как учили грамоте на руси проект
Исследовательский проект по русскому языку на тему: «Как учили грамоте в Древней Руси»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Кафедра русского языка и литературы
Как учили грамоте в Древней Руси
Проект по русскому языку
Работу выполнила ученица 6а класса
Родионова Аилина Эрнестовна
Руководитель учитель русского языка
Как воспитывались дети у древних славян………..……………………… 6
Возникновение письменности и алфавита ……………….…..….…….. 7
Чем и на чём писали в школах Древней Руси ……….………. ……….. 8
Обучение грамоте в Древней Руси ………………………………………. 10
Структура обучения грамоте ………………………..…..……………..…. 11
Тема моего проекта : Как учили грамоте в Древней Руси.
Цель моей работы : Познакомиться с историей возникновения и развития письменности в Древней Руси, обучения в школах.
Изучить информацию по данной теме.
Выявить, как воспитали и обучали учеников в Древней Руси.
Узнать, как развивалась письменность.
Обобщение информации из разных источников.
Подготовка иллюстративного материала.
Оформление материала для презентации и приготовление стендового реферата.
Провести анкетирование среди сверстников.
Проектный продукт: презентация.
Гипотеза : Возможно, многие мои одноклассники не знают, как учили грамоте на Руси. Я считаю, что на Руси занимались воспитанием и обучением, но не было доступного образования. Обучаться грамоте могли не все, а только избранные, дети знатных родителей. Для подтверждения моей версии, я предложила своим сверстникам ответить на несколько вопросов.
Была предложена анкета, включающая такие вопросы:
Как воспитывали детей у древних славян?
Были ли школы в Древней Руси?
На чём писали в Древней Руси?
Как назывался славянский алфавит?
Большинство ребят считают, что воспитание в Древней Руси было жестким, а именно 40%.
72% считают, что школы были, и я с ними соглашусь.
35% ответили, что в Древней Руси писали на бересте. 22% думают, что писали на папирусе и 16% считают, что писали на пергаменте, но не все ответы верные. Не знают около 10%.
Конечно, многие ответили, что славянский алфавит назывался кириллицей и это верно. 22,2% думают, что славянский алфавит называется азбукой. Не знают 24.1%!
Так же были такие смешные ответы, как:
У ребят были разнообразные ответы на вопросы, но не все ответы были верными. Поэтому я поняла, что мой проект нужен для расширения кругозора учащихся.
В древние времена народ на Руси занимался, в основном, земледелием. Крестьяне работали с самой ранней весны до поздней осени, чтобы прокормить свою семью. Работали все от мала до велика. Но вот пришла зима и урожай уже убран. На улицах и в поле пусто. Тихо и ребятишек не видно.
Как воспитывались дети у древних славян? Воспитание детей у славян проходило достаточно «миролюбиво». Розгами на лавке, конечно, секли, но лишь в исключительных случаях, например, если ребенок по глупости сгубил скотину. Это уже серьезный проступок, который мог нанести ущерб всему роду. Тогда секли нещадно. В целом же рукоприкладство никогда не поощрялось, потому что мощный всплеск негативных эмоций и как следствие – гормонов (в случае с розгами речь идет о гормоне страха, адреналине) действует на организм разрушительно, особенно на детский организм.
Уважение к старшим, уважение к родителям и собственному Роду, вот то, что ребенок усваивал в первую очередь. И это логично, потому что процветание Рода – залог стабильного развития каждого члена рода. В конечном счете, славянский Род – это несколько сотен, если не тысяч человек.
В воспитании и в обучении можно увидеть сохранение традиций: отдавать детей в различные виды деятельности в достаточно раннем возрасте, различие в воспитании мальчиков и девочек.
Воспитание детей было в семье. Роль родителей в это время была очень важна.
Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методы и приемы семейного воспитания были разнообразны, что нашло отражение в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках, колыбельных песен. В них раскрывались лучшие черты славянского народного характера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю народа, укрепляя её с первых лет жизни.
Возникновение письменности и алфавита
Русский алфавит произошел от славянского, который в 863 году придумал Кирилл. Он и его старший брат Мефодий хорошо знали язык южных славян. В итоге они составили славянскую азбуку, назвали кириллицей — в честь Кирилла. От кириллицы и происходит наш русский алфавит. На её основе были созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты — вот почему эти языки так похожи.
Кирилл составил славянский алфавит на основе греческого некоторые буквы он придумал сам. Азбука, составленная им, называется глаголицей. Глаголица — первоначальная славянская азбука—до XVIII в. Если говорить о глаголице, то это одна из самых загадочных проблем всего периода становления древнерусской письменности. Происхождение глаголицы является неизвестным. Применялась она наряду с кириллицей, а затем постепенно была вытеснена этой более простой по написанию азбукой.
Некоторое время глаголица использовалась в качестве тайнописи.
Кирилл приложил массу усилий к появлению на Руси первого алфавита, азбуки и письменности.
Чем и на чём писали в школах Древней Руси
Когда дети выучили азбуку, их начинали учить писать на пергаменте. Пергамент — телячья кожа, выделанная особым способом. Происхождение материала уходит корнями во II век до нашей эры, в город Пергам (Азия). Книги из пергамента были очень дорогими, они ценились и относились к ним с большим почетом. Виной всему процесс изготовления пергамента и само сырье — телячьи шкуры. Для написания всего одной небольшой книги приходилось использовать от 100 до 180 шкур. А это — огромное стадо! Кроме того, сам процесс преображения обычной шкуры в пергамент был крайне сложным, длительным и хлопотливым. Он состоял из таких этапов:
Промывка шкуры и удаление жесткого покрова (ворса);
Вымачивание, на протяжении 7 дней, в известковом растворе;
Просушка шкуры, на деревянной раме и удаление клетчатки (мездрили ножами).
Обработка (выглаживание) пемзой;
Этап отбеливания посредством втирания муки и молока;
Деление на листы необходимого размера.
Несмотря на весь труд, через который проходил каждый кусок пергамента, это был прекрасный материал для письма. Лучший в своем роде. Как писчий материал, пергамент, мог использоваться с двух сторон. Он был и прочным и светлым одновременно, что значительно улучшало качество текстов. Не менее популярной особенностью пергамента было повторное использование, соскоблив верхний слой.
Вопрос о том, на чем писали на Руси в 10 веке все же остается актуальным, в силу дороговизны пергамента и непрактичности церы. Цера — деревянная дощечка небольшого размера выпуклая по краям и заполненная воском. И русичи решили его великолепно — использовали березы. Именно кору березы, иначе бересту, наши предки использовали для повседневных нужд.
Гусиные перья ломались и их приходилось часто менять. Поэтому люди придумали стальное перо. Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году.
Первые берестяные грамоты на территории нашей страны были найдены в Новгороде, во время археологических раскопок 1051 года.
В старину, детей отдавали на учение в день святого пророка Наума, называемого в народе Грамотником. И в народе говорили так: “Пророк Наум наставит на ум”.
Мальчики получали образование у священников или «мастеров», женское образование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях, где девочек обучали пению, письму, чтению и швейному мастерству.
Каждый ученик получал от учителя персональное задание: один делал первые шаги, другой перешел уже к “складам”, третий уже читал “Часослов” (церковная книга). И все следовало выучить “назубок”, “вызубрить”. Каждый свое учил вслух. Недаром пословицу сложили: “Азбуку учат – во всю избу кричат”. За непослушание и невыученные уроки учитель, как говорили раньше “сокрушал ребра” розгами. Изображение розги было даже помещено в начале учебника и написано: “Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.
Кто не слушался учителя – ставили на горох в угол на колени. Кто выучил уроки – идёт домой.
Ученикам запрещается рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходило даже своим родителям. Если ученик ослушается, то его наказывали розгами.
Обучение грамоте в Древней Руси
О том, как возникало обучение грамоте в Древней Руси, нам позволяют судить известные современной истории общие сведения о культуре и образовании у древних славян.
Еще задолго до принятия на Руси христианства славяне имели собственную письменность, которая представляла собой одну из разновидностей рунического письма.
Восточные славяне уже в дохристианский период имели достаточно развитую письменную культуру, которая сопровождалась практикой обучения грамоте в составе складывавшегося общинно-семейного воспитания (образования) отроков.
Структура обучения грамоте имела три устойчивые части:
начиналось обучение с заучивания азбуки (начертаний букв и их названий в кириллице);
Основной традицией, или первым каноном древнерусской методики обучения грамоте, было обязательное предварительное заучивание учениками названий и формы букв, которому отводилось достаточно большое количество времени.
затем проходило обучение чтению «по складам» (слогам), или «по низам»;
После изучения азбуки дети переходили к чтению двое письменных складов – открытых слогов с одной буквой согласного звука. На это указывают учебные записи на берестяных грамотах
завершающим этапом было чтение «по верхам», то есть чтение слов, предложений и текстов.
Заучив азбуку и склады, учащиеся приступали к чтению «по верхам», то есть к собственно смысловому чтению полных слов и затем текстов. Для этих целей в массовом обучении грамоте из богослужебных книг, чаще Часословова и Псалтырей, учителями выбирались отдельные тексты, переписывались на бересту и таким образом составлялись для учащихся своеобразные хрестоматии – первые рукописные учебные пособия (деревянные книжицы).
Следует также отметить, что обучение чтению в древнерусской школе проводилось отдельно от обучения письму: сначала учащиеся осваивали чтение, а затем письмо и правила правописания.
Я узнала, что обучение грамоте было довольно трудным. Большое участие в обучении принимали не только учителя, но и родители. Многое из истории древнерусской школы нужно взять на заметку нынешнему школьнику. Бережное отношение к книге, терпение и дисциплинированное отношение к учёбе. А главное – беспрекословное подчинение тому человеку, который даёт тебе знания!
Проект на тему «Как учили грамоте на Руси»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Проект Тихонова Тимура (1).docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Якутска»
Информационный проект на тему
«Как учили грамоте на Руси»
Тихонов Тимур Федотович
Учитель Русского Языка и Литературы
Иванова Вера Корнильевна
Якутск – 2021
1. Начало письменности на Руси
2. Первые школы на Руси
3. Как учились на Руси
Список использованных источников
Введение
Язык для человека является средством передачи чувств. С помощью языка люди начали писать книги, делали величайшие открытия, которые изменили мир. Вот поэтому язык играет важнейшую роль для человечества.
Цель: узнать, как повлияло появление письменности для человечества.
1) Узнать, когда появились первые школы
3) Расширить знания про обучение в Древней Руси
4) Узнать, когда появилась письменность на Руси
Не все знают, как появилась письменность и как учили на Руси.
Тема очень интересная.
1. Начало письменности на Руси
К тому времени Кирилл, вернувшись из Хазарии, уже приступил к работе над славянской азбукой и переводу греческих церковных книг на славянский язык. Еще до моравского посольства он создал оригинальную, хорошо приспособленную к записи славянской речи азбуку – глаголицу. Ее название происходит от существительного глагол, что значит слово, речь. Глаголица отличается графической гармоничностью. Ее многим буквам свойственен петлеобразный рисунок. Одни ученые выводили глаголицу из греческого минускульного (скорописного) письма, другие искали ее источник в хазарском, сирийском, коптском, армянском, грузинском и других древних алфавитах. Некоторые буквы глаголицы Кирилл заимствовал из греческого (иногда с зеркальным отражением) и древнееврейского (в основном в его самарянской разновидности) алфавитов. Порядок букв в глаголице ориентирован на порядок букв в греческом алфавите, а значит, Кирилл вовсе не отказывался от греческой основы своего изобретения.
Однако, создавая свою азбуку, Кирилл сам придумывает целый ряд новых букв. Он использует для этого важнейшие христианские символы и их сочетания: крест – символ христианства, искупления грехов и спасения; треугольник – символ святой Троицы; круг – символ вечности и т. п. Не случайно аз, первая буква древнейшего славянского алфавита (современная а), созданного специально для записи священных христианских текстов, имеет форму креста – .
2. Первые школы на Руси
3. Как учились на Руси
Каждая буква древнерусской азбуки имела своим названием определенное слово, начинающееся с этой буквы. Например, буква «Л» – «люди», буква «П» – «покой», буква «Ж» – «живете». И так со всеми буквами. Эта азбука называлась «Кириллица», в честь своего создателя, просветителя славян святого Кирилла. Нам сейчас трудно установить, как именно обучали грамоте в Древней Руси, ведь это было много-много лет назад. Но историки, изучая сохранившиеся записи, старинные загадки, пословицы, поговорки, предполагают, как это обучение могло происходить. Вероятнее всего, лет в 7–10 отдавали детей «мастеру грамоты» (так тогда называли учителя). Один учитель собирал у себя дома около десятка ребят и занимался с ними. Сначала заучивали азбуку. Ученики повторяли хором каждую букву, пока не запоминали. С тех пор сохранилась пословица: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Писали на воске писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Стержень у писала часто делали крученым, чтобы его легче было держать. Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу. Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Дощечку для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так, согнувшись, писали. Получалось, что не такое легкое это дело – писать. А какие книги использовали для обучения на Руси в старину? Учебными были книги церковные: Часослов и Псалтирь. Книги писали тогда на пергаменте – по-особому обработанной коже. Если было нужно, «кожаные» страницы можно было использовать многократно: острым ножом соскабливали написанное, и лист снова становился чистым. Надписи на пергаменте были устойчивыми, чернила хорошо впитывались, очертания букв сохранялись даже после нескольких смываний прежних текстов. Но книги, написанные на пергаменте, были дорогими, поэтому учителя часто переписывали отрывки текста из книг на бересту или писали по заказам родителей для детей «малые книжицы». Про древнерусские книги можно рассказать много интересного. Знаете ли вы, например, такую поговорку: «Прочитать от доски до доски»? Когда так говорят, имеют в виду прочтение книги от начала до конца. А пришла к нам эта поговорка из Древней Руси, где для сохранности, чтобы они не так быстро изнашивались, книги брали в переплет из деревянных досок. Доски иногда обтягивали кожей. Обложку на закрытой книге застегивали металлическими застежками поверх переплета. Доски часто украшали накладками из меди, бронзы, кости. Немало таких металлических и костяных накладок нашли археологи, эти детали сохранялись даже тогда, когда сами книги гибли во время пожаров, наводнений и других происшествий. Писали книги, как вы уже знаете, на пергаменте. Для этого нужны были чернила. Чернила ученики изготавливали сами из смеси сажи и клея или из наростов на листьях дуба. На пергаменте писали гусиными перьями. Их перед письмом тщательно обрабатывали: вначале соскабливали с них жир, затем втыкали их в нагретый песок или золу, потом удаляли ненужные перепонки и заостряли перо, после этого расщепляли конец пополам. Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.
После написанной этой работы я пришел к выводу, что дети раньше учились всерьёз, чем сейчас. Потому-что каждый ребенок может зайти в интернет и списать оттуда сочинение или посмотреть решебник.
Презентация «Как учили грамоте на Руси?» (проект)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект подготовили ученики 8 класса МОУ «СОШ п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области» Руководитель: Максимова С.В.
Цели: познакомить с историей обучения грамоте на Руси; Задачи: изучить статьи по данной теме; Ответить на вопросы: когда появились первые школы, чему учили детей в школах, кто учил грамоте
Сперва аз да буки, а потом другие науки.
Интересно, а все ли могут себе представить, как учили грамоте на Руси? А какой была тогда школа? Этой проблемой занимались многие историки-исследователи, чтобы искоренить издавна сложившееся мнение, что до Петра Первого на Руси вообще ничему не учили.
А больше всего нас заинтересовали статьи из монографии Даниила Лукича Мордовцева
Даниил Лукич Мордовцев (1830-1905), окончил гимназию в Саратове, учился сначала в Казанском, затем в С.-Петербургском университете, который окончил в 1854 году по историко-филологическому факультету. В Саратове же он начал литературную деятельность.
Первые школы на Руси были открыты в X веке по указу князя Владимира Красное Солнышко В. Пукирев «Дьячок объясняет крестьянам картину Страшного суда»
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
Одна из гравюр 1634 года изобразила школу довольно простой и незамысловатой. За простым длинным столом на лавке сидят босые ученики. На стене полка для книг. И что бросается в глаза современному ученику, так это плётка. За малейшую провинность, ученика ожидало наказание.В «Азбуковнике» (рукопись, вмещающая в себя несколько разных учебников) на первом листе располагалась песнь розге. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память». Но этот факт ни в коем случае не значит, что учитель мог использовать свою власть сверх меры.
На лавках сидят ученики. Они все босы. Значит, это школа не для богачей, а для простых детей.
В Древней Руси могли учиться элементарной грамоте все желающие Н.Богданов-Бельский «Устный счёт»
Дети начинали ходить в школу с семи лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведенному обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок. Изнутри класс похож на обыкновенную русскую избу.
«Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накаплются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют».
Для уроков нужны были «ручка» и «бумага» В школах писали на вощёных дощечках палочками, на коре берёзы, глиняных табличках, на пергаменте Берестяные грамоты, вощёные дощечки, писала. Новгород. XI – XV век
Писали на Руси на берестяной коре костяными или железными острыми палочками, на папирусе писали иголками. Затем люди придумали писать птичьими перьями. Перья брали гусиные или вороньи. Их сначала нужно было срезать наискось перочинным ножом. Писали гусиными перьями около 1000 лет. Чернила для письма делали из сока чернильных орешков, сажи и железного купороса. Название жидкости для письма образовалось от корня –черн-.
Гусиные перья часто ломались и их приходилось часто менять. Люди придумали стальное перо. Первое стальное перо появилось в Германии в 1748 году. Перо закрепляли на деревянный стержень, опускали в чернильницу и писали. Ещё в пятидесятые годы 20 века ваши бабушки и дедушки в школах писали стальным пером.
Грамота Церковное пение Грамматика («первая из семи знатных наук») Арифметика Геометрия (география и космогония) Иностранный язык История (изучение летописей) «Дворянские науки» с XVIII века (изящные манеры, фехтование, верховая езда, танцы и пение, стихотворство и рисование)
В древней русской школе не было ни переменок, ни директора, а всего лишь один учитель Не было отдельных уроков. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить Учитель оценки не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой, а не выучил – вот плётка, вот розги… Б.М.Кустодиев «Школа в Московской Руси»
Учёба начиналась с раннего утра и продолжалась до самого вечера с двухчасовым обеденным перерывом. А как они учили азбуку! Каждая буква имела своё название. Например: а – аз, б – буки, в – веди. Ученик должен был их знать по порядку и вразбивку. К тому же эти названия не представляли никакого смысла, только обозначали начальный звук. То, что это сделать было трудно, подтверждает и сцена из произведения А.М.Горького «Детство», где главный герой Алёша в сцене обучения его грамоте дедом сделал заключение, что слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им.
Часослов – это на церковно-славянском языке. Богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитв суточного богослужебного круга
В начале восемнадцатого века Пётр Первый провёл реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены гражданским шрифтом. Такого вида буквами с незначительными изменениями пользуемся и мы сейчас. М.В.Ломоносов писал: «При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянами, братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Кирилл и Мефодий составили азбуку, а затем перевели на славянский язык некоторые священные писания. Часть букв была взята из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.
Первым выпустил печатную книгу Иван Федоров (16 век). Долгое время он жил в Москве, был служителем церкви. Он много общался с иностранцами и от них узнал о том, как создать печатный станок. Когда Иван Грозный решил открыть типографию, он поручил это дело Ивану Федорову. Иван Федоров является создателем первой азбуки.
В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».
Суровой и наистрожайшей была дисциплина в школе. Нельзя было шуметь ни в здании, ни около него. Так как школа располагалась в доме, принадлежащем учителю, рядом с домами других жителей города. И ему было бы очень неприятно выслушивать от своих соседей недовольства, которые потом могли превратиться и в доносы церковному начальству. Поэтому весь день был расписан строго по правилам, даже пить разрешалось только три раза в день.
Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.
«Обучение грамоте» (фрагмент). Миниатюра из «Жития Антония Сийского» середина XVII в.
К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно-нравственных поучений.
А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».
«Азбуковник» гласит: В дом отходя, школьных бытностей не кажи, Сему и всякого товарища своего накажи. Словес смехотворных и подражание в школу не вноси, Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.
Это значит, Что ученикам запрещается рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит даже своим родителям. Если ученик ослушается, то его наказывали розгами.
«В школу добрую речь вноси, из неё же словеснаго сору не износи. В дом отходя, школьных бытностей не кажи, сему и всякому товарищу накажи». Из устава школы Феофана Прокоповича
Б. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»
К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ) При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) 12-20 лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».
А. Карнеев ОТПРАВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО МАЛЬЧИКА В УЧИЛИЩЕ
Морозов А. СЕЛЬСКАЯ БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА В сельской школе 19 века могло быть 3 или 2 учительницы. Одна из них слушает устные ответы, другая следит за выполнением письменных работ. Дети все разного возраста.
Г. Рыбаков ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ
История не стоит на месте, а вместе с нею народ всё время учился писать и читать. Этому подтверждение и то, как в царской России простые люди мечтали «быть учёными». И как советская власть сделала образование достоянием народа. И даже тот факт, как мой прадедушка в послевоенное трудное время стремился в школу, он так хотел учиться, но не получалось уже в силу других причин: нечего было обуть, одеть, поэтому в школу ходили через раз, по очереди. Так он окончил начальную школу.