основы обучения воспитания и развития в процессе физического воспитания

Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал ещё П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека.

Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.

В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека.

Прежде всего это относится к представлениям о времени, пространстве, продолжительности движений и т.д. простое решение двигательной задачи, как выполнить упражнение быстрее, что нужно сделать, чтобы исправить ошибку, представляет собой цепь умственных операций, которые включают наблюдение, обобщение, сравнение, выполняя задачи различной степени трудности, дети приобретают опыт творческой деятельности.

Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание физических процессов.

Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.

Физкультурные занятие способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры и физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Задача воспитателя научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок.

Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоровляют кожу.

Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовка пособий к занятиям, забота и чистоте и порядке.

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности.

Источник

Основы обучения и развития ребенка в процессе физического воспитания: единство обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания.

Обучение — составная часть целостного педагогического процесса, направленного на формирование гармонически развитой личности ребенка.

Известно, что ребенок рождается совершенно беспомощным, обладая единственной способностью — всему научиться со временем. В теории и практике физического воспитания значительное внимание уделяется обучению движениям. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе жизни. Все произвольные движения возникают у него как результат научения. Обучение движению имеет свою специфику. Она выражена:

в выработке у ребенка системы условно-рефлекторных связей, направленных на освоение движений;

в передаче накопленного предшествующими поколениями универсального (общечеловеческого) и национального двигательного опыта;

в двусторонности процесса обучения.

Важная роль в этом процессе отводится педагогу. С одной стороны, он использует разнообразные методы и приемы обучения, осуществляет поиск оптимизации их, с другой — каждый ребенок индивидуально осваивает знания, преподносимые педагогом. У него формируются умения и навыки, способы осознанной двигательной деятельности.

Обучение оказывает влияние на развитие познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональности ребенка, т. е. на его внутренний мир — чувства, мысли, нравственные качества. Двигательные действия, выполняемые ребенком, полезны для здоровья, общего физического развития. Обучение движениям способствует гармоничному развитию личности, совершенствованию как физических, так и психических, интеллектуальных, духовно-нравственных качеств.

Содержание обучения составляют разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь движениям, ребенок с учетом возрастных особенностей приобретает знания, необходимые для его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности и опыт его реализации; опыт творческой деятельности. Умение самостоятельно мыслит способствует реализации потенциальных природных способностей ребенка. Многолетние исследования педагогов (Л.М.Коровиной, Э.Я.Степаненковой и др.) показали успешность развития творческой деятельности при обучении ребенка физическим упражнениям и подвижным играм.

Обучение носит воспитывающий характер. Педагог воспитывает у ребенка интерес, любовь к физической культуре. Он своей личной увлеченностью двигательной деятельностью, личным примером выполнения движений, активностью, творческим подходом заинтересовывает ребенка.

Важную роль в педагогическом процессе играет понимание Взрослыми психофизиологических особенностей ребенка. Опираясь на его возможности, педагог ставит перед ним новые двигательные задачи, постепенно повышает требования к овладению двигательными навыками, контролирует развитие психофизических качеств. Обучение требует от ребенка значительных физических и психических усилий: собранности внимания, конкретности представления, активности мысли. Оно развивает различные виды памяти: эмоциональную память, если ребенок заинтересован обучением; образную — при восприятии наглядного образца движений воспитателя и выполнения упражнений; словесно-логическую — при осмыслении задачи и запоминании последовательности всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре; двигательно-моторную — в связи с практическим выполнением упражнений; произвольную — без которой невозможно сознательное самостоятельное выполнение упражнений.

Обучение движениям способствует формированию правильной осанки, а также осознанию ребенком самого себя как личности; вырабатывает в нем потребность совершенствования собственной природы, создает предпосылки реализации его индивидуальности. Осуществляя самые разные движения, ребенок получает возможность самосовершенствования. В нем пробуждается устремление к движениям, которые приносят ребенку наслаждение, удовольствие, неограниченную возможность их повторения и реализации различных форм активности. Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте могут рождаться устремления как самоценные проявления активности.

Мы уже говорили, что обучение движению способствует развитию личности ребенка. Оно развивает его способности, приобщает к национальной культуре, побуждает к самосовершенствованию. Развитие ребенка во многом определяется тем, как им усвоены традиционные, присущие его народу движения.

Итак, повторим еще раз, что в процессе обучения движениям у ребенка развиваются физические и умственные способности, духовно-нравственные качества личности, эстетические чувства; воспитываются телесная рефлексия, осознанность, целенаправленность и организованность двигательных действий, инициативность и стремление к творчеству; развиваются память, воображение, фантазия; воспитывая в ребенке культуру тела, педагог одновременно совершенствует его духовную культуру.

Подберите примеры, иллюстрирующие единство обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания.

Источник

Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

1.2 Основы обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания

1.2.1 Взаимосвязь воспитания в процессе занятий физическими упражнениями

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал ещё П.Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека.[29, с.16]

Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.

В результате двигательной деятельности дети учатся понимать некоторые явления, происходящие в окружающем мире и организме человека.

Занятия физическими упражнениями создают необходимый фундамент крепкого здоровья, которое позволяет детям полноценно выполнять умственную деятельность. Кроме того, под воздействием занятий физическими упражнениями улучшается умственная работоспособность ребенка. Это происходит в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения кратковременных физических нагрузок, которые оказывают положительное влияние на протекание физических процессов.

Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Известно, что основой всех нравственных взаимоотношений являются дружеские отношения. В двигательной деятельности они формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели.

Физкультурные занятие способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные игры и физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении возникает необходимость проявлять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, воспитывают эстетические чувства. Задача воспитателя научить детей видеть красоту движений, переводить переживания, связанные с движениями, на язык эстетических оценок.

Детям объясняют, что движения человека красивы, когда они выразительны и целесообразны. У детей формируются эстетические представления о красивом и физическом развитии человека, так как занятия физическими упражнениями содействуют достижению эстетического эффекта во внешнем виде человека. Они развивают формы тела, увеличивают мышечную массу, улучшают осанку, оздоровляют кожу.

Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовка пособий к занятиям, забота и чистоте и порядке.

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, формируется сознательное отношение к своей деятельности. [29, с.18]

1.2.2 Двигательные умения и навыки

Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями. Умение выполнять движения в результате повторения переходит в навык.

Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями. Движение при повторении в одних и тех же условиях постепенно становится привычным: все меньше приходится думать над тем, как выполнить тот или иной его элемент. Со временем движение автоматизируется. Контроль сознания на стадии навыка не исчезает, а меняет свою роль: больше уделяется внимания условиям и ситуации, в которых выполняется движение, а также творческому решению двигательных задач. Особенно ярко это выражается в подвижных играх.

Автоматизация движений придает навыку высокую устойчивость и стабильность: возможность многократно повторять заученное движение, не снижая качества исполнения даже при утомлении, недомогании, неблагоприятных факторах психологического порядка (сильные эмоции, необычная обстановка и т. п.). Со стабилизацией связана возможность длительного сохранения навыка без упражнения: навыки езды на велосипеде, плавания, передвижения на лыжах, на коньках сохраняются в основных чертах на протяжении всей жизни.

В процессе становления навыка появляются легкость, ритмичность движений, возникают специализированные восприятия («чувство воды» в плавании, «чувство снега» в ходьбе на лыжах, «чувство ребра» в фигурном катании, «чувство мяча» в играх). [27, с. 35]

По мере упрочения навыка повышается роль двигательного анализатора, «мышечного чувства», зрительный контроль переключается на условия выполнения движения и появляется возможность варьировать технику в зависимости от рельефа местности, сопротивления внешних сил, ограничения пространства и т п. Вариативность двигательного навыка связана с возникновением нового умения — применять приобретенный навык в сложных меняющихся условиях, в целостной деятельности. Такие умения всегда осознаются.

Понятие «навык» не обязательно означает владение техникой движения в совершенстве. Может быть сформирован навык неправильного выполнения упражнения. Это происходит тогда, когда несовершенное движение повторяется многократно. Поэтому надо детей сначала научить правильно выполнять упражнения и только после этого переходить к закреплению навыка.

Таким образом, практическое значение двигательных навыков для ребенка очень велико. Они дают ему возможность быстро и точно выполнять действия, содействуют возникновению положительных эмоций, которые оказывают влияние на успешность выполнения работы. [35, с.19]

Источник

Основы обучения, воспитания и развития в процессе физического воспитания

Обучение, развитие и воспитание – процессы взаимосвязанные и взаимообусловленные. Под физическим развитием понимается качественное изменение форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания.

Воспитание – педагогический процесс, направленный на повышение уровня здоровья, всестороннее физическое развитие.

Обучение – овладение специальными знаниями, навыками, умениями, играющими важную роль в воспитании.

Система обучения дошкольников физическими упражнениями разработано в результате многочисленных исследований.

Выделяют 3 этапа обучения:

1. Характеризуется овладением детьми двигательными умениями в целом, без фиксации на качестве деталей движений. На этом этапе находится обучение детей движениям в группах раннего и младшего дошкольного возраста. Особым направлением педагогического руководства здесь является создание оптимальных условий для приобретения самостоятельного опыта детей. Дети должны иметь возможность самостоятельно упражняться в различных видах и способах движений.

2. На 2 этапе предусматривается обучение технике физических упражнений. Продолжительность периода усвоение двигательных умений на этом этапе зависит от многих условий:

· Уровня двигательной подготовленности ребёнка;

· Качество педагогического воздействия.

3. Задачи 3 этапа обучения связаны с формированием стереотипа двигательных навыков, умениям использовать их в полной мере в различных жизненных ситуациях, выбирать способы движения в зависимости от поставленной задачи и условий.

На первых 2 этапах формируются двигательные умения, на 3 двигательные навыки. Важно понять, чем отличаются друг от друга двигательные умения и навыки.

Двигательное умение определяется как степень владения техникой действия, которая характеризуется повышенной концентрацией внимания на движении и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык – степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически, и действия отличаются высокой надёжностью.

Формирование двигательного навыка довольно длительный процесс. Он определяется принципами и методами обучения.

Принципы обучения:

1. Доступности и индивидуализации;

2. Последовательности и систематичности;

4. Сознательности и активности;

5. Воспитывающего и развивающего обучения.

Принцип доступности и индивидуализации требует учёта возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка. Доступность упражнений педагог определяет самостоятельно руководствуясь при этом образовательной программой, состоянием здоровья, его физическим развитием, подготовленностью развития интереса.

Принцип последовательности и систематичности предусматривает плавный переход от одного уровня движений к другому. Постепенное усложнение материала условий и нагрузок беспрерывности обучения.

Принцип наглядности предназначен для связи чувствительного восприятия. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность. Непосредственная наглядность выражается в показе педагога разучиваемого двигательного действия. Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино и видеофильмов, графиков, фотографий обеспечивающих представление о выполняемой деятельности.

Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивают интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности. При разучивании новых движений принцип наглядности осуществляется путём безукоризненного красивого, чёткого показа. Это обеспечивает точное восприятие движений, формирует правильное представление о нём.

Принцип сознательности активностинаправлен на воспитание у ребёнка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подготовленным играм. Осознание техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребёнка телесной рефлексии. Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребёнок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает пространственную терминологию, осознанно выбирает рациональный способ двигательного действия, сам придумывает комбинации движений их варианты, организовывает знакомые игры и придумывает свои.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения основывается на этапности и фазности развития физических способностей. Требует повторяемости и постепенности при обучении. Под повторяемостью понимают многократное выполнение нагрузки как на одном занятии, так и в системе занятий объединённых в месячные, недельные, годовые циклы. Начальное выполнение нагрузки в каком-либо занятии вызывает функциональную активность соответствующих органов и структур, создаёт условия для прогрессивных перестроек в организме.

Поэтапность развития физической способности, нарастание величины физических нагрузок должно происходить поступательно и прогрессивно. Повышение нагрузки можно проводить за счёт условий объёма или её интенсивности выполнения.

При обучении детей физическим упражнениям выделяются наглядные, словесные и практические методы.

К наглядным методам относятся: безукоризненный чёткий показ образца, поэтапный показ двигательного действия в более медленном темпе, зрительные и звуковые ориентиры, практическая помощь. Они визуально ориентируют ребёнка на правильное выполнение упражнения. Практическая помощь взрослого задаёт мышечно-двигательные ощущения, позволяющие ребёнку управлять частями тела, направлением, темпом, амплитудой движения.

К словесным методам относятся: название, объяснение, пояснение упражнений, указание, распоряжение и команды к их выполнению, оценка правильности выполнения. Они помогают ребёнку запомнить название, особенности выполнения физического упражнения, осознать его «правильность» и т.д.

Практические методы включают многократное повторение упражнений с определённой направленностью, подвижные игры, выполнение упражнений в соревновательной форме. Важно предоставить детям возможность выполнять движения в разных условиях, с разными предметами, варьировать сочетания движений, переносить двигательные умения во все виды своей деятельности.

На первом этапе обучения отдаётся предпочтение наглядным и практическим методам. На втором этапе выделяются словесные и практические методы. На третьем этапе особое внимание уделяется практическим методам.

1.5. Физическая культура дошкольника в программе «Пралеска»

Анализ программного материала по обучению дошкольников разным видам физических упражнений в программе «Пралеска». Базисной государственной программой дошкольного образования является программа «Пралеска» в ней представлена качественно новая модель физической культуры. Развитие, обучение, воспитание – эти 3 стороны единого образовательного процесса находят полное воплощение в структуре и содержание физической культуры.

Стержнем физической культуры в ДУ является оптимальная ДА детей, представленная разными видами ДД и формами её организации.

В программе обращается внимание на сбалансированность форм организаций детской деятельности, предпочтение отдаётся групповым, и индивидуальным перед фронтальным.

Основу двигательного режима составляет самостоятельная ДД детей. В раздел «Физическая культура» впервые включены такие важные управления в работе ДУ как: диагностика, прогнозирование и коррекция здоровья физического и двигательного развития детей.

Особо выделяется роль семьи в воспитании здорового ребёнка, здесь он проходит главную дорогу здоровья.

Научно-методическую основу раздела физической культуры в программе «Пралеска» составили:

1. Базисно-значимые научные исследования в области физического воспитания дошкольников;

2. Нормативно-правовые документы по дошкольному образованию РБ;

3. Идея личностно-ориентированного образования;

4. Технологический подход в организации педагогического процесса.

1. Здоровье рассматривается как педагогическая проблема связанная с обеспечением физического, психологического и социального благополучия детей;

2. Оценка здоровья проводится на основе динамики индивидуальных показателей с использованием объективных критериев;

3. Система закаливания построена с учётом возможностей учреждения образования и органично включена в распорядок дня;

4. Акцентируется внимание на обеспечение условий ЗОЖ детей и сотрудников ДУ;

5. Здоровье педагога рассматривается как профессиональная ценность, как особый «инструментарий», оздоровительной работы с детьми, поэтому педагог, обеспечивая оздоровительную среду в ДУ, обязан проецировать её и на детей, и на себя;

6. Основой развивающего физического воспитания является концепция саморазвития ребёнка, ребёнок развивается за счёт собственной оптимальной ДА;

7. Общий режим дня пересмотрен в направлении усиления его содержательно-образовательного потенциала, оптимизации его ДА детей;

8. Движения рассматриваются в качестве операционального состава всех видов и форм специфически детских видов деятельности, в первую очередь – игровой.

Оздоровительная направленность программы прописана в основных задачах воспитания и обучения, принципах воспитательно-образовательной работы, в базисных разделах «Познать, чтобы воспитывать», «Сотрудничество с семьёй», «Расти здоровым, малыш!».

Задачи физического воспитания – оздоровительные, образовательные, воспитательные – конкретизированы с учётом возрастных и психологических особенностей детей.

В группе «Малютки» эти задачи связаны с обеспечением физиологической зрелости систем и функций организма, развитием его защитных сил, укреплением здоровья, содействием своевременному возникновению статических и локомоторных функций, активизацией ДА и воспитанием положительного эмоционального отношения к самостоятельным двигательным действиям на основе чувства мышечной радости.

В группе «Почемучки» ставят задачи обеспечения гармоничного физического развития. Укрепление здоровья детей, овладение элементарными знаниями и навыками ЗОЖ.

В группе «Фантазёры» рассматриваются задачи приобщения детей к физической культуре, как к составной части общечеловеческой культуры.

Образовательное содержание программы включает 2 направления:

1. Развитие двигательных умений и физических качеств;

2. Формирование качеств ЗОЖ.

В программу включены основные движения ОРУ, общеразвивающие строевые упражнения, спортивные упражнения и игры на основе принципа природоспособности (возрастных возможностей).

Задачи обучения двигательным умениям ставятся в зависимость от возраста детей, так как овладение техникой движений происходит постепенно.

В группе «Малыши» (2-3 года) дети проходят своего рода «азбуку движений».

В группе «Почемучки» (4-5-й год) предусматривается формирование целенаправленной двигательной активности детей, умение реализовать двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности.

В группе «Фантазёры» (6-7-й год) поставлены задачи формирования у детей культуры движений, воспитания устойчивого интереса и потребности в двигательной деятельности, в организации по собственной инициативе подвижных игр и простейших соревнований со сверстниками.

Для оценки эффективности физического воспитания осуществляется врачебно-педагогический контроль, целью которого является обеспечение положительной динамики здоровья, физического и двигательного развития детей.

Он включает:

1. Врачебные обследования состояния здоровья и физического развития детей;

2. Медико-педагогические наблюдения за эффективностью проведения всех форм физкультурно-оздоровительной работы;

3. Санитарный надзор за соблюдением эколого-гигиенических условий в помещении и на участке ДУ;

4. Санитарно-просветительскую работу среди персонала и родителей воспитанников.

Объективность оценки эффективности физического воспитания повышается, если основой её является самооценка.

При самоанализе по результатам за год учитываются:

1. Показатели динамики здоровья детей по сравнению с исходными данными (сравниваются исходные и конечные показатели индекса здоровья, количества часто болеющих детей, а также частоты и продолжительности болезней каждого ребёнка);

2. Результаты коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии;

3. Психологический климат в группе;

4. Обеспечение индивидуализации при проведении режимных процессов;

5. Поддержание эколого-гигиенических условий в помещении и на участке; совершенствование системы закаливания; улучшение физкультурно-игровой среды в группе и на участке;

6. Влияние на ЗОЖ детей в семьях в вопросах питания, приобретения физкультурного инвентаря, оборудования в квартирах «физкультурных» уголков; участие родителей в физкультурных мероприятиях ДУ;

7. Повышение профессионального мастерства: овладение теорией физического воспитания, повышение эффективности физкультурных мероприятий; использование в процессе работы с детьми элементов эксперимента, направленных на поиск наиболее результативных методик работы, и др.

Дата добавления: 2015-04-11 ; просмотров: 28 | Нарушение авторских прав

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *