основной целью технологии личностно ориентированного обучения является
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технология личностно-ориентированного обучения.
В педагогике и педагогической психологии до настоящего момента были предприняты различные попытки определить сущность личностно-ориентированного обучения (Т. И. Кулыпина, Е. В. Бондаревская, В. П. Сериков, И. С. Якиманская).
По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Под личностно-ориентированным обучением понимается такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность педагога выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения педагог-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В качестве исходной необходимо принять посылку о том, что дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности. Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. В её рамках не ребенок подстраивается под сложившийся обучающий стиль педагога, а педагог, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно — ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия » педагог — ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что педагог должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?
2. Деятельность педагога. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик. Педагог же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
4. Отношения «педагог — ученик». Субъектно — субъектные. Работая со всей группой, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.
Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.
Образовательная модель строится на следующих принципах :
Целью обучения должно быть развитие личности. Педагог и ученики являются равноправными субъектами обучения.
Педагог прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона». Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка. Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания. Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях. В процессе обучения ученики должны обучаться тому, как эффективно учиться. В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний. В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания. «Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности.
На личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу, урок становится более интересным, привлекательным, результативным. Педагог не просто создает благожелательную творческую атмосферу, но и постоянно обращается к субъектному опыту детей, т.е. к опыту их собственной жизнедеятельности. И наконец, самое важное — он признает самобытность и уникальность каждого обучаемого.
Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:
комплектование учебных групп однородного состава;
внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.
Технология проведения учебного занятия в системе дифференцированного обучения предполагает несколько этапов :
Ориентационный этап (договорной ). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап – оценка лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.
Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.
Особенности личностно-ориентированного занятия.
Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на занятии.
Продумывание педагогом возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
Использование субъектного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области приложения знаний.
Стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого.
Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к занятию.
Продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся.
Проведение наблюдений за школьниками.
В системе личностно-ориентированного обучения педагог и ученик выступают как равноправные партне ры, носители разного, но необходимого опыта. Профессиональная позиция педагога состоит в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы.
В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты.Педагогу остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. Обсуждая их на занятии, педагог формирует коллективное знание, а не просто добивается от группы воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения.
Подбирая дидактический материал, педагог обязан не только учитывать его объективную сложность, но и индивидуальные предпочтения каждого ученика. На потбор такого материала следует гибко использовать в процессе занятия, без этого он не станет личностно-ориентированным в подлинном смысле этого слова. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.
Межличностное взаимодействие в процессе урока обеспечивается:
— использованием различных форм общения;
— учетом личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам и т.п.);
— предвосхищением возможных изменении в организации коллективной работы группы, коррекциях по ходу занятия.
Результативность занятия определяется обобщением полученных знаний и умений, оценкой их усвоения; анализом результатов групповой и индивидуальной работы; особым вниманием к процессу выполнения заданий, а не только к конечному результату; обсуждения в конце урока того, что «мы узнали», сколько того, что понравилось (не понравилось) и почему.
Следует подчеркнуть, что в адаптивной школе учитель занимает новую, не привычную для него пока профессиональную позицию — одновременно и педагога и психолога, умеющего осуществлять комплексное наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального (возрастного) развития, личностного становления.
Технология личностно- ориентированного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Личностно- ориентированная технология
1.Обоснование актуальности личностно- ориентированного обучения в условиях современной школы
Актуальность личностно- ориентированного обучения состоит в том, что оно предполагает использование учителями в практике работы по личностно- ориентированному обучению на уроках математики различного занимательного материала: дидактических и сюжетно- ролевых игр, задач в стихах, задач- шуток, загадок, ребусов, игровых и занимательных ситуаций, которые позволяют создать такие условия обучения, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в саморазвитии самопознании, самосовершенстве.
Умело организованный процесс, с использованием элементов современной, педагогической технологии личностно- ориентированного обучения позволяет ученику быть не просто пассивным слушателем на уроке, а первым помощником учителя в увлекательной, разнообразной работе.
Личностно- ориентированное обучение предполагает создание таких условий на уроке для ученика, которые позволяют ему обучаться без боязни получения плохой отметки, потому что свобода выбора уровня обучения позволяет ему найти посильный уровень обучения, позволяет учесть все его индивидуальные особенности.
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно- ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека, способного влиять на собственную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.
Поэтому цель нашего лектория: показать основные направления реализации элементов педагогической технологии; раскрыть научно- методическую и практическую сущность современного индивидуального подхода к учащимся на основе личностно- ориентированного обучения.
2. Технология личностно- ориентированного обучения в современной педагогической науке
Изменение школьной образовательной парадигмы предполагает построение процесса обучения так, чтобы происходило формирование личности младшего школьника. И в поле зрения остается профессиональное становление учителя; развитие его духовных, творческих возможностей. Мы считаем, что созидательная деятельность базируется на внедрении инновационных педагогических технологий
Соответственно, цели образования становятся не только многопрофильными, но и многоуровневыми; внутренняя дифференциация оказывается неизбежным элементом образовательного процесса.
Психологической основой педагогической технологии личностно- ориентированного обучения являются теории И. Якиманской, Леонтьева, Вазина, Жунусова, Оспанова и т.д.
Основополагающими принципами внедрения педагогических технологий развивающего обучения, к каким относится личностно- ориентированное обучение, являются:
— Подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой», т.е. опираться на лучшее в нем, верить в его возможности.
— Поддерживать в ребенке все положительное, вызывать активное стремление стать лучше.
— Отказаться от сравнения ребенка с другими детьми.
— Постоянно обогащать личный опыт участия детей в различных видах деятельности на уроке.
-Дать каждому ребенку ощутить радость роста своих сил, возможностей, достижений.
Можно ли говорить об индивидуализации обучения в связи с содержанием? Конечно, ведь все элементы содержания образования, если их рассматривать в русле концепции лаборатории дидактики, имеют не только социальную, но и личностную составляющую.
Что следует понимать под образованием?
Традиционно образование рассматривается как создание человека по образу и подобию (Данилова Л.Г.)
Личностно- ориентированное обучение активно завоевывает образовательное пространство. И это не случайно, так как назрела объективная потребность перевода школ из режима монологической дидактики в режим живого образовательного диалога и полилога с учащимися. Компоненты личностно-ориентированного взаимодействия позволяют ученику обеспечить чувство психологической комфортности, доверия к окружающим, радости в жизни.
Стратегия современного личностно- ориентированного обучения заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно- ориентированного обучения. В центре школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.
Наиболее перспективной в развитии образования является Концепция личностно-ориентированного образования.
Настоящая концепция – это попытка осмысления существующей ситуации, выявления сложившихся противоречий и определения вектора направления движения в развитии образовательного пространства.
Концепция личностно- ориентированного образования разработана на основе идей индивидуального подхода и инновационных технологий, создания социокультурной, воспитательной среды, обеспечивающей формирование и развитие поликультурной, творческой личности ученика в условиях его самоопределения, самореализации, самообучения, самовоспитания, саморазвития, обладающего качествами гражданина и патриота.[9]
Ведущие положения Концепции обоснованы результатами многолетней опытно-поисковой, исследовательской работы, проведенной на базе опытно- экспериментальных школ бывшего пост советского пространства.
Сущностными характеристиками этой концепции являются:
Такое образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, должно превратиться в процесс непрерывного развития личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждения и предпринимать различные действия.
Чтобы обеспечить условия для осуществления личностно- ориентированного обучения учащихся начальных классов, необходимо создать эффективно действующий механизм «мягкого», ненасильственного управления на всех уровнях образовательного пространства.
Смысловое и содержательное значение данного механизма состоит в обеспечении гарантий качественного образования и условий для самоопределения и самореализации личности; расширении участия общества в управлении образованием; создании правовой и экономической основы полноценного функционирования и развития образовательных учреждений в соответствии с государственной политикой, зафиксированной в Законах «Об образовании», «О Языках», Государственных программах «Образование» и «Комплексной программой воспитания в образовательных учреждениях Казахстана», в концепциях типа «Этнокультурного образования» и др.
В этой связи важнейшими задачами личностно- ориентированного образования являются:
совершенствование системы и повышения качества информационного обеспечения, определяющего своевременное принятие качественных управленческих решений;
создание эффективной системы управления качеством образования, статистики и мониторинга;
освоение управленческими кадрами современных технологий.
Согласно Концепции, технология личностно-ориентированного обучения предполагает:
-признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей;
— смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;
— приоритет внутри личностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий;
— приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидающей функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.
развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связанных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.
Можно ли говорить об индивидуализации обучения в связи с содержанием образования? Конечно, ведь все элементы содержания образования, если их рассматривать в русле концепции лаборатории дидактики, имеют не только социальную, но и личностную составляющую.
Индивидуализация в рамках личностно ориентированного обучения касается каждого компонента содержания образования, требуя «адаптировать» его к потребностям и возможностям каждого ученика.
Основной формой организации учебных занятий на протяжении почти четырех столетий является урок. Современный личностно ориентированный урок, на наш взгляд, есть не только динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, но и развивающая система, связанная с окружающей средой в первую очередь информационными каналами. Внешние влияния и внутренние противоречия способствуют развитию урока.
Являясь формой реализации образовательного процесса, личностно-ориентированный урок состоит из известных компонентов традиционного урока, но функции их и реализация существенно изменяются, это такие компоненты, как цель, содержание учебного материала, формы организации учебно-познавательной деятельности, методы обучения и реальный результат. Рассмотрим подробнее компоненты урока.
Цель должна быть диагностичной (проверяемой) и операциональной (достигаемой). Цели могут быть представлены двумя видами: цели деятельности учителя и цели деятельности учащихся.
Цели деятельности учителя направлены прежде всего на paзвитие личности ученика и включают в себя:
— развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;
— развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
— развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.
Обучающие цели, используемые в основном сегодня учителями
в формулировке «формирования», не отражают, по сути, процесс взаимодействия учителя и учащихся на уроках.
-помочь учащимся представить проект изучения новой темы;
-организовать работу учащихся по изучению и первичному зaкреплению фактов, понятий, правил, законов и т.п.;
— обеспечить закрепление понятий, правил, законов, умений;
— организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению званий и умений в разнообразных ситуациях;
— организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме;
— обеспечить контроль 3УН учащихся по теме;
-организовать деятельность учащихся по коррекции 3УН на наш взгляд, позволяют качественному, неформальному усвоению изучения материала.
Содержание — основа, стержневая линия личностно ориентированного урока, раскрывающая значимость изучаемого материала. Включает не только теоретические сведения, но и задачи, упражнения, вопросы учителя, отражающие последовательность интеллектуальных действий ученика. В процессе усвоения материала воспроизводятся основные функции личности: свобода выбора, сознательное рефлексивное отношение к предмету своей деятельности, целеполагание, эстетическая оценка предметной среды и человеческих отношений, экономическая и экологическая оценка, целесообразность решений.
3. Урок в системе личностно- ориентированного обучения
Формы организации личностно ориентированного урока, по мнению Якиманской, могут быть самыми разнообразными, от традиционных до нестандартных.
Важным является использование таких средств, с помощью которых учитель добивается включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, парной, групповой работы.
Таким образом, под технологическими характеристиками личностно- ориентированного урока нами понимается определенным образом организованный процесс развивающего воздействия на учащихся через учебное содержание, характеризуемый целепопаганием, заданной последовательностью технологических процедур по проектированию учебного процесса, выполняемых учителем, педагогическими техниками, позволяющими решать образовательные задачи.
Личностно-ориентированный урок как результат выполнения технологических процедур по проектированию учебного процесса, ориентированного на развитие учащихся, имеет следующую знакомую структуру: тема урока, тип урока, форма проведения, цели, методический инструментарий, оборудование урока, характеристика учебного занятия.
Рассмотрим информационную карту развивающего воздействия на учащихся
Личностно-ориентированное обучение
Технология личностно-ориентированного обучения.
В своей педагогической деятельности учитель сталкивается с проблемами:
* на уроке ученики выполняют задания в разном темпе;
* одинаковые задания для одних учеников бывают лёгкими, а для других трудными;
* в классе есть ученики, которым нравятся задания повышенной сложности, где надо исследовать явления, есть ученики, которые любят творческие задания;
Идеей данной педагогической технологии является утверждение, что индивидуальный подход есть необходимый фактор развития индивидуальности. Развитие способностей эффективно, если мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен.
В начале 30-х годов Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а средством развития учащихся.
Идеи Л.С.Выгодского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий. Технологии Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Г.К.Селевко, И.С.Якиманской.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».
В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:
-технология индивидуализированного обучения Инге Унт;
-адаптивная система обучения А.С.Границкой;
-обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова, Селевко Г.К.
Система работы педагога.
Личностно-ориентированное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:
1) учитель взаимодействует с одним учеником;
2) один учащийся взаимодействует со средствами обучения (книги, компьютер, алгоритм действий и т.п.).
3) развитие индивидуальности каждого ребенка
Главным достоинством индивидуализированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием при решении конкретных задач, за его продвижением от незнания к знанию вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность обучающегося и учителя. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, выполнять задания в оптимальное для себя время, что позволяет достигать успешных результатов обучения.
Индивидуальный подход – это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
· Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).
· Содействие средствами индивидуальности выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.
· Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.
· Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
· Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
Концепции индивидуализированного обучения.
· В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.
· В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60 – 80% времени учитель может уделить для индивидуальной работы с учениками.
· Развитие способностей эффективно, если давать ученику картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него возможен, доступен.
· Индивидуальный подход является необходимым фактором формирования индивидуальности.
· Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.
· Предпосылкой индивидуального обучения является изучение особенностей школьников, которые следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, познавательные интересы, особенности психического развития (память, мышление, творческие способности).
Особенности содержания и методики.
· Индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, планирование к индивидуальной самостоятельной работе, индивидуальные задания по критической, учебной, справочной литературе, составление учениками своих проектов.
· Использование обобщенных схем, алгоритмов, дифференцированных заданий.
· Индивидуальное планирование деятельности отдельных учеников, которое позволяет вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, их творческому развитию.
Особенности технологий личностно-ориентированного обучения.
· Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).
· Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях умениях и навыках.
· Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).
· Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.
· Формирование общеучебных умений и навыков.
· Формирование адекватной самооценки учащихся.
· Использование технических средств обучения.
Ребенок живет своей полноценной жизнью. Каждый ребенок – индивидуальность.В школе он ученик. Но школа – это часть жизни ребенка, поэтому урок должен быть интересным, разнообразным, емким, содержательным и учитывать все многообразие человеческой деятельности: интеллектуальное, эстетическое, нравственно-психологическое.
Учитывая возможности, способности и интересы каждого ученика, личностный подход и индивидуальная деятельность помогают развивать творческую, самостоятельную, активную личность. Использование современных образовательных технологий ( личностно ориентированного обучения, проектного обучения, развития критического мышления, игровых технологий) повышают эффективность урока.