Как учили в ссср

6 мифов о школе. Первый: образование в СССР было лучше, чем сейчас

Основатель проекта «Профессиональное электронное образование Е-проф», педагог Александр Молчанов написал пост к началу учебного года, в котором поставил под сомнение несколько распространенных мифов о советском и современном школьном образовании.

Дорогие мои коллеги! В честь начала учебного года хочется немного поставить под сомнение некоторые мифы о школе. Букв много, но думаю, что вам будет интересно их прочесть, а может, и вступить в дискуссию. И да, это всего-навсего мое частное мнение, не являющееся научной статьей, а потому доказывать с научной точки зрения я ничего не стану. Думайте сами и решайте сами.

Миф 1. Советская школа давала самое лучшее образование

Честно признаю, что, скорее всего, «лучшесть» образования измерялась в количестве учеников, владеющих базовым набором умений: читать, писать, считать. Этого хватало, чтобы обеспечить людей работой, остальные навыки могли быть приобретены через наставничество и самоизучение. Так работали в большинстве колхозов и совхозов, так работали на складах и на множестве производств. Чаще всего набор используемых навыков не менялся, поскольку срок работы человека был меньше срока эксплуатации оборудования на заводе и до модернизации было как до Берлина пешком.

Как учили в ссср. 590. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-590. картинка Как учили в ссср. картинка 590.

А потому хорошее образование отождествилось с умением прокормить семью и приносить пользу обществу. Одна мелочь, большая часть зарплат были уравнены в масштабах всей страны, почти без учета формирования добавленной стоимости в продукте. Модель экономики такая была. Почему не стоит верить в этот миф? В 90-е годы вся страна массово ставила заряжать воду к экранам телевизоров, хотя ничем иным как электронами существующие модели ее зарядить не могли, но про это все забыли. Также все забыли не только физику, но и математику с историей, и отнесли ваучеры в различные фонды типа «Хопер-Инвест» или «МММ», некоторые отдали свои ваучеры директорам заводов, тем самым выбрав себе новых хозяев, забыв все то, о чем писал Ленин и большевики. Читали же, конспектировали, учили наизусть и забыли напрочь…

Миф 2. Школа — это конвейер

Многие считают школу конвейером, продуктом индустриальной эпохи. Я и сам ее считал чем-то похожим. Но давайте-ка посмотрим на этот конвейер пристальнее. Каждый рабочий на своем месте делает определенную операцию, доведенную до автоматизма. Операция одна и та же, делает он ее сотни раз за день, и результат всегда один и тот же. В случае со школой даже в двух параллельных классах один учитель ведет уроки совершенно по-разному. Это как если бы автомобиль на конвейере «Форда» был желеобразным и рабочий никогда бы не мог угадать, какое колесо и куда надо прикрутить и каким винтом…

При этом есть разница между тремя учителями математики, которые работают по одной программе и по одному учебнику. Значит, школа — это артель ремесленников, где вроде бы все используют одинаковую глину и вроде бы делают одинаковую посуду, но каждая тарелка уникальна, и по тарелке можно определить мастера, который над ней работал. Попытка же провести индустриализацию школы закончилась на разработке теории программированного обучения, которая с треском провалилась, поскольку данный материал никогда не равен усвоенному, плюс огромное влияние личности как учителя, так и ученика в этом процессе.

Миф 3. Существует некая традиционная школа

Все говорят о традиционной школе, но никто ее не видел. Традиционная школа существует только в голове говорящего в виде воспоминаний. Обычно о ней говорят, начиная со слов «Вот у нас в школе…» или «Вот в наше время…» Увы, это свойство — памяти выкидывать все неприятное и оставлять самое яркое и приятное в памяти человека.

Как учили в ссср. 590. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-590. картинка Как учили в ссср. картинка 590.

Давайте напомню несколько фактов, чтобы вспомнилось и что-то иное. Вот у нас в школе выдавали порванные учебники, которые ты со слезами на глазах склеивал весь сентябрь в надежде, что в следующем году тебе дадут хорошие книги. Вот у нас в школе завуч отправлял ребенка домой, если он пришел без сменки. Вот у нас в школе в туалете не было сидушек на унитазах. Вот у нас в школах все стекла состояли из нескольких состыкованных, и каждый раз открывание окна могло закончиться трагедией. Вот у нас в школе надо было приходить в 5 утра, чтобы на нулевом уроке трудов в 7 часов поработать на станке. Вот у нас в школе могли задержать после уроков на 2 часа переписывать контрольную или, о боже, «учиться сидеть тихо» — ага, во 2 классе. Вот у нас в школе могли дать указкой по спине за случайную реплику в адрес учителя. И много другого. Но сейчас, спустя 30 лет, я могу честно сказать, что у нас была суперская школа, поскольку все это я забыл. Правда, учителей я помню только человек 7-8, которые были педагогами с большой буквы, а остальных также забыл, вместе с их выходками.

Миф 4. Все школы одинаковы

Есть такой миф, что все школы одинаковы. Увы, нет. И именно в школе роль личности в истории школы куда важнее, чем где бы то ни было. Причем как личности педагогов, так и личности директора. В моей школе сменилось 6 директоров, я видел их разных. Но были те, кто умел собрать команду, не требовать лишнего, прикрывать собой всех и делать новую школу. А были и такие, которые очень быстро дали шанс педагогам «косить бабло». И посыпались с разных сторон двойки ученикам в надежде на репетиторство. Ой, чего только не было.

Миф 5. В СССР учителя были лучше, чем сейчас

Миф о прекрасных учителях советской школы. Да-да, многие вспоминают, что учителя раньше были о-го-го, не то что нынешнее поколение ЕГЭ. Могу сказать честно: и тогда, и сейчас учителя были разные. Есть те, кто работал в школе по призванию, а есть те, кто в школу был «сослан», например из вузов, так и не проявив себя в науке.

Как учили в ссср. 590. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-590. картинка Как учили в ссср. картинка 590.

По факту учителя работали на одну ставку, могли заниматься саморазвитием, было время читать литературу («Учительскую газету», например, или методички) и т. д. При этом зарплата была сопоставима с инженерной зарплатой на производстве, а отпуск был больше. То есть профессия учителя была престижна в обществе, вне зависимости от слов «образовательная услуга» или «это миссия и призвание». Каким было в реальности количество плохих учителей, неизвестно. Поскольку тройной отбор (не поступил в хороший вуз — не смог перевестись — не смог найти иную работу) тогда был не таким очевидным.

Миф 6. После советской школы поступить в вуз было легко

Советская школа готовила так хорошо, что ребенок легко поступал в вуз. Давайте признаем честно, что так было до 80-х, и то не везде. Причина в хорошей зарплате и высоких рисках уехать на севера по этапу, если вдруг кто-то пожалуется или сдаст. Да, были «звонковые» студенты. Но моды на высшее образование не было, это было чем-то недостижимым. Да и зачем надо было идти в вуз, если отсрочки от армии это не давало, зарплата инженера не сильно отличалась от зарплаты хорошего рабочего в цеху (который мог получать еще надбавки за срочность, вредность, переработки и т. д.). И содержание вуза проходило по «квадратуре» площадей и их назначению, а не по количеству студентов.

Потому отбор на первый курс всегда был честный, в большинстве своем, но по уровню рассчитанный на самых лучших школьников. То есть некоторые задачки брались из сборников для олимпиад, причем из таких, которые не лежали на каждом углу. Кстати сказать, вся система оценивания — она про таланты и отбор, словно маркетинговую воронку кто-то из всей системы образования строил. В школе ставили 2-3-4-5, причем «5» — это идеальная работа, «4» — с замечаниями, «3» — много замечаний и ошибки, а «два» — совсем безнадежная работа. Если ты доходил с трояками до 8 класса, то тебе настоятельно рекомендовали идти в ПТУ. У хорошистов был шанс доучиться до 10 класса и попытаться поступить в вуз, но шансы были невелики. И все это понимали и не строили никакой трагедии. Оценки были субъективными. Получив «5» на выпускной математике в школе, можно было получить «3» в вузе на вступительном — и ни у кого не возникало мысли подать в суд на школу, что, мол, недоучили, обнадежили, а вон дитятко-то ничего не знает…

Пункты можно продолжать про парадные линейки и полезную политинформацию, про форму, на которой можно было висеть на деревьях, про медосмотры, которые ничего ни у кого не выявили, про физруков, трудовиков и учителей НВП, про уборку классов и натирание мастикой паркета. Да много про что…

Чем же была хороша советская школа? Так это тем, что она показывала модель реального общества в миниатюре. С цензурой, с репетициями показательных линеек и выступлений, с «накрыванием амбразуры» металлоломом или макулатурой, с зарницами и подметанием улиц, потому что листья осыпались и осень наступила, а дворник запил. Потом, правда, уклад поменялся в стране, а школа так и осталась артелью.

Некоторые педагоги-новаторы сотворили в своих школах чудеса, но тиражировать свои модели практически никто не смог, в силу того, что в артелях изменения передаются сложнее, чем внедрение нового изделия на конвейере. А потому ни попытка натянуть индивидуальные траектории на классно-урочную систему, ни внедрение метода проектов в обычной школе ни увенчается успехом. Да и цифровизация системы образования может только показать масштаб бедствия после длительной настройки и отсекания профанации и симуляции.

Одним словом, если мы хотим менять школу и школьное образование, надо вначале избавиться от иллюзии существования среднего ученика, среднего педагога и традиционной школы. И давайте не будем пытаться идти эволюционно и строить вначале конвейер после артели, а может, сразу к какой-то иной модели будем стремиться? Что думаете?

Фото на обложке: РИА Новости / Борис Бабанов

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Чему и как учили в советской школе

О вообще

В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.

Весь школьный курс был разделён на три этапа:

— старшие классы, с 8 по 10.

Как учили в ссср. 143552159 6469237 Znachok Oktyabryatskaya Zvyozdochka. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-143552159 6469237 Znachok Oktyabryatskaya Zvyozdochka. картинка Как учили в ссср. картинка 143552159 6469237 Znachok Oktyabryatskaya Zvyozdochka.Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.

Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.

В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.

Как учили в ссср. . Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-. картинка Как учили в ссср. картинка .С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.

Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.

Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.

В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.

Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.

В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.

Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).

8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.

9 и 10 классы

Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.

В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.

Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.

Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.

Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.

Рубрики:Прекрасная Эпоха 2.0 или Неповторимые 70-е

Метки: школа ссср история

Процитировано 9 раз
Понравилось: 28 пользователям

Как учили в ссср. fb big. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-fb big. картинка Как учили в ссср. картинка fb big. Как учили в ссср. tw big. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-tw big. картинка Как учили в ссср. картинка tw big. Как учили в ссср. vk big. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-vk big. картинка Как учили в ссср. картинка vk big. Как учили в ссср. mm big. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-mm big. картинка Как учили в ссср. картинка mm big.
Как учили в ссср. lj big. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-lj big. картинка Как учили в ссср. картинка lj big. Как учили в ссср. gp big. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-gp big. картинка Как учили в ссср. картинка gp big. Как учили в ссср. ok big. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-ok big. картинка Как учили в ссср. картинка ok big.

Как учили в ссср. . Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-. картинка Как учили в ссср. картинка .

Как учили в ссср. . Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-. картинка Как учили в ссср. картинка .

Как учили в ссср. . Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-. картинка Как учили в ссср. картинка .

Как учили в ссср. . Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-. картинка Как учили в ссср. картинка .

В школу молодой советский человек шёл, когда ему исполнялось 7 лет. Некоторые родители старались запихнуть своё чадо в учение в 6 лет, но педагоги относились к этому с прохладцей, потому как в 6 ребёнок ещё не готов к систематической учёбе не только морально-психологически, но и чисто биологически.

Весь школьный курс был разделён на три этапа:

— старшие классы, с 8 по 10.

Классы 1 по 3 относились к начальной школе. В этот период детей (НАС!) учили элементарной грамотности и давали первичные представления об окружающем мире.

Состав уроков начальной школы не менялся все три года, разве что только во 2 классе добавляли иностранный язык. Самым массовым был английский, однако в школах изучали и другие языки, включая самую разную экзотику. Полный комплект европейских я не говорю, а за суахили не ручаюсь, но мне известны люди, изучавшие в школьные годы (не факультативно, а в рамках общей программы) китайский, турецкий и фарси.

В первом классе нас принимали в октябрята. В чём был глубокий эссенциальный смысл этой «организации» по прошествии стольких лет я уже сказать не могу, но мы носили октябрятский значок и считалось что весь класс составляет один октябрятский отряд. Ну а в третьем классе, по достижении 9 лет, нас принимали в пионеры. Это уже был гораздо более осмысленный шаг, там требовалось хотя бы заучить правила пионеров Советского Союза. Формально можно было и не вступать и, по рассказам учителей и знакомых, такие случаи бывали. Как правило по причине тяжёлой формы христоза головного мозга у родителей.

С 4 класса жизнь школьника резко менялась. Прежде всего, менялся классный руководитель. Во вторых, теперь уроки шли в предметных классах и школьники переходили из класса в класс. Ну и естественно, каждому предмету полагался свой учитель.

Менялся и состав предметов, прежде всего, добавлялись новые, а кое-что пропадало.

Что там было в нормальных условиях в 4 классе сказать точно не могу, потому как школа в которой я учился была экспериментальной и по причине экпериментальности, многое там делалось через зад. И вот пик этого «через зад» пришёлся именно на мой 4-й класс. Дальше, то-ли нужные люди получили свои диссертации, то-ли самым рьяным вставили через тот же зад по самые гланды, но с пятого класса у нас всё более-менее пришло в норму.

В некоторых школах с 8 класса происходила специализация: биологический класс, математический класс итп.

Также где-то с 6 или 7 класса, точно уже не помню, летние каникулы урезали на один месяц: на июнь полагалась производственная практика. Конкретная реализация этой практики сильно зависела от конкретной школы, её связей с научными и производственными организациями, ВУЗами и тп. Частенько вся «практика» сводилась к тому, что детей сгоняли в школу, давали задание убираться и оставляли балдеть.

В 8 классе мы переступали 14-летний рубеж, покидали по возрасту пионерскую организацию и многие (но далеко не все) вступали в Комсомол. Вот комсомол это уже было вполне осознанное деяние. Там всё уже было по взрослому и индивидуально: заявление, рекомендации 2 членов ВЛКСМ или одного от КПСС, членский билет и членские взносы (для школьников = 2 коп/мес. Для сравнения = 2 коробка спичек или два стакана газировки без сиропа в уличном автомате, или один разговор по телефону в уличном автомате). Процедура вступления в комсомол была довольно длительной, комсомольские билеты вручали в райкоме.

Ходовое мнение было, что членство в ВЛКСМ упрощает поступление в ВУЗ и вообще карьерный рост. На деле многие мои одноклассники поступили в ВУЗ и без этого. С другой стороны, для некоторых ВУЗов членство в Комсомоле было обязательным (Высшая школа КГБ, например).

8 класс был очень важным рубежом: по его окончании проходили экзамены и ученики получали аттестат. А по результатам аттестата происходило разделение: кто-то продолжал учиться в школе с прицелом на ВУЗ, а кто-то отправлялся осваивать рабочие специальности в ПТУ.

Продолжалась история, подробно изучали историю СССР.

В 10 классе проходили астрономию, но большей частью уже проходили мимо.

Ну а завершалось всё Последним звонком (25 мая), выпускные экзамены (очень серьёзно! С плохим аттестатом про ВУЗ можно было сразу забыть!) и 25 июня проходили выпускные балы.

Выпускной бал проходил обычно в школе (что, IMHO, эссенциально правильно, ибо это не просто молодёжная пьянка, а прощание со школой). Начиналось всё с торжественного вручения аттестатов, потом пир. Пир этот предполагался безалкогольным и учителя с родителями следили, чтобы так и было. Но, естественно, уследить за всем не получалось, потому некоторые, особо выдающиеся личности надирались. Но это не было массовым явлением. Классы, кстати, оставались открытыми (кроме особо ценных и опасных помещений, типа библиотеки и каптёрки с реактивами в кабинете химии), так что бывшие уже школьники могли лишний раз поностальгировать в любимых классах.

Начинался бал вечером и завершался с рассветом. И мы, в последний раз, выходили из столь родных школьных дверей. В совершенно новую, уже взрослую, жизнь.

Источник

10 фактов о советском образовании, которые вас удивят

Как учили в ссср. f5c683e8071849e0474df3ca866fd1ac. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-f5c683e8071849e0474df3ca866fd1ac. картинка Как учили в ссср. картинка f5c683e8071849e0474df3ca866fd1ac.

Приближается ЕГЭ, и традиционно начинается спор о достоинствах и недостатках этого все еще непривычного постсоветского нововведения. Как и всегда в таких случаях, обсуждение экзаменов перетекает в одну из самых горячих тем — о советском образовании. Одни считают, что оно было лучшим в мире, другие уверены в противоположном. Но известная большинству система советского образования сложилась только в брежневскую эпоху, тогда как более ранние периоды скрывают немало сюрпризов. Было ли образование бесплатным и всеобщим, как оценивали знания, были ли контрольные и домашние задания — обо всем этом в материале Евгения Антонюка, который приводит малоизвестные факты о советском образовании.

Отмена вступительных экзаменов

Как учили в ссср. f95ab70d65bd7244703e8e0f3b52f95e. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-f95ab70d65bd7244703e8e0f3b52f95e. картинка Как учили в ссср. картинка f95ab70d65bd7244703e8e0f3b52f95e.Лекция в архитектурном училище | Картина «РОСИЗО»

Каждое лицо независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения, без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы. Воспрещается требовать от поступающих каких бы то ни было удостоверений.

Неграмотный с высшим образованием

Как учили в ссср. ea99c03ca8c509b59a632c3d9c85961f. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-ea99c03ca8c509b59a632c3d9c85961f. картинка Как учили в ссср. картинка ea99c03ca8c509b59a632c3d9c85961f.Деканат без ученых степеней | Фото: РИА Новости

Конечно, совсем уж неграмотные выпускники вузов встречались достаточно редко, но тот факт, что в такой системе что-то не ладно, быстро поняли сами большевики. Уже в конце 1920 года при вузах начала внедряться система рабфаков, которые в ускоренном порядке давали будущим пролетарским студентам азы школьной программы.

В 1932 году бригадно-лабораторный метод обучения был признан «педагогическим извращением» и запрещен. В вузах традиционная система лекций и семинаров окончательно вернулась к 1936 году.

Без уроков и контрольных

Как учили в ссср. b7086c934f5832bf8f0f03e4f0679e21. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-b7086c934f5832bf8f0f03e4f0679e21. картинка Как учили в ссср. картинка b7086c934f5832bf8f0f03e4f0679e21.Студенты обедают в кампусе Московского университета, 1925 | Фото: James E. Abbe

Поскольку школа была трудовой, каждый ученик должен был уделять значительную долю учебного времени производственному труду. В некоторых регионах в качестве эксперимента для школьников даже вводились обязательные трудовые планы, как на предприятиях, однако эксперимент был свернут из-за явной несовместимости с учебой.

Крупская так характеризовала главные задачи советской школы:

Во-первых, центром изучения в школе должна быть трудовая деятельность населения в ее прошлом и настоящем. Во-вторых, в организации школьной жизни производственный труд должен играть доминирующую роль. Затем необходимо выбирать формы труда, имеющие коллективный характер.

Как учили в ссср. ace56939b6e7227f351804d7efe31f81. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-ace56939b6e7227f351804d7efe31f81. картинка Как учили в ссср. картинка ace56939b6e7227f351804d7efe31f81.Студенты Московского университета, 1925 | Фото: James E. Abbe

Оценки под запретом

С середины XIX века и вплоть до революции в Российской империи действовали 2 шкалы оценки знаний. 5-балльная шкала во всех «гражданских» учебных заведениях и 12-балльная шкала во всех военных учебных заведениях.

1 сентября от Сталина

Как учили в ссср. 3c64bd4d08bbf6fdec3d25a8620bf00d. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-3c64bd4d08bbf6fdec3d25a8620bf00d. картинка Как учили в ссср. картинка 3c64bd4d08bbf6fdec3d25a8620bf00d.Студенты Московского университета, 1925 | Фото: James E. Abbe

До революции фиксированной даты начала учебного года не существовало. Лишь гимназии и университеты синхронно начинали учебный год 16 августа (29 августа по современному календарю). Все остальные учебные заведения начинали работать в сентябре. В земских и церковно-приходских школах в сельской местности учебный год мог начинаться в октябре-ноябре, после уборки урожая.

В раннем СССР учебные заведения также открывались вразнобой — с сентября по ноябрь. Только в 1935 году в рамках стандартизации образовательной системы было определено точное начало учебного года для всех заведений. Этой датой было выбрано 1 сентября.

Образование не для всех

Существует популярное заблуждение, согласно которому большевики первым делом после прихода к власти ввели всеобщее обязательное образование. Во многом это заблуждение сложилось под влиянием шумной кампании ликбеза и лозунгов о доступном образовании. Однако в действительности это произошло далеко не сразу.

Отделить детей от родителей

Как учили в ссср. 96480c5ebf5a602b78688962409d5f41. Как учили в ссср фото. Как учили в ссср-96480c5ebf5a602b78688962409d5f41. картинка Как учили в ссср. картинка 96480c5ebf5a602b78688962409d5f41.Учеба в сельской школе, 1930-е | Фото: LIFE

Среди наиболее левого крыла большевиков была популярна идея т.н. общественного воспитания, в рамках которого родители полностью устранялись от воспитания подрастающего поколения, а эти функции брало на себя государство.

В коммунах существовало самоуправление, ученики имели достаточно большую долю самостоятельности и влияния на учебный и рабочий процесс. К середине 20-х в СССР существовало порядка 200 образцово-показательных школ-коммун. Однако в дальнейшем эксперимент стали сворачивать. Средств на широкую сеть подобных школ не было, к тому же остро стояла проблема беспризорности.

К началу 30-х сохранилось лишь несколько подобных школ. В большинстве своем они были перепрофилированы под работу с трудными подростками и беспризорниками (действие знаменитой «Республики ШКИД» происходит именно в такой школе-коммуне). К началу войны все школы-коммуны были преобразованы в обычные общеобразовательные учреждения в связи со сменой идеологии в сфере образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *