имени барсученко кто это такой
Подмосковную станцию назвали именем 98-летней бабушки-героини: жизнь переводящей стрелки
«Тут ко мне подходят два солдата из бронепоезда и держат на мушке. «
Через два года этой великой женщине исполнится 100 лет. Однако, не дожидаясь юбилея, благодарные потомки решили сделать ей королевский подарок — именем Марии Тимофеевны Барсученко теперь названа железнодорожная платформа Савеловского направления, которая до недавних пор называлась весьма банально: 75-й километр. Будучи 20-летней девчонкой, которая переводила стрелки на железнодорожных путях во время войны, она была награждена орденом Красной Звезды за отвагу. И это как раз тот случай, перефразируя слова Козьмы Пруткова, когда звезда упала на заслуженную грудь.
Мария Тимофеевна — та самая стрелочница Маша, которая открыла путь легендарному бронепоезду НКВД, вовремя преградившему дорогу фашистским танкам, прорывавшимся перейти через канал и захватить Дмитров. Это был очень своевременный и важный вклад в победный исход битвы под Москвой, отмеченный орденом Красной Звезды. Фото: Из личного архива
Во время торжественной церемонии переименования платформы, на которую собралось около сотни человек, Мария Тимофеевна заметно волновалась. Она и на сам праздник стеснялась приезжать — от переживаний и перемены погоды у нее зашкаливало артериальное давление. Такого внимания к своей персоне она еще ни разу не наблюдала. И сейчас, в 98 лет, привыкнуть к популярности ей очень сложно. Но праздник завершился, Мария Тимофеевна приняла все поздравления и даже сказала несколько слов о том, что в годы войны каждый старался заниматься своим делом, не задумываясь, совершает он подвиг или нет.
Сейчас, в домашней обстановке, она немного успокоилась, оправившись от суеты, но мобильный телефон все равно у нее под рукой: в любой момент может возникнуть необходимость позвонить сыновьям или вызвать «скорую». Тем не менее наша героиня согласилась на то, чтобы «МК» слегка нарушил ее покой. Историю своей жизни она рассказала нам с большим удовольствием.
— Мария Тимофеевна, во время войны вы работали на той самой станции, которая теперь названа вашим именем?
— Нет, я работала на двух крупных станциях: Дмитров и Яхрома.
— Расскажите, пожалуйста, о событиях того времени. Как вы получили орден Красной Звезды?
— Не было никакого подвига. Было определенное стечение обстоятельств. Примерно 10 дней в 1941 году немец стоял под Яхромой. В тот день, когда фашисты пришли, я как раз дежурила. Сидела в маленькой будке на посту стрелочника. Мне пришел приказ пропустить товарный поезд. Я пропустила, а потом выяснилось, что одновременно пришел приказ об эвакуации, о котором я не знала. Все железнодорожники, включая начальника станции, уехали в Вербилки, а я осталась.
— Вас не успели предупредить?
— Не могу сказать, почему так получилось. Так или иначе кто-то должен был остаться переводить стрелки. В конце концов, железная дорога тоже была на военном положении, и все мы — военнообязанные.
Значит, вернулась я со своей смены, с поста стрелочника. И вижу, что никого на станции Дмитров уже нет. Ни человечка! Не успела опомниться, как по телефонной связи приходит распоряжение: пропустить на перегон бронепоезд с нашими солдатами. Они должны были дождаться подмоги. К ним на помощь спешили сибиряки, которых выгрузили в Загорске и которые до нас шли пешком 60 километров.
Фото: Из личного архива
— Получается, что мирное население было эвакуировано, а войска подойти не успевали. То есть несколько часов до прихода сибиряков город оставался совершенно пустым и немцы об этом не знали?
— А вы в это время переводили стрелки вручную?
— Они еще были засыпаны снегом. Я пошла их очищать. Потом понимаю, что одна стрелка замерзла и нужны силы, чтобы ее сдвинуть с места. Во мне было где-то 50 килограммов, я навалилась всем телом на нее и сдвинула. Но тут ко мне подходят два солдата из бронепоезда и держат на мушке. Они решили, что я хочу что-то подложить под поезд. «Да что вы, ребят, тут просто стрелка не отошла, я ее направляю», — говорю я. Они очень удивились: «Так ваши все уехали в Вербилки!» А я им: «Сегодня моя смена».
Уже потом, когда пришли сибиряки и бой закончился, я тоже отправилась в Вербилки — 25 километров прошла пешком. Так, представляете, меня эти ребята после войны разыскали и к награде представили!
— Мария Тимофеевна, вот что про вас написано в Википедии: «В ходе битвы за Москву под бомбардировками и непрекращающимся огнем обеспечивала приготовление маршрутов и ручной перевод стрелок на станции Дмитров. 28 ноября 1941 года под огнем противника приготовила на станции маршрут, обеспечила маневренность и продвижение бронепоезда №73 войск НКВД, который отразил атаку противника и уничтожил 8 танков, что существенно изменило оперативную обстановку в районе города Дмитров и подготовило условия для контрнаступления под Москвой».
— 8 танков — это еще я могу поверить. А в некоторых газетах писали про 30 танков! Я говорю: батюшки, да где ж они столько взяли?!
— Из статьи следует, что вы под пулями бегали по железной дороге и переводили стрелки. Картина для съемок героического фильма!
— Под пулями я не бегала. Я слышала только, как звенели провода. Потому что мост, где шла перестрелка, находился дальше от того места, где я переводила стрелки.
— Получается, что если бы вас тоже эвакуировали — некому было бы пропустить бронепоезд и исход боя мог оказаться совсем другим?
— Так посчитали люди, которые вручили мне орден.
Мария Тимофеевна Барсученко, в девичестве Литневская, сегодня — почетный житель города Дмитров. Фото: Из личного архива
— А вы сами — коренная жительница Московской области?
— Нет, я из Омска. В 1939 году приехала из Сибири в Подмосковье, к двоюродному брату. Пыталась найти здесь работу без прописки. Нашла. Только железная дорога давала тогда переселенцам право на прописку в Подмосковье. На должности младшего стрелочника я получала 17 рублей в месяц, а после войны меня послали на курсы дежурного по станции.
— Это правда, что вам приписали в паспорте целый год?
— С будущим мужем вы познакомились до войны или после?
— Мы познакомились в 1946 году. Его сестра работала со мной на станции, а он приехал к ней в гости с Украины.
— Это была любовь с первого взгляда?
— О романтике в те времена не очень думали. Мужчин осталось мало, поэтому брали всех — и без ног, и без рук. А он был молодым, здоровым мужчиной. Такими после войны не разбрасываются…
— Получается, он оказался одним из немногих, кого война не оставила калекой?
— Он ушел на фронт сразу после армии, прошел всю войну, но серьезных ранений у него не было. Однако здоровье было уже надорвано. Позже, когда он работал на домостроительном заводе, остался без ноги. Потом начались проблемы в правом легком… Он умер, когда ему было 74 года. Мне на тот момент исполнилось 70.
— Рождение вашей семьи выпало на послевоенные годы. Это ведь было очень тяжелое время. Как вы справлялись?
— Было действительно очень тяжело, ребятишки только родились. На еду нам хватало, а одеть их было не во что. И я шила, вязала как могла — одним словом, ходили они у меня в приличном виде. Мебелью обзаводились мы тоже очень медленно. Помню, за гардеробом целый месяц стояли в очереди. А сейчас все это — видишь? — на помойке валяется…
Фото: Из личного архива
— За работу, наверное, держались?
— Станция меня-то и вывела в люди. У меня же 4 класса образования. А работа была важная и ответственная. Стрелочник — он же самый главный на станции, он отвечает за всю безопасность на железной дороге. Когда я стала дежурной — новая была радость. Дежурным красивую форму выдавали. А вообще хочу сказать, что станция научила меня жить. Об этом, правда, в двух словах не расскажешь. Чтобы познать железную дорогу, надо пуд соли съесть.
— Не было каких-нибудь казусов на работе? Начальство не ругало?
— Однажды мне назначили трое суток ареста. Старшему сыну на тот момент было всего три месяца. На нашей станции тогда пришлось задержать товарный поезд на целых восемь минут. Это была не моя вина — скорее машиниста. Однако приходит приказ от начальника станции: «Трое суток ареста!» Я сразу к нему, на руках — маленький Сережа. Говорю: «У меня же сын грудной, как я с ним?!» Мне отвечают: «Мать посидит». Я говорю, что нет у меня матери. «Тогда муж посидит». Отвечаю, что он тоже на работе, да и ребенка нельзя оставить без молока. Раньше ведь только своим молоком и выкармливали младенцев, ничего другого не было. Обозлился начальник станции и отправил меня в профсоюз решать этот вопрос. А начальник профсоюзной организации оказался золотым человеком. Он сразу вспылил, начал кричать, что доложит об этой ситуации прокурору и будет за меня судиться. Потом попросил секретаршу налить мне чаю и отпустил домой. Я захожу в квартиру, а там на столе записка: «Выходи завтра на работу». Вот такая история была…
— Ваши дети, получается, росли у вас на работе.
— А что делать? Маленьких некуда было девать. А потом они пошли в сад, в школу. Я, неграмотная, старалась, чтобы хотя бы дети мои выучились. Они у меня получили высшее образование. Один окончил МАИ, работал на фрезерном заводе. Другой стал доктором, сейчас в Москве живет.
— Они вас опекают сейчас, должно быть?
— Беспокоятся за мое здоровье, но знают, что меня не уложишь в санаторий. Как говорит младший, «у нас мама отдыхать не любит». Старший сын иногда забирает меня на дачу. Там я выращиваю картошку, огурцы, кабачки, горох. Пока что все сама…
СПРАВКА «МК»
Историки назвали 28 ноября самым критическим эпизодом в сражении за столицу: немцам удалось форсировать Канал имени Москвы и захватить мост. Путь вражеским танкам был открыт, на том участке почти не было советских войск — Москве грозило окружение. Ликвидировать прорыв отправили бронепоезд НКВД №73 — тот самый, который встретила 20-летняя стрелочница.
Расклад был в пользу немцев: советский бронепоезд против нескольких танков, у которых куда больше возможностей для маневра. Фашисты подбили паровоз, и положение наших стало почти безнадежным. Потерявший ход бронепоезд — легкая мишень для танков. Шанс спасти его был только один: пригнать новый паровоз. И таковой нашелся — на станции Дмитров.
Пока бойцы перегоняли паровоз, Мария открывала путь. И боялась только одного: что ее убьют раньше, чем она успеет пропустить паровоз.
Уже потом Мария узнала, что в этот день спасенный бронепоезд отбил пять атак противника, уничтожил все танки и батальон пехоты. Подоспело подкрепление, к ночи немцев остановили.
Имени барсученко кто это такой
В субботу в Дмитровском городском округе остановочному пункту 75 километр Савеловского направления Московской железной дороги присвоили имя в честь железнодорожницы, ветерана Великой Отечественной войны, почетного жителя Дмитрова Марии Тимофеевны Барсученко, говорится в сообщении пресс-службы МЖД.
В торжественном мероприятии участие приняли Барсученко, министр физической культуры и спорта Московской области Роман Терюшков, глава Дмитровского городского округа Илья Поночевный, начальник участка Савеловского направления МЖД Артем Литвинов и руководитель волонтерского корпуса Дмитровского городского округа Татьяна Захарова.
«Марии Тимофеевне вручили приказ о переименовании остановочного пункта, подписанный генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым. В годы Великой Отечественной войны Мария Тимофеевна работала стрелочницей в подмосковном Дмитрове. Под атаками противника она переводила стрелки, обеспечивая пропуск и движение бронепоездов», – говорится в сообщении.
За отвагу Барсученко наградили орденом Красной Звезды.
Как уточняется в сообщении пресс-службы министерства физической культуры и спорта Московской области, гостей чествовал оркестр и детский музыкальный театр «Колесо».
Он добавил, что открытие переименованной платформы в честь стрелочницы – это лишь малая часть нашей всеобщей благодарности, которую в Подмосковье воплотили в жизни совместно с волонтерами «Живу спортом», РЖД и городской администрацией.
«Низкий вам поклон, долгих лет жизни. Теперь память увековечена. Каждый, кто теперь будет проезжать эту платформу, будет вспоминать о вашем подвиге. Спасибо, что дали возможность жить нам и всем тем людям, которые сегодня ехали с нами в электричке, которые живут в Дмитрове. Это ваша заслуга!» – подчеркнул министр.
Барсученко уточнила, что приехала в 18 лет из Сибири в подмосковный Дмитров к брату.
«Дорогие друзья, дети, внуки и жители Дмитрова! Я очень удивлена этим подарком. Вы сделали настоящий сюрприз! Спасибо», – сказала ветеран.
Она отметила, что в то время ей нужно было работать, но без прописки никуда не брали.
«Тогда я пошла устраиваться на железнодорожный вокзал. Меня отговаривали и говорили, что эта работа не для меня, что я могу попасть под поезд, под пули. Когда немцы были на подступах, было действительно страшно!» – заключила Барсученко.
Поночевный отметил, что все благодарны Марии Тимофеевне за подвиг, который она совершила во время войны, а также за бесценную мудрость, которую ветеран дарит сейчас.
Станцию в Дмитрове переименовали в честь ветерана Марии Барсученко
В честь ветерана Великой Отечественной войны Марии Тимофеевны Барсученко назвали железнодорожную станцию в Подмосковье. В 1941 году она обеспечивала продвижение бронепоездов. За отвагу стрелочницу наградили орденом Красной Звезды. А недавно активисты движения «Живу спортом» выступили с предложением переименовать одну из станций в Дмитровском городском округе в честь Марии Барсученко.
Как и много лет назад, Мария Барсученко перешагивает порог вокзала, только в этот раз впереди — не тяжелый рабочий день, а путешествие в прошлое. Стук колес каждый раз напоминает Марии Тимофеевне тот день, который изменил все — ее личную историю, и историю целой страны. В ноябре 41-го она, 20-летняя девчонка, бросилась на пути, чтобы очистить дорогу для бронепоезда.
Еще до войны Мария Барсученко устроилась работать на железную дорогу. Очень нужны были деньги и прописка. Когда в Московскую область пришли фашисты, она была стрелочницей. Стратегически важный объект — пути — нужно было круглосуточно охранять от врага. И обеспечивать маневренность составов. Враг захватил Яхрому и пытался прорваться на восточный берег канала Москва-Волга. Сил для сопротивления почти не было, спасти мог только бронепоезд. Мария Тимофеевна голыми руками очищала дорогу технике.
Источник фото: из личного архива М. Т. Барсученко
Источник фото: из архива Дмитровского краеведческого музея
«Поезд идет, метла сломалась, держу одной рукой красный сигнал, чтобы притормозил, другой рукой перо держу, чтобы притормозил, баланс перевожу и сама ложусь, чтобы перо прилегло, чтобы поезд не сошел с рельс, как только встал на рельсы, меня как подняло с этим балансом», — сказала Мария Барсученко, ветеран Великой Отечественной войны.
Источник фото: из архива Дмитровского краеведческого музея
Если бы не спасенный поезд, враг бы прорвался в Дмитров, а затем и в Москву. Марии Барсученко вручили орден Красной Звезды, а сегодня — ее именем назвали станцию в Дмитрове. Сюда и прибывает электричка. Переименование — инициатива волонтеров движения «Живу спортом». На платформе героиню встречают аплодисментами.
Источник фото: телеканал «360»
Источник фото: телеканал «360»
Мария Барсученко проработала на железной дороге до конца войны, вытаскивала раненных из-под завалов, до последнего дня охраняла транспортную артерию — это стратегически важный объект. И решила остаться на службе до самой пенсии — говорит, ей всегда нравились царившие там порядок и дисциплина. Сейчас Марии Тимофеевне — 98, она воспитывает детей и внуков, участвует в общественной деятельности, даже находит силы, чтобы печь пироги. А о наградах и названной в ее честь станции говорит просто: раз делают, значит, она это заслужила.
Дмитровскому ветерану Марии Барсученко исполнилось 100 лет. Она помогла поездам попасть на Перемиловскую высоту
Перемиловская высота около Дмитрова была точкой, где советские войска остановили немецких захватчиков, планировавших атаковать канал имени Москвы и затопить столицу. Марии Тимофеевне Барсученко тогда было всего 20 лет, работала она стрелочницей на железной дороге. Хрупкая девочка вручную перевела рельсы, чтобы проехал бронепоезд, который шел на помощь бойцам. В этом году Марии Тимофеевне Барсученко исполнилось 100 лет.
На торжество к прапрабабушке приехала вся семья. Чтобы их встретить, Мария Тимофеевна встала рано утром и приготовила блины. Несмотря на возраст, в ней еще до сих пор много энергии, а в работе на огороде она оставляет остальных далеко за спиной.
В Подмосковье она приехала из Сибири. В начале войны уже работала стрелочницей на железной дороге. Случай, как она пропускала бронепоезд, помнит до сих пор.
«Я пришла к дежурному, говорю, что приняла пост. А тут наш бронепоезд. Он бы не проехал и немцы бы захватили сначала Дмитров, а потом Москву», — рассказала она.
По ее словам, стрелку она передвигала вручную при помощи рычага. Давить приходилось всем весом. Все это происходило под обстрелом. Когда состав прошел, ее подкинуло вверх.
«Если бы не удержалась, я бы под поезд попала», — вспомнила она. Тот бронепоезд уничтожил восемь вражеских танков и полностью поменял расстановку сил в битве под Москвой.
Но это был не единственный случай, когда Марии Тимофеевне приходилось рисковать своей жизнью ради Победы.
Спустя 20 лет машинисты того поезда разыщут в Дмитрове отважную стрелочницу, которая не испугалась свистящих пуль. Общение и дружба сохранятся на всю жизнь. За подвиг с бронепоездом ее наградили орденом Красной Звезды. После окончания войны Мария Тимофеевна так и осталась работать на железной дороге. Проработала она там 57 лет.
В июле 2019 года по инициативе активистов движения «Живу спортом» именем Марии Барсученко назвали железнодорожную станцию в Дмитрове.
Платформу 75 км в Подмосковье переименовали в остановочный пункт «Имени Барсученко»
Платформу 75 км в Дмитровском городском округе Савеловского направления МЖД переименовали в честь железнодорожницы, ветерана ВОВ, почетного жителя Дмитрова Марии Барсученко. Об этом сообщает пресс-служба МЖД.
В торжественном мероприятии приняли участие сама Барсученко, министр физкультуры и спорта Подмосковья Роман Терюшков, глава Дмитровского горокруга Илья Поночевный, начальник участка Савеловского направления МЖД Артем Литвинов и руководитель волонтерского корпуса Дмитровского городского округа Татьяна Захарова.
Как отмечается в сообщении, Барсученко вручили приказ о переименовании остановочного пункта, подписанный генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозеровым.
В годы Великой Отечественной войны Барсученко работала стрелочницей в подмосковном Дмитрове. Под атаками противника она переводила стрелки, обеспечивая пропуск и движение бронепоездов. За проявленную отвагу ее наградили орденом Красной Звезды.
По словам Терюшкова, сложно переоценить то, что сегодня происходит. Он также выразил слова глубокой благодарности от губернатора Московской области Андрея Воробьева.
Он также подчеркнул, что открытие переименованной платформы в честь стрелочницы – это лишь малая часть нашей всеобщей благодарности, которую в Подмосковье воплотили в жизни совместно с волонтерами «Живу спортом», РЖД и городской администрацией.
Барсученко поблагодарила за такой подарок и рассказала, что приехала из Сибири в подмосковный Дмитров к брату, когда ей было всего в 18 лет. Она отметила, что в то время ей нужно было работать, но без прописки никуда не брали.