обучение на основе опыта это
Обучение на основе опыта это
Стоя на пороге чего-то нового и неизведанного, люди могут испытывать разные эмоции: кто-то полон энтузиазма и предвкушения, а кто-то испытывает стресс и дискомфорт, ведь статус начинающего в какой-либо области может не только вдохновлять на свершения, но и демотивировать. И все же есть мнение, что самые лучшие уроки мы извлекаем из своего собственного опыта, и именно об обучении на основе опыта сегодня и пойдет речь.
Для того чтобы начинать что-то новое и справляться с новыми обстоятельствами, требуется в первую очередь уметь переносить дискомфорт от того, что в чем-то вы еще новичок. Здесь и проявляется важность experiential learning, или обучения на основе опыта, – это процесс активного вовлечения в новый опыт, который приведет к получению новых знаний или развитию навыков. Обучение через опыт отличается от традиционного тем, что учитель сначала погружает учеников в какое-либо занятие и только затем просит осмыслить полученный опыт. В традиционном обучении, напротив, учитель сначала дает информацию, которую обучающимся предстоит выучить, а затем они должны найти способы применить полученные знания.
Знание того, как в школе учатся через приобретение нового опыта, может помочь любому человеку, который сталкивается с дискомфортом от обучения новому. Чтобы обратить опыт в обучение, требуется научиться рассуждать, то есть критически осмыслять полученный опыт и информацию для выделения смысла. Именно осмысление является важнейшим аспектом обучения через опыт.
Еще один простой пример – это посещение зоопарка, где дети сразу увидят животных и птиц, узнают о повадках и рационе тех или иных зверей. В дальнейшем при более детальном изучении животных на занятиях в классе дети всегда смогут обратиться к своему опыту похода в зоопарк.
Во время изучения горных пород один педагог, преподающий естественные науки, принес образцы вулканических и метаморфических горных пород для того, чтобы дети могли их осмотреть, пощупать, понюхать. От этого опыта дети будут отталкиваться, изучая образование различных горных пород.
На иллюстрации ниже ребенок изучает страны Азии, складывая большой пазл, получая таким образом первое конкретное представление о расположении стран относительно друг друга.
Обучение через опыт: как применить на практике
Инна Попова, Челябинск
член Ассоциации россиских тренеров АРТА
Можно разобрать на примере. В тренинге на развитие коммуникативных навыков участник выполняет упражнение в паре, он использует потенциал своей коммуникативной компетенции и выстраивает диалог “как обычно делает в жизни”. На рефлексии анализирует процесс и результат: как он выстраивал коммуникацию, что получилось, а что нет, получает обратную связь от группы. На третьем этапе выводит для себя более эффективную схему выстраивания коммуникации, например, использование принципов ненасильственного общения. На четвертом этапе ему предлагают подумать, как можно полученную схему встроить в свою ежедневную практику наставника, и он начинает применять полученный навык.
Этап первый. Опыт
Как его получить? Есть варианты:
1. Упражнения, игры, симуляции, при которых воспроизводятся процессы, события, места, ситуации, позволяющие обеспечить интерактивный опыт обучения с контролируемым уровнем риска.
2. Обучение на рабочем месте в процессе работы участника. Такой тип обучения может быть как структурированным (где анализ опыта обеспечивает, например, работа с наставником), так и неструктурированным (образовательные визиты, стажировки, пассивная практика, когда обучающийся наблюдает за тем, как работает специалист).
3. Обучение действием − методы обучения, когда отдельные участники или команды выполняют задания и обучаются в процессе разработки решений реальных проблем и ситуаций (например, реализуют проект или исследование).
Однажды коллега рассказала случай из тренерской практики. На тренинге для родителей взрослых ребят с инвалидностью проводили упражнение “Слепой поводырь” (один участник ведет другого с завязанными глазами по сложному маршруту). Команда планировала показать, что если человека ведешь как объект, не обсуждаешь с ним маршрут, не объясняешь ему действия и не спрашиваешь, как и куда он хочет идти, а просто тянешь в нужную сторону, то ребенок не сможет стать самостоятельным и не научится принимать решения даже в пределах своих возможностей. Но когда “ведомые” делились своими эмоциями и делали выводы, то главная мысль, к которой они единогласно пришли: хорошо, когда в какой-то момент за тебя все решают, это позволяет отдохнуть от постоянного груза ответственности за своего ребенка. Это ценный вывод группы. Но далекий от запланированного.
Обучение через опыт
Обучение через опыт (experiential learning) — совокупность образовательных технологий, предполагающих участие обучающихся в какой-либо деятельности и приобретение соответствующего опыта, а также оценку этой деятельности и приобретенного опыта, идентификацию и усвоение новых знаний и умений.
В мае 2016 года организация Association for Talent Development (ATD) провела исследование, в котором приняли участие 270 компаний (3/4 — коммерческие предприятия, остальные — государственные и некоммерческие организации; 60% — крупные и крупнейшие (более 1000 занятых)). Выяснилось, что обучение через опыт используют 76% из них. 1
Обучение через опыт может быть разделено на следующие группы образовательных технологий:
Цикл обучения через опыт
Цикл обучения через опыт (experiential learning cycle) — создание последовательности шагов в обучении через опыт. Часто предполагается, что эта последовательность направляется фасилитатором (преподавателем), но она может направляться самими обучающимися или «не направляться» вообще, потому что обучение через опыт — это обычный ежедневный процесс для многих людей.
В большинстве моделей обучения через опыт цикл обучения состоит из двух-пяти шагов.
Модель теории обучения через опыт Д. Колба (D. Kolb)
Первая версия модели была разработана Дэвидом Колбом (experiential learning theory, ELT 2 ) в начале 70-х годов ХХ века.
Обучение через опыт по Д. Колбу определяется как «процесс, при котором знание создается путем трансформации опыта. Знание при этом является результатом комбинации усвоения и трансформации опыта».
Модель Д. Колба описывает:
Диалектически связанные способы усвоения опыта:
► конкретный опыт (concrete experience), делание чего-либо — получение опыта;
► абстрактная концептуализация (abstract conceptualization), прохождение к выводам — научение из опыта.
Диалектически связанные способы трансформации опыта:
► рефлексивное наблюдение (relective observation) — оценка того, что происходит, думание или разговор об опыте;
► активное экспериментирование (active experimentation) — планирование следующих шагов, проверка того, что было изучено из опыта.
По модели Колба, процесс обучения состоит из 4 стадий и может начинаться с любой из них, но чаще с немедленного или конкретного опыта, который является основой для наблюдений и осмысления. Осмысление ассимилируется и превращается в абстрактные концепции, которые могут быть активно протестированы и будут использоваться в качестве руководства для дальнейших действий и создания нового опыта.
Д. Колб определяет различные стили обучения (learning styles), или когнитивные стили (cognitive styles), под которыми понимаются относительно стабильные качества, предпочтения или навыки, используемые отдельными лицами, чтобы обрабатывать информацию для решения проблем.
Конкретные стили обучения развиваются у человека медленно, через опыт и не могут быть изменены каким-то отдельным обучением или тренингом. Они тесно взаимосвязаны с эмоциональным интеллектом, темпераментом и мотивацией человека как составляющими его личности.
По Д. Колбу, предпочтительный для конкретного человека способ усвоения опыта (конкретный опыт vs абстрактная концептуализация) и способ трансформации опыта (рефлексивное наблюдение vs активное экспериментирование) определяют один из четырех стилей обучения: генератор идей, теоретик, аналитик, активист.
Дэвид Колб (David Kolb) (р. 1939) — американский теоретик образования, специалист по психологии обучения взрослых, автор первой полноценной теории обучения через опыт (модель Колба). Получил степень PhD в Гарвардском университете, преподавал в Университете Кейс Вестерн Резерв. Области интереса: индивидуальные и социальные изменения, развитие карьеры, обучение через опыт, профессиональное обучение.
Развитие моделей обучения через опыт
Модель Колба получила развитие в более сложных моделях, появившихся в последующее время.
В модели У. Пфейфера и Дж. Джонс (W. Pfeifer, J. Jones 3 ) цикл обучения состоит из 5 этапов:
Обмен (реакциями, результатами, наблюдениями).
Обработка (анализ, обсуждение, рефлексия).
В модели обучения через опыт издательства HRDQ (HRDQ experiential learning model) выделяется 7 этапов в цикле обучения:
Фокусирование: вовлечение обучающегося в обучение до его начала.
Испытывание: обучающийся должен приобрести какой-либо опыт через деятельность, при этом деятельность должна быть интересной и осмысленной.
Рефлексия: применение навыков критического мышления таким образом, чтобы обучающиеся могли вспомнить предыдущие ситуации/примеры.
Размышление: теоретическая дискуссия, чтобы помочь осмыслить приобретенный опыт.
Модифицирование: дискуссия, чтобы понять, что должно быть изменено.
Практика: использование полученного знания на рабочем месте для приобретения нового опыта.
Интеграция: повторная самодиагностика обучающихся через какое-либо время: что в них изменилось, до какой степени они приобрели и используют новые знания, умения, навыки, отношения.
Методика «6Д»
Наиболее частая причина неэффективности корпоративных образовательных программ заключается в том, что новые знания и умения, которые были получены в ходе учебного курса, не были применены сотрудником в решении его рабочих задач, а значит, необходимое изменение не было успешно перенесено в практику и не поддерживается на рабочем месте.
Если рассмотреть процесс обучения как бизнес-функцию, создающую максимальную ценность и для организации, и для сотрудника, где эффективность обучения будет определяться через повышение бизнес-результатов, процесс создания ценности можно представить в виде шести этапов, или «дисциплин» — методику Роя Поллока, Эндрю Джефферсона и Кэлхуна Уика на основе обобщенного практического опыта разработки обучающих решений для бизнеса. Эта методика позволяет связать образовательную программу с бизнес-результатами еще до начала исследования целевой аудитории, а обратную связь о результатах получить и проанализировать после практики на рабочем месте.
На первом этапе — «диагностика» (Д1) — необходимо определить ожидаемый бизнес-результат образовательной программы у заказчика — метрики, по которым он сможет оценить необходимое изменение поведения участников после обучения. Традиционные цели обучения через проверку остаточных знаний в конце образовательной программы не гарантируют необходимых изменений в бизнесе.
На этапе «дизайна программы» (Д2) важно спроектировать полный клиентский опыт обучения:
► «до» старта программы (постановка целей обучения, выбор персонализированного обучающего трека);
► «во время» программы (через интерактивные форматы взаимодействия участников с контентом и коллегами активируется потребность в изменениях, создается развивающая безопасная среда для обучения через опыт);
► «после» программы (когда участник возвращается с намерением поменять поведение, он применяет полученные знания на опыте рабочих задач).
Для формирования навыка и изменения поведения требуется гораздо больше времени, чем длится образовательная программа (Д3). Обучение через опыт рабочих задач должно быть органичным продолжением образовательного процесса. Комплекс дополнительных мероприятий для формирования так называемого климата переноса новых знаний и навыков на практику как со стороны функции обучения (Д4), так и со стороны непосредственного руководителя и коллег (Д5) поможет обеспечить обучающегося необходимой поддержкой для формирования нового опыта на рабочем месте. После проверки гипотез изменения поведения на рабочем месте по итогам полного опыта обучения для решения о продолжении программы для новых обучающихся документируются ее результаты (Д6).
Источники
Kolb D. — ‘’Experimental learning’’ — Englewood Clifs: Prentice-Hall, 1984
Pfeifer J., Jones J. — ‘’Reference Guide to Handbooks and Annuals’’ — San Diego: University Associates, 1983
Метод проб и ошибок: как получать знания из опыта
Любовь Карась
Обучение через опыт — принцип, который можно использовать в формальном и в неформальном образовании. Он позволяет превращать знания в конкретные навыки и развивать их в соответствии с вашими познавательными способностями. Однако сам по себе опыт не имеет значения, если вы не умеете анализировать прошлое и делать выводы. В этом помогает рефлексия. Причем не стоит игнорировать и негативный опыт, так как ошибки являются естественной частью обучения. Т&Р рассказывают о методиках рефлексии и делятся алгоритмом работы над ошибками.
Как извлечь пользу из опыта
Процесс непрерывного обучения (Life long learning) гораздо шире, чем просто прохождение каких-либо курсов. Это передача и усвоение знаний, навыков, которые позволяют развиваться и адаптироваться под быстро меняющуюся реальность. Речь идет не только о профессиональном, но и о личностном развитии. Поэтому когда мы говорим об опыте обучения, то подразумеваем целый спектр формальных и неформальных ситуаций, которые могут позволить человеку получить новые знания, навыки, изменить свои поведение и установки.
Сам по себе опыт не имеет значения, если вы не анализируете его. Одним из инструментов, которые позволяют извлекать знания из опыта, является рефлексия
Рефлексия — этап в процессе непрерывного обучения, позволяющий зафиксировать образовательную деятельность. В личной траектории развития рефлексия, основанная на анализе прошлого, помогает скорректировать траекторию развития и приблизить к поставленной цели. Джон Локк определял рефлексию как основу жизненного опыта, помогающую человеку развиваться.
Рефлексия способствует пониманию себя и своих способностей, исправлению ошибок, корректировке личной и профессиональной траектории развития. Этот процесс необходим для того, чтобы сделать образовательную деятельность наиболее комфортной и соответствующей вашим когнитивным способностям. Ведь не существует универсальных техник и методов обучения — их необходимо комбинировать и адаптировать. Кроме того, вы можете пересмотреть поставленные изначально цели и заново расставить приоритеты. Например, если вы долгое время не можете выучить иностранный язык, то проблема может заключаться не в методиках образовательной деятельности, а в вашей мотивации: возможно, эта цель для вас уже не релевантна.
Александра Жирновская
Директор центра корпоративного обучения и развития Theory & Practice
Выбирая образовательную программу, обратите внимание, предлагается ли изучать опыт других людей, например успешные кейсы преподавателей-практиков. Если живые примеры интегрированы в программу, это хорошо, но еще важнее, каким образом происходит осмысление чужого опыта на занятиях. Именно через рефлексию происходит обучение, когда мы можем примерить чужой опыт к нашей реальности: оценить его релевантность для решения собственных задач, сравнить с теми подходами, которые используем. На основе рефлексии мы делаем вывод, берем эти новые знания с собой или нет. Групповая рефлексия расширяет наш кругозор и обогащает опыт. Если в занятия включены такие рефлексивные форматы, как дискуссии, майндмэппинг или составление диаграммы «рыбьей кости», шансы действительно научиться будут выше.
Модели рефлексии
Профессор и философ Грэм Гиббс изучал обучение через опыт и создал модель рефлексии, которая помогает сделать опыт наиболее полезным. Это может быть как отдельная ситуация, с которой вы часто сталкиваетесь, так и долгий период. Модель состоит из шести ступеней.
Что такое экспериментальное обучение?
Экспериментальное обучение – это тип неформального обучения, который основан на «пробах и ошибках». Экспериментальное или практическое обучение может звучать как что-то сложное и непонятное. Но известно, что люди лучше всего обучаются на своем опыте и размышлениях. Речь идет о прохождении процесса фактического выполнения того, что мы хотим узнать, и размышлении над полученным опытом.
Мы учимся на собственном опыте! Что бы вы ни пытались освоить – выпечка, ваша повседневная работа или открытие собственного дела – ваш успех будет зависеть от экспериментального обучения.
Обучение на основе опыта настолько эффективно, потому что помогает добиться устойчивого изменения поведения. Как? Вместо того, чтобы просто понимать новый предмет или приобретать навыки, мы развиваем новые привычки и поведение.
Фактически, согласно модели «70-20-10», 70% того, что мы знаем, мы получаем из опыта и исследования нового. Тем не менее, настоящее обучение происходит, когда мы размышляем над этим опытом! Исследования подтверждают, что качественно проведенное над размышлениями время помогает нам учиться.
Теория экспериментального обучения Колба
Профессор Д.А. Колб – человек, который больше всего связан с теорией экспериментального обучения. Его теория – это мощный фундаментальный подход ко всем формам обучения, развития и изменений. Практическое обучение описывает идеальный процесс обучения, предлагает вам понять себя как ученика и дает вам возможность взять на себя ответственность за собственное обучение и развитие.
То, как вы учитесь – это ваш подход к жизни в целом. Это также способ решения проблем и принятия решений. Обучение происходит в любых условиях и продолжается на протяжении всей жизни. Процесс обучения на основе опыта способствует повышению производительности и развитию.
Цикл экспериментального обучения
Цикл экспериментального обучения – это четырехэтапный процесс обучения, который многократно применяется в каждом взаимодействии и опыте: опыт – размышление – мышление – действие.
Конкретный опыт
Это практический личный опыт, на котором мы учимся. Мы пробуем новое и выходим из зоны комфорта. Этим опытом может быть что угодно в нашей личной или профессиональной жизни – попробовать новый рецепт или выполнять повседневную задачу на работе. Благодаря опыту мы можем учиться на наших успехах и неудачах. То, что происходит дальше, вызывает реальное изменение поведения!
Рефлексивное наблюдение
Затем нам нужно поразмыслить, чтобы успешно извлечь уроки из нашего опыта. Это и есть фаза «рефлексивного наблюдения» цикла эмпирического обучения. Именно на этом этапе мы анализируем и обдумываем пережитый опыт. Что пошло правильно и что можно улучшить? Это также шанс увидеть, как это можно было сделать по-другому, и поучиться у других.
Итак, это этап анализа, наблюдения за альтернативами и выделение плюсов и минусов.
Конкретизация и мышление
После того как мы определили и понимаем определяющие характеристики опыта, мы можем решить, что мы будем делать по-другому в следующий раз, если это необходимо. Это время для планирования и мозгового штурма для достижения успеха.
Например, вы можете установить таймер духовки, чтобы избежать неудач с выпечкой, использовать проверку орфографии и практиковаться в выполнении сложной задачи на работе, когда у вас есть свободное время.
Благодаря экспериментальному обучению ученики могут в кратчайшие сроки выйти в лидеры по успеваемости.
Активное экспериментирование
На этапе активного экспериментирования мы можем экспериментировать с нашими идеями. Пришло время проверить свой план действий в реальных условиях! В конце концов, если мы что-то не попробуем, мы не узнаем, сработает ли это. Что бы вы ни пытались освоить, какими бы возвышенными или подробными ни были ваши планы, в какой-то момент вам придется отложить учебники и заняться этим на практике.
Этот цикл настолько естественен и органичен, что люди участвуют в нем, даже не подозревая, что они учатся. Это происходит почти без усилий и постоянно меняет нашу жизнь. У большинства людей есть предпочтения в отношении того, как они используют этот цикл обучения, уделяя одним фазам больше внимания, чем другим.
Стили экспериментального обучения
То, как мы используем цикл обучения, варьируется от человека к человеку. В зависимости от личности, образования, профессии, культуры и адаптивных компетенций у людей формируются предпочтения в отношении того, как они используют цикл обучения.
Согласно Колбу существует девять различных стилей экспериментального обучения. Мы руководствуемся своим предпочтительным стилем и используем его по умолчанию, когда учимся на автомате или в стрессе.
Стили обучения – это привычки или устойчивые состояния обучения и жизни, предполагающие предпочтение одних способов обучения и недостаточное использование других.
Стили обучения также обеспечивают основу для понимания других, чьи подходы отличаются от ваших. Осведомленность о тенденциях своего собственного стиля обучения и знание предпочтительных стилей обучения тех, с кем взаимодействует ученик, помогают развивать продуктивное взаимодействие, командную работу и отношения.
Итак, рассмотрим 9 стилей экспериментального обучения:
При использовании этого стиля ученик глубоко вовлечен, активно работает интуиция. Он преуспевает в командной работе, устанавливает доверительные отношения с другими и получает удовольствие от взаимодействия.
Воображение
Ученик создает смыслы, наблюдая и размышляя над пережитым опытом. В стиле «Воображение» человек восприимчив ко многим идеям и людям, размышляет о возможностях и ценит разнообразие. Ему комфортно в неоднозначных ситуациях и нравится помогать другим.
Размышление
При использовании этого стиля ученик терпелив, осторожен, сдержан и позволяет другим играть главную роль. Он соединяет опыт и идеи через постоянное размышление, собирает информацию из множества источников.
В стиле «Размышление» человек наблюдает, принимает разные точки зрения и ждет, чтобы действовать, пока не будет уверен в результате.
Анализ
Человек заранее планирует минимизировать ошибки, объединяет информацию, чтобы получить полную картину, и использует теории и модели для проверки предположений. Он методично анализирует детали и данные.
Мышление
Человек, предпочитающий данный стиль, скептичен, дисциплинирован, обладает способностью к абстрактным рассуждениям, математике и логике. Он использует достоверные данные для анализа решений, логически оформляет аргументы и использует критическое мышление, умеет эффективно обмениваться идеями и выносить независимые суждения.
Принятие решений
Такой ученик ответственный и прямолинейный. Он может держать фокус на одном направлении действий для решения проблем и достижения практических результатов. В стиле «Принятие решений» каждый устанавливает цели по эффективности, оценивает прогресс в их достижении и занимает определенную позицию.
Игра актеров
Человек, используя этот стиль, предпринимает целенаправленные действия, которые уравновешивают достижения и отношения. Он напорист, ориентирован на успех, реализует план и действует так, чтобы все было сделано вовремя. Может реализовать планы, имея даже ограниченные ресурсы.
Инициирование
Такой человек общителен, спонтанен и способен игнорировать потери или «неудачи» в пользу повторной попытки. Он инициирует действия, чтобы влиять на других и искать новые возможности.
Балансировка
Используя данный стиль, ученик находчив, взвешивает плюсы и минусы, выявляет слепые зоны в общей ситуации, устраняет различия между людьми и гибко адаптируется к смене приоритетов.
Как применить экспериментальное обучение в онлайн-обучении?
Многие считают, что онлайн-обучение – это формальное обучение. И возникает вопрос: как же возможно применить экспериментальное обучение в онлайн?
Вот лишь несколько способов это сделать:
1. Практические учебные мероприятия
Смоделируйте конкретный опыт! Онлайн-обучение предоставляет отличную возможность для воссоздания реальных задач в безопасных условиях виртуальной реальности. Этот опыт может принимать различные формы в рамках онлайн-обучения, например, обучающие игры или игровое обучение.
Сценарии обучения могут быть построены на основе игровых шаблонов, отражающих реальность. Этот виртуальный опыт может воссоздать то, что происходит в повседневной жизни и работе учащихся, давая им возможность практиковать свои навыки. Например, сотрудники службы поддержки клиентов могут встретиться лицом к лицу с недовольным виртуальным клиентом и оформить возврат.
2. Обеспечьте возможности для размышлений
Предоставьте в рамках обучения широкие возможности для размышлений. После обучения или моделирования опыта вы можете включить открытые тестовые вопросы, которые предложат учащимся рассмотреть и оценить свой опыт.
Что почувствовали сотрудники службы поддержки клиентов, столкнувшись с требованиями клиентов? Что прошло хорошо и что можно улучшить в их взаимодействии с клиентом? Каков был результат?
3. Экспериментируйте
Не забудьте дать учащимся возможность попробовать все на практике снова и снова. Благодаря опыту тренировок, рефлексивным вопросам и социальному обучению каждый будет стремиться опробовать свои новые навыки. Поощряйте людей вернуться на тренировку и снова попробовать свои силы.
Вы можете мотивировать учащихся продолжать совершенствоваться и экспериментировать со своими способностями, введя элементы геймификации, такие как очки и рейтинги лидеров учащихся. По мере того, как учащиеся совершенствуются и преуспевают, они будут набирать очки опыта и подниматься в рейтинге. Это вы сможете реализовать в рамках современных LMS, например, АнтиТренинги.
4. Учитесь друг у друга с помощью социального обучения
Еще одним важным фактором в экспериментальном обучении является наблюдение и обучение на опыте других. Чем реакция людей на опыт отличается от нашей собственной? Почему кому-то удалось выполнить определенную задачу? Что они сделали, чему я могу научиться?
Социальное обучение может помочь ученикам учиться друг у друга, предоставляя им возможность делиться своим опытом в чате на платформе онлайн-обучения.
Поощряйте учащихся делиться видео о своем опыте и примерами того, что им подходит. Вы, как преподаватель, можете ставить важные задачи в LMS, чтобы привлечь учеников и начать общение! Например, «поделитесь фотопримером красивого лендинга».
В качестве вывода
Эмпирическое обучение – это активный учебный процесс, при котором ученики «учатся на практике» и размышляют над полученным опытом. Выделяют 9 стилей экспериментального обучения. Важно знать и учитывать их при объединении учеников, так как это позволит развивать продуктивное взаимодействие и слаженную командную работу.