обучение на основе чувственного восприятия актуализирующего жизненный опыт ребенка
Обучение на основе чувственного восприятия актуализирующего жизненный опыт ребенка
3. Становление научной педагогики в XVII веке
Фрэнсис Бэкон Продолжительность (мин.): 06:59
1. Охарактеризуйте педагогические воззрения Бэкона.
2. Каков вклад Бэкона в развитие знаний о психике человека?
3. Оцените роль Бэкона в становлении научной педагогики.
4. Как вы понимаете следующее высказывание Ф. Бэкона? Прокомментируйте его, кликнув его и перейдя по ссылке.
1. Охарактеризуйте эпоху, в которую жил Коменский.
2. Назовите основные даты и события жизни Коменского.
3. Какие правила (принципы) школьного обучения обосновал Коменский? Найдите в «Великой дидактике» формулировки некоторых правил.
4. В чем состоит природосообразность в дидактике, по мнению Коменского?
5. Какие советы дал Коменский для домашнего воспитания ребёнка? Сопроводите эти советы соответствующими им цитатами из книги «Материнская школа».
6. Как, по мнению Коменского, должна быть организована национальная система образования?
7. Как вы понимаете смысл следующих афоризмов Я.А. Коменского? Прокомментируйте один из афоризмов, кликнув его и перейдя по ссылке.
1. Оцените актуальность «Законов хорошо устроенной школы» для современного образования. Какие из «законов» необходимо выполнять и сегодня, а какие утратили актуальность?
2. Какие советы даёт Коменский «об искусном пользовании книгами»?
3. Сравните трактовку истории о Минотавре, изложенную Коменским в речи «Похвала истинному способу», с настоящим мифом (см., например: Тесей и Минотавр ). Что Коменский называет «злосчастным лабиринтом», и в чём видит выход из него?
4. Проследите появление элементов классно-урочного обучения в школах XIV – XVII вв., назовите педагогов, использовавших элементы классно-урочного обучения до Коменского.
5. Как в азбуке Я.А. Коменского реализована идея сенсуализма (обучения на основе чувственного восприятия, актуализирующего жизненный опыт ребёнка)?
6. Изучите структуру и организацию материала книги «Мир чувственных вещей в картинках». Подготовьте сообщение об одном из разделов, используя иллюстрации из книги (форма выполнения уточняется преподавателем на занятии).
1. Охарактеризуйте философско-педагогические идеи Локка.
2. Каких правил, согласно Локку, следует придерживаться в воспитании ребёнка?
3. Раскройте содержание воспитания джентльмена. Сопроводите свой рассказ соответствующими цитатами из книги «Мысли о воспитании».
4. Как негативное отношение Локка к школам проявилось в его проекте «рабочих школ»?
5. Как вы понимаете следующее высказывание Дж. Локка? Прокомментируйте его, кликнув его и перейдя по ссылке.
Если вы мой студент (я – Сергей Владимирович Сидоров, преподаватель Шадринского гос. пед. института), то поздравляю! Вам доступна возможность дистанционно получить оценку по результатам тестирования. Для этого…
2) перед тем, как приступить к решению теста, обязательно зарегистрируйтесь на данном сайте (или авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы);
3) после прохождения теста кликните ссылку в рамке с результатом и отправьте мне сообщение.
Если тест не пройден, возможность для сообщения не появится.
Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»
Формированию чувственного опыта способствует сенсорное развитие, так как источником знаний об окружающем мире в епрвую очередь являются ощущения и восприятия, возникающие при соприкосновении органов чувств с различными признаками и свойствами предметов.
Просмотр содержимого документа
«Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»»
Муниципальное бюджетное дошкольное
«Родничок, первой категории
с. Кагальник, Азовского района
Консультация: «Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»
«Роль чувственного опыта дошкольников в процессе познания окружающей действительности»
Формированию чувственного опыта способствует сенсорное развитие, т.к. источником знаний об окружающем мире в первую очередь являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувств, с различными признаками и свойствами предметов.
Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа:
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие или чувственный опыт ребёнка является фундаментом общего интеллектуального развития детей.
— упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение;
— дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.
Основная задача сенсорного развития детей заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им свойства, т.е. определять общепризнанные эталоны.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его развитии играет чувственный опыт.
Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы:
На 2 этапе у ребенка накапливается уже некоторый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, и часть этих представлений начинает играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. На данном этапе для усвоения доступны такие сенсорные эталоны как: цвет, форма, величина. 3 этап длится до 5 лет. На этом этапе происходит ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Одновременно с формированием основных эталонов (цвет, форма, размер) необходимо учить детей способам обследования предметов и по другим свойствам: весу, тактильным ощущениям, температурным показаниям и слуховым реакциям. Здесь также важнейшим фактором для всестороннего развития ребенка, его чувственного опыта является создание окружающей его среды. Ведь упражнения и задания, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт и являются полезными для закрепления уже имеющихся представлений об окружающих его предметах.
Рассмотрим несколько примеров:
На восприятие цвета: «Соберём грибочки»; «Найди домик для куклы»; «Что бывает такого цвета?».
На восприятие формы: «На что похоже»; «Заплаточки»; «Волшебный мешочек».
Развитие тактильных ощущений: «Найди пару»; (тактильная дорожка) «Разложи по домикам» (объединить предметы по определённым признакам) Развитие слуха: «Угадай, что звучит»; «Кто пришёл к нам в гости?».
Развитие вкусовых ощущений: (лимон, банан и др.) Без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития.
Важно так же отметить, что особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления.
На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Из всего выше сказанного мы видим, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой и главной ступенью которой является чувственный опыт.
Развитие эмоционально — чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность
Елена Дурнова
Развитие эмоционально — чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность
Чем театр так хорош?
Здесь ты в сказку попадёшь!
Здесь верят в волшебство,
Здесь дружат с чудесами!
Приходят в гости сами!
Воспитатель МДОУ детский сад № 19 «Золушка» Дурнова Елена Юрьевна
среднее специальное – Тамбовское педагогическое училище № 2 (1998 год)
II категория, 12 разряд
«Все дети, решительно все, рождаются талантливыми в той или иной области искусства. Бездарность ребёнка всегда результат воспитания, точнее же результат отсутствия воспитания, отсутствия заботы о нём».
Развитие эмоционально-чувственного опыта детей – это неотъемлемая составная часть развития психического здоровья и общего развития детей. Гармоничное формирование и развитие детей дошкольного возраста является важнейшей социальной задачей нашего общества.В последнее время происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих изменений развитию эмоциональной сферы не всегда уделяется достаточное внимание.
Начиная работать в детском саду, я заметила, что у детей часто преобладает агрессивное, тревожное, гиперактивное, ни к чему хорошему не приводящее, состояние. Детям на занятиях не всегда интересно, не всегда они активно выполняют определённые задания, скорее всего, чисто механически, быстро, не задумываясь о результате.
Существует несколько противоречий в эмоционально-личностном развитии детей:
— между пониманием педагогами, родителями, психологами важности развития эмоционально-чувственного опыта у детей и недостаточным уровнем знаний у взрослых законов возрастной психофизиологии, психологических и эмоциональных проблем ребёнка, неумением оказать помощь детям в проблемных ситуациях, нехваткой времени у родителей на внимание к детям, на сочувствие, дети становятся замкнутыми, равнодушными, даже жестокими;
— между необходимостью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развития у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развития у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения и загруженностью современного мира техникой (телевизоры, компьютеры и т. д., которые своими ненормированными играми, передачами, фильмами ужесточают поведение ребёнка, искажают его мировоззрение).
Из всего этого вытекает психологическая напряжённость в отношениях взрослых с детьми, детей со сверстниками и малышами.
Большинство детей дошкольного возраста проводят основную часть своей жизни в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг интересов, осваиваются новые социальные отношения. Наблюдая за деятельностью детей, я постоянно думала как можно ненавязчиво и просто объяснить детям о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации, как правильно показать детям выход из сложных ситуаций. Я часто возвращалась в своё детство и думала, а как же воспитывали меня, моего брата, где та ниточка, за которую нужно потянуть. И тут я заметила, что дети с интересом слушают сказки, решают как поступил герой. И я поняла, что не зря наши предки посвящали вечерние часы сказкам. Слушая сказки, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций». Каждое литературное произведение для детей всегда имеет нравственную направленность. Ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, даёт возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни. Именно поэтому многие педагоги утверждают о педагогических, психологических и медитативных возможностях сказки, ставя её в ряд с самыми эффективными способами воспитательной работы с детьми.
В науке существует целая концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российскими учёными. На сказках апробируются психологические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Через сказку ребёнок может понять законы мира, в котором он родился и живёт. Он становится мудрее, добрее, проникаясь народной мыслью и словом.
Актуальность этой проблемы и обусловила выбор темы для моей аттестации, для обобщения опыта работы по данной проблеме.
Начиная эту сложную работу, я поставила перед собой цель – развить у детей эмоционально-чувственный опыт детей.Для этого были определены следующие методические задачи:
— изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
— изучить особенности эмоционального развития дошкольников;
— провести диагностическую работу по выявлению уровня эмоциональной активности детей в речевом развитии, при выполнении образно-выразительных движений, в различных видах театрализованной деятельности;
— подобрать материал по коррекционно-развивающей работе по проблеме;
— выявить наиболее оптимальные методы работы с детьми, родителями по развитию эмоционально-чувственного опыта у детей.
Методологической основой опыта работы являются разработки таких авторов,как: Алябьева Е. А., Маханёва М. Д., Антипина А. Е., Кряжева Н. Л. и другие методические разработки занятий, досугов и т. д.
Для решения поставленных задач использовались разнообразные методы:
— теоретическое исследование и анализ педагогической, методической литературы;
— наблюдение за детьми в различных видах деятельности;
— беседы и консультации с родителями;
— анкетирование родителей для выявления их знаний о развитии ребёнка;
— использование игр и упражнений для развития эмоциональной сферы детей, развития чувства эмпатии и т. д. ;
— тематическое перспективное планирование и интеграция различных видов деятельности.
В работе с детьми были определены следующие задачи:
— развитие у детей эмоционального познания социального мира;
— развитие умения свободно и раскрепощено держаться при выступлении, развитие коммуникативных способностей;
— развитие умения использовать вербальные и невербальные средства выражения эмоций, эмоциональных состояний;
— развитие художественного вкуса;
— развитие индивидуальных творческих способностей;
— развитие фантазии, воображения, памяти;
— развитие умения поставить себя на место другого, пережив эмоциональное состояние этого человека или героя, т. е. развитие чувства эмпатии;
— активизация словаря детей, развитие интонационного строя речи, диалогической речи, выразительности речи.
Гипотеза моей работы, исходя из выше сказанного, стало такое предположение, что если в работе с детьми постоянно использовать игры, упражнения, задания по различным сюжетам сказок и литературных произведений, использовать такие виды театрализованной деятельности как: просмотры кукольных спектаклей, игры-драматизации, инсценировки; различные виды театра (театр теней, пальчиковый театр, картонажный театр, театр ростовых кукол, просто кукольный театр для рук, настольный театр и т. д.) в определённой системе, то это будет способствовать развитию у детей положительного эмоционально-чувственного опыта.
Практическая значимость работы состоит в разработке определённой системы по развитию эмоционально-чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность и применение этой системы в работе с детьми и родителями. Изучив определённые материалы по данной проблеме, мы вместе с напарницей приступили к плодотворной работе.
Вся работа проводилась в несколько этапов.
I этап работы – Диагностический (сентябрь 2005-2006 учебного года). На данном этапе содержание работы заключалось в анализе состояния воспитательно-образовательного процесса по проблеме «Развитие эмоционально-чувственного опыта у детей через театрализованную деятельность»; выявление и формулировка противоречий по теме; анкетирование родителей; наблюдение за деятельностью детей, за их взаимоотношениями со взрослыми, со сверстниками; диагностика уровня эмоциональной активности детей в различных видах деятельности.Для этого было проведено несколько мероприятий: разработаны анкеты для родителей, диагностические карты, проанализирована работа с родителями по данной проблеме.
II этап работы – Прогностический (1 половина октября 2005-2006 учебного года). На данном этапе содержание работы заключалось в разработке перспективных планов работы с детьми в режимных моментах, на занятиях, плана работы кружка «Сказка в гости к нам пришла»; в постановке цели, задач; формулировании гипотезы; предусматривались возможные потери, ущерб, продумывались негативные последствия.
III этап работы – Организационный (2 половина октября 2005-2006 учебного года). На данном этапе проходила в определённой системе. Сначала была организована определённая предметно-развивающая среда:
— подбор и изготовление дидактических игр по развитию эмоциональной сферы, через театрализацию;
— приобретение игрушек, оборудования, готовых игр для дальнейшей работы по проблеме;
— оформление уголка ряженых, книжного уголка, уголка уединения и т. д.
Далее была подобрана специальная методическая литература, яркие и красочные книги для детей. Подобран материал для работы с родителями в определённой системе.
IV этап работы – Практический (с ноября 2005-2006 учебного года по март 2007-2008 учебного года). На данном этапе проходила апробация программ по развитию эмоциональной сферы детей через театрализацию, т. е. интеграция различных видов деятельности с элементами театрализации. В начале и в конце каждого учебного года проводился мониторинг по отслеживанию результатов работы и корректировке планов в связи с возникающими проблемами. Проводились педагогические советы в виде дискуссии, в виде деловой игры, родительские собрания по данной проблеме. С детьми проводились занятия с использованием элементов театрализации, а также специальные тематические дни и недели.
V этап – Обобщающий (март 2008 года). Здесь проходила обработка данных, соотнесение результатов работы с поставленными целями; анализ и интерпретация всех результатов; оформление и описание хода, результатов работы; обобщение и теоретическое осмысление данных; подготовка и формулировка выводов на основе результатов.
Проанализировав все этапы работы по проблеме формирования у детей эмоционально-чувственного опыта через театрализованную деятельность,был сделан следующий вывод:
прослеживая уровень развития эмоциональной активности детей в различных видах театрализованной деятельности на примере детей одной группы на протяжении 3 лет (2007-2008 у. г., 2008-2009 у. г., 2009-2010 у. г.) было выявлено, что
низкий уровень в конце уч. г.составил:
Прослеживается чёткая тенденция повышения показателей высокого уровня развития эмоциональной активности детей в различных видах театрализованной деятельности за 3 года с 47% до 68,3% на 21,3% и снижение показателей низкого уровня с 11% до 0%.
Анализируя результаты работы по данной проблеме, мы видим, что развитие положительного эмоционально-чувственного опыта у детей всё-таки зависит от нас взрослых, от того, какими методами мы будем формировать этот опыт, как мы будем относиться к детям, так и они будут относиться к нам и окружающему миру. Главное чтобы это формирование не было искажённым и соответствовало моральным и этическим правилам нашего общества, опыту, накопленного нашими предками и которое очень хорошо зафиксировано в простых казалось бы истинах народного творчества – сказках, литературных произведениях более современных авторов позапрошлого, прошлого и нынешнего веков. «Рукописи не горят» говорится вот уже на протяжении многих веков. Необходимо передавать опыт предков через доступные для детей формы.
Мои достижения. Заболотнова Елена Маевна, социальный педагог, инструктор по физической культуре. Образование: среднее специальное, закончила Политехнический.
Профессиональная карта педагога ПРОФЕССИОНАЛЬНЯ КАРТА ПЕДАГОГА г. Белгород. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский.
Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания
вторая квалификационная категория
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА МАЛЫШЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.
Знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.
Воспринимать предмет, значит, выполнить с ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т. д.). Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в жизни.
Виды сенсорного воздействия на человека (стороны сенсорного развития):
1. Для зрительных представлений:
а) различение и называние цвета, их оттенков и смешения;
в) форма предметов и сравнение между собой (по величине, порядку размещения, расстоянию).
2. Ориентировка во времени: связана с временными понятиями:
(вчера, сегодня, завтра) и осознанием последовательности и продолжительности времени (час, минута, секунда).
3. Для слуховой чувствительности:
а) различие звуков в повседневной жизни;
б) развитие речевого слуха;
в) развитие музыкального слуха (длительность, высота, громкость, тембр звука).
4.Тактильная чувствительность: умение ощущать качество предметов и правильно их различать и называть (например, шершавость, плотность).
5. Обонятельные ощущения: определение оттенков запахов.
6. Вкусовые ощущения: умение осознавать и различать оттенки вкуса (сладкий, горький, кислый, соленый).
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений становится шире. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.
· На восприятие цвета:
«Собери букет в вазу»;
«Собери цветок» (розы, ромашки, василька);
«Найди пёрышки для петушка»;
«Что растет на дереве»;
«Что бывает такого цвета?»
· На восприятие формы:
· Развитие мелкой моторики рук:
«Матрешка» (застегивание пуговиц).
Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания
осуществляю в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы как: консультации, родительские собрания, круглый стол, заседание школы «Азбука для мам». Подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформляю выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняю взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести, или сделать вместе с ребенком, как оформить игровой уголок дома. Итогом нашей совместной работы стало издание сборника дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
И в заключении хочу сказать, значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания.
Уважаемые коллеги, представляю опыт работы «РАЗВИТИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА МАЛЫШЕЙ В ПРОЦЕССЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними.
Знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны, порой весьма фантастичны, а это означает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Представления, которые формируются у детей при получении непосредственного чувственного опыта, обогащении впечатлениями, приобретают обобщенный характер, выражаются в элементарных суждениях. Они поддерживаются теми знаниями, которые дети получают об окружающей действительности, о свойствах вещей и явлений.
Воспринимать предмет, значит, выполнить с ним определенное практическое действие (пощупать, услышать и т. д.). Восприятие предмета нужно организовать так, чтобы оно было активным процессом и включало в себя систему действий по обследованию предмета и определению его свойств. При этом дети учатся ориентироваться в окружающем мире, а также постепенно выделять и называть все большее количество признаков каждого предмета. Это и есть та аналитическая мыслительная деятельность ребенка, которая учит глубже вглядываться в окружающие предметы и явления и учит самостоятельно ориентироваться в жизни.
Виды сенсорного воздействия на человека представлены на слайде
По мере накопления чувственного опыта, круг сенсорных представлений становится шире. Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Такие формы познания как – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Использование дидактических игр в общем процессе сенсорного воспитания ребенка делает данный процесс более эффективным.
· На восприятие цвета: «Волшебные бусинки», «Собери цветок», «Найди пёрышки для петушка», «Что растет на дереве», «Парные картинки», «Волшебная палитра»,«Наряди куклу»,
«Что бывает такого цвета?».
· На восприятие формы: «На что похоже», «Почини одеяло», «Вкладыши», «Волшебный мешочек».
· Развитие мелкой моторики рук:
«Зашнуруй ботинок», «Матрешка», «Поймай лягушонка», «Веселые прищепки», «Колючая семейка» и другие.
Развитие чувственного опыта малышей в процессе сенсорного воспитания
осуществляю в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы как: консультации, родительские собрания, круглый стол, заседание школы «Азбука для мам». Подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а также о том какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. Оформляю выставки дидактических игр и игрушек, способствующих закреплению сенсорных эталонов. Объясняю взрослым, как играть с детьми в эти игры, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести, или сделать вместе с ребенком, как оформить игровой уголок дома. Итогом нашей совместной работы стало издание сборника дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
И в заключении хочу сказать, значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания.