обучение осужденных как средство исправления осужденных
Общее и профессиональное образование, профессиональное обучение как средства исправления осужденных к лишению свободы (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 |
Таким образом, образование как средство исправления осужденных к лишению свободы представляет собой специально организованный в интересах человека, гражданина, общества и государства, осуществляемый в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нормативно урегулированный, управляемый и контролируемый активный процесс обучения и воспитания, направленный на нейтрализацию отрицательных черт характера, искоренение негативных потребностей (исправление), а равно последующую социальную адаптацию, сопровождающийся констатацией достижения лицом, получающим образование, установленных законодательством образовательных уровней (образовательных цензов).
Профессиональное обучение отлично от образования в силу того, что не сопровождается изменением уровня образования обучающегося и имеет своей целью приобретение осужденными различного возраста профессиональной компетенции.
Несмотря на деление образовательных и обучающих средств исправления, положения УИК РФ сближают образование и профессиональное обучение, делая основной упор на преследуемую ими цель – формирование личности обучающегося (воспитание нравственных убеждений, овладение навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Обозначив отличительные черты образования осужденных и его понятие, нельзя не остановиться на следующем теоретическом вопросе, имеющем высокую практическую значимость: образование осужденных к лишению свободы – их право и обязанность.
О важности права и обязанности на образование достаточно убедительно свидетельствует лишь тот факт, что 69,4 % опрошенных нами сотрудников ИУ и около 40 % осужденных считают, что образование способно оказывать и оказывает на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, реальное исправительное воздействие.
Подобной оценке в первую очередь способствует обширный и в определенной степени отлаженный механизм их правового регулирования и реализации.
Право на образование осужденных к лишению свободы и исполнение ими соответствующей обязанности базируются на комплексе законодательных и методических документов, первые из которых имеют основополагающее значение и самую разнообразную направленность: раскрывают понятийный аппарат (что представляет собой образование, его система, образовательные программы и т. д.) и общие положения (кто осуществляет образовательную деятельность, какие требования к ней предъявляются и др.); устанавливают процедуру получения конкретных видов образования в различных образовательных учреждениях и в отношении разнообразных категорий обучаемых; регламентируют порядок управления системой образования и ее учреждениями; устанавливают гарантии осуществления образовательного процесса; закрепляют государственные стандарты в области образования; регламентируют порядок выдачи документов, подтверждающих завершение обучения по конкретной образовательной программе, и т. п., вторые – обеспечивают процедуру реализации права и обязанности.
В основе правового регулирования общего и профессионального образования, профессионального обучения осужденных лежат положения Конституции Российской Федерации о праве и обязанности каждого на образование (ст. 43), а также о праве свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).
Помимо Конституции РФ, право лиц, лишенных свободы, на образование и исполнение ими соответствующей обязанности, реализуется в соответствии с федеральными и иными законами Российской Федерации, среди которых немаловажное место занимает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; нормативными актами органов исполнительной власти; подзаконными нормативными правовыми актами Министерства юстиции и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Вместе с тем указанные нормативные акты не могут охватить в полном объеме все вопросы связанные с образованием осужденных. Значительную часть этих моментов решают Закон РФ от 01.01.01 г. № 000-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Положение об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 61/70, Положение об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.
Существует несколько точек зрения, раскрывающих право на образование.
Мы считаем, что право на образование заключается в гарантированной государством и обеспеченной нормами права возможности лица получать положительный опыт, нравственные качества, знания, умения и навыки, способствующие его развитию и нормальной жизнедеятельности в условиях конкретного общества, а применительно к осужденному к лишению свободы еще и направленным на его исправление и последующую социальную адаптацию.
В настоящее время в деятельности ИУ существуют определенные проблемы, связанные с реализацией права осужденных на образование. В определенной степени они обусловлены низким материально-техническим обеспечением. Имеются они и в механизме правового регулирования, что подтверждается материалами проведенного исследования. Так, 14,6 % осужденных, выступивших в качестве респондентов, сообщили, что их право на образование и обязанность являются недостаточно урегулированными, а 33,38 % – что указанное право и обязанность нуждаются в совершенствовании. В поддержку этой позиции свидетельствует и то, что 49,1 % опрошенных нами сотрудников считают, что законодательство РФ в области получения осужденными образования имеет определенные недостатки. Наиболее критичную позицию в этом отношении заняли: преподавательский состав (63,6 %), руководители отделов, служб и исправительных учреждений (58,6 %), сотрудники воспитательных аппаратов (58,5%). При этом 22,1 % сотрудников предлагают реальные меры по улучшению некоторых направлений в этой области (прил. 4, табл. 5).
В качестве наиболее общих проблем в области правового регулирования образования осужденных можно выделить следующие:
1. Недостаточная гарантированность общедоступности образования. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 108 УИК РФ администрация исправительного учреждения, с учетом имеющихся возможностей, обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего образования. Возникает вопрос, как поступать в случае невозможности создания администрацией соответствующих условий, если высшее образование является востребованным.
Подобным образом ситуация обстоит и с подготовкой кадров высшей квалификации, о которой в уголовно-исполнительном законодательстве даже не упоминается, а также повышением квалификации и профессиональной переподготовкой.
3. Ограничены в доступе к общему образованию осужденные в возрасте до 30 лет, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также лица, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов, осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственных изоляторах с их письменного согласия, осужденные к лишению свободы, оставленные либо переведенные в следственный изолятор из исправительных учреждений для участия в следственных действиях, судебных разбирательствах в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого (ч. 1 ст. 112 УИК РФ), а также осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, изъявившие на это желание (ч. 2 ст. 112 УИК РФ), в связи с тем что администрацией исправительного учреждения не всегда создаются для этого необходимые условия.
5. Имеются определенные трудности в реализации права на образование осужденными иностранными гражданами и лицами без гражданства. В уголовно-исполнительном законодательстве не нашло конкретизации правовое регулирование получения общего и профессионального образования, профессионального обучения указанными категориями лиц. В связи с этим на практике нередко ущемление таких осужденных в праве на получение образования. Кроме недостатков в правовом регулировании, в данном контексте существуют организационные и языковые трудности. Так, при проведении исследования в ИК для осужденных – иностранных граждан (Р. Мордовия) было установлено, что 78,3 % лиц, в ней содержащихся, желают получить образование, отбывая срок наказания, в том числе для 27,7 % востребовано общее образование. В то же время указанное исправительное учреждение в состоянии реализовать только их право на профессиональное и в отдельных случаях дистанционно, высшее образование, тем самым лишая значительную часть осужденных возможности удовлетворить свое право и законный интерес. Что касается языковых трудностей, то 60 % опрошенных испытывают в этом явную проблему и обучение этой категории возможно лишь после соответствующего обучения языку либо с переводчиком.
7. Значительную трудность вызывает реализация права осужденных на выбор профессии (ч. 1ст. 37 Конституции РФ), что в определенной степени связано с временным их пребыванием в местах изоляции и определенным перечнем профессий, которые они могут освоить в исправительных учреждениях, а также осуществление «права каждого на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном, муниципальном образовательном учреждении и на предприятиях» (ч. 3 ст. 43 Конституции РФ).
8. В связи с недостаточным количеством в исправительных колониях и следственных изоляторах собственных производств не может быть обеспечено обязательное профессиональное обучение осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности) (ч. 1 ст. 108 УИК РФ), реализовано право осужденных, являющихся инвалидами первой или второй групп, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет получить соответствующую профессиональное обучение по их желанию (ч. 2 ст. 108 УИК РФ).
9. Нуждается в совершенствовании правового регулирования и организации дистанционный способ получения образования. Учитывая, что последний достаточно легко адаптировать к местам лишения свободы, считаем его недостаточную правовую регламентацию серьезным упущением.
10. Серьезную озабоченность вызывает и тот факт, что УИС, фактически отказавшись от системы коллективного содержания осужденных, перейдет к новым видам исправительных учреждений, что, в свою очередь, повлечет за собой передислокацию и перепрофилирование имеющихся и создание новых учреждений профессионального образования, внедрение современных форм и методов организации образовательной деятельности в условиях покамерного содержания, разработку эффективных принципов вовлечения осужденных к лишению свободы в образовательный процесс.
Помимо права, образование, в том числе для осужденных, выступает в качестве обязанности, которая представляет собой предписанное правовыми нормами объективно необходимое, должное поведение осужденного по поводу получения образования в интересах человека, общества, государства, обеспечиваемое средствами убеждения и принуждения.
В качестве стимулирующего фактора, обеспечивающего должное поведение можно выделить положение о том, что получение осужденными общего образования, отношение осужденных к получению среднего профессионального образования и профессиональному обучению поощряются и учитываются при определении степени их исправления (ч. 3 ст. 108, ч. 4 ст. 112 УИК РФ). В то же время следует отметить, что законодатель не предусмотрел достаточного механизма реализации данного положения, позволяя администрации ИУ решать его исходя из личного убеждения.
Средства принуждения представлены тем, что «общее образование» (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ), получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования (ч. 1 ст. 112 УИК РФ), не имеющими профессии – среднего профессионального образования или профессионального обучения (ч. 1 ст. 108 УИК РФ) и добросовестное отношение к учебе (п. 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений) [42] являются обязанностью, за невыполнение которой (ч. 1 ст. 82, ч. 1 ст. 115 УИК РФ) могут быть применены предусмотренные законом меры взыскания. Следует отметить, что применение мер взыскания в данном случае относится к субъективному праву администрации исправительного учреждения, которое, исходя из анализа материалов проведенного нами исследования, применяется редко (10,77 %), тем самым снижая роль и реализацию обязательности соответствующего обучения и воспитания. Кроме того, в нарушение конституционного положения об «обязательности общего образования» для осужденных старше 30 лет и осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, указанное должное поведение интерпретируется как желаемое (ч. 2 ст. 112 УИК РФ). Исключена такая обязательность и для осужденных к пожизненному лишению свободы (ч. 6 ст. 112 УИК РФ), которым предоставлено лишь право на самообразование (следует учитывать, что в данном случае речь идет об общеобразовательном обучении не как о средстве исправления, а как о конституционном праве и обязанности). Наконец, вызывает недоумение, почему отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин признается злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ), а аналогичное поведение по отношению к получению образования не является таковым. Получается, что закрепленные в ч. 2 ст. 9 УИК РФ основные средства исправления: общественно полезный труд и получение общего образования не являются равнозначными. В то же время, по данным нашего исследования, осужденные относятся к указанным средствам исправления как к равным. 23,67 % осужденных полагают, что получение общего образования способно оказать на них реальное исправительное воздействие; в подобном воздействии на них труда уверены 22,01 % респондентов.
Подводя итог изложенному, можно сделать следующие выводы.
1. Образование как средство исправления осужденных к лишению свободы – специально организованный в интересах человека, гражданина, общества и государства, осуществляемый в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нормативно урегулированный, управляемый и контролируемый активный процесс обучения и воспитания, направленный на нейтрализацию отрицательных черт характера, искоренение негативных потребностей (исправление), а равно последующую социальную адаптацию, сопровождающийся констатацией достижения лицом, получающим образование, установленных законодательством образовательных уровней (образовательных цензов).
Профессиональное обучение отлично от образования в силу того, что не сопровождается изменением уровня образования обучающегося и имеет своей целью приобретение осужденными различного возраста профессиональной компетенции.
Несмотря на деление образовательных и обучающих средств исправления, положения УИК РФ сближают образование и профессиональное обучение, делая основной упор на преследуемую ими цель – формирование личности обучающегося (воспитание нравственных убеждений, овладение навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
2. Право осужденного к лишению свободы на образование – это гарантированная государством и обеспеченная нормами права возможность лица получать положительный опыт, нравственные качества, знания, умения и навыки, способствующие его развитию, исправлению и нормальной жизнедеятельности в условиях конкретного общества.
3. Обязанность осужденного к лишению свободы на образование – это предписанное правовыми нормами объективно необходимое, должное поведение по поводу получения образования в интересах человека, общества, государства, обеспечиваемое средствами убеждения и принуждения.
4. Существующие законодательные акты Российской Федерации в области образования содержат либо общие положения (Конституция РФ), либо правовые нормы, недостаточно адаптированные по отношению к осужденным к лишению свободы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и др.) или имеющие неточности и разногласия с основополагающими нормативными правовыми актами (УИК РФ и т. п.). Имеются серьезные проблемы, связанные с общедоступностью образования, обеспечением его непрерывности и преемственности, реализацией права осужденных на выбор профессии, получением послевузовского образования, переподготовкой специалистов и повышением квалификации, организацией дистанционного обучения, отсутствием механизма стимулирования образования и недостаточно проработанным механизмом обеспечения обязанности.
Значение общеобразовательного и профессионального обучения на исправление осужденных
Правовое регулирование влияния общеобразовательного и профессионального обучения на исправление осужденных. Конституционные социально-экономические права граждан России. Воспитание целеустремленности и виденья социально позитивного смысла жизни.
Рубрика | Государство и право |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 16.02.2015 |
Размер файла | 22,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ
1. Значение общеобразовательного и профессионального обучения на исправление осужденных
2. Правовое регулирование влияния общеобразовательного и профессионального обучения на исправление осужденных
Актуальность. Образование в современном обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных (речь в данном случае идет об общем образовании).
Осужденные являются гражданами Российской Федерации и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания.
Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ) Конституция РФ, однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности [1].
Несмотря на произошедшие в обществе значительные изменения, рост количества обсуждаемых и принимаемых Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации правовых норм и институтов, посвященных вопросам развития системы образования и правоприменительной деятельности в указанном спектре правоотношений, до настоящего времени сохранились определенные проблемы правового регулирования и механизма реализации прав на общее и профессиональное образование, профессиональное обучение лиц, лишенных свободы, и исполнения ими соответствующих обязанностей. В качестве наиболее общих из них можно выделить такие, как: недостаточная гарантированность общедоступности образования, профессионального обучения; сложности в обеспечении непрерывности и преемственности образования; проблемы в реализации права осужденных на выбор профессии. Эти и другие положения свидетельствуют о том, что необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования института общего и профессионального образования, профессионального обучения осужденных, упрочение его роли в системе средств исправления лиц, лишенных свободы.
— раскрыть значение общеобразовательного и профессионального обучения на исправление осужденных
— рассмотреть правовое регулирование влияния общеобразовательного и профессионального обучения на исправление осужденных
Методами исследования послужили труды авторов: Ивасенко Я. С., Пономарев П.Г., Шиханцев Г.Г.
1. Значение общеобразовательного и профессионального обучения на исправление осужденных
Формы получения образования осужденными могут быть различны: вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; заочное обучение в средней школе; обучение с помощью учебно-консультационного пункта; обучение экстерном; по специальным образовательным программам.
Обеспечение общего образования в соответствии с Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» является одной из задач уголовно-исполнительной системы и входит в обязанность учреждений, исполняющих наказания (ст.2;13) [3].
Исправление рассматривается как процесс изменение личности осужденного, который происходит под воздействием как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) условий ее развития. Внешнее влияние оказывают сотрудники учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, представители иных государственных и общественных структур, родственники и близкие лица, отбывающие уголовные наказания, а также другие осужденные. Все они участвуют в процессе нравственного, правового, трудового, эстетического, интеллектуального и физического развития личности осужденного. Именно такая деятельность и охватывается термином «исправительное воздействие».
В области образования государственная политика выражается в том, что Российская Федерация сферу образования провозглашает приоритетной. Это положение чрезвычайно важно для ИТУ, призванных исполнять наказание в отношении лиц, совершивших преступления, значительная часть которых имеет недостаточно высокий общеобразовательный и культурный уровень, общественно вредные привычки и наклонности. Изъяны в общеобразовательной подготовке лиц, преступивших закон, является одним из криминогенных факторов в генезисе их преступного поведения. Чем ниже уровень интеллектуального развития человека, тем неустойчивее он в жизни и скорее может встать на путь антиобщественного поведения, совершения преступлений.
Выборочное обследование осужденных, не закончивших до совершения преступления среднюю школу, показало, что у большинства из них еще до осуждения сформировалось устойчивое негативное отношение к образованию как к ценности.
Как правило, учились без особо желания, не стремились к получению образования и либо сами покидали школу, либо их исключали. Поэтому у многих осужденных знания не глубокие, бессистемные, а самое главное, у них нет необходимых навыков, умения воспринимать преподаваемый материал, отсутствует интерес к учебе. Такие социально-позитивные интересы, как стремление повышению образования, общей культуры, замещаются у правонарушителей примитивными, ситуативными влечениями и квазипотребностями. Ущербность образования, недостаток объективной информации заполняется сведениями на уровне обыденного сознания, подкрепляются слухами, домыслами, предположениями, нередко являющимися питательной почвой формирования гипертрофированных, искаженных моральных установок преступника. Следовательно, 1) значение общеобразовательной подготовки состоит прежде всего в том, чтобы развить у осужденных интерес к учебе, повысить их уровень образования и общую культуру. 2) Оно должно способствовать их исправлению и перевоспитанию. 3) Обучение, оказывая положительное воздействие на сознание правонарушителей, помогает им освободиться от наследия прошлого, усиливает сопротивляемость разного рода влияниям, чуждым общественной морали и нравственности. 4) С приобретением знаний растет уровень социальной зрелости личности.
Содержание образования является одним их факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано:
-на обеспечение самоопределение личности, создания условий для ее самореализации;
-на развитие гражданского общества;
-на укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
— формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
— адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
— интеграцию личности в системе мировой и национальной культур;
Формирование человека гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческие подходов и убеждений.
Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления при представлении к условно-досрочному освобождению, замене лишения свободы более мягким наказанием, при возбуждении администрацией исправительного учреждения ходатайства о помиловании, при применении мер поощрения. Общеобразовательные школы при исправительных учреждениях находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими, а школы воспитательных колоний подчиняются и содержатся Министерством юстиции Российской Федерации.
2. Правовое регулирование влияния общеобразовательного и профессионального обучения на исправление осужденных
Правовое регулирование воздействия включает регламентацию воспитательной работы с осужденными, деятельности самодеятельных организаций осужденных к лишению свободы, получение осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, общего и профессионального образования, применение к ним мер поощрения и взыскания.
Воспитательная работа, самодеятельные организации осужденных к мочению свободы. Воспитательная работа является средством духовного влияния на осужденного путем целенаправленного исправительного воздействия, восстановления или привития осужденному навыков правильной ориентации в системе духовно-нравственных ценностей, психологической и иной подготовки к ведению социально полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы.
Существенное значение имеет проводимое в исправительных учреждениях правовое воспитание, которое направлено на формирование у осужденных навыков правовой культуры, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению.
Общеобразовательное ч профессиональное обучение осужденных к лишению свободы. Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, оно является одним из основных средств исправления осужденных.
Общеобразовательное обучение осужденных к лишению свободы развивает их общий кругозор, повышает уровень интеллекта и цивилизованности, препятствуя таким образом рецидиву. Анализ материалов переписи осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, проведенной в 2004 г., убедительно свидетельствует о закономерности: чем выше общеобразовательный уровень, тем реже человек совершает преступления.
Правовое регулирование общеобразовательного обучения осужденных исходит из конституционного (ст. 43 Конституции) закрепления права граждан России на образование [1].
Осуществляется правовая регламентация Уголовно-исполнительным кодексом. Законом «Об образовании в РФ», нормативными актами Правительства Российской Федерации, Министерством общего и профессионального образования, совместными актами Министерства общего и профессионального образования и Министерства юстиции РФ а также ведомственными нормативными документами Министерства юстиции РФ.
В исправительных учреждениях (ст. 112 УИК РФ) организуется обязательное получение осужденными, не достигшими возраста тридцати лет, основного общего образования [2].
Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения полного среднего общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия.
Профессионально-технические училища при исправительно-трудовых учреждениях организуются, если имеется не менее 150 обучающихся. Обучение ведется без отрыва от производства в течение 6-15 месяцев.
Другим видом профессионального обучения осужденных к лишению свободы является обучение непосредственно на производстве. Необходимость существования такого обучения обусловлена либо краткими сроками лишения свободы, либо невозможностью открытия профессионально-технического училища в исправительном учреждении, производственной необходимостью или иными обстоятельствами.
Так, осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, в силу специфики режима содержания получают профессиональную подготовку только непосредственно на производстве.
Регламентация профессионального обучения осужденных непосредственно на производстве исправительных учреждений осуществляется Положением Министерства юстиции РФ об этом виде обучения. К обучению привлекаются осужденные, как правило, не имеющие специальности либо имеющие специальность не по профилю того производства, на котором приходится работать в местах лишения свободы.
Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях, в соответствии со ст. 129 УИК РФ разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования [2].
Таким образом, общее образование и профессиональное обучение занимает особое место в системе исправления осужденных.
Современная уголовная политика, как неотъемлемая часть внутреннего состояния-ориентированной деятельности: гуманизация условий отбывания уголовного наказания; укрепление гарантий прав и законных интересов задержанных и заключенных, отбывающих наказание в виде лишения свободы; повышение эффективности работы учреждений и пенитенциарных к европейским стандартам обращения с заключенными и потребностей общественного развития; сокращение постпенитенциарного рецидива.
Таким образом, на современном этапе создано логическое определение ряда общих задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системы (УИС), такие как изменение идеологии основных средств исправления в тюрьме; развитие новых форм воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных. их реализация, наряду с многочисленными правовых и организационных мер включает в себя: дальнейшее развитие благоприятных условий для заключенных общего, среднего профессионального и высшего образования; разработка и внедрение специальных методик обучения, с учетом уровня психического развития и педагогическая запущенность, изолированных от общества; совершенствование и развитие системы профессионального образования и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы, в целях создания высоких гарантий трудоустройства и возвращения в общество законопослушных граждан.
В учреждениях пенитенциарной системы Российской Федерации на регулирование и организация общего и профессионального образования, профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы с достаточным вниманием.
Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.
Общеобразовательное обучение обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, что способствует возможности получения осужденными дальнейшего образования после освобождения. В процессе обучения используются комплексные занятия, тренинги, компьютерные информационные технологии, другие современные средства и формы обучения.
Профессиональная подготовка организуется по полезным специальностям с учетом потребностей рыночной экономики с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения.
Представляется также целесообразным:
— обеспечение осужденным возможности получения среднего и высшего профессионального образования посредством дистанционного обучения, консультативной помощи специалистов, повышения квалификации по имеющейся профессии, культурного просвещения, духовного воспитания;
— организация системы профинформации и профориентации в учреждениях УИС для предварительного решения вопросов трудоустройства после освобождения.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // СПС Консультант-Плюс
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // СПС Консультант-Плюс
3. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. N 5473-I // СПС Консультант-Плюс
5. Елеонский В.А. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы.- М.: Юристъ, 2014.- 761 с.
8. Пономарев П.Г. Эффективность правовых норм, регулирующих применение основных средств исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы.- М.: Статут, 2011.- 327 с.
9. Станиславич М.Я. Уголовно-исполнительное право. М.: Новый юрист, 2011.- 469 с.
10. Уголовно-исполнительное право: Учебник / под ред. А.И. Зубкова. М.: Издательство НОРМА, 2012.- 623 с.
11. Шиханцев Г.Г. Юридическая психология.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 875 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Виды правового статуса осужденных. Права и обязанности осужденных, отбывающих наказание. Пределы ограничений общегражданских прав и свобод лиц, отбывающих уголовное наказание. Правовое положение осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.
контрольная работа [25,0 K], добавлен 24.03.2013
Классификация степени исправления осужденных к лишению свободы. Качество изменения мотивационной сферы осужденного. Показатели, дающие основание определять начальную позитивную степень исправления. Основные негативные проявления личности осужденных.
реферат [27,5 K], добавлен 20.10.2012
Определение понятия основных средств исправления осужденных. Средства исправления осужденных, их характеристики, возможности применения, последствия после их применения. Способы применения и цели определенного средства исправления, раскрытие их значения.
реферат [27,4 K], добавлен 17.06.2010
Правовое регулирование направления осужденных в исправительные учреждения. Прием осужденных к лишению свободы в исправительные учреждения. Регулирование процесса размещения осужденных. Поступление осужденного в учреждение и его адаптация в нем.
реферат [32,4 K], добавлен 05.04.2015
Особенности развития уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан. Социально-правовое положение осужденных в пенитенциарных учреждениях РК. Характеристика прав и обязанностей осужденных, меры воздействия, средства защиты в местах лишения свободы.
дипломная работа [103,2 K], добавлен 02.11.2015