подготовке и проведению эвакуации в случае ЧС
13. Советы психолога воспитателю в работе с детьми
14. Лист здоровья детей
15. Целевые прогулки
Была проведена беседа с заведующей, методистом дошкольного учреждения, знакомство с литературой, картотекой организации работы в группах раннего возраста в методическом кабинете.
После этого было осуществлено распределение студентов по группам для наблюдения за особенностями организации в группах раннего возраста.
1. Мы ознакомились с помещением группы, расположением и назначением всех комнат, их оборудованием. Во время осмотра группы мы убедились, что в игровой комнате созданы условия для предметной и ориентировочно-познавательной деятельности, индивидуальных игр, развития движений, приобщения малышей к изобразительной деятельности, сенсорного развития.
2. Мы ознакомились с интерьером группы раннего возраста. Данная группа полностью соответствует эстетическим требованиям предъявляемым группам раннего возраста: комнаты светлые и чистые, имеют приятный светло-желтый цвет, спальня – спокойных персиковых тонов, в игровой имеются 3 стола в форме цветов (желтый, синий и зеленый) для занятий и приема пищи, игровая зона красочная, чистая и всегда прибранная, всё всегда лежит на своем месте.
3. Анализируя предметно-пространственную среду в группах раннего возраста, можно сделать вывод, что она соответствует интересам ребёнка и его психологическому здоровью, реализуются ли в ней принципы построения развивающей среды. Игровая зона оборудована специальной мебелью для сюжетно-ролевых игр (кухня, больница, салон красоты и др.), в группе достаточно машинок для каждого ребенка, развивающие игрушки находятся в свободном доступе для детей.
Мы пронаблюдали за распределением обязанностей между воспитателем и помощником воспитателя. По итогам наблюдений составили таблицу распределения обязанностей в группе и составили хронометраж участия воспитателя и помощника воспитателя в организации режимных процессов в соответствии с возрастом и анатомо-физиологическими особенностями детей раннего возраста по схеме (см. Приложение А)
Для продолжения практики нам необходимо было составить карманную книжку воспитателя, которая содержит потешки, песенки и прибаутки для обеспечения режимных моментов.
Выход второй 27.11.2018
Цель : наблюдать за детьми во время самостоятельной и организованной деятельности. Учить анализировать организацию педагогического процесса в группах раннего возраста. Изучить документацию на ребёнка раннего возраста (с целью выявления особенностей ребёнка).
В ходе дня мы проанализировали деятельность педагога Мельниченко Е.В. при организации учебно-воспитательного процесса в первой половине дня в группе раннего возраста. Исходя из этого, можем сделать следующие выводы:
— режим группы соответствует программе воспитания в детском саду;
— воспитатель и обслуживающий персонал работают слаженно, работа воспитателя соответствует плану;
— режимные процессы готовятся организованно, воспитатель заранее к ним готовится;
— в целом отношение детей к режиму дня и режимным процессам положительное, за исключением нескольких детей, требующих индивидуальные особенности поведения;
— во время приема детей, который осуществляется в группе, воспитатель организовывает игровую деятельность детей или привлекает их к посильному труду; воспитатель внимательно относится к самочувствию детей, активно использует игровые приемы с целью отвлечь ребенка от расставания с родителями, вызывая положительные эмоции;
— утренняя гимнастика в группе №2 начинается вовремя, длиться около 5-7 минут, для ее организации понадобилось около 2 минут; количество повторений гимнастических упражнений соответствует программе данной возрастной группы; темп гимнастики соответствовал возрастным возможностям детей, педагог обращал внимание на дыхание детей; в целом утренняя гимнастика вызвала положительные эмоции у детей;
— процедура умывания проводится организованно по подгруппам (одни умываются, другие сидят в игровой комнате под присмотром няни); для данной процедуры заранее готовы мыло, личные полотенца, висящие у каждого на своем крючке; во время и после умывания воспитатель проговаривает соответствующие стишки и всячески поощряет словом правильное выполнение процедуры; практически у всех детей сформирован навык умывания, некоторые немного разбрызгивают воду;
— во время приема пищи каждый ребенок знает свое место за столом, приносит и ставит стульчик на это место; все стулья соответствуют росту детей; за стол дети идут по сигналу воспитателя, после беседы о пользе обеда и одевания салфеток (к этому времени няня уже накрыла на столы); пища не была сильно горячей или холодной; во время еды воспитатель следит за посадкой детей, учит правильно держать ложку, пережевывать пищу, приобщает к культуре поведения за столом;
— прогулка детей организовываются согласно плану, используя наблюдения за погодой, птицами и растениями, активно используются воспитателем сюжетные подвижные игры, которые вызывают у детей положительные эмоции; воспитатель систематически проводит беседы о времени года и о характере погоды в данный момент времени, а также обращает внимание на то, как необходимо одеваться в холодную погоду; детям предлагалась посильная работа по наведению порядка на площадке и на веранде, которая вызывала у них положительный отклик;
— дневной сон проводится в заранее проветренной комнате при закрытой двери (в это время няня проводит послеобеденную уборку); в комнате установлено довольно большое количество кроватей, что затрудняет передвижение воспитателя по комнате; детские постели подготавливаются заранее няней; в комнате достаточно тепло; перед тем как лечь ребенок обращается за помощью к воспитателю и тот помогает ему раздеться; настроение перед сном у всех разное: некоторые сразу засыпают, с некоторыми нужно посидеть и спеть колыбельную; перед сном никакие подвижные игры, песни и танцы в воспитательной работе не используются; во время сна педагог включает негромкую спокойную мелодию, способствующую расслаблению;
— при организации познавательной деятельности соблюдается системный подход к развитию и обучению детей, предусматривается закрепление знаний, умений в ходе игры, трудовой деятельности детей; занятия вызывают положительные эмоции у детей и желание заниматься этой деятельностью снова; педагог старается привлекать всех детей к выполнению заданий, а также всячески активизирует их речь;
— при организации игровой деятельности детей воспитатель подбирает игры, соответствующие возрасту детей, способствующие обогащению опыта и формированию знаний, умений и навыков; в группе имеется достаточное количество одинаковых игрушек, в которые детям интересно играть; воспитатель систематически напоминает детям о бережном отношении к игровому материалу и приучает детей класть игрушки на свои места
С целью выявления особенностей детей раннего возраста нами была изучена документация на каждого из ребенка. Были изучены карты нервно-психического развития детей (см. Приложение Б) а также пособие для педагогов дошкольных учреждений «Развитие ребенка дошкольного возраста» Е.Н. Вераксы и А.Н. Вераксы (рис. 1)
Рис.1. Пособие для педагогов дошкольных учреждений
«Развитие ребенка дошкольного возраста» (Н.Е.. Веракса, А.Н. Веракса)
Мы пронаблюдали за навыками и умениями детей, проявляемыми в различные режимные моменты, и обратили внимание на следующее:
1) проведение режимных моментов и воспитательной работы в группе раннего возраста имеет свою специфику (все мероприятия проводятся точно по графику режима дня, прогулка и сон проводятся немного раньше, чем в других группах, все действия детей сопровождаются речью педагога и воспитателя);
2) режим в группе №2 соблюдается неукоснительно, исключения бывают лишь по причине дождливой погоды, когда дети вместо прогулки играют с воспитателем в группе;
3) уровень овладения детьми культурно-гигиеническими навыками высокий для данного возраста, однако одеваться и раздеваться помогают воспитатель и няня;
4) воспитатель и няня работают очень слаженно, понимают друг друга с полуслова.
Тема. Наблюдение и организация самостоятельной деятельности детей.
Цель: готовить студентов к выполнению педагогической функции в качестве помощника воспитателя.
Задание 1. Участие в режимных моментах
В течение дня мы принимали посильное участие в режимных моментах гр.2 (прием детей, кормление, одевание и раздевание, укладывание спать)
Также, осуществляли помощь в организации игровой деятельности детей: с девочками играли в мам (манипулировали предметами игрушечной кухни), с мальчиками организовывали гонки на машинках, со смешанной группой играли в доктора).
В первой половине дня согласно расписанию было запланировано музыкальное занятие, поэтому мы участвовали вместе с детьми и воспитателем в подготовке новогоднего утренника.
От воспитателя мы получили консультацию по кормлению детей и укладыванию спать.
Задание 2. Самостоятельное проведения развлечений с детьми раннего возраста. Показ кукольного театра.
С помощью воспитателя мы определили сказку «Колобок» для показа кукольного театра и составили краткий конспект:
Конспект кукольного театра
по русской народной сказке «Колобок»
Цель: создание условий для эмоционального развития детей в процессе театрализованной деятельности.
1. Учить внимательно слушать сказку, сопровождаемую показом перчаточных кукол.
2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
3. Совершенствовать двигательную активность в игре со стихотворным сопровождением, формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.
4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, развивать способность к импровизации, речевую активность детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникация.
Формы организации: групповая.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», рассматривание героев кукольного театра, чтение р.н. с «Колобок».
Оборудование: Перчаточные куклы: бабка, дед, колобок, заяц, волк, медведь, лиса из сказки «Колобок», театральная ширма, стол, стулья .
В рамках выполнения домашнего задания был составлен конспект консультации для родителей «Как научить ребёнка раннего возраста чистить зубы».
Выход четвёртый 29.11.2018
Цель : формировать готовность к выполнению педагогической функции воспитателя. Овладевать методикой организации и проведения занятий с детьми. Учить анализировать деятельность воспитателя раннего возраста.
Нами было проанализировано занятие по физической культуре, которое было проведено воспитателем Мельниченко Еленой Васильевной. Согласно анализу мы сделали следующие выводы:
1. Программное содержание занятия полностью соответствовало возрасту детей.
2. В конспекте занятия программные задачи были сформулированы программные задачи.
3. На занятии активно реализовывался наглядно-действенный метод обучения: педагогом был использован показ упражнений, своевременная коррекция неправильных движений.
4. Соотношение активности воспитателя составляло 50/50%
5. Во время занятия активно использовались игровые моменты.
6. Педагог не использовал в работе вариантов усложнения, воспитатель четко руководствовался методикой.
Наблюдая занятие «Витамины в фруктах и овощах» и прогулку, мы обратили внимание на следующие моменты:
1) были созданы благоприятные условия для занятия на прогулке с детьми;
2) активно была использована наглядность (муляжи фруктов и овощей, игрушки-персонажи);
3) воспитателем на занятии использовался прием проблемного вопроса, на прогулке;
4) эмоциональное состояние малышей было положительное, все были заинтересованы в процессе занятия;
5) уровень познавательной активности детей был высок, они активно отвечали на вопросы и участвовали в распределении фруктов и овощей на разные подносы;
6) стиль общения педагога с детьми оставался демократичным;
7) индивидуальная работа с детьми была проведена во второй половине дня.
В рамках выполнения домашнего задания были изготовлены маски для проведения подвижных игр с детьми раннего возраста:
1) подвижная игра «Паровоз» (нагрудная маска);
2) подвижная игра «Капустка» (маска на голову)
Выход пятый 30.11.2018
1. На основе наблюдений и данных о физическом развитии детей раннего возраста мы определи, что: воспитатель постоянно регулирует длительность сна детей, режим закаливания, количество пищи, темп игр и физических упражнений, а также объём информации, даваемой на занятиях.
2. Обратили внимание на гигиенические условия проведения занятий, форму проведения занятий, физическую нагрузку, качество двигательных умений детей, соответствие задач и содержания возрасту и физическим возможностям ребёнка раннего возраста, эмоциональное состояние детей и воспитателя, обеспечение страховки детей, объяснение и показ, соответствие способов организации детей их возможностям, индивидуальный подход к детям на занятии.
3. Проанализировали развитие двигательных навыков у детей группы №2 и оформили результаты в Таблице 2.
Таблица 2. Развитие двигательных навыков у детей раннего возраста