особенности обучения детей раннего возраста в доу
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Обучение начинается буквально с первых дней жизни ребенка. Обучающие воздействия направлены на то, чтобы сформировать у младенца зрительное и слуховое сосредоточение (над кроваткой ребенка вешают большую легкую игрушку, привлекают его внимание с помощью звучащих игрушек типа колокольчика, погремушки и др.).
Основными задачами обучения детей первого года жизни являются:
-развитие сенсорики ребенка: формирование ощущения и восприятия (зрительного, слухового, тактильного);
-развитие движений (перемещение в пространстве: переворачивание со спинки на живот и обратно, на бок, ползание, ходьба);
-развитие речи (понимание речи взрослого, подражание речи, активное использование некоторых звуковых сочетаний, первых слов).
Обучение в первые месяцы осуществляется индивидуально, а после 9 мес. воспитатель может объединять 2-3 детей для совместных занятий. Особого внимания требует тон обращения к ребенку. Дело в том, что в первые месяцы (от рождения до 3 мес.) у ребенка формируется интонационное поле, что позволяет ему усваивать интонацию речи взрослого. Общение с детьми обязательно должно сопровождаться ласковыми прикосновениями, спокойной речью.
Большое значение имеет опосредованное обучение: подбор игрушек, картинок, предметов быта. Воспитатель учит ребенка пользоваться ими, и на этой основе развивает самостоятельную деятельность малыша. Следует подчеркнуть, что последняя нуждается в постоянной поддержке со стороны взрослого: надо привлекать внимание малыша к предмету (игрушке), называть предмет (игрушку) и некоторые его свойства (мяч большой, курочка желтая), направлять руку младенца к предмету.
По достижении ребенком 5-6 мес. взрослый показывает ему действия с предметами, движения; называет их. Проводит занятия, направленные на формирование звуков. Развивает умение певуче произносить звуки (агуканье): медленно и нежно повторяет звуки, вызывая у ребенка подражание (перекличка). Это служит подготовке к активной речи. К 6-7 мес ребенок начинает подражать звукам речи взрослых. Проводятся специальные занятия, цель которых научить малыша устанавливать связь между предметом и словом, которое его обозначает («Где кукла? Где часы? Покажи, где собачка») (в процессе занятия предметы меняют местами). Понимание речи служит основой для развития пассивного словаря ребенка. После 9-10 мес. эти занятия усложняются за счет того, что взрослый учит ребенка выполнять словесные инструкции (поручения): «Покорми куклу, а теперь покорми мишку». В 11-12 мес. взрослые побуждают ребенка к звукоподражанию: предлагают сказать, как кричит петушок, лает собачка, мяукает кошка.
На втором году жизни ребенка обучение принимает более целенаправленный характер, хотя задачи его остаются прежними. Занятия направлены на развитие ориентировки ребенка в окружающем мире и овладение речью. Дети учатся различать и называть предметы ближайшего окружения (мебель, игрушки, посуду, одежду), некоторых животных, части их тела, знакомятся с их действиями и словесными обозначениями <бегает, летает, прыгает, плавает и др.).
Ребенка учат выделять некоторые признаки предметов (форма, величина, цвет). Сначала на занятиях используют предметы одной формы (шарики или кубики), но разного цвета, затем предметы разной формы, но одинакового цвета. К концу второго года жизни ребенок должен понимать слово цвет, знать и называть четыре цвета (красный, зеленый, желтый, синий).
На занятиях детям показывают действия с предметами; обучают действиям с дидактическими игрушками (собирание пирамидок, вкладывание одного предмета в другой, нанизывание колец на шнур, составление картинки из двух частей и др.). На занятиях со строительным материалом малыши осваивают умения накладывать кубики один на другой (башенка), прикладывать одинаковой гранью один к другому (дорожки широкие и узкие), ставить на узкую длинную или короткую грань (заборчик высокий или низкий). Обязательны занятия с сюжетными игрушками, в ходе которых ребенок овладевает игровыми действиями: кормит и укладывает куклу спать, катает машинку, перевозит на грузовике кубики и др. Формированию орудийных действий (насыпать, зачерпывать, поить и др.) служат занятия с предметами (чашкой, ложкой, совком, лопаткой).
Большое место отводится чтению коротких стихотворений, чтению и рассказыванию сказок, рассматриванию картин и картинок.
На музыкальных занятиях детей учат слушать музыку, выполнять движения в такт музыке; формируют первые певческие реакции. На физкультурных занятиях осуществляется обучение детей основным движениям (ходьбе, ползанию, лазанию).
К занятиям с детьми раннего возраста предъявляются следующие требования:
-планировать заранее и проводить ежедневно в каждый отрезок бодрствования;
-занятия одного и того же содержания следует повторять несколько раз через небольшой интервал времени (5- 6 дней), так как умения и знания закрепляются у детей постепенно;
-необходимо создавать условия для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка (предлагать те же пособия, игрушки, предметы, которые использовались на занятии);
-занимаясь с подгруппой, воспитатель должен чаще обращаться по имени к каждому ребенку, уделяя особое внимание пассивным, медленно развивающимся малышам. Это необходимо в силу того, что ребенок раннего возраста успешнее развивается при непосредственном контакте со взрослым.
Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения
Ирина Андреева
Особенности воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения
Сегодня мы поговорим об особенностях воспитательно-образовательного процесса детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС.
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.
Остановимся на основных особенностях и проблемах работы с маленькими детьми.
Особенность первая.
Необходимость включения в детскую деятельность.
Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
Особенность вторая.
Необходимость личной обращенности к ребенку
Еще одной особенностью работы педагога с детьми раннего возраста является необходимость личной обращенности к ребенку. Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.
Особенность третья.
Неэффективность любых чисто вербальных методов воспитания
живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Из этого следует, что с маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только неэффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
Особенность четвертая.
Необходимо принимать ребенка
Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.
Особенность пятая.
Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.
Все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако применительно к раннему возрасту они приобретают особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план. Именно в этой сфере педагоги сталкиваются с рядом специфических трудностей.
Давайте рассмотрим основные задачи развития детей раннего возраста
Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период – от года до трех. Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и, конечно, новых форм общения.
Ёще одной задачей является общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль в развитии личности ребенка и межличностных отношений.
В воспитании детей раннего возраста в детском учреждении существуют множество трудностей. Прежде всего – это адаптация ребенка к детскому учреждению.
Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста — это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению.
Поступление ребенка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрастеадаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой: громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие. Понятно, что хотя бы один такой ребенок может «парализовать» работу всей группы. Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка. И, конечно же,индивидуальный подход: одним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.
Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка, и от взрослого больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, и от того, как организуютпериод его адаптации воспитатели и родители, зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша.
Можно выделить конкретные проблемы, с которыми сталкиваются воспитатели в период адаптации детей к детскому саду:
• они боятся входить в группу и выходить из нее;
•ничего не умеют делать: ни одеваться, ни есть (не принимают определенную пищу, ни мыть руки, ни садиться на горшок;
• не умеют общаться с посторонними, с детьми;
• у них плохая, невнятная речь.
Как же помочь ребенку адаптироваться к детскому учреждению?
Прежде всего, необходимо предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями. И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение. Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в детском учреждении.
Перед поступлением ребенка в детское учреждение воспитателю следует обсудить с родителями следующие проблемы.
• Каков распорядок дня ребенка? Как в семье проводятся режимные процедуры?
• Какой тип общения предпочитает малыш?
• Стремится ли ребенок к самостоятельности в игре?
• Как ребенок относится к посторонним взрослым?
• Умеет ли ребенок общаться с другими детьми, какие чувства он испытывает в обществе сверстников?
Если ребенок испытывает значительные трудности во всех сферах, родителям лучше повременить с поступлением ребенка в детское учреждение и в течение нескольких месяцев уделить специальное внимание его развитию.
В соответствии с ФГОС основу образовательного процесса в детском учреждении составляют специфические виды детской деятельности, которые на данном возрастном этапе способствуют полноценному развитию ребёнка.
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— экспериментирование с такими материалами и веществами, как песок, вода, тесто и др.
— восприятие смысла музыки, сказок, стихотворений, рассматривание картинок;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);
Ведущий. Давайте подробно остановимся на каждом виде детской деятельности и назовем формы работы с детьми.
Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
Познавательно-исследовательская деятельность- форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
Коммуникативная деятельность— форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Изобразительная деятельность— форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.
Самообслуживание и элементы бытового труда— это форма активности ребенка, требующая приложения усилий для удовлетворения физиологических и моральных потребностей и приносящая конкретный результат, который можно увидеть/потрогать/почувствовать.
Конструирование из различных материалов— форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.
Двигательная деятельность- форма активности ребенка, позволяющая ему решать двигательные задачи путем реализации двигательной функции.
Еще один из важных компонентов работы с детьми раннего возраста является организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада. Роль предметной среды в жизни и развитии детей раннего возраста – велика, ведь жизнь малыша происходит, в основном, в определенном замкнутом пространстве, среди конкретных предметов. Возрастные особенности раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка Среда для маленького ребенка является носителем информации. Действия ребенка с отдельными предметами, дидактическими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать свойства и отношения предметов и вещей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы среда соответствовала возрасту детей и была именно развивающей.
В работе с родителями
главная цель — обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Общение с родителями в детском саду должно строиться на основе диалога, главный принцип этого общения — партнерство, равенство психологических позиций. Главными особенностями общения педагога с родителями является понимание, умение быть самим собой, умение видеть проблему глазами собеседника, признать его точку зрения, эмоционально отзываться на нее, отказ от судейской позиции. Общение строится на основе отказа от критики собеседника, на умении не сводить общение к оцениванию «правильно-неправильно». Педагоги должны помнить, что родители — не ученики, а партнеры по общению. Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть им интересно и полезно.
Задача педагогов — заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
традиционные формы, такие как – индивидуальные и групповые беседы, консультации, родительские собрания, посещения на дому;
Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие мероприятия, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Дорогие коллеги, сегодня мы осветили одну из главных особенностей работы с детьми раннего возраста. Подводя итог вышесказанному,можно сделать вывод:
Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольного учреждения, к взаимодействию с родителями воспитанников, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.
Особенности организации образовательного процесса с детьми раннего возраста
Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека. В этот период складываются ключевые качества: познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и другое. Становление этих качеств требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в организации образовательной деятельности детей раннего возраста, обмен опытом.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми ФГОС к дошкольной образовательной организации, образовательная деятельность осуществляется в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду:
• совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:
• образовательная деятельность в режимных моментах;
• организованная образовательная деятельность;
• самостоятельная деятельность детей.
Для правильной организации образовательного процесса для детей раннего возраста, педагогу нужно помнить некоторые особенности развития детей данной возрастной категории.
Познание мира путем подражания
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют.
Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре.
Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Для закрепления навыка необходимо повторение
Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку.
Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть.
Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора.
Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала
Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес.
Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»).
Малышам необходима положительная оценка их деятельности и личной обращенности к ребенку
В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, отмечать любые достижения и успехи, поощрять любое проявление активности, побуждать к новым попыткам действовать. В случае неудачи не акцентировать на ней внимание. («Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!».)
Так же, педагог не должен забывать, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.
Необходимо контролировать длительность занятия
Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. (при необходимости можно свернуть игру раньше либо наоборот продолжить)
Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
Необходима смена видов деятельности
Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых.
Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую.
Вывод.
Работа с маленькими детьми интересна и разнообразна. Следует помнить, что ребенок – это человек со своими желаниями, настроением, навыками, поэтому во время занятий длительность игр необходимо варьировать в зависимости от ситуаций. Материал должен быть доступен для маленького ребенка, для его лучшего закрепления необходимо многократное повторение. Так же малышей надо хвалить, а на неудачах не акцентировать на них внимания. И, главное, помнить, что дети – это отражение нас самих. Они познают мир путем подражания взрослым, их движениям, словам, действиям
Использование технологии проектирования в организации воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС Современные требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, подразумевают, что педагог.
Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной младшей группе (из опыта работы) 1 слайд Здравствуйте,уважаемые коллеги,я работаю в Чистоборском детском саду «Одуванчик». Это детский сад на три группы. Я работаю в разновозрастной.
Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС Уважаемые коллеги, представляю Вам готовый информационный материал (презентацию и текстовый материал к ней, который может пригодиться как.
Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного станда Сообщение к педагогическому совету. «Инновационные подходы к организации образовательного процесса в рамках федерального государственного.
Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса в ДОУ «Комплексно-тематическая модель организации образовательного процесса в ДОУ» Основой данного принципа является тематическое планирование.
Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.
Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе? Подготовка к школе в детском саду — это содержательный, индивидуально ориентированный.
Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Организация обучения и воспитания в разновозрастных.
Создание безопасных условий для организации образовательного процесса в ДОУ Дошкольное образование – это первая ступень в образовании ребенка. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период,.