основы обучения гимнастическим упражнениям

Основы обучения гимнастическим упражнениям. Обучение гимнастическим упражнениям (как и по другим разделам физической культуры) происходит в три этапа: ознакомление с упражнением

основы обучения гимнастическим упражнениям. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основы обучения гимнастическим упражнениям. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основы обучения гимнастическим упражнениям. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основы обучения гимнастическим упражнениям. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

основы обучения гимнастическим упражнениям. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

основы обучения гимнастическим упражнениям. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Обучение гимнастическим упражнениям (как и по другим разделам физической культуры) происходит в три этапа: ознакомление с упражнением, его разучивание, закрепление (совершенствование). Разделение процесса обучения на этапы позволяет на основе общей задачи в каждом из этапов определить последовательность решения частных задач при обучении упражнениям, а также правильно подобрать методические приёмы для их решения. Рассмотрим каждый из этих этапов.

Второй этап. Его основная задача – непосредственное изучение техники гимнастических упражнений. Эта задача решается путём формирования умения выполнять двигательное действие с учётом требуемых технических параметров. Для этого последовательно разучиваются сначала детали техники, а затем добиваются слитного их выполнения в полном объёме. С этой целью упражнения разучиваются по частям, по разделениям или с помощью подводящих (подготовительных) упражнений (если упражнение сложное или его нельзя разбить на части) и, как правило, в облегчённых условиях.

При выполнении сложных упражнений трудно избежать неточных, ошибочных действий и в данной ситуации большое значение имеет своевременное их исправление. Причинами ошибок могут быть непонимание обучаемыми техники выполняемого упражнения, низкий уровень развития их двигательных способностей, недисциплинированность, нерешительность и др.

Продолжительность этапа разучивания зависит от структуры упражнения (количества двигательных действий) и его сложности, от уровня общей и специальной подготовленности занимающихся, типа их нервной системы, а также методического мастерства педагога. Данный этап заканчивается тогда, когда обучаемые смогут самостоятельно и относительно правильно в техническом плане выполнить разучиваемое упражнение.

Источник

Основы обучения гимнастическим упражнениям

Начальное обучение служит исходной базой для успешного овладения новым движением.

Основными признаками формирования двигательных навыков являются сознательное управление движениями, автоматизированное их выполнение.

Результатом обучения является технически правильное и самостоятельное выполнение. При этом еще возможны неточности в отдельных деталях выполнения упражнения.

Для сохранения достаточно высокого качественного и технического уровня исполнения необходимо его периодическое выполнение в различных условиях.

Дидактические принципы в обучении гимнастики.

В основе процесса обучения гимнастическим упражнениям лежат общеизвестные дидактические принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и систематичности.

1. Сознательность и активность. При обучении гимнастическим упражнениям предполагают осмысленное сознательное овладение ими. Способность анализировать технику упражнений, исправлять допущенные ошибки неточности, проявлять инициативу и самостоятельность, оценивать результату собственной деятельности, своих товарищей.

2. Принцип наглядности. Этот принцип помогает создать полное представление о технике движения. Для этого используют качественный показ, образное объяснение, наглядное сравнение, использование наглядных пособий.

3. Принцип доступности. Данный принцип требует постановки задач, соответствующих силам учеников. Реализация этого принципа требует постепенного повышения трудности упражнения, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

4. Принцип систематичности. Подразумевает непрерывность процесса обучения, проведение его в определенной последовательности, разумного чередования работы с отдыхом, в целях сохранения работоспособности активности занимающихся.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям

основы обучения гимнастическим упражнениям. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основы обучения гимнастическим упражнениям. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основы обучения гимнастическим упражнениям. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основы обучения гимнастическим упражнениям. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

основы обучения гимнастическим упражнениям. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

основы обучения гимнастическим упражнениям. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

С самого раннего детства люди познают окружающий мир че­рез движения. В процессе овладения разнообразными двигатель­ными действиями они познают и самих себя, развивают свои спо­собности, формируются как личности.

зависит от совокупности свойств обучаемого, вовлеченных в ак­тивную работу. С точки зрения теории познания в ходе обучения педагог активизирует у учащихся чувственную, рациональную и практическую формы познания, опирается на законы высшей нервной деятельности человека, принципы дидактики, воспита­ния и спортивной тренировки, на теорию информации.

Такой подход к процессу обучения оправдан как в теоретичес­ком, так и в практическом плане.

В теоретическом плане расширяются возможности для дальней­шего совершенствования методики преподавания гимнастики, более эффективного применения ее средств и методов в оздоро­вительных, образовательных, воспитательных, спортивных, про­фессионально-прикладных целях путем более полного использо­вания сведений из смежных дисциплин естественнонаучного, пси­холого-педагогического, социально-экономического и спортив­но-педагогического циклов. На основании изложенных выше прин­ципиальных положений оказывается возможным упорядочение понятийного аппарата, повышение научности преподавания гим­настики, систематизация учебного материала, а следовательно, и облегчение его усвоения занимающимися.

В практическом плане открываются новые возможности, значи­тельно более широкие по сравнению с существующими, для-со-вершенствования программ, нормативных требований, форм орга­низации и методики проведения занятий гимнастикой с различ­ными по возрасту, полу, учебной и профессиональной деятель­ности категориями занимающихся; для использования средств и методов гимнастики в оздоровительных, образовательных, вос­питательных целях, а также для изучения, развития и прогнози­рования способностей, необходимых занимающимся в учебной, трудовой деятельности и предстоящей службе в армии, в подго­товке молодых женщин к детородной функции и материнству.

Обучение — это педагогический процесс, направленный на обу­чаемых лиц с целью обогащения их знаниями, умениями, навы­ками и опытом: двигательным, эстетическим, эмоциональным, волевым, общения, нравственным, спортивным, трудовым и др-В процессе обучения упражнениям педагог оказывает помощь сво­им ученикам не только в овладении упражнениями, но и в позна­нии самих себя, своих способностей и стимулирует их развитие. Новый опыт учащиеся приобретают разными способами: путем подражания педагогу методом проб и ошибок, благодаря обучаю­щим и воспитывающим воздействиям педагога. Грамотное в науч­ном и методическом отношении обучение носит воспитывающий

В процессе обучения активно (или пассивно) взаимодействуют две личности — педагог и ученик. Эффективность обучения зави­сит от глубоко осознанной активности каждого из них при веду-

щей роли учителя. Он изучает способности ученика, создает ему благоприятные условия для успешного овладения системой зна­ний, умений, навыков, формирует у него сознательное и актив­ное отношение к занятиям гимнастикой.

В овладении гимнастическими упражнениями должен быть за­интересован прежде всего сам ученик. Его обязанность состоит в том, чтобы создать у себя благоприятные внутренние условия для восприятия и осознания полезности педагогических воздействий со стороны учителя. Ему необходимо активизировать свое внима­ние, память, мыслительную деятельность, волю и создать поло­жительное и активное отношение к гимнастике, к данному заня­тию и к изучаемому упражнению. К исполнению этих обязанно­стей ученик готовится заранее родителями и учителем.

основы обучения гимнастическим упражнениям. 640 1. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-640 1. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка 640 1.

Задача педагога состоит в том, чтобы методически грамотно преподнести учебный материал, возбудить у учеников интерес к овладению изучаемым упражнением, убедить их в полезности за­нятий для здоровья, учебы и труда (схема 2).

основы обучения гимнастическим упражнениям. image263. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-image263. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка image263.

Необходимость занятий гимнастическими упражнениями с деть­ми диктуется следующими обстоятельствами.

1. Потребности общества. Целью любого общественного устрой­ства людей является разностороннее физическое и духовное раз­витие личности, ее способностей. Успешное продвижение к этой Цели возможно благодаря физическому и умственному образова­нию и воспитанию детей. Большими возможностями в этом отно­шении располагают занятия гимнастикой.

2. Закономерности возрастного развития человека. Дети по срав­нению со взрослыми быстрее и с меньшими затратами нервно-Мышечной энергии овладевают двигательным опытом. Чем более Разносторонний опыт они приобретают, тем больше знают об

окружающих предметах и явлениях, тем лучше развиты у них функ­ции организма, психические и личностные свойства, каждое из них имеет свою возрастную динамику развития. В связи с этим важно не упустить наиболее благоприятный возрастной период (сенситивный) и своевременно стимулировать развитие способ­ностей, обогатить занимающихся необходимыми знаниями, дви­гательными умениями и навыками, сформировать полезные для жизни привычки, твердую убежденность в личной пользе и обще­ственной значимости систематических занятий гимнастикой.

3. Подготовка высококвалифицированных гимнастов, способ­ных достойно защищать спортивную честь учебного заведения, района, города, республики, страны. Это обстоятельство тесно связано с предшествующими. Здесь решаются те же задачи, но только на более высоком уровне, достигаются более высокие и стойкие результаты. Кроме того, красота тела гимнаста, хорошо развитые двигательные способности, воспитанность и другие ка­чества, приобретенные в процессе занятий гимнастикой, — убе­дительный пример для подражания.

Источник

Сборник лекций по гимнастике

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Суражский педагогический колледж» имени А.С. Пушкина

Рыбалов Юрий Васильевич

председатель ПЦК физического воспитания и ОБЖ, преподаватель физической культуры

Сборник лекций по гимнастике

средних профессиональных учебных заведений специальности

49.02.01 Физическая культура

Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГБПОУ «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Погуляев С.В. преподаватель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина

Калоша А.И. к.п.н., доцент, декан факультета физической культуры Брянского Государственного Университета им. академика И.Г. Петровского

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 49.02.01 Физическая культура.

Пособие включает в себя лекционный материал, отвечающий требованиям рабочей программы по дисциплине предметной подготовке «Гимнастика с методикой преподавания» (повышенный уровень среднего профессионального образования), также содержит аттестационные требования, экзаменационные вопросы и литературу, рекомендованную преподавателям и студентам для подготовки.

Методическая разработка охватывает 15 разделов.

Данное методическое пособие рассчитано на педагогов для средних профессиональных учебных заведений, а также студентов всех педагогических учреждений.

Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для средних профессиональных учебных заведений специальности 49.02.01 Физическая культура.

Лекция № 1. Виды гимнастики и ее методические особенности.

1. Термин «гимнастика» ее задачи, методические особенности.

2. Средства гимнастики.

4. Гимнастика как научная дисциплина.

Гимнастика — это определенная, исторически сложившаяся со­вокупность специфических средств и методов физического воспи­тания людей.

2. (Образовательная задача). Формирование жизненно важных двигательных умений навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями.

3. (Воспитательная задача). Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.

Выдающийся мыслитель древнего мира Плутарх, заметил: «Гимна­стика — есть целительная часть медицины».

Методические особенности гимнастики

Гимнастике присущ метод строгого регламентирование упраж­нения и четкой организации деятельности занимающихся, благода­ря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навы­ков и умений, а также соответствующий эмоциональный фон, сти­мулирующий повышенную работоспособность.

К методическим осо­бенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм человека.

2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что и обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие морфо­логических и функциональных систем организма и физических ка­честв (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).

3. Избирательное воздействие на организм (исправление отрицательных сторон человека).

4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регули­рование физической нагрузки.

5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различ­ных целях.

Методы — это способы применения средств гимнастики с целью специально запланированного педагогического или оздоро­вительного воздействия на занимающихся.

1. Строевые упражнения.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Вольные упражнения.

4. Прикладные упражнения

6. Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перекла­дине, бревне).

7. Акробатические упражнения.

8. Упражнения художественной гимнастики (слитные комбинации), с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов.

Всесоюзная конференция 1968 г. утвердила следующую класси­фикацию гимнастики по видам:

1. спортивная гимнастика

2. художественная гимнастика

3-я группа — прикладные виды гимнастики

1. гимнастика на производстве

5. лечебная гимнастика

Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономерности физи­ческого развития и совершенствования человека с помощью харак­терных для гимнастики средств, методов и форм организации за­нятий. В научном исследовании применяются преимущественно пе­дагогические, физиологические, биомеханические и математичес­кие методы исследования.

Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущ­ностью и содержанием предмета гимнастики, ее целями и задачами, местом и значением гимнастики в советской системе физического воспитания и др.

История гимнастики раскрывает процесс ее раз­вития и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств, и методов гимнастики.

В разделе методики преподавания гимнастики рассматриваются общие основы обучения и воспита­ния (применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и груп­пам упражнений), методы и приемы организации занятий с различ­ными контингентами и др.

Лекция № 2. История развития гимнастики.

1. Гимнастика в Древнем мире и средних веках.

2. Гимнастика в новое время.

3. Системы гимнастик (школы).

История гимнастики — это специфическая отрасль знаний, важ­ный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными ус­ловиями жизни людей.

Гимнастика развивается и по своим собственным закономер­ностям:

а) обогащение гимнастов и тренеров опытом соревнова­ний и организации учебно-тренировочной и воспитательной работы с гимнастами;

б) совершенствование программ, правил соревно­ваний, терминологии, теории и методики обучения упражнениям и спортивной тренировки;

в) проведение научных конференций, се­минаров, исследований;

г) совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров;

д) улучшение качества гимнастических снаря­дов, оборудования мест занятий и др.

Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени. Ее становление было связа­но с изменением общественного строя, развитием науки о человеке, а также с переменой способов ведения войны. Это оказывало суще­ственное влияние на изменение содержания гимнастики, методики ее преподавания и техники самих упражнений.

Отдельные упражнения, вошедшие в системы гимнастики XVIII—XIX вв., применялись в военно-физической подготовке еще в Древнем Риме и в период средневековья в ряде стран Западной Европы. К ним относятся упражнения на деревянном коне, лестни­цах и других сооружениях, используемых для обучения штурму неприятельских крепостей. Акробатические упражнения и упраж­нения на канате демонстрировались бродячими артистами.

В эпоху Возрождения гуманисты стали придавать большое значение всестороннему воспитанию молодежи. В занятиях гимна­стикой они видели лучшее средство укрепления здоровья и разви­тия физических сил человека. В XVI в. появился ряд произведений по физическому воспитанию. Наиболее известным из них был труд И. Меркуриалиса об искусстве гимнастики. Автор делил гимнасти­ку па три вида: военную, врачебную и атлетическую. Оздоровитель­ную гимнастику, т. с. не связанную со стремлением побеждать со­перника, он считал основным средством физического воспитания.

В это же время развивалось и другое направление в гимнасти­ке, основой которого было приобретение занимающимися ловкости. В произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (ок. 1494—1553 гг.) «Гаргантюа и Пантагрюэль» говорится о том, что воспитанники занимались многими видами упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коне, лазали по канату, выпол­няли акробатические упражнения. В связи с этим следует считать, что уже в XV в. в школах дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в даль­нейшем легли в основу спортивной гимнастики.

Труды Я. А. Каменского и система его дидактических принци­пов способствовали развитию взглядов классиков педагогики XVIИ в.Жан-Жака Руссо (1712—1778 гг.) и особенно Песталоцци (1746— 1827 гг.). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаливают те­ло, создают необходимые условия для развития сил и двигатель­ных возможностей человека, готовят к жизни, содействуют умст­венному развитию и укреплению здоровья.

Песталоцци главную цель физического воспитания видел в раз­витии сил и способностей, заложенных в ребенке, путем упражне­ний. Он полагал, что важно развивать способность мыслить и дей­ствовать. Лучшими упражнениями для этого были простейшие дви­жения в суставах, поскольку из них складываются любые сложные движения. Дополнять же суставную гимнастику должны подвиж­ные игры и ручной труд. Песталоц­ци — один из основоположников теории, и методики гимнастики, а «суставные движения» — прообраз современных вольных упраж­нений.

Педагогические идеи Руссо, Песталоцци и других деятелей пе­дагогики того времени поддерживались буржуазной интеллиген­цией западноевропейских стран. Практические шаги в этом направ­лении были сделаны в Германии. В 70-х гг. XVIII в. в некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика.

Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упраж­нений, в том числе упражнений на снарядах. В этих упражнениях большое значение придается форме движений. Его книга «Гимна­стика для юношества» получила распространение в ряде стран, в том числе и в России, и способствовала развитию гимнастики. В ней описаны примитивные упражнения на перекладине, брусьях, бревне. При проведении занятий стимулировалось соревнование между учениками, были выработаны требования к точности испол­нения движений.

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого вы­полнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно пра­вильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. наметились три направления в раз­витии гимнастики:

гигиеническое (гимнастика рассматривалась как сред­ство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);

-прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречаю­щихся на войне).

Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупа­ции Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778—1852 гг.). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от ок­купации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и во­енные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физиче­ские силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнасти­ку «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников— «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «турнен».

Совместно с Фризеном и Эйзеленом Ян разработал технику гимнастических упражнений. Был издан учебник «Немецкая гимна­стика», в котором описывались все известные в то время упражне­ния на снарядах.

А. Шписс (1810—1858 гг.) приспособил немецкий «турнен» к преподаванию в школе и составил схему урока. В 1840 г. он опуб­ликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подго­тавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. п. В последней части урока проводились игры и массовые уп­ражнения. Гимнастика Шписса содействовала воспитанию дис­циплинированных детей, хорошо выполняющих команды и имею­щих достаточную физическую подготовку для военной службы. Однако она подавляла инициативу детей, мешала развитию их ин­дивидуальных способностей и, главное, расходилась со многими положениями естественных и педагогических наук того времени. Эти недостатки вызывали многочисленные возражения, наиболее обоснованными из которых были возражения П. Ф. Лесгафта.

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое на­правление. П. Линг (1776—1839 гг.) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. В 1813 г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт спе­циальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педа­гогическое значение гимнастики он не учитывал.

Его сын Я. Линг (1820—1886 гг.), продолжая дело, начатое от­цом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряжен­ность. Точному положению частей тела придавалось большое зна­чение.

Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Она связы­вала инициативу преподавателя, хотя многим казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности швед­ской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России.

Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770—1848 гг.). Он был знаком с системой военно-физиче­ской подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помо­гают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных услови­ях — ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наиболь­шей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, за­боры).

Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к слож­ным; на занятиях учитывались индивидуальные особенности уче­ников. Были указания на то, что действие одного и того же упраж­нения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под во­енные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения свое­образного музыкального сопровождения на занятиях.

Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гим­настики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832—1884 гг.)— представи­тель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремив­шейся к освобождению своей родины из-под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не, считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе.

Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли уп­ражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы (боевые).

Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей:

В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (пал­кой, гантелями и др.).

Во второй (основной) части выполнялись упражнения на сна­рядах, прыжки, так называемые «разности», боевые упражнения и др.

В третьей (заключительной) части обычно применялись ходь­ба, умеренный бег, игры.

Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопро­вождение, четкость выполнения упражнений, организация соревно­ваний и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гим­настике во многих странах. Она явилась основой современной спор­тивной гимнастики.

Отрицательным было то, что их авто­ры не понимали педагогического значения гимнастики, им харак­терен эмпиризм.

В конце XIX в. появляются первые научно обоснованные систе­мы: в России — П. Ф. Лесгафта (1837—1909 гг.), во Франции — Ж. Демени (1850—1917 гг., физиолог и педагог). В годы первой мировой войны Ж. Демени опубликовал работу, посвященную фи­зическому воспитанию. Он считал, что упражнения должны быть динамичными, а не статичными, выполняться с полной амплитудой, по форме закругленными, а не угловатыми. Мышцы, не участвую­щие в работе, должны быть расслаблены. Задачами физического воспитания Демени считал: укрепление здоровья, достижение красоты форм и движе­ний тела, развитие ловкости и волевых качеств человека.

В конце XIX и начале XX в. появились новые виды гимнастики. В частности, образовалось несколько систем художественной и ритмической гимнастики, широко использовались лечебная гимна­стика, ставшая одной из отраслей медицины, система индивиду­альной гимнастики преимущественно гигиенической направленно­сти («Моя система» Мюллера, гантельная гимнастика Сандова, системы индивидуальной гимнастики Прошека, Анохина и др.).

Лекция № 3. Гимнастическая терминология.

1. Характеристика гимнастической терминологии.

2. Способы образования терминов, правила сокращений.

3. Правила и формы записи упражнений.

В физическом воспитании тер­минология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании лите­ратуры по гимнастике.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям, поскольку трудно обучать им, не зная точного названия. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое ус­ловное название какого-либо двигательного действия или понятия. «Как и в других «областях, гимнастическая терминология совер­шенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в прак­тической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.

Терминология как раздел лексики тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой.

Наша отечественная гимнастическая терминология, введен­ная в действие с 1938 г., была построена на основе словарного фонда русского литературного языка. Поэтому она значительно по­нятнее и доступнее для различных контингентов занимающихся.

В новой терминологии авторы установили такую систему построения терминов, которая позволила бы ограничиться лишь указанием на наиболее характерные особенности каждого движения и в то же время точ­но и кратко определить его.

Развитие советской гимнастики, новые успехи теории и практи­ки требуют дальнейшего совершенствования гимнастической тер­минологии. Этому были посвящены Всесоюзная дискуссия 1957 г. всесоюзные конференции по гимнастике 1962, 1963 гг.

Большой вклад в развитие гимнастической терминологии, внес­ли преподаватели кафедр гимнастики институтов физической культуры, особенна Московского, Ленинградского и Киевского. В резуль­тате поиска и обсуждений последние изменения и дополнения в действующую терминологию были внесены президиумом Федера­ции гимнастики СССР в 1965. г.

Требования предъявляемые к терминологии

К терминам предъявляются определенные требования:

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полно­стью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступ­ной, а, следовательно, жизненной и устойчивой. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится не­понятной.

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения.

Выделяют три группы правил гимнастической терминологии: правила образования, правила применения и правила сокращения терминов (опускание отдельных из них).

Способы и правила образования терминов

Образование терминов происходит следующими способами:

а) переосмысление, б) использование корней слов, в) присвоение имени, г) словосложение.

Кроме образования новых используются термины, заимствованные из смежных областей деятельности и из прежних терминологических систем. Например, в гимнастике офи­циально употребляются такие цирковые термины, как рондат, кур­бет, мост, твист.

Переосмысление, или придание нового значения уже су­ществующим словам,— наиболее распространенный способ образо­вания терминов. Например: шпагат, вход, выход, переход, круг.

Использование корней слов родного языка — способ, применявшийся при создании гимнастической терминологии. Кор­нями слов являются термины: мах, сед, вис, хват, кач, шаг, бег. На основе этих и других корней слов образуются производные термины, например: замах, присед, спад, подъем, раскачивание, перехват, шагом, углом и т. д.

Присвоение имени первого исполнителя. Как правило, новые сложные элементы поначалу имеют сложное тер­минологическое описание. Использование имени известного спорт­смена делает удобным частое употребление данного нового терми­на. Например, термин «диомидовский» означает: махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку.

Словосложение — способ, при котором из двух слов обра­зуется сложное или составное слово — термин. Например: (саль­то) сгибаясь-разгибаясь, разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки). Чаще всего гимнастические упражнения обозначаются е помощью двух и большего числа терминов, т. е. образуются пу­тем составления из нескольких однословных терминов.

Термины, обозначающие статические положения, образу­ются, как правило, с учетом условий опоры (упор на предплечьях, стойка на руках, сед на пятках и т, п.) и взаимного расположения звеньев тела (упор углом, вис, согнувшись и т. п.).

Движения или положения тела в по­лете, например: прыжок ноги врозь, соскок углом, переворот на­зад, подъем махом вперед, подъем разгибом.

Правила применения терминов

Гимнастическую терминологию применяют с учетом квалифи­кации занимающихся. При проведении занятий оздоровительными или прикладными видами гимнастики используются лишь основ­ные термины общеразвивающих упражнений с добавлением слов разговорного и литературного языка. Например, говорят: стоя но­ги врозь (вместо «стойка ноги врозь»), положение сидя (вместо «сед»). На занятиях с детьми используются яркие образные наи­менования, например «как самолет», «как зайчики». В процессе обучения педагог знакомит учащихся с терминологией, постепенно заменяя прежние образные выражения терминами.

Термины, обозначающие гимнастические упражнения, разделя­ются на две основные группы: обобщающие и конкретные терми­ны.

Обобщающие термины используются для обозначения общих понятий, групп и типов упражнений, например: элемент, соединение, вольные упражнения, разноименные круги. Конкрет­ные термины определяют признаки конкретных упражнений. В свою очередь, они подразделяются на основные и дополнитель­ные.

Основные термины определяют главные смысловые признаки упражнения, принадлежность его к той или иной группе упражнений, например: подъем, спад, переворот, оборот, круг, мах.

Конкретные элементы описываются сочетанием основного и до­полнительного терминов. Однако некоторые основные термины: упор, вис, мост, шпагат, присед, полуприсед — сами по себе описы­вают конкретные элементы.

Дополнительные термины дают уточняющую информацию, указывая направление движения, способ выполнения, условия опоры, характер исполнения, некото­рые количественные характеристики. Например: вперед, боком; переворотом, разгибом, махом; на предплечьях, на лопатках, на животе; медленный (переворот), расслабленно; двойное, с пово­ротом на 540°.

Некоторые термины могут быть как основными, так и дополни­тельными, например: мах — махом, стойка — стоя, присед — при­сев, круг — круговой, оборот — оборотом, переворот — переворотом.

Правила сокращений (опускание отдельных обозначений)

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:

— «спереди», «вперед» — при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (на­пример, дугами вперед);

— указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответ­ствует установленному стилю;

— «туловище» — при наклонах

— «нога» — при перемахах, выставлениях ее на носок;

— «поднять», «опустить» — при движении руками или ногами;

— «продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

— «хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);

— «соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это оче­видно;

— «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок;

— «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

— «ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (вправо);

— «дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются дви­жением вперед.

Исходное положение (и. п.) указывается только в начале уп­ражнения.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.

Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания.

В зависимости от цели приме­няют ту или иную форму записи:

обобщенную, конкретную, сокра­щенную, графическую или их сочетания.

Терминологическая запись гимнастических упражнений осу­ществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.

К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рас­смотрим эти правила.

Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:

1. Исходное положение (и. п.), из которого начинается движение.

2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и и др.).

3. Направление (вправо, назад и т. п.).

4. Конечное положение (если необходимо),

и. п. — стойка ноги врозь, руки к плечам.

Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».

и. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.

Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять пред­лог «с».

Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это долж­но быть отражено в записи.

руки плавно вперед, кисти расслаблены и т. д.

Запись вольных упражнений. Вольные упражнения записыва­ются в определенной последовательности:

1. Название упражнения (для кого предназначается).

2. Музыкальное сопровождение. Указываются произведение, размер.

3. Исходное положение.

4.Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения, например по восьмеркам. При записи обязательного упражнения (для соревнований) справа от текста указывается относительная трудность элементов и соеди­нений (баллы или группы трудности).

Запись упражнений на снарядах. При записи упражнений на гимнастических снарядах кроме названия самого снаряда принято указывать:

1. Исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание в упоре на руках, предплечьях).

2. Название движения (подъем, спад, перелёт, оборот, выкрут и др.).

3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом назад, перево­ротом).

4. Направление (влево, назад и др.).

5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движе­ние не указывает на него.

При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой. При записи в строчку комбинаций на снарядах основные эле­менты (соединения) отделяются знаком тире.

Например, на пере­кладине: размахивание — подъем разгибом — оборот назад — мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом — соском махом назад и т. д.

При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записываются с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность.

Запись акробатических упражнений. При записи акробатиче­ских упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей:

1. При выполнении элементов не с полным переворачиванием (например, кувырков) следует указывать конечное положение.

2. Иногда переходы из одного положения в другое не требуют специального термина.

3. Учитывается, что положение исполнителя после того или ино­го элемента (движения) предопределяет форму выполнения после­ дующего. Например, из стойки на коленях перекатом стойка на плече или из упора присев перекатом назад стойка на лопатках и др.

4. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по дви­жению это не ясно.

Запись упражнений художественной гимнастики. При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для вольных упражнений. Помимо этого следует указывать характер движений, их оттенки, динамику и вырази­тельность.

Основные формы записи гимнастических упражнении:

1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения.

Например, одноименные и разноименные перемахи из упора и упора сзади на коне.

2. Конкретная терминологическая запись преду­сматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии (примеры этой записи при­ведены выше).

3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом слу­чае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например, дв. — движение, эл. — элемент.

4. Графическая запись (изображение) может иметь са­мостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками» (рис, 26,а), полуконтурная (рис. 26,6) и кон­турная (рис. 26, в). Первая наиболее доступная. Она наглядна и

экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повсед­невной практической работе по гимнастике.

5. Сочетание текстовой и графической запи­си — это наиболее удобная форма записи, которой широко поль­зуются на практике.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html m11f1ecd. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html m11f1ecd. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html m11f1ecd.

Лекция № 4. Строевые упражнения.

1. Понятия строевые упражнения. Классификация строевых упражнений.

2. Основные понятие о строе.

4. Фигурные передвижения (передвижения по различным направлениям).

Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных дейст­вий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, вы­работки чувства темпа и ритма, формирования правильной осан­ки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подгото­вительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые уп­ражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.

Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.

Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.

Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

— построения и перестроения;

— размыкания и смыкания.

Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.

Основные понятия о строе

Интервал— расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Построения и перестроения

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html m149eb694. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html m149eb694. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html m149eb694.

Для обратного перестроения подаются команды:

Для обратного перестроения подаются команды:

При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html 28482ce1. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html 28482ce1. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html 28482ce1.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html m66ff21bf. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html m66ff21bf. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html m66ff21bf.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html 2958407d. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html 2958407d. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html 2958407d.

Размыкания и смыкания

1. Размыкание по уставу ВС. Команда: «Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.

3. Размыкания по распоряжению. Например, «наберите интервал – два шага» и т.д.

4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.

Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.

Движения на месте выполняются по команде:

При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.

(передвижения по различным направлениям).

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html 3eabfe89. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html 3eabfe89. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html 3eabfe89.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html m3a6f6a03. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html m3a6f6a03. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html m3a6f6a03.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html 78ca17b3. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html 78ca17b3. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html 78ca17b3.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html mc9464d0. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html mc9464d0. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html mc9464d0.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html 7e338e3b. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html 7e338e3b. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html 7e338e3b.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html m1e12bafb. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html m1e12bafb. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html m1e12bafb.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html m2599d8d6. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html m2599d8d6. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html m2599d8d6.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html 8382294. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html 8382294. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html 8382294.

основы обучения гимнастическим упражнениям. hello html m43d80256. основы обучения гимнастическим упражнениям фото. основы обучения гимнастическим упражнениям-hello html m43d80256. картинка основы обучения гимнастическим упражнениям. картинка hello html m43d80256.

Лекция № 5. Общеразвивающие упражнения

1. Характеристика общеразвивающих упражнений.

2. Направленность общеразвивающих упражнений.

3. Методы обучения в способы проведения общеразвивающих упражнений.

Общеразвивающими упражнениями называются движения от­дельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением.

Цель — воспитание физических качеств, формирование правильной осанки и подготовка занимающихся к овладе­нию более сложными двигательными навыками.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться без пред­метов, с предметами (гантелями, набивными мячами, гирями, штан­гой, резиновыми амортизаторами, палками и др.), на различных гимнастических снарядах, а также с взаимной помощью друг

Общеразвивающие упражнения по своей структуре просты и доступны детям всех возрастных групп и людям разного возраста.

С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.

Универсальные возможности ОРУ позволяют широко применять их в детских садах, школах и других, учебных заведениях, а также в быту и на производстве (гигиеническая, производственная гимнастика).

С помощью ОРУ можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные группы мышц. Регулируя физическую нагрузку, которая зависит от характера упражнений, их количества в одном занятии и интенсивности мышечных напряжений, с которой они выполняются. Разностороннее воздействие ОРУ на организм занимающихся позволяет развивать двигательные и психические способности, формировать правильную осанку, воздействовать на различные органы и системы их функциональное состояние.

Особенно важное значение ОРУ имеют в период становления и развития центральной нервной системы (ЦНС) ребёнка. Это объясняется тем, что любой двигательный акт контролируется ЦНС, а вследствие этого контроля формируются новые связи в коре головного мозга. В свою очередь свойства мозга настолько универсальны, что количество этих связей практически неограниченно. Правильное применение разнообразных ОРУ, с учетом сенситивных (благоприятных для развития) периодов в развитии детей, ведет к эффективному развитию их потенциальных способностей. Которые в значительной мере определяют способности человека в различных видах деятельности.

Особую роль можно отвести ОРУ в экологически грязных зонах. Составляя комплексы, ОРУ, и проводя их под музыку, можно развивать общую выносливость. Применение музыкального сопровождения, к тому же развивает музыкальный слух, чувство любви к прекрасному, даёт возможность занимающимся выразить в движении свои индивидуальные особенности, не только на занятиях, в других сферах деятельности.

Для эффективного применения такого универсального средства, как ОРУ, преподаватель должен осознавать огромную социальную значимость своего труда и иметь соответствующую подготовленность:

— Знание анатомо-физиологических особенностей человека.

— Знание сенситивных периодов развития двигательных и психических способностей.

— Знание и владение большим количеством конкретных упражнений.

— Умение определять направленность конкретных упражнений, их характер.

— Умение проводить ОРУ различными способами.

— Умение разрабатывать упражнения и составлять комплексы из них в зависимости от задач.

— Владеть всеми методами организации занятий.

Направленность общеразвивающих упражнений.

2. – 3. Общего воздействия.

4. На плечевой пояс.

5. На мышцы спины и живота.

6. На боковые мышцы.

7. На координацию движения.

12. На дыхание (восстановление).

Методы обучения в способы проведения общеразвивающих упражнений.

В зависимости от сложности ОРУ для их разучивания применяются следующие методы обучения:

1- в целом по показу,

2- в целом по рассказу,

3- в целом по показу и рассказу,

Для проведения ОРУ применяются способы: раздельный, поточный, проходной и поточный в движении.

В зависимости от сложности упражнений и поставленных задач применяется наиболее эффективный способ проведения ОРУ. Например, для развития устойчивости, распределения и переключения внимания необходимо подобрать упражнения средней трудности, но выполнять их поточным способом в движении. Это побуждает учеников включать те механизмы ЦНС, которые способствуют развитию выше указанных способностей, для развития же координации движений необходимо выполнять сложные, но доступные для учеников движения, которые способствовали бы образованию новых функциональных связей и развитию двигательной функции.

Правильно применяя ОРУ, можно положительно воздействовать на развитие различных, как потенциальных, так и актуальных способностей человека.

Правила записи общеразвивающих упражнений

При записи отдельного движения указывается:

1. Исходное положение, из которого начинается движение.

2. Название движения (наклон, поворот, присед и др.).

3. Направление (вправо, назад и др.).

4. Конечное положение (если это необходимо).

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то, что и при записи отдельного движения, но сначала-основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения:

и. п.- стойка ноги врозь, руки к плечам.

1- сгибая правую, наклон влево, руки вверх

Несколько движений, выполняемых не одновременно, записываются в той последовательности, в которой они протекают.

и. п.- стойка ноги врозь, руки в стороны.

1- с поворотом налево правая сзади на носок, дугой книзу правая рука вперёд

2- стать на правое колено, руки вверх, голову наклонить назад.

Если движения сочетаются с другими движениями (не на всем протяжении), но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».

и. п.- стойка ноги врозь, руки на пояс.

1. Наклон, вперёд прогнувшись, руки в стороны и поворот налево.

В этом случае поворот выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его.

Если же движения совмещаются (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог «с».

При выполнении упражнений с предметами должно проводиться объяснение упражнений и подача команд в определенной последовательности:

Положение предмета по отношению к телу занимающихся (к плечу, на грудь, влево и т.д.).

Направление предмета (если это необходимо).

Положение рук (если необходимо).

Палку к правому плечу вверх. При переменах положения предмета не кратчайшим путём, а каким либо другим, надо указать на этот способ.

Отпуская правую руку дугами наружу палка (мяч) вверх.

При соединениях движений предмета с движением рук, ног и туловища надо вначале указать положение предмета, а потом движение ног и туловища.

Палку за голову, прыжком стойка ноги врозь и наклон туловища вперёд.

Лекция № 6. Конспект урока по гимнастике.

Конспект урока по гимнастике для учащихся … класса

2. Совершенствовать (Закрепить)……………………….

3. Содействовать (Развивать)…………………………………….

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *