опишите методику обучения скольжению на воде детей раннего возраста
Методическая разработка освоения скольжения на занятиях по плаванию в ДОУ (младший, средний и страший дошкольный возраст)
Александра Орловская
Методическая разработка освоения скольжения на занятиях по плаванию в ДОУ (младший, средний и страший дошкольный возраст)
Младший дошкольный возраст
Задачи освоения:
— Сформировать безбоязненное отношение к воде
— Освоить вдоха и выдоха в воду
— Овладеть навыков задержки дыхания под водой
— Овладеть навыком самостоятельного передвижения в воде
— Овладеть навыком лежания на воде на груди и на спине с помощью педагога;
— Овладеть навыком передвижения по дну бассейна в различных ИП
— Освоить скольжение на груди и на спине с помощью педагога;
— Развивать координацию движений, выносливость, гибкость.
— Воспитать положительные эмоции от пребывания в воде, интерес к занятиям спортом;
— Прививать навыки гигиены и правила поведения в бассейне;
— Сформировать безбоязненное отношение к воде;
Применяемые средства
1. Упражнения и игры на ознакомление с водой (здравствуй водичка, полей себя из ведерка, зайка серый умывайка, пузырь, стираем белье, погладь воду и т. д.)
3. Упражнения и игры на задержку дыхания (надуй шарик, хоровод, смелые ребята, набрать в ладони воду и умыть лицо, надуй шарик, сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа, опустить лицо в воду держась за бортик бассейна)
4. Упражнения и игры на передвижение по бассейну (Солнышко и дождик, брод, найди себе пару, принеси мяч, передвижение с доской от бортика к бортику, на носочках, на пяточках, сложив руки за головой в стрелочку)
5. Упражнения и игры на овладение навыков лежания на воде (мостик на груди и на спине, звездочка с помощью педагога, лежание на груди с помощью нудлов)
6. Упражнения и игры на передвижение по дну бассейна в различных положениях (крокодилы, краб-носильщик, лягушата)
7. Упражнения на скольжение (на буксире на груди и на спине с помощью педагога)
Методы и методические особенности освоения
1. Словесный метод (рассказ, применение образных сравнений в названиях и объяснениях упражнений, например,«Надули щеки как лягушата», «Нос утонул», «Крокодилы», четко проговаривать, используем свисток, команды, счет);
(по показу педагога)
3. Практический метод (выполнение упражнений)
— игровой метод (подвижные игры)
Создание развивающей предметно–пространственной среды
Игрушки, нудлы, доски, шарики разных цветов, мячи, круги
Средний дошкольный возраста
Задачи освоения:
— Совершенствовать навыки выдоха в воду;
— Совершенствовать навыки задержки дыхания под водой;
— Освоить навыки открывания глаз под водой;
— Совершенствовать навыки лежания на воде на груди и на спине;
— Овладеть скольжением на груди и на спине с доской;
Воспитательные и развивающие такие же, как и в младшем дошкольном возрасте
Применяемые средства
1. Упражнения и игры на выдохи в воду (сделать вдох опустить лицо в воду,-выдох, то же, погрузившись в воду с головой, делаем выдохи в воду сериями по 5 раз, гудок, качели, у кого больше пузырей, плыви игрушка)
2. Упражнения и игры на задержку дыхания под водой (сделать вдох, задержать дыхание и опуститься под воду с головой держась за бортик бассейна, хоровод, спрячемся под воду, нырни в обруч, поезд в тоннель, «сядь на дно)
3. Упражнения и игры на открывание глаз в воде (опустить лицо в воду и открыть глаза, погрузиться в воду с головой и открыть глаза, морской бой, водолазы, нырни в обруч, достань клад)
4. Упражнения и игры на лежание на воде (взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду, лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды, держась рукой за низкий бортик, лечь на спину (другая рука вдоль тела, затем медленно отпустить руку от бортика, лечь на спину с доской, лечь на грудь с доской, звездочка, поплавок с помощью педагога)
5. Упражнения и игры на скольжения (кто дальше про скользить, скольжение на груди с доской: придерживаясь за бортик одной рукой наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки с доской вперед, сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от бортика бассейна, принять горизонтальное положение, руку положить на доску. Скользить с вытянутыми руками и ногами по поверхности воды. Скольжение с различным положением рук (одна рука на доске, другая у бедра).
Скольжение на спине с доской: Придерживаясь за бортик одной рукой – другой держим доску у подбородка. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину.
Методы и методические особенности освоения
1. Словесный метод (рассказ, применение образных сравнений в названиях и объяснениях упражнений, например, «Надули щеки как лягушата», «Нос утонул», «Крокодилы», четко проговаривать, используем свисток, команды, счет);
2. Наглядный метод (по показу педагога, по показу ребенка);
3. Практический (выполнение упражнений)
— игровой метод (подвижные игры)
Создание развивающей предметно–пространственной среды
Игрушки, доски, шарики разных цветов, мячи, круги, тонущие игрушки, обручи;
Старший дошкольный возраст
Задачи освоения:
— Совершенствовать навыки выдоха в воду;
— Совершенствовать навыки задержки дыхания под водой;
— Совершенствовать навыки открывания глаз под водой;
— Совершенствовать навыки лежания на воде на груди и на спине;
— Овладеть скольжением на груди и на спине;
Воспитательные и развивающие такие же, как и в младшем и среднем дошкольном возрасте
Применяемые средства
1. Упражнения и игры на выдохи в воду (делать выдохи в воду, держась за бортик бассейна сериями по 10 раз, передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, делать вдохи-выдохи; для вдоха поднимать голову вперед, насос, ваньки-встаньки, поезд, кто-победит, резвый мячик, гудок, качели)
2. Упражнения и игры на задержку дыхания и открывания глаз под водой (сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду, то же держась за бортик бассейна, погрузившись в воду с головой, открыть глаза и сосчитать количество облицовочных плиток до дна бассейна, упражнение в парах: стоя лицом друг к другу, сделать вдох, погрузиться в воду и поднырнуть между широко расставленными ногами партнера, достань клад, нырни в обруч, поезд в тоннель, сядь на дно, хоровод, спрячься)
3. Упражнения и игры на лежание на груди и на спине (Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди, лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды и оттолкнуться кистями от бортика, звездочка в положении на груди: несколько раз свести и развести ноги, звездочка в положении на спине: опуститься по шею в воду; затем, опустив затылок в воду
(смотреть строго вверх; уши должны быть в воде, оттолкнуться от дна; руки и ноги в стороны, в том же ИП несколько раз свести и развести руки и ноги в стороны, поплавок, Авария, слушай сигнал, пятнашки с поплавками)
4. Упражнения и игры на скольжение на груди и на спине (Скольжение на груди. Придерживаясь за бортик одной рукой наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от бортика бассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми руками и ногами по поверхности воды.
Скольжение на груди с различным положением рук: руки вытянуты вперед (с доской и без доски, у бедер, одна впереди, другая у бедра.
Скольжение на спине. Придерживаясь за бортик одной рукой – другая вдоль туловища. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. Не садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища, ладони обращены вниз).
Скольжение на спине с различным положением рук: руки вытянуты вперед (с доской, без доски, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра. Кто дольше проскользить, стрела, эстафеты с элементом скольжения).
Методы и методические особенности освоения
1. Словесный метод (рассказ, применение образных сравнений в названиях и объяснениях упражнений, например, «Надули щеки как лягушата», «Нос утонул», «Крокодилы», четко проговаривать, используем свисток, команды, счет);
2. Наглядный метод (по показу педагога, по показу ребенка);
3. Практический (выполнение упражнений)
— игровой метод (подвижные игры)
— соревновательный метод (эстафеты)
Создание развивающей предметно–пространственной среды
Игрушки, доски, шарики разных цветов, мячи, круги, тонущие игрушки, обручи;
Физкультурный досуг «Зайчонок в гостях у ребят» в разновозрастной группе (младший и средний возраст) Цель: Укрепление и сохранение здоровья детей. Способствовать формированию основ здорового образа жизни. Задачи: 1. Закреплять основные.
Фото о проведении тематического занятия ко Дню Победы в спецгруппе средний-младший возраст 6 мая мы провели тематическое занятие, посвящённое празднованию дня Победы. Мальчиков среднего возраста мы одели в плащ- палатки и пилотки.
Конспект занятия по аппликации с элементами рисования в спецгруппе (младший-средний дошкольный возраст) Аппликация с элементами рисования. «Весело качусь я под гору в сугроб» Задачи: учить передавать сюжет доступными графическими средствами.
Речевая гимнастика (младший дошкольный возраст) РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА младший возраст Содержание: 1. Упражнение на дыхание 2. Упражнение на слуховое внимание 3. Речевая сила голоса.
Режим дня (младший дошкольный возраст) Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 118 г. Сочи 354200, г. Сочи, ул. Партизанская,.
Сценарий спектакля по сказке В. Сутеева «Раз, два — дружно!» (средний дошкольный возраст) Видео Отдел образования администрации Калининского района Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский.
Семейная игровая программа «Нам вместе весело» (младший и средний возраст) В. : Всем добрый день! Мы рады приветствовать вас на игровой программе «Нам вместе весело». Спасибо старым друзьям за новую встречу, а новым.
Тематическое занятие «Части тела и лица; предметы гигиены» (младший, средний возраст) МБДОУ детский сад «Чебурашка» п. Плесецк, Архангельская область. Музыкальный руководитель Фуртикова Л. В. Тематическое занятие «Части тела.
Методика обучения скольжению на воде детей раннего возраста. Игры в бассейне
Екатерина Каткова
Методика обучения скольжению на воде детей раннего возраста. Игры в бассейне
1. Скольжение на груди. Стоя по грудь в воде, наклониться так, чтобы подбородок коснулся воды. Вытянуть руки вперед, соединив большие пальцы. Сделать вдох, плавно лечь на воду лицом вниз и, оттолкнувшись ногами от дна или бортика бассейна, принять горизонтальное положение. Скользить с вытянутыми ногами и руками по поверхности воды.
2. Скольжение на спине. Встать спиной к берегу, руки вдоль туловища. Сделать вдох, задержать дыхание, присесть и, слегка оттолкнувшись ногами, лечь на спину. Поднять выше живот и прижать подбородок к груди. He садиться (следует помнить, что устойчивому положению на спине помогают легкие гребковые движения кистями около туловища; ладони обращены вниз).
3. Скольжениена груди с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, у бедер, одна впереди, другая у бедра.
4. Скольжениена спине с различными положениями рук: руки вытянуты вперед, вдоль тела, одна рука впереди, другая у бедра.
5. Скольжение на груди с последующими поворотами на спину и грудь
Верхом — к водичке. Ребенок садится на область живота учителя, обнимает его руками за шею. Учитель поддерживает ребенка за таз, смотрит ему в глаза и,говоря: «Побежим в гости к водичке. Хорошо, интересно. Водичка ласковая, добрая», вбегает в воду. Когда вода доходит учителю до поясницы, он останавливается и 10—12 раз окунается в воду так, чтобы она достигла шеи ребенка. Потом возвращается к берегу, и на мелком месте (вода до поясницы ребенка) ставит малыша на дно и, придерживая его за руку, по команде «Кто скорее!» выбегает с ним на берег. Упражнение повторяется 3—4 раза. В конце урока это упражнение выполняется еще раз, но ребенок садится на спину учителя. В таком положении учитель может поплавать на груди вдоль берега, а затем уже поставить ребенка на дно и выбежать с ним на берег. Так ребенок научится самостоятельно выходить из воды.
В погоню за мячом. Учитель забрасывает в воду ярко окрашенный мячик с таким расчетом, чтобы он упал там, где вода ребенку до пояса. По команде «В погоню за мячом!» учитель берет ребенка за руку и вместе с ним бежит к мячу. Повторив упражнение несколько раз, учитель предлагает ребенку самостоятельно подбежать к мячу. Затем сам заходит в воду с мячом в руках, повертывается лицом к берегу,протягивает мяч вперед и зовет к себе ребенка: «Иди ко мне. Скорее. Возьми мячик. Наш Сережа смелый, уже подружился с водой, не боится ее. Вперед!»
Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста удмуртскому языку Гольянский детский сад структурное подразделение МБОУ №»Гольянская СОШ» Дидактические игры из фетра для обучения детей дошкольного возраста.
«Эбру для малышей. Круги на воде». Творческо-исследовательский проект для детей раннего возраста. Название проекта : Эбру для малышей. Круги на воде. Автор: Карпенко Елена Владимировна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 54 «Радуга» г.
Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.
Водные скольжения
Эта группа упражнений направлена на совершенствование безопорного горизонтального положения и изучение исходного положения пловца: тело продвигается в вытянутом, напряжённом положении, руки и ноги выпрямлены и соединены, носки оттянуты, голова находится между руками, лицо опущено в воду, глаза открыты (рис. 1) — скольжение на груди. Правильное исходное положение определяет и правильность последующих движений, поэтому изучению упражнений для освоения скольжений следует придавать особо важное значение. Правильное выполнение скольжения определяют следующие факторы: исходное положение перед отталкиванием, сила и направление толчка, положение тела во время скольжения.
Многие упражнения, выполняемые ранее, также были направлены на освоение скольжений, в частности отталкивания обеими ногами одновременно (укрепление мышц ног), падения в воду («Столбики»), «Поплавок» и другие. Теперь предстоит изучать новые упражнения, которые представлены ниже.
При изучении скольжений, из какого бы исходного положения они ни выполнялись, вначале не нужно очень сильно отталкиваться, важно сделать это строго по направлению движения. По мере освоения скольжений на груди и на спине толчок следует выполнять сильно, ибо от этого зависит и длительность скольжения.
2. И. п — стоя, руки вверху, присесть, наклониться назад; когда тело потеряет опору и начнёт падать, оттолкнуться обеими ногами одновременно назад; лечь на спину и скользить (рис. 3) (И.О.); то же, но стоя лицом к стенке и поставив на неё одну ногу (рис. 4).
3. Выполнить показанное на рисунке 8 (страница «Лежания на воде») упражнение, руки прижать к туловищу, затылок опустить на воду, оттолкнуться обеими ногами и в таком положении скользить на спине (рис. 5).
4. Выполнить упражнение (рисунок 9, страница «Лежания на воде») — вдох, опустить лицо в воду, руки быстро выпрямить (голова между руками), дыхание задержано — оттолкнуться и скользить на груди (рис. 6); то же, что упражнение 3, но руки отвести за голову, слегка опустить туловище в воду (притопиться), оттолкнуться и скользить на спине (рис. 7); по мере освоения скольжения перед толчком следует слегка погрузиться в воду, сильно оттолкнуться и скользить на груди, положение рук определяется в соответствии с заданием. В предыдущих упражнениях данной серии важно выполнять толчок после того, как туловище примет горизонтальное положение (рис. 8, а), а руки будут вытянуты и соединены, что обеспечивает обтекаемое положение тела.
5. Скольжение на груди, руки впереди. Выполнить гребок левой (правой), руку прижать к туловищу и продолжать скольжение; то же, но гребок обеими руками одновременно.
6. Скольжение на спине, руки за головой. Поворот на левый (правый) бок, на грудь, поворот на 360°; указанные положения фиксировать (И.О.) — «Винт», «Вьюн»; скольжение на груди, положение рук согласно заданию, носки «плавником», «клюшкой», «кочергой», «растопыркой».
Уже подчёркивалось, что если по собственной инициативе или по другим причинам некоторые дети, принимая горизонтальное положение, будут пытаться работать ногами, то эти попытки следует поощрять, не придавая решающего значения технике. Ведь изучение приведённых выше упражнений не являлось основной задачей предыдущих уроков — они были лишь сопутствующими при изучении других упражнений, решении иных задач. Более того, в любом детском саду или абонементной группе бассейна могут оказаться дети, которые, овладев скольжением и ещё не приступив к изучению движений руками и ногами, начнут проявлять склонность к освоению того или иного способа плавания, т. е. предпринимать попытки плыть в полной координации с задержкой дыхания. Таких детей следует поощрять, ибо они станут примером для подражания. Для менее способных ребят овладение одним из способов плавания будет более продолжительным, но в конечном итоге плавать должны научиться все.
Теперь все дети без исключения переходят к изучению движений ногами и руками, поскольку ими освоено базовое исходное (горизонтальное) положение; это становится основной задачей последующих уроков. Если при выполнении движений ногами будут возникать значительные технические погрешности, то их необходимо устранять (о том, как это сделать, будет сказано ниже). Сначала целесообразно изучать также базовые движения руками, составляющие основу техники всех спортивных способов плавания. Все эти движения будут выполнять обеими руками одновременно.
Дело в том, что исследованиями профессора В. С. Фарфеля и его учеников установлено: врождённые движения руками у человека — это одновременные хватательные, попеременные же приобретаются в процессе роста и развития организма. Маленькому ребёнку намного легче выполнять движения обеими руками одновременно. Их целесообразность обоснована следующими причинами. Во-первых, в этом случае возникает значительно большая подъёмная сила, туловище и голова располагаются значительно выше, чем при выполнении попеременных движений (при низком положении головы ребёнок побаивается плыть без посторонней помощи и поддержки). Во-вторых, структура одновременных движений руками намного ближе к технике спортивных способов плавания, ибо площадь опоры о поверхность воды в этом случае увеличивается, вероятность возникновения технических ошибок уменьшается. Это один из резервов обучения будущих пловцов индивидуальной прогрессивной технике.
Организация и методика обучения плаванию детей второй младшей группы
Оздоровительное значение плавания
и условия проведения занятий в бассейне
Комплексное оздоровительное воздействие занятий в бассейне на организм ослабленных детей подтверждается многочисленными научными исследованиями и проявляется в следующих аспектах:
Вместе с тем, плавание полезно не только для оздоровления и гармоничного физического развития детей дошкольного возраста. Умение плавать является жизненно необходимым навыком, позволяющим ребёнку применять его, в том числе и в экстремальных жизненных ситуациях. Нельзя недооценивать роль положительных эмоций в процессе занятий плаванием, что очень важно сохранения и укрепления здоровья ослабленных и часто и длительно болеющих воспитанников.
Условия организациизанятий в бассейне соответствуют положениям Санитарных норме и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» (2013). Бассейн оборудован приборами, позволяющими контролировать и поддерживать соответствующее санитарно-гигиеническое состояние: термометры для измерения температуры воздуха и воды, психрометр для определения влажности воздуха. В бассейне имеется специальный инвентарь, игрушки для обучения плаванию по количеству детей, одновременно занимающихся в бассейне, оборудование для обеспечения-безопасности и страховки детей в процессе занятий. Яркие, красочные игрушки доставляют радость воспитанникам, привлекают их к занятиям и играм в воде.
К числу внешних факторов, оказывающих существенное влияние на результативность образовательного процесса в целом и на продолжительность занятий в бассейне в частности, относится температура воды. В начале учебного года температура воды в бассейне может достигать 32—33°С, в течение учебного года, по мере совершенствования аппарата терморегуляции воспитанников, температура понижается до 28—30°С. Комфортная температура воздуха колеблется в пределах 25—28°С.
Продолжительность занятий в бассейне для каждой возрастной группы регламентирована типовым учебным планом. Однако в работе с детьми дошкольного возраста самый надёжный показатель допустимой продолжительности занятий — поведение воспитанников, которые могут почувствовать себя дискомфортно по причине переохлаждения задолго до окончания занятия. К признакам замерзания относятся — посинение губ, лёгкий озноб, отсутствие концентрации внимания. Если дети начинают мёрзнуть, то педагогу следует немедленно прекратить занятие. Вместе с тем, некоторые воспитанники начинают замерзать раньше остальных. В этом случае время занятия с ними также сокращается в индивидуальном порядке.
Для занятий в бассейне воспитанников одной группы (старшей, средней, второй младшей) делят на подгруппы, посещающие бассейн в установленное режимом время.
Этапы обучения детей дошкольного возраста плаванию
Обучение плаванию детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) в соответствии с положениями теории и методики физического воспитания можно условно разделить на три этапа:
Следует отметить, что продолжительность каждого из этапов начального обучения детей дошкольного возраста плаванию, их возрастная периодизация, рекомендуемая глубина воды имеют условный характер. Индивидуальные возможности и способности детей, условия проведения занятий в бассейне, уровень профессионального мастерства специалиста могут внести коррективы, увеличив или наоборот, сократив продолжительность каждого этапа. Но в целом рассмотренные этапы обучения плаванию дают возможность педагогам чётко представить основные направления работы с воспитанниками разных возрастных групп.
Методика обучения детей второй младшей группы физическим упражнениям и играм на воде
Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей 3—4 лет и направлен на комплексное решение задач:
Решению указанных задач способствует методика подготовки к плаванию детей 3—4 лет, объединяющая:
Методика начального обучения плаванию воспитанников второй младшей группы охватывает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные виды физических упражнений:
Рассмотрим подробнее их содержание, методические приёмы обучения в системе организованных занятий в бассейне.
Подготовительные упражнения на суше необходимы в качестве заминки для активизации обменных процессов у детей, повышения функциональной готовности систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной) к предстоящей физической нагрузке, а также для обеспечения правильного воспроизведения двигательных действий в водной среде.
В работе с детьми 3—4 лет используются следующие подготовительные упражнения на суше общеразвивающего и специального воздействия: ходьба, бег, подпрыгивания на месте и в движении, поднимание рук вверх в и.п. стоя, стоя на коленях, сидя; повороты, наклоны туловища; приседания в сочетании с дыхательными упражнениями, с изменением положений прямых и согнутых рук (вперед, назад, в стороны, на поясе, за головой, к плечам), с хлопками, одновременными и поочерёдными взмахами рук вперёд-назад, вверх-вниз, вправо-влево; одновременные и поочерёдные круговые движения руками вперёд и назад; имитация движений ног, как при плавании способом «кроль» в исходном положении сидя на полу, гимнастической скамейке и др.
Подготовительные упражнения проводятся в зале «сухого» плавания в форме комплекса, включающего 5—6 упражнений с оптимальным количеством повторений для воспитанников второй младшей группы 3—5 раз.
В случае отсутствия зала «сухого» плавания подготовительные упражнения проводятся у бортика бассейна стоя на полу или сидя на скамейке, на бортике. При этом необходимо обеспечить безопасность их выполнения, а количество упражнений в комплексе и их содержание можно варьировать на усмотрение педагога.
Специальные упражнения на воде направлены на формирование у воспитанников 3—4 лет базовых двигательных умений в передвижении, дыхании, погружении, лежании, скольжении в воде.
Передвижение в воде. В течение первых месяцев занятий педагог помогает детям спускаться в воду по лестнице, особенно тем, кто этого боится. Примерно со второй половины года дети спускаются самостоятельно под присмотром педагога. Ходьба, бег, прыжки в воде, различные движения руками проводятся на глубине чуть выше колена ребёнка. Постепенно глубина увеличивается до уровня бёдер, пояса, а в конце учебного года — до груди.
В первые месяцы обучения не следует резко увеличивать глубину воды, а также злоупотреблять использованием поддерживающих средств (нарукавники, круги, жилеты). Во-первых, данные средства не гарантируют безопасность неподготовленных к «большой воде» воспитанников. Во-вторых, при их систематическом применении у детей создаётся неправильное представление о поведении тела в воде, её отталкивающей силе. Оказавшись в воде без поддерживающих средств, дети испытывают чувство боязни и неуверенности пребывания в водной среде, что существенно затрудняет процесс обучения.
В первые месяцы занятий в бассейне дети ходят вдоль бортика, приседают, держась за поручень (игровые упражнения «Пружинка», «Зашагали ножки» и др.). Педагог при необходимости поддерживает воспитанников, постоянно напоминает о правилах поведения в воде. Дети выполняют движения в разных направлениях, чередуя виды ходьбы, бега и прыжков по сигналу. При этом движения рук произвольные, позволяющие сохранить равновесие. Дети с интересом выполняют следующие игровые упражнения: «Журавли» — ходьба с высоким подниманием бедра, «Утята» — ходьба в приседе, «Лягушата» — выпрыгивания из приседа с приземлением на согнутые ноги и с опорой на руки, «Лошадки» — бег с высоким подниманием бедра.
Для более успешного освоения заданий можно использовать разнообразные плавательные игрушки. Например, в игровом упражнении «Шарик плывёт по волнам» воспитанники продвигают по воде шарик, выполняя движение рук под водой вперёд и разводя их в стороны. Педагог находится в воде и оказывает страховку, особенно тем детям, которые испытывают страх в водной среде. Все упражнения воспитанники выполняют по показу и словесному объяснению взрослого. Разные виды передвижений являются частью разминки в воде, которую можно проводить как по периметру чаши бассейна, так и вдоль или поперёк, распределив детей по обозначенным дорожкам или по предметным ориентирам.
Дыхание. В начале учебного года детей знакомят с простейшими упражнениями, подводящими к освоению выдоха в воду. Играя, дети дуют на плавающие по воде игрушки или предметы, стараясь отогнать их подальше (игровые упражнения «Кораблик», «Уточка» и т.п.). Присев так, чтобы губы находились на уровне поверхности воды, воспитанники дуют на воду до образования ямочки, как на горячий чай (игровые упражнения «Ямочка», «Остуди чай» и др.). При последовательном выполнении данных упражнений необходимо обращать внимание на силу и длительность выдоха. Далее воспитанникам предлагают опустить губы в воду и вспенить её при выдохе (игровое упражнение «Пена»). Затем, погружаясь в воду до уровня глаз, сделать выдох (игровое упражнение «Большие пузыри»). Как и в предыдущих упражнениях, следует обращать внимание на сильный и длительный выдох, на плотно прикрытые губы при погружении в воду. Педагогу необходимо следить, чтобы ребёнок не глотал воду. Только после такой предварительной подготовки можно приступать к выдоху с погружениями в воду всего лица, а потом головы. Продолжительность и сила выдоха контролируется по возникающим на поверхности воды пузырькам.
Погружение. При обучении воспитанников погружению по шею, соблюдается определённая последовательность. Сначала детям предлагают помыть руки, плечи, ополоснуть грудь, шею, вымыть лицо, полить воду себе на спину, затем медленно присесть, погрузиться в воду по шею (игровые упражнения «Дождик» и «Ручеёк», в процессе которых дети льют на себя воду из детской леечки, бутылочки и др.). Следует приучать их к свободному стеканию воды с лица без прикосновения рук, не стряхивать воду резкими движениями головы, не закрываться руками.
Для того, чтобы подготовить детей к погружению в воду с головой эффективны упражнения в зачерпывании ладонями воды и последующим умыванием лица, смыванием с лица «мыльной пены» (игровое упражнение «Водичка, водичка, умой моё личико»). После их освоения дети погружаются до уровня подбородка.
Последующие упражнения связаны с непосредственным погружением головы в воду. В воду опускается часть головы — сначала до уровня носа, затем до уровня глаз, после чего в воду погружается всё лицо. При этом детям нужно наклониться над поверхностью воды, коснуться её носом, опустить лицо в воду (игровое упражнение «Помоем носик»). Ни в коем случае нельзя заставлять воспитанников опускать лицо и голову в воду. Данное упражнение осваивается в игровой обстановке без принуждения со стороны педагога.
В дальнейшем, чтобы дети полностью погружали голову в воду, им даётся задание поднырнуть под плавающую игрушку, круг или другой предмет (игровое упражнение «Пройди под мостиком» и т.п.), достать игрушку со дна бассейна (на более глубоком уровне воды). Короткие погружения дети совершают на задержке дыхания. Чем разнообразнее условия погружения в играх и упражнениях, тем быстрее формируются специальные умения и навыки. Когда большинство детей научатся погружаться в воду с головой, их знакомят с лежанием на груди.
Лежание. Особое место на этапе подготовки детей второй младшей группы к разучиванию элементов техники плавания занимают упражнения, подводящие к умению принимать горизонтальное положение тела в воде. К ним относятся различные передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Детям предлагают передвигаться по дну на руках, перемещаясь вперёд (игровое упражнение «Крокодилы»), назад (игровое упражнение «Раки»), боком влево и вправо (игровое упражнение «Крабы»).
Позже эти упражнения сочетаются с опусканием лица в воду, выдохом в воду, попеременно-ударными движениями ног. Далее дети с помощью педагога и самостоятельно учатся постепенно приподнимать руки ото дна и лежать на груди (игровое упражнение «Медуза»). Это упражнение выполняется на задержке дыхания, опустив голову в воду. С помощью педагога и поддерживающих средств отдельные воспитанники пытаются лежать и на спине.
При желании ребёнок может отпускать поддерживающее средство и разводить руки в стороны (игровое упражнение «Отдыхаем»). Педагогу необходимо напоминать детям про удержание живота на поверхности воды, поддерживать их, помогая ощутить правильное положение тела. Выполнение этих упражнений самостоятельно даётся детям 3—4 лет с большим трудом, поэтому педагогу следует терпеливо относиться к освоению детьми сложных заданий.
Скольжение. Упражнения в скольжении можно начинать разучивать на глубине 40—50 см со второй половины учебного года. Скольжение на груди не является главной задачей обучения детей младшего дошкольного возраста, но педагогу желательно дать им ощутить продвижение в воде вперёд. Для этого применяют разные приёмы буксировки. Например, можно использовать нестандартное физкультурное оборудование «палку-буксировку» для формирования навыка скольжения на груди (игровые упражнения «На буксире» и «Покажи пяточки»). Педагог тянет одного или несколько воспитанников, которые держатся двумя руками за палку. Желательно добиваться, чтобы дети старались опустить голову в воду, выпрямили руки и ноги.
При разучивании скольжения лёжа на груди с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под живот, помогает приподнимать ноги ото дна и держать их вместе (игровое упражнение «Стрела»). В этом упражнении желательно опускать голову в воду, хотя не все дети данного возраста это выполняют. Вместе с тем, педагогу следует сразу напоминать детям о правильном исходном положении при выполнении упражнения (наклон туловища вперёд), не разрешать прыгать на живот, т.к. это не способствует достаточному продвижению вперёд. Важно научить ребёнка плавно опуститься на воду с одновременным толчком обеих ног и скользить вперёд.
Детям младшего дошкольного возраста доступны плавательные движения ног способом «кроль» (игровое упражнение «Моторчик»). Упражнения целесообразно начинать разучивать в воде на мелком месте, опираясь на руки сзади, либо лёжа на груди, опираясь на руки спереди. Особенно надо обращать внимание на выпрямление ног в движении.
При разучивании скольжения на спине с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под спину, напоминает про удержание живота на поверхности воды и про прямые ноги в движении (игровое упражнение «Торпеда»). Многократное повторение облегчает формирование правильных движений ног.
Таким образом, раскрытая выше методика обучения физическим упражнениям и играм на воде детей второй младшей группы охватывает первый этап подготовки к разучиванию элементов техники плавания и частично второй этап начального разучивания элементов техники плавания. При условии систематического посещения занятий в бассейне и при грамотном педагогическом руководстве к концу учебного года воспитанники умеют: