Можно ли в тюрьме учиться заочно
Можно ли в тюрьме учиться заочно
Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
1. Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
2. Несовершеннолетним лицам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, администрацией мест содержания под стражей обеспечиваются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, а также оказывается помощь в получении начального общего, основного общего и среднего общего образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Образование лиц, осужденных к наказанию в виде ареста, не осуществляется.
4. Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет, получают начальное общее, основное общее и среднее общее образование в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации, созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.
5. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
6. Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Для лиц, осужденных к лишению свободы и не имеющих профессии, по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и (или) после освобождения из него, в учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное профессиональное обучение или среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, если иное не предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
8. Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9. Лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.
Приказ Министерства юстиции РФ от 24 марта 2020 г. N 59 «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
В соответствии с частью 8 статьи 80 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) и подпунктом 42.4 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2018, N 44, ст. 6713), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающие наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу приказ Минюста России от 07.05.2013 N 67 «Об утверждении Порядка осуществления начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы» (зарегистрирован Минюстом России 21.05.2013, регистрационный N 28435).
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 апреля 2020 г.
Регистрационный N 58030
Утвержден
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 24 марта 2020 г. N 59
Порядок
организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
4. Основными задачами профессионального обучения и среднего профессионального образования осужденных являются:
интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие;
привитие и закрепление трудовых навыков для их ресоциализации через профессию, труд и законопослушное поведение;
приобретение знаний, умений и навыков, формирование их для выполнения компетентных работ;
удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования;
удовлетворение потребностей учреждений и рынков труда субъектов Российской Федерации в рабочих кадрах из числа осужденных, в том числе по наиболее востребованным рабочим профессиям;
способствование социальной адаптации и социальной реабилитации личности.
5. Лицензирование образовательной деятельности, государственная аккредитация образовательных организаций осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ФСИН России ежегодно до 1 июля устанавливает план выпуска осужденных из образовательных организаций по основным программам профессионального обучения в учебном году на основании заявок территориальных органов ФСИН России. Указанные заявки формируются на основании:
внутрисистемной потребности в рабочих кадрах из числа осужденных;
прогнозной потребности рынков труда субъектов Российской Федерации в квалифицированных кадрах по результатам мониторинга информации органов службы занятости об имеющихся вакансиях;
численности осужденных, не имеющих профессии в Учреждении.
осуществляет учет не имеющих профессии осужденных для их направления на обучение в образовательную организацию по основным профессиональным образовательным программам и основным программам профессионального обучения;
осуществляет выявление осужденных, желающих повысить свою квалификацию;
формирует заявки на осуществление в учебном году профессионального обучения и среднего профессионального образования осужденных в соответствии с прогнозной потребностью собственного производства уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также результатами анализа рынков труда субъектов Российской Федерации;
организует сбор и представление в образовательную организацию информации, характеризующей осужденных, направляемых на обучение;
издает приказ о направлении осужденных на обучение в образовательную организацию;
представляет в приемную комиссию образовательной организации копии документов, подтверждающих наличие основного общего или среднего общего образования у осужденного, направленного на обучение по образовательным программам СПО;
создает условия для проведения учебной и производственной практики обучающегося осужденного образовательной организации и выполнения запланированных заданий учебной и производственной практики, контроля за ее результатами по изготовлению продукции, выполнению работ и оказанию услуг осужденными;
осуществляет ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися осужденными;
предоставляет сведения образовательной организации о предстоящем условно-досрочном освобождении от отбывания наказания (переводе в другое Учреждение уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для дальнейшего отбывания наказания) осужденных;
обеспечивает направление (с учетом данных, имеющихся в личном деле осужденного) в иные образовательные организации запросов о подтверждении наличия у осужденного образования и квалификации соответствующего уровня по профессии, специальности или направления подготовки.
7. Прием на обучение осужденных в образовательные организации и отчисление из образовательных организаций осуществляются в соответствии со статьей 55 Федерального закона N 273-ФЗ. Правила приема и отчисления разрабатываются и утверждаются образовательными организациями, Учреждением самостоятельно по согласованию с территориальным органом ФСИН России.
8. Образовательная организация в учебном году во взаимодействии с территориальным органом ФСИН России, структурными подразделениями Учреждений проводит работу по профессиональной ориентации осужденных в соответствии с полученными от Учреждения данными о численности осужденных, не имеющих профессии, и потребности в рабочих кадрах на производственных объектах Учреждений, для последующей организации приема осужденных в образовательную организацию.
Зачисление в образовательную организацию осужденных на обучение по образовательным программам СПО осуществляется не позднее 25 августа текущего года.
После приема осужденных на обучение в образовательной организации формируются личные дела. Порядок формирования личного дела определяется локальным нормативным актом образовательной организации.
10. С целью обучения не имеющих профессии осужденных комплектование учебных групп по основным программам профессионального обучения осуществляется круглогодично.
11. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей образовательной программы.
12. Для обучения по образовательным программам СПО принимаются осужденные, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования.
14. Основные программы профессионального обучения и образовательные программы СПО осваиваются в формах, предусмотренных частью 2 статьи 17 Федерального закона N 273-ФЗ.
16. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося осужденного составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Основные программы профессионального обучения включают в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, дисциплин, оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся осужденных, которые разрабатываются, утверждаются и ежегодно обновляются образовательными организациями самостоятельно на основе квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах (при наличии), а также в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Учебный план образовательной программы СПО определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающегося осужденного и формы их промежуточной аттестации.
18. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся осужденных, запрещается.
19. Применение в образовательном процессе технических средств осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации.
21. Численность обучающихся осужденных в учебной группе не должна превышать 25 человек. В образовательных организациях, осуществляющих обучение несовершеннолетних осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, а также осужденных, содержащихся в помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и следственных изоляторах учебные занятия, а также учебная и производственная практики могут проводиться образовательным учреждением с группами обучающихся осужденных меньшей численности или в индивидуальном порядке. Образовательные организации вправе объединять группы обучающихся осужденных при проведении учебных занятий в виде лекций.
Порядок и основания перевода определяются образовательной организацией.
23. Образовательная организация должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
25. Производственная практика обучающихся осужденных проводится по завершении основного курса обучения согласно учебным планам на производственных площадях, машинах и оборудовании Учреждения и в соответствии с приказом Учреждения о зачислении обучающихся образовательной организации на производственную практику на рабочие места ЦТ АО.
Производственная практика обучающихся осужденных, водворенных в штрафной изолятор, переведенных в помещения камерного типа или единые помещения камерного типа, проводится после отбытия меры взыскания либо отдельно от других обучающихся осужденных в специально оборудованных рабочих камерах. Производственная практика обучающихся осужденных, находящихся в строгих условиях отбывания наказания, проводится также отдельно от других обучающихся осужденных в отдельных помещениях.
28. Перечень выпускных квалификационных работ образовательная организация согласовывает с Учреждением.
29. Для обучающихся осужденных, освоивших образовательные программы профессионального обучения в форме самообразования в период трудовой деятельности в ЦТАО Учреждения, может быть организована и проведена экстерном промежуточная и итоговая аттестации. Государственная итоговая аттестация и квалификационный экзамен обучающихся осужденных не могут быть заменены оценкой уровня их подготовки на основе текущего контроля успеваемости и результатов промежуточной аттестации.
30. Обучающимся осужденным, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам СПО, выдается диплом о среднем профессиональном образовании, подтверждающий получение среднего профессионального образования и квалификацию по соответствующей профессии среднего профессионального образования.
31. Обучающимся осужденным, успешно сдавшим квалификационный экзамен по результатам профессионального обучения присваивается квалификационный разряд, класс, категория по соответствующей профессии рабочего, должности служащего и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.
32. В случаях досрочного освобождения от отбывания наказания или перевода в другие Учреждения обучающихся осужденных образовательная организация прекращает досрочно образовательные отношения с обучающимися осужденными.
Аттестационная комиссия оценивает обучающихся осужденных по фактически достигнутому уровню квалификации.
Диплом о среднем профессиональном образовании, свидетельство о профессии рабочего, должности служащего, справка об обучении или периоде обучения заверяются печатью образовательной организации, хранятся в личном деле осужденного в Учреждении и выдаются ему при освобождении из Учреждения.
34. На Учреждение при реализации основных программ профессионального обучения распространяются требования, установленные законодательством Российской Федерации в сфере образования, в том числе настоящего Порядка.
1 Статья 68 Федерального закона N 273-ФЗ; пункт 3 Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2014 N 36 (зарегистрирован Минюстом России 06.03.2014, регистрационный N 31529), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2015 N 1456 (зарегистрирован Минюстом России 13.01.2016, регистрационный N 40560), от 26.11.2018 N 243 (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2019, регистрационный N 53458) и от 26.03.2019 N 131 (зарегистрирован Минюстом России 22.04.2019, регистрационный N 54472).
2 Пункт 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 N 292 (зарегистрирован Минюстом России 15.05.2013, регистрационный N 28395), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.08.2013 N 977 (зарегистрирован Минюстом России 17.09.2013, регистрационный N 29969), от 20.01.2015 N 17 (зарегистрирован Минюстом России 03.04.2015, регистрационный N 36710), от 26.05.2015 N 524 (зарегистрирован Минюстом России 17.06.2015, регистрационный N 37678), от 27.10.2015 N 1224 (зарегистрирован Минюстом России 12.11.2015, регистрационный N 39682).
3 Статья 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 2012, N 14, ст. 1551; 2013, N 27, ст. 3477).
4 Приказ Минюста России от 16.12.2016 N 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (зарегистрирован Минюстом России 26.12.2016, регистрационный N 44930) с изменениями, внесенными приказами Минюста России от 06.07.2017 N 127 (зарегистрирован Минюстом России 11.07.2017, регистрационный N 47372), от 28.12.2017 N 284 (зарегистрирован Минюстом России 16.01.2018, регистрационный N 49650), от 27.03.2019 N 51 (зарегистрирован Минюстом России 12.04.2019, регистрационный N 54369) от 27.06.2019 N 121 (зарегистрирован Минюстом России 04.07.2019, регистрационный N 55151).
5 Пункты 27, 28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 N 464 (зарегистрирован Минюстом России 30.07.2013, регистрационный N 29200), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 N 31 (зарегистрирован Минюстом России 07.03.2014, регистрационный N 31539) и от 15.12.2014 N 1580 (зарегистрирован Минюстом России 15.01.2015, регистрационный N 35545).
6 Часть 4 статьи 11 Федерального закона N 273-ФЗ.
7 Статья 34 Федерального закона N 273-ФЗ.
8 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 N 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования» (зарегистрирован Минюстом России 14.06.2013, регистрационный N 28785) с изменением, внесенным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2016 N 1061 (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2016, регистрационный N 43586).
9 Статья 28 Федерального закона N 273-ФЗ.
10 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.08.2013 N 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.11.2013, регистрационный N 30306) с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2014 N 74 (зарегистрирован Минюстом России 05.03.2014, регистрационный N 31524) и от 17.11.2017 N 1138 (зарегистрирован Минюстом России 02.12.2017, регистрационный N 49221).
11 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 N 787 «О Порядке утверждения единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст. 4399; 2003, N 52 (ч. 2) ст. 5066).
12 Статья 28 Федерального закона N 273-ФЗ.
13 Статья 60 Федерального закона N 273-ФЗ.
Приказ Министерства юстиции РФ от 24 марта 2020 г. N 59 «Об утверждении Порядка организации профессионального обучения и среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 апреля 2020 г.
Регистрационный N 58030
Вступает в силу с 20 апреля 2020 г.
Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 9 апреля 2020 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Образование — луч света даже в тюремной тьме
Повысить свой интеллектуальный, профессиональный уровень, получить средне-техническое или даже высшее образование, находясь за колючей проволокой, беспрепятственно может каждый заключенный. И это не миф, не мечта — действительность. Подобную возможность имеют осужденные не только за рубежом, но и в России, как говорится, было бы стремление.
Началась традиционная пора сдачи единого государственного экзамена, вот уже несколько лет ставшим почти единственной путевкой в вуз. Однако ЕГЭ сдают абитуриенты не только в привычной школьной форме, но и в форме «полосатой». Или, по крайней мере, такой, в которой принято ходить в том или ином исправительном учреждении.
Например, в колониях Архангельской области, по данным пресс-службы УФСИН России по этому региону, такие экзамены сдают более тысячи заключенных. Учитывая, сколько ИТК расположено по стране в целом — без труда можно догадаться, что абитуриентов-зэков в этом году наберется никак не менее нескольких десятков тысяч.
У кого-то такие цифры могут вызвать недоумение — дескать, а зачем, вообще, за решеткой аттестат зрелости получать? Тем более, с зоны в институт или университет все равно сдавать сессию не отпустят до истечения срока заключения — так зачем эта показуха?
На самом деле, ситуация не так проста, как кажется вначале. В ст. 112 Уголовно-исполнительного кодекса РФ указано, что «в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия».
В ст. 108 того же Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится, что в исправительных учреждениях организуются и обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
С 2001 года были внесены дополнения к ст. 108 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которым администрация исправительного учреждения получила возможность создания условий для получения осужденными высшего профессионального образования
Исключение сделано лишь для тех, кто отбывает пожизненное заключение — им разрешено проходить лишь самообразование, без обучения в организованных в ИТК школах для осужденных. Видимо, потому что режим их содержания максимально строгий — когда человеку уже нечего терять (больше пожизненного, ввиду отмены смертной казни, все равно не дадут) — гарантировать соблюдения им дисциплины не приходится.
Для чего же были предусмотрены в свое время указанные меры? Вообще, статью Конституции России об обязательном среднем образовании никто не отменял, а заключенные являются такими же гражданами страны, только ограниченными в правах. Многие из них, к тому же, быстро пройдя «тюремные университеты» до своих многочисленных отсидок, так и не удосужились закончить хотя бы 9 классов. Особенно это касается «малолеток».
Немаловажным моментом является и предварительная социализация нынешних заключенных. Любой срок рано или поздно заканчивается выходом на свободу — и после этого отбывший наказание осужденный должен как-то устроиться в нормальной жизни. Между тем, если нет ни образования, ни опыта работы, ничего иного кроме криминального «украл-выпил-в тюрьму» для таких людей не остается.
На многих российских зонах дают не только базисное среднее образование, но даже и начальное профессиональное. Более того, специальным постановлением правительства, ИТК разрешено иметь вторую, образовательную печать — специально для заверения выдаваемых аттестатов и дипломов. На которых нет упоминания о тюремной специфике места образования — но лишь нейтральные географические названия, не вызывающие у будущих работодателей мгновенной негативной реакции.
И, наконец, российская Федеральная служба исполнения наказаний давно отошла от гулаговских принципов, согласно которым любой заключенный обязан работать все время лишения свободы. Сейчас зонам план сверху уже не спускают, а работа за колючей проволокой стала, скорее, привилегией, чем обязанностью. В том числе, и из-за реалий рыночной экономики, в которую тюремные производства вписываются далеко не всегда. По этой причине имеют работу в колониях в лучшем случае чуть больше четверти заключенных — остальные просто отбывают наказание, то есть, владеют огромным количеством свободного времени.
Между тем, в закрытых мужских (да и женских тоже) коллективах более чем актуальна поговорка армейских старшин: «Солдат без работы — преступник». Криминальная статистика внутризоновой жизни остается по-прежнему высокой.
Естественно, когда осужденные занимаются на уроках, готовят домашние задания — времени на криминальные глупости у них остается гораздо меньше. Тем более, что обитатели ИТК имеют и еще один стимул хорошо учиться — такое поведение идет в зачет при решении вопроса об условно-досрочном освобождении.
Практически все положительные стороны образования, получаемого в тюрьме, относятся и к образованию высшему. Более того, по статистике, те осужденные, кто его получил — после выхода на свободу становятся рецидивистами в 5 раз реже, чем их «коллеги» без диплома.
Еще 10 лет назад — 4 июня 2003 тогда заместитель начальника Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) Министерства юстиции РФ Олег Филимонов сообщил, что исправительные учреждения станут выполнять функции центров социальной адаптации осужденных и человек будет выходить на свободу нормальным субъектом гражданского общества.
Сегодня уже многие учебные заведения обучают осужденных: Современная гуманитарная академия, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Северо-западный государственный заочный технический университет, Московский современный гуманитарный университет. Современная гуманитарная академия (СГА) обладает широкой сетью филиалов, расположенных по всей территории России.
Большой популярностью, кстати, пользуется профессия юриста. Конечно, в правоохранительные органы их на работу после отсидки вряд ли возьмут, но работа юрисконсультом или адвокатом вполне по плечу.
Дистационные формы обучения считаются перспективными. В соответствии с национальным проектом «Образование» Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральное агентство по образованию проводят работы по оснащению и подключению к сети Интернет всех колоний России.
Правда, дистанционное получение прикладных специальностей, в отличие от чисто гуманитарных, предполагает приезд студентов для лабораторных работ — так что этот момент для заключенных, увы, практически непреодолим. Хотя, их ведь можно пройти после освобождения — если оно не за горами, а пока проходить теоретическую часть. После освобождения же придется сдавать и госэкзамены — кроме случаев, если колония находится рядом с университетом, и комиссия преподавателей согласится поехать туда. В любом случае, такие вопросы решаются в индивидуальном порядке. Уже в нескольких колониях строгого режима состоялись защиты дипломных работ. Теперь получение дипломов о высшем образовании, сидя за решеткой, случай уже не уникальный.
Как бы там ни было — но существующая практика поощрения осужденных к получению образования, как среднего, так и высшего, заслуживает одобрения и дальнейшего развития. Ну, а тем абитуриентам-заключенным, которые успешно сдадут в этом году ЕГЭ, можно лишь пожелать покорения новых высот в повышении своего образовательного уровня — и после освобождения стать добропорядочными и образованными членами общества.
Читайте самое интересное в рубрике «Общество»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.