какой фактор может не учитываться при формировании состава малой группы с одаренными детьми ответ
Ответы на тесты по аттестации 2019-2020 на надпредметный блок «Психология»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1. Сопереживание, вчувствование, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:
Работа с одаренными детьми требует:
а)занятий по индивидуальному расписанию,
б) малых размеров рабочих групп,
в) воспитания лидерских качеств
3. Десинхронизация развития, свойственная многим одаренным детям заключается в:
А) опережающем развитии одних функций по отношению к другим
Б) равенстве функций
В)отставании в социальном развитии
Г) замедлении развития некоторых психических функций
Выбрать правильный ответ
Обсуждение поведения человека в разгар конфликта является:
А) необходимой мерой воздействия
Г) ситуативной мерой воздействия
5. Педагогическими и психологическими методами разрешения конфликта являются:
Г) приказ руководителя
Д) Все ответы верны
6. Наиболее эффективно конфликты разрешаются на следующих этапах конфликта:
А) возникновение и развитие конфликтной ситуации
Б) осознание конфликтной ситуации
В) Начало открытого конфликтного взаимодействия
Г) развитие открытого конфликта
Д) Разрешение конфликта
7. Условиями психологической безопасность образовательной среды являются:
8. Универсальной системой сбора информации о состоянии образовательной
Г. беседа с педагогами.
9. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
1. межличностной коммуникации
2. восприятия и понимания друг друга
3. межличностного взаимодействия
4. передачи информации.
10. Неудовлетворительный стиль управления, проявляющийся в конфликтной ситуации связан с:
А) Ошибки в подборе и расстановке кадров
Б) Ошибки в организации контроля
В) Просчеты в планировании
Г) Нарушение этики общения
11. Выбрать 3 правильных ответа
Психотравмирующей ситуацией в образовательной среде является:
А) наличие конфликтов в среде педагогов
Б) наличие конфликтов в среде родителей
В) несогласованность действий психолога и администрации
Г) отсутствие рабочего кабинета у психолога
Д) низкий уровень материального обеспечения учреждения
12. Выбрать 3 правильных ответа
Структурными компонентами учения являются:
А) аудиальный компонент
Б) мотивационный компонент
В) операционный компонент
Г) контрольно-оценочный компонент
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДБ-1100633
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В Москве стартует онлайн-чемпионат для школьников Soft Skills — 2035
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест. Малые группы
Список вопросов теста
Вопрос 1
К реальной группе относится
Варианты ответов
Вопрос 2
Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:
Варианты ответов
Вопрос 3
Верны ли суждения о первичной группе:
А. Первичная группа играет наиболее важную роль в социализации
Б. Примером первичной группы является семья.
Варианты ответов
Вопрос 4
Социологи опросили группу женщин в возрасте от 35 до 45 лет, с высшим образованием, средним доходом, проживающих в крупных городах об их предпочтениях в организации летнего отдыха. Данная группа опрошенных выступила для исследователей
Варианты ответов
Вопрос 5
Квартет баянистов заключил договор с администрацией города Тюкалинска о проведении концертов в поселениях Тюкалинского района и размере гонорара музыкального коллектива. Отметьте признаки данной социальной группы:
Варианты ответов
Вопрос 6
Найдите в предложенном списке особенности социальной группы «баскетбольная команда *Chicago Bulls*:
Варианты ответов
Вопрос 7
Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении
Вопрос 8
Продюсер В. создал музыкальную группу: пригласил трёх солисток и нескольких музыкантов, записал с ними десять песен и отправился в гастрольный тур по стране. Выберите в приведённом ниже списке характеристики данной группы и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 9
Гражданин Н. создал объединение, состоящее из 10 ландшафтных дизайнеров. Большинство входящих в него людей — друзья, вместе обучавшиеся в институте. Выберите в приведенном ниже списке признаки социальной группы, иллюстрируемые данным примером, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 10
Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальная группа».
Варианты ответов
Вопрос 11
Выберите верные суждения о малой социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
Вопрос 12
К малой социальной группе можно отнести
Варианты ответов
Вопрос 13
Выберите верные суждения
Варианты ответов
Вопрос 14
Выберите верные утверждения
Варианты ответов
Вопрос 15
Укажите ситуацию или пример, в которой(-ом) упоминается или действует неформальная группа:
Статья :Формы, приёмы и методы работы с одарёнными детьми в рамках образовательной системы общеобразовательной школы в условиях ФГОС.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формы, приёмы и методы работы с одарёнными детьми в рамках образовательной системы общеобразовательной школы в условиях ФГОС.
Игуменщева Раиса Николаевна
Учитель изобразительного искусства
Эстетическое воспитание детей является одним из важнейших средств воспитания подрастающего поколения.
Эстетическое развитие ребёнка играет огромное значение для формирования интересов, пристрастий, взглядов на окружающий мир в будущем. В представлениях ребёнка понятия «красивое», «доброе», «правильное» почти всегда означают одно и то же, всё это называется одним словом «хорошее». Ценность такого представления трудно переоценить: единство красоты, добра и истины изначально заложено в эстетических нормах; оно определяет многие стороны эстетического сознания ребёнка.
В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых не только для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе, а так же способности быть творцом, умения преломлять окружающий мир в собственном сознании и творчески передавать его; создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Личный жизненный опыт ребёнка невелик и задача педагога правильно направить творчество, передающее внутренний мир ребёнка, научить его при помощи художественных средств передавать настроение, свои ощущения, отношение к окружающей действительности.
Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.
Процесс эстетического воспитания сложен и многогранен. Успех здесь может быть обеспечен лишь при комплексном подходе обучения детей предметам эстетического цикла.
В данных условиях необходима собственная система работы с одаренными детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса школы, модель которой предлагается вашему вниманию.
Система должна включать в себя: принципы работы с одаренными детьми, элементы системы, формы и методы работы.
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
К группе одаренных, детей могут быть отнесены школьники, которые:
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных
школьников-сверстников интеллектуальные или творческие способности, возможности их проявления;
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную
потребность;
Испытывают радость от умственного или творческого труда.
В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.
Организация работы с одарёнными детьми в рамках учебного процесса:
выбор и подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми;
формирование учебных групп из одарённых детей (с разной целевой направленностью);
выбор стратегии обучения для каждого одарённого ребёнка (обогащение, ускорение);
разработка программ индивидуальной работы с одарёнными детьми;
разработка индивидуальных образовательных планов по учебным предметам;
предоставление одарённым детям свободы в выборе форм итогового контроля с предпочтением защит творческих работ.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
использование системы обучающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;
психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации творческих способностей учащихся;
развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;
целенаправленное развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития гармоничной личности;
увеличение роли внеурочной деятельности с одарёнными детьми;
совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии педагога.
1. Эстетическое воспитание школьников, формирование их духовной культуры и потребностей постоянного общения с искусством;
2. Развитие творческих способностей и склонностей учащихся, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, формирование творческой индивидуальности;
3. Обучение основам предметов эстетического цикла;
4. Формирование пространственных представлений, художественно-образного восприятия действительности;
5. Знакомство с творческим наследием выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
6. Умение правильно воспринимать и оценивать шедевры искусства.
Основные элементы системы работы с одаренными детьми:
Дифференцированность обучения, основанная на заинтересованности, на готовности учеников (разноуровневость обучения).
Индивидуализация обучения, создающая предпосылки для развития интересов и способностей школьника. Индивидуализация обеспечивает гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы школы к уровню развития (в том числе и творческого) каждого учащегося.
Воспитывающая среда. Важной концептуальной особенностью воспитательно-образовательного процесса школы является перенос акцентов с обучения на воспитание. Так на основе обучения эстетическим дисциплинам целенаправленно формируются духовные качества ребёнка, что является одним из важных компонентов в воспитании личности.
Развивающая среда. Развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, уметь ставить цель, искать способы её достижения, максимально использовать свои способности. Инструментами развития способностей выступают: образовательные технологии для развития интеллектуальных способностей, система дополнительного образования для творческих, спортивных способностей.
высокая профессиональная компетентность и увлеченность своим делом;
способность к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
постоянное развитие собственных интеллектуальных способностей;
владение современными педагогическими технологиями развития ;
высокий уровень психологической подготовки и др.
Формы работы с одаренными детьми:
Проектно-исследовательская деятельность. Дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческо-исследовательской и творческо-проектной деятельности.
Внеурочная (студийно-кружковая) деятельность. Предполагает углублённое изучение предметов эстетического цикла, более тщательно проводится работа по развитию творческих способностей детей на основе индивидуализации процесса.
Приёмы и методы работы с одарёнными детьми.
Наряду с традиционными примами и методами работы предполагается широкое применение нетрадиционных методов, т. к. главной задачей в работе с одарёнными детьми является заинтересованность в выбранном ими виде деятельности, что позволяют сделать нетрадиционные приёмы и методы:
5. метод игрового обучения;
6. метод интегрирования;
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
— алгоритм работы с педагогом.
— дидактические, развивающие, познавательные игры;
Словесный метод включает в себя:
— рассказ, искусствоведческий рассказ;
— использование образцов педагога;
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и
навыков детей. Это метод упражнений. Он включает в себя:
— работа на черновиках;
— работа с кроссвордами и сканвордами;
Метод игрового обучения – включает игровой вид деятельности на любом этапе изучения материала. Позволяет развивать у учащихся творческое мышление, мотивирует интерес к изучаемому предмету, способствует применению полученных знаний, расширению кругозора.
Метод интегрирования – пронизан межпредметными связями и повышает познавательный интерес ребёнка не только к предмету определённого профиля, но и другим образовательным предметам. Служит развитию воображения, мышления, образной памяти, стимулирует познавательную деятельность.
Занятия искусством немыслимо без интеграции с такими предметами, как литература, история, труд и др.
Значительное место в работе с одарёнными детьми занимают нетрадиционные занятия. Данная форма занятий является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, а так же занятость учащихся в проведении занятий через различные формы коллективной и групповой работы.
Необходимые требования, предъявляемые к педагогу, работающему с одарёнными детьми:
Главное звено системы — педагог — должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми.
Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): “Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю”. Для одаренных детей такой стиль не приемлем. “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.
Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.
В формировании профессиональной и творческой активности педагога выделяются две стороны: воспитание профессионализма и развитие его личности. Если о профессиональной подготовке думает как педагог, так и государственные институты, то о развитии личности мыслей немного у всех. А ведь профессионализм всегда опосредован индивидуальными качествами, которые и позволяют наиболее полно реализовать творческий потенциал человека:
теоретические знания по вопросу одарённости;
наличие практического опыта;
целеустремлённость и настойчивость;
зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
Работа с родителями:
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
Семейные аспекты развития одарённого ребёнка:
создание условий для освоения родителями способов формирования и развития одарённых детей;
учёт личностных особенностей одарённых детей;
оказание помощи и поддержки в создании благоприятного семейного микроклимата.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимают
родительские собрания по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, необходимо использовать разнообразные формы общения:
информационные лектории с элементами практикума;
творческие лаборатории родителей;
родительские педагогические тренинги;
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:
создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одарённых детей;
создание развернутых характеристик на одарённых детей;
организация и проведение психолого-педагогических занятий с воспитанниками и учащимися, консультирования педагогов, родителей;
разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одарённых детей;
оказание поддержки всем участникам программы “Одаренные дети»,
организация психолого-педагогического семинара для учителей,
организация системы тренингов, способствующих творческому росту учителей, родителей и детей,
организация мониторинга развития одарённых детей.
Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (окружных, городских, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований (городской, всероссийский и международный уровни). Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.
Работа с одаренными детьми в условиях общественного объединения
Джинчвелашвили Илья Тамазович, аспирант кафедры психодиагностики ИГПУ, президент Байкальской академии образования, заместитель директора средней школы №19 с углубленным изучением отдельных предметов г. Иркутска
Сложность проблем рубежа тысячелетий в различных сферах жизни человека требует от человека личностной зрелости. В обществе возрастает потребность в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в социальную, культурную, производственную жизнь людей, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему.
Философы и психологи представляют проблемное пространство рубежа ХХ-ХХI веков как пространство глобальных кризисов (кризис техногенной цивилизации, кризис культуры, экзистенциальный кризис). Хотя общество всегда нуждалось в творчески одаренных людях, поддержка их сейчас особенно необходима.
Под одаренностью ребенка понимают более высокую, чем у его сверстников, восприимчивость к учению и более сильные творческие проявления. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития. С 1975 г. существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который осуществляет работу по изучению, обучению и воспитанию неординарных детей, организует международные конференции. Российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Б. М. Теплов и С. Л. Рубинштейн внесли ясность в понимание именно индивидуальных различий по одаренности. В настоящее время Министерством образования и науки РФ разработана «Рабочая концепция одаренности», которая позволяет ориентироваться в современном подходе к одаренным детям. Как показывает жизнь, наряду со специальными видами одаренности (к музыке, рисованию, технике и т. д.) существует и общая умственная одаренность. Целостную характеристику умственных возможностей часто обозначают словом «интеллект». Он служит для обозначения уровня и своеобразия познавательных творческих (в умственной сфере) возможностей и употребляется как синоним понятия «умственная одаренность». Умственная одаренность не сводится к интеллекту: одаренность – это и особый склад личности.
Практика последних лет работы с одаренными детьми показывает, что пока традиционные приемы школьного обучения и воспитания далеки от задачи развития творческого потенциала растущей личности. Наблюдения, выборочные эксперименты, проведенные за это время, наглядно иллюстрируют, насколько сложно и хлопотно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, порой доставляющим школе много трудностей. Постепенно выявляются механизмы, формирующие у одаренного ребенка синдром избегания, маскировки своих возможностей.
По опыту работы некоторых школ видно, что развитие одаренного ребенка может быть задержано системой репродуктивных упражнений и формальных требований. Сказывается то, что на практике обучение одаренных детей ведется пока интуитивно, опираясь лишь на инициативу отдельных учителей, ученых, музыкантов, художников и т.д. Подбор в школы, гимназии, лицеи до сих пор не имеет единых научно обоснованных критериев, он ведется во многом на основе устаревших критериев.
Пока нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Еще не полностью учитывается тот факт, что в силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям. В этой области имеется дефицит знаний об особенностях поведения и мышления одаренных детей, их личностном развитии и воспитании.
Практическая реальность высвечивает, что школа испытывает существенные трудности по работе с одаренными детьми. Работа учителя с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
По различным причинам в условиях общеобразовательной школы не всегда удается осуществлять индивидуальную работу с одаренными детьми. В частности, наиболее эффективная работа с одаренными детьми возможна в малых группах, в которых «свой среди своих». Было бы идеально осуществлять работу по учебникам и программам, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. Однако, в существующих программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса.
Анализ психолого-педагогической литературы, практического опыта позволил сделать вывод, что наиболее оптимальными условиями для развития потенциальных возможностей одаренных детей является деятельность детских общественных организаций.
Детские общественные организации обладают огромным воспитательным потенциалом, так как с одной стороны являются исключительно важной средой самореализации, с другой – важным фактором социализации, а с третьей – действительным инструментом защиты прав и интересов детей.
Детские общественные организации можно рассматривать как добровольное содружество детей и взрослых, в которых каждый может быть организатором, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат. Одновременно детские объединения должны быть объединениями самых детей, «а не для детей», создаваемое при их активном участии, по их инициативе, или инициативе взрослых, которые востребованы определенной группой детей.
Детская общественная организация – реальность повседневной жизни ребенка. Эта реальность не просто созерцается, а характеризуется непосредственной, практической включенностью в нее ребенка «здесь и сейчас». Эта реальность – «зона личной досягаемости», «мир», в котором живет ребенок, действует, руководствуясь, прежде всего, прагматическими мотивами. Именно как реальность повседневной жизни детские общественные объединения позволяют детям осознать себя особой самостоятельной группой населения со своим статусом, правами, обязанностями, потребностями-запросами, а, следовательно, адекватно действовать. Пространство детской организации становится действенным средством первичной социализации личности, помогает ребенку овладеть «базисным» окружающим миром, делает его для ребенка близким, «домашним», частью его повседневной жизни.
В современных условиях самодеятельные, самоорганизующиеся структуры детской организации являются уникальным средством экологизации среды жизнедеятельности ребенка, его физического, социального, психического, нравственного оздоровления. Происходит это благодаря особой организации деятельности. Опыт подлинно самодеятельных детских организаций показывает, что часто в таких объединениях ребенок избавляется от стрессов, комплексов неполноценности, обретает веру в себя, находит друзей среди сверстников и взрослых.
Социально-антропологические исследования и практика убеждает в том, что именно детские организации обладают оптимальными условиями для формирования лидерской позиции подростков. Дух лидерства свойственен природе каждого ребенка, поэтому руководителю детской организации необходимо владеть современными методами и формами взаимодействия с детьми, работы с коллективом, которые были бы направлены на поддержку и развитие, а не подавление лидерских качеств ребенка. Очень часто подростки не имеют представления о наличии у себя лидерских способностей, так как в роли организатора никогда не выступали. Другие же имеют завышенную оценку своих организаторских способностей, так как часто просто присутствуют при осуществлении не ими задуманного и подготовленного.
Развитие творческого потенциала личности, поддержка и развитие одаренных и талантливых детей всегда было приоритетным направлением деятельности Байкальской академии образования.
Байкальская академия образования или Малая академия (в прошлом) — это Иркутская областная общественная организация интеллектуального и творческого развития детей и молодежи. Она работает на базе средней школы №19 г. Иркутска по авторской комплексной программе интеллектуального и творческого развития школьников «Ученик 21-го века». В 2000 году Малая академия зарегистрирована Управлением Министерства юстиции по Иркутской области как Иркутская городская общественная организация и продолжила свою деятельность, охватив несколько школ города. Через два года организация была переименована в Байкальскую академию образования и получила областной статус. В настоящее время она продолжает работу по программе «Ученик 21-го века», а также проводит различные развивающие мероприятия для школьников, имеющие всероссийский масштаб.
С 1998 года проводятся интеллектуальный марафон, интеллектуальные игры, которые являются двумя ступенями своеобразного выявления одаренных детей. Вместе с журналом «Дирижабль» проводятся творческие конкурсы, викторины. Ежегодно проводятся научно-практические конференции, которые эффективно способствуют поддержке индивидуальной творческой одаренности, обеспечивают развитие интеллектуального потенциала учащихся средствами учебно-исследовательской деятельности, воспроизводство ценностей научного сообщества.
Дополнительное образование имеет больше возможностей для реализации и развития творческого потенциала одаренных детей и именно поэтому необходимо активировать и поддерживать работу детских общественных объединений.