опишите как будете отслеживать за собой что при обучении уменьшаете физическую подсказку
Как уменьшить зависимость от подсказок во время занятия?
Зависимость от подсказок означает, что ученику нужна подсказка для того, чтобы продемонстрировать какой-то навык или сделать что-то, что он уже умеет.
Прежде всего проясним — не все подсказки плохи. Нам всем нужны подсказки. Во время обучения новым навыкам подсказки необходимы, даже нам с вами! Вы бы видели, сколько подсказок мне было нужно на прошлой неделе на новых занятиях по фитнесу, где с потолка свисали огромные эластичные ленты (ужас просто…). Подсказки помогают нам обучать детей новым навыкам. Тем не менее, у нас появляется проблема, если ученик уже освоил навык, но ему все еще нужна подсказка. Это называется зависимостью от подсказок.
Чем плоха зависимость от подсказок? Она плоха, потому что мы не будем рядом с нашими учениками вечно. И родители тоже не будут вечно рядом со своими детьми. Мы хотим, чтобы они могли быть успешными в одиночестве. Мы хотим, чтобы они не нуждались в нас. Я постоянно говорю учителям и тьюторам:«Ваша работа в том, чтобы лишиться работы». В половине случаев эта фраза пугает людей, но это правда. Мы хотим, чтобы наши дети стали настолько, черт возьми, независимыми, чтобы мы им были совершенно не нужны!
Как можно предотвратить или уменьшить зависимость от подсказок?
Вот несколько моих любимых советов, трюков и предупреждений:
Всегда заранее составляйте план по уменьшению подсказок
Еще до начала обучения вам нужно составить план того, как вы будете уменьшать ваши подсказки. Да, мы всегда настолько сосредоточены на приобретении навыков и на том, чтобы наши ученики были успешными, что иногда мы забываем подумать о том, что делать, когда они добьются успеха. Ваша работа не окончена после достижения мастерства в навыке. Иногда она только начинается в этот момент. Теперь ваша задача в том, чтобы избавиться от всех подсказок и добиться независимости ученика. Если вы планируете процесс уменьшения подсказок еще до начала обучения новым навыкам, то вы (1) не забудете об этом и (2) не будете чувствовать, что работа закончена, когда навык освоен. Это, конечно, замечательно, что вы научили ребенка махать рукой и говорить «привет», когда в помещение входит новый человек, но если он делает это, только когда вы приподнимаете его руку и говорите: «Поздоровайся, Джонни», то вам еще работать и работать.
При необходимости используйтесь подсказки от наименьшей к наибольшей
Когда вы используете подсказки во время обучения, начинайте с наименее интенсивных подсказок. Их будет проще всего убрать!
Подсказки от наименьшей к наибольшей следуют в следующем порядке:
Сигнал в естественной среде/Независимость. Всегда есть что-то, что должно сигнализировать вашему ученику, что сейчас подходящее время для нового навыка. Если ученик демонстрирует навык без вашей помощи в ответ на сигнал в окружающей среде, то он может использовать данный навык независимо. Например, для того, чтобы сказать «Привет» только что вошедшему человеку, естественный сигнал — это новый человек, который вошел в помещение.
Визуальная подсказка. Включает изображения и текстовые подсказки. Эти подсказки очень хороши, потому что они не требуют нашего участия, чтобы сработать.
Жестовая подсказка. Указательный жест, контакт глазами, жестикуляции и так далее.
Непрямая вербальная подсказка. Намек, например: «Что ты должен сейчас сделать?»
Прямая вербальная. Ученику напрямую говорят, что делать. Например: «Проверь свое расписание».
Моделирование. Вы показываете ученику, что именно надо делать, когда делаете это сами.
Частичная физическая подсказка. Вы прикасаетесь к ученику или физически двигаете его тело для частичного выполнения нужной реакции. Во время частичной физической подсказки вы можете просто начать нужное действие, например, положить руку ребенка на дверную ручку, а потом дать ему самому открыть дверь.
Полная физическая подсказка. Прикосновение к ученику и перемещение его тела таким образом, чтобы совершить всю реакцию. Вы помогаете ему завершить все задание целиком.
Начинайте с наименее ограничивающих видов подсказок и смотрите, чтобы ваш ученик был успешен. Переходите вниз по данному списку до тех пор, пока ученик не сможет выполнить задачу. Иногда наши ученики удивляют нас, когда оказывается, что им нужно гораздо меньше подсказок, чем мы думали. Если мы будем начинать с наименьших подсказок, мы приблизимся к тому, чтобы ученики в них совсем не нуждались!
Все дело во временной задержке
Мой самый любимый метод уменьшения потребности в подсказках — это запланированная пауза на несколько секунд. Эти 3-4 секунды кажутся пустяком, но они могут сыграть ключевую роль в переходе от зависимости от подсказок к такой желанной независимости. Так что как только появится естественный сигнал для нужного поведения — подождите одну секунду.
Неприятно вам это говорить, но проблема зависимости от подсказок — это ваша вина. Наши дети могут и не нуждаться в нас, но мы все время вмешиваемся с нашей ненужной помощью. Предоставьте ученику возможность ответить самостоятельно, прежде чем бросаться ему помогать. Возможно, он еще сумеет вас удивить! Так что, когда директор неожиданно входит в ваш класс, мысленно сосчитайте до четырех, и только потом подскажите ребенку поздороваться. Вполне возможно, что он скажет «привет» еще на счете до двух!
Вы что думаете, эти визуальные подсказки нужны для красоты?
Да, визуальные расписания в классе выглядят очень симпатично. Мой класс смотрится как плод фантазии специалиста по настольным играм. Но визуальные подсказки — это не настенные украшения и не способ впечатлить администрацию, когда она приходит в класс с официальным визитом. Я трачу государственные деньги на ламинирование не по прихоти. Визуальная поддержка — это подсказка, и это подсказка, которой мой ученик может воспользоваться без меня! Это наименее интенсивные подсказки, которые помогут ученику обойтись в моем классе без меня. И, друзья мои, это делает меня на один шаг ближе к раю без подсказок!
Так что обновите свои визуальные материалы и убедитесь, что ученики начинают пользоваться ими без вашей помощи.
Усиление и формирование реакции!
Я не пытаюсь нагрузить вас теорией АВА, но ключ в том, чтобы предоставлять как можно больше поощрений за любые виды реакции, даже за не полностью правильные. Так что если вы учите ребенка писать свое имя, и он просто взял карандаш — все в порядке! Предоставьте поощрение за то, что он попробовал это сделать! Затем формируйте эту реакцию, чтобы она становилась все больше и больше похожей на правильный ответ. Таким образом, завтра вы уже не берете карандаш, вы проводите линию на бумаге, и только тогда ребенка хвалят. На следующий день вы его хвалите за написание первой буквы имени и так далее. Медленно, но верно вы продвигаетесь к верному ответу!
Так что с завтрашнего дня присмотритесь внимательно. Заметьте, когда вы или ваши коллеги используют чрезмерные подсказки. Определите, не стал ли ребенок слишком зависим от подсказок в тех или иных областях. Часто мы просто этого не замечаем. Все бывают жертвами неосознанных чрезмерных подсказок! Не надо себя за это винить, просто исправьте ситуацию!
Безошибочное обучение детей с РАС на основе АВА
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Существует 5 видов подсказок:
1 физическая подсказка
2 указательный жест
3 моделирование правильного ответа
4 речевая подсказка
5 визуальная подсказка.
1. Физическая подсказка.
Для этой подсказки движение рук ребёнка корректирует ся педагогом.
Различают пять уровней интенсивности физической подсказки
— полная физическая подсказка. Руки учителя полностью контролируют руки ребёнка
Начиная обучаться с более интенсивными подсказками и с постепенным снижением уровня интенсивности, ребенок постепенно приобретает большую и большую самостоятельность. В процессе тренировки навыков с использованием различных уровней интенсивности подсказки ребёнок усиленно практикует навык, совершая минимальное количество ошибок.
Физическая подсказка является оптимальным видом подсказки для детей с серьезной задержкой развития.
2 Указательный жест
В этом виде подсказки педагог указательным жестом показывает на правильный предмет или картинку. Сюда же можно отнести направленный взгляд, положение тела.
При моделировании ответа учитель показывает ребенку, как сделать необходимое действие, давая образец. Если по инструкции нужно сложить полотенце, то учитель возьмет полотенце и сложит его. В это время ребенок повторяет действия учителя, используя такой же предмет.
При использовании моделирования интенсивность подсказки тоже можно менять. Например, учитель может моделировать не полностью действие, а только начало: не прыгнуть, а приподняться на носочки, как если бы он собирался прыгнуть.
Моделирование правильного ответа может применяться только с детьми, которые умеют имитировать.
4. Речевая подсказка
1. моделирование правильного ответа речевого типа
2. напоминание о том, что ребенок должен сделать
Моделирование правильного ответа речевого типа — учитель демонстрирует то, что ребенок должен сказать. Учитель может сказать только часть того, что должен сказать ребенок, а может дать полную модель.
Напоминание о том, что ребенок должен сделать — это естественная подсказка, которую используют все родители, что ребенок переключился с одного занятия на другое, или не забыл, как действовать в какой-либо ситуации.
Если мы часто используем эту подсказку, это говорит о том, что ребенок не самостоятелен и нуждается в помощи другого человека, чтобы что-либо сделать.
5 Визуальная подсказка.
— помогает ребенку следовать инструкциям без помощи учителя
— облегчает понимание инструкции
— помогает самостоятельно перейти от одного задания к другому
Пример — карточки о поведении на уроках (тихий ротик, красивые руки, смотри на доску, слушай учителя)
Также в школе мы используем визуальные подсказки для расписания уроков, где ребенок видит последовательность занятий в течение дня.
Хочу отметить, что визуальная подсказка может быть и вербальной. Например, мы учим ребенка делать рассказ по картинке.
Подсказка может быть предъявлена сразу после инструкции, во время инструкции, и через определенное время, от 1 до 5 секунд.
Исследования показывают, что систематическое и планомерное увеличение времени между инструкцией и подсказкой повышает эффективность обучения.
Уровень интенсивности задержки подсказки может изменяться.
1. моментальная подсказка — инструкция — сразу подсказка
2. задержка 1 сек — учитель делает паузу в 1 секунду после инструкции
3. Задержка 2.3.4 секунды.
4. Задержка 5 секунд. На этом уровне ребенок должен уже правильно отвечать сам.
Иногда у детей развивается Зависимость от подсказки. Дети даже после 5 секунд ждут подсказку.
Это происходит по двум причинам:
1. Ребенок ждет, т.к. подсказка все равно придет от учителя. Это может быть непроизвольный жест учителя, взгляд, непроизвольное движение.
2. Вторая причина — отсутствие конкретных последствий в случае правильного ответа и ошибки.
Правильная ситуация такова: я даю правильный ответ — получаю поощрение. Я даю неправильный ответ — поощрение не получаю.
А если ребенок зависим от подсказок, то скорей всего происходит следующая ситуация:
ребенок дал неправильный ответ — учитель скорректировал ошибку — ребенок продемонстрировал правильную реакцию после коррекции — учитель похвалил и дал поощрение.
Т.е. учитель похвалил ребенка после коррекции неправильного ответа. НИКОГДА не стоит давать поощрение после ответа, скорректированного учителем, даже если он правильный.
Мы не можем менять одновременно и модель подсказки, и интенсивность, и время задержки.
Подсказка должна быть одной и той же, пока ребенок не достигнет нужного нам результата.
В прикладном анализе поведения есть критерий перехода на менее интенсивный уровень подсказки — 80% правильных реакций в течение трех занятий.
Если ребенок не достигает 80% правильных реакций, то подсказку нужно сделать более интенсивной — т. е. Мы снижает кол-во ошибок, чтобы не увеличивать отрицательные эмоции и не снижать мотивацию к обучению.
Инструкция должна быть четкой, короткой и сказанной нейтральным тоном, например, «покажи один.»
Если инструкция многословна «сядь ровненько и покажи пожалуйста пальчиком, где тут циферка один», то ребенку сложно будет выделить те слова, которые являются непосредственно инструкцией. Особенности его восприятия мешают ему понять, на какие слова следует обращать внимание. Если инструкция постоянно меняется, например, покажи один, дай мне карточку с цифрой один, найди один и т. п., то вероятность усвоения материала уменьшается. Хотя инструкция была одной и той же, показать один.
Т.о. образом на первом этапе обучения навыка инструкция должна быть одной и той же. Все тьютору должны использовать ее согласованно. Когда ребенок научится давать правильный ответ на этом этапе постоянно, то навык можно будет обобщить, используя разные формулировки вопроса.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Как уменьшить зависимость от подсказок во время занятия?
Зависимость от подсказок означает, что ученику нужна подсказка для того, чтобы продемонстрировать какой-то навык или сделать что-то, что он уже умеет.
Прежде всего проясним — не все подсказки плохи. Нам всем нужны подсказки. Во время обучения новым навыкам подсказки необходимы, даже нам с вами! Вы бы видели, сколько подсказок мне было нужно на прошлой неделе на новых занятиях по фитнесу, где с потолка свисали огромные эластичные ленты (ужас просто…). Подсказки помогают нам обучать детей новым навыкам. Тем не менее, у нас появляется проблема, если ученик уже освоил навык, но ему все еще нужна подсказка. Это называется зависимостью от подсказок.
Чем плоха зависимость от подсказок? Она плоха, потому что мы не будем рядом с нашими учениками вечно. И родители тоже не будут вечно рядом со своими детьми. Мы хотим, чтобы они могли быть успешными в одиночестве. Мы хотим, чтобы они не нуждались в нас. Я постоянно говорю учителям и тьюторам:«Ваша работа в том, чтобы лишиться работы». В половине случаев эта фраза пугает людей, но это правда. Мы хотим, чтобы наши дети стали настолько, черт возьми, независимыми, чтобы мы им были совершенно не нужны!
Как можно предотвратить или уменьшить зависимость от подсказок?
Вот несколько моих любимых советов, трюков и предупреждений:
Всегда заранее составляйте план по уменьшению подсказок
Еще до начала обучения вам нужно составить план того, как вы будете уменьшать ваши подсказки. Да, мы всегда настолько сосредоточены на приобретении навыков и на том, чтобы наши ученики были успешными, что иногда мы забываем подумать о том, что делать, когда они добьются успеха. Ваша работа не окончена после достижения мастерства в навыке. Иногда она только начинается в этот момент. Теперь ваша задача в том, чтобы избавиться от всех подсказок и добиться независимости ученика. Если вы планируете процесс уменьшения подсказок еще до начала обучения новым навыкам, то вы (1) не забудете об этом и (2) не будете чувствовать, что работа закончена, когда навык освоен. Это, конечно, замечательно, что вы научили ребенка махать рукой и говорить «привет», когда в помещение входит новый человек, но если он делает это, только когда вы приподнимаете его руку и говорите: «Поздоровайся, Джонни», то вам еще работать и работать.
При необходимости используйтесь подсказки от наименьшей к наибольшей
Когда вы используете подсказки во время обучения, начинайте с наименее интенсивных подсказок. Их будет проще всего убрать!
Подсказки от наименьшей к наибольшей следуют в следующем порядке:
Сигнал в естественной среде/Независимость. Всегда есть что-то, что должно сигнализировать вашему ученику, что сейчас подходящее время для нового навыка. Если ученик демонстрирует навык без вашей помощи в ответ на сигнал в окружающей среде, то он может использовать данный навык независимо. Например, для того, чтобы сказать «Привет» только что вошедшему человеку, естественный сигнал — это новый человек, который вошел в помещение.
Визуальная подсказка. Включает изображения и текстовые подсказки. Эти подсказки очень хороши, потому что они не требуют нашего участия, чтобы сработать.
Жестовая подсказка. Указательный жест, контакт глазами, жестикуляции и так далее.
Непрямая вербальная подсказка. Намек, например: «Что ты должен сейчас сделать?»
Прямая вербальная. Ученику напрямую говорят, что делать. Например: «Проверь свое расписание».
Моделирование. Вы показываете ученику, что именно надо делать, когда делаете это сами.
Частичная физическая подсказка. Вы прикасаетесь к ученику или физически двигаете его тело для частичного выполнения нужной реакции. Во время частичной физической подсказки вы можете просто начать нужное действие, например, положить руку ребенка на дверную ручку, а потом дать ему самому открыть дверь.
Полная физическая подсказка. Прикосновение к ученику и перемещение его тела таким образом, чтобы совершить всю реакцию. Вы помогаете ему завершить все задание целиком.
Начинайте с наименее ограничивающих видов подсказок и смотрите, чтобы ваш ученик был успешен. Переходите вниз по данному списку до тех пор, пока ученик не сможет выполнить задачу. Иногда наши ученики удивляют нас, когда оказывается, что им нужно гораздо меньше подсказок, чем мы думали. Если мы будем начинать с наименьших подсказок, мы приблизимся к тому, чтобы ученики в них совсем не нуждались!
Все дело во временной задержке
Мой самый любимый метод уменьшения потребности в подсказках — это запланированная пауза на несколько секунд. Эти 3-4 секунды кажутся пустяком, но они могут сыграть ключевую роль в переходе от зависимости от подсказок к такой желанной независимости. Так что как только появится естественный сигнал для нужного поведения — подождите одну секунду.
Неприятно вам это говорить, но проблема зависимости от подсказок — это ваша вина. Наши дети могут и не нуждаться в нас, но мы все время вмешиваемся с нашей ненужной помощью. Предоставьте ученику возможность ответить самостоятельно, прежде чем бросаться ему помогать. Возможно, он еще сумеет вас удивить! Так что, когда директор неожиданно входит в ваш класс, мысленно сосчитайте до четырех, и только потом подскажите ребенку поздороваться. Вполне возможно, что он скажет «привет» еще на счете до двух!
Вы что думаете, эти визуальные подсказки нужны для красоты?
Да, визуальные расписания в классе выглядят очень симпатично. Мой класс смотрится как плод фантазии специалиста по настольным играм. Но визуальные подсказки — это не настенные украшения и не способ впечатлить администрацию, когда она приходит в класс с официальным визитом. Я трачу государственные деньги на ламинирование не по прихоти. Визуальная поддержка — это подсказка, и это подсказка, которой мой ученик может воспользоваться без меня! Это наименее интенсивные подсказки, которые помогут ученику обойтись в моем классе без меня. И, друзья мои, это делает меня на один шаг ближе к раю без подсказок!
Так что обновите свои визуальные материалы и убедитесь, что ученики начинают пользоваться ими без вашей помощи.
Усиление и формирование реакции!
Я не пытаюсь нагрузить вас теорией АВА, но ключ в том, чтобы предоставлять как можно больше поощрений за любые виды реакции, даже за не полностью правильные. Так что если вы учите ребенка писать свое имя, и он просто взял карандаш — все в порядке! Предоставьте поощрение за то, что он попробовал это сделать! Затем формируйте эту реакцию, чтобы она становилась все больше и больше похожей на правильный ответ. Таким образом, завтра вы уже не берете карандаш, вы проводите линию на бумаге, и только тогда ребенка хвалят. На следующий день вы его хвалите за написание первой буквы имени и так далее. Медленно, но верно вы продвигаетесь к верному ответу!
Так что с завтрашнего дня присмотритесь внимательно. Заметьте, когда вы или ваши коллеги используют чрезмерные подсказки. Определите, не стал ли ребенок слишком зависим от подсказок в тех или иных областях. Часто мы просто этого не замечаем. Все бывают жертвами неосознанных чрезмерных подсказок! Не надо себя за это винить, просто исправьте ситуацию!
Поведенческий аналитик об этических аспектах применения физических подсказок при обучении детей с аутизмом
Я хотела бы поговорить о физических подсказках, связанных с ними этических требованиях и о том, когда подсказка становится физической фиксацией.
Что такое физическая подсказка?
Если говорить проще, то физическая подсказка – это любой случай, когда вы прикасаетесь к ребенку или физически направляете его, чтобы обучить новому навыку или целевому поведению. Чаще всего физические подсказки применяются к совсем маленьким детям, не старше младшего дошкольного возраста.
Несколько лет назад я слушала лекцию доктора Винсента Карбона, где он рассказывал историю про кита, который прыгал через обруч в океанариуме. Кто-то спросил тренера, что же он будет делать, если кит не прыгнет? Ведь дать физическую подсказку киту невозможно. Тренер ответил, что нужно просто убедится, что иначе кит не получит подкрепление в виде рыбы.
Я думаю очевидно, что, когда люди учат чему-то крупных животных, в том числе китов, никакие физические подсказки не используются по определению. Или при дрессировке таких мелких животных как птица, хватать ее за клюв тоже будет плохой идеей. Вместо этого используются такие подходы как формирование реакции и прямые или обратные цепочки, а также другие проверенные временем поведенческие процедуры.
И в то же время, когда речь идет о человеческих детях, я то и дело наблюдаю отсутствие других видов подсказок или слишком частое применение физических подсказок. Чаще всего эта проблема встречается при обучении детей со средним или тяжелым аутизмом. И по мере того как ребенок становится старше и крупнее физические подсказки могут стать очень опасными.
Когда физическая подсказка становится физической фиксацией
Мне бы хотелось объяснить, почему лучше избегать физических подсказок, и что можно использовать вместо них. Я стала поведенческим аналитиком много лет назад, и одно из первых правил, которым меня обучали, было то, когда НЕ использовать физические подсказки.
Правило такое: если вы даете ребенку физическую подсказку, например, прикасаетесь к нему, чтобы направить в туалет, то в тот момент, когда ребенок начинает как угодно сопротивляться вашему прикосновению или начинает физически двигаться в противоположном направлении, это перестает быть подсказкой. С этого момента это физическая фиксация. К сожалению, многие из вас, скорее всего, впервые об этом слышат.
Большинство людей считают «фиксацией» только использование каких-то механических приспособлений, например, ремней, которыми ребенка пристегивают к сидению, или даже просто детский ремень безопасности в транспорте – это механическая фиксация.
Однако в реальности физическая фиксация – это применение любых физических ограничений для движений ребенка. Если вы несете орущего малыша в другое место для занятий, держите за руки ребенка, который пытается вас ударить, или ведете ребенка в туалет, когда он сопротивляется – это физическая фиксация.
По законам США государственные школы не имеют права использовать фиксацию, как механическую, так и физическую. Кроме того, фиксация связана с очевидными этическими проблемами.
Разумеется, бывают ситуации, когда физическая и даже механическая фиксация просто необходимы. Если ребенок пытается выбежать на проезжую часть или пытается выкинуть стул в окно, то вам в любом случае нужно прибегнуть к физической фиксации. Конечно, в такой ситуации вы без раздумий броситесь к ребенку, схватите его или схватите стул и в целом будете делать все возможное, чтобы ребенок не причинил вреда себе или другим людям.
Однако если каждый день или каждую неделю вы используете «физические подсказки», которые по сути являются фиксацией, то вам нужно немедленно остановиться и пересмотреть, что вы делаете, потому что это незаконно или, как минимум, не должно применяться в классах для обучения детей с аутизмом.
В индивидуальной программе некоторых детей может быть описана физическая фиксация как часть плана на случай кризиса. Однако даже в этом случае, если речь идет только о кризисных ситуациях, вы и ваши коллеги должны составить план о том, как избегать таких ситуаций в будущем.
Путь к принятию более этичных решений
Так что же вам делать? В первую очередь, если у вас есть любое проблемное поведение или чрезмерное использование физических подсказок, нужно начать с полного анализа поведения и навыков ребенка. Например, вам важно понять, в каких ситуациях ребенок сопротивляется физической подсказке или пытается вырваться. Например, если он сопротивляется тому, чтобы пойти в туалет, то проблема может быть не только в туалете, но и в речевых навыках и поведенческих проблемах. Поэтому важно оценить навыки и потребности ребенка в целом, а не только рассматривать конкретную ситуацию.
После полной оценки навыков и поведения вам нужно составить новую индивидуальную программу, основные пункты которой обязательно должны включать обучение манд-реакциям, то есть обучение просьбам.
Кроме того, вам обязательно нужно изменить то, как именно вы ведете себя во время обучения – процесс обучения должен быть веселым, приятным и простым для ребенка. Планируйте, что обучение ребенка будет на 80% состоять из простых для него задач и только на 20% из новых и сложных. Как и в любых других случаях важна профилактика, которая позволит вам не прибегать к физической фиксации.
Подведем итоги: если вы родитель или специалист, вы должны осознавать, что физические подсказки часто перетекают в физическую фиксацию. Если это произошло, вам важно постараться предотвращать такие ситуации в будущем. Если вы не понимаете, как их избежать, то хорошая идея – проконсультироваться с поведенческим аналитиком.
Есть методы для анализа и коррекции поведенческих проблем, которые позволят ребенку быть успешным, сохранят его достоинство, и не потребуют от вас нарушения этических и законодательных норм.
Также смотрите:
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».