особенности обучения детей раннего возраста рисованию
Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию
Наталья Хорошилова
Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию
Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для ребенка. Придается большое значение мышечным ощущениям руки, и именно с ним связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных центров речи. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рассказывая о своем рисунке, малыш учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формировать свои мысли. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребенок знакомится с предметами разного цвета, формы, величины. У малыша развивается художественный вкус.
Уже с первых занятий педагог приучает детей сидеть прямо, рисовать правой рукой, придерживать лист левой.
Рисование карандашами, красками требует освоения определенных навыков. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу, придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое не удерживает карандаш.
Детей учат при рисовании краской обмакивать кисть в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю легким прикосновением к краю баночки. Дети должны рисовать только на бумаге, нельзя пачкать одежду, стол, руки, стучать карандашом, следует правильно пользоваться всем материалом.
Длительность занятий составляет 10-20 минут (кто-то заканчивает раньше, кто-то позже)
После 3-4 занятий рисования карандашами можно перейти к рисованию красками.
На первых занятиях лучше давать фломастеры или цветные карандаши.
При рисовании краской лучше дать всей группе краску одного цвета. Дети способны выразить образное содержание простым приемом «примакивания» (прикладывание кисти ворсом к бумаге). Затем воспитатель подводит к простейшему изображению,намечая дидактические задания: нарисовать ниточки к шарикам, или дорожки, по которым катятся мячи; изображать округлые формы разных величин (большой и маленький). Дети учатся ритмично наносить на бумагу мазки яркого цвета.
У ребенка не сразу получается рисовать карандашом, т. К. рука еще не окрепла, пальчики не слушаются, карандаш выпадает. Каждое движение дается ребенку с трудом и без помощи взрослого ему не обойтись. Наложите свою руку поверх ладошки малыша. Возьмите его ладонь в свою, легко помассируйте и покажите, как держать карандаш.Взрослым следует терпеливо приучать малыша держать карандаш правильно : большим, средним и указательным пальцем.
Этим пальчиком поймали,
Этим пальчиком обняли,
Этот сверху тут как тут.
Задачи обучения детей раннего возраста продуктивной деятельности.
Создание эмоционально- положительного настроения.
Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.
Развитие интереса к рисованию
Знакомство с сенсорными эталонами
Развитие мелкой моторики рук; активизация словаря.
Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений
Учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке
Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги – Васнецова, Рачина, Репкина.
Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений о внешнем виде хорошо знакомых предметов («Облака плывут по небу», «Дождик капает – кап, кап, кап»)
Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма)
Показывать детям в игровой форме процесс создания образов- организовывать наблюдение за художественной деятельностью воспитателя.
Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Дождик капает из тучки», «Праздничная елочка», «Снеговики играют в снежки», «Одуванчики цветут на лугу»)
Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приемов изображения хорошо знакомых предметов на основе доступных средств.
Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в раскрасках, в альбомах, рассматривание картинок в книжках-потешках и книжках игрушках)
Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к изобразительной деятельности.
Таким образом, в разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей.
Говоря о развитии умений детей в рисовании,отмечаем необходимость:
•— знать правила пользования кистью: правильно держать кисть, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть на подставку или в стаканчик, не оставлять в банке с водой, не пачкать краски.
Презентация к занятию «Воздушные шары» как часть родительского собрания Занятие «Воздушные шары» Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу.
Методические рекомендации «Рисование с детьми раннего возраста»
Ольга Рыжайкина
Методические рекомендации «Рисование с детьми раннего возраста»
«Рисуем вместе с малышом».
Начинать лучше с простых, понятных ребенку сюжетов,например: угостим крошками птичку-нарисуем точки.При наличии точек приговариваем: «Раз-раз-раз».Этим мы развиваем ритм в движении и речи.
Когда вертикальные линии будут освоены, можно переходить к горизонтальным, что несомненно,труднее для ребенка: дорожки,разноцветные ленточки,а затем сочетание вертикальных и горизонтальных линий: заборчик, платочек в клеточку и т. п.
Кстати, рисуя рукой ребенка шар, мы уже начали подготавливать детскую руку к изображению округлых форм.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Они пока не умеют правильно держать карандаш и кисточку, поэтому рекомендуется поправлять положение предметов в их руке: захват осуществляется снизу, карандаш нужно держать тремя пальцами недалеко от грифеля, также тремя пальцами держать кисть, но посередине деревянной ручки, чтобы указательный палец мог свободно постучать по ней.
Теперь приступаем к набору краски: слегка опускаем кисть в баночку, но так, чтобы верх ворса остался чистым. Если краски оказалось много, обтираем кончик кисти о край банки.
Что можно рисовать красками? Ручейки, широкие ленточки, мячи, баранки и многое-многое другое.
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши,
Очень рады солнышку.
Уважаемые взрослые! Не забывайте проявлять искренний интерес к изобразительной деятельности ребенка, поддерживайте веру в его успех, поощряйте его слова (без критики) и своим прекрасным настроением!
«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.
Дистанционные рекомендации родителям на тему «Транспорт» для детей раннего возраста Конструирование «Дорожка из кирпичиков»в группе раннего возраста (1,5 – 2 года). Цель: Создать условия для развития творческих.
Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.
Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.
Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.
Консультация для воспитателей «Рисование с детьми раннего возраста»
Ольга Глазкова
Консультация для воспитателей «Рисование с детьми раннего возраста»
Занятия изобразительной деятельностью е только помогают ребенку
овладеть элементарным приемам лепки и рисования, но и благотворно
влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную
отзывчивость, воспитывают чувства прекрасно, формируют трудолюбие,
развивают мышление, внимание, память, воображение. Занимаясь с детьми
изобразительной деятельностью,мы преследуем следующие цели:
1. Развивать и поддерживать эстетические свойства и качества предметов
окружающей действительности, явлений природы, развитие
любознательности, формирование пространственно-образного
мышления, развитие координации руки и глаза.
2. Знакомить детей с изобразительными материалами, вызывать интерес к
рисованию и лепке.
3. Учить воспроизводить в рисунке, в лепке по показу взрослого и по
памяти несложные предметы и явления (линии, точки, и то, что можно
4. Обучать детей техническим приемам работы с изобразительными
Для успешного решения данных задач целесообразнее проводить
индивидуальные занятия. Когда дети усвоили основные приёмы, у них
закрепились определенные навыки, можно объединить их в группы двух-
трех человек. Изодеятельность – это эмоциональная деятельность. Гораздо
интереснее творить вместе, рядом. Перенимая что-то друг у друга, дети
усваивают знания намного быстрее. Такие занятия проходят на более
высоком эмоциональном и творческом уровне. Очень важно ещё в раннем
возрасте правильно вложить в неумелые руки ребенка кисть и карандаш,
научить брать и держать их. При этом правильно ставим пальчики ребенка не
сразу, а постепенно, постоянно упражняем его, действуем, держа его руку в
Вопрос, что давать детям сначала – карандаш или кисть, является
спорным. Карандашом дети рисуют две – три минуты, при этом быстро
утомляются от мышечного напряжения, теряют интерес к неярким линиям на
бумаге. Кистью дети могут рисовать 10 – 15 минут при неослабевающем
интересе к ярким пятнам. И если дети научаться свободно держать кисть,
легко, без нажима касаться ею бумаги, то этот навык они переносят и на
рисование карандашом. Если дети вначале очень долго рисовали,
карандашом, сильно нажимая на него с целью добиться яркости, то навык
этот переносят на рисование кистью: сильно нажимают на ворс, крепко
сжимают кисть, от этого быстро устают. Формирование навыка владения
кистью осуществляется при этом медленнее, требует больше усилия от
До начала обучения рисованию дети должны видеть процесс создания
рисунка. Педагог может рисовать при детях палочкой на снегу, песке, ярким
фломастером или широкой кистью на бумаге, мелом на доске, объясняя
содержание рисунка в игровой форме. Например, «Дети гуляют по дорожке
(рисует линию). Топ – топ (рисует следы). Полил дождик (рисует
вертикальные линии). Дети убежали».
Слово, художественная речевая деятельность играют большую роль в
приобщении ребенка к изобразительной деятельности. Развивая у малыша
интерес и желание заниматься рисованием, нельзя забывать, что стихи,
песенки, потешки помогают намного ярче воспринимать и глубже запомнить
изучаемый предмет или материал. Слово воспитателя позволяет детям
связать образ предмета с изобразительным движением, осознавать это
движение. Игра такого рода, если она проводиться весело, содействует
развитию более координированных, смелых и ритмичных движений,
помогает эмоционально затронуть малыша.
Сотворчество воспитателя и малыша всегда находит яркий,
эмоциональный отклик у детей. Например, рисуем колобка – дети рисуют
для него дорожку, нарисуем дом – дети рисуют заборчик, рисуем елку, пусть
дети «зажигают» на ней яркие огоньки.
На первых занятиях с красками, на стол ставим краску одного цвета. По
мере развития умений и навыков, можем предложить два и три цвета.
Из обычного набора в шесть цветных карандашей, целесообразно сначала
дать контрастные: красный и черный, синий и зеленый. Желтый
коричневый можно вначале совсем не давать.
Рисовать красками лучше на тонированных листах. Это позволит сделать
рисунки более выразительными. Тон рассматривается как один из
компонентов рисунка. Например, если дети рисуют солнышко, то на бумаге
серого или синего тона оранжевое пятно будет ярче выделяться. Тон лучше
делать акварельными красками. Они прозрачные и после высыхания не
пачкают руки.Цветную бумагу лучше не использовать: часто она быает
слишком тонкая или глянцевая, а также имеет слишком яркий цвет для тона.
Чтобы детям было интересно многократно повторять мазки, линии,
пятна, предлагаем разные формы листов бумаги. Например, «Украсим
чашки», «Узор на платье», «Раскрасим тарелку», «Красивые рукавички».
Очень интересны не совсем традиционные формы рисования.
Например, печатание штампами. В роли штампов могут выступать картофель
(вырезаем из него простые формы и печатаем, катушки от ниток и т. д.
Или, например, такая техника, как пуантилизм, когда изображение
состоит из множества точек и рисунок приобретает мозаичный вид. Точки
можно ставить тычками или пальчиками.
Можно рисовать поролоном. Получается пушистая густая трава, небо с
облачками, синяя вода с белыми «барашками». Рисование ладошкой
позволяет создать интересные образы: «Осьминожки», «Солнышко»,
Рисование акварельными красками на сыром листе бумаги. Казалось
бы эта тема для более старших детей, но это не так. Если педагог должным
образом подготовится к занятию (заранее разведет краску, намочит лист, то
получаются удивительные работы. А сколько положительных эмоций
испытывают дети от расплывающегося яркого пятна!
Рисование мелом на асфальте дает безграничные возможности.
Разноцветные мелки, неограниченная поверхность, вода не нужна, краски не
пачкают руки. Движения руки свободные, все это позволяет закрепляться
навыкам, полученным на занятиях. Свобода творчества раскрепощает детей,
дает возможность развиваться воображению, фантазии. Полезно проводить
интегрированные занятия. На одном занятии лепим маленькие шарики и
прикрепляем их на спину божьей коровки, на другом рисуем точки на
крыльях другой божьей коровки.
Вообще обучение детей изо. деятельности лучше начинать с лепки.
Занятия лепкой должны проходить раньше, чем занятия рисованием. Так как
именно в ней впервые дети начинают чувствовать движение каждого пальца
(когда вдавливают пластилин, отрывают от него кусочки, а также движение
кистей рук (когда раскатывают и сплющивают ком). Благодаря пластичности
материала в лепке дети быстрее, чем в рисовании, замечают и выполняют
изменения формы, обнаруживают сходство с реальными предметами при
малейшем изменении кома. Занятия по лепке представляют собой
своеобразные упражнения для мелкой мускулатуры и пальцев, которые
позволяют детям успешнее овладеть умением правильно держать и карандаш
и кисть при рисовании.
Чтобы лепка стала любимым занятием малышей, следует предлагать
детям изготовление простых картинок и поделок, которые доступны их
пониманию и не требуют много времени для выполнения.
Прежде чем приступить к занятиям лепкой, нужно познакомить детей с
пластичным материалом, дать возможность ощутить фактуру. Для этого
используют такие приемы лепки как разминание, отщипывание,
Пластилиновые картинки – это нетрадиционная методика работы с
пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие
пластилиновые шарики ил их размазывание по поверхности основы создают
с плоские изображения. Пари создании пластилиновых картинок малыши
действуют пальцами. В качестве основы для пластилиновых картинок можно
использовать разноцветный матовый картон, пластилиновую основу. Чтобы
закрепить навыки детей, рекомендуется повторять один и тот же сюжет
несколько раз, использую его на нескольких занятиях. Занятия проводятся в
виде игры и сопровождаются комментариями. Пластилиновые шарики
необходимо подготовить заранее. В дальнейшем предлагаем малышам
сделать по два – три шарика самостоятельно, но не более, чтобы дети не
потеряли интерес к занятиям.
При использовании метода вдавливания картинки создаются на основе
из пластичного материала. Для вдавливания подбираются подходящие
предметы: ракушки, камешки, пуговицы, палочки, крупы. Вначале
рекомендуется выбирать сюжеты, которые позволяют располагать
вдавливаемые предметы в любой последовательности. Далее, предлагаем
сюжеты, требующие расположение деталей в определенном порядке, что
развивает пространственное представление – понятие верх, низ, рядом, в
В лепке объемных фигур основными приемами являются такие как
скатывание, раскатывание, разрезание, соединение деталей.
С маленькими детьми следует лепить простые по форме, знакомые
детям предметы (на основе палочек и колбасок). Предмет, муляж или заранее
выполненная поделка должны быть у детей перед глазами.
При первом знакомстве с любым методом лепки, необходимо научить
детей данным действиям. Педагог берет руки ребенка в свои и показывает
как нужно действовать, при этом ребенок получает возможность ощутить
правильное движение рук и силу, с которой следует надавливать на
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что маленьким
детям доступен не только карандаш. Главное, чтобы в процессе был
заинтересован взрослый. Тогда и у детей все получится. Занятия изо.
деятельностью предполагают не только обучение приемам лепки и
рисования, но и, прежде всего, общение взрослого и малыша. Наблюдая за
каждым ребенком на занятии или в игре, мы можем больше узнать о нем и
справиться с трудностями его поведения.
Конспект открытого просмотра ООД с детьми раннего возраста «На ферме» для воспитателей Конспект открытого просмотра ООД «На ферме» Вторая группа раннего возраста №3 Воспитатель: Кидуль Ж. Л. Дата: 21.11.2018г..
«Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста». Семинар-практикум для родителей «Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста» Семинар-практикум для родителей. Цель: создание условия для повышения.
Консультация «Чудеса на подносе. Рисование манкой на подносе с детьми раннего возраста» Для маленького человека рисунок – не просто изображение, это его маленький волшебный мир, где он проживает настоящие эмоции, воспроизводит.
Консультация для воспитателей «Использование развивающих тренажёров в работе с детьми раннего возраста» Консультация для воспитателей «Использование развивающих тренажёров в работе с детьми раннего возраста»В настоящее время не теряет актуальности.
Консультация для воспитателей «Необходимость использования сюжетно-игровых физкультурных занятий с детьми раннего возраста» Полноценное и всестороннее развитие у детей раннего возраста невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности,.
Консультация для воспитателей «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста» Песочная терапия – это просто кладезь новых знаний для педагогов, работающих с детьми, возможность узнать лучше своих воспитанников, занять.
Консультация для воспитателей Развитие игровой деятельности для раннего возраста Домашняя Е. А КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Развитие игровой деятельности (ранний возраст)» Домашняя Е. А Игра как основной вид деятельности.
Консультация для воспитателей и педагогов дополнительного образования «Рисование с детьми методом тычка» Консультация по нетрадиционным техникам рисования для воспитателей и педагогов дополнительного образования на тему: «Рисование с детьми.
Рисование с детьми раннего возраста
Максимова Татьяна
Рисование с детьми раннего возраста
Рисование – интересный вид деятельности, который приобщает детей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, развивает креативность.
Рисование – побуждает детей к творчеству. В раннем возрасте необходимо развивать способности ребенка разнообразно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.
При обучении детей рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, использует стихи, загадки. Такой метод позволяет заинтересовать детей и дольше удерживает внимание, создает эмоциональный настрой.
Занимаясь рисованием с малышами, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У детей такого возрастане сформированы многие навыки: не умеют удерживать правильно карандаш или кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги, не выходить за край. Поэтому занятия рисованиемнеобходимо начинать с обучения простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку, рисовать простые линии (вертикальные, горизонтальные, кружочки и овалы. Рисуя, ребенок учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями.
При обучении рисованию не следует забывать, что рисование для детей – это прежде всего игра, не надо ограничивать детскую свободу, нужно предоставить возможность экспериментировать
Помимо обучения навыкам рисования и положительного отношения к изобразительной деятельности, занятия по рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с окружающим миром, способствует личному и эстетическому развитию.
Очень важно осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских рисунков. Детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, похвала, одобрение. Не бойтесь перехвалить малышей, такое отношение позволит им чувствовать себя уверенными в себе людьми в будущем. Детские рисунки не убирайте. А постарайтесь организовать «картинную галерею», которые могут посетить гости.
Рисование с детьми раннего возраста с помощью штампа «Бусы для куколки» Рисование с детьми раннего возраста, с помощью штампа. Блог. Аббасова Гюля Музаффаровна. «Бусы для куколки» Цель. Научить детей рисовать.
Проект по художественному творчеству «Рисование ладошками для детей раннего возраста» Участники проекта: педагог, дети раннего возраста и их родители. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой.
Конспект НОД по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике в группе раннего возраста. Рисование ладошками «Салют» Конспект НОД по изобразительной деятельности: рисование в нетрадиционной технике «Салют» в группе раннего возраста. Программное содержание:.
Конспект занятия по художественно-эстетическому воспитанию (рисование) в группе раннего возраста Тема: «Рисование пальчиками или ватными палочками «Снежок порхает, кружится» Цель: Учить детей создавать образ снегопада. Закрепить умение.
Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Пальчиковое рисование «Ромашки» Конспект НОД «Развитие мелкой моторики с элементами изодеятельности» во 2 группе раннего возраста. Пальчиковое рисование «Ромашки» Цель:.
Перспективный план работы по художественно-эстетическому развитию «Рисование» во второй группе раннего возраста ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН Рисование (Художественно эстетическое развитие). Дата Тема Программное содержание: Материалы, оборудование Литература.
План работы с детьми раннего возраста по самообразования «Нетрадиционная техника рисования детей раннего возраста» План работы с детьми раннего возраста по теме самообразования: «Нетрадиционная техника рисования детей раннего возраста”. «В творчестве.
Рисование пластилином с детьми раннего возраста (первая младшая группа) Рисование пластилином с детьми раннего возраста Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот.
Рисование с использованием нетрадиционной техники в группе раннего возраста «Необыкновенные цветы для мамы» Рисование с использованием нетрадиционной техники в группе раннего возраста. Тема: «Необыкновенные цветы для мамы» Цель: Познакомить детей.