основы обучения гимнастическим упражнениям
Основы обучения гимнастическим упражнениям. Обучение гимнастическим упражнениям (как и по другим разделам физической культуры) происходит в три этапа: ознакомление с упражнением
Обучение гимнастическим упражнениям (как и по другим разделам физической культуры) происходит в три этапа: ознакомление с упражнением, его разучивание, закрепление (совершенствование). Разделение процесса обучения на этапы позволяет на основе общей задачи в каждом из этапов определить последовательность решения частных задач при обучении упражнениям, а также правильно подобрать методические приёмы для их решения. Рассмотрим каждый из этих этапов.
Второй этап. Его основная задача – непосредственное изучение техники гимнастических упражнений. Эта задача решается путём формирования умения выполнять двигательное действие с учётом требуемых технических параметров. Для этого последовательно разучиваются сначала детали техники, а затем добиваются слитного их выполнения в полном объёме. С этой целью упражнения разучиваются по частям, по разделениям или с помощью подводящих (подготовительных) упражнений (если упражнение сложное или его нельзя разбить на части) и, как правило, в облегчённых условиях.
При выполнении сложных упражнений трудно избежать неточных, ошибочных действий и в данной ситуации большое значение имеет своевременное их исправление. Причинами ошибок могут быть непонимание обучаемыми техники выполняемого упражнения, низкий уровень развития их двигательных способностей, недисциплинированность, нерешительность и др.
Продолжительность этапа разучивания зависит от структуры упражнения (количества двигательных действий) и его сложности, от уровня общей и специальной подготовленности занимающихся, типа их нервной системы, а также методического мастерства педагога. Данный этап заканчивается тогда, когда обучаемые смогут самостоятельно и относительно правильно в техническом плане выполнить разучиваемое упражнение.
Основы обучения гимнастическим упражнениям
Начальное обучение служит исходной базой для успешного овладения новым движением.
Основными признаками формирования двигательных навыков являются сознательное управление движениями, автоматизированное их выполнение.
Результатом обучения является технически правильное и самостоятельное выполнение. При этом еще возможны неточности в отдельных деталях выполнения упражнения.
Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения необходимо его периодическое выполнение в различных условиях.
Дидактические принципы в обучении гимнастики.
В основе процесса обучения гимнастическим упражнениям лежат общеизвестные дидактические принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности.
1. Сознательность и активность. При обучении гимнастическим упражнениям предполагают осмысленное сознательное овладение ими. Способность анализировать технику упражнений, исправлять допущенные ошибки неточности, проявлять инициативу и самостоятельность, оценивать результату собственной деятельности, своих товарищей.
2. Принцип наглядности. Этот принцип помогает создать полное представление о технике движения. Для этого используют качественный показ, образное объяснение, наглядное сравнение, использование наглядных пособий.
3. Принцип доступности. Данный принцип требует постановки задач, соответствующих силам учеников. Реализация этого принципа требует постепенного повышения трудности упражнения, от простого к сложному, от известного к неизвестному.
4. Принцип систематичности. Подразумевает непрерывность процесса обучения, проведение его в определенной последовательности, разумного чередования работы с отдыхом, в целях сохранения работоспособности активности занимающихся.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям
С самого раннего детства люди познают окружающий мир через движения. В процессе овладения разнообразными двигательными действиями они познают и самих себя, развивают свои способности, формируются как личности.
зависит от совокупности свойств обучаемого, вовлеченных в активную работу. С точки зрения теории познания в ходе обучения педагог активизирует у учащихся чувственную, рациональную и практическую формы познания, опирается на законы высшей нервной деятельности человека, принципы дидактики, воспитания и спортивной тренировки, на теорию информации.
Такой подход к процессу обучения оправдан как в теоретическом, так и в практическом плане.
В теоретическом плане расширяются возможности для дальнейшего совершенствования методики преподавания гимнастики, более эффективного применения ее средств и методов в оздоровительных, образовательных, воспитательных, спортивных, профессионально-прикладных целях путем более полного использования сведений из смежных дисциплин естественнонаучного, психолого-педагогического, социально-экономического и спортивно-педагогического циклов. На основании изложенных выше принципиальных положений оказывается возможным упорядочение понятийного аппарата, повышение научности преподавания гимнастики, систематизация учебного материала, а следовательно, и облегчение его усвоения занимающимися.
В практическом плане открываются новые возможности, значительно более широкие по сравнению с существующими, для-со-вершенствования программ, нормативных требований, форм организации и методики проведения занятий гимнастикой с различными по возрасту, полу, учебной и профессиональной деятельности категориями занимающихся; для использования средств и методов гимнастики в оздоровительных, образовательных, воспитательных целях, а также для изучения, развития и прогнозирования способностей, необходимых занимающимся в учебной, трудовой деятельности и предстоящей службе в армии, в подготовке молодых женщин к детородной функции и материнству.
Обучение — это педагогический процесс, направленный на обучаемых лиц с целью обогащения их знаниями, умениями, навыками и опытом: двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, трудовым и др-В процессе обучения упражнениям педагог оказывает помощь своим ученикам не только в овладении упражнениями, но и в познании самих себя, своих способностей и стимулирует их развитие. Новый опыт учащиеся приобретают разными способами: путем подражания педагогу методом проб и ошибок, благодаря обучающим и воспитывающим воздействиям педагога. Грамотное в научном и методическом отношении обучение носит воспитывающий
В процессе обучения активно (или пассивно) взаимодействуют две личности — педагог и ученик. Эффективность обучения зависит от глубоко осознанной активности каждого из них при веду-
щей роли учителя. Он изучает способности ученика, создает ему благоприятные условия для успешного овладения системой знаний, умений, навыков, формирует у него сознательное и активное отношение к занятиям гимнастикой.
В овладении гимнастическими упражнениями должен быть заинтересован прежде всего сам ученик. Его обязанность состоит в том, чтобы создать у себя благоприятные внутренние условия для восприятия и осознания полезности педагогических воздействий со стороны учителя. Ему необходимо активизировать свое внимание, память, мыслительную деятельность, волю и создать положительное и активное отношение к гимнастике, к данному занятию и к изучаемому упражнению. К исполнению этих обязанностей ученик готовится заранее родителями и учителем.
Задача педагога состоит в том, чтобы методически грамотно преподнести учебный материал, возбудить у учеников интерес к овладению изучаемым упражнением, убедить их в полезности занятий для здоровья, учебы и труда (схема 2).
Необходимость занятий гимнастическими упражнениями с детьми диктуется следующими обстоятельствами.
1. Потребности общества. Целью любого общественного устройства людей является разностороннее физическое и духовное развитие личности, ее способностей. Успешное продвижение к этой Цели возможно благодаря физическому и умственному образованию и воспитанию детей. Большими возможностями в этом отношении располагают занятия гимнастикой.
2. Закономерности возрастного развития человека. Дети по сравнению со взрослыми быстрее и с меньшими затратами нервно-Мышечной энергии овладевают двигательным опытом. Чем более Разносторонний опыт они приобретают, тем больше знают об
окружающих предметах и явлениях, тем лучше развиты у них функции организма, психические и личностные свойства, каждое из них имеет свою возрастную динамику развития. В связи с этим важно не упустить наиболее благоприятный возрастной период (сенситивный) и своевременно стимулировать развитие способностей, обогатить занимающихся необходимыми знаниями, двигательными умениями и навыками, сформировать полезные для жизни привычки, твердую убежденность в личной пользе и общественной значимости систематических занятий гимнастикой.
3. Подготовка высококвалифицированных гимнастов, способных достойно защищать спортивную честь учебного заведения, района, города, республики, страны. Это обстоятельство тесно связано с предшествующими. Здесь решаются те же задачи, но только на более высоком уровне, достигаются более высокие и стойкие результаты. Кроме того, красота тела гимнаста, хорошо развитые двигательные способности, воспитанность и другие качества, приобретенные в процессе занятий гимнастикой, — убедительный пример для подражания.
Сборник лекций по гимнастике
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Суражский педагогический колледж» имени А.С. Пушкина
Рыбалов Юрий Васильевич
председатель ПЦК физического воспитания и ОБЖ, преподаватель физической культуры
Сборник лекций по гимнастике
средних профессиональных учебных заведений специальности
49.02.01 Физическая культура
Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБПОУ «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина
Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина
Погуляев С.В. преподаватель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина
Калоша А.И. к.п.н., доцент, декан факультета физической культуры Брянского Государственного Университета им. академика И.Г. Петровского
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 49.02.01 Физическая культура.
Пособие включает в себя лекционный материал, отвечающий требованиям рабочей программы по дисциплине предметной подготовке «Гимнастика с методикой преподавания» (повышенный уровень среднего профессионального образования), также содержит аттестационные требования, экзаменационные вопросы и литературу, рекомендованную преподавателям и студентам для подготовки.
Методическая разработка охватывает 15 разделов.
Данное методическое пособие рассчитано на педагогов для средних профессиональных учебных заведений, а также студентов всех педагогических учреждений.
Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для средних профессиональных учебных заведений специальности 49.02.01 Физическая культура.
Лекция № 1. Виды гимнастики и ее методические особенности.
1. Термин «гимнастика» ее задачи, методические особенности.
2. Средства гимнастики.
4. Гимнастика как научная дисциплина.
Гимнастика — это определенная, исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания людей.
2. (Образовательная задача). Формирование жизненно важных двигательных умений навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями.
3. (Воспитательная задача). Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.
Выдающийся мыслитель древнего мира Плутарх, заметил: «Гимнастика — есть целительная часть медицины».
Методические особенности гимнастики
Гимнастике присущ метод строгого регламентирование упражнения и четкой организации деятельности занимающихся, благодаря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навыков и умений, а также соответствующий эмоциональный фон, стимулирующий повышенную работоспособность.
К методическим особенностям гимнастики относятся:
1. Разностороннее воздействие на организм человека.
2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что и обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие морфологических и функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).
3. Избирательное воздействие на организм (исправление отрицательных сторон человека).
4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регулирование физической нагрузки.
5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различных целях.
Методы — это способы применения средств гимнастики с целью специально запланированного педагогического или оздоровительного воздействия на занимающихся.
1. Строевые упражнения.
2. Общеразвивающие упражнения.
3. Вольные упражнения.
4. Прикладные упражнения
6. Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перекладине, бревне).
7. Акробатические упражнения.
8. Упражнения художественной гимнастики (слитные комбинации), с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов.
Всесоюзная конференция 1968 г. утвердила следующую классификацию гимнастики по видам:
1. спортивная гимнастика
2. художественная гимнастика
3-я группа — прикладные виды гимнастики
1. гимнастика на производстве
5. лечебная гимнастика
Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономерности физического развития и совершенствования человека с помощью характерных для гимнастики средств, методов и форм организации занятий. В научном исследовании применяются преимущественно педагогические, физиологические, биомеханические и математические методы исследования.
Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущностью и содержанием предмета гимнастики, ее целями и задачами, местом и значением гимнастики в советской системе физического воспитания и др.
История гимнастики раскрывает процесс ее развития и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств, и методов гимнастики.
В разделе методики преподавания гимнастики рассматриваются общие основы обучения и воспитания (применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и группам упражнений), методы и приемы организации занятий с различными контингентами и др.
Лекция № 2. История развития гимнастики.
1. Гимнастика в Древнем мире и средних веках.
2. Гимнастика в новое время.
3. Системы гимнастик (школы).
История гимнастики — это специфическая отрасль знаний, важный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными условиями жизни людей.
Гимнастика развивается и по своим собственным закономерностям:
а) обогащение гимнастов и тренеров опытом соревнований и организации учебно-тренировочной и воспитательной работы с гимнастами;
б) совершенствование программ, правил соревнований, терминологии, теории и методики обучения упражнениям и спортивной тренировки;
в) проведение научных конференций, семинаров, исследований;
г) совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров;
д) улучшение качества гимнастических снарядов, оборудования мест занятий и др.
Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени. Ее становление было связано с изменением общественного строя, развитием науки о человеке, а также с переменой способов ведения войны. Это оказывало существенное влияние на изменение содержания гимнастики, методики ее преподавания и техники самих упражнений.
Отдельные упражнения, вошедшие в системы гимнастики XVIII—XIX вв., применялись в военно-физической подготовке еще в Древнем Риме и в период средневековья в ряде стран Западной Европы. К ним относятся упражнения на деревянном коне, лестницах и других сооружениях, используемых для обучения штурму неприятельских крепостей. Акробатические упражнения и упражнения на канате демонстрировались бродячими артистами.
В эпоху Возрождения гуманисты стали придавать большое значение всестороннему воспитанию молодежи. В занятиях гимнастикой они видели лучшее средство укрепления здоровья и развития физических сил человека. В XVI в. появился ряд произведений по физическому воспитанию. Наиболее известным из них был труд И. Меркуриалиса об искусстве гимнастики. Автор делил гимнастику па три вида: военную, врачебную и атлетическую. Оздоровительную гимнастику, т. с. не связанную со стремлением побеждать соперника, он считал основным средством физического воспитания.
В это же время развивалось и другое направление в гимнастике, основой которого было приобретение занимающимися ловкости. В произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (ок. 1494—1553 гг.) «Гаргантюа и Пантагрюэль» говорится о том, что воспитанники занимались многими видами упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коне, лазали по канату, выполняли акробатические упражнения. В связи с этим следует считать, что уже в XV в. в школах дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в дальнейшем легли в основу спортивной гимнастики.
Труды Я. А. Каменского и система его дидактических принципов способствовали развитию взглядов классиков педагогики XVIИ в.Жан-Жака Руссо (1712—1778 гг.) и особенно Песталоцци (1746— 1827 гг.). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаливают тело, создают необходимые условия для развития сил и двигательных возможностей человека, готовят к жизни, содействуют умственному развитию и укреплению здоровья.
Песталоцци главную цель физического воспитания видел в развитии сил и способностей, заложенных в ребенке, путем упражнений. Он полагал, что важно развивать способность мыслить и действовать. Лучшими упражнениями для этого были простейшие движения в суставах, поскольку из них складываются любые сложные движения. Дополнять же суставную гимнастику должны подвижные игры и ручной труд. Песталоцци — один из основоположников теории, и методики гимнастики, а «суставные движения» — прообраз современных вольных упражнений.
Педагогические идеи Руссо, Песталоцци и других деятелей педагогики того времени поддерживались буржуазной интеллигенцией западноевропейских стран. Практические шаги в этом направлении были сделаны в Германии. В 70-х гг. XVIII в. в некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика.
Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упражнений, в том числе упражнений на снарядах. В этих упражнениях большое значение придается форме движений. Его книга «Гимнастика для юношества» получила распространение в ряде стран, в том числе и в России, и способствовала развитию гимнастики. В ней описаны примитивные упражнения на перекладине, брусьях, бревне. При проведении занятий стимулировалось соревнование между учениками, были выработаны требования к точности исполнения движений.
Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи.
В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики:
—гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство укрепления здоровья и развития физических сил человека);
—атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);
-прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне).
Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778—1852 гг.). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и военные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников— «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «турнен».
Совместно с Фризеном и Эйзеленом Ян разработал технику гимнастических упражнений. Был издан учебник «Немецкая гимнастика», в котором описывались все известные в то время упражнения на снарядах.
А. Шписс (1810—1858 гг.) приспособил немецкий «турнен» к преподаванию в школе и составил схему урока. В 1840 г. он опубликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подготавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. п. В последней части урока проводились игры и массовые упражнения. Гимнастика Шписса содействовала воспитанию дисциплинированных детей, хорошо выполняющих команды и имеющих достаточную физическую подготовку для военной службы. Однако она подавляла инициативу детей, мешала развитию их индивидуальных способностей и, главное, расходилась со многими положениями естественных и педагогических наук того времени. Эти недостатки вызывали многочисленные возражения, наиболее обоснованными из которых были возражения П. Ф. Лесгафта.
Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776—1839 гг.) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. В 1813 г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал.
Его сын Я. Линг (1820—1886 гг.), продолжая дело, начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность. Точному положению частей тела придавалось большое значение.
Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России.
Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770—1848 гг.). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях — ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, заборы).
Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным; на занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях.
Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832—1884 гг.)— представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению своей родины из-под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не, считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе.
Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы (боевые).
Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей:
В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палкой, гантелями и др.).
Во второй (основной) части выполнялись упражнения на снарядах, прыжки, так называемые «разности», боевые упражнения и др.
В третьей (заключительной) части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры.
Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнения упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гимнастике во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики.
Отрицательным было то, что их авторы не понимали педагогического значения гимнастики, им характерен эмпиризм.
В конце XIX в. появляются первые научно обоснованные системы: в России — П. Ф. Лесгафта (1837—1909 гг.), во Франции — Ж. Демени (1850—1917 гг., физиолог и педагог). В годы первой мировой войны Ж. Демени опубликовал работу, посвященную физическому воспитанию. Он считал, что упражнения должны быть динамичными, а не статичными, выполняться с полной амплитудой, по форме закругленными, а не угловатыми. Мышцы, не участвующие в работе, должны быть расслаблены. Задачами физического воспитания Демени считал: укрепление здоровья, достижение красоты форм и движений тела, развитие ловкости и волевых качеств человека.
В конце XIX и начале XX в. появились новые виды гимнастики. В частности, образовалось несколько систем художественной и ритмической гимнастики, широко использовались лечебная гимнастика, ставшая одной из отраслей медицины, система индивидуальной гимнастики преимущественно гигиенической направленности («Моя система» Мюллера, гантельная гимнастика Сандова, системы индивидуальной гимнастики Прошека, Анохина и др.).
Лекция № 3. Гимнастическая терминология.
1. Характеристика гимнастической терминологии.
2. Способы образования терминов, правила сокращений.
3. Правила и формы записи упражнений.
В физическом воспитании терминология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании литературы по гимнастике.
Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям, поскольку трудно обучать им, не зная точного названия. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.
Под термином в гимнастике принято понимать краткое условное название какого-либо двигательного действия или понятия. «Как и в других «областях, гимнастическая терминология совершенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в практической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.
Терминология как раздел лексики тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой.
Наша отечественная гимнастическая терминология, введенная в действие с 1938 г., была построена на основе словарного фонда русского литературного языка. Поэтому она значительно понятнее и доступнее для различных контингентов занимающихся.
В новой терминологии авторы установили такую систему построения терминов, которая позволила бы ограничиться лишь указанием на наиболее характерные особенности каждого движения и в то же время точно и кратко определить его.
Развитие советской гимнастики, новые успехи теории и практики требуют дальнейшего совершенствования гимнастической терминологии. Этому были посвящены Всесоюзная дискуссия 1957 г. всесоюзные конференции по гимнастике 1962, 1963 гг.
Большой вклад в развитие гимнастической терминологии, внесли преподаватели кафедр гимнастики институтов физической культуры, особенна Московского, Ленинградского и Киевского. В результате поиска и обсуждений последние изменения и дополнения в действующую терминологию были внесены президиумом Федерации гимнастики СССР в 1965. г.
Требования предъявляемые к терминологии
К терминам предъявляются определенные требования:
1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полностью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступной, а, следовательно, жизненной и устойчивой. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится непонятной.
2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия.
3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения.
Выделяют три группы правил гимнастической терминологии: правила образования, правила применения и правила сокращения терминов (опускание отдельных из них).
Способы и правила образования терминов
Образование терминов происходит следующими способами:
а) переосмысление, б) использование корней слов, в) присвоение имени, г) словосложение.
Кроме образования новых используются термины, заимствованные из смежных областей деятельности и из прежних терминологических систем. Например, в гимнастике официально употребляются такие цирковые термины, как рондат, курбет, мост, твист.
Переосмысление, или придание нового значения уже существующим словам,— наиболее распространенный способ образования терминов. Например: шпагат, вход, выход, переход, круг.
Использование корней слов родного языка — способ, применявшийся при создании гимнастической терминологии. Корнями слов являются термины: мах, сед, вис, хват, кач, шаг, бег. На основе этих и других корней слов образуются производные термины, например: замах, присед, спад, подъем, раскачивание, перехват, шагом, углом и т. д.
Присвоение имени первого исполнителя. Как правило, новые сложные элементы поначалу имеют сложное терминологическое описание. Использование имени известного спортсмена делает удобным частое употребление данного нового термина. Например, термин «диомидовский» означает: махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку.
Словосложение — способ, при котором из двух слов образуется сложное или составное слово — термин. Например: (сальто) сгибаясь-разгибаясь, разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки). Чаще всего гимнастические упражнения обозначаются е помощью двух и большего числа терминов, т. е. образуются путем составления из нескольких однословных терминов.
Термины, обозначающие статические положения, образуются, как правило, с учетом условий опоры (упор на предплечьях, стойка на руках, сед на пятках и т, п.) и взаимного расположения звеньев тела (упор углом, вис, согнувшись и т. п.).
Движения или положения тела в полете, например: прыжок ноги врозь, соскок углом, переворот назад, подъем махом вперед, подъем разгибом.
Правила применения терминов
Гимнастическую терминологию применяют с учетом квалификации занимающихся. При проведении занятий оздоровительными или прикладными видами гимнастики используются лишь основные термины общеразвивающих упражнений с добавлением слов разговорного и литературного языка. Например, говорят: стоя ноги врозь (вместо «стойка ноги врозь»), положение сидя (вместо «сед»). На занятиях с детьми используются яркие образные наименования, например «как самолет», «как зайчики». В процессе обучения педагог знакомит учащихся с терминологией, постепенно заменяя прежние образные выражения терминами.
Термины, обозначающие гимнастические упражнения, разделяются на две основные группы: обобщающие и конкретные термины.
Обобщающие термины используются для обозначения общих понятий, групп и типов упражнений, например: элемент, соединение, вольные упражнения, разноименные круги. Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений. В свою очередь, они подразделяются на основные и дополнительные.
Основные термины определяют главные смысловые признаки упражнения, принадлежность его к той или иной группе упражнений, например: подъем, спад, переворот, оборот, круг, мах.
Конкретные элементы описываются сочетанием основного и дополнительного терминов. Однако некоторые основные термины: упор, вис, мост, шпагат, присед, полуприсед — сами по себе описывают конкретные элементы.
Дополнительные термины дают уточняющую информацию, указывая направление движения, способ выполнения, условия опоры, характер исполнения, некоторые количественные характеристики. Например: вперед, боком; переворотом, разгибом, махом; на предплечьях, на лопатках, на животе; медленный (переворот), расслабленно; двойное, с поворотом на 540°.
Некоторые термины могут быть как основными, так и дополнительными, например: мах — махом, стойка — стоя, присед — присев, круг — круговой, оборот — оборотом, переворот — переворотом.
Правила сокращений (опускание отдельных обозначений)
В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:
— «спереди», «вперед» — при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (например, дугами вперед);
— указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответствует установленному стилю;
— «туловище» — при наклонах
— «нога» — при перемахах, выставлениях ее на носок;
— «поднять», «опустить» — при движении руками или ногами;
— «продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;
— «хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);
— «соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это очевидно;
— «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок;
— «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;
— «ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (вправо);
— «дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются движением вперед.
Исходное положение (и. п.) указывается только в начале упражнения.
Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.
Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания.
В зависимости от цели применяют ту или иную форму записи:
— обобщенную, конкретную, сокращенную, графическую или их сочетания.
Терминологическая запись гимнастических упражнений осуществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.
К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рассмотрим эти правила.
Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:
1. Исходное положение (и. п.), из которого начинается движение.
2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и и др.).
3. Направление (вправо, назад и т. п.).
4. Конечное положение (если необходимо),
и. п. — стойка ноги врозь, руки к плечам.
Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».
и. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.
Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с».
Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи.
руки плавно вперед, кисти расслаблены и т. д.
Запись вольных упражнений. Вольные упражнения записываются в определенной последовательности:
1. Название упражнения (для кого предназначается).
2. Музыкальное сопровождение. Указываются произведение, размер.
3. Исходное положение.
4.Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения, например по восьмеркам. При записи обязательного упражнения (для соревнований) справа от текста указывается относительная трудность элементов и соединений (баллы или группы трудности).
Запись упражнений на снарядах. При записи упражнений на гимнастических снарядах кроме названия самого снаряда принято указывать:
1. Исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание в упоре на руках, предплечьях).
2. Название движения (подъем, спад, перелёт, оборот, выкрут и др.).
3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом назад, переворотом).
4. Направление (влево, назад и др.).
5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движение не указывает на него.
При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой. При записи в строчку комбинаций на снарядах основные элементы (соединения) отделяются знаком тире.
Например, на перекладине: размахивание — подъем разгибом — оборот назад — мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом — соском махом назад и т. д.
При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записываются с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность.
Запись акробатических упражнений. При записи акробатических упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей:
1. При выполнении элементов не с полным переворачиванием (например, кувырков) следует указывать конечное положение.
2. Иногда переходы из одного положения в другое не требуют специального термина.
3. Учитывается, что положение исполнителя после того или иного элемента (движения) предопределяет форму выполнения после дующего. Например, из стойки на коленях перекатом стойка на плече или из упора присев перекатом назад стойка на лопатках и др.
4. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по движению это не ясно.
Запись упражнений художественной гимнастики. При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для вольных упражнений. Помимо этого следует указывать характер движений, их оттенки, динамику и выразительность.
Основные формы записи гимнастических упражнении:
1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения.
Например, одноименные и разноименные перемахи из упора и упора сзади на коне.
2. Конкретная терминологическая запись предусматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии (примеры этой записи приведены выше).
3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом случае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например, дв. — движение, эл. — элемент.
4. Графическая запись (изображение) может иметь самостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками» (рис, 26,а), полуконтурная (рис. 26,6) и контурная (рис. 26, в). Первая наиболее доступная. Она наглядна и
экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повседневной практической работе по гимнастике.
5. Сочетание текстовой и графической записи — это наиболее удобная форма записи, которой широко пользуются на практике.
Лекция № 4. Строевые упражнения.
1. Понятия строевые упражнения. Классификация строевых упражнений.
2. Основные понятие о строе.
4. Фигурные передвижения (передвижения по различным направлениям).
Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных действий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, выработки чувства темпа и ритма, формирования правильной осанки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подготовительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые упражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.
Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.
Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:
— построения и перестроения;
— размыкания и смыкания.
Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.
Основные понятия о строе
Интервал— расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Построения и перестроения
Для обратного перестроения подаются команды:
Для обратного перестроения подаются команды:
При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.
Размыкания и смыкания
1. Размыкание по уставу ВС. Команда: «Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.
3. Размыкания по распоряжению. Например, «наберите интервал – два шага» и т.д.
4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.
К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.
Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.
Движения на месте выполняются по команде:
При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.
(передвижения по различным направлениям).
Лекция № 5. Общеразвивающие упражнения
1. Характеристика общеразвивающих упражнений.
2. Направленность общеразвивающих упражнений.
3. Методы обучения в способы проведения общеразвивающих упражнений.
Общеразвивающими упражнениями называются движения отдельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением.
Цель — воспитание физических качеств, формирование правильной осанки и подготовка занимающихся к овладению более сложными двигательными навыками.
Общеразвивающие упражнения могут выполняться без предметов, с предметами (гантелями, набивными мячами, гирями, штангой, резиновыми амортизаторами, палками и др.), на различных гимнастических снарядах, а также с взаимной помощью друг
Общеразвивающие упражнения по своей структуре просты и доступны детям всех возрастных групп и людям разного возраста.
С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.
Универсальные возможности ОРУ позволяют широко применять их в детских садах, школах и других, учебных заведениях, а также в быту и на производстве (гигиеническая, производственная гимнастика).
С помощью ОРУ можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные группы мышц. Регулируя физическую нагрузку, которая зависит от характера упражнений, их количества в одном занятии и интенсивности мышечных напряжений, с которой они выполняются. Разностороннее воздействие ОРУ на организм занимающихся позволяет развивать двигательные и психические способности, формировать правильную осанку, воздействовать на различные органы и системы их функциональное состояние.
Особенно важное значение ОРУ имеют в период становления и развития центральной нервной системы (ЦНС) ребёнка. Это объясняется тем, что любой двигательный акт контролируется ЦНС, а вследствие этого контроля формируются новые связи в коре головного мозга. В свою очередь свойства мозга настолько универсальны, что количество этих связей практически неограниченно. Правильное применение разнообразных ОРУ, с учетом сенситивных (благоприятных для развития) периодов в развитии детей, ведет к эффективному развитию их потенциальных способностей. Которые в значительной мере определяют способности человека в различных видах деятельности.
Особую роль можно отвести ОРУ в экологически грязных зонах. Составляя комплексы, ОРУ, и проводя их под музыку, можно развивать общую выносливость. Применение музыкального сопровождения, к тому же развивает музыкальный слух, чувство любви к прекрасному, даёт возможность занимающимся выразить в движении свои индивидуальные особенности, не только на занятиях, в других сферах деятельности.
Для эффективного применения такого универсального средства, как ОРУ, преподаватель должен осознавать огромную социальную значимость своего труда и иметь соответствующую подготовленность:
— Знание анатомо-физиологических особенностей человека.
— Знание сенситивных периодов развития двигательных и психических способностей.
— Знание и владение большим количеством конкретных упражнений.
— Умение определять направленность конкретных упражнений, их характер.
— Умение проводить ОРУ различными способами.
— Умение разрабатывать упражнения и составлять комплексы из них в зависимости от задач.
— Владеть всеми методами организации занятий.
Направленность общеразвивающих упражнений.
2. – 3. Общего воздействия.
4. На плечевой пояс.
5. На мышцы спины и живота.
6. На боковые мышцы.
7. На координацию движения.
12. На дыхание (восстановление).
Методы обучения в способы проведения общеразвивающих упражнений.
В зависимости от сложности ОРУ для их разучивания применяются следующие методы обучения:
1- в целом по показу,
2- в целом по рассказу,
3- в целом по показу и рассказу,
Для проведения ОРУ применяются способы: раздельный, поточный, проходной и поточный в движении.
В зависимости от сложности упражнений и поставленных задач применяется наиболее эффективный способ проведения ОРУ. Например, для развития устойчивости, распределения и переключения внимания необходимо подобрать упражнения средней трудности, но выполнять их поточным способом в движении. Это побуждает учеников включать те механизмы ЦНС, которые способствуют развитию выше указанных способностей, для развития же координации движений необходимо выполнять сложные, но доступные для учеников движения, которые способствовали бы образованию новых функциональных связей и развитию двигательной функции.
Правильно применяя ОРУ, можно положительно воздействовать на развитие различных, как потенциальных, так и актуальных способностей человека.
Правила записи общеразвивающих упражнений
При записи отдельного движения указывается:
1. Исходное положение, из которого начинается движение.
2. Название движения (наклон, поворот, присед и др.).
3. Направление (вправо, назад и др.).
4. Конечное положение (если это необходимо).
При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то, что и при записи отдельного движения, но сначала-основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения:
и. п.- стойка ноги врозь, руки к плечам.
1- сгибая правую, наклон влево, руки вверх
Несколько движений, выполняемых не одновременно, записываются в той последовательности, в которой они протекают.
и. п.- стойка ноги врозь, руки в стороны.
1- с поворотом налево правая сзади на носок, дугой книзу правая рука вперёд
2- стать на правое колено, руки вверх, голову наклонить назад.
Если движения сочетаются с другими движениями (не на всем протяжении), но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».
и. п.- стойка ноги врозь, руки на пояс.
1. Наклон, вперёд прогнувшись, руки в стороны и поворот налево.
В этом случае поворот выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его.
Если же движения совмещаются (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с».
При выполнении упражнений с предметами должно проводиться объяснение упражнений и подача команд в определенной последовательности:
Положение предмета по отношению к телу занимающихся (к плечу, на грудь, влево и т.д.).
Направление предмета (если это необходимо).
Положение рук (если необходимо).
Палку к правому плечу вверх. При переменах положения предмета не кратчайшим путём, а каким либо другим, надо указать на этот способ.
Отпуская правую руку дугами наружу палка (мяч) вверх.
При соединениях движений предмета с движением рук, ног и туловища надо вначале указать положение предмета, а потом движение ног и туловища.
Палку за голову, прыжком стойка ноги врозь и наклон туловища вперёд.
Лекция № 6. Конспект урока по гимнастике.
Конспект урока по гимнастике для учащихся … класса
2. Совершенствовать (Закрепить)……………………….
3. Содействовать (Развивать)…………………………………….