обучение на пилота в америке
Сколько стоит обучение на пилота в США
Обучение на пилота в США выбирают не только американцы, но и граждане других стран, в том числе россияне. Среди причин — сокращенные сроки обучения, международное признание его качества и, что удивительно, более низкая стоимость курса по сравнению с Россией и другими странами Европы.
Виды лицензий пилота в США
Обучающиеся на пилота в США получают следующие виды лицензий:
Получать эти три лицензии нужно последовательно: сначала стать частным пилотом легкомоторного самолета, затем налетать требуемое количество часов и выучиться на коммерческого пилота, а после налёта не менее 1500 часов пройти обучение на пилота транспортной авиации.
Предварительные расходы при обучении на частного пилота в США для иностранцев
Никаких ограничений при обучении на пилотов частной авиации у иностранцев нет. Вам будет достаточно даже туристической визы B1/B2 — если только если интенсивность занятий в авиашколе составит не более 18 часов в неделю. В противном случае потребуется учебная виза M1.
Помимо визы, иностранцам необходимо получить разрешение TSA (Transport Security Administration), которая проверяет каждого претендента ради антитеррористической безопасности.
Без этого документа в авиашколе можно изучать только теорию, к тренировочным полётам не допустят.
Имея на руках документы от TSA и врача, можно приступать к обучению в авиашколе.
Сколько стоит обучение на частного пилота в США
Точную стоимость лицензии частного пилота в США назвать сложно, ведь на неё влияют следующие факторы:
Получение лицензии частного пилота в США занимает от 2 до 4 месяцев, и это надо учитывать при планировании расходов на проживание, питание и т.п.
Стоимость лицензии коммерческого пилота в США
Для получения Commercial Private Licence потребуется 7–9 месяцев, а если инструктор посчитает навыки студента недостаточными, то и больше. Это неизменно повлечет за собой дополнительные расходы исходя из стоимости лётных часов. Поэтому окончательную сумму можно определить только к концу курса.
Как стать пилотом транспортной авиации в США, и сколько это стоит
Третья ступень обучения на пилота — лицензия для работы в транспортной авиации, то есть на регулярных пассажирских и/или грузовых перевозках. Учиться могут только те, кто уже налетал не менее 1500 часов. Кроме того, претенденты должны быть старше 23 лет.
Соответствующие этим критериям пилоты сдают компьютерный тест и экзамен, чтобы подтвердить свои навыки и перейти на следующий уровень. Дальше их обучает авиакомпания-работодатель, которая готовит пилота к работе на воздушном судне конкретной марки и модели. На данном этапе обучение для пилотов чаще всего бесплатное.
Нужно ли пилоту в США высшее образование
Чтобы управлять самолётами, высшее образование в США не требуется. Будущие пилоты даже могут получать лицензии одновременно с обучением в одном из американских вузов.
Помощь в поступлении в вузы США на авиационные специальности
Планируете карьеру в авиационном менеджменте и хотите учиться в США? Специалисты Allterra Education подберут для вас подходящую программу, помогут подготовиться к поступлению и возьмут на себя оформление необходимых документов. Чтобы получить консультацию, воспользуйтесь формой обратной связи или позвоните нам.
Как получить летную лицензию в США
Малая авиация в США – это развитый рынок услуг. Количество человек со свидетельством частного пилота и пилота коммерческой авиации давно превысило отметку в полмиллиона человек, а в частном владении находится более 300 тысяч воздушных судов. Один из главных плюсов обучения: сравнительно низкая стоимость летного часа. Неудивительно, что находятся люди в России, готовые отправиться туда за летной лицензией
Первое, что бросается в глаза: это огромный выбор мест для обучения. В интернете масса предложений типа 8 простых шагов, как научиться летать или как получить летную лицензию. Начать летать можно, получив лицензию частного пилота, private pilot license, или пилотский спортивный сертификат, pilot sport certificate. Последний отличается от первого по требованиям массы воздушного судна до 600 кг (1320 фунтов), тогда как с лицензией частного пилота можно управлять судном весом до 5600 кг. (12500 фунтов), еще у первого есть ограничения по количеству пассажиров, разрешенной скорости, практическому потолку и разрешенным зонам полета. Поскольку изначально спортивный сертификат задумывался для того, чтобы сделать небо доступнее, то и требования, предъявляемые к желающим его получить, ниже. Так прохождение медицинского осмотра практически не отличается от подобного при получении водительских прав: по времени около 40 минут и проводится только врачом общей практики. Если есть желание продолжить обучение с целью карьеры, то желающие могут получить лицензию коммерческого пилота (commercial pilot license), а в последствии свидетельство линейно пилота (airline transport pilot license)
Условия учебы
Условия в авиашколах разные, парк воздушных судов может состоять из одномоторных и двух моторных самолетов, могут быть обязательные часы наземной подготовки, они могут быть отданы на самостоятельное обучение, стоимость летного часа может немного варьироваться. Желающие пройти обучение в штатах выделяют следующие основные плюсы:
Конечно, есть и минусы, вот они:
Совместить отдых и учебу во Флориде
Между летными практиками можно купаться в океане, наслаждаться природой. Флорида – замечательное место для отдыха. Есть возможность совершить морское путешествие на парусной яхте на Багамские и Карибские острова, а можно и на самолете: двухчасовой полет самолета Piper с Майами до Багамских островов. Действительно райское место.
Стоимость обучения
Приведена сборная таблица стоимости обучения в компании Sun State Aviation, которая находится в городе Орландо, штат Флорида. В примере рассматривается обучение на Cessna 172, с оборудованием Garmin G1000, Glass Cockpit. Вообще то такой самолет считается прилично оборудованным и стоимость полета на нем повышенная.
Руководство к действию
Если вы надумали начать учиться летать в США, то вот готовое руководство к действию:
Как получить лицензию частного пилота в США
За два месяца и десять тысяч долларов
Я пилот легкой авиации.
Почему я решил учиться на пилота
В 30 лет я осознал, что я аэрофоб. Удушье, бешеное сердцебиение, потные ладони, сжимающие ручки кресел — это состояние преследовало меня во время каждого перелета.
Я начал подпитывать свою болезнь через СМИ и интернет. Моим любимым сериалом стала не «Игра престолов» или «Во все тяжкие», а «Расследования авиакатастроф».
Побочным эффектом этого увлечения стали хорошие знания авиации. Я разобрался в устройстве самолета, аэродинамике и влиянии погодных условий. В начале каждой серии «Расследования» мы с женой даже стали делать ставки на возможные причины катастрофы.
стоит получасовой полет на авиатренажере
Переломным моментом стал подарок жены — полет на авиатренажере. Полет стоил 5000 Р за полчаса. Тренажер полностью имитирует полет настоящего самолета, со взлетом и посадкой в любом аэропорту мира, в любых погодных условиях.
Через несколько дней я решил победить аэрофобию и стать пилотом.
Подготовка
Как я выбрал, где учиться на пилота
В России | В США | |
---|---|---|
Стоимость | Около 500 000 Р | Около 350 000 Р |
Время обучения | 6—8 месяцев | 2—3 месяца |
Переезд | Не нужен | Нужен |
Проживание | Живешь дома | Нужно бронировать |
Машина | Ездишь на своей | Нужно бронировать |
Погода | Плохая, летать можно только в редкие солнечные дни | Отличная, летать можно каждый день |
Работа | В обычном режиме | В удаленном режиме |
Логистика | Нужно ездить в Подмосковье | Аэропорт в черте города |
Инфраструктура | Плохая, редкие аэродромы с грунтовыми полосами | Лучшая в мире, тысячи аэродромов с твердым покрытием |
Английский | Базовый уровень | Как минимум Upper Intermediate |
Я делал эту таблицу в феврале 2015 года. Доллары купил еще раньше, в 2014 году. Тогда 1 доллар стоил 35 рублей
Плотный график обучения позволил бы сохранить нужный уровень мотивации, а прекрасная погода и инфраструктура значительно повышала шансы на успех.
Был февраль 2015 года. Мы обсудили все детали с женой и решили, что лучше всего уехать осенью. Значит, у меня есть около полугода, чтобы подготовиться и решить все вопросы.
Я составил табличку со списком дел. Получилось примерно 25 пунктов. Вот главные:
Моя работа связана с интернет-проектами, и я спокойно могу работать удаленно. Разница с восточным побережьем США составляет +7 часов. Мы решили построить мой рабочий процесс так: рано утром я делаю все срочные задачи и ухожу на учебу, а после возвращения решаю оставшиеся вопросы.
Поиск школы
В США лучшими штатами для обучения на пилота считаются Флорида, Калифорния и Техас. Там отличная погода, летать можно 365 дней в году. Еще там много аэродромов и высокая конкуренция школ — поэтому низкие цены на обучение.
Я выбрал Флориду, потому что хотел пожить у теплого Атлантического океана.
Я составил список школ и начал рассылать письма с заранее подготовленными вопросами:
Пока я переписывался со школами, выяснил любопытный нюанс. Правила иммиграционной службы США говорят, что учебная виза M1 требуется, если учебный процесс занимает больше 18 часов в неделю. В этом случае ученик не может менять выбранную школу в процессе обучения.
Туристическая виза B1/B2 позволяет обучаться по сокращенной программе — меньше 18 часов в неделю. Некоторые школы утверждали, что их программы построены именно так, и можно спокойно приехать на обучение по туристической визе.
Подготовка документов
Будущий пилот в США должен пройти проверку TSA — агентства транспортной безопасности. TSA занимается защитой аэропортов и предотвращением захвата самолетов. Чтобы не допустить за штурвал учебного самолета потенциальных террористов, агентство проверяет всех учеников летных школ: собирает отпечатки пальцев и просит заполнить большую анкету с личной информацией.
Андрей объяснил дальнейшую процедуру:
Поиск жилья в США и сдача квартиры в Москве
Школа не смогла предложить нам подходящие варианты жилья, поэтому мы занялись поиском самостоятельно. Самая большая база недвижимости в США — сайт Craigslist.org, но там все сдают только резидентам и на долгий срок.
Сдать квартиру в Москве оказалось сложнее. Мы искали человека, который не только согласится на аренду всего на три месяца, но и сможет ухаживать за нашей кошкой. Я решил сделать хорошую скидку и поставил низкую цену.
Объявление я разместил в группах по недвижимости в соцсетях. К вечеру того же дня получил с десяток сообщений от кошколюбов. Мы провели кастинг, выбрали подходящего, составили договор аренды, где прописали все условия ухода за нашей кошкой, — и ударили по рукам.
Предварительное обучение
Школа не предъявляла никаких дополнительных требований по поводу предварительной подготовки. Но я решил, что будет не лишним подготовиться к занятиям самостоятельно, ведь на месте у меня будет всего два месяца на обучение.
Я установил на компьютер симулятор полетов Microsoft Flight Simulator. В нем есть виртуальный курс пилотирования, практически аналогичный реальному. Я купил специальный джойстик за 3000 Р и каждый вечер занимался. Через месяц сдал виртуальный экзамен.
Потом я решил, что пора от теории перейти к практике и полетать на настоящем самолете. Поехал в Подмосковье в аэроклуб на аэродроме «Ватулино». Полет на самом легком самолете из их авиапарка стоит 5000 Р за полчаса.
В самолете было два места, я занял место справа от пилота. После небольшого инструктажа и проверки бортовых систем мы получили разрешение на взлет и поднялись в воздух. Был май, а весна — время нестабильной атмосферы, когда земля нагревается, а воздушные массы перемешиваются, создавая турбулентные потоки. Из-за турбулентности самолет бросало во все стороны. Пилот был полностью спокоен, а мне было не по себе.
Набрав высоту, пилот передал мне управление. Я выполнил несколько маневров — это немного снизило напряжение. После получаса полетов над полями, лесами и речкой мы приземлились.
Авиационный английский
Я хорошо знаю английский, но одно дело — разговаривать с преподавателем в классе, а совсем другое — вести переговоры по радио с незнакомыми людьми в стрессовом состоянии, когда любое непонимание может привести к неприятным последствиям.
Английский — международный язык коммуникации в авиации. Пилоты и диспетчеры общаются друг с другом по радио не на обычном разговорном языке. Вместо этого они используют специальную фразеологию, так называемый авиационный английский.
Для каждой ситуации — руления по аэродрому, взлета, посадки, прогноза погоды — есть стандартный набор фраз. Каждому воздушную судну присваивается уникальный номер. Его сообщают другой стороне при каждом радиоконтакте, используя «авиационный алфавит».
Я изучал авиационный английский по иллюстрациям военного штурмана, полковника П. В. Искратова. На Ютубе можно найти множество видеороликов с записями радиопереговоров в разных ситуациях, от штатных до катастрофичных. В авиации как нигде действует принцип: лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.
А еще есть сервис трансляции радиоэфира аэропортов в реальном времени — «Радиосканер». Можно открыть приложение Flight Tracker или сайт Flightradar24.com, найти борт, который ведет переговоры, и следить за его действиями на карте. По моему опыту, это оказалось очень полезно для обучения.
Переезд во Флориду
Жизнь в вечном лете
Форт-Лодердейл не такой загруженный, как Майами, но с такими же длинными набережными и водными каналами по всему городу, от чего он даже получил прозвище Американская Венеция.
Общественный транспорт развит очень слабо, поэтому машина жизненно необходима. К счастью, с арендой нет проблем.
С жильем все сложнее. Флорида — богатый штат с прекрасным климатом, сюда едут отдыхать и сами американцы, и туристы со всего мира. Хорошие варианты жилья бронируют на месяцы вперед. Поэтому наш первоначальный план, что мы быстро найдем квартиру, дал сбой.
в месяц мы платили за жилье
Наши хозяева оказались очень приветливыми людьми, мы много общались на разные темы, в том числе политические. Нас даже пригласили на рождественскую вечеринку.
Форт-Лодердейл находится на берегу Атлантического океана, поэтому вечерами после учебы и работы мы приезжали на полупустые пляжи, гуляли и любовались закатами.
Демонстрационный полет
Я приехал в школу и в первый же день совершил демонстрационный полет с шеф-инструктором Скоттом Личем на самолете Цессна-172. Во время демополета студент не принимает участия в пилотировании, а только наблюдает за действиями пилота.
Преподаватель решил показать мне все, на что способен этот старенький самолет. Он делал глубокие развороты, горки — и тут же бросал машину в пике так, что я на несколько секунд чувствовал невесомость. После приземления я был чуть живой — но отступать было поздно.
Подготовка к занятиям
По плану обучения я должен был пройти теоретический курс, налетать необходимые по правилам регулятора 40 часов и сдать теоретический и практический экзамены.
У школы большой офис с несколькими классами для занятий, компьютеры для проверки погоды и сдачи экзаменов и авиатренажер. Занятия вели преподаватели с большим стажем и необходимыми рейтингами для пилотов-инструкторов. Моим пилотом-инструктором стал Грег Фейсс.
Мы с Грегом сразу отправились в авиамагазин и закупили необходимые учебные материалы:
Группа студентов у нас была небольшая — всего 3 человека. По утрам несколько часов шли совместные теоретические занятия, а после обеда — полеты: каждый студент со своим инструктором.
Обучение теории делится на пять больших разделов:
Структура обучения сильно отличается от российской «академической школы». Преподаватели обычно дают только самые базовые знания, оставляя широкий фронт для самоподготовки. Главный акцент на практике.
Аэродром обучения
Нельзя просто так взять и взлететь. Любые взлеты и посадки, даже на маленьких и частных самолетах, разрешены только на аэродромах. Они бывают «контролируемые» — с диспетчерской вышкой, и «неконтролируемые» — только со взлетными полосами и без вышки. На неконтролируемых пилоты сообщают о своих намерениях на специально выделенной общей частоте.
Коммерческий аэродром Форт-Лодердейла — идеальный вариант для обучения. У него две твердые длинные полосы, диспетчерская вышка работает 24 часа в сутки, а авиационный трафик не такой плотный, как в основном аэропорту, куда прилетают гражданские лайнеры.
Первые полеты
Первый учебный полет с инструктором происходит практически сразу после вводных занятий, на которых рассказывают об устройстве самолета. Эти знания необходимы, чтобы провести предполетную проверку.
Пилот проверяет самолет по чек-листу. В нем подробно описаны все шаги: сначала надо проверить внешнее состояние самолета, основные узлы, топливо, масло. После этого пилот садится в кабину, заводит двигатель и проверяет бортовые системы. Потом узнает погоду, связывается с диспетчером на вышке и сообщает свои намерения: куда он собирается лететь.
Пилот получает разрешение на взлет от «вышки», выводит самолет на рулежную дорожку и движется по ней к нужной полосе. Перед полосой останавливается, еще раз делает проверку систем самолета — и снова связывается с диспетчером. Если полоса занята, пилот ждет, пока путь освободится. Наконец разрешение на взлет получено — начинается разгон по полосе аэродрома.
Первые полеты проходят по так называемому аэродромному кругу. Студент взлетает, делает круг вокруг аэродрома, садится и тут же снова взлетает. Взлет и посадка — самые сложные и ответственные этапы полета, поэтому эти элементы во время обучения повторяются много раз.
Параллельно студент ведет радиопереговоры, сообщает о своей позиции и следующем шаге, а диспетчер подтверждает его намерения либо просит их изменить в связи с действиями других самолетов.
Через неделю после начала занятий и 10 часов полетов в таком режиме Грег попросил меня вернуться к ангару после посадки. Внезапно он вышел из самолета и объявил, что настало время моего первого «соло» — самостоятельного полета.
Стараясь унять волнение, я связался с диспетчером и сообщил, что планирую совершить свой первый полет, на что диспетчер пожелал мне удачи. Я штатно совершил три взлета и посадки и вернулся к ангару. Это был потрясающий момент, эмоции меня переполняли.
Чуть позже я прошел обряд посвящения. У студентов, которые совершили свое первое «соло», вырезают часть майки. Эта традиция связана со временами, когда в самолетах еще не было рации. Тогда студент и инструктор в самолете сидели друг за другом, в тандеме. Чтобы давать ученику команды, куда направлять самолет, инструктор тянул его за сторону майки. После успешного первого полета эту часть майки отрезают — теперь пилот может самостоятельно решать, куда ему лететь.
Обучение маневрам
Следующий этап обучения проходит уже в тренировочной зоне над болотами Эверглейдс. Студентов обучают совершать штатные маневры — набор высоты, снижение, развороты, — а еще следить за окружающей обстановкой и позицией самолета, пользоваться приборами для навигации.
Самое сложное — учебная имитация нештатных и аварийных ситуаций, например сваливания, остановки двигателя, пожара на борту. После нескольких таких уроков с инструктором студент совершает такие полеты с нештатными ситуациями самостоятельно.
Полеты на дальние расстояния
Последнее испытание для студента — полеты на дальние расстояния между несколькими точками. Их еще называют полетами кросс-кантри.
Это вершина пилотного мастерства. В них применяются все знания о самолете и его возможностях, навыки пилотирования, навигации, радиопереговоров, анализа погодных условий.
К полету кросс-кантри надо основательно готовиться:
Для своего первого полета кросс-кантри я выбрал живописный путь в сторону Ки-Уэст. Маршрут такого полета проходит на небольшой высоте сначала над пляжами Майами, затем над петляющей дорогой в океане. Во время этого полета я испытал колоссальную радость и понял, что это все не зря.
После первого полета кросс-кантри студент совершает еще несколько аналогичных полетов, в том числе в ночное время.
Экзамен
После 40 часов полетов студента допускают к экзаменам. Обычно обучение занимает 2—2,5 месяца, из-за отличной погоды и ежедневной практики я справился за 42 дня.
Я успешно сдал тест и неплохо держался на устном экзамене, но в полете неудачно зашел на посадку. Экзаменатор взял управление на себя. Это означало, что я провалился.
В тот же день я получил временный сертификат, который позволял мне совершать самостоятельные полеты с пассажирами на борту. Я взял жену, арендовал самолет — и мы отправились в полет над Майами, болотами Эверглейдс и лазурным океаном.
Оглядываясь
С момента моего первого появления в школе до сдачи экзамена прошло чуть больше двух месяцев. Я превысил свой бюджет, так как не смог сдать экзамен с первого раза. Ну и ничего страшного.
Мой опыт обучения на пилота в некоммерческом клубе USA
В первую очередь разберемся с визовыми вопросами. Какой тип визы нужен для обучения в США на пилота? Любой. Единственное, что проверили уже перед выдачей студенческой лицензии это легальность нахождения в стране. То есть нелегалам, наверное, могут и не выдать.
Где именно учиться
Есть коммерческие и некоммерческие клубы. Вторые называются non profit organization, но это не значит, что в них все бесплатно. Просто целью организации заявляется не получение прибыли и потому в ней просто дешевле.
На старом планере люди переходят к Solo полету без инструктора эдак за 40+ полетов. На новом другой студент пошел Solo после 30 полетов с учетом того, что он уже раньше выучился на них летать где-то в Европе. То есть человек УЖЕ сам умел летать и просто на то, чтоб доучиться у него ушло 30 взлетов.
У меня сейчас на счету 54 полета и я почти получил свое разрешение летать самому. Это при том, что у меня бэкграунд скайдайвера и я в принципе не помню что такое страх, нервы, волнение и вот это все.
Далее еще предстоит:
1) Пройти FAA теоретический тест, который выглядит примерно как тест на вождение на компьютере. Его заваливают вроде около 20% студентов.
2) Пройти разговорный тест с инструктором из FAA, который может длиться 4 часа без проблем.
3) Сделать тестовый полет с инструктором из FAA чтоб показать свои навыки полета.
После этого по идее к тебе отправят твою Private Pilot License или сокращенно PPL и в течение месяца-двух она дойдет до указанного адреса в США.
Сложности в обучении
Что это за лицензия?
Круто) Практически бесшумные машины, в которых при хорошей погоде можно вваливать весь день боком по небу и это с учетом того, что у тебя нет даже двигателя. Я пробовал летать на одномоторных самолетах, но это было намного дороже, больше мороки и меньше фана. А тут больше фана, дешевле, тише (голова не гудит после) и уже типа настоящая авиация и лицензия, что и определило мой выбор. Все велкам в небо 🙂
Telegram канал usaglider про полеты: https://t-do.ru/usaglider
Авиация и Техника
6.2K пост 12.9K подписчика
Правила сообщества
Как ты откосил от призыва? 😉
Сколько сам глайдер стоит?
Как происходит посадка и какие ощущения были от первых попыток?)
Низкое давление
19 сентября 2008 года в аэропорту Колумбии (США) готовился к вылету бизнес-джет Learjet 60 авиакомпании Global Exec Aviation. На борту находилось 2 пилота и 4 пассажира. Среди них был барабанщик известной американской панк группы Blink-182 Трэвис Баркер.
Самолёт начал разбег по ВПП, но вдруг раздался громкий хлопок. С диспетчерской вышки увидели искры, вылетающие из под самолёта. Пилоты доложили на вышку, что у них лопнула шина и они намерены прервать взлёт. Однако, вовремя затормозить им не удалось. Самолёт проскочил торец ВПП, пробил ограждение аэропорта, выехал на шоссе, врезался в насыпь и загорелся. Погибли оба пилота и два пассажира. Трэвис Баркер и ещё один пассажир смогли выбраться из горящего джета.
Следователи установили, что катастрофа произошла вследствие сочетания нескольких факторов. У самолёта не было чёрных ящиков, но имелся бортовой магнитофон. На записи был слышен хлопок и попытки пилотов прервать взлёт. Как выяснится в позже, шины были недокачаны и лопнули во время разбега. Их куски разлетелись в разные стороны, повредив гидравлику тормозной системы, из-за чего та отказала.
Кроме того, КВС имела мало опыта на на Learjet 60, её налёт на этом самолёте составлял всего 35 часов. Она решила прервать взлет на скорости 267 км/ч, тогда как стандартная процедура прерванного взлёта для этого самолёта предусматривает скорость не более 150 км/ч. В такой ситуации самолёт на более высоких скоростях становится неуправляемым. Также, пилоты не смогли перевести двигатели в реверс, так как разлетевшиеся куски шин вывели из строя датчик земля/воздух, из-за чего двигатели работали в режиме “воздух”. Это обстоятельство позволило выявить конструктивный недостаток системы реверса.
Кроме того, были отмечены грубые нарушения в процедуре проверки давления в шинах со стороны авиакомпании. Так, давление проверялось за три недели до катастрофы. Однако, было установлено что шины на Learjet 60 теряют примерно 2% давления в день и при ненадлежащем обслуживании они подлежат замене через 8 дней.
Трэвис Баркер получил ожоги 65% тела. После этого случая музыкант стал аэрофобом и избегал полётов на самолётах до августа 2021 года. Второй выживший, Адам Гольдштейн, известный как DJ AM, умер менее чем через год от передозировки наркотиков и рецептурных лекарств, которые были выписаны ему после катастрофы.
«Расследования авиакатастроф» в Telegram
Серьёзный недостаток
12 июня 1972 года пассажирский McDonnell Douglas DC-10-10 авиакомпании American Airlines выполнял рейс по маршруту Лос-Анджелес—Детройт—Буффало—Нью-Йорк. Во время вылета из Детройта на борту находилось 56 пассажиров и 11 членов экипажа.
DC-10 и открытая задняя грузовая дверь
По данному самолёту имелось замечание, связанное с задней грузовой дверью. Она не закрывалась на электрические защёлки и требовалась регулировка электрических приводов запорных механизмов двери. Однако, её можно было зафиксировать вручную. Компания-производитель «McDonnell Douglas» выпустила соответствующую рекомендацию, но авиакомпания её не выполнила, так как та не была обязательной. В тот день после погрузки багажа служащий аэропорта немного попотел, закрывая эту самую заднюю грузовую дверь. Ручка никак не хотела защёлкиваться и чтобы её зафиксировать пришлось по ней постучать и подпереть дверь коленом.
Самолёт вылетел из Детройта и стал подниматься до 6400 метров. Внезапно, на высоте 3580 метров раздался громкий звук. Кабина пилотов тут же заполнилась пылью и мусором. Самолёт резко развернуло вправо. Никто не понимал что случилось. Тем не менее, командир отключил автопилот и взял управление лайнером на себя. Из систем управления остались два двигателя (средний перестал реагировать на движение рычага), элероны и руль высоты (хоть и отзывался очень вяло). Руль направления не работал и был повёрнут вправо, из-за чего самолёт уводило вправо и экипажу пришлось выравнивать его с помощью элеронов. Экипаж решил немедленно возвращаться в Детройт.
В момент хлопка салон лайнера также заполнился туманом и возник ветер. Бортпроводники оперативно развернули кислородные маски для пассажиров. Пол в задней части салона, где находился круглый бар, провалился в грузовой отсек. Две сидевшие рядом стюардессы получили небольшие травмы. Из-за частичной потери управления, снижение для посадки происходило медленно. Не зная характера повреждений, командир решил не сбрасывать топливо. Самолёт снижался в строго горизонтальном положении (угол тангажа 0°), из-за чего экипаж опасался разрушения шасси при приземлении. Перед самым касанием второй пилот с большим усилием смог слегка приподнять нос самолёта.
Как только лайнер оказался на полосе, его начало уводить вправо. Командир включил реверсы двигателей №1 и 3 и отклонил элероны влево. Это не помогло, самолёт всё ещё уходил вправо. Тогда второй пилот выключил реверс на правом двигателе. Теперь DC-10 начал уходить влево. Вылетев с полосы, затем вернувшись на неё, лайнер всё таки остановился на ВПП только двумя шасси. КВС объявил экстренную эвакуацию и все пассажиры и члены экипажа покинули самолёт по трапам.
Повреждения DC-10 говорили о взрывной декомпрессии. Пол салона в левой задней части был проломлен, а 9 поперечных балок разрушены. Обломки пола застряли в двигателе №2, выведя его из строя, а также разорвали несколько кабелей управления. Дверь заднего грузового отсека оторвалась, слегка повредив фюзеляж выше неё и существенно повредив левый горизонтальный стабилизатор. Сама дверь была найдена в поле в нескольких милях от аэропорта Детройта. Из-за случившегося небольшие травмы получили 11 человек (2 стюардессы и 9 пассажиров), но никто не погиб.
Следователи установили, что после закрытия двери заднего грузового отсека запорный механизм оказался в слегка взведённом состоянии, хотя на пульте в кабине пилотов сигнальная лампа открытия данной двери не горела. Вероятной причиной этого инцидента стало неверное состояние фиксирующего механизма двери во время подготовки самолёта к полёту. Конструктивные особенности запорного механизма разрешали визуально закрыть дверь, тогда как фактически защёлки не доходили до конца и штифты не были полностью зафиксированы.
На основании этого, меньше чем через месяц после происшествия, Национальный совет по безопасности на транспорте США дал рекомендации по модернизации грузовой двери на DC-10 и установке дополнительных вентиляционных отверстий между пассажирским салоном и задним грузовым отсеком, чтобы исключить разрушение пола в случае внезапной разгерметизации. Однако, эти рекомендации не были обязательными, что два года спустя привело к трагедии. Ей посвящён предпоследний пост на канале.
«Расследования авиакатастроф» в Telegram
Неконтролируемый рост скорости вращения и посадка в океан
22 октября 1962 четырёхдвигательный поршневой Douglas DC-7CF авиакомпании Northwest Airlines, зафрахтованный министерством обороны США, выполнял перелёт из авиабазы Маккорд (штат Вашингтон) на авиабазу Элмендорф (штат Аляска). Рейс был пассажирским, перевозил военных и членов их семей. Всего на борту находилось 7 человек экипажа и 95 пассажиров.
После вылета около двух часов самолёт находился в облаках, в которых наблюдалось обледенение от малого до умеренного. Когда экипаж решил поменять высоту полёта с 4,2 километров до 6,1, пришлось увеличивать режим работы двигателей до взлётного, так как фюзеляж местами покрылся льдом.
Достигнув заданной высоты, бортинженер начал уменьшать мощность двигателей. Когда очередь дошла до внутреннего левого, то внезапно его тяга упала вдвое, а затем и вовсе до холостого хода. Бортинженер посчитал, что виновато обледенение карбюратора. Чтобы его разморозить, он применил впрыск спирта, затем подогрев, а потом и то и другое одновременно, и, наконец аварийное обогащение топлива. Ничего не помогло.
Спустя полминуты-минуту после возникновения неполадок, бортинженер обнаружил, что воздушный винт неисправного двигателя внезапно начал увеличивать скорость вращения выше допустимой. Винт попытались зафлюгировать, то есть перевести лопасти в такое положение, при котором они не создавали бы сопротивления. Между тем скорость самолёта упала, а винт продолжал вращаться всё быстрее. Вдобавок к этому, из-за быстрого вращения начал резко падать уровень масла.
В таких условиях командир объявил о чрезвычайной ситуации и начал снижаться. Так как аэродромов поблизости не было, в качестве основного варианта рассматривалось аварийное приводнение в Тихий океан. Когда самолёт снизился до 150 метров над водой, экипаж обнаружил, что передняя часть двигателя с неисправным винтом из-за нагрева окрасилась в вишнёво-красный цвет. Более того, от неё начали отлетать металлические частицы.
Медлить было нельзя. Пилоты выпустили закрылки и начали снижаться на воду. Касание произошло на скорости 176 км/ч и было довольно гладким. В целом, приводнение прошло успешно, самолёт внешне выглядел неповреждённым, не считая погнувшихся лопастей винтов. Экипаж сразу же приступил к эвакуации. За 2-3 минуты все пассажиры и члены экипажа погрузились в надувные плоты, с которых их вскоре сняли спасатели. Никто не погиб, лишь 6 человек получили травмы при эвакуации, самой значительной из которых оказался перелом ноги. Лайнер оставался на плаву примерно 24 минуты, после чего затонул на глубине около 76 метров.
Расследование установило, что левый внутренний двигатель вышел из строя из-за отказа компонентов в узле двухскоростного приводного нагнетателя. По инструкции, в случае такого отказа необходимо как можно быстрее зафлюгировать винт, чтобы избежать дальнейшего разрушения двигателя. Но экипаж посчитал, что неисправность вызвана обледенением из-за полёта в облаках, поэтому попытался зафлюгировать винт когда уже было слишком поздно и им это не удалось. Что в итоге привело к неконтролируемому росту скорости вращения воздушного винта.
Решение посадить самолёт с разрушающимся двигателем на воду было признано единственно верным. Действия экипажа по приводнению и эвакуации, в результате которых никто не погиб, члены комиссии признали выдающимся подвигом. Благополучному исходу способствовали практически идеальные погодные условия и ровная морская поверхность. Положительную роль сыграло и то, что пассажирами были военные, которые чётко и своевременно выполняли команды экипажа.
«Расследования авиакатастроф» в Telegram
Почему до Второй мировой войны дальтоники НЕ служили в армии США, но в 1941 году ситуация изменилась?
В то время в приборных панелях самолетов шкалы красили радиевой краской, которая светилась ночью зеленым цветом, который был плохо различим некоторыми дальтониками.
Однако по мере развития военных действий защитный камуфляж становился все более изощренным. Цвета более точно соответствовали цвету фона, что затрудняло для солдат или пилотов обнаружение хорошо замаскированного врага.
К 1941 году было обнаружено, что дальтоники ищут замаскированный объект не по цвету, как люди с нормальным зрением, а вместо этого они искали форму и очертания замаскированного предмета на фоне.
Люди с нормальным цветовым зрением привыкли оценивать различие в объектах по цветовой дифференциации. Что отлично работает в повседневной жизни, но в армии маскируют технику и солдат на зеленом фоне.
И даже если краска или униформа почти идеально подходили к фону, что является редкостью в постоянно меняющемся месте войны, дальтоников все равно было не обмануть.
Журнал Science Magazine в 40-е годы обсуждал это с точки зрения маскировки:
«Довольно распространенная маскировка, в которой требуется скрыть позицию, состоит из пятен красновато-коричневой земли и желтовато-зеленой листвы. Пестрый узор, составленный из этих пятен, хорошо приспособлен для сокрытия позиции от обычного наблюдателя. Даже если он будет несколько слишком светлым или слишком темным то нормальный наблюдатель может не заметить его из-за больших красно-зеленых различий в маскировке.
Но рассмотрим внешний вид маскировки для красно-зеленой дальтоника. Обычная зелень листвы ему кажется темно-желтовато-коричневой; нормальный красновато-коричневый цвет земли также кажется ему темно-желтовато-коричневым.
Он не чувствителен к красно-зеленым различиям, которые для нормального человека создают пестрый узор; вместо этого он может видеть почти однородное желтовато-коричневое поле. Любой элемент местности, который слишком светлый или слишком голубоватый, может быть очень заметен для такого наблюдателя. Следовательно, можно полагать, что дальтоник может обнаружить замаскированные позиции, не обнаруживаемые обычным наблюдателем.
Эта история была опубликована в журнале Time 5 августа 1940 года:
Один мужчина в большей или меньшей степени страдает дальтонизмом и по этой причине не имеет права на обучение в качестве пилота или наблюдателя армейского авиационного корпуса. На прошлой неделе Школа летной медицины Авиакорпуса сообщила об интересном инциденте.
В самолете в Форт-Силл, штат Оклахома, в начале этого лета наблюдатель авиационного корпуса смог обнаружить на земле только десять из 40 замаскированных артиллерийских орудий. Наблюдатель полевой артиллерии в самолете заметил все 40 и точно нанес их позиции на своей карте. Объяснение: артиллерист, отобранный при менее строгой экспертизе, чем человек из авиационного корпуса, был дальтоником. Камуфляж, призванный обмануть нормальный глаз, нисколько его не обманул.
Дальтоники-снайперы можно сказать могли видеть «сквозь» камуфляж, окружающий вражеских солдат, а дальтоники-пилоты и наводчики могли обнаруживать спрятанные танки и артиллерию на высоких скоростях, с которыми двигались самолеты.
Другой фактор заключается в том, что дальтоники часто имеют лучшее ночное зрение и они часто могут замечать различия в яркости отраженного света, чем люди с цветовым зрением.
Люди с красно-зеленым дальтонизмом становятся хорошими охотниками или солдатами, потому что их нелегко обмануть с помощью камуфляжа.
Спасибо, что до читали до конца!
На этом серию постов про дальтонизм заканчиваю, надеюсь вам было интересно)