что стало с адмиралом кузнецовым
Огнем и ключом: что произошло на авианосце «Адмирал Кузнецов»
Пожар на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» начался во время работ по установке новой двигательной автоматики и элементов системы электроснабжения корабля. Об этом «Известиям» сообщили источники на Северном флоте. По их данным, ЧП предшествовали так называемые огневые работы — сварка новых и демонтаж старых элементов конструкций, которые велись рабочими 35-го судоремонтного завода совместно с экипажем авианосца. В момент на корабле возгорания шел монтаж элементов трубопроводов и кабельных трасс.
Пожар на «Адмирале Кузнецове» начался утром 12 декабря. Поскольку его площадь быстро достигла 600 кв. м, возгоранию был присвоен второй ранг сложности. По предварительным данным, во время ЧП на авианосце пострадали шесть человек, один из них сейчас находится в тяжелом состоянии. Еще один человек до сих пор числится пропавшим без вести. Источники «Известий» на Северном флоте подтвердили, что среди пострадавших есть члены экипажа крейсера — все они направлены в госпиталь в городе Североморске.
По словам собеседников «Известий» в Минобороны, в настоящее время формируется специальная комиссия из представителей Северного флота и Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Ее задача — определить причину аварии, оценить ущерб и составить смету расходов на ликвидацию последствий. Командование СФ уже направило к месту аварии своих представителей. По словам собеседников издания на Северном флоте, точную причину пожара можно будет установить только после того, как будет потушен огонь.
Как заявил глава ОСК Алексей Рахманов, возможной причиной возгорания на авианосце «Адмирал Кузнецов» мог стать человеческий фактор при проведении сварочных работ. По его словам, среди гражданских специалистов судоремонтного завода пострадавших нет.
Как заявило командование Северного флота, в районе 13:30 возгорание было локализовано. В Главном управлении МЧС России по Мурманской области отказались от комментариев. На 35-м судоремонтном заводе «Известиям» сообщили, что работы по ликвидации последствий ЧП продолжаются.
Матрос с огнетушителем
В котельных и машинных отделениях боевых кораблей предусмотрена специальная система пожаротушения. Из отсеков, где произошло возгорание, выводится личный состав, задраиваются люки, после чего помещение заливается специальной жидкостью, которая сразу тушит пламя, рассказал Известиям» бывший начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов.
— В нашем случае «Адмирал Кузнецов» загорелся, находясь на заводе, — отметил он. — Там огонь должен тушиться заводскими системами — они похожи по своему действию с корабельными и рассчитаны на тушение объемных пожаров. Сам алгоритм действия при пожаре остается прежним: вывести личный состав, загерметизировать отсек, включить подачу химреагента. Такая система без труда справится с огнем, если ее своевременно применить.
По словам эксперта, на крейсере могла быть использована углекислотная система пожаротушения. Углекислота образует хлопья, которые под действием высокой температуры переходят в газообразное состояние. В таком случае тушение огня происходит за счет снижения концентрации кислорода в воздухе.
То, что во время работ на корабле были матросы и офицеры, не должно вызывать удивления, отметил Валентин Селиванов.
— Корабль не может без экипажа, — заявил он. — Он живет на корабле в ходе ремонтных работ и контролирует процесс, в том числе соблюдение мер безопасности. То есть при проведении сварочных работ рядом со сварщиком должен стоять матрос с огнетушителем.
Хроника катастроф
Пожары на крупных военных кораблях, находящихся в ремонте, — не редкое для флота явление. 29 декабря 2011 года в плавучем доке 82-го судоремонтного завода в поселке Росляково возник пожар на атомной подводной лодке К-84 «Екатеринбург». 4 ноября 2014-го в Севастополе во время планового ремонта произошло возгорание на большом противолодочном корабле Черноморского флота «Керчь».
В 2015 году на атомной подводной лодке К-226 «Орел» при сварочных работах возник пожар. Ликвидировать его удалось только затоплением плавучего дока вместе с подводной лодкой. Хотя сама лодка не получила серьезных повреждений, сроки ее ремонта сдвинулись на несколько месяцев.
Истребитель Су-33 на палубе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» у берегов Сирии
Авианосец «Адмирал Кузнецов» с самого начала его эксплуатации преследовали многочисленные проблемы, особенно с энергетической установкой. Из-за них крейсер не мог развивать полную проектную скорость.
7 января 2009 года во время стоянки на рейде в турецком порту Акзас-Карагач возник пожар в одном из отсеков корабля, в результате чего погиб матрос. Сам корабль тогда серьезных повреждений не получил.
В 2016-м, во время первого боевого похода к берегам Сирии, были потеряны два палубных истребителя. Один из них упал в море после обрыва троса аэрофинишера. После возвращения крейсер был отравлен в ремонт. На модернизацию «Адмирала Кузнецова» в 2018 году было выделено 60 млрд рублей. Контракт предусматривает установку новой двигательной установки и вспомогательного оборудования, а также модернизацию системы ПВО. Завершение ремонта планировалось на 2020 год, но 30 октября прошлого года затонул плавучий док, в котором ремонтировался авианесущий крейсер и на летную палубу «Кузнецова» упали два башенных крана. По заключению комиссии Объединенной судостроительной корпорации, в результате аварии крейсер получил 52 повреждения. Стоимость ущерба по оценкам ОСК составила 70 млн рублей.
Что с «Адмиралом Кузнецовым»: вести о ремонте единственного авианосца ВМФ РФ
История модернизации «Адмирала Кузнецова» наполнена негативными событиями. Сначала 30 октября 2018 года затонул плавучий док ПД-50, в результате чего авианосец получил повреждения. Затем 12 декабря 2019 года на корабле произошел пожар, в результате которого погибли 2 человека.
Эти события еще более повысили цену ремонта авианосца. Так, в апреле 2020 года в Объединенной судостроительной корпорации оценили нанесенный пожаром ущерб в 500 млн рублей. Но тем не менее от планов по модернизации авианосца в России не отказываются. Только не очень понятно, когда будут завершены работы и единственный корабль подобного класса вернется в строй.
В августе 2020 года в ОСК назвали относительно вменяемую сумму ремонта корабля – от 300 до 350 млн рублей. По словам представителей ОСК, в настоящее время на корабле ведутся интенсивные ремонтно-восстановительные работы, а докование единственного авианосца ВМФ РФ состоится летом 2021 года. В 2022 году корабль должны передать Военно-морскому флоту РФ.
Адмиральский «Бекас»
Известно, что авианосец должен получить новую систему противовоздушной обороны и комплексы морского исполнения «Панцирь», новое энергетическое оборудование. Кроме того, летом 2020 года на сайте госзакупок было размещено объявление о поиске подрядчика на очистку и покраску надстройки корабля.
Между тем, пока специалисты ремонтируют и модернизируют «Адмирал Кузнецов», на предприятии ЗАО «Пелла-Фиорд» были завершены работы по достройке большого корабельного катера проекта 1402Б «Бекас». 28 октября 2020 года катер торжественно спустили на воду. Как известно, заказчиком строительства «Бекаса» выступило Министерство обороны Российской Федерации, для нужд которого судостроительное предприятие и сделало катер.
«Бекас» был изготовлен из композитных материалов, что сказалось на его легкости и маневренности: катер будут использовать для перевозки грузов и личного состава, обеспечения водолазных работ, помощи охранной службе кораблей и судов, высадки групп на берег. Катер войдет в состав снабжения тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».
Таким образом, пока на авианосце продолжаются модернизационные работы, судостроители уже подготовили для его обеспечения новый катер. И это лишний раз свидетельствует о том, что ремонт «Адмирала Кузнецова» представляет собой не столь долговременную задачу, как казалось сначала. Если все будет идти по плану, то к 2022 году ремонтные и модернизационные работы на корабле будут завершены, и он встанет в строй. Причем служить «Адмиралу Кузнецову» предстоит еще не менее десяти лет.
Собственно, у ВМФ России просто нет иного выхода. Как следует из открытых источников, отказаться от «Адмирала Кузнецова» флот просто не мог: строительство нового авианосца запланировано на период не ранее 2030 года, а находиться без единственного авианосца в течение целого десятилетия – слишком непозволительная роскошь для российского флота, особенно учитывая мировую политическую обстановку, которая становится все более и более напряженной.
Что делать с авианосцем: «Адмирал Кузнецов» может не вернуться в строй
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» может быть списан в случае, если промышленность и Минобороны не решат вопрос с заменой дока, необходимого для завершения ремонта корпуса корабля. Сейчас единственный российский авианосец ждет решения своей судьбы у стенки 35-го судоремонтного завода в Кольском заливе. «Известия» разбирались в перспективах.
Кто заменит ПД-50
Ремонт подводной части корпуса авианосца «Адмирал Кузнецов» был начат в плавучем доке ПД-50, принадлежавшем 82-му судоремонтному заводу, однако в ночь с 29 на 30 октября 2018 года произошла авария, в результате которой док затонул. Авианосец получил повреждения, но был успешно отбуксирован к стенке 35-го судоремонтного завода, по совместительству являющейся его штатным местом стоянки.
Докование — важная часть восстановления технической готовности корабля, без чего «Кузнецов» не сможет вернуться в строй, хотя бы потому, что только в доке можно заново установить на корабль снятые ранее в процессе ремонта гребные винты.
Крейсер «Адмирал Кузнецов» у причала 35-го судоремонтного завода (СРЗ) в Мурманской области
На сегодня дока, способного заменить построенный в 1980 году по советскому заказу в Швеции ПД-50, на севере нет, что ставит под вопрос не только перспективы ремонта «Кузнецова», но и поддержания готовности других сил флота — в первую очередь кораблей первого ранга. Имеющий близкие характеристики плавучий док ПД-41, построенный в 1978 году по заказу СССР в Японии, находится на Дальнем Востоке, в Фокино, и перевод его на север практически не реален.
В 1980-х годах на северной оконечности мыса Чалмпушка в Кольском заливе начались подготовительные работы по строительству сухого дока для перспективного авианосца «Ульяновск», который должен был быть крупнее «Кузнецова» и уже не поместился бы в ПД-50, однако дальше первой очереди взрывных работ дело тогда не пошло, и быстро завершить этот проект не получится при всем желании.
Завершать, между тем, требуется именно быстро — в марте 2019 года глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов пообещал вернуть «Кузнецова» в строй до конца 2021 года, с возможным отклонением от срока не более чем на 2–4 месяца.
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) Северного флота «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» у причала 35-го судоремонтного завода АО «Центр судоремонта «Звездочка» в Мурманске
Единственной реальной альтернативой в этих условиях становится использование площадки «Кольской верфи», сооружаемой компании «Новатэк» на другом берегу Кольского залива. СМИ сообщали, что первая очередь нового предприятия, где должны строиться в том числе плавучие заводы по производству сжиженного природного газа, должна заработать уже летом 2019 года.
Водоизмещение подобных сооружений может превышать полмиллиона тонн, и технически площадка, способная строить плавучие объекты такого масштаба, сможет принять на ремонт авианосец — вопрос заключается в возможно необходимом увеличении длины бассейна, так как плавучий завод при большей осадке и ширине может быть короче, и уже организационных проблемах, включая аренду площадки у коммерческого предприятия, ранее не претендовавшего на участие в ремонте боевых кораблей по заказу Минобороны.
Промежуточное решение
Если предположить, что «Кузнецов» сможет встать в док в Белокаменке в 2020 году, то завершение его ремонта в 2021-м не представляет какой-то нерешаемой задачи. Вместе с тем, ограниченность работ (известно, что от глубокой модернизации корабля было решено отказаться), ставит перспективы дальнейшего использования авианосца под сомнение.
«Не все считают продолжение ремонта целесообразным», — отметил собеседник «Известий» в военном ведомстве. «Есть разные мнения, в том числе и сводящиеся к тому, что на эти деньги лучше построить пару фрегатов или атомную субмарину», — добавил он.
По мнению собеседника редакции, «Кузнецов», если и вернется в строй, скорее всего будет использоваться в качестве учебного корабля и в дальние походы больше отправляться не будет.
«Возможно оптимальным был бы его перевод на Черное море, где в силу лучших климатических условий «Кузнецов» мог бы более эффективно выполнять задачи учебного авианосца, но это имеет смысл только в случае принятия принципиального решения о заказе нового авианесущего корабля для ВМФ России», — отметил собеседник редакции.
То же самое касается и планов глубокой модернизации авиагруппы корабля, недавно обнародованных в ряде СМИ. В соответствии с этими планами истребители МиГ-29КР/КУБР и Су-33 должны получить новое оборудование, обеспечивающее обмен информацией в реальном времени. «Глубокая модернизация имеет смысл для МиГ-29КР/КУБР, для Су-33, основу прицельного комплекса которых составляет морально устаревшая РЛС Н-001 «Меч», способная выдавать целеуказание одновременно не более чем на две цели, смысл есть только при условии замены радара, которая не целесообразна на столь возрастных машинах», — отметил собеседник редакции.
По мнению специалиста перспективы палубной авиации в настоящее время связаны, помимо совершенствования недавно поставленных палубных МиГ-29, с продолжением разработки нового самолета по теме ПАК КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), но эта разработка также прямо зависит от наличия решения о постройке нового авианосца.
«Новатэка» не хватит
Впрочем, вернемся к доку. Нужно понимать, что даже в случае успешной реализации возможности ремонта «Кузнецова» на новосозданной «Кольской верфи» «Новатэка», полагаться на эту площадку в дальнейшем нельзя: докование кораблей флота постоянный процесс, и использование коммерческого сухого дока для этих задач исключит его применение в исходных планах развития газовой отрасли в Заполярье. По факту, это означает необходимость строительства в Кольском заливе собственного сухого дока ВМФ (возможно на том же месте на мысе Чалмпушка, где предполагалось сооружение дока для «Ульяновска», и строительство или покупка за рубежом (в Южной Корее или Китае) нового плавучего дока, способного обеспечить ремонт кораблей первого ранга или одновременно нескольких единиц 2–3 ранга.
Моряки вешают фотографию с изображением тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» в Мурманске
Это решение давно назрело: Северный флот, выполняя важнейшие задачи обеспечения безопасности страны в Арктике, имеет хронические проблемы с инфраструктурой, серьезно влияющие на его боеспособность. Ярким примером этих проблем может служить ремонт тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» в наливном бассейне Севмаша — основного завода, специализирующегося на атомном подводном судостроении, фактически лишивший завод одного из важнейших судостроительных цехов (цех № 50) и отвлекший большое количество специалистов, которые могли бы быть заняты на постройке новых подводных лодок. Ремонт кораблей ВМФ должен быть обеспечен своими мощностями, использование которых не будет влиять на планы постройки новых боевых единиц. Насколько эта необходимость отражена в планах финансирования госпрограммы вооружений — пока неясно.
Бедный «Кузя»: Шойгу пора положить конец «художествам» с нашими кораблями
Судьба авианосца «Адмирал Кузнецов» покрыта мраком и неизвестностью
Скандалы с ремонтом и модернизацией единственного российского авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» идут сплошной чередой. И не видно им ни конца, ни края. На днях произошло очередное событие, на сей раз уже криминального характера.
Осенью 2018 года в Мурманске на 82-м судоремонтном заводе затонул самый крупный в стране плавучий док ПД-50, в котором находился авианосец.
Корабль удалось спасти, но он получил серьезные повреждения в результате падения подъемного крана на взлетную палубу.
Надо сказать, что док не сам утонул, его, по сути, утопили в результате грубых нарушений техники безопасности и правил эксплуатации новыми владельцами завода. Однако ответственности никто не понес.
Авианосец перегнали на 35-й судоремонтный завод (СРЗ), где начали модернизацию двух сухих доков с целью их объединения, что позволило бы размесить гигантский корабль. Проект модернизации был принят, несмотря на то, что эксперты в один голос заявляли, что реализовать его в сжатые сроки невозможно.
И лишь через год Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) убедилась в правоте экспертов. Начались затяжные судебные процессы с подрядчиком. Нашли нового подрядчика, «гораздо более надежного», и тот продолжил долбить скальную породу для объединения двух камер сухого дока.
В декабре 2019 года во время сварочных работ случился пожар, который тушили больше суток. Он унес жизни двух морских офицеров. Пожар произошел из-за грубого нарушения техники безопасности. Ущерб, который ОСК назвала «незначительным», составил полмиллиарда рублей.
После утопления плавучего дока ОСК более года сообщала, что сроки окончания ремонта и модернизации авианосца остаются прежними. И ВМФ получит «Кузнецова» для прохождения испытаний в 2021 году. Потом обещания переместились на 2022 год. И вот 23 июня, две недели назад, был назван 2023 год.
И, наконец, 2 июля сего года был арестован директор 35-го СРЗ Сергей Вераско, где должны полным ходом ремонтировать и модернизировать авианосец. Его подозревают в хищениях в особо крупных размерах. В марте та же участь постигла директора 10-го СРЗ, который также участвует в работах на «Кузнецове».
При этом работы на авианосце идут абсолютно в темную. Что на нем заменили, что отремонтировали, каков процент выполненных работ по отношению к общему их объему?
Каково состояние сухого дока, который модернизируют для того, чтобы, как уверяет ОСК, «Кузнецов» встал в него в 2021 году? Сломали ли, наконец, перемычку между двумя камерами? Начали ли монтировать оборудование, необходимое для докования громадных кораблей?
ОСК чрезвычайно открыта для представителей прессы, когда закладывается корабль. Или же корабль спускается на воду или уходит на испытания. Но ситуация с авианосцем «Адмирал Кузнецов» покрыта мраком и неизвестностью. Словно проводятся работы чрезвычайной секретности.
Итак, на авианосце предполагается полностью заменить летную палубу и трамплин. Появится новая система управления взлетом и посадкой. Будет использоваться новая силовая установка вместо старой, которая во время последнего похода «Кузнецова» закоптила всё Средиземноморье. Будет установлена современная электронная аппаратура — РЛС, РЭБ, системы связи и навигации…
И это, собственно, все. То есть модернизация будет проведена по необходимому минимуму. Авианосец лишат ударного вооружения, которое представляли мощные противокорабельные ракеты «Гранит». Добавят для противовоздушной обороны ЗРПК «Панцирь-М». Оставят советский противоторпедный комплекс РБУ-12000, который при отсутствии гидроакустической станции выглядит не слишком убедительно.
Но главное — авиационный комплекс останется без изменений. Потому что изменить его ни практически, ни теоретически невозможно. В современной России, по сути, не был создан ни один палубный самолет. Нет, конечно, МиГ-29К был принят на вооружение в начале нулевых годов. Однако разработан он был в советский период истории на базе совсем уже древнего МиГ-29. При этом продвижение проекта палубного истребителя нещадно тормозилось двумя обстоятельствами.
Во-первых, в ВМФ в 90-е был только один авианосец, и появления новых невозможно было себе представить. Поэтому разработка самолета, который может быть закуплен Министерством обороны в количестве 2−3 десятков, дело сильно убыточное.
Во-вторых, девяностые годы были наиболее разрушительными для ОКБ Микояна как ни для какого иного самолетостроительного ОКБ. Собственно, компания до сих пор не вышла окончательно из пике лихих-девяностых.
Но если МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ строились уже в новом веке, то есть они совсем не изношены, то куда хуже обстоит дело со вторым самолетом, входящим в авиагруппу «Кузнецова» — Су-33. Это тяжелый многоцелевой самолет четвертого поколения. Концептуально примерно ровесник МиГ-29К.
Однако построили их значительно раньше — производство было закрыто в середине 90-х годов. Учитывая жесткие условия эксплуатации техники в морских условиях, самолеты уже сильно изношены. Свой ресурс они выработали еще в 2015 году. Однако эксплуатация продолжается за счет подновления некоторых авиационных систем.
Если российский авианосец поставить в соответствие каким-то социальным группам населения страны, то он, пожалуй, глубокий пенсионер. И в его «пенсионном удостоверении» есть графа «время дожития». Действительно, качественно новую авиагруппу после модернизации он не получит.
Су-33 уже давно сняты с производства. МиГ-29К давно не модернизировали, и по уровню оснащения авионикой он относится к самолетам самого начала века. ОКБ Микояна сейчас не до палубного самолета, который нужен армии в гомеопатических дозах, все усилия направлены на совершенствование и продвижения на рынок истребителя поколения 4++ МиГ-35.
Ну, а появившиеся пять лет назад слухи о том, что ОКБ Сухого создает палубную модификацию С-57 уже давно обесценились. Потому что, во-первых, не те сейчас с экономической точки зрения времена. Во-вторых, нет смысла создавать самолет для «Кузнецова», у которого «время дожития» составляет лет десять. И еще неизвестно, сколько от них «отгрызет» ОСК, проводя самым скандальным образом модернизацию авианосца.
Ну, а новых авианосцев, для которых надо создавать новое поколение палубных самолетов, у нас, похоже, не будет очень долго. И это при том, что петербургские морские проектно-конструкторские бюро буквально фонтанируют не только идеями, но и достаточно проработанными эскизными проектами.
Постоянно обсуждаются достоинства и недостатки какого-либо очередного проектного шедевра. Вначале появился гигантский атомный «Шторм» ледового класса с водоизмещением 100 тыс. тонн. Когда выяснили, что он обойдется в триллион рублей, ужаснулись.
Следующим конструкторская мысль предложила 90-тысячетонный «Ламантин» с обычной силовой установкой. Но и на него денег не нашлось. Потом пошло по убывающей: «Легкий многоцелевой авианосец» — 44 тыс. тонн и «Варан» — 45 тыс. тонн. То есть планку опустили ниже уровня «Кузнецова», водоизмещение которого 59 тыс. тонн. Но все эти проекты остались только на бумаге.
В то же время Россия является державой, имеющей свои интересы в разных частях мира. И ей авианосец необходим по статусу. Хотя бы один. Хотя бы не самый мощный в мире. Так что пора бы министру обороны взять под личный контроль то, что ОСК делает или же делает вид, что делает с «Адмиралом Кузнецовым». К сожалению, в нашей стране такой метод администрирования до сих пор является наиболее действенным.