обучение на основе компетенций
KLIM.KZ
Интернет-магазин «Канцелярская лавка»
канцтовары и игрушки в Нур-Султане (Астане) оптом и в розницу
Мы живем в эпоху наступающей глобализации, революции средств коммуникации, которые меняют наш образ жизни, общения и мышления и предъявляют особые требования к образовательной системе. Будущее во многом зависит от способности понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, постоянно учиться и адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей жизни. Новое поколение компьютеров, глобальная сеть Интернет обусловили изменения роли человеческой личности в развитии общества. Путь по которому люди создают, строят, хранят, передают информацию – радикально изменился, следовательно, изменились формы коммуникации, обучения, работы.
Тенденции развития цивилизации нового времени определяют вызовы образованию. Обучение будет эффективным только в том случае, если оно позволит удовлетворить требования, предъявляемые новой эпохой, поэтому в настоящее время цель школьного образования во всем мире заключается в удовлетворении потребностей современной экономики и общества. В связи с этим наиболее востребованными компетенциями, способностями людей в формирующейся новой экономике знаний, являются умение получать знания, применять их, структурировать и генерировать.
Экономика Казахстана так же, как и экономика развитых стран испытывает потребность в людях, умеющих работать со знаниями, умеющих превращать знания в предмет целенаправленной работы, работать с неопределенностью, осуществлять постановку проблему, намечать ее решение, определять принципы разработки стратегий. Вызовы времени обуславливают модернизацию отечественной системы образования.
Понятия «компетентность», «компетенция» прочно вошли в педагогическую терминологию, объективизировали формулировку социального заказа общества к результатам образования. Компетентностному подходу посвящено исследование Д.Кулибаевой, где автор указывает на роль образовательного процесса при компетентностном подходе, как на основное средство целенаправленной подготовки человека к самообразованию. Поэтому образовательный процесс, должен быть ориентирован на управление самообразованием человека, на создание внутренних условий для формирования у личности способности самостоятельно проектировать и осуществлять свои жизненные планы путем самообразования. Компетентностный подход при этом позволяет подготовить человека к жизни в условиях постоянной ее изменчивости и развития и предлагает следующее определение:
Компетентность – качество человека, завершившего образование определенной ступени, выражающееся в готовности на его основе к успешной деятельности.
В решениях ЮНЕСКО определены глобальные задачи образование в ХХ1 веке, решение которых позволит научить каждого школьника познавать (научить учиться); действовать(научить разрешать возникающие проблемы); взаимодействовать(научить строить отношения как с людьми, так и с окружающим миром); самосовершенствоваться(научить личностному развитию).
Основным приоритетом нового качества образования являются компетенция, которая на сегодня является индикатором образовательной успешности, дающим возможность определить готовность выпускника школы к дальнейшему активному участию в жизни общества. Государственный, социальный заказ к подготовленности выпускника средней школы, предполагает сформированность следующих компетенций:
— готовность к разрешению проблем
— готовность к самостоятельной познавательной деятельности
— готовность к коммуникации
— готовность к использованию информационно-коммуникационных технологий
-готовность к социальному взаимодействию
— готовность нести ответственность за свою Родину
— готовность к самосовершенствованию, самоопределению, самореализации.
Компетенция – это результат образования в широком смысле слова, она включает в себя все остальные результаты образования и является личностным качеством, позволяющим мобилизовать для достижения цели как внутренние ресурсы, это – знания (усвоенная информация), умения( действия), навыки( действия, доведенные до автоматизма); компетентности( освоенные способы деятельности); систему ценностей, норм, отношений, мотивов так и внешние, это – источники информации, средства коммуникации, материально-технические средства и др.
В период модернизации содержания образования одной из самых актуальных тем становится компетентностное обучение. Его особенностью является основной результат деятельности образовательного учреждения, где признается не сама по себе система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах.
Компетентностное обучение- это:
-метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества.
-совокупность общих принципов:
*определение целей образования;
*отбора содержания образования;
* организации образовательного процесса;
*оценки образовательных результатов.
Очень важно понять принципиальные отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного подхода к нему.
Компетентностный подход- это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний; в качестве конечных результатов образования рассматривается развитие личностных качеств (прежде всего нравственных), формирование системы ценностей.
Характерные особенности компетентностного обучения:
— наука (основа содержания образования) рассматривается как общечеловеческий
свод опыта решения проблем;
— изучение основ наук является средством принципов научного мышления;
-учитель ставит вопросы «зачем?» и «как?» и отвечает на них вместе с учениками;
— методы и формы обучения используются как самостоятельные средства достижения определенных педагогических целей (например, групповые формы работы подчинены задаче формирования умений работы в сотрудничестве);
— применение знаний и умений проводится в жизненных (или приближенных к ним) ситуациях;
— жизненный контекст и формирование жизненного опыта вводятся в рамки учебного процесса как его значимые элементы;
— накапливается и осмысливается опыт решения жизненных задач;
-оценивается способность применить накопленный багаж дидактических единиц в различных ситуациях;
-школа готовит человека к решению трудных жизненных проблем;
-школа учит человека полагаться на свою самостоятельность.
Для некомпетентностного обучения:
-наука (основа содержания образования) рассматривается как свод фактов, понятий, законов и теорий ;
— изучение основ наук является главной и самодостаточной целью учебного процесса;
— учитель ставит вопросы «что?» и «почему?» и отвечает на них вместе с учениками;
-методы и формы обучения подчинены учебному содержанию;
-применение знаний и умений ограничивается учебными ситуациями;
-основной результат обучения- знания, умения, навыки, ценности;
-жизненный опыт учащихся формируется стихийно, за пределами учебного процесса;
-накапливается и осмысливается опыт решения учебных задач;
-оценивается накопленный багаж дидактических единиц;
-школа уводит человека от решения трудных жизненных проблем в область, близкую к «чистой науке» ;
— школа учит человека полагаться на свою память.
Формы организации занятий в условиях компетентностного образования должны быть различные, это и традиционные уроки и новые технологии обучения, отвечающие запросу на формирование на ключевых компетентностей, как новых результатов образования – исследовательские и проектные.
Исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах деятельности. Творческий исследовательский поиск становится неотьемлемой частью любой профессии. В связи с этим подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска выдвигается в ряд важнейших задач современного образования.
Современный человек может быть признан компетентным в широком смысле этого слова только при условии воспитанности.
В Казахстане впервые о компетентностном образовании было заявлено в Государственной программе развития образования на 2005-2010 годы от 11октября 2004 года.
Группа ученых Казахской академии образования – М.Джадрина, Н.Н.Нурахметов, С.Муканова, С.Халикова, Р.А.Сулейменова и др.- на основе изучения компетентностного подхода в образовании, предложила сдедующие определения:
Базовые компетенции – готовность учащихся к выполнению роли во взрослой жизни, готовность играть конструктивную роль гражданина, готовность к продолжению образования на протяжении всей жизни;
Ключевые компетенции – способность к мобилизации своих потенциальных возможностей для решения проблемной ситуации(учебные, жизненные); способность интегрировать полученные знания, умения и навыки и жизненный опыт для достижения цели в определенном контексте.
Компетентность как результат образования является: стандартизуемым; целезаданным и конкретно определяемым; дифференцируемо по формируемым компетенциям; потенциально – прогнозируемым; диагностируемым; и квалимитрически измеряемым.
Разработчиками казахстанского стандарта общего среднего образования(2007) – У.Б.Жексенбаева, Н.Н.Нурахметов, К.Жампеисова, Ш.Курманалина, К.Аганина, Ж.Самуратова, Б.Игенбаева, Ш.Таубаева, Н.Н.Хан, С.И.Калиева, Е.Я.Коган, В.Прудникова, Г.Голуб, И.Фишман и др.- приняли следующие определения:
Компетенция – готовность личности к успешной деятельности, способность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся универсальными способами деятельности.
Таким образом, развитие компетентностного подхода в образовании имеет полувековую традицию, когда происходило уточнение его сущности и содержания. Проблема компетентности развивается, как в русле требований к образованию личности, так и в аспекте профессиональной подготовки специалистов в целом.
Компетентностный подход в образовании
Идеологи компетентностного подхода говорят о том, что школа не знаниями должна обеспечить ребёнка – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе и нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведённых качеств называется «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», а теперь и проекты «федерального государственного образовательного стандарта второго поколения» зафиксировали тенденцию к переводу содержания Российского образования на уровень ключевых образовательных компетенций. Это значит, что компетентностный подход в нашей стране приходит на смену знаниевому.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения
Традиционный подход
Компетентностный подход
Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
Компетентностный подход в образовании
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход – это совокупность принципов и закономерностей постановки целевого назначения, задач, отбора содержания образования, организации образовательной деятельности и подведения итогов ее реализации.
Рисунок 1. Компетентностный подход в обучении. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе данного подхода закладываются компетенции учащихся, которые должны быть сформированы по ходу реализации образовательной деятельности на определенном этапе, уровне, в течение конкретного периода обучения. Эти компетенции служат ориентирами планирования учебно-воспитательной работы, составления образовательных программ.
Рисунок 2. Компетентностный подход в образовании. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Компетентностный подход ориентирует образовательный процесс школы на профессиональную ориентацию учащихся т.е. выбору будущей профессии и подготовку к обучению в высшей школе для ее получения. Что касается обучения в высшем учебном заведении, то компетентностный подход ориентирован на формирование навыков будущего специалиста, а также развитие профессиональных качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности разного рода.
Сущностными характеристиками образовательной деятельности, основанной на компетентностном подходе, являются:
Готовые работы на аналогичную тему
Знания и навыки формируются в комплексе. Это требует применения иных методов и технологий обучения.
Компетентностный подход отличается от традиционного иными целевыми ориентирами. Он предполагает не просто передачу знаний учащимся и их накопление. Он учит применять эти знания в практической деятельности для решения разнообразных задач. Иными словами, он ориентирован на формирование основ самостоятельного познания и использование своих знаний разными способами и в разных ситуациях. Поставленные цели образования отражают объективные потребности учащихся.
Принципы компетентностного подхода в образовании
Принципами организации образовательной деятельности, согласно компетентностному подходу, являются следующие:
Условия реализации компетентностного подхода в образовании
Компетентностный подход в образовании может быть реализован на основании соблюдения ряда условий:
Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования
В каком мире мы учим?
С каждым годом окружающая нас действительность становится все более нестабильной и непрогнозируемой. Увеличивается объем информации, производимой и потребляемой людьми; технологии устаревают и обновляются; меняется экологическая обстановка и климат; стираются все возможные границы – между странами, территориями, культурами и научными дисциплинами.
При таком темпе изменений совершенно невозможно угадать, к чему готовить детей. Кем они смогут работать через десять лет? Какие их качества будут востребованы? Чему нужно учить, чтобы воспитать успешных людей будущего?
Уже сегодня в мире наблюдается кризис рутинных профессий: люди конкурируют с искусственным интеллектом. Вероятно, нашим сегодняшним ученикам потребуется осваивать в первую очередь те профессии, которые предполагают экспертный подход, создание новых форм и все, что нельзя алгоритмизировать. Идеальный человек будущего – это самостоятельный, адаптивный и обучаемый персонаж, умеющий работать в команде и делать свою работу, не опираясь на шаблон, превращать проблемы в задачи и решать их, преобразовывая реальность и неся ответственность за принимаемые решения.
Если актуальная задача школы сегодня – готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире, то что для этого можно сделать? Вместо конечных знаний предлагать проблемные ситуации со множеством вариантов решений. Вместо оценки как соответствия эталону и инструмента запугивания – предложить оценку-зеркало, которое позволит критически посмотреть на себя и скорректировать некоторые аспекты.
«Учителю необходимо, прежде всего, стать гибким и проактивным».
В современных реалиях идти по заданному шаблону не получится, придется обучаться в течение всей жизни, самостоятельно обновлять свои знания и осваивать новые технологии. Этого не сделать без сильной внутренней мотивации. Кроме того, нельзя быть отрешенным от профессионального сообщества. Ни один гениальный учитель не справится в одиночку со всеми вызовами, которые нам бросает время; требуется коллективный разум, доступ к банку опыта и удачных практик. Поэтому включенность в профессиональное сообщество, готовность учиться у других и транслировать свои успешные практики – базовое требование к педагогу.
Ключевые компетенции как отражение основных целей обучения
В ближайшее время будет опубликован доклад института образования НИУ ВШЭ, посвященный опыту многих стран-лидеров в образовании. Тщательно проанализировав различные сценарии и решения, эксперты будут готовы сформулировать рекомендации по развитию системы российского образования.
Все государства, чей успешный опыт был проанализирован в рамках подготовки к докладу, провозглашают свой набор актуальных компетенций, которые должен приобрести каждый учащийся. Каждая комбинация компетенций формирует конкретную образовательную модель, успешно работающую в конкретном государстве.
Канада. Заявленная цель – создать систему образования, подходящую для каждого ученика. Следовательно, школа обязана вовлекать в активный учебный процесс все категории учащихся, в том числе слабых, «сложных», детей с ОВЗ и т.д. В процессе обучения дети должны овладеть следующими компетенциями: критическое мышление, креативность, навык взаимодействия с людьми и кооперация, воспитание характера и гражданская грамотность.
Финляндия. Основной целью провозглашается воспитание гармоничного, всесторонне развитого человека. Набор компетенций включает: мышление, умение учиться, культурную компетентность, умение взаимодействовать и выражать себя, забота о себе и управление повседневной жизнью, ИКТ-грамотность, карьерное развитие, предпринимательство, участие в построении успешного будущего.
Китай. В основе китайского фрейма – погруженность в культуру своей страны, ответственное гражданство, инновационное практичное действование, здоровый образ жизни, обучение в течение жизни и забота о себе.
Мы видим, что каждое государство в создании своей идеи национального образование шло своим путем – отсюда невозможность описать все фреймы при помощи одной системы понятий. Остается только догадываться, в какой мере схожи по смыслу «забота о себе» и «воспитание характера», «участие в построении успешного будущего» и «ответственное гражданство».
Проанализировав различные фреймы компетенций передовых стран мира, эксперты пришли к выводу: каждая рамка компетенции создана для решения конкретных задач, которые ставит государство перед национальным образованием. Если поставить перед собой задачу привести все многообразие актуальных компетенций к обобщенной формуле, то мы получим три компетентностных узла:
взаимодействие с другими людьми и освоение социальных ролей;
взаимодействие с самим собой, саморефлексия.
Какая бывает грамотность?
Кажется, видов грамотности существует столько же, сколько прилагательных, которые мы захотим сочетать со словом «грамотность»: финансовая, правовая, экологическая, культурная – и за всеми этими понятиями стоит умение управлять, понимать и быть готовым действовать в той или иной сфере жизни. Грамотность – это не то, чем можно овладеть однажды и на всю жизнь; она нуждается в обновлении, уточнении, адаптации к изменениям, которые происходят в мире.
Наши коллеги-эксперты из НИУ ВШЭ выделяют два ключевых типа грамотности:
1. Грамотность, связанная с использованием инструментов коммуникации, которые опираются на знаковые системы. Это чтение, письмо, умение читать и расшифровывать диаграммы, схемы, работа с данными, а также владение формальными языками программирования – хотя бы на уровне понимания принципа. Часто речь идет о работе в режиме «человек-человек» и «человек-машина».
2. Грамотность, связанная со знаниями и навыками повседневного поведения. Всесторонне грамотный школьник должен знать, что такое кредит, как оплатить штраф, зачем сортировать мусор, как пить таблетки, что есть и чего не пить, чтобы сохранить свое здоровье, и т.д.
Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.
Что мешает нам меняться?
Судя по результатам опроса, который был проведен среди российских учителей и родителей экспертами НИУ ВШЭ в феврале 2018 года, изменениям препятствует отсутствие согласия у учителей и родителей относительно основных задач школьного обучения – более того, педагоги не готовы признать за школой некоторые новые функции.
В целом, российские учителя согласны, что школа должна развивать критическое мышление, однако высказывают мнение, что креативность – это не то, что можно воспитать в процессе обучения: либо дано, либо нет, а школа тут бессильна. Правда, и родители высказывают опасения, что в школе уж точно креативности не научиться. Многие учителя видят возможность формирования определенных компетенций только в рамках конкретных предметов: читательская грамотность развивается на уроках литературы, экологическая – на уроках биологии и т.д. А между тем, во всем мире эксперты констатируют, что для успешного решения актуальных задач образования необходимо сквозное проникновение грамотностей в дисциплины.
Такие понятия, как «обучение через исследование» и «проектная деятельность», мы склонны интерпретировать искаженно, видя в них больше наукообразия, чем практического значения и самостоятельности учеников.
Самое главное: в педагогическом сообществе укрепилось мнение, что целый ряд задач, которые мир ставит перед школами, должны решать не учителя, а семьи. Родители и педагоги едины во мнении, что школа должна научить ребенка излагать свои мысли, охотно учиться, отличать правду от вымысла, а относительно других актуальных задач единого мнения нет. Например, по мнению педагогов, навыки эффективной коммуникации, кооперации и совместной деятельности дети якобы должны приобретать в семье, а не на уроках. Мало кто из опрошенных учителей признает, что именно школа должна воспитывать в детях ответственность, умение планировать время, давать им необходимые бытовые знания, уважительно относиться к другим людям.
Компетенции и компетентностный подход в обучении
Статья просмотрена: 10121 раз
Библиографическое описание:
Окуловский, О. И. Компетенции и компетентностный подход в обучении / О. И. Окуловский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 499-500. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5841/ (дата обращения: 01.11.2021).
Вступление России в Болонский процесс послужило прологом к внедрению компетентностного подхода в обучение как альтернативы существующему процессу формирования у обучающихся «знаний-умений-навыков», недостаточно учитывающих сущность компетентности специалиста в условиях рыночных отношений. Компетентностная модель образования является важнейшим условием модернизации и приведения его результатов в соответствие с международными стандартами.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО-3) компетенция зафиксирована как «способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области», а результаты обучения – как «усвоенные знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». При таких формулировках, которые в принципе являются ключом к пониманию сущности компетенции и результатов обучения, на наш взгляд, снижается роль деятельностного подхода в обучении, потому что по данным определениям от выпускника-специалиста требуется для успешной деятельности быть способным только к применению знаний, умений и личностных качеств и не более того.
В этой связи предлагается видеть выпускника как специалиста, способного действовать на основе реализации усвоенных знаний, умений и сформированных личностных качеств. В этом состоит принципиальное отличие предлагаемого подхода к обучению в высшем учебном заведении.
Исходя из этого, понятие «компетенции», а также «компетентности» могут быть сформулированы следующим образом:
компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной;
компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций.
Развивая последнее понятие, в более широком смысле можно сказать, что компетентным будет тот специалист, чья деятельность, действия, поведение адекватны появляющимся проблемам и, при этом, реализуются соответствующие способности. Компетентный человек – это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно действовать в различных ситуациях, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности.
В данном определении основной акцент делается на формирование в ходе обучения способности к деятельности, что соответствует принятому в мире современному подходу к ориентации содержания образования на конечный результат, выраженный в способности к действию, а не на овладение суммой определенных знаний и умений. В этих понятиях в явном виде присутствует функционально-деятельностный подход в образовании, являющийся важнейшим принципом обучения.
В ФГОС ВПО-3 приводится определение результатов обучения как «усвоенные знания, умения и освоенные компетенции». В соответствии с предлагаемым подходом к определению «компетенции» и «компетентности», результаты обучения должны рассматриваться как «сформированная компетентность по осуществлению профессиональной деятельности».
Возвращаясь к понятиям «компетенция» и «компетентность», необходимо отметить, что компетенции являются результатом прямого и косвенного воздействия на обучающегося множества факторов учебного и воспитательного характера. В [1] отмечается, что:
«…за формирование тех или иных компетенций не могут «отвечать» только отдельные учебные дисциплины или даже содержание образовательной программы. Компетенции – это также результат образовательных технологий, методов, организационных форм, учебной среды и т.д.»;
«…компетентность личности одновременно и потенциальна и относительна. Ибо о реальном уровне ее сформированности можно будет судить только тогда, когда выпускник непосредственно приступит к самостоятельной профессиональной деятельности. В процессе же обучения в вузе можно оценивать лишь компетенции».
В педагогической науке уже устоялось восприятие компетенций как базовых компонентов потенциальной компетентности, которую сможет продемонстрировать выпускник вуза в будущем [1, 2, 3, 4]. В дополнение к этому отмечается, что компетентностная модель выпускника не является моделью специалиста, так как компетентность неразрывно связана с опытом успешной деятельности, которого в ходе обучения в вузе в должном объеме приобрети невозможно.
Суммируя изложенное, предлагается следующее определение компетентностного подхода в обучении.
Компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате обучения, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека на ее основе адекватно действовать в различных ситуациях (в том числе и в ситуации неопределенности).
Компетентностный подход предполагает наличие в вузе системы формирования профессиональной компетентности выпускников как специалистов.
Для решения профессиональных задач специалист должен обладать соответствующими конкретным профессиональным задачам компетенциями, основными компонентами которых являются знания, умения, навыки и личностные качества специалиста. Совокупность же профессиональных компетенций, позволяющая выполнять весь перечень профессиональных задач в конкретной области, составляет компетентность специалиста в этой области.
Таким образом, общим результатом обучения в вузе является сформированная компетентность специалиста в определенной области, которая проявляется путем реализации соответствующих компетенций при решении профессиональных задач. Следовательно, при компетентностном подходе основное внимание в учебном процессе должно уделяться формированию у обучающихся профессиональных компетенций по всему спектру профессиональных задач, выполняемых специалистом в его профессиональной деятельности.
Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. – 2004. №3. – С. 20-26.
Лернер И. Я. Формирование и развитие профессионалов в условиях современного образовательного пространства / И. Я. Лернер. – М.: Издательство университета Дружбы народов, 2006.
Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. / Т. Е. Исаева // Педагогика. – 2006. – № 9. – С. 55–60.
Софьина В. Н. Развитие профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве/ В. Н. Софьина // Монография. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2005. 144 с.