отчет о прохождении учебной практики на кафедре
Отчет по по учебной (ознакомительноЙ) практике в вузе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
по у чебной (ознакомительноЙ) практике
Место прохождения практики:
ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»,
Институт психологии и педагогики
г. Тюмень поезд 9 мая, 5
Доцент, к.и.н., Волосникова Л.М.
Направление «Педагогическое образование»
Программа «Преподаватель высшей школы»
Файзуллина Наталья Александровна
Доцент, к.п.н., Быков Сергей Александрович
Индивидуальный план прохождения практики 2
ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ 4
ОПИСАНИЕ БАЗЫ ПРАКТИКИ 7
Описание работы практиканта в соответствии с планом практики 10
Анализ нормативной документации 10
Система работы преподавателя вуза 12
Посещение и анализ учебных занятий и внеучебных мероприятий 14
Замечания и предложения студента по организации и содержанию практики 15
Анализ практического занятия 19
Конспект лекционного занятия 23
Психолого-педагогическая характеристика личности студента 26
Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы 29
Отчет о самостоятельно разработанном и проведенном внеучебном мероприятии (профориентационное занятие) 32
Индивидуальный план прохождения практики
1.Ознакомление с нормативной базой, регламентирующей организацию учебно-воспитательного процесса в высшей школе, в вузе, являющемся базой практики
Провести анализ документов:
Закон «Об образовании в РФ»;
Положение о кафедре ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
Положение о системе оценки качества образования в ФГБОУ ВПО «ТюмГУ»;
Методические рекомендации преподавателям ТюмГУ по созданию Учебно-методического комплекса дисциплины;
По ложение о самостоятельной работе студентов в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет»;
ФГОС ВПО Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Бакалавр»);
ФГОС ВПО Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Магистр»).
2.Ознакомление с системой организации учебно-воспитательного процесса в Институте психологии и педагогики с помощью:
3.Ознакомление с системой работы преподавателя вуза
Составить психолого-педагогических характеристики личности не менее чем на 1 обучающегося, 1 учебную группу.
Подготовить планы проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий
Подготовить и провести профориентационное мероприятие
Разработать методические материалы (наглядные пособия, дидактические материалы и др.): ___________________________________________
Руководитель практики: _______________________________________
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
ДНЕВНИК УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКИ
Студента Файзуллиной Натальи Александровны
1 курса, учебной группы 29ПОм142-з
ИНСТИТУТА ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Направление ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Программа ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Фамилия, имя, отчество Файзуллина Наталья Александровна
Институт психологии и педагогики курс 1
Педагогическая практика производится в ФГБОУ ВПО ТГУ Институт психологии и педагогики
С 24 ноября по 20 декабря 2014 года
Общее руководство практикой осуществляет доцент, к.п.н., Быков Сергей Александрович
Отметка о выполнении
Работа с методическими материалами Ознакомление со структурой работы. Материалами учебно-ознакомительной практики.
Посещение дней психологии Мальцева О.А.
«Ролевая игра «Напои Туземку»».
Ознакомление с системой организации учебно-воспитательного процесса в вузе, являющемся базой практики
. Ознакомление с системой работы преподавателя вуза
Провести анализ нормативных документов
Посещение занятий дней психологии: 1) к.пс.н., доц. Андреева О.С. Тема: «Саморегуляция: ужас или ужас-ужас?».
2) Шаймарданова Е. Турнир «Что? Где? Когда?»(1 внеурочное мероприятие)
3) Закрытие Дней психологии.
4) Встреча с выпускниками.
5) Харламов А. Институт психотехнологий, Санкт-Петербург.
6) «Азбука психонетики+».
7)Харламов А. Институт психотехнологий, Санкт-Петербург.
Ознакомление с нормативной базой, регламентирующей организацию учебно-воспитательного процесса в высшей школе, в вузе, являющемся базой практики
Посещение занятий 1) Неумовой Елены Витальевны по дисциплине : Педагогическое взаимодействие ( 2 практики и 2 лекции)
2) Быкова Сергея Александровича по дисциплине: Методология и методы научного исследования (2 практики)
Посещение занятий: Плотникова Леонида Дмитриевича по дисциплине: Управление образовательными системами (1 лекция)
Анализ лекционных занятий
Анализ практический занятий
Подготовить планы проведения учебных занятий и внеучебных мероприятий
Разработка методических материалов (наглядные пособия, дидактические материалы и др.):
Систематизация и анализ работ
Систематизация и анализ работ
Систематизация и анализ работ
Составление анкет для проведения опроса группы. Сбор информации о группе.
Работа с группой, проведение опроса и наблюдение
Работа со студентом, проведение опроса
Составление психолого-педагогической характеристики студентов
Составление психолого-педагогической характеристики студентов.
Составление психолого-педагогической характеристики группы
Составление психолого-педагогической характеристики группы
Написание письменных отчетов
Подготовка отчета по практике
Практикант _______________________ / _____________________
Руководитель практики: ________________ / __________________
ОПИСАНИЕ БАЗЫ ПРАКТИКИ
Институт психологии и педагогики, созданный в структуре ТюмГУ на базе Института педагогики, психологии и управления и факультета психологии, занимается подготовкой специалистов по таким направлениям, как «Психология» (академический бакалавриат); «Специальное (дефектологическое) образование» (академический бакалавриат), профиль «Логопедия»; «Психолого-педагогическое образование» (академический бакалавриат), профиль «Психология образования»; «Педагогическое образование» (академический бакалавриат), профили: «Начальное образование», «Изобразительное искусство».
С 2015 года открываются новые направления подготовки: «Педагогическое образование» (прикладной бакалавриат), профиль «Начальное образование, иностранный (английский) язык» и «Дошкольное образование».
Также ведется подготовка по магистерским программам направлений «Психология» (магистерские программы «Психологическое консультирование», «Психология управления персоналом»), «Педагогическое образование» (магистерские программы «Методология и методика социального воспитания», «Педагогика высшей школы»).
С 2015 года по направлению «Педагогическое образование» открывается подготовка по магистерской программе «Управление образованием».
В структуре Института функционируют кафедры:
— академическая кафедра методологии и теории социально-педагогических исследований (зав. каф. академик РАО, д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки В.И. Загвязинский);
— общей и социальной педагогики (зав. каф. д.п.н., И.Н. Емельянова);
— возрастной и педагогической психологии (зав. каф. к.пс.н., доцент Г.В. Кухтерина);
— дефектологии (зав. каф. д.п.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования, Отличник народного просвещения А.А. Дмитриев,);
— медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности (зав. каф., д.б.н., профессор, почетный работник высшего профессионального образования Н.Н. Гребнева);
— искусств (зав. каф. Н.Н. Колчанова);
— общей и социальной психологии (зав. каф. О.С. Андреева);
— педагогики и методики начального и дошкольного образования (зав. каф. к.п.н. О.В. Огороднова).
В институте имеются оборудованные для лабораторных занятий аудитории, компьютерные и лингафонные кабинеты, мультимедийные аудитории, творческие мастерские «живописи», «дизайна», «скульптуры», классы для индивидуальных занятий музыкой, два спортивных зала, библиотека, концертный зал.
В Институте организуются Всероссийские научно-практические конференции по психолого-педагогической проблематике; научно-исследовательские и творческие конкурсы; проводятся музыкальные концерты и художественные выставки; работает хореографическая студия, выпускается газета и радио-программа. Студенты Института принимают активное участие в деятельности молодежных общественных организаций и движений.
Основная практическая деятельность осуществлялась на кафедре общей и социальной педагогики. Руководит кафедрой доктор педагогических наук Емельянова Ирина Никитична. Кафедра является преемницей существовавших в ТюмГУ кафедр педагогики и психологии, теории и методики педагогического процесса. Учебную и воспитательную работу со студентами ведут специалисты высшей квалификации.
На кафедре работают: 7 докторов наук, профессоров, 13 кандидатов наук, доцентов. В их числе: действительный член РАО, Заслуженный деятель науки РФ, д.п.н., профессор В.И. Загвязинский; почетный академик РАО, д.пс.н., профессор Ш. А. Амонашвили; д.п.н., и др.
Преподаватели кафедры являются авторами многих учебников и учебных пособий, по которым учатся студенты Института психологии, педагогики, социального управления и других вузов. Сфера научных интересов преподавателей и сотрудников кафедры связана с проблемами создания развивающей среды для успешного становления личности и социализации детей и молодежи.
Описание работы практиканта в соответствии с планом практики Анализ нормативной документации
Закон «Об оразовании в РФ». Данный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, а также основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности; определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
В тексте закона «об образовании в РФ» дано объяснение всех понятий, используемых в статье.
Положение о кафедре ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В настоящем положении зафиксировано место кафедры как структурного подразделения университета; указаны сферы и направления деятельности кафедры. Наименование кафедры устанавливает при ее создании Ученый совет университета, а начать свою деятельность кафедра имеет право после получения ею соответствующей лицензии. Также проведена классификация кафедр на «выпускающие» и «невыпускающие», и указаны положения, которыми обязана руководствоваться кафедра в своей деятельности.
Данное положение устанавливает состав и структуру кафедры: работники какого уровня входят в состав кафедры, их количество и тот минимум работников, который необходим для начала функционирования кафедры.
Раздел «содержание деятельности кафедры» устанавливает, в каких сферах и какую деятельность может осуществлять та или иная кафедра.
Положение утверждает, кто и на какой срок может становиться управляющим кафедрой, а также определяет права и обязанности работников кафедры и учебно-вспомогательного персонала кафедры; определяет материально-техническую базу кафедры.
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В настоящем положении определены правила проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов; правила допуска к сессии студентов ОДО и студентов ОЗО; правила пересдач и ликвидации задолженностей в Университете. Определены в данном положении главные задачи Университета (качественная подготовка выпускников и выпуск квалифицированных специалистов), а также обозначены все виды контактных работ преподавателя и студента.
Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов в ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный университет». Данное положение создано в дополнение к положению о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов. В тексте положения дано определение понятию «рейтинговая система оценки успеваемости студентов», разъясняется суть рейтинговой системы оценки успеваемости студентов, формируются ее цели и задачи, принципы и результаты.
Положение об итоговой государственной аттестации выпускников ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет». В данном положении определены цели проведения итоговой государственной аттестации выпускников ВУЗа и правила ее проведения, а также состав и содержание итоговой государственной аттестации. Положение фиксирует определенный состав государственной аттестационной комиссии, необходимую документацию и отчетность государственной аттестационной комиссии и порядок проведения итоговой государственной аттестации студентов.
Положение о системе оценки качества образования в ФГБОУ ВПО «ТюмГУ». Настоящее положение устанавливает цели, задачи, принципы системы оценки качества образования в университете, включая филиалы, ее организационную и функциональную структуру, реализацию и общественное участие в оценке качества образования.
В тексте положения дается определение следующим понятиям:
— Оценка качества образования
— Система оценки качества образования
— Мониторинг качества образования
Данное положение определяет структуру системы оценки качества образования, определяет цели, задачи и результаты системы оценки качества образования.
Система работы преподавателя вуза
На должность преподавателя ТюмГУ назначается лицо, имеющее высшее образование, а также в зависимости от должности необходимый научно-педагогический стаж, ученую степень и ученое звание. Назначение на должность преподавателя вуза и освобождение от нее производится приказом ректора.
Деятельность преподавателя кафедры осуществляется в рамках работы кафедры, сотрудником которой он является. Так, если кафедра является выпускающей, то преподаватель осуществляет учебно-методическую работу по дисциплинам профессионального цикла (профиля, специализации), руководство курсовыми и дипломными работами, организацию производственной и преддипломной практики, участвует в проведении итоговой аттестации.
По учебной и методической работе преподаватели кафедры ведут учебные занятия по дисциплинам кафедры, участвуют в разработке рабочих учебных планов по специальностям и направлениям, вносят предложения по внесению изменений в учебные планы реализуемых специальностей и направлений, разрабатывают на основе ФГОС (ГОС) рабочие программы учебных курсов, фонды оценочных средств, методические пособия, указания и рекомендации, материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, проводят регулярное обновление образовательных программ в соответствии с современными достижениями производства, науки и технологий.
По научно-исследовательской работе преподаватели кафедры проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по профилю кафедры или по тематическим планам НИР Министерства образования и науки РФ, рецензируют научные работы, руководят научно-исследовательской работой студентов по профилю кафедры, организуют работу научных семинаров, участвуют в организации и проведении научных конференций, готовят к изданию научную и учебную литературу и др.
По воспитательной работе преподаватели кафедры реализуют воспитательную функцию в процессе обучения, организуют и проводят с обучающимися внеучебные мероприятия, проводят воспитательную работу, осуществляют функции кураторов студенческих групп.
Преподаватели не реже одного раза в 3 года проходят повышение квалификации, участвуют в методологических и учебно-методических семинарах и мастер-классах с обсуждением теоретических и методических вопросов по актуальной тематике, обобщают и распространяют педагогический опыт лучших преподавателей кафедры.
Преподаватели ведут следующую учебную и отчетную документацию:
1. Документы по теоретическому обучению (тематический план, рабочая учебная программа по предмету);
2.Учебная документация (журнал учета теоретического обучения, журнал (ведомость) учета посещаемости, ведомость учета успеваемости группы).
3. Отчетная документация (отчет преподавателя вуза)
Посещение и анализ учебных занятий и внеучебных мероприятий
Я посетила 4 лекционных и 4 практических занятия, одно внеучебное мероприятие. К отчету прилагаются анализ лекционного и анализ практического занятий, индивидуальный план прохождения практики, дневник студента-практиканта, психолого-педагогические характеристики на студента и учебную группу, а также разработанная анкета для составления психолого-педагогических характеристик.
Посетила одно внеучебного мероприятия в рамках Дней психологии в Институте психологии и педагогики: секция «Кинософия», просмотр фильма А. Звягинцева «Елена», обсуждение фильма, доц. Т. В. Семеновских. Фильм погружает зрителя в атмосферу глубоких серых и синих красок обыденности, духовного и социального регресса представителей различных возрастных групп. Лейтмотив фильма, раскрывающий замысел режиссера: «. цвет уходит вместе со светом. ».
Замечания и предложения студента по организации и содержанию практики
Сложности в ходе выполнения задания возникли при оформлении работы. При проведении анализа лекционных и практических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЯ Анализ лекции
Направление подготовки: Педагогическое образование
Учебная группа: 29 ПО 144
Учебная дисциплина: Управление образовательными системами
Тема: Категория защищаемых детей
Преподаватель Плотников Леонид Дмитреевич
Количество студентов: по списку 45, присутствовало:45
Дата и время проведения __2.12.2014 в 8:00 часов_____________
Отчет по учебной практике
Учебная практика ставит своей целью закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами по обще профессиональным и специальным дисциплинам; овладение умениями и навыками организации и реализации производственных технологий; приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности; сбор фактического материла для написания курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Итоговой работой по учебной практике является отчет.
[13 примеров] Образцы отчетов по учебной практике 2020 года
Как написать отчет по практике
В процессе практики студенты осваивают материалы программы практики, которая состоит из общих сведений о практике, ознакомительной и исполнительной части, научно-исследовательской работы по теме индивидуального задания. Данные составляющие включаются в отчет о производственной практике, который оформляется по ее результатам. Общие сведения о практике заключаются в изложении сведений о месте работы, продолжительности практики, занимаемой должности. В ознакомительной части практики студент должен изучить и описать:
В исполнительной части практики следует отразить всю проделанную работу:
Так же необходимы введение, заключение и список литературы.
Оформленный и подписанный отчет с прилагаемыми материалами, а также с отзывами и дневником прошивается и предоставляется кафедре для проверки не позднее 10-дневного срока со дня начала занятий. После проверки отчета кафедрой практикант допускается к защите, которая осуществляется комиссией кафедры.
Отчет по учебной практике: введение, основная часть, заключение
Учебная практика ставит перед собой определенные важные задачи:
После окончание учебной практике пишется итоговая отчетная работа, а именно отчет по учебной практике.
Наличие практики в плане образовательного процесса – большое подспорье для студента.
Учебная практика – необходимый и обязательный период учебно-образовательного процесса подготовки специалистов. Заметим, что на каком бы ни был курсе студент, учебная практика обязательна.
Примеры введения по учебной практике
Примеры основной части по учебной практике
Примеры заключения по учебной практике
Примеры дневника по учебной практике
Цель учебной практики
Необходимо отметить, что учебную практику посещают все студенты независимо от кафедры и выбранной специальности, а именно будущие бухгалтера, юристы, государственные и муниципальные работники, экономисты, менеджменты, а также студенты, которые познают рабочие профессии.
Выделяют 3 вида учебной практики:
Программа учебной практики
Основные задачи учебной практики:
Руководителем или педагогом, института или какого либо другого учебного заведения, дается оценка содержанию и качеству исполнения студентами отчетных документов таких как:
Отчет о прохождении учебной практики: как писать
Студент самостоятельно должен составить грамотный и насыщенный по материалу отчет отобразив полученные навыки и умения в практической работе, которая проходила на предприятии или организации.
Одним словом студенты, которые познают юриспруденцию, ставят акцент на нормативную базу, а менеджеры или бухгалтеры основной упор делают на финансовую часть обучения. Экономисты в свою очередь составляют отчет по экономике предприятия. Любой студент, познающий экономическую науку, имеет право обозначить в отчете, что в бухгалтерии познавал процесс учета денежных средств, или на предприятии принимал активное участие в составлении бухгалтерской отчетности. Юрист, который обучается по специальности «социальный работник» и проходил учебную практику в юридическом отделе имеет право указать в документе, что основательно изучил действующие нормативно-правовые акты. В свою очередь, оказал неукоснительную помощь отделу кадров в формировании дополнительных соглашений к трудовым договорам с сотрудниками. Кроме того, разработал письмо в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации о регистрации земельного участка в собственность РФ.
Отчет о прохождении учебной практики и дневник скрепляются подписями:
Обратим внимание, что введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения оформляются с новой страницы.
Во введение пишется, название организации, где проходил учебную практику студент, в том числе указываются функции и задачи данного предприятия.
Отчет о практики основательно рекомендуется составлять в соответствии программы практики, а также с учетом спецификации предприятия или организации.
Ядром отчета учебной практики должны быть профессиональные знания, которые были приобретены в период прохождения практики и информация о предприятии, где проходила практика.
Для составления отчетного документа о практике можно пользоваться информацией из интернета, научной литературе или из учебников.
В конце отчета пишутся выводы по итогам пройденной практики, обобщаются результаты задач, которые были проанализированы в отчете. Следует сделать определенные выводы о жизнедеятельности предприятия, о характере его деятельности и о осуществляемых задачах. А также о применении теоретических знаний и приобретении практических навыков. В свою очередь, рекомендуется обратить внимание на выявления определенных проблем в периоде прохождения учебной практики и о способе их решения.
Далее следует процесс нумерации и прошивания листов. Затем готовый отчет учебной практики отдается в учено-образовательное учреждение.
Некоторая информация из составленного отчета может быть использована преддипломной практики.
Требования к оформлению отчета по учебной практике
Отчет по практике – индивидуальная творческая работа студента. Здесь отображается его трудовая деятельность как будущего квалифицированного специалиста.
При составлении отчета по учебной практике можно применять :
Необходимо проанализировать:
Отчет – это малый научный труд. При составлении отчета по практике студент наглядно показывает свой теоретический запас знаний, которые получил в учебно-образовательном учреждении, а также практический навык и умения, которые получил при прохождении практики на предприятии или организации.
В конце практики практикант обязан сгруппировать все полученные сведения и правильно оформить в виде отчетного документа. Скомпонованный отчет по учебной практике формируется в соответствии с основными требованиями разработанной программы и с учетом определенных особенностях предприятии, на котором проходил студент учебную практику.
При оформлении отчета, практикант обязан соблюсти единые стандартные требования.
Структура отчета должна состоять из 4-х частей:
В процессе практики практиканты внимательно изучают программу практики, которая состоит:
Данные составляющие включаются в отчет о производственной практике, который составляется по ее итогам.
Общие сведения по учебной практике:
Грамотно оформленный и подписанный руководителями отчет с прилагаемыми дополнительными материалами, отзывами и дневником прошивается и предоставляется кафедре для проверки (не позже 10-дневного срока со дня начала занятий). Далее, после проверки отчета кафедрой студент получает допуск к защите.
Дневник учебной практики (образец): правила написания и оформления
Руководителем практики подписывается дневник. Далее, дневник учебной практики практиканта отдается в учебный отдел. Данный документ дает возможность зарегистрировать работу студента. И в тоже время преподаватель имеет возможность оценить и проанализировать теоретические и практические знания и навыки студента, полученные за период учебы, а также узнать объективную оценку студента со стороны.
Если преподавателя все устроит – в диплом пойдет оценка о результатах прохождения практики.